Русская народная сказка по щучьему веленью конспект урока презентация
Обновлено: 05.07.2024
Оборудование: наглядный материал с изображением Емели, щуки, леща, дворца, карточки с записями слогов, сигнальные карточки синего зелённого, красного цвета, карточки с цифрами "1", "2", "3".
Организационный момент. Актуализация знаний.
- Дорогие ребята, каждый из вас хорошо знает сказку "По щучьему веленью", а сегодня мы попробуем сами сочинить новую сказку и назовём её "По-щучьему веленью - Емеля на уроках чтения". Насколько активно вы будете участвовать в этой сказке, настолько она получится интересной.
Повторение пройденного материала.
-Как вы помните, ребята, сказка закончилась такими словами:
А вот и нет, ребята, сказке не конец. Слушайте начало новой сказки.
"Узнала Марья царевна, кто ему помогает и говорит "Хочу, что бы твоя щука у нас во дворце жила, в аквариуме и исполняла все мои капризы. Даю тебе три своих желания. Если их не исполнишь - не будешь со мной жить во дворце".
Вышел Емеля в самую большую, высоченную и тёмную комнату и как крикнет: "По - щучьему веленью, по моему хотенью, выходи щука ко мне! Щуки нет, а кто-то отвечает: "мне-мне". Он опять: "Выходи!" Кто-то кричит: "ди-ди- ди". Не поймёт Емеля кто это".
-Ребята, как вы думаете, кто это дразнится? (это- эхо)
Повторение предыдущего урока, слов на букву Э.
-Эхо(анализ первого звука).
-Какой первый звук? [э].
-На письме обозначается буквой - "э".
-Охарактеризуйте её (гласная первого ряда).
1. Работа над новым материалом.
"Пошёл Емеля сам искать свою щуку. Пришёл опять на речку, подошёл к проруби, засучил рукав, опустил в прорубь руку и кого-то поймал."
-Кого - же, ребята, поймал, угадайте?
Повожу в воде рукой
И поймаю щуку
Ох, поймался в руки:(лещ)
Нет царевны щуки.
Сказал тогда Емеля: "Что ж сгодится на уху, иль пожарю, иль сварю".
Давайте "почистим леща, разберём по косточкам" - т.е. сделаем слога - звуковой анализ слова "лещ".
-Сколько слогов? (1)
-На какой звук падает ударение? (Э)
-Составим схему: произносим каждый звук и составляем схему на наборном полотне, проверяем себя по схеме учебника (Работа с сигнальными карточками с места)
2. Постановка темы урока.
-Выделим последний звук в слове "лещ" (щ - щ - щ).
Вывод: согласный, шипящий, глухой всегда мягкий. Звук (щ) на письме обозначается буквой "Щ, щ". Это и есть тема сегодняшнего урока: "Буква Щ, щ".( Показ образца на доске и в учебнике).
-На что похожа буква Щ? (Чтение стихотворений про букву).
На расчёску Щ похоже.
Три зубца всего? Ну что же!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
3. Чтение слогов и слов с доски со звуком[ Щ].
Работа с карточками "1", "2", "3".
-Сколько гласных в слове? (Учитель показывает на слово - дети соответствующею карточку с номером).
-Прочитайте слова с 1 слогом, с 2-мя слогами, с 3-мя слогами.
4. Чтение слов и стихотворений с учебника "Азбука" с.187
Вернёмся к нашему Емеле.
"Опустил опять Емеля руку в прорубь, поймал щуку, стал тянуть и приговаривать":
-Что же приговаривал Емеля? Это мы узнаем на с.186 "Азбуки"
5. Чтение скороговорок:
Щуку я тащу, тащу
Щуку я не упущу.
Щуку и леща в роще не сыщешь.
Задание: подчеркнуть сочетания щу, ща
-Запомни правило на следующей странице учебника с.188
-А я вам прочитаю стихотворение на это правило.
Сочетанья чу и щу
Пишем только с буквой у
Чушка, щучка, укачу,
И лечу, кричу, свищу.
Ча и Ща, Ча и ЩА-
Роща, чаща и свеча.
Пища, туча, саранча-
С буквой а и Ча и Ща.
"Вытащил Емеля щуку из речки. Говорит он ей: "Пойдём ко мне жить. Будешь жить в королевском аквариуме, и исполнять наши желания". Вот исполни пока три желания Марьи-царевны".
А щука отвечает: "Жить я к тебе не пойду и исполнять ваши желания не буду. Делай всё сам!" И ускользнула из рук Емели опять в воду, и стала жить-поживать у себя на дне морском".
6. Работа с сюжетной картинкой учебника на с. 186-187
-Посмотрите ребята, на картинку и вы увидите, чем же щука на дне морском занимается. Ответьте на вопросы:
-Что на голове у щуки? (колпак)
-Что лежит перед щукой? (волшебная книга)
-Что делает щука? (читает волшебную книгу)
-Наверно, говорит какие-то заклинания волшебные.
Одела щука свой колпак. Взяла свою волшебную книгу. Открыла её. Стала щука читать свои заклинания.
-Что раньше делал Емеля? (лежал на печи)
-Какой был Емеля? (ленивый)
-Кто за него всё делал? (щука)
-Теперь, когда щука ему отказалась помогать, он решил обратиться к вам ребята:
"Ой, ребятки, помогите,
И три желания исполните
Не хочу я жить в избе,
А хочу жить во дворце".
7. Работа с учебником: с. 188 чтение загадок.
"Первое желание: " Принеси мне, Емеля, витамины"
-Какие же, ребята, витамины? А отгадка в учебнике на с. 188.
Первая отгадка - морковь. Медики всегда славили морковь . В моркови содержится витамин А, улучшающий зрение.
Вторая отгадка - лук. Лук - витамины С, Б, эфирные масла, которые убивают микробы. В старину разрезали луковицы пополам и ставили в разных местах комнаты с тяжелобольными людьми. Запах лука убивал микробы.
Третья отгадка- капуста. Пифагор уверял, что капуста придаёт человеку бодрость и хорошее настроение. Также капуста великий борец с микробами.
Четвёртая отгадка - репа. В репе очень много сахара и витамина С, очень полезного для организма.
8. Работа с дидактическим материалом.
"Второе желание: "Привези, Емеля, дрова".
Дрова не простые. Есть начало полена и конец. Необходимо их сложить, чтобы можно было увезти домой.
"Устал Емеля, решил он о тдохнуть, на пригорке".
-Нет, Емеля, неправильно отдыхаешь. Как мы отдыхаем? (Проводим физминутку). Угадайте загадку, досказав словечко:
Однажды мне сказали:
- Боимся мы щекотки
Сапожной строгой: (щётки)
-Какие ещё бывают щётки мы узнаем из стихотворения на с. 189 учебника
9. Чтение и проведения физминутки по этому стихотворению:
Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой - башмаки,
Этой щёткой чищу брюки,
Все три щётки мне нужны.
"А тем временем, пока Емеля находился у нас на уроке, во дворце в самом тёмном углу дворцовой комнаты происходила такая история .Какая же?"
10. Чтение стихотворения по учебнику с.189 про щенков. Разбор стихотворения, выделения главной мысли. Подчеркнуть слова с буквой "Щ."
Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке
Да у щётки половой
Палка есть над головой
Палка щёлк щенков с плеча
Два щенка ушли ворча.
11. Чтение третьего задания.
"Третье задание найдёшь на с.189 учебника "Азбуки".
На рисунке вещи: ящик, щётка, плащ, клещи. Назови и объясни, для чего нужны они.
Итог урока.
-Молодцы, ребята, выполнили все задания Марьи- царевны. Теперь Емеля может идти к себе во дворец.
Вот такой у нас получился урок-сказка.
С какой буквой мы познакомились на уроке? С буквой Щ, щ.
А теперь я узнаю, понравилось вам на уроке-сказке. Вы на своих карточках с изображением человечка, нарисуйте улыбку, если вам понравилось, а если не понравилось, то уголки губ опустите вниз.
Урок знакомит обучающихся с русской народной сказкой "По щучьему велению", прививает любовь к чтению, учит передавать динамику событий, действия героев сказки посредством цветовых и тональных контрастов цветной бумаги, способствует формированию творческого воображения; развивает эстетическую восприимчивость.
Вложение | Размер |
---|---|
_izo_prezent_po_shchuch_vel_.pptx | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Страну чудес откроем мы. И встретимся с героями. В строчках на листочках, Где станции на точках.
Иллюстрация рисунок, раскрывающий литературное произведение Иллюстратор художник, оформляющий книгу, раскрывающий средствами художественной графики содержание литературного произведения
Художники-иллюстраторы Евгений Михайлович Рачев Иван Яковлевич Билибин
Евгений Михайлович Рачев
Иллюстрации к сказке …
Иван Яковлевич Билибин
Ест большие калачи. Чай сам наливается По его хотению, А сказка называется
18 Знай, от сказки хмурый день светлей, Знай, от сказки в жизни чудо происходит. Поделись улыбкою своей, Пусть она тебе друзей вокруг находит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий театрализованного спортивного праздника по сказке "По-щучьему веленью" Материал можно использовать для проведения командных соревнований как вариант "Весёлых стартов" Не требует особенной под.
сценарий новогоднего праздника "По щучьему велению"
весёлый сценарий с играми и песнями, с волшебством и путешествием по сказкам.
Цель: отработка умения решать примеры в два действия без скобок.Задача игры-тренажёра:Ученику нужно правильно решить примеры, чтобы Емеля поймал щуку. Для этого надо решить числовое выражение и .
Сценарий сказки "По щучьему веленью"
Сценарий сказки " По щучьему веленью" для 2-4 классов.
Сценарий новогодней сказки "По щучьему велению"
Очень интересный и весёлый сценарий. Был апробирован неоднократно, детям очень нравится. .
В русской народной сказке рассказывается о простом парне из крестьянской семьи по имени Емеля.Главная мысль сказки -- нужно быть добрым. Нельзя судить о людях по внешнему виду.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Дата проведения: 17.10.2016
Учитель: Жабина Е.С.
Открытый урок литературного чтения в 3 классе (для студентов)
Тема: Русская сказка "По щучьему веленью"
Цели: познакомить с русской народной сказкой "По-щучьему веленью"; учить делить текст на части, коллективно обсуждать прочитанное, читать по ролям, передавая голосом характер каждого героя.
Планируемые результаты на уроке:
Предметные: осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки.
Метопредметные:
проговаривать последовательность действий на уроке;
выполнять практическую работу с опорой на образцы, рисунки учебника;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
умение вести диалог, аргументировать свои ответы с учащимися и учителем;
слушать и понимать речь других.
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
Оборудование : компьютер, презентация, учебник, тетрадь, проектор.
2. Проверка домашнего задания.
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
- С какой сказкой мы познакомились на предыдущем уроке? ("Белая уточка")
- Является ли эта сказка волшебной? (да). Объясните, почему? Назовите признаки волшебной сказки.
в сказке есть зачин
сказочные герои (ведьма)
есть волшебство (чудесное превращение) (княгиня превращается в уточку, живая и мёртвая вода)
троекратный повтор (3 сына, 3 раза приходила ведьма под дверь)
есть сказочная концовка (стали все жить-поживать, добра наживать, худо хабывать)
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с.83. Соотнесите её с соответствующим эпизодом сказки. Прочитайте его выразительно.
Едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
А сказка называется .
По щучьему велению.
- Сегодня мы познакомимся с ещё одной русской народной волшебной сказкой - "По щучьему веленью".
- Я предлагаю вам послушать аудиозапись в исполнении актёра Андрея Ярославцева.
Презентация в сопровождении аудио
Слайд 1 По щучьему веленью.
Слайд 2 Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
Сходи, Емеля, за водой.
Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
Слайд 3 Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял вёдра да топор и пошёл на речку. Прорубил лёд, зачерпнул вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:
Вот уха будет сладка!
Вдруг щука ему человечьим голосом:
Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. А Емеля смеётся:
На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
Слайд 4 Емеля и говорит: - По щучьему веленью, по моему хотенью - ступайте, вёдра, сами домой. Только сказал - вёдра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошёл за вёдрами. Идут вёдра по деревне, народ дивится, а Емеля идёт сзади, посмеивается.
Слайд 5 Зашли вёдра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь. Прошло много ли, мало ли времени - невестки говорят ему:
Емеля, что ты лежишь? Пошёл бы дров нарубил.
- Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
Слайд 6 Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:
- По щучьему веленью, по моему хотенью - поди, топор, наколи дров, а дрова - сами в избу ступайте и в печь кладитесь.
Топор выскочил из-под лавки - и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.
Слайд 7 Много ли, мало ли времени прошло - невестки опять говорят:
Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.
А он им с печки: - Да вы-то на что?
Как мы на что. Разве наше дело в лес за дровами ездить?
Ну, не будет тебе подарков.
Слайд 8 Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел на двор и сел в сани:
- Бабы, отворяйте ворота!
Невестки ему говорят:
- Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?
- Не надо мне лошади.
Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:
По щучьему веленью, по моему хотенью - ступайте, сани, в лес .
Слайд 10 Приехал в лес:
По щучьему веленью, по моему хотенью - топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь.
Топор начал рубить, колоть сухие дерева, а дровишки сами в сани валятся и верёвкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:
- По щучьему веленью, по моему хотенью - поезжайте, сани, домой. Сани помчались домой.
Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют. Видит он, что плохо дело, и потихоньку:
- По щучьему веленью, по моему хотенью - ну-ка, дубинка, обломай им бока.
Дубинка выскочила и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.
Слайд 11 Долго ли, коротко ли - услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера: его найти и привезти во дворец. Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живет, и спрашивает:
- Ты - дурак Емеля?
А он с печки: - А тебе на что?
Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.
Рассердился офицер и ударил его по щеке. А Емеля говорит потихоньку:
По щучьему веленью, по моему хотенью - дубинка, обломай ему бока.
Слайд 12 Дубинка выскочила - и давай колотить офицера, насилу он ноги унёс.
Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.
Емеля подумал-подумал: - Ну ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду.
Уехал вельможа, а Емеля полежал ещё и говорит: - По щучьему веленью, по моему хотенью - ну-ка, печь, поезжай к царю. Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю. Царь глядит в окно, дивится:
Это что за чудо? Набольший вельможа ему отвечает: - А это Емеля на печи к тебе едет.
Слайд 14 Вышел царь на крыльцо: - Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.
А зачем они под сани лезли? В это время в окно на него глядела царская дочь - Марья-царевна. Емеля увидал её в окошке и говорит потихоньку:
По щучьему веленью, по моему хотенью - пускай царская дочь меня полюбит. И сказал ещё: - Ступай, печь, домой. Печь повернулась и пошла домой, вошла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полёживает.
Слайд 15 А у царя во дворце крик да слёзы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он её за Емелю замуж. Тут Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе:
- Ступай, приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.
Слайд 16 Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать. Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю.
Слайд 17 Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили.
Долго ли, коротко ли - проснулся Емеля, видит - темно, тесно:
- Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.
- По щучьему веленью, по моему хотенью - ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок.
Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из нее.
- Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.
Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит:
- По щучьему веленью, по моему хотенью - выстройся, каменный дворец с золотой крышей.
Слайд 18 Только он сказал - появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом - зеленый сад: цветы цветут и птицы поют. Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.
- Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?
Тут Емеля недолго думал:
- По щучьему веленью, по моему хотенью - стать мне добрым молодцем, писаным красавцем.
И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
А в ту пору царь ехал на охоту и видит - стоит дворец, где раньше ничего не было.
- Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?
И послал узнать-спросить: "Кто такие?" Послы побежали, стали под окошком, спрашивают.
Емеля им отвечает:
- Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.
Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:
- Кто же ты такой, добрый молодец?
- А помнишь дурачка Емелю - как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я - тот самый Емеля. Захочу - все твое царство пожгу и разорю.
Царь сильно испугался, стал прощенья просить:
- Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!
Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец.
-Найдите в тексте и прочитайте мне отрывок, где говорится о том:
1)Как Емеля жил до того, как поймал щуку?
2) Как Емеля поймал щуку?
3)Первые слова щуки Емеле?
5)Слезы Марии о Емели.
6)Емеля и Марья в бочке.
7)Еде Емеля превращается из дурочка в молодца-красавца.
8)Царь у молодца Емели.
9)Чем кончается сказка?
-Сказка - ложь, да в ней намек.
Какой же смысл сказки?
Ложь этой сказки такова:
Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.
" По щучьему веленью", удивительная сказка мне понравилась. Емеля поймал щуку, она говорит человеческим голосом. " Отпусти меня Емеля! И как только ты вымолвишь : "По щучьему веленью, по моему хотенью", - я все твои желания исполню". Чего только Емеля не желал: вёдра у него сами домой шли, сани ехали сами в лес за дровами,дубинка мужикам бока намяла, на печи к царю приехал и приказал полюбить себя царской дочке. И самое последнее у него желание - превратиться в молодца-красавца . А как женился он на царской дочери, закатил такой пир на весь мир, что даже щука-волшебница удивилась!
Задачи урока: познакомить с русской народной сказкой "По-щучьему веленью"; учить делить текст на части, коллективно обсуждать прочитанное, читать по ролям, передавая голосом характер каждого героя.; развивать внимание, память, творческие способности; воспитывать интерес к чтению.
Литературное чтение на родном (русском) языке. 3 класс. Урок 13. Дата проведения 04. 12. 2020г.
Задачи урока: познакомить с русской народной сказкой "По-щучьему веленью"; учить делить текст на части, коллективно обсуждать прочитанное, читать по ролям, передавая голосом характер каждого героя.; развивать внимание, память, творческие способности; воспитывать интерес к чтению.
Планируемые результаты урока:
Личностные: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; формирование интереса школьника к обучению, чтению.
Предметные: обучающиеся научатся: осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки; воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев, пересказывать текст подробно, выборочно; будут уметь: составлять устно текст-описание героя.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу и удерживать ее; овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Познавательные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: уметь обращаться за помощью в решении образовательных задач; доносят свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной форме.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
1) Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.
Мы услышали звонок,
Он позвал нас на урок.
Мы друг к другу повернёмся,
Дружно, мило улыбнёмся,
Ведь урок сейчас начнётся!
-Успехов вам сегодня, ребята!
Речевая разминка
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
- С какой сказкой мы познакомились на предыдущем уроке? ("Белая уточка")
- Является ли эта сказка волшебной? (да). Объясните, почему? Назовите признаки волшебной сказки.
в сказке есть зачин
сказочные герои (ведьма)
есть волшебство (чудесное превращение) (княгиня превращается в уточку, живая и мёртвая вода)
троекратный повтор (3 сына, 3 раза приходила ведьма под дверь)
есть сказочная концовка (стали все жить-поживать, добра наживать, худо забывать)
2) Постановка цели и задач урока.
Едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
А сказка называется .
По щучьему велению.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
- Сегодня мы познакомимся с ещё одной русской народной волшебной сказкой - "По щучьему веленью".
-Сформулируйте тему и задачи урока.
3) Первичное усвоение новых знаний.
Просмотр мультфильмов
Чтение сказки учителем.
- " По щучьему веленью", удивительная сказка. Емеля поймал щуку, она говорит человеческим голосом. " Отпусти меня Емеля! И как только ты вымолвишь : "По щучьему веленью, по моему хотенью", - я все твои желания исполню". Чего только Емеля не желал: вёдра у него сами домой шли, сани ехали сами в лес за дровами, дубинка мужикам бока намяла, на печи к царю приехал и приказал полюбить себя царской дочке. И самое последнее у него желание - превратиться в молодца-красавца . А как женился он на царской дочери, закатил такой пир на весь мир, что даже щука-волшебница удивилась!
4) Первичная проверка понимания.
-Найдите в тексте и прочитайте мне отрывок, где говорится о том:
1)Как Емеля жил до того, как поймал щуку?
2) Как Емеля поймал щуку?
3)Первые слова щуки Емеле?
5)Слезы Марии о Емели.
6)Емеля и Марья в бочке.
7)Еде Емеля превращается из дурочка в молодца-красавца.
8)Царь у молодца Емели.
9)Чем кончается сказка?
5) Первичное закрепление.
-Сказка - ложь, да в ней намек.
Какой же смысл сказки?
Ложь этой сказки такова:
Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.
Домашнее задание: Читать выразительно. Подготовить пересказ сказки
Презентация "Сказка По щучьему велению" поможет познакомить первоклассников с содержанием русской народной сказкой. На слайдах есть и текст, который может прочитаить учитель или читающие дети, и много крассочных иллюстраций.
По щучьему веленью (Емеля) Сказка с картинками
Подготовила: учитель начальных классов
Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.
Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его: - Сходи, Емеля, за водой. А он им с печки: - Неохота… - Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут. - Ну, ладно. Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку. Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку .
Изловчился и ухватил щуку в руку: - Вот уха будет сладка! Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: - Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. А Емеля смеется: - На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка. Щука взмолилась опять: - Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь. - Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу. Щука его спрашивает: - Емеля, Емеля, скажи – чего ты сейчас хочешь? - Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась… Щука ему говорит: - Запомни мои слова: когда что тебе захочется – скажи только: По щучьему веленью, По моему хотенью. Емеля и говорит: - По щучьему веленью, По моему хотенью - ступайте, ведра, сами домой…
Только сказал – ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами.
Много ли, мало ли времени прошло – невестки опять говорят: - Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби. А он им с печки: - Да вы-то на что? - Как мы на что. Разве наше дело в лес за дровами ездить? - Мне неохота… - Ну, не будет тебе подарков. Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел на двор и сел в сани: - Бабы, отворяйте ворота! Невестки ему говорят: - Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг? - Не надо мне лошади. Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку: - По щучьему веленью, По моему хотенью - ступайте, сани, в лес…
Емеля подумал-подумал: - Ну ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду. Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит: - По щучьему веленью, По моему хотенью - ну-ка, печь, поезжай к царю…
Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю. Царь глядит в окно, дивится: - Это что за чудо? Набольший вельможа ему отвечает: - А это Емеля на печи к тебе едет. Вышел царь на крыльцо: - Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил. - А зачем они под сани лезли? В это время в окно на него глядела царская дочь – Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошке и говорит потихоньку: - По щучьему веленью, По моему хотенью - пускай царская дочь меня полюбит… И сказал еще: - Ступай, печь, домой… Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает.
А у царя во дворце крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе: - Ступай приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму. Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать. Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю. Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили.
Только он сказал – появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом – зеленый сад: цветы цветут и птицы поют. Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка. - Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать? Тут Емеля недолго думал: - По щучьему веленью, По моему хотенью - стать мне добрым молодцем, писаным красавцем… И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Читайте также: