Конспект спп с придаточными определительными изъяснительными обстоятельственными

Обновлено: 31.05.2024

Оборудование: схемы синтаксических моделей СПП, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы по РР в микрогруппах.

Ход урока

II. Проверка домашнего задания:

1) Какие вопросы возникли при выполнении упражнения?

2) Составить схемы 7 го и 8 го предложений из упражнения 156.

III. Повторение.

1. Лексическая разминка (для ответа назначается один ученик с каждого ряда).

1) – Как называется общее собрание какой-нибудь организации?

2) – Объединение лиц или учреждений одного рода деятельности?

3) – Система взглядов, воззрений на природу и общество?

4) – То или иное понимание мира, действительности, система взглядов, идей?

5) – Обязанность, круг деятельности, назначение, роль?

6) – Общение, передача информации в человеческом обществе?

7) – Направление развития, склонность, стремление?

8) – Первенство во времени, в открытии, изобретении чего-либо, первенствующее значение чего-либо?

Задание учащимся: записать по памяти названные только что слова, кто больше запомнил?

2. Орфографический диктант ( с комментариями).

Ничем не интересовался, ни облачка не видно, ни с кем не поздоровавшись, вовсе не скучный, совсем не долгий, неторопливый шаг, не мог, не был, не знаю, негодующий из-за обиды, несчастье, неспроста, неиссякаемый источник, неоткуда взять, нерасторопен, ничего не отвечает, несмотря на недружелюбие, не увидев.

3. Вопросы для повторения.

- Дать определение СПП.

- На какие группы делятся все сложные предложения, а СПП?

- Чем отличаются СПП от ССП?

4. Индивидуальная работа.

Карточка № 14. СПП

Даны союзные средства: где, как, чтобы, пока, что.

Составьте с ними СПП или найдите в параграфе учебника.

СПП с придаточными изъяснительными.

СПП с придаточными определительными.

СПП с придаточными времени.

СПП с придаточными места.

СПП с придаточными образа действия.

СПП с придаточными сравнения.

СПП с придаточными уступительными.

Задание взято из тетради для творческих работ “Русский язык в задачах и играх.

IV. Работа с текстом (запись на доске)

Милосердие, приветливость, доброта делает человека красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, неспособности жить.

Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим.

1). Расставить знаки препинания и объяснить орфограммы, прочитать выразительно.

2). Определить основную мысль текста.

3).Синтаксический разбор предложения: Милосердие согревает душу там, где проявляется взаимопонимание.

V. Работа с тестами (по тексту Д.С.Лихачёва.)

1. Определить стиль и тип речи.

а) разговорный, повествование;
б) публицистический, рассуждение;
в) художественный, описание;
г) научный, размышление.

2. Какая характеристика соответствует предложению: Лицо человека, которое искажается злобой, становится безобразным.

а) простое с однородными членами; б) ССП; в) СПП; г) БСП.

3. Среди предложений 1,2,3,4 найдите предложение, которое соответствует схеме

[ … в том ], ( что…).

VI. Монологический лингвистический ответ по схеме-модулю о СПП с придаточными обстоятельственными места.

VII. Работа по развитию речи в микрогруппах.

“Если вы хотите понравиться людям…

Задание: составить памятку из 4 СПП, используя подчинительные союзы и союзные слова.

- искренне интересуйтесь жизнью других людей;

- умейте выслушать до конца говорящего с вами;

Если вы хотите понравиться людям, то чаще улыбайтесь.

Искренне интересуйтесь тем, чем живут другие люди.

Умейте выслушать до конца того, с кем говорите.

Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

VIII. Проверка индивидуальной работы по карточкам.

IX. Итоги урока.

Выводы по уроку.

Д.З. повторить §.11-21; упр.194.

*Дополнительное задание: сохранив структуру предложений в тексте Д.С.Лихачёва о милосердии, создать собственное рассуждение на эту тему.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1) образовательные: систематизировать знания обучающихся о СПП с придаточными определительными и изъяснительными; отработать умение находить данные придаточные в составе СПП; расставлять знаки препинания в них; осуществлять синонимическую замену названных придаточных другими конструкциями; составлять схемы сложных предложений;

Оборудование, наглядность: интерактивная доска ,карта самоконтроля, рабочие листы для учеников (Приложения № 1,2), слайдовая презентация, музыкальные файлы для музыкального диктанта.

Тип урока: урок обобщения изученного

Формы работы: парная, индивидуальная, фронтальная

I. Организационный момент (этап включения в урок).

(Слайд№1). Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок, и снова все к уроку мы готовы.

И везде у нас порядок: в головах и на столе.

Мы тетради все откроем, в руки ручки мы возьмем.

И с хорошим настроеньем мы урок сейчас начнем.

Ответ: Кто ищет, тот найдет.

Желаю вам, ребята, на каждом уроке искать и находить, узнавать и открывать для себя что-то новое. Пусть сегодняшний урок не станет исключением!

Запишите число, классная работа и тему урока (Слайд№4).

II. Подготовка к ОГЭ

Вы все знаете, что вам предстоит сдавать ОГЭ по русскому языку, поэтому мы с вами систематически готовимся к экзамену и начинаем урок с выполнения заданий из ОГЭ.

У вас на парте лежит карта самоконтроля, не забывайте себя оценить за каждый вид работы.

Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление:

Жестяная банка, сказочные герои, кожаные перчатки, бархатный камзол, полосатые брюки.

(банка из жести, герои из сказки, перчатки из кожи, камзол из бархата, брюки в полоску)

Определите лексическое значение слова камзол. (Камзол- старинная мужская верхняя одежда, обычно без рукавов) (Слайд №5)


2) В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.


Он не воевал, (1) не строил, (2) а целыми днями читал книги. Младший сын короля изучал историю, (3) языки, (4) обычаи разных народов, (5) хотя и не находил у родных понимания. (Притча) (ответ- 5)


3) Из приведённого ниже предложения выпишите грамматическую основу.


- Сын, ты оказался героем. (Притча) (ответ- ты оказался героем)


4) Укажите количество грамматических основ в предложении.

Я был уже давно знаком с Семеном Авдеевичем, когда однажды, рассматривая его часы, обнаружил на их крышке надпись, которую прочел с трепетом. ( ответ- 3)

5) В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Части боевиков удалось прорваться из окружения: группа Гелаева прорвалась на северо – западном направлении, (1) а группа Хаттаба – на северо – восточном направлении, (2) где и произошёл бой. Сводному отряду десантников под командованием гвардии подполковника Марка Евтюхина была поставлена задача занять рубеж, (3) чтобы не допустить возможного прорыва боевиков в направлении Дагестана. (По материалам периодической печати) (ответ- 2,3)
6) Из приведённого ниже предложения выпишите грамматическую основу.
А земля становится все шире (Р.Погодин) (ответ: земля становится шире)
7) Укажите количество грамматических основ в предложении.

III. Целеполагание.

Мы заканчиваем изучение придаточных определительных и изъяснительных. Какие цели на урок мы поставим? (ученики формулируют цели урока) (Слайд № 6)
IV. Актуализация знаний (повторение теории).

(Слайд№6). Чтобы знания были впрок, начнем с теории урок. Проверим, как вы готовы к сегодняшнему уроку, какие пробелы необходимо немедленно устранить?

выполняют тестовые задания (Приложение). После выполнения тестов ответы учащихся сверяются с ключом (Слайд№7). Результаты комментирует учитель.


(ошибки в тесте отсутствуют) – вы молодцы, знания предыдущих уроков усвоили прочно.


(одна – две ошибки) – есть пробелы, которые необходимо обязательно восполнить.


(три и более ошибок) – материал не усвоен. Срочно включайся в работу!

IV. Закрепление ЗУНов

(Слайд№8). Соедините половинки предложений. Выделите среди них главное и придаточное. Какие типы придаточных предложений у вас получились? (ученикам раздаются рабочие листы с Приложением).

В р..систых лугах теч..т реч..нка

где зеленая трава

что мне так мила

Мы идем по тем доро..кам

ведущей в угловую комнату

Мы уселись завтракать возле двери

когда нам прийти снова

В росистых лугах течет речонка,

что мне так мила (определит.).

когда нам прийти снова (изъяснит.).

Мы идем по тем дорожкам,

где зеленая трава (определит).

Мы уселись завтракать возле двери,

ведущей в угловую комнату (обособленное определение).

Какое предложение лишнее в этой таблице? (последнее). Почему? (оно простое). В чем его особенность? (в нем есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом). Как сделать так, чтобы оно попало в таблицу сложных предложений? (нужно заменить причастный оборот придаточным определительным). (Слайд№9)



Мы уселись завтракать возле , |ведущей в угловую комнату|.



[Мы уселись завтракать возле двери], (которая ведет в угловую комнату).

Чем являются эти синтаксические конструкции? (синтаксическими синонимами). (Слайд№10)


Ребята, совсем немного времени осталось до встречи замечательного праздника – Нового года. Традиционно почти в каждом доме непременным атрибутом новогоднего праздника будут стоять елочки и сосенки, украшенные разноцветными гирляндами и сверкающими игрушками, чтобы радовать людей.


Но появляются статьи в газетах, передачи в СМИ. Почему?


В наше время остро стоит нравственная проблема – проблема бережного отношения к окружающему миру, к людям, которые живут с нами рядом. Она является предметом обсуждения в средствах массовой информации, темой публицистических и художественных произведений. Данной теме посвящён и очерк Татьяны Николаевны Тэсс.


.Подумайте и ответьте, какие мысли и чувства он у вас вызывает.

Голубая ель

Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. Для неё вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ёлки, чтобы она чувствовала себя, как дома.

Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшени­ем. Все видели, что она пышно разрослась. И вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил, но не у корня, а забрал пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом.

Ель засохла и умерла, а табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И хочется верить, что каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

Определите стиль текста и тип речи. (Стиль – текст относится к художественной публицистике: т.к.задача убедить, и для текста характерна призывность и эмоциональность. Тип речи -- повествование).

Определите тему и основную мысль.

Озаглавьте текст. О чем он?

-По жанру - это проблемный очерк.

Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых)

Документальный, публицистический, бытовой. (Толковый словарь русского языка)

Очерк- 1)В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большой описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. (Энциклопедический словарь)

-Проблемный очерк- очерк, в котором поднимается какая-то социально значимая проблема, предлагаются, анализируются пути её решения.

-В центре проблемного очерка социально значимые вопросы : политические, экономические, морально-этические и др.

-Какие проблемы затрагиваются в тексте? (Затрагиваются проблемы нравственности, этики поведения человека в обществе, взаимоотношения личности и коллектива, уважения к общественному труду и к общественному мнению.)

-Основная мысль высказывания, связанная с оценкой ситуации, может быть выражена словами текста.

Вспомним, основная мысль текста - это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Она может быть выражена в заглавии, в одном из предложений. Но чаще всего её надо найти и сформулировать.

-Памятник и подлец - понятия редко совмещаемые, почти оксюморон.

-Что такое оксюморон?

-Оксюморон – соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих определений и понятий с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение.

Памятник и подлец - оценка резкая, но оправданная коммуникативной установкой, свойственной публицистическому стилю в целом и в частности проблемному очерку - осудить негативные явления в обществе.

Запишите основную мысль текста СПП с придаточным изъяснительным.

Найдите в тексте все имеющиеся СПП с придаточным изъяснительным.

Выпишите эти предложения согласно схемам 1 – группа [. ( ). ].,

2 гр. - [ ___ ==== ], что ( ). 3 – [ ==== ], что ( ).

Объясните постановку знаков препинания в них.

Спишите 2-й абзац , раскрывая скобки, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. объяснить правописание, постановку знаков препинания.

Наш урок подходит к концу. А заканчивать принято на радостной ноте. Вот и я вам предлагаю проверить, как вы усвоили придаточные определительные и изъяснительные с помощью музыки. Не удивляйтесь. У нас музыкальный диктант!

Прослушайте музыкальные фрагменты (отрывки из песен). Определите, какой вид придаточного используется в нем.

Я молилась, я молила, чтобы небо отпустило, чтобы звезды подсказали, какие дали тебя украли (СПП с 3 придаточными изъяснительными).

Те слова, что ты мне говорил, я в душе берегу своей, но ночь эта все темней (придаточное определительное).

Гордость - это самый большой костер, в котором могут сгореть, в котором наши горят мечты (придаточное определительное).

Сердцу очень жаль, что случилось так: гонит осень вдаль журавлей косяк (придаточное изъяснительное).

Я клянусь, что стану чище и добрее и в беде не брошу друга никогда (придаточное изъяснительное).

Я был когда-то странной игрушкой безымянной, к которой в магазине никто не подойдет (придаточное определительное).

V. Рефлексия и подведение итогов урока (Слайд№11).

1.Домашнее задание: §13, 14 (повторить), упр.161

Сегодня на уроке мы повторили.

Сегодня на уроке я испытывал затруднение.

Сегодня на уроке мне не понравилось.

Сегодня на уроке мне было легко.

Типы придаточных предложений

Под сложноподчинённым предложением понимается очень большое количество разнообразных предложений, которые могут отличаться друг от друга структурой, количеством грамматических основ, смыслом и т.д. Иногда за сложноподчинённое предложение принимают то, что им даже не является. В этой статье рассмотрим виды придаточных в СПП и научимся их друг от друга отличать.

Что такое сложноподчинённое предложение?

Сложноподчинённое предложение (СПП) — это вид сложного предложения, которое состоит из главной и зависимой (придаточной) частей, соединённых между собой подчинительным союзом или союзным словом.

Нужно прихватить с собой зонт (главная часть), потому что (подчинительный союз) может начаться дождь (зависимая часть).

Типы придаточных предложений

В зависимости от смысла, который несёт зависимая часть по отношению к главной, и от того, к какому слову в главной части относится зависимая часть, выделяют несколько типов придаточных предложений:

  • определительные,
  • изъяснительные,
  • обстоятельственные,
  • присоединительные.

Придаточное определительное

Виктор Петрович (какой?) , который принимал экзамен уже пятый час к ряду, почувствовал приближающуюся мигрень, заполняя очередную зачётную книжку.

На день рождения Лиде подарили именно такой велосипед (какой?) , о каком она мечтала .

Мне сложно припомнить тот момент в жизни (какой?) , когда мы с друзьями стали встречаться всё реже и реже .

Важно! Придаточные определительные присоединяются только при помощи союзных слов. Если в предложении присутствует союз, то это другая разновидность придаточного.

Внезапно на ум пришла безумная мысль (какая? о чём?) , будто всё было спланировано заранее и сейчас уже ничего не изменить .

Придаточное изъяснительное

Преданная своему хозяину собака всегда чувствует издалека (что? — В.П.) , что хозяин приближается к дому .

Маленькие дети уверены (в чём? — П.П.) , что в Новый Год им под ёлку подарки приносит Дед Мороз .

Кажется я догадываюсь (о чём? — П.П.) , откуда пошёл этот слух .

Придаточное обстоятельственное

Как видно из названия, такие придаточные схожи с обстоятельствами: отвечают на те же вопросы, обозначают то же, что и обстоятельства, и бывают тех же видов, что и обстоятельства.

Придаточное времени

К тому времени как София пришла из школы, мама уже приготовила обед (в какое время?).

Я буду пробовать новые рецепты шарлотки (до каких пор?) , пока не найду лучший .

Придаточное места

Разведчик вернулся оттуда (откуда?) , откуда никто и никогда не возвращался .

Придаточное причины

(благодаря чему?) Благодаря тому что Оксана всю ночь готовилась к экзамену по физике, она сдала его на отлично.

Детям завтра нужно рано вставать, поэтому сегодня нужно лечь спать пораньше (почему? по какой причине?).

Придаточное следствия

К зиме по вечерам рано смеркается (что из этого следует?) , так что вечерние прогулки придётся отменить (вследствие чего?).

Важно! Предложение не относится к СПП с придаточным следствия, если:

Солнце сегодня пекло так (как?) , что уже через десять минут на улице можно было получить солнечный удар .

Сегодня Миша получил двойку по математике , и потому домой он не торопился . — ССП

Наша кошка недавно родила котят , поэтому из своего укрытия выходит редко . — БСП

Придаточное условия

Если Света закончит учебный год без троек, родители купят ей роликовые коньки (при каком условии?).

Заходите в гости — напоим и накормим , коли будем дома (при каком условии?).

Раз уж дал обещание, так сдержи его несмотря ни на что.

Придаточное цели

Чтобы жить хорошо, надо много работать (с какой целью?).

Для того чтобы полететь отдыхать с детьми в страны Азии, нужно заранее подготовить аптечку и солнцезащитные средства (зачем?).

Туристы должны уметь пользоваться компасом затем (зачем?) , чтобы из любой чащобы найти выход к цивилизации .

Придаточное уступки

Пётр пошёл по стопам своего отца и стал прокурором города (вопреки чему?) , хотя во время обучения в институте он к этой профессии интереса не проявлял .

Несмотря на то что на улице хорошая погода, дети отказались от прогулки (несмотря на что?).

Как я ни мчался на вокзал, поезд всё равно ушёл без меня (несмотря на что?).

Придаточное сравнения

Собака при виде косточки начала так весело прыгать (как?) , будто неделю не ела .

Дочка умело управлялась с тестом , словно уже много раз месила его .

Чем дальше мы пробирались в лесную чащу , тем сильнее мне хотелось повернуть назад, к свету.

  • ещё одна отдельная группа — это СПП, у которых в главной части есть:

а) прилагательное или наречие в сравнительной степени,

Домашних заданий оказалось больше (прилагательное в сравнительной степени) , чем я надеялась.

Я бы лучше (прилагательное в сравнительной степени) отправился на две недели в поход по Карелии , чем ехать в Турцию.

А ты совсем иной , чем я о тебе думал.

Важно! Придаточное сравнения может не содержать сказуемое, если оно совпадает со сказуемым в главной части. Не следует путать такое придаточное со сравнительным оборотом. Отличить их друг от друга можно по следующему признаку: придаточное сравнения имеет в своём составе сказуемое или зависимые от него слова, сравнительный оборот таких слов не имеет.

Девочка танцевала грациозно и утончённо, как настоящая балерина.

Если убрать зависящий от сказуемого член предложения, то придаточное сравнения превращается в сравнительный оборот.

Придаточное образа действия и степени

Он посмотрел на неё так (как?) , как смотрят только влюблённые .

Увидев гору шариков и трёхэтажный торт, именинница до того обрадовалась (насколько?) , что принялась радостно прыгать и хлопать в ладоши .

Папа настолько устал от работы (как? насколько?) , что на выходные даже выключил телефон .

Придаточное присоединительное

Полжизни он провёл в путешествиях , что не могло не оставить отпечаток на его личности .

Медведи отлично умеют рыбачить , для чего выходят на середину мелких горных рек и ловят рыбу прямо на лету .

оМой отец отстроил дом на даче собственными руками , что требовало большой кропотливости и умения .


На этом уроке мы поговорим об особенностях придаточных изъяснительных. Выясним, при помощи каких средств связи они присоединяются к главному предложению. И особое внимание уделим тому, как отличить придаточное изъяснительное от других видов придаточных.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

· Сегодня мы продолжим изучение видов придаточных предложений.

· Поговорим о придаточных изъяснительных.

· И выясним особенности сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными.

Мы помним, что сложноподчиненные предложения классифицируются в зависимости от вида придаточного. Бывают сложноподчиненные предложения с придаточными:

· определительными,

· изъяснительными,

· обстоятельственными.

И сегодня нас интересуют придаточные изъяснительные.

На самом деле, придаточные изъяснительные – наши старые знакомые. Ведь мы встречались с ними, когда говорили о предложениях с косвенной речью. Помните? Косвенная речь оформляется в форме сложноподчиненного предложения.


Ты сказал, что напишешь мне завтра.

Я спросил, как пройти в библиотеку.

Он поинтересовался, есть ли у нас время.

Все это – сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

Давайте поставим вопросы от главной части к придаточной.

Ты сказал (что?), что напишешь мне завтра.

Я спросил (о чем?), как пройти в библиотеку.

Он поинтересовался (чем?), есть ли у нас время.

Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей. Именно поэтому некоторые филологи называют их придаточными дополнительными.

Алексей увидел, какой пушистый снег лежит за окном.

Увидел – что? Вопрос В. п.

Мама боится, что сын простудится. Боится – чего? Вопрос Р. п.

Мальчик попросил, чтобы ему разрешили взять щенка. Попросил – о чем? Вопрос Пр. п.

Но почему же – изъяснительное? Что в главном предложении может нуждаться в пояснении?

Например, глаголы со значением речи.

Это такие глаголы, как говорить, сказать, сообщать, спрашивать, отвечать, интересоваться, объяснять и т. д.

Я спросил, где здесь аптека.

Мне рассказали, как добраться до аптеки.


Пояснить можно и глагол со значением мысли. Например, думать, понимать, осознавать, знать, рассуждать, представлять, воображать, помнить и т. д.

Я знаю, что эта задача несложная.

Но я не понимаю, как ее решить.


Поясняться также могут глаголы со значением восприятия.


То есть, такие глаголы, как слышать, видеть, ощущать и т. д.

Сначала мы услышали, что за нами кто-то идёт.

Потом мы рассмотрели, что это наша соседка.

Глаголы со значением чувств мы тоже можем пояснить.


Чувствовать, радоваться, жаловаться, огорчаться, ужасаться, опасаться и т. д.

Он жаловался, что в квартире холодно.

Она радовалась, что скоро будет теплее.

В пояснении могут нуждаться не только глаголы, но и существительные, прилагательные, слова категории состояния со значением чувств, мыслей, восприятия.

До меня донеслась новость о том, что скоро олимпиада.

Уверен, что вы достойно справитесь с испытаниями.

Итак, придаточные изъяснительные относятся к члену предложения со значением речи, мысли, чувства, восприятия.

Говорят, что здесь хорошо ловится рыба. Придаточное изъяснительное относится к глаголу со значением речи.

Жаль, что не пришлось поговорить подольше. Придаточное изъяснительное относится к слову категории состояния со значением чувств.

Нужно, чтобы завтра же всё было готово. Придаточное изъяснительное относится к слову категории состояния.

Главные части всех наших предложений – односоставные. Поэтому такие предложения легко можно спутать с простыми предложениями, осложненными вводными словами. Подсказкой для нас послужит то, что в сложноподчиненных предложениях есть союзы или союзные слова, соединяющие главную и придаточную части.

В качестве средств связи в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными могут выступать:

· союзы что, как, будто, как будто, чтобы, ли;

· союзные слова что, как, кто, который, где, куда, когда, сколько, почему и т. д.

Средства связи в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными очень разнообразны. Это может вызвать у нас определенные трудности.

С первой проблемой мы уже сталкивались: средства связи коварны. Одни и те же союзы и союзные слова могут употребляться в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными, определительными и обстоятельственными. В особенности это касается слов что, как, который, где, куда, когда и почему.

Поэтому ни в коем случае нельзя определять вид придаточного только по средствам связи. В первую очередь мы обращаем внимание на вопросы. И уже потом делаем вывод – какой перед нами вид придаточного предложения.

Мы хотим поехать туда (куда?), куда не ступала нога человека. Вопрос обстоятельственный, значит, придаточное обстоятельственное.

Вот и место (какое?), куда мы отправимся завтра. Это придаточное определительное.

Я спросил (о чём?), куда мы отправимся завтра. Я спросил – о чем? Это придаточное изъяснительное.

Мы поставили палатку там (где?), где есть ручей. Придаточное обстоятельственное.

Палатка стояла на поляне (какой?), где протекал ручей. Придаточное определительное.

Мы не представляли (чего?), где тут можно поставить палатку. Придаточное изъяснительное.

Подсказкой может служить слово, к которому относится придаточное.

На столе стояла сумка, которая принадлежала моему другу. Придаточное относится к существительному, значит, это придаточное определительное.

Я не знал, которая из сумок принадлежит моему другу. Придаточное относится к глаголу со значением мысли. Перед нами придаточное изъяснительное.

Цветы, что распускаются весной, особенно красивы. Придаточная часть относится к существительному. Значит, это придаточное определительное.

Мы рады, что вам понравились эти цветы. Придаточное относится к краткому прилагательному со значением чувства. Значит, перед нами придаточное изъяснительное.

Второй трудностью может стать различение союзов и союзных слов.

В придаточных изъяснительных что и как могут оказаться как союзами, так и союзными словами.

Вспомним, как отличить союзы от союзных слов.

Союзные слова являются членами предложения. А союзы не являются.

Союзные слова нельзя удалить из предложения. А союзы можно.

На союзные слова падает логическое ударение. А на союзы не падает.

К союзным словам можно подставить же и именно. А к союзам нельзя.

Ученики видели, как мастер раскрашивает поделку. Союз.

Ребята поинтересовались, как этому можно научиться. Как нельзя удалить из предложения. Зато можно подставить логическое ударение или же. Перед нами союзное слово.

Мастер ответил, что нужно тренироваться долго и упорно. Можно удалить что из предложения. Нельзя подставить же или именно. Это союз.

Учитель спросил, что нам понравилось на выставке больше всего. На слово что падает логическое ударение. Можно подставить же или именно. Слово нельзя удалить из предложения. Это союзное слово.

Некоторые трудности также иногда возникают с союзом-частицей ли. Дело в том, что этот союз находится не в начале придаточной части. А потому его просто не видят.

Мы хотели узнать, здоровы ли вы.

Это сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Части предложения связаны союзом ли.

Не хотите ли вы заняться музыкой – вот что интересно. Это тоже сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. В качестве средства связи выступает союз ли.

Заметьте, что во втором предложении между частями ставится тире. Так иногда бывает, когда придаточная часть стоит перед главной.

Придаточное изъяснительное в сложноподчиненном предложении обычно стоит после главного предложения, но может стоять и перед главным.

Я не знаю, почему я увлекся рисованием.

Почему я увлекся рисованием – я не знаю.

В первом предложении подчеркивается важность информации, которая сообщается в придаточной части. Во втором предложении подчеркивается важность информации, которая сообщается в главной части.

Читайте также: