Как правильно произносить слова 4 класс родной язык конспект и презентация

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Марина Сергеевна Никитина

Организация: МБОУ средняя школа №4 г. Выкса

Населенный пункт: Нижегородская область, г.Выкса

Автор: Маркушина Галина Михайловна

Организация: МБОУ средняя школа №4 г. Выкса

Населенный пункт: Нижегородская область, г.Выкса

Автор: Корчагина Татьяна Васильевна

Организация: МБОУ средняя школа №4 г. Выкса

Населенный пункт: Нижегородская область, г.Выкса

Аннотация

Авторы: Никитина Марина Сергеевна, Татьяна Васильевна Корчагина, Галина Михайловна Маркушина

Образовательная организация: городской округ город Выкса МБОУ средняя школа № 4

Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Цель - формирование у младших школьников навыков правильной речи через практическое усвоение орфоэпических норм русского языка

Задачи (дидактические):

развитие познавательных умений анализировать, сравнивать, классифицировать, группировать языковой материал на основе открытия учащимися смыслоразличительной роли ударения в словах;

ознакомление с орфоэпическим словарём русского языка, правильным литературным произношением слов;

Ожидаемые результаты :

знать предмет изучения орфоэпии;

иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях;

правильно произносить слова;

находить и исправлять орфоэпические ошибки, объяснять причины их возникновения.

Оглавление

  1. Характеристика класса с. 3 - 4
  2. Этапы урока и хронометраж с. 5 – 6
  3. Пояснительная записка с. 7 - 8
  4. Сценарий урока с. 9 – 21
  5. Литература с. 22

Характеристика класса

Для определения уровня развития познавательных процессов школьным педагогом - психологом были проведены специальные

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод: у большинства учащихся уровень развития познавательных процессов средний.

Анализ результатов диагностической методики Н.Г.Лускановой для оценки школьной мотивации показал, что 5 человек (20%) имеют

высокий уровень школьной мотивации. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все

предъявляемые школой требования.

У 15 человек (60%) хорошая школьная мотивация. Они успешно справляются с учебной деятельностью.

У 5 человек (20 %)положительное отношение к школе, которая интересна им внеучебной деятельностью.

Среди мотивов преобладают:

учебный, который проявляется в наличии познавательных потребностей;

социальный, связанный с желанием детей занять определенное место в системе доступных им общественных отношений;

мотив получения положительной оценки (одобрения, похвалы).

Учитывая уровни познавательных процессов и сформированности навыков учебной деятельности, характер школьной мотивации, всех

учащихся класса можно разделить на 3 группы:

1. ​ Учащиеся с высоким уровнем развития (6 чел. – 24%). Они самостоятельно строят свои учебные действия. Учебные действия формируются быстро, выполняются без ошибок. Учащиеся обладают слуховой памятью, логическим мышлением. Навыки самоконтроля сформированы. Быстрый темп работы. Ведущий мотив – наличие познавательных потребностей.

2. ​ Учащиеся со средним уровнем развития (14 чел. – 60,9%). Они понимают содержание материала. Отличают существенные признаки

от несущественных, но учебные действия усваиваются на ограниченном материале. Обладают наглядно-образным мышлением. Темп работы

средний. Ведущие мотивы – социальный и мотив достижения успеха.

3. ​ Учащиеся с низким уровнем развития (5 чел. – 20%). У учащихся этой группы трудности перехода из конкретного плана в абстрактный,

недостаточна развита мыслительная деятельность. Имеют зрительный тип памяти и наглядное мышление. Самоконтроль отсутствует. Темп

работы низкий. Учебная мотивация снижена, познавательные интересы развиты слабо.

Эти психолого-педагогические особенности учитывались при составлении проекта данного урока.

Этапы урока и хронометраж

0,5мин

1.Чтение стихотворения Я. Козловского

2.Письменные ответы на вопросы (работа в парах)

5. Распределение слов на группы (работа в парах)

10 мин

2.Определение темы урока

3.Определение целей урока

7мин

Включение новых знаний в систему знаний и повторение:

1.Алгоритм работы со словарем

2. Практикум работы со словарем

3. Наблюдение над смыслоразличительной ролью ударения

(работа в группах)

17мин

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(домашнее задание предлагается на выбор)

1,5мин

Итог урока

4мин

Пояснительная записка

П остановка и решение учебной задачи

Основная педагогическая цель

Формирование у младших школьников навыков правильной речи через практическое усвоение орфоэпических норм русского языка

Основные задачи урока

развитие познавательных умений анализировать, сравнивать, классифицировать, группировать языковой материал на основе открытия учащимися смыслоразличительной роли ударения в словах;

ознакомление с орфоэпическим словарём русского языка, правильным литературным произношением слов;

Универсальные
учебные
действия
(метапредметные)

Познавательные: умение анализировать, сравнивать, классифицировать, группировать языковой материал по заданному критерию;

умение формулировать проблему, определять способы ее решения с помощью учителя;

строить логическое рассуждение;

умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, словарей;

Коммуникативные:

умение участвовать в учебном диалоге, коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение, слушать и понимать другого;

умение работать в парах, группах.

Регулятивные:

умение планировать общий способ действия для решения конкретной задачи;

умение последовательно выполнять все операции по алгоритму.

умение ставить цели своей деятельности на уроке;

умение корректировать свою деятельность; адекватно оценивать.

Личностные результаты:

познавательный интерес к новому учебному материалу и способу открытия нового знания;

эмоционально-ценностное отношение к коммуникативной направленности изучения родного языка (русского).

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: объяснительно - иллюстративный , частично - поисковый, практический.

Информационно-коммуникационные, технология групповой работы на уроке, самооценки

знать предмет изучения орфоэпии;

иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях;

правильно произносить слова;

находить и исправлять орфоэпические ошибки, объяснять причины их возникновения.

карточки для групповой работы

Сценарий урока

Теоретическое обоснование: формируемые УУД (группа УУД и название конкретного УУД), средства их формирования (формы, методы, приемы и т.п.)

Всех – кто хочет расширить свой кругозор.

Всех – кто хочет научиться грамотно писать и говорить.

Всех – кем движет великая сила – любознательность.

Всех – кому хочется в знаниях навести порядок.

Всех вас приглашаем на урок родного языка.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

1) Учитель читает стихотворение Я. Козловского.

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми, населена.

Правит ими государь

По прозванию Словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

- Как вы думаете, ребята, почему этими словами я начала наш урок? (Наверное, мы сегодня будем работать со словарями)

- Почему автор, Яков Козловский сравнивает словарь с государем? (В словаре есть определенные правила)

- Какие подданные живут в его государстве? (Слова, которые подчиняются этим правилам)

2) У вас уже есть довольно большой багаж знаний о словарях и опыт работы с ними.

Поэтому я предлагаю вам попробовать ответить на несколько вопросов.

-Возьмите лист, на котором изображен вопросительный знак. Прочитайте вопросы и попробуйте письменно на них ответить. (Работа в парах)

1. Этот словарь служит для объяснения значения слов языка, а также показывает условия их правильного употребления. Что это за словарь? (Толковый словарь)
2. В этом словаре собраны слова, близкие по своему лексическому значению, отличающиеся лишь смысловыми оттенками этого значения. О каком словаре идет речь? (Словарь синонимов)
3. Имея под рукой этот словарь, вы никогда не ошибетесь в написании самого трудного слова или его формы. Какой это словарь? (Орфографический словарь)
4. Этот словарь помогает обогатить словарный запас человека образными выражениями. Он толкует лексическое значение устойчивых сочетаний слов. Какой словарь имеется в виду? (Фразеологический словарь)
5. В этом словаре представлены слова с противоположным лексическим значением. Как он называется? (Словарь антонимов)
6. Узнать, из каких языков пришли в русский слова-чужестранцы, поможет именно этот словарь. Какой? (Словарь иностранных слов)

Проверка по ключу

3) Ребята, давайте понаблюдаем, какую роль выполняет ударение в словах.

Начинает пищать. Вбегает мама.

- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

- А я лекарство принял. А здесь написано…(читает)

- Ах ты, глупыш. Ведь ты неверно прочитал. Три раза после приёма пИщи, а не пищИ.

- Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл, а я об этом забыл…

-Почему же с мальчиком произошла смешная история? (Перепутал ударение в слове)

- Какой вывод можно сделать? (Значение некоторых слов зависит от постановки ударения в словах)

4) Ребята, какой слог может быть ударным в словах русского языка?

Выберите правильный ответ:

а) Только последний слог.

б) Только первый слог.

в) В словах русского языка не бывает ударного слога.

г) В русском языке ударным может быть любой слог в слове.

5) Из конверта, лежащего на ваших партах, возьмите картинки . Подумайте на какие группы их можно распределить. (Работа в парах)

-Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.

Раз – два, выше голова.

Три – четыре, плечи шире.

Пять – шесть, тихо сесть.

- Вспомните чему был посвящен наш прошлый урок. (Мы изучали виды речи, ее значение в жизни людей)

- Объясните свой выбор.( Слушание, говорение, чтение, письмо – это виды речи)

- Попробуйте определить, что делает каждый из сказочных героев.(читает, слушает, пишет, говорит)

Настраиваться на хорошую работу.

К: Умение организовывать себя. Умение слушать.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: устное граммат.упр.

Словес.: ответы на вопросы

Прктич: постановка проблемного вопроса.

Актуализация опорных знаний.

- Попробуйте разделить эти виды речи на группы.

- Какие группы получились?

- Выскажите свое мнение: можно ли дать одинаковые названия этим группам.

Работа с учебником (с.7 чтение первой учебной задачи)

- Прочтите пожалуйста вопрос. (Какая бывает речь?)

- Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке?

- Что бы вы хотели узнать на уроке? (Получить ответ на вопрос: какой бывает речь?)

Строить грамматическое рассуждение.

Отвечать на вопросы

Определять цели и пути их достижения

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания

Р . Целеполагание на основании

соотнесения того, что известно и усвоено

уч-ся и что ещё неизвестно

Решение частных задач

Словес.: беседа по тексту

Определение способа действия

Практич.: фронтальная проверка.

Практич.: выразительное чтение

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: письм. граммат.упр.

Изучение нового материала.

(Работа с учебником с.7 упр. №3)

- Что нового узнали из текста? (Речь бывает устной и письменной)

- Что такое письменная речь?

- Что такое устная речь?

- Вернемся к группам карточек. Какое название можно дать каждой группе?

Работа с учебником с.7 №4)

- Рассмотрите рисунок. Назовите сказку.

- Прочитайте отрывок из сказки. Найдите в тексте слова, значение которых вы затрудняетесь объяснить.

- Подумайте, к какой речи вы отнесете запись разговора сказочных персонажей? (К письменной)

- Какой речью воспользуетесь, чтобы прочитать разговор Колобка и Зайца? (Устной)

Работа в парах. Подготовка и чтение отрывка сказки по ролям

- Расскажите, с кем встретился Заяц? Что произошло?

- Какой речью вы воспользовались, чтобы передать содержание сказки? (Устной)

- Дайте оценку своей работы в парах. (Волшебные ступеньки)

Работа с учебником с.8

- Прочитайте, что написано в верхней части страницы. (Чтение второй познавательной задачи: Что такое родной язык?)

- Постарайтесь объяснить, как вы понимаете значение слова язык? Родной язык? Русский язык?

- Рассмотрите рисунки. Попробуйте прочитать предложения, написанные на доске. (Они написаны на разных языках)

- Какое предложение вам удалось прочитать и понять? Почему?

- Кто сможет прочитать предложения, записанные на иностранных языках?

- Какой вывод вы можете сделать? ( Прочитать и понять написанное можно тогда, когда знаешь язык, на котором записан текст.)

- Прочитайте сведения о языке.

- Постарайтесь объяснить, как вы понимаете слова: государственный язык, Российская Федерация.

-Какая речь звучала? Как вы об этом узнали?

- А на каком языке звучала другая речь?

- Смогли ли вы ее понять? Почему?

Помните, что каждый человек должен знать и любить свой родной язык и уважительно относиться к другим языкам и народам, говорящим на своем родном языке.

- Найдите на с.8 словарное слово. Какой знак помог вам быстро определить словарное слово?

-Подумайте, в каких еще значениях используется в русском языке слово язык ?

- Найдите слово язык в орфографическом словаре на с.137.

4)Работа в тетради.

-Прочитайте на с.8 предложение о родном языке. Спишите это предложения, используя памятку на с.134.

Строить собственное рассуждение на речевую тему.

Работать в парах

Узнавать новую информацию.

Объяснять значение слова

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопросы

Работать в тетраде

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

К . Управление поведением партнёра.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Р: работа по предложенному план

П: извлекают необходимую информацию.

Р: осмысляют уч.материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

П: систематизация, обобщение и использование полученной информации.

Итог урока. Рефлексия

- Давайте подведем итог урока.

-Вспомните, какая бывает речь?

-Какую речь мы называем устной?

- Какую речь мы называем письменной?

- Как называется наш родной урок?

-Объясните, почему слово язык записано в орфографическом словаре?

Сегодня я узнал, что речь бывает …

Теперь я знаю, что русский язык – это …

Мне было интересно выполнять задание …

Оцените свою работу на уроке в листах успешности. Объясните, почему такую оценку вы себе поставили.

Желтый цвет – У меня не все получилось, но я старался!

Красный цвет – Мне надо быть внимательнее !

-Давайте запишем домашнее задание: стр 120, упр 5,6.

Анализировать свою деятельность

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу.

Л . Эмоциональная сформированность

потребности в самовыражении,

позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Технологическая карта урока

Цели деятельности учителя: дать учащимся понятия устной и письменной речи; развивать связную речь, память.

Личностные: осознание ценности изученного материала; формирование чувства уважения к русскому языку, как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, чувства уважения к языку других народов.

Тип урока: открытие новых знаний

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

авт _ моб и́ ль, м_р о́ зить, р_к е́ тный, ч у́ вств _ вать, г _ р е́ ть, т _ р е́ лка, в _ р о́ на, п _ б е́ дный, м _ л и́ новый

а р а кетный т а релка м а линовый о авт о мобиль м о розить чувств о вать г о реть в о рона п о бедный

Сущ-ное Прилаг-ное Глагол авт о мобиль р а кетный м о розить т а релка п о бедный чувств о вать в о рона м а линовый г о реть

Язык Речь средство общения людей способ общения людей - многозначное слово Внешняя Внутренняя Устная Письменная Монологическая Диалогическая

Словарная работа В о́ рог - враг, недруг, неприятель. Кор ы́ сть - это стремление получить материальную выгоду любым путем

1 Вариант Снарядился Илья и пошел к отцу с матерью: - Отпустите м е ня, батюшка с матушкой, в стольный Киев – град к князю Владимиру. Буду служ и ть Рус и родной верой – правдой, береч ь землю Ру сс кую от н е́ другов – в о́ рогов.

2 Вариант Гов о рит старый Илья Тимофеевич: Я на добрые дела благословляю т е бя, а на худые дела м о его благословления нет. Защ и щ а й нашу землю Ру сс кую не для зол о та, не из кор ы́ ст и , а для чест и , для богатырской славушк и .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Произноси правильно Составила: Чувакова Лариса Ивановна, учитель начальных кл.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Произноси правильно Составила: Чувакова Лариса Ивановна, учитель начальных кл.

жаворонок А

средства срЕдства Е

средства срЕдства Е

хвоя О

 искра И

туфля У

статуя А

 центнер Е

 торты тОрты О

силос И

краны А

свекла Ё

иконопись И

банты А

петля Е

шприцы И

шарфы А

тефтели Е

камбала А

бармер А

манты А

августовский А

сливовый И

грушевый У

кухонный У

загнутый А

согнутый О

кашлянуть А

плесневеть Е

черпать Е

понял(и) О

ожил(и) О

издавна И

доверху О

изредка И

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 506 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.05.2018 2862
  • PPTX 6 мбайт
  • 380 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Чувакова Лариса Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему " Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи)".

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Урок №1. Орфоэпический словарь стр. 151 ( Учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык 4 класс.)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Урок №1.

Орфоэпический словарь стр. 151 ( Учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык 4 класс.)

Наша жизнь - это ежедневное общение с родителями, учителями, другими взрослыми, с друзьями. Люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах - это необходимый признак культурного и современного человека.

Наша жизнь - это ежедневное общение с родителями, учителями, другими взрослыми, с друзьями. Люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах - это необходимый признак культурного и современного человека.

Читайте также: