Внешняя политика российской империи во второй половине 19 века конспект урока 9 класс

Обновлено: 02.07.2024

Цели урока: познакомить учащихся с внешней политикой Александра 2, выявить её сходство и различие с внешней политикой Николая I, рассмотреть причины, ход, итоги русско-турецкой войны 1877-1878 гг., охарактеризовать участие России в решении международных вопросов.

Задачи:

  1. Западное направление внешней политики.
  2. Восточная политика: Туркестан и Средняя Азия.
  3. Политика России на Дальнем Востоке.
  4. Русско- турецкая война: причины, развитие военных действий.
  5. Итоги войны.

Оборудование:

Формы и методы, применяемые на уроке:

  • групповая работа;
  • работа с документом;
  • ролевая игра;
  • опережающее задание;
  • выполнение тестовых заданий (приложение 1);
  • составление и представление мультимедийной презентации.

Ход урока

1. Организационный момент:

2. Опрос домашнего задания:

3. Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя, который предлагает познакомиться с внешней политикой Александра II.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, затем им предлагается вспомнить результаты Крымской войны и условия Парижского мирного договора.

Учащимся предлагается работать в группах:

  • 1 группа характеризует европейское направление внешней политики России, работая с учебником на стр.190-192 (группе выдаётся маршрутный лист).
  • 2 группа характеризует восточное направление внешней политики России, работая с учебником на стр. 192-197 (группе выдаётся маршрутный лист).
  • 3 группа характеризует дальневосточную политику России, работая с учебником на стр.197-199 (группе выдаётся маршрутный лист).

Далее учащиеся представляют результаты своей работы, выбрав одного выступающего от группы. Их выступление предваряет рассказ учащегося о Горчакове А.М. (приложение 2).

После выступления представителей групп учитель подводит итоги: внешняя политика правительства Александра 2 носила активный характер. Дипломатическими военным путём России удалось решить стоящие перед ней внешнеполитические задачи, восстановить своё положение великой державы.

Учитель рассказывает об обострении обстановки в Балканских государствах, территория которых входила в состав Турции, и о движении славянских народов против власти турецкого султана.

Учащиеся на основе услышанного и, пользуясь текстом учебника на стр. 202, выписывают причины войны в тетради.

По окончании работы учитель организует проверку и дополняет ответы учащихся, которым затем задаётся вопрос: как вы думаете, готова ли была Россия к войне с Турцией?

Используя карту на стр.207 учитель знакомит учащихся с развитием событий на Балканах и на Кавказе. По ходу рассказа учащиеся составляют хронику военных действий, заполняя таблицу:

Дата Событие Итоги

Далее следует продолжение рассказа учителя о дальнейших событиях войны и наступлении русской армии на Софию, Адрианополь и Стамбул .

Далее они знакомятся с условиями Сан-Стефанского мирного договора и решениями Берлинского конгресса, сравнивают их и делают выводы об итогах русско-турецкой войны (работа с документами №1, 2), (Приложение 5).

4. Закрепление:

Ответить на вопросы теста.

5. Вывод:

учитель подводит итоги, выставляет оценки, благодарит учащихся за работу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX века (2 урока)

1. Европейское направление внешней политики в годы царствования Александра II

В 1856 г. – министром иностранных дел России назначен Александр Михайлович Горчаков.

После поражения в Крымской войне правительству пришлось пересмотреть не только внешнеполитический курс, но и внутренние преобразования.

- ставка была сделана на союз с Пруссией (она шла на конфликт с Францией).

- на время европейских конфликтов европейские державы забыли о Чёрном море, что давало России возможность отказаться от обязательств по Парижскому миру, заключённого после Крымской войны. 19 октября 1870 г. – в разгар франк-прусской войны – Горчаков разослал циркуляр в европейские страны, в котором говорилось, что Россия не считает себя связанной условиями Парижского мира. Следовательно, теперь Россия могла иметь свой флот в Чёрном море и восстановить необходимые укрепления.

2. Средняя Азия

Хоть Россия и была важным игроком в европейской дипломатии, но направление внешней политики Александра II изменился на Восток (Среднюю Азию). Там столкнулись интересы России и Англии.

Государства Средней Азии,

к которым проявлялся интерес.

На Россию со стороны этих государств периодически совершались набеги: наша территория подвергалась разграблению, жители уводились в рабство.

В результате удачных походов:

- в середине 1860-х гг – Кокандское ханство стало зависимым от России.

- в 1868 г. – под контроль России попал Бухарских эмират.

- в 1876 г. – Кокандское ханство вошло в состав России.

- в начале 1880-х гг. – русским генералом Скобелевым удалось одержать победу над туркменскими племенами.

- активизировались торговые связи;

- развитие х/б промышленности.

3. Дальний Восток

На Дальнем Востоке по прежнему проходило освоение:

- строились новые поселения;

- размещались воинские части;

- проводились успешные географические экспедиции в Приамурье;

- ставилась задача урегулирования отношений с дальневосточными соседями. Для это стало необходимым решать проблемы границ с Японией и Китаем.

Курильские острова

В 1855 г. по соглашению Курильские острова переходили к России.

Остров Сахалин

Совместная территория России и Китая

В 1875 г. – по договору между Россией и Японией: Курильские острова – Японии и остров Сахалин – России.

Урегулированы споры с Китаем:

1858 г. – Айгунский договор

1860 г. – Пекинский договор

Граница между Россией и Китаем проходила по реке Амур и Уссури.

В 1858 г. – установление военного поста Хабаровка.

В 1893 г. – получил статус города Хобаровск.

Аляска – была отдалённой территорий России. Россия не могла её контролировать, на эту территорию могла претендовать Великобритания. Усиление английских позиций России было не выгодно, поэтому она решила договориться с США.

В 1867 г. – Аляска была продана США за 7,2 млн. долларов.

4. Балканы и война с Турцией 1877-1878 гг

Россия всегда была заинтересована в происходящем на Балканах:

- в основном там проживало славянское население;

- контроль над Балканами обеспечивал России господство на Чёрном море и выход через него в Средиземное.

Причина: обострение ситуации на Балканах. Православное население подняло ряд восстаний против гнёта Османской империи.

Турция в военной мощи превосходила силы повстанцев, выступления жестоко подавлены. Российская империя не могла стоять в стороне и заступилась за Сербию. Но к войне с Турцией не была готова:

- военная реформа России была не перспективна;

- в стране был финансовый кризис.

Но под общественным давлением всё же решилась на войну.

В 1877 г. Россия объявила войну Турции.

Ход военных действий

Осада г. Плевны (неудачно для России)

Осада Плевны увенчалась успехом. Параллельно велись военные действия в Закавказье. Русские взяли крепость Карс.

У перевала Шипка на Балканах захвачена 30-тысячная турецкая армия.

В начале 1878 г.

Русское войско приблизилось к Стамбулу, но столицу взять не удалось – вмешалась политика.

Работа с источником

Обеим сторона было не выгодно вести дальнейшую войну и страны решили договориться.

Итог: февраль 1878 г. был подписан Сан-Стефанский мирный договор.

- Турция признавал независимость Сербии, Черногории и Румынии – должны образовать Болгарское княжество.

- к России отходили Южная Бессарабия, Карс, Батум, Баязет.

Это существенно усилило позиции России на Балканах, что не нравилось европейским державам. Они настояли на пересмотре Сан-Стефанского договора, а России пришлось с этим согласиться.

В 1878 г. состоялся Берлинский конгресс :

- Турции были возвращены отданные России земли в Закавказье;

- Уменьшились границы Сербии и Черногории;

- Часть Болгарского княжества (Восточная Румелия) получила статус автономной провинции Османской империи. Другая часть – становилась автономным княжеством;

- Земли Боснии и Герцоговины оккупировались Австро-Венгрией.

5. Внешнеполитический курс в годы царствования Александра III .

Вступление Александра III на престол изменили внешнеполитический курс России. Он предполагал союз с Францией вместо союза с Германией.

Во время правления Александра III во внешней политике:

- Противостояние на Балканах России и Германии, в котором Германия победила.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урака даёт возможносить рассмотореть особенность международных отношений в мире во второй половине XIX века.

Министерство образования и молодежной политики

Ставропольского края

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

План – конспект

открытого урока по истории

Преподаватель истории

Иноятов Владимир Владимирович

Познакомить обучающихся с основными событиями внешней политики России во второй половине XIX в.

Задачи урока:

- обучающие: выяснить причины и ход действий России по отмене нейтрализации Черного моря; изучить основные этапы завоевания Средней Азии; выявить достижения и промахи российской дипломатии при Александре II;

- развивающие: развивать навыки работы с картами, таблицами, схемами, анализировать исторические источники, отвечать на вопросы, делать выводы.

- воспитательные: интерес к предмету, чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Российская внешняя политика после Крымской войны.

Расстановка сил в Европе в 60-70-е гг.

Триумф российской дипломатии.

Завоевание Средней Азии.

Новые термины и даты:

Лондонская конференция 1871 г.; отмена нейтрализации Черного моря; 60-80-е гг. - присоединение Средней Азии к России; 1875 г. - Петербургский договор с Японией о передаче ей Курильских островов, а России - о. Сахалин; 1858 г. - Айгунский договор, 1860 - Пекинский договор России с Китаем о разграничении территории.

Тип урока: комбинированный

Формы работы обучающихся: проблемно-поисковая, фронтальная, самостоятельная.

Структура и ход урока:

1.Организационный момент (1 минута);

2.Проверка домашнего задания (5 минут);

3. Изучение нового материала (25 минут)

4.Закрепление знаний умений и навыков (10 минут);

6. Подведение итогов урока (3 минуты)

7. Домашнее задание (1 минута).

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

- проверяю явку и готовность учащихся к уроку;

Проверка домашнего задания.

Беседую с обучающимися по вопросам домашнего задания (фронтальный опрос):

- какие перемены происходили в сельском хозяйстве после 1861 г.? Что способствовало его развитию, а что тормозило?

- как развивалась промышленность во второй половине 19 века? (Слайд 1)

Изучение нового материала

1. Направления российской внешней политики после Крымской войны

2. Расстановка сил в Европе в 60-70 - е гг.

3.Триумф российской дипломатии

5. Завоевание Средней Азии

Объявляю тему урока и план, по которому будем работать. (слайд 2, 3). Демонстрирую обучающимся основные термины и даты

Беседа с обучающимися:

- Ребята, вспомните, пожалуйста, что такое внешняя политика?

- Подумайте, какова была основная задача внешней политики России после Крымской войны? (слайд 5)

- Ребята, используя таблицу (раздаточный материал у каждого учащегося на столе), выпишите в тетрадь основные направления внешней политики Александра II: (слайд 6)

Россия добивалась отмены нейтрализации Черного моря дипломатическими средствами, проводила переговоры и использовала противоречия между державами.

Беседа с обучающимися:

- Вспомните, после какой войны в 1870-е годы изменилась расстановка сил в Европе? (слайд 7)

-Успех Пруссии в борьбе против Дании, Австрии, а затем и разгром Франции привел к тому, что ни Франция, ни Австрия не могли противостоять России. Англия не решалась единолично участвовать в войнах. Турция без европейской поддержки не смела выступать против России. Пруссия же поддерживала Россию в её намерениях. В этой обстановке Россия предложила правительствам всех государств, подписавших Парижский договор, собраться для обсуждения вопроса отмены нейтрализации Черного моря.

Запись на доске и в тетради:

Лондонская конференция (март 1871 г.) - протокол о нейтрализации Черного моря. (слайд 8)

Вывод: Россия вернула себе право строить крепости, держать флот на Черном море. Таким образом, были укреплены южные границы страны. Эта дипломатическая победа России свидетельствовала о росте ее международного авторитета. Большая заслуга в этом принадлежала министру иностранных дел А. М. Горчакову. (слайд 9)

- К середине XIX в. в Азии и Казахстане сложилась следующая ситуация.

Казахские жузы (объединения) номинально состояли в подданстве России. Далее на юге существовало три самостоятельных государства - Кокандское, Хивинское ханства и Бухарский эмират. Еще южнее располагался Афгани­стан.

В первой половине XIX в. российское правительство пыталось наладить торгово-экономические отношения со Средней Азией. Однако российские купцы облагались высокими пошлинами, а караваны грабились. Среднеази­атские народы совершали постоянные грабительские набеги на территорию России. Четкой линии укрепления на границе со среднеазиатскими государствами не было. С другой стороны, действия и влияние Англии в Афганистане и Иране, ее стремление продвигаться дальше беспокоило Россию, ко­торая вступила в борьбу с Великобританией за государства в Средней Азии и на Среднем Востоке.

С 1864 г. начинается военное наступление. Сначала на Кокандское ханство. Малочисленные русские войска захватили города Аулие-Ата, Туркестан, Чимкент. В результате чего Оренбургское и Западносибирское укрепления были соединены.

-Предположите, каковы были дальнейшие планы российского командования?

На продолжении наступления настаивали военные, находившиеся в Средней Азии, но Министерство иностранных дел и Военное министерство предлагали закрепиться на занятых рубежах.

Пока принималось решение, генерал-майор Черняев с отрядом в составе 1000 человек начал наступление на Ташкент с 100-тысячным населением. Несмотря на первую неудачу, попытка взять Ташкент была повторена, и в 1866 г. город был включен в состав России.

В 1864 г. вышел закон об образовании Туркестанского генерал-губернаторства, главой которого был назначен К. П. Кауфман.

В результате продолжительных военных действий против Бухарского эмирата часть его территории вошла в состав России. Военные действия против Хивинского ханства были успешными и взятие Хивы - доказательство этого.

Запись на доске и в тетради:

Хива, Бухара, Коканд к 1873 г. стали вассальными владениями России при сохранении за их правителями права решать вопросы внутренней поли­тики.

В начале 70-80-x гг. российские войска под командованием генерала М. Д. Скобелева продолжали подчинять силой оружия территории закаспийской области.

Одним из результатов завоевания Средней Азии стала ликвидация рабства и работорговли в Хивинском ханстве. Российское правительство освободило до 40 000 невольников.

Каковы, на ваш взгляд, последствия завоевания Средней Азии?

Записывают в тетрадь тему урока.

Знакомятся с планом работы и основными терминами и датами

Взаимоотношения с другими государ­ствами.

Отмена статей Парижского договора, запрещавших России иметь на Черном море военный флот, арсеналы и крепости. Это условие договора делало южные границы России не­защищенными и подрывало ее влияние на Балканах и Ближнем Востоке.

1) а) Крепостное право – тормоз для экономического развития страны.

b) Подневольный труд неэффективен.

c) Хозяйство деградирует.

d) Страна шла к революции, но крестьянство было не революционной силой и поэтому революции не произошло.

2) а) Крепостное право отнюдь не исчерпало своих ресурсов. Крепостное право могло бы существовать еще не один десяток, а может быть и сотню лет.

b) Россия могла бы медленно, но верно перейти к капиталистическому способу ведению хозяйства.

c) Крепостное право выглядело безнравственно. АII, ориентировавшийся на общемировое мнение, понимал это. Поэтому для мирового признания развития России требовалась отмена КП.

d) Крымская война показала, что в военном отношении Россия не может тягаться с развитыми индустриальными державами.

e) В отличие от западных стран, в России все происходит сверху, и реформы, производимые в других странах снизу, во время буржуазных революций, в России проводятся сверху, государством.

Реформы 1861 г . проводили либеральные бюрократы. В первой половине XIX в. ее готовил П.Д.Киселев, а в середине века – племянник Киселева Милютин, тетка царя Елена Павловна, в.кн. Константин Николаевич и др. либеральные деятели.

Подготовка крестьянской реформы.

Январь 1857 г . - секретный комитет по крестьянскому вопросу. Обсуждения по губерниям.

Помещики зап. губерний – активны. Виленское дворянство – ЗА без наделения крестьян землей.

Ноябрь 1857 г . – Александр II требует опубликования рескрипта Назимову, губернатору Вильно.

Смысл: нужно обсудить вопрос о путях отмены КП. Так стало известно о подготовке отмены КП и в России, и за рубежом.

Комитет стал гласным.

Лето 1858 г . – Дворянские комитеты созданы повсеместно.

Конец 1858 г . – результаты деятельности губернских комитетов отправляются в редакционную комиссию в СПб. Глава – Ростовцев, ранее близкий к декабристам.

Варианты

1) Помещики нечерноземных губерний: освободить крестьян с землей, но за БОЛЬШОЙ выкуп.

2) Помещики черноземных губерний: освободить крестьян без земли.

Вывод: 1) против личного освобождения не возражает никто

2) земельный вопрос должен решаться в разных регионах

3) помещикам надо предоставить гарантированный выкуп.

1859 г . – созданы редакционные комиссии, которые разрабатывали тексты законопроектов. Глава комиссий – Ростовцев.

Затем обсуждались Главным Комитетом по крестьянскому вопросу и Государственным Советом.

Содержание реформы 1861 г .

Основную роль в подготовке документов по крестьянскому положению сыграли:

19 февраля 18 61 г. – законопроекты подписаны Александром I.

19 февраля 18 61 г. – 5 марта 18 61 г. – приведение войск в боеготовность. Александр опасался волнений.

5 марта 18 61 г. – законопроекты обнародованы.

В чем выразился буржуазный

Какие сохранились пережитки?

Личное освобожение крестьян

1) личная свобода крестьян

Крестьяне должны платить подушную подать

2) гражданские права (возможность заключать сделки, начинать свое дело, переходить в другие сословия и т.д.)

Из крестьян формируют будущих солдат. Из-за отсутствия возможности получения образования крестьяне заранее становятся солдатами.

Крестьян могли подвергать телесным наказаниями

Крестьяне не могли менять место жительства

Сохраняется политическое бесправие крестьян

3) Вместо власти помещика – крестьянское самоуправление, ведающее сбором податей и мелкими судебными делами. Вопросы решаются на сельских сходах. Решения схода исполняются сельским старостой, выбираемым на 3 года. Несколько сельских обществ – волость. Во главе волости – волостной старшина. Контакты сельского и волостного управления с помещиком осуществлялись через мировых посредников. Мировой посредник – только дворянин. Мировые посредники назначаются Сенатом из местных помещиков.

Сначала мировые посредники не зависили от губернаторов, но потом стали подчиняться не столько закону, сколько властям.

Аграрный вопрос

1) Крестьяне освобождаются с землей за выкуп. Но размеры земельного участка и размеры выкупа в разных областях разные. Размеры надела и размеры выкупа определяются соглашением крестьян и помещика. Результаты фиксируются в уставных грамотах. Составление уставных грамот – основное занятие мировых посредников.

Земля – собственность помещика, в т.ч. и та, которая до реформы находилась в пользовании крестьян. За пользование наделами свободные крестьяне должны отбывать барщину, то есть отрабатывать свой надел или выплачивать оброк в виде издольщины (доля урожая) или испольщины (половина урожая).

Прежде чем наделять крестьян землей, помещики большинства губерний отобрали в свою пользу, отрезали , лучшую часть земли в свою пользу. В отрезки попали многие земли, которые крестьяне поколениями обрабатывали и считали своими. Требование возвращения отрезков оказалось в программе многих аграрных партий на рубеже XIX – XX вв.

2) Крестьяне получали земельный участок, иногда больше, иногда меньше (нечерноземье-черноземье).

За свою земли крестьяне должны заплатить выкуп. Пока крестьянин не выплатит выкуп – он временно обязанный. 20% крестьянин должен был заплатить единовременно, 80% ему давало государство как бы взаймы, и он должен был возвращать их государству втечение 49 лет. В сумму выкупа входила плата за землю и личное освобождение. Пока крестьянин не выплатит всей суммы и государству, и помещику.

Система временно обязанных отменена в 1881 г . 20% процентов платил крестьянин, 80% государство. Эта сумма, положенная под 6 процентов годовых в банк, должна была компенсировать помещику его расходы, связанные с отсутствием оброка. Помещик должен был получать и 6% годовых, и отработку или другую барщину одновременно. Но государство не выплатило всем помещикам всей суммы, а выплачивало ее постепенно. В результате к 1904 г . оказалось, что крестьянами выплачено в 3 раза больше положенной суммы – 1,5 миллиарда вместо 500.000 рублей. Это произошло, т.к. крестьяне переплачивали за свою землю государству, одновременно оплачивая отсутствие повинностей.

Сохранение общины. Крестьяне, связанные круговой порукой, оказывались прикрепленными к своей земле. Переделы земли, круговая порука в повинностях, земли получал не крестьянин, а община, община властвовала над личностью.

1861 г . – реформа коснулась помещичьих крестьян.

1863 г . – реформа коснулась удельных крестьян.

1866-1886 гг. – реформа коснулась государственных крестьян.

Последствия реформы

Крестьяне ожидали не такую реформу. Они надеялись на волю, и с негодованием узнали, что должны по-прежнему отбывать барщину и платить оброк.

Они надеялись получить землю, а земля оказывалась, пусть и временно, в собственности помещиков.

Село Бездна (Казанская губернии) и село Кандеевка (Пензенской губернии).

Пригнаны войска. 91 человек убит. Петров прилюдно расстрелян.

Историческое значение реформы 1861 г .

1) открыло пути развития капитализма

а) в сельском хозяйстве; с/х стало развиваться по прусскому пути в черноземье (в Пруссии сохранялись помещичьи латифундии и крестьяне арендовали у помещиков землю) и по американскому пути в нечерноземье и, главным образом, на окраинах (то есть там развивались фермерские хозяйства). Удовлетворены и помещики окраин – выкупная операция растянулась на 20 лет.

б) в промышленности: появление новых свободных рабочих рук.

2) монархия упрочила материальную базу, получив миллионы налогоплательщиков. Выкупная операция укрепила финансы государства

3) велико нравственное значение реформы. Покончено с рабством. Начало эпохи реформ, самоуправления, суда и т.д.

Читайте также: