Монументально декоративная живопись в архитектурной среде фреска сграффито конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Занятие рассчитано на детей 9 - 11 лет.

(первый год обучения)

Тема занятия : «Мир вокруг нас. И он прекрасен.

Цели: развитие творческих способностей посредством работы с керамикой

- закрепить умения работать с керамическим пластом (изготовление тарелочки, плакетки);

- познакомить с видами монументальной живописи;

- учить декорировать керамику в технике сграффито;

- учить работать с трафаретами, шаблонами;

- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;

- развивать потребность в творчестве, воображение и фантазию; - воспитывать бережное отношение к животным (природе)

Оборудование, инструменты и материалы для занятия :

Для педагога: компьютер, мультимедийный проектор, экран, образцы изделий, украшенных в технике сграффито

Для детей: глина двух цветов, рейки, скалки, иглы, ткани, баночка для воды, кисточки, шаблоны, трафареты, тычки, упоры для руки, заточенные палочки.

Новые понятия: сграффито, силуэт.

План занятия

1. Огр. момент - 1-2 мин

2. Беседа о сграффито

3. Объяснение последовательности практической работы 8 - 9 мин

4. Практическая работа 60-65 мин

5. Подведение итогов рефлексия 3-4 мин

Ход занятия

Проверка готовности к занятию.

2. Беседа о сграффито.

- Мы вами сегодня познакомимся с техникой декорирования керамики сграффито, украсим тарелочку или пласт.

- Что же это за техника? Где она применяется? Где ее можно увидеть?

Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним о монументальной живописи.

Что к ней относится? (слайд 2)

К монументальной живописи относятся произведения, непосредственно связанные с архитектурными сооружениями, помещенные на стены, потолки, своды, реже – на полы, а также все виды росписей по штукатурке – это фреска, энкаустика, темперная, масляная живопись, мозаика, написанные на холсте живописные панно, специально приспособленные для определенного места в архитектуре, а также витражи, сграффито, майолика и другие формы плоскостно-живописного декора в архитектуре.

- Что же это за техника сграффито? (слайд 3)

(Итал. sgraffito или graffito, букв. - выцарапанный) - разновидность монументально-декоративной живописи. Выполняется в два-три цвета специальными металлическими инструментами. Техника сграффито заключается в процарапывании рисунка по тонкому верхнему окрашенному слою штукатурки до обнажения нижнего, контрастно слоя. Или же в соскабливании отдельных участков нанесенных друг на друга тонких разноцветных слоев штукатурки.

- Откуда пришла эта техника? (слайд 4)

Древнейшие известные наскальные изображения – процарапанные контуры животных встречаются в пещерах Дордони во Франции, на юге Пиреней в Испании, на скалах Алтая.

- Особый расцвет этой техники случился в 15-17 вв. (слайд 5)

• В XV-XVII вв. сграффито активно применялось в Италии для украшения фасадов. Именно оттуда эта техника пришла в Центральную Европу - Германию, Чехию, другие страны. На фото: греческая улочка на острове Хиос; Дом в австрийском Вайтра; Декоративное сграффито на доме в Зренянин, Сербия

- А как в России? Прижилась ли техника сграффито у нас? (слайд 6)

• В XX в. сграффито по-прежнему широко применялась в монументально-декоративном искусстве. Ими украшались торцы и фасады общественных зданий. Темы диктовались стилем советской эпохи — учёные, космонавтика, наука и просвещение, военная тематика. Эта техника не забыта и наши дни. На фото фасады школ. Минск

- Монументальную живопись сграффито мы можем видеть и сейчас на стенах зданий снаружи и внутри. Сграффито бывает двуцветным и многоцветным (слайд 7)

• Двухцветного сграффито — нанесение на стену одного слоя штукатурки, отличающегося по цвету от основы. Если в некоторых местах процарапать слой, обнажится нижний, другого цвета и получится двухцветный рисунок. Для получения многоцветного сграффито на стену наносят несколько отличающихся по цвету слоёв штукатурки (штукатурку окрашивают разными пигментами); затем штукатурку соскребают на разную глубину, чтобы обнажить слой с нужным цветом.

Такие росписи очень трудоемки.

- Мы все про стены и про стены… А к керамике это какое имеет отношение? Оказывается, этой техникой пользовались керамисты в глубокой древности (слайд 8)

• В древние времена сграффито использовали в керамике при изготовлении архаических ваз Этрурии и Греции. Выцарапанные рисунки можно встретить на керамических изделиях древних народов Латинской Америки — инков и майя.

Работы современных керамистов (слайд 9)

- Посмотрите на экран и на нашу выставку. Что изображено на декоре? Деревья, облака, цветы, бабочки, рыбы, растения, птицы, животные. это все что нас окружает. Наш мир. И он прекрасен. Так называется наше занятие. Сегодняшнее занятие посвятим животным : домашним и диким, нашим Мурзикам и Шарикам… тем, которым живется хорошо или совсем не очень. Не зря же вы выбрали какое-то животное. Значит, вам есть что рассказать о нем. Может это бездомная дворняга, которую нужно устроить в приют или хорошие руки, или маленький котенок, которому нужно найти хозяина, может это птицы, которых необходимо подкармливать… а может это просто грациозное животное, которым вы восхищаетесь (Дети рассказывают о своем выборе).

- Итак, как же выполняется техника сграффито на керамике? (слайд 10).

1. Подготовка поверхности для сграффито

2. Нанесение рисунка

- А теперь рассмотрим подробнее этапы нашей работы (слайд11)

3. Объяснение последовательности практической работы

- Ребята мы с вами работали с пластами, можем сделать тарелочку.

- Кто может напомнить всем этапы работы?

- Какие инструменты необходимы?

- Правила техники безопасности.

Последовательность выполнения работы

• 1. Раскатать пласт.

• 2. Керамический пласт (вместе с тканью) переложить на тарелочку (слайд 12)

• 3. Ладонью осторожно нажать на середину пласта для того, чтобы он принял вогнутую форму (слайд 13)

• 4. Обрезать иглой лишний пласт (слайд 14)

• 5. Загладить края водой.

Тарелочка готова (слайд 15)

Правила безопасной работы с острыми предметами

Работай аккуратно, чтобы не уколоться и не обрезаться

Держи инструмент подальше от глаз, лица, острым концом от себя или вниз. Не отвлекайся во время работы

- Теперь посмотрите, как мы будем декорировать тарелочку?

Декорирование в технике сграффито

• 1. Выбрать бумажный силуэтный шаблон животного, которого изображаешь, поместить на тарелочку (слайд 16)

- Что такое силуэт?

Силуэт — одноцветное контурное изображение чего-либо на фоне другого цвета, смутные очертания чего-либо в темноте, вдали, в тумане, видимые без деталей.

• 2. Аккуратно покрыть поверхность тарелочки глиной другого цвета (слайд 17)

• 3. Губкой (постукивая) убрать все неровности (слайд 18)

• 4. Иглой удалить бумажный шаблон животного.

При необходимости и желании подрисовать тонкой кистью детали (или процарапать) (слайд 19)

• 5. Дополнить изображение на тарелочке орнаментом. Можно процарапать элементы природы (дерево, облако, траву)

Вместо бумажного шаблона можно использовать трафарет (слайд 20)

4. Практическая работа учащихся.

5. Рефлексия. Подведение итогов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Монументально- декоративная живопись в архитектурной среде. Фреска. Сграффито.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Монументально- декоративная живопись в архитектурной среде. Фреска. Сграффито.

Монументально- декоративная живопись в архитектурной среде. Фреска. Сграффито. ИЗО 8 класс Урок 9-10

Монументальная живопись (происходит от латинского monumentum, то есть, "памят.

Монументальная живопись (происходит от латинского monumentum, то есть, "памятник".) Живопись, имеющая отношение к монументальному искусству, называется монументальной.

Данный вид живописи производится на архитектурных сооружениях и других стацио.

Данный вид живописи производится на архитектурных сооружениях и других стационарных строениях и востребован в конкретной архитектурной среде. Монументальная живопись отличается крупными размерами, обобщенностью форм. К ней можно отнести произведения, помещенные на стены, потолки, своды, иногда - на полы, разновидности росписи по штукатурке (фреска, энкаустика, масляная или темперная живопись), живописное панно на холсте, мозаика, майолика, сграффито, витражи и другие формы рельефно-живописного декора в архитектуре.

Наиболее древний вид живописи - это пещерные росписи со времен палеолита (пещ.

Наиболее древний вид живописи - это пещерные росписи со времен палеолита (пещеры Альтамиры, Ляско). Монументальная живопись воплощается в древнейшем декорировании стен - контурных изображениях животных (Пиренеи, Испания; пещеры Дордони, Франция)


Горный Алтай

Алтай. Урочище Калбак-Таш.

Алтай. Урочище Калбак-Таш.

Монументальная живопись была широко распространена в Древнем Риме, особенно п.

Монументальная живопись была широко распространена в Древнем Риме, особенно после древнеримской архитектурной революции. Четыре стиля древнеримской живописи применяли в оформлении частных жилищ. В храмовой архитектуре Византии были популярны фреска и мозаика, оказавшие решающее влияние на древнерусское монументальное искусство.

Капова пещера на реке Белая. Башкирия. Рисунки на поверхности держатся много.

Капова пещера на реке Белая. Башкирия. Рисунки на поверхности держатся много тысяч лет. Позднее такая техника изображения стала называться –Фреска.


Эпоха Палеолита.


Фреска Фреска (от итальянского fresco — свежий) Техника настенной росписи во.

Фреска Фреска (от итальянского fresco — свежий) Техника настенной росписи водяными, реже — казеиново-известковыми красками по сырой или сухой штукатурке, а также живописное произведение, выполненное в этой технике.

Виды фрески а секко (от итальянского a secco — по сухому), т.е. написана по.

Виды фрески а секко (от итальянского a secco — по сухому), т.е. написана по сухой штукатурке, аффреско (аль фреско), когда водяные краски наносятся на сырую штукатурку — такая фреска, без последующих исправлений темперой, наиболее сложна в исполнении, поскольку требует быстрого завершения работы. С момента высыхания влажного грунта, живопись превращалась в неотъемлемую часть стены.

Роспись а секко, далеко не столь долговечная, имеет тенденцию трескаться и ос.

Роспись а секко, далеко не столь долговечная, имеет тенденцию трескаться и осыпаться. "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи (в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие, 1495—1497 г.) — наиболее известный пример того, как великое произведение разрушается по той причине, что мастер не использовал в качестве грунта сырую штукатурку.

Самые древние фрески сохранились в Египте и Фивах и относятся к периоду Новог.

Самые древние фрески сохранились в Египте и Фивах и относятся к периоду Нового царства (1555—1090 до н.э.). Греки в Микенах и Тиринфе и критяне в росписях Кносского дворца применяли наравне с а секко технику аффреско.

Во фреске раньше, чем в других видах искусства, началось движение от средневе.

Во фреске раньше, чем в других видах искусства, началось движение от средневековой условности к реализму Нового времени. Роспись плафона. Сикстинская капелла – Микеланджело Буонарротти В течение четырех лет художник расписал площадь около 600 квадратных метров на высоте 20 метров, изобразив 343 фигуры.

 В России фреска существует как искусство храмовой живописи начиная с XI века.

В России фреска существует как искусство храмовой живописи начиная с XI века.

Псков Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Псков Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

В 15 – 17 веках сграффито начали использовать в Италии для украшения стен. Им.

В 15 – 17 веках сграффито начали использовать в Италии для украшения стен. Именно так, благодаря прочности данной техники, украшались фасады зданий. Благодаря сравнительной простоте технических приемов и высокой прочности сграффито в скором времени распространилось во многих других странах Европы.

Знали и удачно применяли сграффито мастера Древней Руси. Сграффито применяли.

Знали и удачно применяли сграффито мастера Древней Руси. Сграффито применяли и в советском декоративном искусстве. Примером удачного использования сграффито в современной архитектуре может служить Дворец пионеров и школьников в Москве.


Сегодня этот вид фресок не менее популярен. А благодаря доступности материало.

Сегодня этот вид фресок не менее популярен. А благодаря доступности материалов и большому количеству грамотных специалистов, декорирование перестает быть роскошью и превращается в дело хорошего тона. Красивый и, что очень важно, эксклюзивный рисунок на стене жилой комнаты или офиса с каждым днем становится все более доступным для большинства людей.

Прага.

Сграффито в Минске

Сграффито в Минске



Домашнее задание Читать параграф 9-10 (стр.80-97) 1 2

Домашнее задание Читать параграф 9-10 (стр.80-97) 1 2

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 064 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.06.2019 4893
  • PPTX 6.8 мбайт
  • 232 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кропачева Нина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: научиться познавать мир через художественный образ мозаики, определять место и роль монументальной живописи в жизни человека и общества.

  • Сформировать представление о мозаике, как о виде монументальной живописи.
  • Развивать познавательную активность учащихся с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности.
  • Совершенствовать навыки работы с бумагой и другими нетрадиционными материалами.
  • Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, любовь к искусству, бережному отношению к наследию своего народа.
  • Картон, цветная бумага, зеленый и желтый горох, цветные макароны, бусины и другие материалы, разложенные в пакеты.
  • Клей ПВА.
  • Кисточки.
  • Клеенка.
  • Образцы работ в технике мозаика, открытки, репродукции, фотографии,
  • презентация "Мозаика"

План урока (45 мин.)

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3 мин.

Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией презентации.

Объяснение выполнения последовательности выполнения творческого задания. 10-15 мин.

Практическая часть. Самостоятельная творческая работа. 15-20 мин.

Заключительная часть. Подведение итогов. Выставка работ. 7 мин

(На доске тема урока: Монументальная живопись.)

Приветствие, проверка наличия необходимых материалов и принадлежностей у учащихся.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с видами монументальной живописи, но сначала давайте вспомним, какие произведения в искусстве называются монументальными.

(Ответ учащихся - живописные произведения большого размера, которые украшают какое-нибудь архитектурное сооружение внутри или снаружи)

Вспомним, к монументальной живописи относят:

Фрески - живопись по сырой штукатурке. Фресковой живописью занимались Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Андрей Рублев, Феофан Грек.

Витраж - это картина, составленная из кусочков цветного стекла, скрепленных между собой свинцовыми полосками. Витражи широко применялись в интерьере средневековых соборов.

Правильно, а сегодня мы познакомимся с еще одним видом монументальной живописи - мозаикой.

Слайд 2 Мозаика в переводе с греческого языка переводится как обиталище, храм муз".Это изображение, составленное из различных кусочков разноцветных натуральных камней, стеклянных сплавов (смальт), керамики, дерева и других материалов. Рис. 1[5]


Слайды 3-4 Родиной мозаики считают Древнюю Грецию, где изображения составлялись из разноцветной гальки (морских камешков). Рис. 2, 3 [6,7]



Слайд 5 Римляне переняли этот вид искусства у греков, но они первыми стали применять для мозаики специально вырезанные кусочки из натуральных камней. Рис. 4 [8]


Слайды 6 - 7 Позднее в Византии стали делать мозаику из смальты - специальных стеклянных кубиков и пластинок. Рис. 5, 6, 7 [9, 10, 11]




Слайды 8 - 9 Русские мастера в древности тоже владели искусством мозаики.

Но для развития искусства мозаики нужна была смальта, а русское стеклоделие пришло в упадок в результате нашествия монголо-татар. Поэтому широкого распространения стеклянная мозаика в России не получила, поскольку материал (смальта) привозили из-за границы, а своего стекольного производства на Руси не было вплоть до конца 18 века. Рис. 8, 9 [12,13]



Слайды 10-12. Мозаика вновь блеснула своими разноцветными гранями в мастерской великого русского ученого М. Ломоносова. Его увлекла искусная работа итальянских мастеров. Ломоносов решает не только возродить искусство стеклянной мозаики в России, но и наладить собственное стекольное производство, в том числе и изготовление русской смальты. Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в нашей стране, но и снабдить его новым, совершенным материалом. Он открывает способ получать смальты любого цвета. По немногим образцам он не только постиг мозаичную технику, но и осознал художественный смысл мозаики - ее суровую и выразительную простоту, ее красочные возможности, декоративное значение и эпическую монументальность.

Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее.

Рис. 10,11,12,13,14 [14,15,16,17,18]






Слайд 13 В наши дни про мозаику не забыли. Ее применяют для украшения различных архитектурных сооружений. Рис. 15 [19]


Слайды 14 - 16 для оформления интерьеров жилых и общественных зданий.

Рис. 16,17,18,19,20 [20,21,22,23,24]






Слайды 17 - 20 Талантливый архитектор Антонио Гауди применял мозаику для украшения фасадов зданий и малых архитектурных форм. Тысячи туристов приезжают в Барселону, чтобы полюбоваться творением рук этого мастера. Рис.21,22,23,24 [25,26,27,28]





- Вам необходимо выполнить мозаику новогодней елки из различного нетрадиционного материала. Не забывайте о законах композиции и контрастности цвета.

Материал для мозаики находится на столах в пакетах.

  • 1-я группа - из цветной бумаги.
  • 2-я группа - из разноцветных макаронных изделий
  • 3-я группа - из бумажных полосок в технике "квиллинг"
  • 4-я группа - из разноцветного гороха

Практическая часть. Самостоятельная творческая работа.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Включается презентация с негромкой музыкой.

Заключительная част. Выставка работ.

- Ребята, вы настоящие мастера мозаики. Давайте посмотрим, какие работы у вас получились.

(Учащиеся располагают свои работы на доске. Вместе с учителем определяют лучшие.)

Вопрос: Давайте вспомним - с каким видом монументальной живописи мы сегодня познакомились?

Ответ учащихся: с мозаикой.

Вопрос: Место рождения искусства мозаики?

Ответ учащихся: Древняя Греция.

Вопрос: Какие материалы применяются при изготовлении мозаики?

Ответ учащихся: кусочки натуральных камней, смальты, керамики, дерево и другие материалы.

- Сегодня на уроке мы познакомились с еще одним видом монументальной живописи - мозаикой, с ее особенностями выполнения. Теперь вы легко можете определить этот вид монументальной живописи, который окружает нас в повседневной жизни, сможете оценить работу мастеров разных эпох. А может кто-то из вас задумается посвятить свою будущую профессию этому виду искусства.

На этом урок закончен. До свидания.

1. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. - М.: Аванта+, 1997. - 688 с.: ил.

2. Макаров В.К. Художественное наследие М.В. Ломоносова. Мозаики. М., 1950.


Урок сформирует представление учащихся о монументальных видах декоративно-прикладного искусства: мозаика, фреска, витраж.

Описание разработки

Цель учителя:

сформировать представление обучающихся о монументальных видах декоративно-прикладного искусства: мозаика, фреска, витраж.

Цель ученика:

познакомиться с разными видами монументального искусства.

Задачи:

- познакомить обучающихся в видами монументально–декоративного искусства;

- научить работать над созданием эскиз витража, владеть практическими навыками выразительного использования цвета, фактуры в процессе создания в конкретном материале плоскостных декоративных композиций;

- развивать чувство прекрасного и навыки работы с бумагой;

- воспитывать последовательность и аккуратность в работе.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Подведение к теме урока.

3. Основная часть. Введение нового знания.

4. Практическая работа.

5. Подведение итогов урока.

6. Окончание урока.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Подведение к теме урока.

Декоративное искусство-термин, объединяющий различные виды искусств, произведения, которые наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду. Монументально-декоративное искусство -служит для украшения произведений архитектуры и садово-паркового искусства, декоративно-прикладное искусство -создает художественные предметы быта.

3. Основная часть. Введение нового знания.

презентация по ИЗО Монументальные виды искусства

Мозаикой древние называли картины, посвященные музам. Как вечны музы, так должны были быть вечны и эти картины. Поэтому их писали не красками, а набирали из кусочков цветного камня или непрозрачного стекла – смальты. / Просмотр слайдов./

Мозаикой украшались религиозные и общественные здания. В советское время мозаикой украшались стены Дворцов культуры, станции метрополитена, спортивные сооружения./ Просмотр слайдов./

Вначале, витраж украшал окна монастырей, церквей, соборов. В средние века (XII веке) в храмах Франции, Германии появились сюжетные витражи из кусков цветного стекла, вырезанных по контуру изображений и скрепленными свинцовыми полосками. Протекавший сквозь витраж окрашенный свет наполнял помещение атмосферой таинственности. Это впечатление стало особенно ощутимо в готических храмах с их огромной высотой, простором, большими окнами. Оконные стекла в соборе превращаются в волшебные картины. Солнечный свет окрашивается цветными стеклами – витражами в радужное сияние.

XII-XIV вв. Постепенно усложняются сюжеты, наряду с религиозными сценами появляются сцены бытовые, изображающие труд ремесленников. Изображена работа столяра, пекаря, ткачей, продавцов тканей. Изображаются военные действия – крестовые походы. На одном из витражей изображены сами строители собора / Просмотр слайдов./

Наряду с набором картин и орнаментов из цветных кусков стекла применялась и техника живописи по бесцветному или цветному стеклу специальными красками (силикатными), закрепляемыми затем легким обжигом. Красками обычно рисовали лица, руки, отдельные мелкие детали.

Весь материал - в архиве.


-75%

Данный вид живописи производится на архитектурных
сооружениях и других стационарных строениях и
востребован в конкретной архитектурной среде.
Монументальная живопись отличается крупными
размерами, обобщенностью форм.
К ней можно отнести произведения, помещенные на
стены, потолки, своды, иногда - на полы, разновидности
росписи по штукатурке (фреска, энкаустика, масляная
или темперная живопись), живописное панно на
холсте, мозаика, майолика, сграффито, витражи и
другие формы рельефно-живописного декора в
архитектуре.

Наиболее древний вид живописи - это пещерные
росписи со времен палеолита (пещеры
Альтамиры, Ляско).
Монументальная живопись воплощается в
древнейшем декорировании стен - контурных
изображениях животных (Пиренеи, Испания;
пещеры Дордони, Франция)

• Монументальная живопись была широко
распространена в Древнем Риме, особенно
после древнеримской
архитектурной революции.
• Четыре стиля
древнеримской живописи применяли в
оформлении частных жилищ. В храмовой
архитектуре Византии были
популярны фреска и мозаика, оказавшие
решающее влияние на
древнерусское монументальное искусство.

Капова пещера на реке Белая. Башкирия.
• Рисунки на
поверхности
держатся
много тысяч
лет. Позднее
такая техника
изображения
стала
называться –
Фреска.

Фреска
Фреска
(от итальянского fresco — свежий)
• Техника настенной росписи водяными,
реже — казеиново-известковыми красками
по сырой или сухой штукатурке, а также
живописное произведение, выполненное в
этой технике.

Виды фрески
• а секко (от итальянского a secco — по
сухому), т.е. написана по сухой штукатурке,
• аффреско (аль фреско), когда
водяные краски наносятся на сырую
штукатурку — такая фреска, без последующих
исправлений темперой, наиболее сложна в
исполнении, поскольку требует быстрого
завершения работы. С момента высыхания
влажного грунта, живопись превращалась в
неотъемлемую часть стены.

Роспись а секко, далеко не столь долговечная, имеет
тенденцию трескаться и осыпаться. "Тайная вечеря"
Леонардо да Винчи (в трапезной монастыря Санта
Мария делла Грацие, 1495—1497 г.) — наиболее
известный пример того, как великое произведение
разрушается по той причине, что мастер не
использовал в качестве грунта сырую штукатурку.

Самые древние фрески сохранились в Египте и Фивах и относятся к
периоду Нового царства (1555—1090 до н.э.). Греки в Микенах и
Тиринфе и критяне в росписях Кносского дворца применяли наравне
с а секко технику аффреско.

Во фреске раньше, чем в других видах
искусства, началось движение от
средневековой условности к реализму
Нового времени.
Роспись плафона.
Сикстинская капелла
– Микеланджело
Буонарротти
В течение четырех лет
художник расписал
площадь около 600
квадратных метров на
высоте 20 метров,
изобразив 343 фигуры.

• В 15 – 17 веках сграффито начали использовать в
Италии для украшения стен. Именно так,
благодаря прочности данной техники,
украшались фасады зданий. Благодаря
сравнительной простоте технических приемов и
высокой прочности сграффито в скором
времени распространилось во многих других
странах Европы.

Знали и удачно применяли сграффито мастера Древней
Руси.
Сграффито применяли и в советском декоративном
искусстве. Примером удачного использования сграффито
в современной архитектуре может служить Дворец
пионеров и школьников в Москве.

• Сегодня этот вид фресок не менее
популярен. А благодаря доступности
материалов и большому количеству
грамотных специалистов, декорирование
перестает быть роскошью и превращается в
дело хорошего тона.
• Красивый и, что очень важно,
эксклюзивный рисунок на стене жилой
комнаты или офиса с каждым днем
становится все более доступным для
большинства людей.

Читайте также: