Конспект урока брат и младшая сестра шим

Обновлено: 05.07.2024

Цель: привить уважительное отношение к братья и сестрам, побуждать детей к проявлению сочувствия и сопереживания по собственному убеждению; поощрять проявление сочувствия и сопереживания к окружающим людям.

Сегодня наше занятие мы начнем с прочтения рассказа "Брат и младшая сестра".

Шим Эдуард Юрьевич

БРАТ И МЛАДШАЯ СЕСТРА

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

— Что ж ты, Саня. Маленькая Варя больше тебя набрала!

— Ещё бы! — отвечает Санька. — Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

— Что ж ты, Саня. — говорит бабушка. — Маленькая-то больше набрала!

— Ещё бы! — отвечает Санька. — Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет.

Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки — меньше.

— Что ж ты, — говорит, — Саня? Малина-то высоко растёт!

— Высоко, — соглашается Санька.

— Так тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

— Ещё бы! — отвечает Санька. — Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься!

А теперь ребята ответьте на вопросы по содержанию рассказа.

Как маленькой девочке удалось насобирать ягод больше, чем ее старшему брату?

Почему старший брат каждый раз, собирая в лесу ягоды. старался помочь своей младшей сестре?

А вы хотели бы иметь такого старшего брата?

Ребята, вы так долго говорили, не устали ли вы? Давайте немного поиграем.

Мы будем выполнять необычную гимнастику. Каждый из вас – хозяин своего тела. Вы можете им управлять. Давайте попробуем! (Дети выполняют движения).

Вы – проснувшиеся котята – потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки.

– А сейчас вы - крадущиеся в джунглях тигры – идем на носочках бесшумно, осторожно.

– Станем осенним листочком – покачаемся на ветру легко, воздушно. -Руки разведены в стороны, выполняются легкие покачивания из стороны в сторону.

– Подул ветер и оторвал листочки – полетим легко и плавно – бег на носках по кругу, легкое покачивание кистями разведенных в стороны рук.

– Вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики – подпрыгиваем и взлетаем мягко, плавно.

– Тянемся вверх к солнышку – руки поднимаются через стороны вверх, подъем на носках.

– Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать ловкими и сильными – легкие прыжки, руки согнуты в локтях, кисти рук свободно опущены.

– А теперь мы маятники – тяжелые, громоздкие – покачаемся из стороны в сторону: ноги на ширине плеч, руки на поясе, выполняются наклоны с отрывом пятки от пола.

– А сейчас мы – пилоты: заведем мотор самолета, расправим крылья и полетаем – бег по кругу, руки разведены в стороны. – Молодцы!

Но к сожалению, ребята, не всегда братья и сестры живут дружно!

Послушайте еще одну история о двух сестричках, Наташе и Даше. Наташа и Даша-сестрички, но они очень часто ссорятся. Ссоры возникают из-за того, что кто-то не поделился игрушкой, конфетой, не помог убрать игрушки в комнате. Мама, наблюдая за ссорами сестер, огорчается.

Как вы думаете, почему мама огорчается?

Как должны общаться между собой сестры и братья?

Что можно посоветовать Наташе и Даше?

А теперь давайте с помощью мимики и пантомимики покажем как: сестрички сердятся; огорчается мама; сестрички веселятся; мама радуется.

Итог

Чтобы семьи были крепкими и счастливыми, нужно потрудиться не только родителям, но и детям: жить дружно, не ссориться, помогать друг другу и родителям, быть послушными. Не обижайте и не давайте в обиду маленьких братьев и сестер; относитесь к младшим братьям и сестрам ласково, играйте с ними, будьте для них хорошим другом и примером.

И в конце нашего занятия, давайте каждый из вас нарисует картину и подарит ее своему брату или сестре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В. Донниковой; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание; развивать эстетическую восприимчивость ребенка.

Урок по литературному чтению в первом классе

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В. Донниковой; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание; развивать эстетическую восприимчивость ребенка.

-развивать навыки работы с книгой и умение анализировать прочитанное.

-Познакомить учащихся с историей написания книги и творчеством писателя.

-Развивать умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

-Развитие речевой деятельности, обогащение словарного запаса.

-Воспитание лучших нравственных качеств личности на примере литературных героев.

Подвести к выводу о функции рассказа: образовательная, воспитательная, развлекательная.

1. Организационный момент.

Рыл крот огород,

Подо рвом прорыл проход,

Ровно выровнял проход

На соседний огород.

Подготовка школьников к восприятию литературного произведения

2.1 Знакомство с автором и историей создания произведения.

2.2 Чтение учителем рассказа.

Брат и младшая сестра

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

- Что ж ты, Саня….Маленькая Варя больше тебя набрала!

- Еще бы! - отвечает Санька. – Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

- Что же ты, Саня… - говорит бабушка. – Маленькая - то больше набрала!

- Еще бы! - отвечает Санька. – Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошел вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и подсыплет…

Идем обратно, у Вапи ягод больше, у Саньки – меньше.

- Что ж ты, - говорит, - Саня? Малина – то высоко растет!

- Высоко, - соглашается Санька.

- Дак тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

- Еще бы! – отвечает Санька. – Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься!

Учитель задает вопросы по рассказу.

Почему же Санька незаметно для маленькой Вари подкладывал ей в кузовок землянику, грибы, малину?

Понравилось ли тебе, как Санька относился к своей маленькой сестре? Почему?

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Перед вами 3 флажка разного цвета. Выберите флажок нужного вам цвета.

- Красного - если вам было интересно на уроке, вы узнали что-то новое для себя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по чтению

Лялина Галина Анатольевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МОКУ VIII вида школы-интерната № 4 г.Ижевска

Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.

1. Организоционный момент.

Уч-ль: Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Начнем скорей урок.

-- В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною солнце достать

И дарить его людям.

2. Вступительная беседа.

Уч-ль: сегодня у нас с вами необычный урок – урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живем в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.

3. Ознакомление с темой.

Уч-ль: И так, что такое добро? Где вы его встречали? (Ученики отвечают)

Уч-ль: Да, это все хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа, Добро – это когда люди помогают друг другу. Добрый человек – это тот, кто

Любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

Любит природу и бережёт её.

Вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим.

Любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.

-- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, а злой – дурное. Если хочешь протянуть руку помощи, но не можешь. Пожелай человеку добра в пути. Добрым словом ты также поможешь.

Уч-ль: Что такое зло? Где встречались со злом? (Ученики отвечают)

Уч-ль: Это нечто противоположное добру. Например: несчастье, беда, война, плохое, дурное.

Уч-ль: Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправляемся с вами на ракете в космическое пространство.

Уч-ль: Сесть поудобнее. Ученики: Есть сесть поудобнее.

Пристегнуть ремни. Есть пристегнуть ремни.

Ключ на старт. Есть ключ на старт.

Контакт. Есть контакт.

Включить мотор. Есть включить мотор.

Пуск. 1, 2, 3, 4, 5 – ВЖИК.

Уч-ль: Жить дружно – это хорошо или плохо? Дружба – это доброе дело? Я предлагаю поселить кота Леопольда в нашем классном уголке, чтобы мы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.

4. Беседа по содержанию рассказа.

Уч-ль: Почему Саня подсыпал сестренке в кузовок землянику, грибы, малину? Каким был мальчик? Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас этот рассказ? (Дети отвечают). А теперь вернемся на родную планету, чтобы делать добрые дела.

Уч-ль: Сесть поудобнее. Ученики: Есть сесть поудобнее.

Пристегнуть ремни. Есть пристегнуть ремни.

Ключ на старт. Есть ключ на старт.

Контакт. Есть контакт.

Включить мотор. Есть включить мотор.

Пуск. 1, 2, 3, 4, 5 – ВЖИК.

Ученик читает отрывок из стихотворения:

Добрым быть совсем-совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Появляются сказочные герои Баба Яга и Фея.

Б-Я: Что я вижу? Все собрались, разговаривают, а почему меня никто не пригласил? Ну что ж, я вам устрою! Вы у меня попляшете! Сейчас я буду колдовать, и все хорошие дела испарятся. Ха – ха – ха! Я начинаю.

Фея: Бабуся Ягуся, не надо колдовать! Мы приглашаем тебя к нам.

Б-Я: ну, ладно, уговорили. Но тогда помогите мне. У нас с Феей есть фотоальбомы. Но вот по дороге фотографии все выпали и перепутались.

Фея: Мы вам будем показывать фотографии. Если на ней добрый герой, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.

Ученики играют.

Б-Я: ну, спасибо! А теперь прощайте, спешу в лес, там у меня дал невпроворот.

Баба Яга уходит.

Фея: Ну, а я желаю вам быть добрыми, вежливыми и на память о нашей встрече хочу подарить вам блокноты, которые будут вам служить для добрых дел.

5. Физминутка.

6. Продолжение темы.

7. Коллективное составление аппликации.

На чистый лист ватмана каждый ученик наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, даревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.

Уч-ль: Как назовем нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? (Ответы учеников).

Выступление учеников.

Если с другом разделил

Ты свои конфеты –

Хорошо ты поступил,

Каждый скажет это.

Ты узнал чужой секрет

И разнес сейчас же,

Это плохо, хуже нет,

Если подал ты при всех

Ты – культурный человек,

Если ты, как дикий зверь,

Сразу лезешь драться,

Не достоин ты, поверь,

Если ты пригрел кота,

Кормишь птичек в стужу,

Это – просто красота,

Только так и нужно!

Ты подбил собаке глаз,

Бросил кошку в лужу.

Будь уверен, в сорок раз

Уважай людей вокруг,

Старших, младших тоже.

И тогда тебя, мой друг,

Но как бы нас жизнь, ни ломала,

В ней некое есть волшебство…

Хороших людей слишком мало.

И все – таки их большинство.

Стань добрым волшебником.

Тут хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желание другого

Одно удовольствие, честное слово.

Не стой в стороне равнодушным,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку можно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит

На свете живешь ты не зря.

8. Итог урока.

Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.

Уч-ль: Итак, друзья, внимание -

Ведь прозвенел звонок.

Начнем скорей урок.

-- В жизни по-разному можно жить -

Можно в беде, а можно - в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

На рассвете встать -

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною солнце достать

И дарить его людям.

2. Вступительная беседа.

Уч-ль: сегодня у нас с вами необычный урок - урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живем в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.

3. Ознакомление с темой.

Уч-ль: И так, что такое добро? Где вы его встречали? (Ученики отвечают)

Любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

Любит природу и бережёт её.

Вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим.

-- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, а злой - дурное. Если хочешь протянуть руку помощи, но не можешь. Пожелай человеку добра в пути. Добрым словом ты также поможешь.

Уч-ль: Что такое зло? Где встречались со злом? (Ученики отвечают)

Уч-ль: Это нечто противоположное добру. Например: несчастье, беда, война, плохое, дурное.

Уч-ль: Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправляемся с вами на ракете в космическое пространство.

Уч-ль: Сесть поудобнее. Ученики: Есть сесть поудобнее.

Пристегнуть ремни. Есть пристегнуть ремни.

Ключ на старт. Есть ключ на старт.

Контакт. Есть контакт.

Включить мотор. Есть включить мотор.

Пуск. 1, 2, 3, 4, 5 - ВЖИК.

Уч-ль: Жить дружно - это хорошо или плохо? Дружба - это доброе дело? Я предлагаю поселить кота Леопольда в нашем классном уголке, чтобы мы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.

4. Беседа по содержанию рассказа.

Уч-ль: Почему Саня подсыпал сестренке в кузовок землянику, грибы, малину? Каким был мальчик? Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас этот рассказ? (Дети отвечают). А теперь вернемся на родную планету, чтобы делать добрые дела.

Уч-ль: Сесть поудобнее. Ученики: Есть сесть поудобнее.

Пристегнуть ремни. Есть пристегнуть ремни.

Ключ на старт. Есть ключ на старт.

Контакт. Есть контакт.

Включить мотор. Есть включить мотор.

Пуск. 1, 2, 3, 4, 5 - ВЖИК.

Ученик читает отрывок из стихотворения:

Добрым быть совсем-совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта - не пряник, не конфета.

Появляются сказочные герои Баба Яга и Фея.

Б-Я: Что я вижу? Все собрались, разговаривают, а почему меня никто не пригласил? Ну что ж, я вам устрою! Вы у меня попляшете! Сейчас я буду колдовать, и все хорошие дела испарятся. Ха - ха - ха! Я начинаю.

Фея: Бабуся Ягуся, не надо колдовать! Мы приглашаем тебя к нам.

Б-Я: ну, ладно, уговорили. Но тогда помогите мне. У нас с Феей есть фотоальбомы. Но вот по дороге фотографии все выпали и перепутались.

Фея: Мы вам будем показывать фотографии. Если на ней добрый герой, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками.

Б-Я: ну, спасибо! А теперь прощайте, спешу в лес, там у меня дал невпроворот.

Баба Яга уходит.

Фея: Ну, а я желаю вам быть добрыми, вежливыми и на память о нашей встрече хочу подарить вам блокноты, которые будут вам служить для добрых дел.

6. Продолжение темы.

7. Коллективное составление аппликации.

На чистый лист ватмана каждый ученик наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, даревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.

Уч-ль: Как назовем нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? (Ответы учеников).

Ты свои конфеты -

Хорошо ты поступил,

И разнес сейчас же,

Это плохо, хуже нет,

Ты - культурный человек,

Сразу лезешь драться,

Не достоин ты, поверь,

Кормишь птичек в стужу,

Это - просто красота,

Бросил кошку в лужу.

Будь уверен, в сорок раз

Старших, младших тоже.

И тогда тебя, мой друг,

В ней некое есть волшебство…

Хороших людей слишком мало.

И все - таки их большинство.

Стань добрым волшебником.

Тут хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желание другого

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку можно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит

На свете живешь ты не зря.

Читайте также: