Жизнь в моем городе в прошлых веках изо 7 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Предмет: интегрированный урок английского языка, ИЗО.

Класс: 7.

УМК:

  • Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016.
  • Spotlight 7 класс Ваулина Ю.Е., Дули О.Е. и др.

Место в системе уроков: 3 урок 2 четверти по теме бытовой жанр, комбинированный урок.

Цель урока: Создать условия для формирования представлений о повседневной жизни людей в историческом прошлом на примере родного города, образе прошлого, созданном художником, и его значении в представлении народа о самом себе; способствовать развитию интереса к истории своего народа.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • использование простого прошедшего времени в составлении монологического высказывания,
    знать порядок работы над тематической композицией;
  • умение создавать композицию на заданную тему по бытовому жанру.

Метапредметные:

  • Познавательные:
    • уметь находить необходимую информацию в разных источниках;
    • представлять информации в разных формах, моделирование, перевод текста на знаково-символический язык;
    • уметь видеть проблему, планировать ход ее решения, решать проблему.
    • принимать и сохранять учебную задачу;
      планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
    • осуществлять самоконтроль выполнения поставленных задач, следовать плану действий;
    • адекватно использовать речевые средства (письменные и устные, в т.ч. на английском языке) для решения различных коммуникативных задач;
    • проявлять активность и инициативу в учебном сотрудничестве;
    • строить монологическое высказывание (устное и письменное) в виде защиты презентации на английском языке – продукт проекта.

    Личностные: знание истории своего города, развитие творческого и логического мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; понимание роли информационных процессов в современном мире, развитие чувства личной ответственности за качество выполненной работы.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Донецкая Народная Республика

    управление образования администрации города Донецка

    муниципальное ОБШЕобразовательное учреждение

    Тема: Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) 7 класс

    Провела учитель изобразительного искусства Матрёнина Н.С.

    hello_html_m58179c4.jpg

    РАЗВЕРНУТЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

    Содержательная линия:

    Тема: Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

    образовательная: знакомить с ролью изобразительного искусства в истории Донецка;

    развивающая: развивать умение создавать композиции на темы жизни людей своего города;

    воспитательная: воспитывать интерес к истории и укладу жизни своего народа, интерес к творчеству Виктора Васнецова.

    Ожидаемый результат: Знать о работах русского художника В.Васнецова написанных для нашего города. Уметь выполнять наброски.

    Тип урока: урок комплексного применения знаний

    Вид художественной деятельности: изобразительная деятельность.

    Обеспечение, материалы: Графические, живописные материалы (по выбору) бумага формат А4, репродукции картин В.Васнецова, зеленые и красные карточки по числу учащихся.

    Художественно - педагогические технологии: развивающего обучения, развития критического мышления, информационные компьютерные технологии.

    Рерайтинг (переписывание текста с других сайтов):

    Копирайтинг (полностью уникальный текст, который написан автором): Этот материал.

    ПАЛИТРА УРОКА

    1. Организационный момент. ( 1 мин)

    Эмоциональный аккорд:

    2. Актуализация опорных знаний.(15 мин.)

    -Сегодня мы отправимся в путешествие по музеям изобразительного искусства Москвы и Санкт-Петербурга, изучим исторические факты, встретимся с экспертами и проверим следующие утверждения: ( На доске)

    2.Для управления Донецкой железной дороги были написаны три картины на сказочные темы.

    3.Картины В.Васнецова украшают здание управления Донецкой железной дороги.

    -Перед путешествием давайте посмотрим знакомые нам картины этого художника и вспомним, что мы об этом знаем.

    (На столах репродукции картин. Один ученик из группы показывает репродукцию классу, дает название , время написания и музей, в котором хранится картина )

    - Картины Виктора Васнецова великолепны и легко запоминаются. Но как же его творчество оказалось связанным с нашим городом? Обратимся к историкам:

    - Замечательный художник В.М.Васнецов в самом начале творческого пути нуждался как в материальной поддержке, так и в личном, духовном общении. Репин в 1878 году познакомил его с Саввой Ивановичем Мамонтовым, строителем Донецкой каменноугольной железной дороги .

    Весной 1880 года молодой художник Виктор Васнецов переживал тяжелый кризис: творческий конфликт и разрыв с передвижниками, одиночество, безденежье, сомнения в собственной творческой состоятельности.

    Верный своему принципу собирать вокруг себя не картины, но таланты, которым нужно лишь помочь раскрыться, предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов приободрил молодого мастера, предложил сюжеты для его новых картин и оплатил их авансом.

    Речь шла о мамонтовской дороге – Донецко-Мариупольской, которая вошла в строй в 1882 году, связав Донецкий угольный бассейн и Мариупольский порт. Со строительством железнодорожного пути чрезвычайно перспективный район юга России вышел на качественно новый уровень развития. Хотя и эта стройка обрела немало критиков, Савва Иванович знал что делал. Потому хотел, чтобы перспективы этой магистрали были раскрыты в соответствующих картинах-символах, которые, по его замыслу, должны были украсить залы Правления Донецкой железной дороги.

    hello_html_358e4577.jpg

    В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет. Герой — победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Все исполнено в ярких тонах и говорит о блестящих декоративных способностях молодого художника.

    Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. Земля отходит ко сну. В реке отражаются прибрежные кусты и эти отражения, и туман, и легкий свет месяца навевают лирические чувства.

    Сейчас картина хранится в Москве в доме-музее В.Васнецова

    hello_html_m3810c2b2.jpg

    Картина должна была олицетворять богатство недр пробужденного края. Васнецов за основу взял старинную сказку о том, как крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел там царства золота, драгоценных камней и железа (так в сказке, в картине — каменного угля) и вывел на землю трех царевен этих царств. Васнецов представил их в роскошных убранствах, символизирующих богатства земли. Они вышли из подземного царства и словцо окаменели.

    Поражает искусная проработка их одежды, недаром Васнецов знаменит как великолепный знаток и мастер орнаментов. Никаких событий в картине не происходит, но царевны, их наряды написаны с таким живописным мастерством, что рассматривать их можно бесконечно.

    Теперь картина находится в Москве в Третьяковской галерее.

    hello_html_552e0ee6.jpg

    3 экскурсовод: Былинно-историческое направление занимает период творчества Васнецова с 1880 г. до конца 1890-х.

    В облике скифов художник пишет степных кочевников, периодически нападавших на славянские владения.

    Динамичный сюжет картины показывает бой в самом разгаре. Русский витязь на вороном скакуне замахнулся богатырским оружием на разъяренного врага. Дикий кочевник на рыжем коне возносит над собой длинное копье. Стычка всадников заставляет замереть в ожидании исхода битвы.

    В глаза бросается различия в обмундировании противников. Славяне как славные богатыри облачены в добротные стальные доспехи. Кочевники явно отстают – они в обычных рубахах и с простейшим оружием.

    Стычка произошла посреди степи приднепровских земель. Высокая трава уходит далеко за горизонт. Тревожное небо над героями устлано пурпурной дымкой. Гнетущая атмосфера неминуемого боя передана с удивительной точностью и глубокой эмоциональностью.

    Учитель : сегодня картины хранятся в самых знаменитых музеях России. А как долго они находились в Управлении Донецкой железной дороги? Дадим слово нашим экспертам:

    1. Прагматичные денежные тузы не приняли картины — сказки им казались неуместными.

    Управление железной дороги отказалось купить эту картину.

    3. Мотивация учебной деятельности.(1 мин.)

    Слайд 8 : Фото Донецкого вокзала

    hello_html_30423844.jpg

    Спасибо нашим экспертам. Будем надеяться, что когда –нибудь не только копии этих великолепных картин, но и ваши талантливые работы украсят новый железнодорожный вокзал города Донецка.

    4. Обобщение и систематизация изученного материала. ( 1 мин ).

    2.Для управления Донецкой железной дороги были написаны три картины на сказочные темы. (Факт доказан)

    3.Картины В.Васнецова украшают здание управления Донецкой железной дороги. (Не факт. Картины находятся в разных музеях )

    5. Закрепление изученного материала. (2 мин)

    А какой сюжет предложили бы вы для картины о прошлом нашего края?

    АРТ-ПРАКТИКА

    Разработка эскиза историко-бытовой картины из прошлого жителей нашего города

    (первый трамвай, прогулка по городу, первые шахты и терриконы и т.д.)

    Самостоятельная творческая работа. (20 мин)

    индивидуально или малыми группами ( по желанию учащихся)

    6.Проверка учебных достижений учащихся (2 мин . )

    - расскажите о замысле вашей картины

    7. Рефлексия( 1 мин )

    - Мне было интересно, потому что…

    - Для меня стало открытием…

    - Мне показалось важным…

    Заключительный аккорд:

    Искусство помогает мечту сделать былью. Ловите свою жар-птицу и летите к мечте!

    8. Домашнее задание ( 1 мин ) : в Донецком художественном музее посетить зал истории Донецка в фотографиях.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Цель:Создать условия для формирования представлений о повседневной жизни людей в историческом прошлом на примере родного города, образе прошлого, созданном художником, и его значении в представлении народа о самом себе; способствовать развитию интереса к истории своего народа

    -продолжить формирование представлений о бытовом жанре, устанавливать аналогии для понимания принципа композиции при решении учебной задачи; рассуждать о повседневной жизни людей;строить тематическую композицию.

    -воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству;

    -развивать ассоциативно- образное мышление, творческую и познавательную активность.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Актуализация целей

    Второе понятие - одно из основных понятий изобразительного искусства, оно относится к средствам художественной выразительности художника любого жанра (композиция).

    Это средство нам сегодня обязательно пригодится.

    Постановка проблемных вопросов

    -Ну а теперь посмотрите предложенные изображения, и попробуйте догадаться о нашем сегодняшнем задании.

    Вы почти отгадали тему нашего урока, но есть важные уточнения, наша задача нарисовать бытовые сюжеты на темы жизни нашего города в прошлом, то есть нам нужно раскрыть историческую тему в бытовом жанре.

    -Какие это могут быть сюжеты? Приведите примеры.

    Мотивационный блок.

    -Вы любите свой город? Вы хорошо знаете историю своего города?

    -Скажите, в разговоре об истории, устный рассказ или изображение наиболее интересны?

    Представьте, что вам выпала честь встречать гостей города, или своих родственников, людей, которые в Татарске будут впервые. Наша задача оформить небольшую выставку, наглядно рассказывающую о жизни нашего города в прошлом.

    Постановка целей учащимися.

    - скажите, можем мы сейчас сразу нарисовать необходимые нам рисунки? Без какой-либо подготовки?

    - Что нам необходимо для выполнения такого рисунка?

    Для того, чтобы выполнить рисунок нам нужно:

    -знать исторические особенности нашего города;

    - знать особенности архитектуры, костюма, интерьера.

    - обладать навыками изображения человека;

    -уметь использовать законы перс

    Вот такую подготовительную работу выполняют художники, работающие на исторические темы

    До 1917 года

    Появление города связано со строительством Транссибирской магистрали в конце XIX века. При строительстве железной дороги в 1894 году образована станция Татарская, получившая своё название от расположенной в двух верстах от станции деревни Татарка Казаткульской волости Каинского уезда Томской губернии. Деревня Татарка, названная в честь первых жителей, была основана в XVIII веке: по одним данным — в 1733—1735 годах при строительстве Московского тракта [3] , по другим — в 1790 году [4] .

    Пристанционный посёлок быстро развивался за счёт постоянного притока переселенцев. Татарск стал перевалочным пунктом для переселенцев, в нём разместилось управление Южно — Каинского переселенческого подрайона, при котором находились врач, столовая и два барака, в котором проживали от 300 до 800 ожидающих отправки к новому месту жительства переселенцев. В 1897 году по указу императора в Татарске была построена однопрестольная Михаило-Архангельская церковь [4] , а в 1900 году была построена ещё одна церковь — Христорождественская.

    В период Столыпинских реформ приток переселенцев увеличился и к 1911 году Татарск превратился в солидный торговый пункт с численностью постоянного населения 4500 человек [4] .

    В 1912—1914 годах была сооружена Кулундинская магистраль, которая дала новый толчок дальнейшему развитию города, превратив его в железнодородный узел [4] .

    Перед началом Первой мировой войны в городе насчитывалось около 100 купеческих лавок и магазинов. К тому времени в Татарске действовало более 15 контор по закупке сливочного масла, которые ежегодно отправляли за границу и в центральные районы России до З00 тыс. пудов масла [5] . Объём поставок хлеба составлял свыше миллиона пудов хлеба в год [5] . Крупными купцами считались братья Сосновские, Мариупольские, Желтовы, Бородин, Терехов, Цибис, Гусев, Лушников, Моцкарев, Малыгин, братья Шайхулины, Каспирович и др. [5]

    В 1913 году переселенческое управление направило в Татарск два автомобиля, которые стали одними из первых автомобилей в Томской губернии [4] .

    В декабре 1917 года быстро растущий город, по решению Совета Народных Комиссаров Советской России, стал центром Татарского уезда, — вновь созданного из западных волостей Каинского уезда Томской губернии, с добавлением сюда части волостей Акмолинской области [6] . Через месяц руководители советской власти решают о необходимости передать уезд Акмолинской области. Однако сложности революционного времени, переходящего в состояние начинающейся Гражданской войны, заставляли отложить вопрос перевода уезда в юрисдикцию соседнего региона. Татарск и Татарский уезд будут в составе Томской губернии до 1919, до особого решения этого вопроса правительством Колчака.

    После 1917 года

    Большевики пришли к власти в городе 16 декабря 1917 года. Первым председателем Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов стал Закриевский Макар Степанович. Однако с началом Гражданской войны удержать власть в городе им не удалось, город и уезд перешли под власть белых. Окончательно советская власть в Татарском уезде установилась вновь 26 ноября 1919 года, с приходом в город частей 5-й Красной Армии [5] .

    Ещё в 1919 году властью белых Татарский уезд был переподчинён Акмолинской области. Новая советская власть весной 1920 года формирует Омскую губернию и переподчиняет сюда уезд. Население уезда составляло 264 тысячи человек. Уезд включал 30 волостей и занимал значительную площадь — от Кыштовки на севере до Кулундинской степи на юге [4] .

    Татарский уезд был упразднён 13 августа 1925 года с образованием Татарского района в составе Западно-Сибирского края. Город Татарск стал городом областного подчинения и сохранил статус административного центра. По результатам Всесоюзной переписи населения 1926 года численность постоянного населения в городе составляла 9,7 тыс. человек и продолжала расти. К началу войны в городе постоянно проживало 25,6 тыс. человек. При образовании в 1937 году Новосибирской области Татарск и Татарский район стали частью этого нового региона.

    В городе Татарск (Сибирский ВО, (Новосибирская область) на базе 79-го сп 73-й сд с 15 апреля 1939 года формировалась 109-я стрелковая дивизия. В июне 1939 дивизия переехала в Харанор. По директиве НКО СССР от 07.12.1939 переформирована в моторизованную.

    2 Город Лиски в прошлом На то время в городе насчитывалось 20 школ, действовало три клуба. Общий вид города Лиски Привокзальная улица Перемещение людей по городу осуществлялось на лошадях

    3 Покровской храм Покровская церковь с. Песковатка. 5 о годы Маленький, уютный городок Затерялся он среди дорог, Средь лесов, пригорков и полей – Он – частичка Родины моей! Ст. Лиски. Базар

    4 Здесь живут и трудятся друзья Новый город Лиски

    5 Что отличало жизнь прошлого от настоящего? Какие места изменились за последние время? Чем интересен городской пейзаж? Маленький, уютный городок. Затерялся он среди дорог, Средь лесов, пригорков и полей - Он - частичка Родины моей! Здесь такая вкусная вода! Омывает берега - река, Та река - великий, добрый Дон, В Лиски он, конечно же влюблён! Свежий ветерок со всех сторон, В жаркий день прохладу дарит он, А какие скверы и сады! Молодёжи много, детворы. Подрастает смена старикам, Слышу детский смех и тут, и там, Красота и чистота вокруг. Только появилось всё не вдруг, Здесь живут и трудятся друзья - Не любить мне их никак нельзя. Городок зелёный, небольшой - Прикипела я к нему душой! Прошлое – это начало всего настоящего.Гордимся прошлым – строим будущее Городской пейзаж выражает историю нашего народа его традиции и быт Города служили центром развития искусства и ремёсел, технических достижений.

    7 Тема урока Жизнь в моем городе в прошлых веках. (Историческая тема в бытовом жанре)

    9 Город крупный населённый пункт. Имеет развитый комплекс хозяйства и экономики, является скоплением архитектурных и инженерных сооружений, обеспечивающих жизнеобеспечение населения. Исторически термин происходит от наличия вокруг поселения оборонительной ограды вала или стены. В Древней Руси городом называлось всякое крупное жилое место, окружённое такой оградой. ( Ведута – с итальянского ВИД ). Города служили центром развития искусства и ремёсел, технических достижений. Систематизация знаний

    10 Городской пейзаж – это не только суета и пробки на дорогах, не только постоянно спешащие пешеходы и потускневшие окна домов. Городской пейзаж – это фонтан в тихом скверике, это легкий осенний дождик в старом квартале, это лучи солнца, что запутались в листве, это меланхоличные прохожие, гуляющие по старой брусчатке, это разноцветные крыши домов и разнообразие фасадов, это размеренное течение городского времени. 1. Представьте, что вы в машине времени осуществили путешествие на 100 лет назад, как вы сумеете понять, что оказались в прошлом? 2. Рисунок важное средство, первооснова изобразительного искусства. В рисунке художник может выразить свое видение мира, окунуться в любую историческую эпоху. Посмотрим как?

    11 Борис Михайлович Кустодиев о купеческой жизни Аполлинарий Васнецов Старая Москва. У стен древнего города Аполлинарий Васнецов. Старая Москва. У стен древнего города.

    12 Васнецов Аполлинарий. Новгородский торг

    13 Медведчики (развлечение). Старая Москва, Аполинарий Михайлович Васнецов.

    14 Борис Кустодиев. На ярмарке

    15 Масленица Крещенское водосвятие Борис Кустодиев

    17 Соборная площадь в Московском Кремле Алексеев Ф. Я.

    18 Федор Яковлевич Алексеев: Боярская площадка в Московском Кремле.

    19 Горбатов Константин. Вид на старый город

    20 Втёрся парень в хоровод, ну старуха охать…, 1902 год

    21 Горбатов Константин. Зимний пейзаж с церковью

    22 Рылов Аркадий. В лесу

    23 Клевер Юлий. Закат солнца зимой

    24 Васильковский Сергей. Околица

    25 Павлова Оксана. Сердце России.

    27 Город, городской пейзаж?

    28 Последовательность выполнения рисунка и применение перспективы

    29 Вы должны подумать и сами оценить свою работу. Каким образом? Если вам не нравится ваша игрушка, как вы ее расписали, то ставите игрушку на низкую ступень. Если вы считаете, что работа выполнена хорошо, то ставите на вторую ступень, а если у вас получилась отличная игрушка, то ставите на самую высокую ступень. Какие нарядные и весёлые получились у вас игрушки. Вы должны подумать и сами оценить свою работу. Каким образом? Если вам не нравится ваша игрушка, как вы ее расписали, то ставите игрушку на низкую ступень. Если вы считаете, что работа выполнена хорошо, то ставите на вторую ступень, а если у вас получилась отличная игрушка, то ставите на самую высокую ступень. Какие нарядные и весёлые получились у вас игрушки. Вы должны подумать и сами оценить свою работу. Каким образом? Если вам не нравится ваша композиция как вы ее выполнили, то ставите работу на низкую ступень. Если вы считаете, что работа выполнена хорошо, то ставите на вторую ступень, а если у вас получилась отличная композицию, то ставите на самую высокую ступень. Метод рефлексии

    30 Внимание! Домашнее задание. Подготовьте презентацию художников – земляков, изображающих наш город в живописи

    Читайте также: