Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества конспект урока
Обновлено: 03.07.2024
Презентация на тему: " Человечество в социосфере …Взаимопомощь и бескорыстная отдача своих сил на служение обществу составляют такую существенную часть жизни общества… что без." — Транскрипт:
1 Человечество в социосфере …Взаимопомощь и бескорыстная отдача своих сил на служение обществу составляют такую существенную часть жизни общества… что без них человечество не могло бы прожить даже несколько десятков лет. П.А. Кропоткин
2 Место человека в биосфере Потребляет вещества и энергию из окружающей среды Место человека в ноосфере Взаимодействует с источниками информации и преобразует природу при помощи технических средств Место человека в социосфере Обустраивает окружающий мир сообща с другими людьми, в ходе постоянных взаимодействий друг с другом
3 Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества Вид Человек разумный остался единственным видом, занимающим широкий ареал. Население Земли размещено неравномерно: 15%-неосвоенные территории Половина обитаемых территорий – менее 5 человек на 1 кв.км. В обжитых районах – превышает 200 человек на 1 кв. км. Появление этносов: Географическая обособленность Разнообразие экологических факторов Разный характер взаимоотношений с природной средой и соплеменниками
4 2 основных типа общества в зависимости от пути развития: Традиционный (восточный) – тип, при котором общество формировалось изолированно от остального мира. А)Развитие происходило медленно Б)Люди тяготели к давно сложившемуся образу жизни и старым культурным традициям В)Важнейшие ценности – постоянство и гармоничное сосуществование человека с природой Техногенный (западный) – тип, при котором общество изменялось быстро и перенимало чужие культурные традиции. А) Часто входило в контакт с другими людьми. Б) Ценилось всё, что способствовало освоению природы и покорению новых территорий Таблица 4 стр. 65
5 Ускорение процесса урбанизации в результате развития промышленности –привело к появлению индустриального общества 85% населения мира – в городах 100 лет назад – 13% Рост численности человечества ведёт к обострению экологических проблем в биосфере в результате последствий его преобразующей деятельности. Развитие науки и техники, торговли, политики привело к образованию постиндустриального общества: Появились международные компании (их слияние) Культуры народов насыщаются элементами других культур (исчезает индивидуальность) Начался процесс глобализации – общества становятся похожими друг на друга
Вы можете ознакомиться и скачать Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества. Презентация содержит 23 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.
Слайд 1
Слайд 2
Человек – часть биосферы, т.к. Человек – часть биосферы, т.к. Потребляет вещества и энергию из окружающей среды; Человек – часть ноосферы, т.к. Взаимодействует с источником информации и преобразует природу при помощи технических средств, созданных им самим.
Слайд 3
Слайд 4
На данном этапе развития ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ – единственный вид, занимающий широкий ареал обитания. На данном этапе развития ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ – единственный вид, занимающий широкий ареал обитания. АРЕАЛ – область распространения определенной систематической группы организмов – вида, рода, семейства и т.д.
Слайд 5
Размещение населения — это процесс заселения и хозяйственного освоения людьми земной поверхности. Размещение населения — это процесс заселения и хозяйственного освоения людьми земной поверхности. Сложившаяся к настоящему времени картина размещения населения мира неоднородна. В мире существуют как густо- так и слабозаселенные территории.
Слайд 6
Население по Земле размещается неравномерно: Население по Земле размещается неравномерно: Неосвоенные земли – 15% (области с экстремальными природными условиями) Средняя плотность населения – около 50% земель
Слайд 7
70% населения живет всего на 7% территории суши. 70% населения живет всего на 7% территории суши. В Восточном полушарии сосредоточено 80% всего населения, в Северном полушарии - 0,9%. При этом основная масса людей живет в пределах умеренного, субтропического и субэкваториального климатических поясов.
Слайд 8
Плотность населения – количество человек на единицу площади Плотность населения – количество человек на единицу площади
Слайд 9
Средняя плотность населения Земли - 40 чел./км2. Однако неравномерность размещения населения в разных регионах и странах мира огромна. Показатель плотности населения колеблется от десятых долей до 2000 чел./км2.
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
В настоящее время в мире можно выделить несколько районов наибольшей концентрации населения. К ним относятся: Восточная Азия (восточное побережье Китая, Япония, КНДР, Республика Корея), где проживает около 1 млрд чел.; Южная Азия (Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан), где проживает около 1 млрд чел.; Юго-Восточная Азия (Индонезия, Филиппины, Таиланд, Малайзия), где проживает свыше 300 млн чел.; Зарубежная Европа, где проживает около 500 млн. чел.; Северо-восток США, где проживает около 100 млн. чел.
Слайд 14
Слайд 15
Неравномерность размещения населения на Земле объясняется рядом факторов. Влияние природного фактора проявляется: в слабой освоенности территорий с неблагоприятными для человека природными условиями (пустыни, тундры, тропические леса, полярные области); в проживании основной части населения на высоте до 1000 м над уровнем моря (при этом 56% населения сосредоточено на равнинах с высотой до 200 м, 24% - до 500 м над уровнем моря); в концентрации населения вблизи морского побережья (более 50% населения живет в пределах 200 км от побережий морей и океанов); в высокой освоенности территорий с плодородными почвами и благоприятными агроклиматическими условиями (субтропический, субэкваториальный и юг умеренного климатического пояса). Воздействие исторических особенностей заселения суши проявляется в том, что, по мнению ученых, заселение Земли происходило с территорий, где формировался человек современного вида, Юго-Западной Азии, Северной Африки и Южной Европы, по Старому Свету, затем в Америку и Австралию. Время заселения серьезно повлияло на численность населения регионов. Различия в современной демографической ситуации связаны с естественным приростом населения отдельных стран. Яркий пример - Бангладеш с высоким уровнем рождаемости. Плотность населения этой страны в настоящее время составляет более 750 чел./км2. Воздействие социально-экономических условий связано с размещением промышленных зон, транспортных путей, освоением крупных месторождений полезных ископаемых, способствующих концентрации населения.
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Географическая обособленность, разнообразные сочетания действующих экологических факторов и разный характер взаимоотношения с природной средой и соплеменниками способствовала появлению отличающихся друг о друга групп людей – ЭТНОСОВ, в каждом из которых сформировались свои традиции и обычаи, язык, верования, хозяйство и устройство общества. Географическая обособленность, разнообразные сочетания действующих экологических факторов и разный характер взаимоотношения с природной средой и соплеменниками способствовала появлению отличающихся друг о друга групп людей – ЭТНОСОВ, в каждом из которых сформировались свои традиции и обычаи, язык, верования, хозяйство и устройство общества.
Слайд 19
Типы обществ: Техногенный - Западный Традиционный – Восточный Сравните между собой ценности различных типов обществ, используя таблицу 4 на с. 65
Слайд 20
Рост численности человечества приводит к обострению экологических проблем в биосфере. Рост численности человечества приводит к обострению экологических проблем в биосфере. Угрозой является не столько само увеличение численности, сколько последствия его преобразующей деятельности.
Слайд 21
Вывод: Успешное использование новых технологий и эффективное извлечение природных ресурсов позволило человечеству быстро развиваться и укреплять связи внутри общества. Но по мере усложнения человеческого общества возрастает нагрузка на природную среду, происходит разрушение связей внутри биосферы и она теряет свою устойчивость.
Слайд 23
Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода с присущими ему внешними признаками. Личность – совокупность социально значимых качеств человека.
Мировоззрение - система взглядов человека на окружающий мир и свое место в нем. Структура: знания, принципы, убеждения, идеи, идеалы, духовные ценности.
4 типа: религиозное, обыденное, научное, философское.
Пути формирования: стихийное, осознанное.
- дает ориентиры для практической и теоретической деятельности,
- вооружает методами познания,
- помогает в самоопределении.
Исторические типы мировоззрения общества:
Теоцентризм, природоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм, наукоцентризм
Познание - процесс отражения окружающей действительности в сознании человека. Результат – знание. Цель – достижение истины.
Виды познания: обыденное, научное, религиозное, мифологическое, художественное, социальное. Особенности социального познания – трудно добиться объективности, так как субъект и объект совпадают.
Уровни познания: чувственное (его формы: ощущение, восприятие, представление) и рациональное (формы: понятие, суждение, умозаключение). Методы НАУЧНОГО познания – эмпирические (органы чувств и данные приборов), теоретические (анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование).
Сложилось 3 направления в философии относительно проблемы познаваемости мира:
Гностицизм – мир познаваем. Агностицизм – мир познать невозможно, так как наши органы чувств несовершенны
Конвенционализм (лат., соглашение) – не стоит спорить об истине, наше знание – продукт соглашения между учеными
Истина – знания, наиболее полно и точно соответствующие предмету познания (окружающему миру). Свойства истины: конкретность (зависимость от времени и места получения), объективность (независимость от субъекта)
Виды истины: абсолютная (полное, исчерпывающее знание) и относительная (неполное знание, может быть дополнено со временем). Критерии истины: то, что позволяет отличить истину от заблуждения: полезность, принятие научным сообществом, практика, логическая согласованность…
Знание - результат познания действительности. Основные виды:
житейское, научное, практическое, художественное.
Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания:
-Объективность знаний о природе, человеке и обществе
-Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии)
-Использование в деятельности специальных методов и др.
Уровни научного познания
1. Эмпирический — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов. Эмпирические методы научного познания:
Наблюдение – восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения). Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях) Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия) Измерение – определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к метру, грамму).
2. Теоретический – это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.) Теоретические методы научного познания
Анализ – процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи, характеристика героев).
Индукция -переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).
Дедукция — выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).
Абстрагирование – отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)
Моделирование – создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).Применяется, когда изучение объекта невозможно или дорого (модель Вселенной, подводной лодки)
Аналогия - изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель)
Классификация – объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).
Формализация - знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)
Формы научного познания- форма выражения полученного знания: научный факт ( Луна- спутник Земли), эмпирический закон (законы Ньютона), проблема , гипотеза, теория (относительности, вероятности),концепция (концепция развития человечества
Деятельность – присущая только человеку форма активности, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя.
Основные виды по сферам: экономическая, политическая, социальная, духовная. Ведущие виды по А.Н. Леонтьеву: игра, учение, труд, общение.
2 стороны: субъект (действует) и объект (на что действуют).
Структура деятельности: мотив, цель, средства, действия, результат
Мышление - деятельность сознания, направленная на нахождении единства в многообразии предметов, явлений и процессов объективной и субъективной реальности. База мышления – чувственный опыт. Средство мышления – язык. Типы мышления: образное, понятийное, знаковое. Операции мышления – анализ, синтез и т.д.
Потребность - необходимость, нужда человека и общества в чем-либо. Виды потребностей по А. Маслоу:
биологические (=физиологические, естественные), экзистенциальные (самосохранение),
духовные (=идеальные) – познание, творчество, самовыражение. Потребности – источник деятельности, ее мотив.
Свобода - способность человека действовать по своей воле, а не вследствие чьего-то принуждения. Раскрывается через систему понятий: воля, произвол, необходимость, ответственность. Свобода всегда связана с выбором – ответственность личности. Свобода + ответственность = сознательная деятельность. Свобода связана с необходимостью – ее абсолютизация ведет к фатализму (рок, судьба). Пренебрежение к необходимости – к волюнтаризму (вседозволенность). Свобода человека проявляется в соблюдении социальных норм – познанная необходимость.
Общество. Широкий смысл: обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая различные формы взаимодействия людей. Узкий смысл: группа людей с общими интересами и целями; ступень в историческом развитии общества; конкретный народ; все население Земли.
Как система, состоит из сфер: экономическая, политическая, социальная, духовная. СИСТЕМА динамическая, т.е. находится в постоянном движении, развитии или регрессе.
- Аграрное (доиндустриальное). С/х производство – 80%, ручной труд, сословия и классы, включенность всех в коллектив, замкнутость социальной структуры, преобладание монархий, господство церкви, малое количество образованных людей, устная передача информации.
- Индустриальное. Капитал, широкое применение механизмов, стандартная деятельность, промышленность – 85 %, классовое деление, социальная мобильность, политические свободы, ценности прогресса, вера в науку, массовая культура, грамотность и образование.
- Информационное (постиндустриальное).Знания, автоматизация производства, компьютеризация общества, индивидуализация в труде, сфера услуг – 66%, стирание классового деления – рост среднего класса, политический плюрализм, особая роль науки, образования, информации.
Социальные институты - совокупность лиц и учреждений, снабженных материально-техническими средствами и выполняющих определенную социальную функцию. Они организуют человеческую деятельность в систему ролей и статусов.
Типы соц. институтов: экономические, политические, семейно-брачные, социально-культурные, религиозные.
Функции: явные (для чего институт нужен) и скрытые (появляются дополнительно, не всегда заметны, например, СМИ влияют на общ.мнение, хотя должны просто передавать информацию
Дисфункция – ситуация, когда явные функции не выполняются, а скрытые приобретают негативный характер.
Институциализация – процесс формирования института.
-75%
Учащиеся научатся называть и характеризовать большие и малые социальные группы; приводить примеры больших социальных групп в российском обществе; выявлять характерные черты социальных групп и общностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Урок 9. Социальная сфера общества
Цели и задачи: познакомить учащихся с социальной сферой общества; дать представление о сущности социальной структуры общества; познакомить с терминами и понятиями: социальная сфера, социальная группа, социальная общность, этнос.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть и характеризовать большие и малые социальные группы; приводить примеры больших социальных групп в российском обществе; выявлять характерные черты социальных групп и общностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Формируемые УУД: метапредметные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою
точку зрения в дискуссии; определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; планировать деятельность; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; осознание необходимости анализировать свои поступки с точки зрения правовых норм; воспитание ответственности за свои решения.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: проблемный.
Читайте также:
- План конспект по химии 9 класс основные классы неорганических веществ
- Конспект урока познание мира 3 класс спорт это здоровье
- Конспект занятия козлятки выбежали погулять на зеленый лужок средняя группа
- Конспект урока виды предложений по количеству грамматических основ
- Фонетика конспект урока 4 класс