Виды знаний обществознание конспект
Обновлено: 03.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ познание-теория конспект.docx
Тема: Познание. Виды знаний
Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможности. Основной проблемой гносеологии является вопрос о познаваемости мира. В зависимости от решения данного вопроса философы разделились на два направления :
- агностицизм – философское учение, отрицающее возможность познания мира;
- гностицизм – философское учение, признающее возможность познания мира.
В зависимости от способа познания мира в гносеологии можно выделить следующие учения :
1) Эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк) : направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
2) Рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц) : – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Познание – процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире. Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.
Знание – это результат познавательной деятельности человека.
В середине XIX века основатель философского направления позитивизм Огюст Конт предложил концепцию развития человеческого знания, рассматривая три последовательно сменяющихся форм знания: религиозного, философского и позитивного (научного). Майкл Полани , английский философ XX века, рассматривающий проблемы философии науки, говорит о двух типах знаний у человека: явного (выраженного в понятиях, суждениях, теориях) и неявного (основанного на человеческом опыте).
1) научное , основными признаками которого являются следующие:
- относится к рациональному знанию;
- оформлено в теориях, принципах, законах;
- получаемое с помощью специальных научных методов и средств;
- обладающее специальным научным языком.
2) ненаучное – разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами. В нем выделяют:
- донаучное – знание, полученное до появления современной науки;
- паранаучное – знание, возникающее как альтернатива или дополнение к существующим видам знания, научное по форме, но ненаучное по содержанию;
- ненаучное – сознательно искаженное представление о мире, характеризующееся фанатизмом и нетерпимостью к иным точкам зрения;
- антинаучное – бессознательное, ошибочное, утопичное знание;
- псевдонаучное – знание, которое отличается крайней авторитарностью;
- лженаучное – знания, которые не доказаны или опровергнуты, сознательно использующие домыслы и предрассудки.
а) обыденное (житейское) – основано на повседневном опыте, согласовано со здравым смыслом, сводится к констатации и описанию фактов, является основой для повседневного поведения людей;
б) мифологическое – представляет собой единство рационального и эмоционального отражения действительности, основано на создании образа окружающего мира;
в ) религиозное – построено на вере в сверхъестественное, а не на доказательство и аргументацию, предлагает человеку абсолютные идеалы и ценности;
г) художественное – не стремится быть доказательным и обоснованным, формируется в области искусства, допускает вымысел, поэтому создает условный образ окружающего мира, выражено в форме художественных образов;
д) философское – выражено в рационально-теоретической форме и логически обосновывает свои положения;
Знание может быть применено, из него можно извлекать пользу, поэтому люди стремятся к знанию. Знания, необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний.
Существует две ступени познания:
основано на воспроизведении внутренних закономерных связей и отношений
Формы чувственного познания :
- ощущение – отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;
- восприятие – у объекта формируется более целостный образ, отражает предметы и их свойства, включает в себя несколько ощущений разных видов;
- представление – высшая форма чувственного познания; позволяет мысленно воспроизводить объект даже при его отсутствии; представление тесно связано с памятью, посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.
Формы рационального познания :
- понятие – это мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства познаваемых предметов и процессов;
- суждение – это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается. Высказывая суждения, человек использует понятия;
- умозаключение – это вывод из двух или более суждений, в результате которого появляется новое суждение. В данном случае используются законы логического мышления. Видами умозаключений: дедуктивные (путь мышления от общего к частному), индуктивные (способ рассуждения от частных положений к общим выводам), по аналогии .
Чувственное и рациональное познание нельзя противопоставлять, так как они дополняют друг друга.
Особенности социального познания (познания общества) :
1) Общество является самым сложным из объектов познания. События и явления общественной жизни сложны и многообразны, поэтому определить в ней определённые закономерности очень трудно.
2) В социальном познании исследуются как материальные, так и духовные отношения, которые значительно сложнее, чем связи в природе.
3) В социальном познании субъект и объект познания совпадают, люди сами творят свою историю и сами познают её.
Основные методы социального познания :
- включённое наблюдение – этот метод коренным образом отличается от наблюдения в естественных науках, осуществляется не извне по отношению к изучаемому объекту (социальной группе), а внутри его;
- социальный эксперимент – носит конкретно-исторический характер, в разных исторических условиях социальный эксперимент может привести к разным, даже противоположным результатам;
- исторический метод исследования – метод, который выявляет значимые исторические факты и стадии развития, что позволяет раскрыть закономерности его развития;
- моделирование – применяется тогда, когда сам предмет недоступен для непосредственного изучения (например, в прогностических исследованиях) либо непосредственное изучение невозможно в силу этических соображений;
- социальное прогнозирование – направлено на получение знаний о будущем общества; научное предвидение не претендует на полное и точное знание будущего, даже тщательно выверенные прогнозы оправдываются с определённой долей достоверности.
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Уровни научного познания:
- наблюдение – непосредственное восприятие предметов и явлений без вмешательства в них самого исследователя;
- описание – вид научного метода, представляющий собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложения их характеристик.
- измерение – совокупность операций для определения соотношений измеряемой величины к другой однородной величине, применяемой всеми участниками за единицу измерения;
- сравнение – сопоставление сходных свойств или характеристик разных объектов;
- эксперимент – активное вмешательство исследователя в объект с целью получения о нем определенных знаний.
- анализ – мысленное разделение изучаемого объекта на части и изучение по частям;
- синтез – соединение составных частей в целое, познание целого в единстве;
- идеализация – метод научного познания, при котором происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками;
- индукция – логический переход от частных фактов к общим выводам (обобщениям);
- дедукция – выведение конкретного знания из общего;
- аналогия – умозаключение, в котором от внешней подобности предметов за одними признаками, делается вывод о возможности их схожести по другим признакам;
- моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели);
- абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделение какого-либо свойства или отношения
- научный факт – событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения;
- эмпирический закон – объективная, существенная, повторяющаяся устойчивая связь между предметами и явлениями, выявленная в результате чувственного опыта
проблема – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений или объектов;
- гипотеза – научное предположение;
- теоретический закон – отображение существенной, повторяющейся связи между объектами или явлениями;
- теория – совокупность логически связанных между собой знаний, которая дает целостное представление об основных закономерностях исследуемого явления
Граница между эмпирическим и теоретическим познанием условна и подвижна. Эмпирическое познание поставляет данные для осмысления связей и закономерностей изучаемого объекта, а теоретическое ориентирует на поиск новых данных.
Особенности научного познания :
- объективность – содержание научного знания должно быть независимо от познающего субъекта ;
- развитость понятийного аппарата;
- рациональность: включает в себя упорядоченность и системность знания;
- верификация знания - проверяемость (метод картезианского сомнения);
- высокий уровень обобщения;
- универсальность: исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин;
- использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Результаты научного познания становятся основой для формирования научной картины мира – целостной системы научных представлений об окружающем человека мире. Научное познание стремится к получению более точного и полного знания об окружающем мире.
И стина – это знание, соответствующее действительности.
Особенности и свойства истины :
- объективность : содержание истинного знания воспроизводит объект таким, каков он сам по себе, независимо от познающего его человека;
- субъективность : субъективной истина является по форме, это выражается в том, что истина не может существовать вне сознания человека;
- конкретность : полученное знание отражает определенный предмет или явление действительности. Абстрактной истины нет , она всегда определяется условиями места, времени, техническими возможностями и другими специфическими моментами);
1) Абсолютная истина – это несомненное, неизменное знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем познании.
2) Относительная истина – это неполное, неточное знание. В процессе познания относительная истина может изменяться и дополняться. По мере накопления знания одни относительные истины заменяются другими, более полными и глубокими. Причинами относительности человеческих знаний являются изменчивость мира, ограниченность познавательных возможностей человека; зависимость возможностей познания от реальных условий.
Заблуждение – содержание знаний субъекта, не соответствующее реальности, но принимаемое за истину. Источниками заблуждения могут быть несовершенство познавательных способностей, субъективные настроения, плохое знание предмета.
Ложь – преднамеренное искажение истины.
Основным критерием истины является практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент.
Практика – материальная, целеполагающая деятельность людей.
Функции практики в процессе познания :
- источник познания – существующие науки вызваны потребностями практики;
- основа познания – благодаря преобразованию мира происходит познание его свойств;
- является движущей силой развития общества;
- цель познания – мир познается для того, чтобы использовать эти знания в практической деятельности;
Раздел ЕГЭ: 1.3. Виды знаний
Информация сама по себе не является знанием до мыслительной обработки её человеком. Знание выступает в качестве информации, переработанной и интерпретированной субъектом.
Знание — совокупность систематизированных результатов познавательной деятельности человека. Оно включает в себя все утверждения об окружающем мире.
Человек постоянно находится в процессе поиска новых знаний. Он может получать их путём чувственного и рационального познания, используя для этого все возможные методы, процедуры и процессы.
Познание — процесс получения знания, постижение закономерностей и явлений объективного мира. Существует и другое определение познания — сумма всех знаний в какой-либо области.
УЧАСТНИКИ ПОЗНАНИЯ
Получение новых знаний всегда сопровождается наличием двух сторон, которые не могут существовать друг без друга.
Субъект познания ⇒ Тот, кто познаёт (человек)
Объект познания ⇒ То, что познают (предмет)
ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
Поскольку процесс получения знаний осуществляется с помощью различных органов чувств и последующего осмысления, выделяют два основных вида познания:
1) Чувственное (эмпирическое). Осуществляется с помощью органов чувств, зависит от состояния психики человека. Знание формируется на основе ощущений (боль, цвет, вкус). Получение образной информации о предмете. Субъективно.
Формы чувственного познания:
- ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления или процесса;
- восприятие — формирование чувственного образа целостной картины предмета, явления или процесса;
- представление — представление образа объекта познания.
2) Рациональное (теоретическое). Осуществляется с помощью разума и мышления. Знание формируется на основе осмысления чувственного опыта. Освобождение знания от личностной окраски. Объективно.
Формы рационального познания:
- понятие — утверждение общих и существенных свойств предмета, явления или процесса;
- суждение — утверждение или отрицание свойств предмета, явления или процесса;
- вывод — выведение нового умозаключения на основе нескольких известных.
НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
Иногда познание осуществляется вне зависимости от воли человека, бессознательно. При нерациональном познании происходит процесс принятия нестандартных решений, неотделимых от жизненных переживаний и эмоций. Это становится возможным вследствие одновременного действия чувственного и рационального познаний. Нерациональное познание может принимать такие формы, как интуиция и творчество.
- Интуиция — способность к прямому усмотрению истины и её постижению без всяких рассуждений и доказательств. Характеризуется внезапностью. Люди иногда называют интуицию озарением.
- Творчество — создание абсолютно новых уникальных культурных и материальных ценностей. Через творчество человек осознаёт окружающую его действительность.
Абстракция — знание, свободное от субъективного окрашивания. Характеризуется выделением общих свойств предметов, их сравнения и сопоставления.
ФОРМЫ ЗНАНИЯ
Знание подразделяется на категории, соответствующие способу его приобретения, а также дальнейшего применения. Не бывает единого верного знания, оно может принимать разнообразные формы.
Знание – это результат познавательной деятельности человека.
Знание — это многозначное понятие:
- Во-первых, это вся та информация, которую человек получил, осознал, воспринял об окружающем его мире, всё, что он о нём знает.
- Знания – это и умения, навыки, которые человек получил в результате овладения информацией.
- Наконец, о знании говорят как об определённой познавательной единице, противоположной практике, но в то же время находящейся с ней во взаимосвязи.
Знание имеет несколько форм и видов в зависимости от методов, способов, сущности познания мира, общества и человека. Каковы же они?
Существует множество видов познания, соответственно и видов знаний. Рассмотрим научное и ненаучное познание.
Виды познания:
- научное– процесс получения систематизированного, объективного, доказанного, проверяемого, истинного знания;
- социальное познание – один из видов научного познания; это познание законов и принципов функционирования общества, культуры, человека. Результатом социального познания являются социальные и гуманитарные знания;
- ненаучное– разрозненное, несистематизированное, находящееся в противоречии с научной картиной мира.
Виды ненаучного познания:
В зависимости от формы познания мира люди обладают соответствующими видами знания.
Виды знания.
Отдельно выделяют следующие виды знания (не по формам познания, а по особенностям восприятия мира).
- Философское познание – заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
- Рациональное – отражение реальности в логических понятиях и категориях, связано с рациональным мышлением.
- Иррациональное – не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция.
- Личностное – характеризует объём знания конкретного человека, зависит от его способностей, желания познавать мир.
- Коллективное знание – общезначим (надличностно), предполагает наличие общей для всей системы знаний.
Таким образом, форм и видов знаний достаточно много. Это свидетельствует об огромном желании человека познавать мир, получать сведения о нём, но в то же время подтверждает огромную силу воздействия знаний на жизнь общества. Поэтому так остро встаёт проблема ответственности учёных за свои открытия, а также вопрос о необходимости объективного познания мира, свободе научной деятельности.
Знание – вытекает из познания и является совокупностью сведений о какой-либо области познания.
Источники знаний
Выделяют 2 источника знаний:
- Эмпиризм – эмоциональный опыт, непосредственно дающий знания об окружающем мире;
- Рационализм – сведения, получаемые посредством мышления, не опираясь на эмоции.
Эмпирическое знание воспринимается через органы чувств. Содержит ряд особенностей: логичность, систематичность, воспроизведение визуальной структуры объекта.
Формы чувственного познания:
- Ощущение – воспроизведение характерных признаков предмета в реальности;
- Восприятие – эмоциональный образ;
- Представление – характеристики объекта, запечатлённые в сознании.
Рациональное знание образуется путём мышления. Особенности заключаются в чувственном отрешении, отвлечённости, обобщённости.
Формы рационального познания:
- Понятие – утверждение общесуществующих параметров объекта;
- Суждение – утверждение или отрицание свойств объекта;
- Вывод (умозаключение) – образование оригинального суждения из совокупности старых.
Выделяют 3 типа:
- Индуктивное;
- Дедуктивное;
- По соответствию.
Некоторые учёные выделяют 3-ий источник познания – интуицию.
Интуиция – познание истины путём некого предчувствия, отсутствует опора на логические и обоснованные доказательства.
- Мистическая – базируется на жизненных переживаниях и эмоциях;
- Интеллектуальная – осуществляется умственной деятельностью.
Знания – совокупность чувственного и рационального познания, а интуиция – форма сопряжения чувственного и рационального.
Классификации
В XIX в. позитивистом и основателем социологии О. Контом было предложено три формы знания:
Читайте также: