Внутрішні води євразії конспект уроку

Обновлено: 02.07.2024

Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, направленную на приобретение новых знаний и их первичное закрепление. Закрепить навыки работы с ИЛ (инструктивными листами), с картами атласа, с контурными картами.

Информация о многообразии речных систем и озёр Евразии, закрепление понятий исток, устье, правый и левый приток.

Индивидуальная, работа в парах.

Предметные: уметь читать физическую карту, изучить крупные речные системы и озёра материка Евразии, применять на практике ранее полученные знания, уметь владеть мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение.

Личностные УУД: развитие памяти, мышления, внимания у обучающихся, развитие эмоционально-ценностного отношения к природе материка, на котором живёшь, осознание важности и значимости изучаемого материала.

Регулятивные УУД: определять цели и задачи, использовать различные средства достижения цели учебной деятельности, работать по инструктивному листу, планировать свою деятельность, оценивать степень достижения цели урока, оценивать качество и уровень выполнения заданий.

Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы в различных источниках информации, проводить анализ и синтез учебного материала, формулирование выводов.

Коммуникативные УУД: организовывать свою работу по инструктивному листу, организовывать свою работу в паре, использовать разные источники информации для достижения цели.

Инструктивный лист (ИЛ)

Задание 1 (актуализация ранее полученных знаний). Работа в парах. Изучите физическую карту Евразии. Вспомните, как обозначаются на ней реки и озёра? Вспомните, что такое устье, исток реки, как определить правые и левые притоки реки? Сделайте вывод: много ли в Евразии рек и озёр?


Урок формирует представление об особенностях рек Евразии, о принадлежности их к бассейнам океанов, о влиянии климата и рельефа на режим рек. Ребятам предстоит познакомиться с крупнейшими объектами внутренних вод материка – речными системами и озёрами. Особое внимание уделяется вопросу: значения рек и озёр в жизни населения Евразии.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Внутренние воды Евразии"

Сегодня на уроке мы совершим экскурсию по внутренним водам Евразии. Где вы сможете изучить крупнейшие реки и озёра материка и узнать их значение в жизни населения Евразии.


Материк Евразия очень богат внутренними водами. Здесь находится самое большое бессточное солёное озеро мира – Каспийское море. Также Евразии принадлежит самое глубокое озеро нашей планеты – Байкал. На территории материка расположено один из самых солёных водоёмов на Земле – Мёртвое море….

Евразия – огромный по своим размерам материк. По нему протекают многие крупные реки нашей планеты. Озёра Евразии, как правило, выделяются своими размерами и глубиной.

Так как рельеф и климат разных частей Евразии неодинаковы, то и реки, и озёра на территории материка распределены крайне неравномерно.

Евразия – это единственный материк, берега которого омываются всеми океанами Земли. Следовательно, территория Евразии относится к бассейнам всех четырёх океанов: Атлантического, Северного Ледовитого, Тихого и Индийского. Центральная же часть материка относится к области внутреннего стока.


Реки Евразии

Рек на материке очень много. Они сильно отличаются между собой режимом и строением речных долин.

Большая часть рек Евразии имеет дождевой или снегово-дождевой тип питания. Те реки, которые берут своё начало в горах, получают воду от таяния ледников. Подземное питание играет большую роль в жизни рек, которые принадлежат к бассейну внутреннего стока.

Самыми длинными реками Евразии являются реки, которые протекают в Китае, – это Янцзы и Хуанхэ. Рассмотрим их подробнее.

Река Янцзы. Самая длинная и многоводная река Евразии. Она занимает четвёртое место в мире по полноводности и по длине, уступая лишь рекам Амазонке в Южной Америке, Нилу в Африке и Миссисипи в Северной Америке. Длина реки составляет 6300 километров.



В месте своего впадения в Восточно-Китайское море река образует огромную дельту, площадь, которой составляет около 80 тыс км 2 . Река Янцзы является средой обитания нескольких эндемичных и исчезающих видов, в частности китайских аллигаторов и китайских речных дельфинов (которые уже считаются вымершими).


Как вы думаете, почему её вода жёлтого цвета? Всё дело в том, что это река проходит через лёссовое плато, которое она без труда размывает из-за отсутствия травянистого покрова. Лёсс – это известковая осадочная горная порода палевого цвета, которую китайцы часто называют жёлтой землёй. Именно обилие в водах реки Хуанхэ взвешенных частиц лёсса и придаёт ей жёлтый оттенок.


Своё начало Хуанхэ берёт в восточной части Тибетского нагорья, далее протекая по территории Китая, она впадает в Жёлтое море, формируя в районе впадения – дельту. Длина реки составляет 5464 км.

Третье место по длине в Евразии занимает река Западной Сибири – Обь вместе с её притоком Иртышом. Иртыш – это самый длинный приток в мире. Длина Оби вместе с Иртышом составляет 5410 км.


В устье Обь образует Обскую губу и впадает в Карское море. Обская губа – это самый крупный залив Карского моря. Длина залива – более 800 километров, ширина от 30 до 80 километров. Стоит отметить, что кроме Оби в Обскую губу впадает ещё несколько рек.


В Карское море также впадает самая многоводная река Сибири – Енисей. Длина реки составляет 3487 километров. Главным образом Енисей располагается в горах Южной Сибири. Где основная часть территории покрыта сплошной тайгой.


Одной из крупнейших сибирских рек является река Лена. Длина реки – 4400 километров. Своё начало река берёт из небольшого озера в семи километрах к западу от Байкала. Впадает Лена в море Лаптевых.


Самая длинная река Европы – Волга. Волга – река, которая протекает в Европейской части России. Длина реки составляет 3530 километров. Своё начало река берёт на Валдайской возвышенности и впадает в Каспийское море. Волга – крупнейшая в мире река внутреннего стока, она не впадает в Мировой океан.


Своей полноводностью Волга обязана таянью снега. Согласно гидрологическим показателям около 60% воды в реке приходится на растаявший снег. Ещё 30% обеспечивается за счёт грунтовых вод. И лишь 10% воды попадает в Волгу в виде дождей.

Река Ганг. Это одна из самых полноводных и длинных рек Южной Азии. Длина реки составляет 2700 километров. Своё начало река берёт в западных Гималаях. Далее протекая на юго-восток, пересекает Индо-Ганскую равнину на севере Индии и затем впадает в Бенгальский залив.



Ганг часто называют одной из самых грязных рек мира. Причиной загрязнения является перенаселение городов вдоль реки. Уже начиная с верховья Ганг становится очень грязным из-за стоков, которые сбрасывают в реку население и многочисленный промышленные предприятия.


Озёра Евразии

Озёра Евразии многочисленны и разнообразны по происхождению, размеру, солёности и температурному режиму. Подобно рекам, по территории материка они размещены крайне неравномерно.


В северной части Евразии разбросано огромное количество озёр, котловины которых образованы ледником. Так, например, Ладожское озеро – крупнейшее пресноводное озеро в Европе. Площадь его составляет 17 тыс 870 км 2 .

На Ладожском озере обилие островов. Самый известный из них – Валаамский архипелаг. На его основном острове расположен почитаемый в христианском мире православный монастырь.


Берега Ладожского озера разнообразны. На севере они высокие, скалистые, обрывистые. Острова и северные берега озера издавна служили местом добычи строительного и декоративного камня.

Озеро Байкал в южной части Восточной Сибири, является самым глубоким озером нашей планеты. Площадь озера составляет 21 тыс 720 км 2 . Наибольшая глубина озера – 1642 метра.


Байкал – это сибирская жемчужина. Это одно из самых красивых и живописных озёр мира. Здесь настолько чистая вода, что можно видеть дно озера на глубине сорока метров. Байкал – старейшее озеро на Земле тектонического происхождения. Оно является хранилищем 20% мировых и 90% российских запасов пресной воды.


Продолжаем наше исследование внутренних вод Евразии. Там, где климат материка сухой и жаркий, озёр, как правило, очень мало, и они имеют солёную воду. Так, на стыке Европы и Азии расположено самое большое по площади солёное озеро мира – Каспийское море. Площадь озера составляет 371 тыс км 2 . Каспийское море является самым большим бессточным озером мира.


Второе по величине бессточное солёное озеро Евразии – Балхаш. Находится это озеро на юго-востоке Казахстана. Площадь его составляет 16 тыс 400 км 2 .


Уникальность этого озера состоит в том, что оно, узким проливом, делится на две части с различными химическими характеристиками воды. В западной части озера вода практически пресная, в восточной – солоноватая.


На территории Евразии также расположен один из самых солёных водоёмов на Земле – Мёртвое море. Это бессточное солёное озеро между Израилем и Иорданией. Площадь его составляет около 810 км 2 . Вода в этом море настолько солёная, что люди, плавая в нём, могут легко держаться на воде и не тонуть.




Реки и озёра Евразии играют очень важную роль в жизни населения материка.

Большую роль играют речные системы Евразии как транспортные пути. В густонаселённых странах Европы речные системы объединены каналами, что облегчает развитие судоходства и позволяет соединить транспортными путями многие европейские страны. Реки Евразии, особенно горных поднятий Западной, Южной и Юго-восточной Азии, обладают большими запасами гидроэнергии. Главным направлением использования поверхностных вод в Азии является ирригация, для орошения земель используется до 90% пресной воды.

Подведём итоги урока.

Евразия очень богата внутренними водами. Здесь находится самое большое бессточное солёное озеро мира – Каспийское море. Также Евразии принадлежит самое глубокое озеро нашей планеты – Байкал. Самая длинная река материка – Янцзы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для трансляции (открытый урок), а также по конспекту этого урока проводилась видеосъемка урока на аттестацию.

Конспект урок разработан с внедрением элементов ФГОС, а также урок сопровождается презетацией.



урок – путешествие

по географии в 7 классе)



Урок географии в 7 классе.

Тема: Внутренние воды Евразии.

Цели: Сформировать представление об общих особенностях внутренних вод Евразии. Познакомить с крупнейшими реками, озерами, болотами материка. Показать наличие современного оледенения и многолетней мерзлоты. Определить значение внутренних вод в хозяйственной жизни

Умение работать с к/атл, к/к, описывать реки с опорой на знания о климате, определить причинно-следственные связи, значение охраны внутренних вод.

Воспитание основ нравственной, экологической, коммуникативной культуры, учебного трудолюбия , интереса к предмету.

Оборудование: СД, физическая карта Евразии, таблицы, индивидуальные карты маршрута, знаки станций, хрестоматия, к/атласа, к/карты.

учитель: Здравствуйте. Ребята, Давайте проверим все ли готово к уроку. слайд 1

Вот огромный великан, слайд 2
Материк Евразия,
И куда ни глянь – во всем
Здесь разнообразие!

Озеро Байкал – Чистое, глубокое,
Горы Гималаи – Самые высокие.

Чем южней, тем жарче,
Просто – красота!
А на крайнем Севере
Вечно – мерзлота!

- Мы продолжаем знакомиться с самым крупным и уникальным материком Евразией. Учитель: для того, чтобы определить тему нашего урока, давайте вспомним, по какому плану мы изучали каждый материк: (ответы детей)

- географическое положение - рельеф - климат - внутренние воды - население - страны

- Записываем число и тему урока в тетрадь

- Мы знаем, что относится к внутренним водам?

слайд 3 еще щелчок мыши (да: реки, озера, ледники, болота, многолетняя мерзлота, подземные воды)

- А что мы знаем о внутренних водах Евразии? ничего

- Значит, какова будет цель нашего урока?

слайд 4 (Изучить особенности внутренних вод Евразии)

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по материку Евразия и выполним практическую работу

Но прежде, чем мы перейдем к изучению нового материала, повторим тему прошлого урока.

опрос Д З Скажите:

? – как изменяются климатические условия в Евразии? (с С-Ю, З-В)

?- в каких климатических поясах лежит материк?(во всех)

? - перечислите ( арктическом, субарктическом, умеренном, субтропическом, тропическом, субэкваториальном, экваториальном).

- А теперь я вам зачитаю характеристику климатического пояса, а вы должны назвать его:

В этом климатическом поясе находится Крайний Север Евразии. В течение года преобладает одна воздушная масса. Зимой морозно, а лето холодное? (арктический)

Этот климатический пояс имеет наибольшее протяжение с севера на юг. Преобладают западные ветры. Пояс постоянный, с холодной и снежной зимой и теплым летом. Осадки в летний период. (умеренный)

Пояс не тянется во весь материк. Занимает Аравийский полуостров. Пояс является постоянным. Осадков мало в течение всего года, температуры высокие, особенно в летний период. Здесь самые сухие и жаркие районы материка. (Тропический).

А теперь мы переходим к изучению Нового материала:

Новый материал:

Реки и озёра такого громадного материка, как Евразия отличаются большим разнообразием, которое зависит от особенностей рельефа и климата. Ни один материк не может сравниться с Евразией по количеству крупных рек. Свои воды они несут ко всем 4 океанам планеты + занимают территорию внутреннего стока.

слайд 6


Каждая река уникальна по своему и имеет свой тип питания и режим.

Озера Евразии многочисленны и разнообразны по происхождению, размерам и водному режиму. Одни имеют тектоническое строение, другие ледниковое, третьи вулканическое; по водному режиму: сточные и бессточные.

Подобно рекам, по территории материка они размещаются неравномерно.

Особенно велика численность озёр в северо-западной части Евразии. Уникальные озера Каспийское, Аральское, Байкал, Мертвое.

Немаловажную роль для материка играют ледники и многолетняя мерзлота

Значительная часть Евразии покрыта современными ледниками. Они имеются на многих северных островах в Исландии, Шпицбергене, на Новой Земле, а также в самых высоких горах - в Альпах, Гималаях, на Тянь-Шане, Памире. Сползая вниз, горные ледники дают начало многочисленным рекам. В жарких странах -вода идет на орошение. Особенно широко используется воды рек Хуанхэ, Янцзы, Инда, Ганга, Амударья.

Многолетняя мерзлота- слайд 9

На большой территории Северной Евразии распространена многолетняя мерзлота. Она охватывает почти одну треть территории азиатской части материка. Мерзлый слой горных пород содержит лёд и имеет большую толщину на Кольском, полуострове Таймыр. Летом мёрзлый слой оттаивает на глубину 40-150 см.

Реки, текущие по слою мерзлого грунта, широко разливаются весной, образуя болота. Они затрудняют строительство дорог, жилищ. слайд 10

Учитель: слайд 10 еще щелчок

А сейчас приступим к выполнению практической работы, работать будем в группах:

У вас на партах лежат карточки, в которых по 3 задания, внимательно читаете и выполняете работу, вашей опорой будет параграф 51 учебника, атласы по географии и дополнительные материалы, которые лежат у вас на партах

1 Задание: Дать характеристику рек по плану

Где берет начало, куда впадает( исток-устье)

Время выполнения 5 минут

Время! Проверяем – ученики по очереди выходят к карте, рассказывают.

2. Задание: Дать характеристику озера по плану:

внимательно читаем задание, на выполнение задания 5 минут

Происхождение бывает ледниковое, тектоническое, вулканическое

Карточки с заданиями:

Карточка№ 1:Опишите озера Ладожское, Онежское

Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность? (Ладожское –самое крупное озеро Европы, Онежское – второе по величине в Европе, чистая вода; происхождение -ледник, опуск 3к)

Карточка№2: Опишите озера Каспийское, Байкал, Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность? ( Каспий – самое большое бессточное море-озеро планеты, тект, Байкал- самое глубокое и чистое,

ответы детей: уникальные озера

3. задание индивидуально каждому время 3 минуты

Вопрос №1. Назовите источники загрязнения гидросферы?

Вопрос №2. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?

а) выбросите его в реку

б) оставите на берегу

в) поступите как-то иначе.

Вопрос №3. Если вам представится возможность - построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?

а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья.

б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку.

Для закрепления изученного материала проведем небольшой проверочный тест (на всякий случай)

самооценка деятельности в листах

Молодцы! А теперь подведем итоги! мы достигли цели урока?

слайд 14

Учитель: Подведение итогов ( беседа по целям урока

Домашнее задание: § 51 к/карта: слайд 15

нанести 5 рек России

-Пусть на земле не умирают реки

пусть стороной обходит их беда,

пусть чистой остается в них навеки

студеная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою.

Большие дяди, взрослые мужчины,

храните речку светлую мою. Э.Огнецвет.

Урок окончен До свидания!

- Вопрос №1. Назовите источники загрязнения гидросферы? (Нефть, промышленность, сельскохозяйственные отходы, бытовые отходы, тепловые загрязнения, радиационное загрязнение, судоходство, лесосплав, туристы)

- Вопрос №1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?

а) выбросите его в реку

б) оставите на берегу

в) поступите как-то иначе.

- Вопрос №3. После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия: а) ничего не стану делать- пусть природа сама разбирается

б) наловлю и сварю уху

в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.

г) поступите как-то иначе.

- Вопрос №4. Если вам представится возможность- построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?

а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья.

б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку.

- Вопрос №5. На какой лодке вы предпочитаете кататься на малой реке- на моторной или вёсельной? Почему?

Оценка деятельности учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование представления у школьников об обеспеченности материка Евразия внутренними водами.

Задачи:

Оборудование:

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-путешествие

Интеграционные связи: история, литература, экология

ПЛАН УРОКА

I.Организационный момент (1 мин.)

II.Повторение изученного (5 мин.)

III. Актуализация (3 мин.)

IV. Решение учебных задач (25 мин.)

V. Физминутка.

ХОД УРОКА

I Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте! Меня зовут Исмагамбетова Нурия Сабетовна. Сегодня на уроке мы повторим изученный ранее материал и совершим путешествие. Я желаю всем хорошего настроения! И так приступим!

Ответьте на вопросы:

–Площадь Евразии ? (54 млн.км)
–Самые высокие горы и пик?(Гималай, Джомолунгма 8848км)

- Самое низкое точка? (мертвое море -403м)

Молодцы! А теперь давайте решим тесты и проверим их друг у друга.

1. Площадь материка Евразия (в млн. кв. км).:

2.Сколько частей света выделяют на материке:

3.Самое низкорасположенное место в Евразии:

В) Турфанская впадина

С) впадина оз. Лобнор

D) впадина Мёртвого моря

Е) Прикаспийская низменность

4.Самыми высокими горными системами Евразии являются:

А) Гималаи, Памир, Тибет Б) Анды, Кордильеры, Аппалачи

В) Скалистые горы, Береговой хребет

5.Полуострова, являющиеся частью территории Евразии:

A) Малая Азия. Аравийский.

B) Арнемленд. Сомали.

C) Калифорния. Аппеннинский.

D) Пиренейский. Ямал.

E) Малая Азия. Аравийский. Пиренейский. Ямал

6. Океаны, омывающие Евразию;

А) Тихий и Индийский.

B) Тихий. Индийский. Атлантический.

C) Северный Ледовитый. Тихий, Атлантический, Индийский.

D) Индийский. Северный Ледовитый и Атлантический.

E) Индийский, Атлантический

7. Самое большое по площади озеро, которое находится в Евразии.

A) Аральское море.

Е) Каспийское море

8. Самая высшая вершина-Эверест принадлежит к горной системе:

9.Самое глубокое озеро Евразии:

10. Самое глубокое место в Тихом океане:

B) Марианский желоб.

C) Кормадекая впадина.

D) Центральная Тихоокеанская впадина.

E) Японский залив.

III. Актуализация (3 мин.)

Объявление темы урока и постановка учебных задач перед учащимися.

Учитель: Мы продолжаем изучение самого крупного материка планеты – Евразии, материка, на котором мы живём. Сегодня совершим виртуальное путешествие по внутренним водам Евразии. Ребята, а какие типы внутренних вод вы знаете? (Реки, болота, озёра, подземные воды, ледники, водохранилища, пруды, многолетняя мерзлота) Что мы возьмём с собой в дорогу, чтобы не сбиться с пути? (Атлас, учебник, карту и др. ответы уч-ся)

Отправляемся в первый регион:

Бассейн Северного Ледовитого океана охватывает крупнейшие реки: Обь,Енисей, Лена, Иртыш, Ангара.

Эти реки имеют смешанный тип питания, в основном снеговое и дождевое. На горных реках в верхнем течении построены гидроэлектростанции. Крупные равнинные реки используются для судоходства и сплава леса.

Назовите реки и обозначьте их на контурной карте.

Бассейн Атлантического океана охватывает крупнейшие реки: Дунай, Рейн, Висла.

В питании рек на севере повышается доля дождевой и снеговой воды, а на юге в питании рек начинающихся с гор – ледниковой и дождевой воды. На значительном протяжении они судоходные. На юге воды рек используют для полива полей, садов и огородов.

Назовите реки и обозначьте их на контурной карте.

Бассейн Тихого океана охватывает крупнейшие реки: Амур, Янцзы, Хуанхэ, Меконг. В условиях муссонного климата уровень рек изменяется в соответствии в сезонами года. Зимой, в зависимости от географической широты, некоторые реки замерзают. Все они, кроме мелких рек на севере, имеют дождевой тип питания. На значительном протяжении они судоходны.

Назовите реки и обозначьте их на контурной карте.

Бассейн Индийского океана охватывает крупнейшие реки: Инд, Ганг, Брахмапутра, Тигр и Евфрат. Так как эти реки начинаются в горах, то питаются они талыми водами ледников и дождевой водой. Во время летних дождей уровень рек резко повышается. Воды рек используются в основном для орошения посевов.

Назовите реки и обозначьте их на контурной карте.

К внутреннему бессточному бассейну относятся реки значительной части Восточно-Европейской равнины, Уральских гор, Кавказа, почти всей территории Центральной Азии и, в том числе, Казахстана, Иранского нагорья и внутренних районов Аравийского полуострова. Реки: Урал, Волга, Амударья, Сырдарья, Или.

Назовите реки и обозначьте их на контурной карте.

Учитель: А теперь давайте немного отдохнем.

V. Физминутка.

Название крупных озер:

В глубоких разломах:

Назовите озерf и обозначьте их на контурной карте.

Вся в пену взбитая вода,
Шумит, накатывая вал.
Вот так случается всегда,
Когда штормит седой Байкал.
Он весь энергией бурлит,
Разрядка – молния и гром.
Свинцовой тяжестью налит,

Бросает к берегу паром.
Волна кипит и сгоряча
Мутит прибрежные пески.

VI. Закрепление изученного (6 мин.)

1

2

3

4

5

1. Река бассейна Атлантического океана (Дунай)

2. Самое глубокое озера мира ( Байкал)

3.Реликтовое озеро (Ван)

5. Река бассейна Индийского океана( Тигр)

Задание №2. Найди соответствие.

Главные признаки рек и озер

1. Реликтовое озеро

2. Река в бассейне Индийского океана.

3. Река в бассейне внутрен­него стока

4. Река имеет смешанное, ледниковое - дождевое питание.

5. Относится к бассейну Северного Ле­довитого океана.

6. Глубочайшее озеро Земли

– Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Мы с вами сегодня побывали на берегах рек и озёр материка Евразия. Надеюсь, что в будущем вы сможете увидеть воочию многие из этих мест.
Допишите в свои журналы путешествий одно название из кроссворда, куда бы вы отправились в первую очередь. Сдайте свои работы.

VIII. Домашнее задание: §20 стр. 79-83

География 7 класс

Дата: 16.04.2015

Тема урока: Внутренние воды Евразии

Цель: формирование представления у школьников об обеспеченности материка Евразия внутренними водами.

Образовательные: выявить особенности размещения рек и озёр по территории материка,

Развивающие: продолжить формирование умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, развивать картографические и творческие навыки учащихся.

Воспитательные: воспитание высоких эстетических чувств и качеств, экологической сознательности, приобщение к духовным и природным ценностям человечества

Оборудование:

физическая карта Евразии,

учебники и атласы для 7 кл.,

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-путешествие

Интеграционные связи: история, литература, экология

I.Организационный момент (1 мин.)

II.Повторение изученного (5 мин.)

III. Актуализация (3 мин.)

IV. Решение учебных задач (25 мин.)

V. Физминутка.

I Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте! Меня зовут Исмагамбетова Нурия Сабетовна. Сегодня на уроке мы повторим изученный ранее материал и совершим путешествие. Я желаю всем хорошего настроения! И так приступим!

II.Повторение изученного (5 мин.)

Ответьте на вопросы:

–Площадь Евразии ? (54 млн.км)
–Самые высокие горы и пик?(Гималай, Джомолунгма 8848км)

- Самое низкое точка? (мертвое море -403м)

Молодцы!! А теперь давайте решим тесты и проверим их друг у друга.

1. Площадь материка Евразия (в млн. кв. км).:

2.Сколько частей света выделяют на материке:

3.Самое низкорасположенное место в Евразии:

В) Турфанская впадина

С) впадина оз. Лобнор

D) впадина Мёртвого моря

Е) Прикаспийская низменность

4.Самыми высокими горными системами Евразии являются:

А) Гималаи, Памир, Тибет Б) Анды, Кордильеры, Аппалачи

В) Скалистые горы, Береговой хребет

5.Полуострова, являющиеся частью территории Евразии:

A) Малая Азия. Аравийский.

B) Арнемленд. Сомали.

C) Калифорния. Аппеннинский.

D) Пиренейский. Ямал.

E) Малая Азия. Аравийский. Пиренейский. Ямал

6. Океаны, омывающие Евразию;

А) Тихий и Индийский.

B) Тихий. Индийский. Атлантический.

C) Северный Ледовитый. Тихий, Атлантический, Индийский.

D) Индийский. Северный Ледовитый и Атлантический.

E) Индийский, Атлантический

7. Самое большое по площади озеро, которое находится в Евразии.

A) Аральское море.

Е) Каспийское море

8. Самая высшая вершина-Эверест принадлежит к горной системе:

9.Самое глубокое озеро Евразии:

10. Самое глубокое место в Тихом океане:

B) Марианский желоб.

C) Кормадекая впадина.

D) Центральная Тихоокеанская впадина.

E) Японский залив.

III. Актуализация (3 мин.)

Объявление темы урока и постановка учебных задач перед учащимися.

Учитель: Мы продолжаем изучение самого крупного материка планеты – Евразии, материка, на котором мы живём. Сегодня совершим виртуальное путешествие по внутренним водам Евразии. Ребята, а какие типы внутренних вод вы знаете? (Реки, болота, озёра, подземные воды, ледники, водохранилища, пруды, многолетняя мерзлота) Что мы возьмём с собой в дорогу, чтобы не сбиться с пути? (Атлас, учебник, карту и др. ответы уч-ся)

Отправляемся в первый регион:

Бассейн Северного Ледовитого океана охватывает крупнейшие реки: Обь ,Енисей, Лена, Иртыш, Ангара.

Эти реки имеют смешанный тип питания, в основном снеговое и дождевое. На горных реках в верхнем течении построены гидроэлектростанции. Крупные равнинные реки используются для судоходства и сплава леса.

Назовите реки и обозначьте их на контурной карте.

Бассейн Атлантического океана охватывает крупнейшие реки: Дунай, Рейн, Висла.

В питании рек на севере повышается доля дождевой и снеговой воды, а на юге в питании рек начинающихся с гор – ледниковой и дождевой воды. На значительном протяжении они судоходные. На юге воды рек используют для полива полей, садов и огородов.

Читайте также: