Симфонии прокофьева и бетховена 7 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

7 апреля 2020 г.

Содействовать развитию у школьников логического мышления, музыкальной речи; развивать умение раскрывать образный строй музыкального произведения; способствовать развитию познавательного интереса; развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов; развивать певческие умения и навыки, добиваться эмоционального и выразительного исполнения песен.

воспитывать трепетное, уважительное отношение к искусству – как части духовной культуры народа, к искусству, несущему в себе созидательный заряд, его значимости в поиске и выборе юным поколением жизненной позиции; активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.

- развивать доброжелательность, трудолюбие, уважительное отношение к мнению и ответам одноклассников;

- умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.

(Слайд 2). Моцарт – австрийский композитор, один из представителей венской классической школы. Что такое венская классическая школа?

(Слайд 3) В творчестве венских классиков выражено динамичное понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме.

Обобщить ваши ответы и предположения сможет следующее определение (Слайд 3): симфония – это большое произведение для симфонического оркестра из четырех контрастных частей (Слайд 4).

- кроссенс – задание, которое позволяет с помощью картинок-символов определить главный объект (Слайд 5).

- ответ детей: У этого человека было жесткое музыкальное воспитание в детстве, он не носил парик, не слышал звуков, но писал музыку. Это - Л. Бетховен.

Людвиг Ван Бетховен – немецкий композитор, бунтарь и реформатор, творческая душа которого требовала движения вперед.

Бетховен имел необычную привычку: перед тем, как начать свое новое творение, опускать голову в таз с холодной водой. Как вы думаете, почему он это делал?

-ответы детей: таким образом, он желал взбодриться, холодная вода стимулировала прилив крови к мозгу, что способствовало активной творческой деятельности.

В этих словах мы слышим сильного человека, способного сделать вызов судьбе и преодолеть препятствия. Нет, он не поборол недуг, он поборол себя и нашел исцеление в музыке.

(Слайд 7 ) В этот период он пишет свою знаменитую симфонию № 5. Музыка симфонии выражает идею творчества Бетховена: через борьбу к победе.

Короткая тема из четырех нот, навсегда врезающаяся в память, проходит через все части (показ темы на фортепиано).

Итак, ГТ – тема судьбы. Но, если есть ГТ, значит есть и ПТ. Они между собой контрастны. В сопоставлении контрастных тем лежит принцип сонатной формы. Той самой формы, которую и предложила венская школа (Слайд 8). Из каких разделов состоит сонатная форма?

ГТ и ПТ между собой обязательно контрастны. ГТ – тема судьбы звучит напористо, напряженно, ПТ – певучая, нежная начинается опять таки мотивом судьбы. Послушайте экспозицию, подумайте, почему тема судьбы звучит часто, что мы узнаем ее даже в ПТ?

- ответы детей: композитор писал о себе, тема судьбы – это его недуг, который преодолевать Бетховену приходилось каждый день, поэтому тема звучит снова и снова.

(Слайд 9). Бетховен переборол себя, но не недуг. С ним боролся каждый день. Именно поэтому идеей симфонии стала фраза…

Ключевые слова:
Симфония, симфонический оркестр, строение симфонии, сонатная форма, интонация, образ, венская классика.

Основные понятия:
Классицизм, венская классическая школа, симфония, форма, симфонический образ, интонация.

Пояснения:
В классицизме воплощается идея построения художественного произведения на основании строгих канонов как символ стройности и логичности самого мироздания. Симфоническое творчество венских классиков – Й. Гайдна, В.-А. Моцарта и Л. Бетховена – отражение событий жизни композитора, его личности, ярких эмоциональных переживаний.
Симфонический образ героя – сплав особенностей эпохи и мировоззрения композитора, как представителя эпохи.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека


- музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром.

Группы инструментов симфонического оркестра:

Духовые медные: Труба, Туба, Тромбон, Волторна.

Духовые деревянные: Гобой, Кларнет, Флейта, Фагот.

Струнные: Скрипка, Альт, Виолончель, Контробасс

Ударные: Большой барабан, малый барабан,Тамтам, Литавра, Челеста, Бубен, Тарелки, Кастаньеты, Маракасы, Гонг, Треугольник, Колокольчики, Ксилофон

Другие инструменты симфонического оркестра: Орган, Челеста, Клавесин, Арфа, Гитара, Фортепьяно(Рояль, Пианано).

Тембровые характеристики инструментов

Скрипка: Нежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый

Альт: Матовый, мягкий

Виолончель: Насыщенный, густой

Контробас: Глуховатый, суровый, мрачный, густой

Флейта: Свистящий, холодный

Гобой: Носовой, гнусавый

Кларнет: Матовый, носовой

Фагот: Сдавленный, густой

Труба: Блестящий, яркий, светлый, металлический

Валторна: Округлый, мягкий

Тромбон: Металлический, резкий, мощный.

Туба: Суровый, густой, тяжёлый

Главные жанры симфонической музыки:

Симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма

Особенности симфонии

Это крупный музыкальный жанр.
—Время звучания: от 30 минут до часа.

Основное действующее лицо и исполнитель – симфонический оркестр

Строение симфонии (классическая форма)

Состоит из 4 частей, которые воплощают разные стороны жизни человека

Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Написана в сонатная форме, в быстром темпе(аллегро).

Мирная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям; скорбная или трагическая по настроению.
Звучит в медленном движении, пишется в форме рондо, реже в форме сонаты или вариационной форме.

Здесь игра, веселье, картинки народной жизни. Это скерцо или менуэт в трехчастной форме.

Быстрый финал. Как итог всех частей отличается победным, торжественным, праздничным характером. Пишется в сонатной форме или в форме рондо, рондо-сонаты.

Но бывают симфонии и с меньшим (или большим) количеством частей. Существуют и одночастные симфонии.

Симфония в творчестве зарубежных композиторов

    • Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

    Одна из наиболее известных последних симфоний Моцарта. Большую популярность симфония приобрела благодаря необычайно искренней музыке, понятной самому широкому кругу слушателей.
    Первая часть симфонии не имеет вступления, а начинается сразу изложением темы главной партии allegro . Эта тема носит взволнованный характер; вместе с тем она отличается певучестью и задушевностью.

    Симфония №8 "Неоконченная"

    Одна из поэтичнейших страниц в сокровищнице мирового симфонизма, новое смелое слово в этом сложнейшем из музыкальных жанров, открывшее дорогу романтизму. Это первая лирико-психологическая драма в симфоническом жанре.
    Имеет не 4 части, как симфонии композиторов классиков, а всего две. Однако две части этой симфонии оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпанности.

    Симфония в творчестве русских композиторов

      • Сергей Сергеевич Прокофьев (1891— 1953)

      Симфония №1 "Классическая"

        • Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975)

        Симфония №7 "Ленинградская"

          • Василий Сергеевич Калинников (1866-1900)

          Первую симфонию Калинников начал писать в марте 1894 года и закон­чил ровно через год, в марте 1895-го
          В симфонии наиболее ярко воплотились особенности дарования композитора— душевная открытость, непосредственность, насыщенность лирических чувств. В своей симфонии композитор воспевает красоту и величие природы, русского быта, олицетворяющих образ России, русской души, через русскую музыку.

          Вступление симфонии — траурный марш. "Полнейшее преклонение перед судьбой. перед неисповедимым предначертанием",- пишет Чайковский в своих черновиках.
          Так сложным путем преодоления и внутренней борьбы композитор приходит к победе над самим собой, над своими сомнениями, душевным разладом и смятенностью чувств.
          Носительницей основной идеи является сжатая, ритмически упругая тема с неизменным тяготением к исходному звуку, которая проходит через все части цикла.

          "Цель музыки - трогать сердца"
          (Иоганн Себастьян Бах).

          "Музыка должна высекать огонь из людских сердец"
          (Людвиг ван Бетховен).

          "Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой"
          (Вольфганг Амадей Моцарт).

          "Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем.
          Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу"
          (Петр Ильич Чайковский).

          Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках"
          (Дмитрий Дмитриевич Шостакович).

          Методическая разработка урока музыки в 7 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной

          Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

          Цель: восприятие и первичное осознание учащимися образов борьбы и победы в творчестве Людвига ван Бетховена.

          Задачи:

          образовательные:

          · эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;

          · познакомить учащихся с музыкой Бетховена, фрагментами его жизни и творчества;

          развивающие:

          · развивать умение анализировать произведение;

          · развивать умение выразить свое отношение к музыке Бетховена в процессе слушания, исполнения, рисования;

          воспитательные:

          · формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;

          · прививать чувство сострадания, гуманизма к окружающим;

          · воспитывать музыкальный вкус;

          · формирование духовно-нравственных оснований обучающихся средствами искусства.

          Методы: анализ, сравнение, эмоциональная драматургия.

          Предмет: Музыка
          Категория материала: Конспекты
          Класс: 7 класс
          Автор: Зайцева Анна Сергеевна это Вы?
          Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
          Размер: 18.05 Kb

          Полезно? Поделись с другими:

          Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

          Посмотрите также:

          Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
          Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
          По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

          Читайте также: