Конспект урока виды предложений по количеству грамматических основ

Обновлено: 06.07.2024

- Приветствие. Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу. Проверим готовность к уроку, выполним записи в тетради.

Оптимизация знаний.

Этап 1. Работа в группе.

- Что такое предложение?

- Укажите вид предложения по цели высказывания.

- Укажите вид предложения по эмоциональной окраске.

- Укажите вид предложения по наличию второстепенных членов.

- Назови главные члены предложения?

- Назови второстепенные члены предложения.

- Подлежащее и сказуемое – это..

- Сколько может быть грамматических основ в предложении?

- Как называется предложение с одной грамматической основой?

- Как называется предложение с несколькими грамматическими основами?

Выполним синтаксический разбор предложения.

Густой лес неохотно расступился и открыл речную долину . (простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми)

Этап 2. Фронтальный опрос с последующим взаимооцениванием, самооценкой ( по выбору)


3. Постановка темы и целей урока. Работа в группе.

Задание. Сопоставьте группу предложений и одно предложение, подчеркните грамматические основы. Сделайте вывод: в чем сходство и различие в предложениях?

Начались сильные морозы. Задули ледяные метели. – Начались сильные морозы, и задули ледяные метели.

Солнце взошло. Цветы раскрыли свои чашечки. - Когда солнце взошло, цветы раскрыли свои чашечки.

Мы пойдем купаться на озеро. Погода будет хорошая. – Мы пойдем купаться на озеро, если погода будет хорошая.

/ учащиеся делают вывод, что предложения сходны по теме, в первой группе записаны простые предложения, во второй сложные. Отмечают, что в первой группе предложения по одной грамматической основе в предложении, а во второй группе – две/

- Как называются предложения с несколькими грамматическими основами? (Это сложные предложения).

- Сформулируйте тему урока. (Сложные предложения), запишите.

- Чему нужно научиться на уроке? (Находить сложные предложения. Выделять грамматические основы, различать предложения), запишите цель в тетрадь.

Изучение нового материала.

- Прочитайте теоретический материал в учебнике на странице 56. Заполните таблицу

Цели урока:

  • Обучающие: повторить понятие главных членов предложения; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения; научить различать сложные и простые предложения.
  • Развивающие: способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания.
  • Воспитательные: формировать интерес к русскому языку.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point, листы самооценки, цветные полоски, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот опять звенит звонок.
Начинается урок.
Дети все за парты сели
И на доску поглядели!

Приготовьте листы самооценки и цветные полоски.

II. Актуализация изученного.

Мальчиком Стивенсон болел и целые дни и недели проводил в стране Кровати. Так он сам ее называл. Здесь мальчик жил в воображаемом мире, прекрасном и сказочном. Диван– это горы, ковер – глубокое море. Одеяло – снежные вершины.

Мы тоже сегодня отправимся в волшебное путешествие (СЛАЙД 1). Посмотрите на карту. Куда лежит сегодня наш путь?

  • Что такое предложение?
  • Что мы знаем о предложениях? Расскажите, рассмотрев карту.

Хотите познакомиться с жителями страны поближе? (СЛАЙД 2).

  • Кто главные члены этой семьи?
  • Назовите второстепенные члены.
  • Прочитайте предложение и дайте его характеристику по наличию грамматических основ.
  • По наличию второстепенных членов?
  • По цели высказывания?
  • По интонации?

III. Стадия вызова.

IV. Стадия осмысления.

Какова же тема нашего урока? (СЛАЙД 3).

А какие виды предложений вы знаете?

Запишите тему урока в тетради.

Какова наша цель на уроке? (подвести к понятию простые\сложные).

(СЛАЙД 4.) Прочитайте. Вам понятна цель урока?

Какие задачи (шаги) надо выполнить, чтобы ее добиться?

Итак, отправляемся в путешествие по морю Знаний. Вы готовы к нему?

Поднимите на своем корабле зеленый флажок, если вы ничего не боитесь и уверены в себе.

Желтый – если сомневаетесь в своих силах.

Красный – боитесь, что ничего не получится.

V. Высаживаемся на острове Сокровищ в море Знаний.

На берегу рассыпаны бусинки-слова. Соберите из них бусы-предложение и запишите в тетрадях.

(СЛАЙД 5).

  • Перед вами одинаковое количество слов, почему же первый пример неясен?
  • ДОСКА: Выполните синтаксический разбор предложения, которое у вас получилось.

VI. А теперь отплываем к Таинственному острову (СЛАЙД 6). Нас ждет новое испытание.

  • Сравните предложения и сделайте вывод самостоятельно. Какова функция союза И?
  • Сравните простые предложения в составе сложного. Есть ли у сложного предложения категория распростаненности?

VII. Продолжаем исследовать остров Размышляй.

VIII. Причаливаем к материку – Учебнику.

Читаем текст. Какова его основная мысль? (козы открыли для нас этот чудесный напиток)

  • Выполняем задания: 1 ученик выписывает на доску слова с пропусками, 1в.– работает с простыми предложениями, 2 в.– работают со сложными.
  • Характеризуем предложения по количеству грамматических основ.
  • СП – союзные или бессоюзные?

ДОСКА: какое предложение соответствует схеме: [ ], (что … ).

  • Придумайте словосочетания с существительным кофе. Орфоэпический словарик.

IX. Работа с кластером в парах.

Придумайте 3 предложения для кластера по картинкам на стр.154 самостоятельно. Какие это будут предложения? (простые, союзные и бессоюзные сложные)

X. Какова была цель урока?

XI. Стадия рефлексии.

У вас новая карта. (СЛАЙД 10). На какой остров вы сейчас отправитесь и что с собой возьмете? Чемодан, если материал урока вам пригодится; мясорубку, если материал урока вы еще доработаете дома; корзину, если материал оказался ненужным. Приложение 2.

Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе "Виды предложений по количеству грамматических основ"

Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе "Виды предложений по количеству грамматических основ"

Урок русского языка в 5 классе

1.Прокомментируйте изученные орфограммы. 2. Назовите грамматические основы предложений. 1) Ранним утром 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. 2)На защиту Отечества поднялись взрослые и дети. 3)500 солдат из Троицкого ушли на фронт, и 196 воинов не вернулись назад.

Урок русского языка в 5 классе "Виды предложений по количеству грамматических основ"

Урок русского языка в 5 классе

Цель: 1)Познакомиться с . и . ; 2) учиться различать . и . ; 3) учиться ставить . . Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; ­учиться различать простые и сложные предложения; ­учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях и определять средства связи простых предложений в составе сложных.

Урок русского языка в 5 классе "Виды предложений по количеству грамматических основ"

Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе "Виды предложений по количеству грамматических основ"

Урок русского языка в 5 классе

Сложное предложение O Мирные жители прятались в подвалах, но они спасали не всех . (К.Аксаков) . , но

Урок русского языка в 5 классе "Виды предложений по количеству грамматических основ"

Урок русского языка в 5 классе

Сложное союзное предложение O Мы узнали из книги о Троицком, O как воевали наши односельчане. , как .

Урок русского языка в 5 классе "Виды предложений по количеству грамматических основ"

Урок русского языка в 5 классе

Закончите вывод из своих наблюдений: В простом предложении __________ грамматическая основа, в сложном предложении – _______________________. Следовательно, начинать Если перед нами сложное анализ предложения, чтобы предложение, то ищем союз и делаем решить, простое оно или вывод – сложное, нужно___________ _____________________________. союзное оно или бессоюзное.

Урок русского языка в 5 классе "Виды предложений по количеству грамматических основ"

Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе "Виды предложений по количеству грамматических основ"

Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе "Виды предложений по количеству грамматических основ"

Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе "Виды предложений по количеству грамматических основ"

Урок русского языка в 5 классе

Синквейн к слову ПОБЕДА Синквейн к слову ПОБЕДА Кто? Что? Кто? Что? (тема) (тема) Какой? (описание Какой? (описание темы) темы) Что делает? Что делает? Что автор Что автор думает? думает? Кто? Что? Кто? Что? (обобщение) (обобщение) 1 сущ­ное 1 сущ­ное 2 прил­ных 2 прил­ных 3 глагола 3 глагола Фраза из Фраза из четырёх четырёх слов слов 1 сущ­ное 1 сущ­ное 11 22 33 44 55

Урок русского языка в 5 классе "Виды предложений по количеству грамматических основ"

Урок русского языка в 5 классе

Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… У меня получилось…

Урок русского языка в 5 классе "Виды предложений по количеству грамматических основ"

Урок русского языка в 5 классе

Простое предложение – это предложение, в котором одна грамматическая основа.

Сложное предложение – это предложение, в котором две и более грамматических основы, связанных по смыслу и интонационно.

Сложносочинённое предложение – это предложение, в котором части равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами.

Сложноподчинённое предложение – это предложение, в котором одна из частей по смыслу зависит от другой (подчиняется ей).

Бессоюзное предложение – это предложение, части которого связаны только по смыслу, без союзов.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 106.

Дополнительная литература:

1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. Русский язык. 5 класс. Учебник. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 188.

2. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 129.

3. Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. Просто и занимательно о русском языке. Пособие для учащихся 5-9 классов. – М.: Просвещение, 2007. – с. 306.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение – основная единица синтаксиса. В предложении есть грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого или одного из них.

Если в предложении одна грамматическая основа, то это простое предложение.

Предложения, в которых две или несколько грамматических основ, называются сложными.


В зависимости от того, как связаны между собой части сложного предложения, выделяют союзные и бессоюзные сложные предложения. Если части сложного предложения связаны между собой только с помощью интонации, то предложение бессоюзное. Если части связаны между собой с помощью интонации и союзов, то это союзное предложение.


Чаще всего в сложном союзном предложении употребляются союзы И, А, НО, ДА. В этом случае части сложного предложения равноправны. В схеме обе части заключаются в квадратные скобки. При использовании союзов ЧТО, ЧТОБЫ, ЕСЛИ, КОГДА, КАК, ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК и слов КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА одна часть зависит от другой, т.е. от одной части предложения можно задать вопрос к другой. В этом случае главная часть (от которой задают вопрос) заключается в квадратные скобки, а зависимая часть (к которой задают вопрос) заключается в круглые скобки.


Запомните: между частями сложного предложения ставится запятая.

Синтаксический анализ сложного предложения выполняется по тому же плану, что и синтаксический разбор простого предложения.

1. Вид по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

2. Вид по интонации: восклицательное, невосклицательное.

3. Вид по количеству грамматических основ: простое, сложное.

4. Характеристика простых предложений в составе сложного:

А) Вид по строению грамматической основы: односоставное, двусоставное.

Б) Вид по наличию второстепенных членов: распространённое, нераспространённое.

В) Осложнено или нет: есть или нет однородные члены, обращения.

Обратите внимание, что каждая часть сложного предложения характеризуется отдельно.

5. Тип сложного предложения: союзное, бессоюзное.

После этого составляется схема сложного предложения и объясняются знаки препинания.

Разбор сложного предложения выглядит следующим образом.


Теоретический материал для углубленного изучения

Типы сложных предложений.

Сложное предложение – это предложение, у которого две и более грамматических основы. Все сложные предложения делятся на союзные (части соединяются при помощи интонации и союзов) и бессоюзные (части соединяются только при помощи интонации.

Между частями сложного предложения ставится запятая. Также между частями бессоюзного предложения могут стоять двоеточие или тире.

Союзные предложения в свою очередь подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Сложносочинённое предложение – это предложение, части которого равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами И, А, НО, ДА.

Сложноподчинённое предложение – это предложение, в котором одна часть зависит от другой по смыслу и присоединяется при помощи союзов ЧТО, ЧТОБЫ, ЕСЛИ, КОГДА, КАК, ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК и слов КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА. Зависимая часть называется придаточной.

Рассмотрим это на примерах.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Определите, верную характеристику предложения.

Листья задевают друг за друга, и со всех сторон слышится лёгкий шорох

  1. простое, осложнено однородными членами;
  2. сложное, союзное;
  3. сложное, бессоюзное

Разбор задания: Вспоминаем, что в сложном предложении две и более грамматических основы, а в простом – одна. Находим грамматическую основу. Листья задевают и шорох слышится. Здесь две грамматических основы, следовательно предложение сложное. Части связаны союзом И, следовательно предложение союзное. Ответ: 2.

Выделите зелёным цветом сложное предложение.

1.Иглы сосен гулко и колко устилают низкие пни.

2. Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка.

3. Лёгкий осенний снежок лёг на детскую площадку.

4. Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги, парки, скверы.

Разбор задания: В сложном предложении должно быть две и более грамматических основы. Ищем предложение, которое соответствует этому. 1. Иглы устилают – одна основа. 2. Ветер налетел, осинка затрепетала – две основы, следовательно сложное предложение. Проверяем остальные. 3. Снежок лёг – одна основа, простое предложение. 4. Осень выстлала – одна основа, следовательно, простое предложение.

Читайте также: