Конспект внеурочного занятия по духовно нравственному направлению 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

Содержание урока : обычаи и традиции православн ых праздник ов .

Основные понятия : церковь, празд ник, крестный ход, Богослужени е,

Цель : знакомство обучающихся с тради циями основных п равославны х

Образовательные : донести до обучающихс я значение слов «Пасха,

Развивающие : развитие: умения работать с текстом, коммуникативных

навыков через участие в групповой работе, познавательной творческ ой

активности, творческих способностей, монологической речи, способности

Воспитательны е: воспитывать у детей уважение к православным тра дициям

и к традициям ма рийског о народа, почитан ие предков, л юбовь к прошло му.

I . Организационны й момент. Эмоци ональный нас трой.

– Посмотрите на этот чудо - колокольчи к. Давайте закроем глаза и послушаем

его хрусталь ный звон. Что напом инают вам зву ки колокольчика?

О чём думается вам при эти х волшебных з вуках? (Ответы детей)

– Пусть звон колокольчика с его грустными и радостным и н отками звучит в

наших сердцах и будит наши доб рые чувства, пробуждает в нас нежность и

– Почему некоторые дн и в календа ре отмечен ы чёрным ц ветом, а дру гие –

красным? (Чёрным цветом – рабоч ие дни, крас ным – праздники).

– Правильно, дни нашей жизни д елятся на будни и п раздники. Будни отданы

– А, какие бы вают праздники ? Давайте вспомним и по делим их на

группы. Назов ите праздники, кот орые отмечает т олько ваш а семья?

(день рождения, крестины, и менины, юбилей, св адьба, новоселье).

– Назовите сам ые главные пр аздники, кот орые празд нует вся страна ?

(День Победы, Д ень Конституци и, День защ итников Отече ства и др.)

– Эти праздн ики мы отнесём к . .. (государственным) слайд 2

– А мне ещё нравится праздник – День Учителя. Почему ? Назовите

профессии ваших род ителей ( дети называют профес сии родителей). К

какой гру ппе их отнесём ? ( профессиональные) слайд 3

– В каждом городе и селе тоже есть свой праздник – день города, день села,

деревни. Когда мы отмечаем де нь села Ку кнур ? (27 сентября) сл айд 4

– А сейчас я хотела бы у слышать название наиболее древних праздников,

связанных с земледельческим календарём. Давайте и про них вс помним.

– Как вы уже знает е, Масленица наиболее известный праздник, и означает

проводы зимы и встречу весны. Она стала всенародным праздником. Этот

праздник есть во многих странах, но с таким размахом, как в России, его не

отмечают ни где! А как же Масленицу пр аздную т на марийской земле? Во -

первых , как называют этот праздник на марийском языке? (Ӱарня) . А

теперь , ребята , давайте погов орим, как наши предк и отмечали праздник

(Ребята рассказыв ают об обычаях и т радициях проведения этого

праздника, то, чт о им рассказывали их прародител и и родители ).

Он справляется через семь недель после праздника Шорыкйол в конце

февраля – начале марта. Говорят, что раньше праздничные мероприятия

продолжались в течение двух недель: первая неделя называлась «кугу

Празднику всегд а предшествовала подготов и тельная неделя – это уборка

помещений, подбор п раздничных нарядов, подготовка Масленичн ой горки –

Молодежь выходила на праздник в яркой праздничной одежде.

яркими поясами, в ышитые платья, цв етастые шали, шерстян ые в арежки,

валенки – кто со бирается кататься на Ӱарняку рык. слайд 7

После всеобщего катания начинались празд ничные гуляния с

карнавальным и шествиями во главе с масками « Ӱарня кува -

Вы сказали, что главным угощением пр аздника являю тся блины. Блины

В последний день праздника, в воскресенье или понедельник, совершался

Снимали жерди с горы, собирали хлам: солому, доски, п риспособлени я

(Прощай Масле ница, пр иходи на следующий год! ) На прощание с криками

мной! ) желающие прыгали через костёр. Потом подходили к соседям ,

подавали друг другу р уки и просили прощен ия за неча янно нанесенные

А вы знаете, что символизиру ет для марийцев каждый атрибут

праздника ? Блины – символ хлеба, Солнца и плодородия; катания с горки

– символ здоровья, нового урожая; гуляния во главе с Ӱарня кува - ку гыза –

встреча нового сель скохозяйствен ного года; с имволический костер, сжигание

Значит, главной идеей этого праздника у наши х предков было стремление

пробудить и ожи вить природу, возродить пл одородные силы земли, а также

обеспечить хозяйственное благосост ояние семьи, оградить себя и свое

– Подойдите и выберите открытку с вашим любимым праздником. Скажите,

почему именно эт от праздник явля ется для вас л юбимым?

– Я думаю , что нам пора н емного от дохнуть , поэтому давайте

Мы ладонь к гл азам приставим ( Лад онь правой руки ко лбу , левая рука на

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Направление: Духовно-нравственное

Цель: Создание условий для формирования у младших школьников культуры дарения подарков; умения правильно выбирать подарки для людей, разных по полу и возрасту; развитие творческих способностей учащихся.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивационный этап

-Здравствуйте ребята. Все в сборе! Взрослые и дети! Мы можем начинать!

- Сегодня возле школы я встретила солнышко, оно пришло к нам в гости. Солнышко это волшебное. Если взять его в руки – станешь самым активным. Попробуем. (Передаем изображение солнышка друг другу).

- А как мы проверим, что солнышко действительно волшебное?

- Верно, это будет видно по тому, как активно вы будете работать на занятии. Приступаем к занятию.

- В работе на занятии

2.Самоопределение к деятельности

· Какой подарок вы хотели бы получить на Новый год?

· Расстроитесь ли вы, если вам подарят не тот подарок, который вы хотели бы получить?

· Дарили ли вы когда-нибудь подарки, сделанные своими руками?

· Вы любите получать подарки или дарить их?

· Считаете ли вы подарком открытки?

· Какой подарок вы считаете наиболее ценным?

(Вытягивают вопросы и отвечают на них)

- Отвечая на вопросы, я думаю вы уже догадались, о чем же сегодня я хочу с Вами поговорить! Какой теме посвящено наше занятие?

- А что же такое подарок?

- Что же мы должны узнать сегодня на занятии? Какие задачи поставим?

(Задачи в виде плана зафиксированы на слайде)

1. Узнать, что такое подарок.

2. Узнать, как правильно выбирать подарки для определенных людей.

- Скажите, а в чем обычно дарят подарки? А как это относится к занятию?

- Верно, мы будем конструировать подарочную коробочку.

3. Сконструировать подарочную коробочку.

По очереди вытягивают из конверта вопросы и отвечают на них

Предполагают задачи занятия

Предполагают задачи занятия

3. Основная часть

- Узнаем, что же такое подарок из определения:

- Подарок – это предмет, вещь, которую по собственному желанию безвозмездно преподносят, дарят с целью доставить удовольствие, пользу.

- Подарок - это возможность подарить людям радость.

- В старину считалось, что подарок обладает загадочными свойствами. Если подарок преподносился искренне, с добрыми пожеланиями, то вместе с собой он приносил в дом счастье, удачу и благополучие. А если за подарком стояла зависть, злоба, неприязнь, ничего доброго ожидать от подарков не приходилось.

- А если вы дарите подарки своим близким, что вы хотите этим сказать?

- Важно правильно подобрать подарок, который бы смог передать ваше отношение, благодарность и заботу.

- Чтобы сделать хороший подарок, что нужно знать о близких людях?

· Чем он (она) увлекается?

· Какие у него (нее) мечты?

· Чем он (она) занимается в свободное время?

· Чему отдает предпочтение?

- Так же, необходимо подбирать подарок, который будет соответствовать возрасту и полу человека.

(На карточках иллюстрации справа: кухонный фартук, кукла, машинка, ежедневник, тапочки, платок; слева: мама, девочка, мальчик, папа, дедушка, бабушка.)

- Давайте проверим, как вы распределили подарки и узнаем готовы ли вы их дарить. Кухонный фартук –мама

Кукла – девочка

Машинка – мальчик

Ежедневник – папа

Тапочки – дедушка

Платок –бабушка

- Ребята, а как вы обычно дарите подарки? Давайте, представим, что в коробке подарок, попробуйте подарить его своему соседу по парте.

- Важно при передаче подарка выражать свои эмоции, говорить пожелания. - Давайте узнаем, несколько обязательных правил, которые должен знать даритель. (У вас у каждого есть сверток бумаги, на них написаны правила, давайте их прочитаем). Правила дарения подарков:

1. Нехорошо дарить подарки после праздника, лучше подарить накануне.

2. Неприлично дарить деньги и советовать "купить себе что хочешь". Стоит потрудиться и придумать нужный подарок. Деньги могут обидеть.

3. Не стоит дарить очень дорогие. Вы можете поставить человека в неловкое положение.

4. Важна упаковка подарка: самодельные пакетики, коробочки и открытки ценятся выше.

5. Живые подарки (котят, рыбок. ) можно дарить только с предварительного согласия всех членов семьи одариваемого.

6. Подарок не дарят в коридоре. Вручают его в комнате, не торопясь, говоря теплые слова.

Отвечают на вопрос

Выполняют задание в парах на соотнесение подарка определенному человеку

Проверяют выполненное задание

Представляют, что дарят подарки, выражают свои эмоции и пожелания друг другу

Разворачивают свертки бумаги

Читают правила дарения подарков

4. Практическая работа

- Мы узнали очень много о подарках, но самое главное это красиво преподнести его. Предлагаю сделать оригинальную упаковку для подарка.

- Но для начала повторим правила безопасности при работе с ножницами: 1. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперёд!

2. Не держи ножницы концами вверх!

3.Не оставляй ножницы на столе в раскрытом виде! И др.правила.

- Приступаем к работе. Возьмите в руки шаблон, приложите его к не цветной стороне картона и обведите его. Теперь вырежем его по контуру. Прорежем отверстия для закрытия коробочки. Основание нашей коробочки – квадрат, чтобы наша коробочка была гладкой, без заломов, проведите острием ножниц по контуру – квадрату, так будет легче согнуть сторону коробочки. Теперь сгибаем стороны коробочки к основанию, сгибы проглаживаем кольцами ножниц. Закрываем коробочку, для этого просунем 2 уголка коробочки в прорезанные отверстия.


(Инструкция по работе на слайде)

- Украсим коробку, для этого сделаем из бумаги бантик. Выберите бумагу такого цвета, который будет хорошо смотреться на вашей коробочке. Теперь обведите шаблоны лепестков бантика. Чтобы сделать верхний лепесток бантика, нужно согнуть края лепестка вовнутрь и приклеить их к внутренней стороне. Теперь соединим верхний и нижний лепестки, для этого возьмем вырезанную полоску, и с помощью нее склеим лепестки. Бантик готов, осталось приклеить его к нашей коробочке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коммуникативные: готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку

Познавательные: развивать интеллектуальные способности детей.

Регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еедеятельности; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместнойреализации.

Ресурсы: Презентация, раздаточный материал.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада вас видеть. Меня зовут Алена Борисовна и сегодня я проведу у вас внеурочное занятие.

Чтобы определить тему нашего занятия я вам прочитаю такое стихотворение:

Привет тебе, мой край родной,

С твоими тёмными лесами,

С твоей великою рекой,

И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый,

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной!

-Ребята скажите, о чем идет речь в этом стихотворении?

-А в какой области мы с вами живем?

Правильно. - Сегодня на занятии мы будем говорить о Новосибирской области, отвечать на вопросы, и узнаем много нового. Мы будем путешествовать по родному краю.

-В Новосибирской области

Р:Умение настроиться на работу

-И прежде чем мы с вами отправимся в путешествие, мы разделимся на 5 групп, в которых на протяжении всего занятия мы будем работать.

Делятся на 5 групп

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Вам из кусочков нужно будет составить карту Новосибирской области. Приступайте к заданию, вам на работу 2-3 минуты.

-Задания выполнили, давайте мы с вами найдем главный город нашей области и назовем его и выделим ручкой на карте.

-Скажите, а как называется город, в котором вы живете?

Давайте найдем его и тоже обведем ручкой на карте.

-Молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием.

-Ребята все вы знаете, что у каждой области или края есть свой герб. И у нашей области тоже есть герб. Вам нужно найти из предложенных вариантов герб нашей области.

-Все справились с этим заданием?

Как вы думаете, что мы будем на ней делать?

Вам на работу 5-7 минут.

-А теперь давайте послушаем, какие животные у нас получились.

Все ли эти животные встречаются у нас в области?

-Молодцы ребята. А сейчас мы с вами проведем физминутку.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

-Итак ребята, время вышло, давайте посмотрим что у нас получилось. Давайте будем по очереди группами, говорить ответы.

Молодцы, справились с заданием на этой станции.

-А теперь мы с вами отправляемся на конечную станцию.

На этой станции мы с вами определим положительное и отрицательное влияние человека на природу.

-Сейчас я вам раздам карточки, на которых вам нужно будет зеленым цветом обвести положительное влияние, а красным цветом отрицательное влияние человека на природу.

-Время вышло, представьте свои ответы.

А у нас в Черепаново имеются такие же плюсы и минусы?

-- Ну вот, наше путешествие подошло к концу. Нам предстоит вернуться назад в наш класс.

Технология занятия: игровая технология, информационно-коммуникативная технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология.

- воспитательная: воспитывать культуру общения и взаимоуважение.

- развивающая: развивать у обучающихся стремление к любознательности к людям и окружающему миру.

Формируемые УУД:

- формировать целостно социально-ориентированного взгляда на мир.

-формировать умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

- формировать умение определять и высказывать самые простые , общие для всех людей правила.

Метапредметные:

- учиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено ,и того, что еще не известно;

-строить логические цепи рассуждений;

-овладевать действиями анализа, синтеза, сравнения.

- умение аргументировать своё предложение, убеждать собеседника;

Планируемые результаты:

- второй уровень: у обучающихся формируется положительное отношение обучению к школе.

Формы организации внеурочного занятия: индивидуальная, парная, групповая, коллективная

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (доска),практические (шаблоны);

Оборудование: шаблоны, ТСО, толковый словарь С. И. Ожегова

План внеурочного занятия:

Название этапа

Организация начала занятия

2.1.Работа над словами любознательность ,невежество.

2.2.Введение данных понятий.

2.7. Пословицы, поговорки, афоризмы. Объяснить смысл.

3.1. Подведение итогов внеурочного занятия.

Ход внеурочного занятия

Этап занятия

Деятельность педагога

дополнительного образования

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Название этапа

Организационный

Цель: настроить обучающихся к предстоящей работе, проверить готовность каждого

Время: 4 мин

1.2. Круг радости.

Предлагаю вам взяться за руки и передать друг другу тепло своего сердца.

Почувствуйте, как вам стало тепло.

Поблагодарите своих друзей за это чувство глазами, улыбкой или добрыми словами.

Выполняют задание учителя.

Регулятивные – самостоятельно организовывать сове рабочее место.

Коммуникативные – слушать и понимать учебную задачу.

2.Основной этап

Цель: организовать усвоение нового материала детьми

Время: 37 мин

2.1. Ребята ,на доске записаны слова. (Любознательность ,невежество ) Прочитайте их. Как вы их понимаете , Что вы можете про них сказать ? Какого человека можно назвать любознательным , невежественным?

Любознательный человек любит познавать новое, Даже если он чего–то не знает, он все равно стре­мится узнать, интересуется, расспрашивает.

Невежество – это когда человек не зная чего-то, совсем не стремится к знанию. Невежда, или невежественный человек часто говорит: этого не знаю и знать не хочу; или: я и так уже все знаю, мне другие знания не нужны; или: мне это все уже давно знакомо, ничего нового в этом я не вижу.

Любознательность (желательно не смешивать с "пустым" минутным любопытством от нечего делать) – это подвиж­ность сознания, стремящегося к бесконечному совершен­ствованию.

Невежество – это замкнутость, ограниченность и слепота деградирующего сознания . Невежество напыщенно и са­монадеянно.

Как вы считаете, старые-престарые дедуш­ки и бабушки должны читать новые книги и стремиться к новым знаниям или им можно ничего не делать, потому что они уже многое знают?

Вы ста­раетесь учиться всегда и везде или только в школе?

2.2. Кто сможет сформулировать тему нашего занятия ? На углу вашей парты лежат словари ,постарайтесь найти точные определения этих слов . (несколько ребят читают в слух )

2.3. Сейчас на ваших столах лежат листочки на них фразы ,соберите их в группах.

Каждое выражение сопоставь с его значением:

1)Голова дырявая а) отругать

2) Каша во рту б) быстро

3)Шею намылить в) мастер

4) Золотые руки г) невнятная речь

5) Со всех ног д) забывчивый человек

1 – д, 2 – г, 3 – а, 4 – в, 5 - б )

Итак вы просмотрели мультфильм ,ваша задача заключается в том ,чтобы в группах составить вопросы по данному мультфильму а .другие группы должны будут на них ответить.

2.5 А теперь я предлагаю послушать рассказ.

Когда-то среди многочисленных рез­вых и быстроногих обитателей леса жила медлительная беззащитная Черепашка.

Тогда на ней еще не было прочного панциря, как теперь, и ей приходилось все время прятаться от врагов в болотистой реке или в высокой и густой прибрежной траве. Не могла Черепашка быстро бегать, не имела страшных зубов и острых когтей, чтобы спастись в случае опасности. И когда ее соседи ящерицы и лягуш­ки беззаботно резвились и играли, Чере­пашка подолгу отсиживалась в незамет­ных местах и укромных уголках и думала о своей трудной жизни.

Как-то раз надоело Черепашке отсиживаться в болоте и прятаться от своих быстрых и зубастых врагов. Решила она всерьез начать учиться и познавать все новое вокруг, чтобы с помощью этих но­вых знаний сделать свою жизнь лучше и интереснее. Соседи Черепашки, быстрые ящерицы и ловко прыгающие лягушки, долго смеялись над ее затеей. Учеба им казалась делом совсем неинтересным, а новые знания они считали совсем лиш­ними и ненужными. Все называли Чере­пашку странной и не похожей на других, ведь вместо веселья и игр она выбрала учебу и трудное познание. Но Черепаш­ка не обращала внимания на насмешки беззаботных и любящих развлечения со­седей и ушла путешествовать по дале­ким берегам и рекам, чтобы изучить, как от врагов защищаются другие животные, живущие в дальних странах, и из чего и как они строят свои норы, гнезда и убе­жища.

Как-то раз, плывя по реке, Черепашка попала в голубое море. Там на морском дне она увидела моллюска, живущего между двумя большими и плоскими ракушками. Долго Черепашка пряталась рядом в водорослях и внимательно наблюдала за ним. При виде опасности моллюск быстро и плотно закрывал две свои ракушки и прятался внутри между ними.

Даже острые и крепкие зубы коварной акулы были бессильны против его почти что каменного домика. Однажды Чере­пашка подплыла к моллюску и спросила у него, где он нашел такой простой и крепкий домик. Моллюск осторожно приоткрыл две раковины пошире и ответил:

– Когда мы умираем, наши домики остаются пустыми, как у улиток, и тогда в них может поселиться кто угодно. Если ты, Черепашка, хочешь найти себе та­кой же домик, как и у меня, то проплыви к тому большому камню и возле него найдешь две точно такие, как у меня, пус­тые ракушки. Если ты решишь в них ос­таться жить, то заберись между ракуш­ками и посиди в них, тогда через неко­торое время они сами прирастут к твое­му брюшку и спинке, и ты сможешь так же, как и я, легко прятаться от своих зу­бастых врагов.

Поблагодарила Черепашка доброжелательного моллюска и сделала так, как он ее научил. Прошло не так много времени, и Черепашка вернулась в свою болотистую реку в удивительном и невидан­ном доселе никому твердом панцире. Все соседи Черепашки, лягушки и ящерицы, от удивления аж рты приоткрыли и глаза вытаращили. Оказалось, что не зря Черепашка ползала по свету в поисках но­вых знаний. Много своих зубов поломали враги Черепашки о ее новый прочный домик. А сама она так привыкла к ново­му убежищу, что уже совсем не боялась ходить даже перед носом у самых хищных и страшных зверей.

Долго все завидовали Черепашке и говорили о ее новом удобном домике. Но никто не захотел учиться и искать новые знания, как это делала Черепашка. Все, как и прежде, хотели только веселиться, дружно хором квакать и без устали рез­виться.

Но однажды, неизвестно откуда, в песке на берегу болотистой реки появи­лись две кучки яиц: одни были большие, а другие – совсем маленькие. Никто из лягушек и ящериц не хотел знать, что это за яйца, и все, как и прежде, бегали, ква­кали и веселились. Одна только Черепаш­ка пыталась что-то сказать своим сосе­дям, но ее знания и умные слова никто не захотел слушать. Напрасно старалась Черепашка. Как только она подползала, чтобы сказать нечто важное, лягушки и ящерицы тут же убегали от нее, весело играя. Вскоре из больших яиц вылупились зверьки, очень похожие на маленьких ящериц, а из яиц поменьше стали появ­ляться маленькие безобидные червячки. Вновь Черепашка пыталась чему-то на­учить глупых и невежественных ящериц и лягушек, но все было бесполезно, все от нее убегали. Незаметно промелькнуло время, и оказалось, что эти маленькие зверьки и безобидные червячки выросли и превратились в страшных крокодилов и ядовитых змей.

Давно уже на той самой болотистой реке нет ни беззаботно бегающих ящериц, ни громко квакающих лягушек. И те, и другие сразу были съедены змеями и крокодилами. Но зато, как и прежде, в той болотистой реке продолжала жить мудрая и уже ставшая взрослой Черепаха, которая, как и прежде, всегда стре­милась к новым знаниям. В конце концов, через много лет после долгих поисков и размышлений, ей удалось открыть одно чудодейственное средство, благодаря которому теперь все Черепахи живут в своем крепком панцире аж целых триста лет.

Вот вы прослушали текст ,теперь на парте у вас лежат листочки каждый берет их. Я читаю вопрос ,а вы на него письменно отвечаете .

– Знала ли Черепашка о том, кто может вырасти из появившихся на берегу реки яиц?'

– Почему только Черепашка знала о таинственных яйцах?'

– Из-за какого своего качества погибли лягушки и ящерицы на болотистой реке? (Невежество, нежелание знать и учиться).

– Благодаря чему, какому качеству Черепашка на­шла себе прочный домик и прожила целых триста лет? (Стала учиться и стремиться к знаниям).

– Что нужно было сделать лягушкам и ящерицам, чтобы остаться в живых? (Интересоваться знаниями и познавать все новое и неизведанное).

2.6. А теперь мы с вами отдохнем.

Отвели свой взгляд направо,

Отвели свой взгляд налево,

Посмотрели все вперед.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – согнуться – потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Пять и шесть тихо сесть.

2.7.Пословицы, поговорки, афоризмы. Объяснить смысл.

Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим.

Кто многим увлекается, многое приобретает.

Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

Всякий кулик в своём болоте велик.

Любопытство, суетность обогащает человека лишь поверхностными впечатлениями.

Ценнейшее в жизни качество — вечно юное любопытство, не утоленное с годами и возрождающееся каждое утро.

Красна птица перьями, а человек знанием.

2.8. Следующее задание.

В кузнице отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из них осталась стоять в углу сарая. Её жизнь была легче, чем жизнь другой сохи, которую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и привёз на поле. Там она стала красивой и блестящей. Когда обе сохи вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на друга. Соха, которую не употребляли в дело, была покрыта ржавчиной. С завистью она смотрела на блестящую подругу:

— Скажи, как ты стала такой красивой? Ведь мне так хорошо было в тишине сарая стоять в своём углу.

— Это безделье тебя изувечило, а я стала красивой от труда.

Помоги Кроту сформулировать мораль (основную мысль) этой истории.

А. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Б. Землю солнце красит, а человека – труд.

В. Терпенье и труд все перетрут.

Г. Маленькое дело лучше большого безделья.


Цель мероприятия:

− приобщение учащихся к истории, культуре людей России, Пермского края.

Задачи:

− расширить представление детей об укладе жизни, обычаях, традициях, обрядах русских людей, людей пермской земли в прошлые времена.

− воспитывать уважение, признательность к старшему поколению, стремление сохранить и преумножить их опыт.

− способствовать развитию в детях гражданственности, познавательной активности, стремления к самосовершенствованию.

профилактика нарушения осанки и зрения.

Тип мероприятия: исследовательско-диалогический.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты:

гордость за родной край, ощущение причастности к его истории.

− умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт; извлекать информацию, представленную в разных формах.

− определять цель на уроке с помощью учителя, контролировать своё поведение в соответствии с ситуацией в классе;

− объяснять, рассуждать, четко и понятно для окружающих излагать свои мысли.

− умение работать в группе;

− умение слушать и понимать речь других.

Время реализации: 40 минут.

Необходимое оборудование иматериалы:

  1. для педагога: п/компьютер, экран, шамшура, перстень.
  2. для учащихся:карточки-слова на церковно-славянском и русском языках, карточки-шифры, бумажные куклы, сундучки с одеждой.

Словарная работа: шамшура.

Педагог:Много лет назад наши предки выбрали веру в Иисуса Христа, веру в доброту человеческую, свято следовали ее законам, бережно передавали из поколения в поколение. Как вы думаете, как отразилась вера на жизнь русских людей?

Дети: вера наложила отпечаток на уклад их жизни, их обычаи, обряды. Люди следовали законам веры и старались совершать только добрые поступки. Их жизнь была во имя добра.

Педагог: Как вы считаете, отразились ли обычаи, традиции наших предков на нашу жизнь?

Дети: (высказывание предположений)

Педагог: Приглашаю вас совершить виртуальную экспедицию в старину, провести исследование, чтоб больше узнать о жизни наших предков и о том, как их обычаи отразились на нашей жизни.

  1. Решение познавательных задач. Обобщение.

Педагог: доказано, что человеку легче освоить то ремесло, каким занимались его предки.

Чем занимались наши предки? Какими ремеслами славились?

Дети: резьба по дереву, ткачество, вышивание, роспись гжель, хохлома.

Этими ремёслами и по сей день славится русский народ. В кончиках наших пальцев заложена вековая память опыта русских умельцев. Мы интуитивно чувствуем и уже своими руками, речью, поступками выражаем знания, умения, накопленные нашими предками веками.

На каком языке говорили русские люди в старину?

Дети: на церковно-славянском

Правила игры: подобрать церковно-славянские и русские слова таким образом, чтоб получился словарь

главизна — глава книги

десница — правая рука

Педагог: Глаголить, уста, ланиты…. Согласитесь, какими красивыми словами была наполнена речь наших предков. Но не только красотой славился русский язык, но и мудростью, меткостью, В прежние времена необразованный мужик, необученный грамоте, мог показать образец истиннорусской речи, приукрасив её загадками, потешками, метким словцом.

Правила игры: закончить начатую педагогом пословицу.

Умей вовремя сказать. вовремя промолчать

Петь хорошо вместе, …а говорить порознь

Я ему про Фому, . а он мне про Ерёму

От учтивых слов…язык не отсохнет

Слово — не воробей,…вылетит — не поймаешь

Много бранился — …добра не добился

Педагог: Сколько лет, столетий прошло со времени возникновения этих крылатых пословиц, но они до сих пор живут, и удивляют нас своей мудростью, и помогают в трудную минуту.

Дети: две начальные буквы церковно-славянского алфавита. Аз-начало, Буки-бог.

Педагог: Прочтитецерковно-славянский алфавит и его перевод на современный русский язык. (работа в парах)


Аз (вначале) Бога Ведайте Глаголите Добро. Добро — есть Жизнь.

Земля — есть Жизнь.

Како Люди Мыслите Рцы Слово Твёрдо

Вначале бога ведайте.

Добро — есть жизнь.

Земля есть жизнь.

Мыслите как люди.

Рцы слово твёрдо (не нарушай слова, данного тобой).

Педагог: Церковно-славянская азбука — это не только символы звуков, это нравственные заповеди, которые впитывает ребёнок вместе с грамотой.

Жизнь наших предков была не легкой, у них не было таких чудес техники, какие пользуемся мы. Но они жили, умели работать и отдыхать, радовались и грустили и верили в чудеса, в добро, в его победу над злом. Например, они верили, что ходит по земле богиня Макошь. Ходит она босая, с распущенными волосами, в длинной белой рубашке и из кудели прядет нити волшебные. Эти нити — судьбы человеческие. На каждого человека у неё есть такой клубок, только он невидимый. Если у человека сердце доброе и помыслы его добрые, то клубочек разматывается и указывает ему путь к счастью. А если в сердце у человека зло, зависть, то ниточки рвутся и с человеком происходят всякие неприятности, ходит он по земле, ищет свое счастье, а найти не может. Вот почему клубочек встречается во многих русских сказках, пословицах.

Но не только клубочек наделили русские люди волшебными свойствами, но и многие, на наш взгляд, обыкновенные предметы.

Названия этих предметов у вас на столе, но чтоб узнать их нужно разгадать шифр.

Правила игры: найти в наборе букв слова, обозначающие волшебные предметы.


Педагог: Где еще мы ещё встречаемся с волшебством?

Дети: в народных обрядах.

Педагог: Обряды сопутствовали каждому шагу человека, но так, как душа русского человека веселая, раздольная, то некоторые обряды постепенно превращались в праздники. Угадайте их название.

  1. В канун какого праздника по русскому обычаю окна домов украшают березовыми ветками? (Троица)
  2. Праздник проводов зимы, сопровождающийся блинами. (Масленица)
  3. Название праздника, сопровождающегося куличами и расписными яйцами. (Пасха)
  4. Праздник, открывающий сезон полевых работ. (Праздник первой борозды)
  5. В канун какого праздника, по народным поверьям, цветет папоротник? (Иван Купала)
  6. Праздник, посвящённый собранномуурожаю,плодородию и семейному благополучию. (Праздник урожая)

Педагог: Любите ли вы эти праздники? За что?

Физкультминутка

Утром рано нам с утра

Звонко бьют колокола

Бьют о том, что солнце встало

руки вверх, плавно опустить вниз

Потянулись и прогнулись

руки вверх, прогнуться назад

Вперёд, назад, влево, вправо

наклоны вперёд, влево, вправо

Улыбнулись всем с утра

И зашагали творить добрые дела

ходьба на месте

Педагог: Некоторые обряды, со временем, потеряли свою магическую силу, и стали для нас обыденными, обычными. Какие обычаи вы знаете?

Дети: обычай здороваться при встрече, мыть руки перед едой, пользоваться косметикой и т. д. Педагог: Много обычаев связано с одеждой. Наши предки знали цену одежде, берегли её, надевали строго следуя ситуации (на праздник, на работу).

Правила игры: одеть бумажных кукол так, как одевались люди Прикамской земли в XIX веке. Анастасию и Федора — в будничную одежду; Анну и Павла — в праздничную одежду.

Павел, Фёдор (перечень одежды)

Анастасия, Анна (перечень одежды)

Одежда. Рубаха

Одежда. Женская блуза

Порты — мужские штаны

Зипун — одежда, предохраняющая нижнюю одежду от загрязнения. Шьётся из ткани тёмного цвета,ворот под горлышко, застёжка на левой стороне.

Сарафан — длинная нарядная одежда без рукавов, сшитая из домотканого полотна, выкрашенного в яркие цвета

Кафтан — нарядная верхняя одежда с бархатным воротничком и манжетами. Бывает утеплённый для зимы и без утепления для осени и весны.

Кафтан — нарядная верхняя одежда с бархатным воротничком и манжетами. Бывает утеплённый для зимы и без утепления для осени и весны.

Гуня — верхняя женская одежда, на холщёвой основе не яркого цвета


Передник — фартук, предохраняющий одежду от загрязнения

Обувь. Лапти — женская и мужская обувь из лыка липы или вяза. Надевают с онучами.

Обувь.Лапти — женская и мужская обувь из лыка липы или вяза. Надевают с онучами.

Коты — женские полусапожки

Головные уборы. Шапка

Головные уборы. Платок

Картуз — головной убор с лаковым козырьком

Кокошник — женский головной убор

Лента — украшение для головы незамужней девушки

Шамшура — головной убор замужней женщины.

Кушак (опоясок) — пояс шириной 6–10 см.

Поясок (тельник) — пояс шириной 1–5 см.



Педагог: Прикамский край богат народными обычаями. Один из самых красивых, дошедший до наших дней, — обычай русских свадеб. Образованию новой семьи в прежние времена люди предавали большое значение. Чтоб семья была крепкой, это событие сопровождалось множеством обрядов: сватанье, обручение, девичник. Интересен обряд — чесание головы невесты. Вот как рассказывает о нем жительница поселка Лемзер Усольского р-на. [6, с. 15]

После этого обряда невеста уже не могла носить одну косу, только две, и должна была прятать их от постороннего взгляда. Женщины Прикамской земли надевали на головы шамшуры. На свадьбах гости пели песни, плясали, играли.

Пал, пал перстенёк в калину, малину, в чёрную смородину.

Оказался перстенёк у сына дворянина, на правой руке, на левом мизинце.

Ищи девица, ищи красная.

Что мы узнали о русских людях и людях населяющих пермскую землю много лет назад? Какими чертами характера они обладали? Как они трудились? Как отдыхали? Во что верили? Можно ли сказать, что их жизнь была во имя добра? Находит ли жизнь наших предков отражение в нашей жизни? В чём это проявляется?

Помним традиции наших предков, и, исходя из их опыта, создаём свои традиции, беря за основу добро, любовь к родной земле, родному городу, заботу о природе, стремление к миру.

Основные термины (генерируются автоматически): педагог, правило игры, жизнь, обычай, праздник, предок, бархатный воротничок, головной убор, какой праздник, Прикамская земля.

Похожие статьи

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников.

[8 с. 14]В процессе подготовки к празднику мы вместе с детьми стремились изучить местные традиции, обычаи, игры, чтобы использовать их при проведении праздничного мероприятия. Педагогами нашего дошкольного учреждения было замечено.

Традиционные праздники татар-кряшен Бакалинского района.

Обычаи и традиции, обряды и праздники как общественные явления касаются, по сути, всей жизни человека.

Как издать спецвыпуск? Правила оформления статей. Оплата и скидки.

Народный праздничный костюм белгородчины

Головные уборы отличались большим разнообразием. Особым способом завязанные на

У женщин Новооскольских сел юбок было много: для девок, молодух, баб и старушек на каждый день и на праздники.

Народ чтит традиции предков и уважительно относится к ним.

Актуальность самосознания и восстановление исторической.

Сегодня дети играют в игры на праздниках, и в повседневной жизни. Играют дети в народные игры у того педагога, который сам их любит.

Без этого предмета невозможно представить жизнь наших далеких предков. Печь была и кормилицей, и спасительницей.

История и традиции праздника Пасха | Пасхальные игры изабавы

Поют о празднике любви, о чуде из чудес: Восстал Господь из недр земли!

Основным содержанием весеннего праздника славян было чествование духов предков и

На их головах головные уборы, самых разных форм, расцветок и размеров.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с обычаями.

Игры, используемые на празднике – народные, соревновательные и влияющие на духовно-нравственное состояние ребенка.

С помощью стихов, танцев, инсценировок дети наполняются смыслом праздника, закрепляют знание традиций и обычаев, символов праздника.

Памир: древние верования, традиции, символы

. семантику: это цвет платья невесты и головного убора жениха.

Как правило, во время праздника Навруза в домах присутствует зелень (семена пщеницы) – символ

Например, одна из легенд гласит, что в давние времена предки башкир вели кочевой образ жизни.

Традиции и новации в обрядовой культуре праздника Ысыах

Культурные традиции и обряды русского этноса как фактор. Взаимосвязь русских народных праздников, обычаев и обрядов со сменой времен года на протяжении многих лет интересует как ученых-лингвистов, так и психологов (А.

Всех на праздник приглашаем да весельем угощаем! А что — то мои судари да сударушки задерживаются?

В каждом доме красовался важный самовар. Встречали гостей по русскому обычаю с.

Читайте также: