Русская народная сказка по щучьему веленью конспект урока презентация

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: наглядный материал с изображением Емели, щуки, леща, дворца, карточки с записями слогов, сигнальные карточки синего зелённого, красного цвета, карточки с цифрами "1", "2", "3".

Организационный момент. Актуализация знаний.

- Дорогие ребята, каждый из вас хорошо знает сказку "По щучьему веленью", а сегодня мы попробуем сами сочинить новую сказку и назовём её "По-щучьему веленью - Емеля на уроках чтения". Насколько активно вы будете участвовать в этой сказке, настолько она получится интересной.

Повторение пройденного материала.

-Как вы помните, ребята, сказка закончилась такими словами:

А вот и нет, ребята, сказке не конец. Слушайте начало новой сказки.

"Узнала Марья царевна, кто ему помогает и говорит "Хочу, что бы твоя щука у нас во дворце жила, в аквариуме и исполняла все мои капризы. Даю тебе три своих желания. Если их не исполнишь - не будешь со мной жить во дворце".

Вышел Емеля в самую большую, высоченную и тёмную комнату и как крикнет: "По - щучьему веленью, по моему хотенью, выходи щука ко мне! Щуки нет, а кто-то отвечает: "мне-мне". Он опять: "Выходи!" Кто-то кричит: "ди-ди- ди". Не поймёт Емеля кто это".

-Ребята, как вы думаете, кто это дразнится? (это- эхо)

Повторение предыдущего урока, слов на букву Э.

-Эхо(анализ первого звука).

-Какой первый звук? [э].

-На письме обозначается буквой - "э".

-Охарактеризуйте её (гласная первого ряда).

1. Работа над новым материалом.

"Пошёл Емеля сам искать свою щуку. Пришёл опять на речку, подошёл к проруби, засучил рукав, опустил в прорубь руку и кого-то поймал."

-Кого - же, ребята, поймал, угадайте?

Повожу в воде рукой
И поймаю щуку
Ох, поймался в руки:(лещ)
Нет царевны щуки.

Сказал тогда Емеля: "Что ж сгодится на уху, иль пожарю, иль сварю".

Давайте "почистим леща, разберём по косточкам" - т.е. сделаем слога - звуковой анализ слова "лещ".

-Сколько слогов? (1)

-На какой звук падает ударение? (Э)

-Составим схему: произносим каждый звук и составляем схему на наборном полотне, проверяем себя по схеме учебника (Работа с сигнальными карточками с места)

2. Постановка темы урока.

-Выделим последний звук в слове "лещ" (щ - щ - щ).

Вывод: согласный, шипящий, глухой всегда мягкий. Звук (щ) на письме обозначается буквой "Щ, щ". Это и есть тема сегодняшнего урока: "Буква Щ, щ".( Показ образца на доске и в учебнике).

-На что похожа буква Щ? (Чтение стихотворений про букву).

На расчёску Щ похоже.
Три зубца всего? Ну что же!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.

3. Чтение слогов и слов с доски со звуком[ Щ].

Работа с карточками "1", "2", "3".

-Сколько гласных в слове? (Учитель показывает на слово - дети соответствующею карточку с номером).

-Прочитайте слова с 1 слогом, с 2-мя слогами, с 3-мя слогами.

4. Чтение слов и стихотворений с учебника "Азбука" с.187

Вернёмся к нашему Емеле.

"Опустил опять Емеля руку в прорубь, поймал щуку, стал тянуть и приговаривать":

-Что же приговаривал Емеля? Это мы узнаем на с.186 "Азбуки"

5. Чтение скороговорок:

Щуку я тащу, тащу

Щуку я не упущу.

Щуку и леща в роще не сыщешь.

Задание: подчеркнуть сочетания щу, ща

-Запомни правило на следующей странице учебника с.188

-А я вам прочитаю стихотворение на это правило.

Сочетанья чу и щу

Пишем только с буквой у

Чушка, щучка, укачу,

И лечу, кричу, свищу.

Ча и Ща, Ча и ЩА-

Роща, чаща и свеча.

Пища, туча, саранча-

С буквой а и Ча и Ща.

"Вытащил Емеля щуку из речки. Говорит он ей: "Пойдём ко мне жить. Будешь жить в королевском аквариуме, и исполнять наши желания". Вот исполни пока три желания Марьи-царевны".

А щука отвечает: "Жить я к тебе не пойду и исполнять ваши желания не буду. Делай всё сам!" И ускользнула из рук Емели опять в воду, и стала жить-поживать у себя на дне морском".

6. Работа с сюжетной картинкой учебника на с. 186-187

-Посмотрите ребята, на картинку и вы увидите, чем же щука на дне морском занимается. Ответьте на вопросы:

-Что на голове у щуки? (колпак)

-Что лежит перед щукой? (волшебная книга)

-Что делает щука? (читает волшебную книгу)

-Наверно, говорит какие-то заклинания волшебные.

Одела щука свой колпак. Взяла свою волшебную книгу. Открыла её. Стала щука читать свои заклинания.

-Что раньше делал Емеля? (лежал на печи)

-Какой был Емеля? (ленивый)

-Кто за него всё делал? (щука)

-Теперь, когда щука ему отказалась помогать, он решил обратиться к вам ребята:

"Ой, ребятки, помогите,
И три желания исполните
Не хочу я жить в избе,
А хочу жить во дворце".

7. Работа с учебником: с. 188 чтение загадок.

"Первое желание: " Принеси мне, Емеля, витамины"

-Какие же, ребята, витамины? А отгадка в учебнике на с. 188.

Первая отгадка - морковь. Медики всегда славили морковь . В моркови содержится витамин А, улучшающий зрение.

Вторая отгадка - лук. Лук - витамины С, Б, эфирные масла, которые убивают микробы. В старину разрезали луковицы пополам и ставили в разных местах комнаты с тяжелобольными людьми. Запах лука убивал микробы.

Третья отгадка- капуста. Пифагор уверял, что капуста придаёт человеку бодрость и хорошее настроение. Также капуста великий борец с микробами.

Четвёртая отгадка - репа. В репе очень много сахара и витамина С, очень полезного для организма.

8. Работа с дидактическим материалом.

"Второе желание: "Привези, Емеля, дрова".

Дрова не простые. Есть начало полена и конец. Необходимо их сложить, чтобы можно было увезти домой.

"Устал Емеля, решил он о тдохнуть, на пригорке".

-Нет, Емеля, неправильно отдыхаешь. Как мы отдыхаем? (Проводим физминутку). Угадайте загадку, досказав словечко:

Однажды мне сказали:

- Боимся мы щекотки

Сапожной строгой: (щётки)

-Какие ещё бывают щётки мы узнаем из стихотворения на с. 189 учебника

9. Чтение и проведения физминутки по этому стихотворению:

Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой - башмаки,
Этой щёткой чищу брюки,
Все три щётки мне нужны.

"А тем временем, пока Емеля находился у нас на уроке, во дворце в самом тёмном углу дворцовой комнаты происходила такая история .Какая же?"

10. Чтение стихотворения по учебнику с.189 про щенков. Разбор стихотворения, выделения главной мысли. Подчеркнуть слова с буквой "Щ."

Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке
Да у щётки половой
Палка есть над головой
Палка щёлк щенков с плеча
Два щенка ушли ворча.

11. Чтение третьего задания.

"Третье задание найдёшь на с.189 учебника "Азбуки".

На рисунке вещи: ящик, щётка, плащ, клещи. Назови и объясни, для чего нужны они.

Итог урока.

-Молодцы, ребята, выполнили все задания Марьи- царевны. Теперь Емеля может идти к себе во дворец.

Вот такой у нас получился урок-сказка.

С какой буквой мы познакомились на уроке? С буквой Щ, щ.

А теперь я узнаю, понравилось вам на уроке-сказке. Вы на своих карточках с изображением человечка, нарисуйте улыбку, если вам понравилось, а если не понравилось, то уголки губ опустите вниз.

Урок знакомит обучающихся с русской народной сказкой "По щучьему велению", прививает любовь к чтению, учит передавать динамику событий, действия героев сказки посредством цветовых и тональных контрастов цветной бумаги, способствует формированию творческого воображения; развивает эстетическую восприимчивость.

ВложениеРазмер
_izo_prezent_po_shchuch_vel_.pptx 2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Страну чудес откроем мы. И встретимся с героями. В строчках на листочках, Где станции на точках.

Иллюстрация рисунок, раскрывающий литературное произведение Иллюстратор художник, оформляющий книгу, раскрывающий средствами художественной графики содержание литературного произведения

Художники-иллюстраторы Евгений Михайлович Рачев Иван Яковлевич Билибин

Евгений Михайлович Рачев

Иллюстрации к сказке …

Иван Яковлевич Билибин

Ест большие калачи. Чай сам наливается По его хотению, А сказка называется

18 Знай, от сказки хмурый день светлей, Знай, от сказки в жизни чудо происходит. Поделись улыбкою своей, Пусть она тебе друзей вокруг находит.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованного спортивного праздника по сказке "По-щучьему веленью" Материал можно использовать для проведения командных соревнований как вариант "Весёлых стартов" Не требует особенной под.


сценарий новогоднего праздника "По щучьему велению"

весёлый сценарий с играми и песнями, с волшебством и путешествием по сказкам.

Цель: отработка умения решать примеры в два действия без скобок.Задача игры-тренажёра:Ученику нужно правильно решить примеры, чтобы Емеля поймал щуку. Для этого надо решить числовое выражение и .

Сценарий сказки "По щучьему веленью"

Сценарий сказки " По щучьему веленью" для 2-4 классов.


Сценарий новогодней сказки "По щучьему велению"

Очень интересный и весёлый сценарий. Был апробирован неоднократно, детям очень нравится. .


В русской народной сказке рассказывается о простом парне из крестьянской семьи по имени Емеля.Главная мысль сказки -- нужно быть добрым. Нельзя судить о людях по внешнему виду.


Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дата проведения: 17.10.2016

Учитель: Жабина Е.С.

Открытый урок литературного чтения в 3 классе (для студентов)

Тема: Русская сказка "По щучьему веленью"

Цели: познакомить с русской народной сказкой "По-щучьему веленью"; учить делить текст на части, коллективно обсуждать прочитанное, читать по ролям, передавая голосом характер каждого героя.

Планируемые результаты на уроке:

Предметные: осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки.

Метопредметные:

проговаривать последовательность действий на уроке;

выполнять практическую работу с опорой на образцы, рисунки учебника;

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

умение вести диалог, аргументировать свои ответы с учащимися и учителем;

слушать и понимать речь других.

объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

Оборудование : компьютер, презентация, учебник, тетрадь, проектор.

2. Проверка домашнего задания.

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

- С какой сказкой мы познакомились на предыдущем уроке? ("Белая уточка")

- Является ли эта сказка волшебной? (да). Объясните, почему? Назовите признаки волшебной сказки.

в сказке есть зачин

сказочные герои (ведьма)

есть волшебство (чудесное превращение) (княгиня превращается в уточку, живая и мёртвая вода)

троекратный повтор (3 сына, 3 раза приходила ведьма под дверь)

есть сказочная концовка (стали все жить-поживать, добра наживать, худо хабывать)

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с.83. Соотнесите её с соответствующим эпизодом сказки. Прочитайте его выразительно.

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

А сказка называется .

По щучьему велению.

- Сегодня мы познакомимся с ещё одной русской народной волшебной сказкой - "По щучьему веленью".

- Я предлагаю вам послушать аудиозапись в исполнении актёра Андрея Ярославцева.

Презентация в сопровождении аудио

Слайд 1 По щучьему веленью.

Слайд 2 Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:

Сходи, Емеля, за водой.

Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

Слайд 3 Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял вёдра да топор и пошёл на речку. Прорубил лёд, зачерпнул вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

Вот уха будет сладка!

Вдруг щука ему человечьим голосом:

Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. А Емеля смеётся:

На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

Слайд 4 Емеля и говорит: - По щучьему веленью, по моему хотенью - ступайте, вёдра, сами домой. Только сказал - вёдра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошёл за вёдрами. Идут вёдра по деревне, народ дивится, а Емеля идёт сзади, посмеивается.

Слайд 5 Зашли вёдра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь. Прошло много ли, мало ли времени - невестки говорят ему:

Емеля, что ты лежишь? Пошёл бы дров нарубил.

- Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

Слайд 6 Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:
- По щучьему веленью, по моему хотенью - поди, топор, наколи дров, а дрова - сами в избу ступайте и в печь кладитесь.

Топор выскочил из-под лавки - и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.

Слайд 7 Много ли, мало ли времени прошло - невестки опять говорят:

Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.

А он им с печки: - Да вы-то на что?

Как мы на что. Разве наше дело в лес за дровами ездить?

Ну, не будет тебе подарков.

Слайд 8 Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел на двор и сел в сани:
- Бабы, отворяйте ворота!

Невестки ему говорят:
- Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?
- Не надо мне лошади.

Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:

По щучьему веленью, по моему хотенью - ступайте, сани, в лес .

Слайд 10 Приехал в лес:

По щучьему веленью, по моему хотенью - топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь.

Топор начал рубить, колоть сухие дерева, а дровишки сами в сани валятся и верёвкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:

- По щучьему веленью, по моему хотенью - поезжайте, сани, домой. Сани помчались домой.

Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют. Видит он, что плохо дело, и потихоньку:
- По щучьему веленью, по моему хотенью - ну-ка, дубинка, обломай им бока.

Дубинка выскочила и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.

Слайд 11 Долго ли, коротко ли - услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера: его найти и привезти во дворец. Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живет, и спрашивает:

- Ты - дурак Емеля?

А он с печки: - А тебе на что?

Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.

Рассердился офицер и ударил его по щеке. А Емеля говорит потихоньку:

По щучьему веленью, по моему хотенью - дубинка, обломай ему бока.

Слайд 12 Дубинка выскочила - и давай колотить офицера, насилу он ноги унёс.

Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.

Емеля подумал-подумал: - Ну ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду.

Уехал вельможа, а Емеля полежал ещё и говорит: - По щучьему веленью, по моему хотенью - ну-ка, печь, поезжай к царю. Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю. Царь глядит в окно, дивится:

Это что за чудо? Набольший вельможа ему отвечает: - А это Емеля на печи к тебе едет.

Слайд 14 Вышел царь на крыльцо: - Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.

А зачем они под сани лезли? В это время в окно на него глядела царская дочь - Марья-царевна. Емеля увидал её в окошке и говорит потихоньку:

По щучьему веленью, по моему хотенью - пускай царская дочь меня полюбит. И сказал ещё: - Ступай, печь, домой. Печь повернулась и пошла домой, вошла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полёживает.

Слайд 15 А у царя во дворце крик да слёзы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он её за Емелю замуж. Тут Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе:

- Ступай, приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.

Слайд 16 Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать. Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю.

Слайд 17 Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили.

Долго ли, коротко ли - проснулся Емеля, видит - темно, тесно:

- Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.

- По щучьему веленью, по моему хотенью - ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок.

Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из нее.

- Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.

Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит:

- По щучьему веленью, по моему хотенью - выстройся, каменный дворец с золотой крышей.

Слайд 18 Только он сказал - появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом - зеленый сад: цветы цветут и птицы поют. Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.

- Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?

Тут Емеля недолго думал:

- По щучьему веленью, по моему хотенью - стать мне добрым молодцем, писаным красавцем.

И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

А в ту пору царь ехал на охоту и видит - стоит дворец, где раньше ничего не было.

- Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?

И послал узнать-спросить: "Кто такие?" Послы побежали, стали под окошком, спрашивают.

Емеля им отвечает:

- Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.

Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:

- Кто же ты такой, добрый молодец?

- А помнишь дурачка Емелю - как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я - тот самый Емеля. Захочу - все твое царство пожгу и разорю.

Царь сильно испугался, стал прощенья просить:

- Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!

Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец.

-Найдите в тексте и прочитайте мне отрывок, где говорится о том:

1)Как Емеля жил до того, как поймал щуку?

2) Как Емеля поймал щуку?

3)Первые слова щуки Емеле?

5)Слезы Марии о Емели.

6)Емеля и Марья в бочке.

7)Еде Емеля превращается из дурочка в молодца-красавца.

8)Царь у молодца Емели.

9)Чем кончается сказка?

-Сказка - ложь, да в ней намек.

Какой же смысл сказки?

Ложь этой сказки такова:

Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

" По щучьему веленью", удивительная сказка мне понравилась. Емеля поймал щуку, она говорит человеческим голосом. " Отпусти меня Емеля! И как только ты вымолвишь : "По щучьему веленью, по моему хотенью", - я все твои желания исполню". Чего только Емеля не желал: вёдра у него сами домой шли, сани ехали сами в лес за дровами,дубинка мужикам бока намяла, на печи к царю приехал и приказал полюбить себя царской дочке. И самое последнее у него желание - превратиться в молодца-красавца . А как женился он на царской дочери, закатил такой пир на весь мир, что даже щука-волшебница удивилась!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: познакомить с русской народной сказкой "По-щучьему веленью"; учить делить текст на части, коллективно обсуждать прочитанное, читать по ролям, передавая голосом характер каждого героя.; развивать внимание, память, творческие способности; воспитывать интерес к чтению.

Литературное чтение на родном (русском) языке. 3 класс. Урок 13. Дата проведения 04. 12. 2020г.

Задачи урока: познакомить с русской народной сказкой "По-щучьему веленью"; учить делить текст на части, коллективно обсуждать прочитанное, читать по ролям, передавая голосом характер каждого героя.; развивать внимание, память, творческие способности; воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты урока:

Личностные: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; формирование интереса школьника к обучению, чтению.

Предметные: обучающиеся научатся: осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки; воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев, пересказывать текст подробно, выборочно; будут уметь: составлять устно текст-описание героя.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу и удерживать ее; овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью в решении образовательных задач; доносят свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной форме.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

1) Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

Мы услышали звонок,

Он позвал нас на урок.

Мы друг к другу повернёмся,

Дружно, мило улыбнёмся,

Ведь урок сейчас начнётся!

-Успехов вам сегодня, ребята!

Речевая разминка

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

- С какой сказкой мы познакомились на предыдущем уроке? ("Белая уточка")

- Является ли эта сказка волшебной? (да). Объясните, почему? Назовите признаки волшебной сказки.

в сказке есть зачин

сказочные герои (ведьма)

есть волшебство (чудесное превращение) (княгиня превращается в уточку, живая и мёртвая вода)

троекратный повтор (3 сына, 3 раза приходила ведьма под дверь)

есть сказочная концовка (стали все жить-поживать, добра наживать, худо забывать)

2) Постановка цели и задач урока.

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

А сказка называется .

По щучьему велению.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Сегодня мы познакомимся с ещё одной русской народной волшебной сказкой - "По щучьему веленью".

-Сформулируйте тему и задачи урока.

3) Первичное усвоение новых знаний.

Просмотр мультфильмов

Чтение сказки учителем.

- " По щучьему веленью", удивительная сказка. Емеля поймал щуку, она говорит человеческим голосом. " Отпусти меня Емеля! И как только ты вымолвишь : "По щучьему веленью, по моему хотенью", - я все твои желания исполню". Чего только Емеля не желал: вёдра у него сами домой шли, сани ехали сами в лес за дровами, дубинка мужикам бока намяла, на печи к царю приехал и приказал полюбить себя царской дочке. И самое последнее у него желание - превратиться в молодца-красавца . А как женился он на царской дочери, закатил такой пир на весь мир, что даже щука-волшебница удивилась!

4) Первичная проверка понимания.

-Найдите в тексте и прочитайте мне отрывок, где говорится о том:

1)Как Емеля жил до того, как поймал щуку?

2) Как Емеля поймал щуку?

3)Первые слова щуки Емеле?

5)Слезы Марии о Емели.

6)Емеля и Марья в бочке.

7)Еде Емеля превращается из дурочка в молодца-красавца.

8)Царь у молодца Емели.

9)Чем кончается сказка?

5) Первичное закрепление.

-Сказка - ложь, да в ней намек.

Какой же смысл сказки?

Ложь этой сказки такова:

Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Домашнее задание: Читать выразительно. Подготовить пересказ сказки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Сказка По щучьему велению" поможет познакомить первоклассников с содержанием русской народной сказкой. На слайдах есть и текст, который может прочитаить учитель или читающие дети, и много крассочных иллюстраций.

По щучьему веленью (Емеля) Сказка с картинками Подготовила: учитель начальных классов Андрусенко Т.А.

По щучьему веленью (Емеля) Сказка с картинками

Подготовила: учитель начальных классов

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его: - Сходи, Емеля, за водой. А он им с печки: - Неохота… - Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут. - Ну, ладно. Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку. Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку .

Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его: - Сходи, Емеля, за водой. А он им с печки: - Неохота… - Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут. - Ну, ладно. Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку. Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку .

Изловчился и ухватил щуку в руку: - Вот уха будет сладка! Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: - Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. А Емеля смеется: - На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка. Щука взмолилась опять: - Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь. - Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу. Щука его спрашивает: - Емеля, Емеля, скажи – чего ты сейчас хочешь? - Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась… Щука ему говорит: - Запомни мои слова: когда что тебе захочется – скажи только: По щучьему веленью, По моему хотенью. Емеля и говорит: - По щучьему веленью, По моему хотенью - ступайте, ведра, сами домой…

Изловчился и ухватил щуку в руку: - Вот уха будет сладка! Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: - Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. А Емеля смеется: - На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка. Щука взмолилась опять: - Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь. - Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу. Щука его спрашивает: - Емеля, Емеля, скажи – чего ты сейчас хочешь? - Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась… Щука ему говорит: - Запомни мои слова: когда что тебе захочется – скажи только: По щучьему веленью, По моему хотенью. Емеля и говорит: - По щучьему веленью, По моему хотенью - ступайте, ведра, сами домой…

Только сказал – ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами.

Только сказал – ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами.

Много ли, мало ли времени прошло – невестки опять говорят: - Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби. А он им с печки: - Да вы-то на что? - Как мы на что. Разве наше дело в лес за дровами ездить? - Мне неохота… - Ну, не будет тебе подарков. Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел на двор и сел в сани: - Бабы, отворяйте ворота! Невестки ему говорят: - Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг? - Не надо мне лошади. Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку: - По щучьему веленью, По моему хотенью - ступайте, сани, в лес…

Емеля подумал-подумал: - Ну ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду. Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит: - По щучьему веленью, По моему хотенью - ну-ка, печь, поезжай к царю…

Емеля подумал-подумал: - Ну ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду. Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит: - По щучьему веленью, По моему хотенью - ну-ка, печь, поезжай к царю…

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю. Царь глядит в окно, дивится: - Это что за чудо? Набольший вельможа ему отвечает: - А это Емеля на печи к тебе едет. Вышел царь на крыльцо: - Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил. - А зачем они под сани лезли? В это время в окно на него глядела царская дочь – Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошке и говорит потихоньку: - По щучьему веленью, По моему хотенью - пускай царская дочь меня полюбит… И сказал еще: - Ступай, печь, домой… Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает.

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю. Царь глядит в окно, дивится: - Это что за чудо? Набольший вельможа ему отвечает: - А это Емеля на печи к тебе едет. Вышел царь на крыльцо: - Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил. - А зачем они под сани лезли? В это время в окно на него глядела царская дочь – Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошке и говорит потихоньку: - По щучьему веленью, По моему хотенью - пускай царская дочь меня полюбит… И сказал еще: - Ступай, печь, домой… Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает.

А у царя во дворце крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе: - Ступай приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму. Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать. Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю. Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили.

А у царя во дворце крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе: - Ступай приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму. Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать. Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю. Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили.

Только он сказал – появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом – зеленый сад: цветы цветут и птицы поют. Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка. - Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать? Тут Емеля недолго думал: - По щучьему веленью, По моему хотенью - стать мне добрым молодцем, писаным красавцем… И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Читайте также: