Виды знаний обществознание конспект

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ познание-теория конспект.docx

Тема: Познание. Виды знаний

Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможности. Основной проблемой гносеологии является вопрос о познаваемости мира. В зависимости от решения данного вопроса философы разделились на два направления :

- агностицизм – философское учение, отрицающее возможность познания мира;

- гностицизм – философское учение, признающее возможность познания мира.

В зависимости от способа познания мира в гносеологии можно выделить следующие учения :

1) Эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк) : направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

2) Рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц) : – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Познание – процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире. Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.

Знание – это результат познавательной деятельности человека.

В середине XIX века основатель философского направления позитивизм Огюст Конт предложил концепцию развития человеческого знания, рассматривая три последовательно сменяющихся форм знания: религиозного, философского и позитивного (научного). Майкл Полани , английский философ XX века, рассматривающий проблемы философии науки, говорит о двух типах знаний у человека: явного (выраженного в понятиях, суждениях, теориях) и неявного (основанного на человеческом опыте).

1) научное , основными признаками которого являются следующие:

- относится к рациональному знанию;

- оформлено в теориях, принципах, законах;

- получаемое с помощью специальных научных методов и средств;

- обладающее специальным научным языком.

2) ненаучное – разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами. В нем выделяют:

- донаучное – знание, полученное до появления современной науки;

- паранаучное – знание, возникающее как альтернатива или дополнение к существующим видам знания, научное по форме, но ненаучное по содержанию;

- ненаучное – сознательно искаженное представление о мире, характеризующееся фанатизмом и нетерпимостью к иным точкам зрения;

- антинаучное – бессознательное, ошибочное, утопичное знание;

- псевдонаучное – знание, которое отличается крайней авторитарностью;

- лженаучное – знания, которые не доказаны или опровергнуты, сознательно использующие домыслы и предрассудки.

а) обыденное (житейское) – основано на повседневном опыте, согласовано со здравым смыслом, сводится к констатации и описанию фактов, является основой для повседневного поведения людей;

б) мифологическое – представляет собой единство рационального и эмоционального отражения действительности, основано на создании образа окружающего мира;

в ) религиозное – построено на вере в сверхъестественное, а не на доказательство и аргументацию, предлагает человеку абсолютные идеалы и ценности;

г) художественное – не стремится быть доказательным и обоснованным, формируется в области искусства, допускает вымысел, поэтому создает условный образ окружающего мира, выражено в форме художественных образов;

д) философское – выражено в рационально-теоретической форме и логически обосновывает свои положения;

Знание может быть применено, из него можно извлекать пользу, поэтому люди стремятся к знанию. Знания, необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний.

Существует две ступени познания:

основано на воспроизведении внутренних закономерных связей и отношений

Формы чувственного познания :

- ощущение – отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;

- восприятие – у объекта формируется более целостный образ, отражает предметы и их свойства, включает в себя несколько ощущений разных видов;

- представление – высшая форма чувственного познания; позволяет мысленно воспроизводить объект даже при его отсутствии; представление тесно связано с памятью, посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.

Формы рационального познания :

- понятие – это мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства познаваемых предметов и процессов;

- суждение – это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается. Высказывая суждения, человек использует понятия;

- умозаключение – это вывод из двух или более суждений, в результате которого появляется новое суждение. В данном случае используются законы логического мышления. Видами умозаключений: дедуктивные (путь мышления от общего к частному), индуктивные (способ рассуждения от частных положений к общим выводам), по аналогии .

Чувственное и рациональное познание нельзя противопоставлять, так как они дополняют друг друга.

Особенности социального познания (познания общества) :

1) Общество является самым сложным из объектов познания. События и явления общественной жизни сложны и многообразны, поэтому определить в ней определённые закономерности очень трудно.

2) В социальном познании исследуются как материальные, так и духовные отношения, которые значительно сложнее, чем связи в природе.

3) В социальном познании субъект и объект познания совпадают, люди сами творят свою историю и сами познают её.

Основные методы социального познания :

- включённое наблюдение – этот метод коренным образом отличается от наблюдения в естественных науках, осуществляется не извне по отношению к изучаемому объекту (социальной группе), а внутри его;

- социальный эксперимент – носит конкретно-исторический характер, в разных исторических условиях социальный эксперимент может привести к разным, даже противоположным результатам;

- исторический метод исследования – метод, который выявляет значимые исторические факты и стадии развития, что позволяет раскрыть закономерности его развития;

- моделирование – применяется тогда, когда сам предмет недоступен для непосредственного изучения (например, в прогностических исследованиях) либо непосредственное изучение невозможно в силу этических соображений;

- социальное прогнозирование – направлено на получение знаний о будущем общества; научное предвидение не претендует на полное и точное знание будущего, даже тщательно выверенные прогнозы оправдываются с определённой долей достоверности.

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Уровни научного познания:

- наблюдение – непосредственное восприятие предметов и явлений без вмешательства в них самого исследователя;

- описание – вид научного метода, представляющий собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложения их характеристик.

- измерение – совокупность операций для определения соотношений измеряемой величины к другой однородной величине, применяемой всеми участниками за единицу измерения;

- сравнение – сопоставление сходных свойств или характеристик разных объектов;

- эксперимент – активное вмешательство исследователя в объект с целью получения о нем определенных знаний.

- анализ – мысленное разделение изучаемого объекта на части и изучение по частям;

- синтез – соединение составных частей в целое, познание целого в единстве;

- идеализация – метод научного познания, при котором происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками;

- индукция – логический переход от частных фактов к общим выводам (обобщениям);

- дедукция – выведение конкретного знания из общего;

- аналогия – умозаключение, в котором от внешней подобности предметов за одними признаками, делается вывод о возможности их схожести по другим признакам;

- моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели);

- абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделение какого-либо свойства или отношения

- научный факт – событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения;

- эмпирический закон – объективная, существенная, повторяющаяся устойчивая связь между предметами и явлениями, выявленная в результате чувственного опыта

проблема – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений или объектов;

- гипотеза – научное предположение;

- теоретический закон – отображение существенной, повторяющейся связи между объектами или явлениями;

- теория – совокупность логически связанных между собой знаний, которая дает целостное представление об основных закономерностях исследуемого явления

Граница между эмпирическим и теоретическим познанием условна и подвижна. Эмпирическое познание поставляет данные для осмысления связей и закономерностей изучаемого объекта, а теоретическое ориентирует на поиск новых данных.

Особенности научного познания :

- объективность – содержание научного знания должно быть независимо от познающего субъекта ;

- развитость понятийного аппарата;

- рациональность: включает в себя упорядоченность и системность знания;

- верификация знания - проверяемость (метод картезианского сомнения);

- высокий уровень обобщения;

- универсальность: исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин;

- использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Результаты научного познания становятся основой для формирования научной картины мира – целостной системы научных представлений об окружающем человека мире. Научное познание стремится к получению более точного и полного знания об окружающем мире.

И стина – это знание, соответствующее действительности.

Особенности и свойства истины :

- объективность : содержание истинного знания воспроизводит объект таким, каков он сам по себе, независимо от познающего его человека;

- субъективность : субъективной истина является по форме, это выражается в том, что истина не может существовать вне сознания человека;

- конкретность : полученное знание отражает определенный предмет или явление действительности. Абстрактной истины нет , она всегда определяется условиями места, времени, техническими возможностями и другими специфическими моментами);

1) Абсолютная истина – это несомненное, неизменное знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем познании.

2) Относительная истина – это неполное, неточное знание. В процессе познания относительная истина может изменяться и дополняться. По мере накопления знания одни относительные истины заменяются другими, более полными и глубокими. Причинами относительности человеческих знаний являются изменчивость мира, ограниченность познавательных возможностей человека; зависимость возможностей познания от реальных условий.

Заблуждение – содержание знаний субъекта, не соответствующее реальности, но принимаемое за истину. Источниками заблуждения могут быть несовершенство познавательных способностей, субъективные настроения, плохое знание предмета.

Ложь – преднамеренное искажение истины.

Основным критерием истины является практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент.

Практика – материальная, целеполагающая деятельность людей.

Функции практики в процессе познания :

- источник познания – существующие науки вызваны потребностями практики;

- основа познания – благодаря преобразованию мира происходит познание его свойств;

- является движущей силой развития общества;

- цель познания – мир познается для того, чтобы использовать эти знания в практической деятельности;

Раздел ЕГЭ: 1.3. Виды знаний

Информация сама по себе не является знанием до мыслительной обработки её человеком. Знание выступает в качестве информации, переработанной и интерпретированной субъектом.

Знание — совокупность систематизированных результатов познавательной деятельности человека. Оно включает в себя все утверждения об окружающем мире.

Человек постоянно находится в процессе поиска новых знаний. Он может получать их путём чувственного и рационального познания, используя для этого все возможные методы, процедуры и процессы.

Познание — процесс получения знания, постижение закономерностей и явлений объективного мира. Существует и другое определение познания — сумма всех знаний в какой-либо области.

УЧАСТНИКИ ПОЗНАНИЯ

Получение новых знаний всегда сопровождается наличием двух сторон, которые не могут существовать друг без друга.

Субъект познания ⇒ Тот, кто познаёт (человек)
Объект познания ⇒ То, что познают (предмет)

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

Поскольку процесс получения знаний осуществляется с помощью различных органов чувств и последующего осмысления, выделяют два основных вида познания:

1) Чувственное (эмпирическое). Осуществляется с помощью органов чувств, зависит от состояния психики человека. Знание формируется на основе ощущений (боль, цвет, вкус). Получение образной информации о предмете. Субъективно.

Формы чувственного познания:

  • ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления или процесса;
  • восприятие — формирование чувственного образа целостной картины предмета, явления или процесса;
  • представление — представление образа объекта познания.

2) Рациональное (теоретическое). Осуществляется с помощью разума и мышления. Знание формируется на основе осмысления чувственного опыта. Освобождение знания от личностной окраски. Объективно.

Формы рационального познания:

  • понятие — утверждение общих и существенных свойств предмета, явления или процесса;
  • суждение — утверждение или отрицание свойств предмета, явления или процесса;
  • вывод — выведение нового умозаключения на основе нескольких известных.

НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Иногда познание осуществляется вне зависимости от воли человека, бессознательно. При нерациональном познании происходит процесс принятия нестандартных решений, неотделимых от жизненных переживаний и эмоций. Это становится возможным вследствие одновременного действия чувственного и рационального познаний. Нерациональное познание может принимать такие формы, как интуиция и творчество.

  • Интуиция — способность к прямому усмотрению истины и её постижению без всяких рассуждений и доказательств. Характеризуется внезапностью. Люди иногда называют интуицию озарением.
  • Творчество — создание абсолютно новых уникальных культурных и материальных ценностей. Через творчество человек осознаёт окружающую его действительность.

Абстракция — знание, свободное от субъективного окрашивания. Характеризуется выделением общих свойств предметов, их сравнения и сопоставления.

ФОРМЫ ЗНАНИЯ

Знание подразделяется на категории, соответствующие способу его приобретения, а также дальнейшего применения. Не бывает единого верного знания, оно может принимать разнообразные формы.

s

Знание – это результат познавательной деятельности человека.

Знание — это многозначное понятие:

  • Во-первых, это вся та информация, которую человек получил, осознал, воспринял об окружающем его мире, всё, что он о нём знает.
  • Знания – это и умения, навыки, которые человек получил в результате овладения информацией.
  • Наконец, о знании говорят как об определённой познавательной единице, противоположной практике, но в то же время находящейся с ней во взаимосвязи.

Знание имеет несколько форм и видов в зависимости от методов, способов, сущности познания мира, общества и человека. Каковы же они?

Существует множество видов познания, соответственно и видов знаний. Рассмотрим научное и ненаучное познание.

Виды познания:

  • научное– процесс получения систематизированного, объективного, доказанного, проверяемого, истинного знания;
  • социальное познание – один из видов научного познания; это познание законов и принципов функционирования общества, культуры, человека. Результатом социального познания являются социальные и гуманитарные знания;
  • ненаучное– разрозненное, несистематизированное, находящееся в противоречии с научной картиной мира.

Виды ненаучного познания:

В зависимости от формы познания мира люди обладают соответствующими видами знания.

Виды знания.

Отдельно выделяют следующие виды знания (не по формам познания, а по особенностям восприятия мира).

  • Философское познание – заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  • Рациональное – отражение реальности в логических понятиях и категориях, связано с рациональным мышлением.
  • Иррациональное – не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция.
  • Личностное – характеризует объём знания конкретного человека, зависит от его способностей, желания познавать мир.
  • Коллективное знание – общезначим (надличностно), предполагает наличие общей для всей системы знаний.

Таким образом, форм и видов знаний достаточно много. Это свидетельствует об огромном желании человека познавать мир, получать сведения о нём, но в то же время подтверждает огромную силу воздействия знаний на жизнь общества. Поэтому так остро встаёт проблема ответственности учёных за свои открытия, а также вопрос о необходимости объективного познания мира, свободе научной деятельности.

Знание – вытекает из познания и является совокупностью сведений о какой-либо области познания.

Источники знаний

Выделяют 2 источника знаний:

  1. Эмпиризм – эмоциональный опыт, непосредственно дающий знания об окружающем мире;
  2. Рационализм – сведения, получаемые посредством мышления, не опираясь на эмоции.

Эмпирическое знание воспринимается через органы чувств. Содержит ряд особенностей: логичность, систематичность, воспроизведение визуальной структуры объекта.

Уровни (ступени) познания

Формы чувственного познания:

  • Ощущение – воспроизведение характерных признаков предмета в реальности;
  • Восприятие – эмоциональный образ;
  • Представление – характеристики объекта, запечатлённые в сознании.

Рациональное знание образуется путём мышления. Особенности заключаются в чувственном отрешении, отвлечённости, обобщённости.

Формы рационального познания:

  1. Понятие – утверждение общесуществующих параметров объекта;
  2. Суждение – утверждение или отрицание свойств объекта;
  3. Вывод (умозаключение) – образование оригинального суждения из совокупности старых.

Выделяют 3 типа:

  • Индуктивное;
  • Дедуктивное;
  • По соответствию.

Некоторые учёные выделяют 3-ий источник познания – интуицию.

Интуиция – познание истины путём некого предчувствия, отсутствует опора на логические и обоснованные доказательства.

  1. Мистическая – базируется на жизненных переживаниях и эмоциях;
  2. Интеллектуальная – осуществляется умственной деятельностью.

Знания – совокупность чувственного и рационального познания, а интуиция – форма сопряжения чувственного и рационального.

Классификации

Классификация знаний

В XIX в. позитивистом и основателем социологии О. Контом было предложено три формы знания:

Читайте также: