Симфонии прокофьева и бетховена 7 класс конспект
Обновлено: 06.07.2024
7 апреля 2020 г.
Содействовать развитию у школьников логического мышления, музыкальной речи; развивать умение раскрывать образный строй музыкального произведения; способствовать развитию познавательного интереса; развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов; развивать певческие умения и навыки, добиваться эмоционального и выразительного исполнения песен.
воспитывать трепетное, уважительное отношение к искусству – как части духовной культуры народа, к искусству, несущему в себе созидательный заряд, его значимости в поиске и выборе юным поколением жизненной позиции; активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.
- развивать доброжелательность, трудолюбие, уважительное отношение к мнению и ответам одноклассников;
- умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.
(Слайд 2). Моцарт – австрийский композитор, один из представителей венской классической школы. Что такое венская классическая школа?
(Слайд 3) В творчестве венских классиков выражено динамичное понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме.
Обобщить ваши ответы и предположения сможет следующее определение (Слайд 3): симфония – это большое произведение для симфонического оркестра из четырех контрастных частей (Слайд 4).
- кроссенс – задание, которое позволяет с помощью картинок-символов определить главный объект (Слайд 5).
- ответ детей: У этого человека было жесткое музыкальное воспитание в детстве, он не носил парик, не слышал звуков, но писал музыку. Это - Л. Бетховен.
Людвиг Ван Бетховен – немецкий композитор, бунтарь и реформатор, творческая душа которого требовала движения вперед.
Бетховен имел необычную привычку: перед тем, как начать свое новое творение, опускать голову в таз с холодной водой. Как вы думаете, почему он это делал?
-ответы детей: таким образом, он желал взбодриться, холодная вода стимулировала прилив крови к мозгу, что способствовало активной творческой деятельности.
В этих словах мы слышим сильного человека, способного сделать вызов судьбе и преодолеть препятствия. Нет, он не поборол недуг, он поборол себя и нашел исцеление в музыке.
(Слайд 7 ) В этот период он пишет свою знаменитую симфонию № 5. Музыка симфонии выражает идею творчества Бетховена: через борьбу к победе.
Короткая тема из четырех нот, навсегда врезающаяся в память, проходит через все части (показ темы на фортепиано).
Итак, ГТ – тема судьбы. Но, если есть ГТ, значит есть и ПТ. Они между собой контрастны. В сопоставлении контрастных тем лежит принцип сонатной формы. Той самой формы, которую и предложила венская школа (Слайд 8). Из каких разделов состоит сонатная форма?
ГТ и ПТ между собой обязательно контрастны. ГТ – тема судьбы звучит напористо, напряженно, ПТ – певучая, нежная начинается опять таки мотивом судьбы. Послушайте экспозицию, подумайте, почему тема судьбы звучит часто, что мы узнаем ее даже в ПТ?
- ответы детей: композитор писал о себе, тема судьбы – это его недуг, который преодолевать Бетховену приходилось каждый день, поэтому тема звучит снова и снова.
(Слайд 9). Бетховен переборол себя, но не недуг. С ним боролся каждый день. Именно поэтому идеей симфонии стала фраза…
Ключевые слова:
Симфония, симфонический оркестр, строение симфонии, сонатная форма, интонация, образ, венская классика.
Основные понятия:
Классицизм, венская классическая школа, симфония, форма, симфонический образ, интонация.
Пояснения:
В классицизме воплощается идея построения художественного произведения на основании строгих канонов как символ стройности и логичности самого мироздания. Симфоническое творчество венских классиков – Й. Гайдна, В.-А. Моцарта и Л. Бетховена – отражение событий жизни композитора, его личности, ярких эмоциональных переживаний.
Симфонический образ героя – сплав особенностей эпохи и мировоззрения композитора, как представителя эпохи.
- музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром.
Группы инструментов симфонического оркестра:
Духовые медные: Труба, Туба, Тромбон, Волторна.
Духовые деревянные: Гобой, Кларнет, Флейта, Фагот.
Струнные: Скрипка, Альт, Виолончель, Контробасс
Ударные: Большой барабан, малый барабан,Тамтам, Литавра, Челеста, Бубен, Тарелки, Кастаньеты, Маракасы, Гонг, Треугольник, Колокольчики, Ксилофон
Другие инструменты симфонического оркестра: Орган, Челеста, Клавесин, Арфа, Гитара, Фортепьяно(Рояль, Пианано).
Тембровые характеристики инструментов
Скрипка: Нежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый
Альт: Матовый, мягкий
Виолончель: Насыщенный, густой
Контробас: Глуховатый, суровый, мрачный, густой
Флейта: Свистящий, холодный
Гобой: Носовой, гнусавый
Кларнет: Матовый, носовой
Фагот: Сдавленный, густой
Труба: Блестящий, яркий, светлый, металлический
Валторна: Округлый, мягкий
Тромбон: Металлический, резкий, мощный.
Туба: Суровый, густой, тяжёлый
Главные жанры симфонической музыки:
Симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма
Особенности симфонии
Это крупный музыкальный жанр.
—Время звучания: от 30 минут до часа.
Основное действующее лицо и исполнитель – симфонический оркестр
Строение симфонии (классическая форма)
Состоит из 4 частей, которые воплощают разные стороны жизни человека
Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Написана в сонатная форме, в быстром темпе(аллегро).
Мирная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям; скорбная или трагическая по настроению.
Звучит в медленном движении, пишется в форме рондо, реже в форме сонаты или вариационной форме.
Здесь игра, веселье, картинки народной жизни. Это скерцо или менуэт в трехчастной форме.
Быстрый финал. Как итог всех частей отличается победным, торжественным, праздничным характером. Пишется в сонатной форме или в форме рондо, рондо-сонаты.
Но бывают симфонии и с меньшим (или большим) количеством частей. Существуют и одночастные симфонии.
Симфония в творчестве зарубежных композиторов
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Одна из наиболее известных последних симфоний Моцарта. Большую популярность симфония приобрела благодаря необычайно искренней музыке, понятной самому широкому кругу слушателей.
Первая часть симфонии не имеет вступления, а начинается сразу изложением темы главной партии allegro . Эта тема носит взволнованный характер; вместе с тем она отличается певучестью и задушевностью.Симфония №8 "Неоконченная"
Одна из поэтичнейших страниц в сокровищнице мирового симфонизма, новое смелое слово в этом сложнейшем из музыкальных жанров, открывшее дорогу романтизму. Это первая лирико-психологическая драма в симфоническом жанре.
Имеет не 4 части, как симфонии композиторов классиков, а всего две. Однако две части этой симфонии оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпанности.Симфония в творчестве русских композиторов
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891— 1953)
Симфония №1 "Классическая"
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975)
Симфония №7 "Ленинградская"
- Василий Сергеевич Калинников (1866-1900)
Первую симфонию Калинников начал писать в марте 1894 года и закончил ровно через год, в марте 1895-го
В симфонии наиболее ярко воплотились особенности дарования композитора— душевная открытость, непосредственность, насыщенность лирических чувств. В своей симфонии композитор воспевает красоту и величие природы, русского быта, олицетворяющих образ России, русской души, через русскую музыку.Вступление симфонии — траурный марш. "Полнейшее преклонение перед судьбой. перед неисповедимым предначертанием",- пишет Чайковский в своих черновиках.
Так сложным путем преодоления и внутренней борьбы композитор приходит к победе над самим собой, над своими сомнениями, душевным разладом и смятенностью чувств.
Носительницей основной идеи является сжатая, ритмически упругая тема с неизменным тяготением к исходному звуку, которая проходит через все части цикла."Цель музыки - трогать сердца"
(Иоганн Себастьян Бах)."Музыка должна высекать огонь из людских сердец"
(Людвиг ван Бетховен)."Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой"
(Вольфганг Амадей Моцарт)."Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем.
Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу"
(Петр Ильич Чайковский).Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках"
(Дмитрий Дмитриевич Шостакович).Методическая разработка урока музыки в 7 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной
Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний:
Цель: восприятие и первичное осознание учащимися образов борьбы и победы в творчестве Людвига ван Бетховена.
Задачи:
образовательные:
· эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
· познакомить учащихся с музыкой Бетховена, фрагментами его жизни и творчества;
развивающие:
· развивать умение анализировать произведение;
· развивать умение выразить свое отношение к музыке Бетховена в процессе слушания, исполнения, рисования;
воспитательные:
· формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;
· прививать чувство сострадания, гуманизма к окружающим;
· воспитывать музыкальный вкус;
· формирование духовно-нравственных оснований обучающихся средствами искусства.
Методы: анализ, сравнение, эмоциональная драматургия.
Предмет: Музыка Категория материала: Конспекты Класс: 7 класс Автор: Зайцева Анна Сергеевна это Вы? Тип материала: Документ Microsoft Word (docx) Размер: 18.05 Kb Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]Читайте также: