Как обходились без письма 2 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Цель урока: Познакомить ребят с историей возникновения письменности, рассказать о:

пути книги от звука к знаковому письму,

способах запоминания информации,

назначении письма в жизни людей,

возникновении первых алфавитов.

Пробудить интерес к чтению детской классической литературы

Оборудование: книжная выставка, электронная презентация к уроку, анимационный фильм.

- Можно ли себе представить жизнь без телевизора?

- Кто же и когда изобрел письменность?

- Как же обходились без письма?

- На этот вопрос мы постараемся ответить сегодня на уроке, а еще сегодня мы предложим вам почитать интересные книги.

- Дорога к письменности была длинной-длинной и трудной.

А начинали все медведи. Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно себе представить когда. В те далекие времена на всей земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: в некоторых пещерах обитали медведи.

Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были первые ласточки письменности.

Когда-то все народы были бесписьменными. Кое-где такие народы существуют и в наше время. Как же они обходились и обходятся без письма? У каждого народа есть свои сигналы-символы. Символы без слов обозначают, запрещают или разрешают что-либо.

Подскажите, что означают сегодня вот эти сгналы (Библиотекарь проводит викторину с помощью слайдов).

Сигналы в жизни людей значат очень много. У древних греков была даже легенда о трагедии, происшедшей из-за неправильного сигнала.

Ученик 1 . Давным-давно на острове Крит жило чудовище, наполовину человек, наполовину бык. Его звали Минотавр. Каждые девять лет греки должны были посылать ему страшную дань- семь юношей и семь девушек, которых он пожирал. Никто не мог победить Минотавра. И никто не мог от него спастись. Жил Минотавр в Лабиринте, в котором были такие запутанные коридоре и переходы, что выйти из него было невозможно. И вот отважный юноша по имени Тесей решил избавить людей от Минотавра. Он снарядил корабль для отплытия на Крит и условился со своим отцом так. ( Отрывок из мультфильма).

И вот сильный, умный и отважный Тесей победил Минотавра, благополучно выбрался из Лабиринта и отправился в обратный путь. Как дальше развивались события - посмотрим? (Отрывок из мультфильма ) .

Очень часто пересказ вы твердите много раз.

Это трудно - много раз. Это нудно – много раз

И поэтому у нас есть другой совет для вас.

Вы обдумайте рассказ, не заучивая фраз.

И задумайтесь о нем: Что рассказано? О чем?

Что за чем произошло? И к чему все привело?

Прочитайте еще раз, - И запомнится рассказ.

Библиотекарь. Еще немного о разных сигналах.

Ученик 2. Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден далеко. Этот дым многое мог сообщить людям на большом расстоянии. ( Слайд).

Ученик 5 . В Африке известия передавались от одного поселения к другому дробью большого барабана – тамтама.

Ученик 6 . Когда-то давно в Европе при приближении опасности на холмах зажигались сигнальные огни. Огонь, зажженный на первом холме, был виден на следующем. В ответ на принятый сигнал там тоже зажигали огонь. Затем на третьем, четвертом, пятом холме и т.д. Сигнал, передаваемый по такой эстафете, быстро облетал всю страну.( Слайд)

Ученик 1. Легендарный вождь индейцев научил свой народ сажать и выращивать хлебные растения, строить лодки и еще многому другому, а самое главное – жить в мире и согласии. Он думал о благополучии не только живущих сегодня людей, но и тех, которые придут потом, - внуков и правнуков.

Ученик 2 . Легендарный вождь горевал о том, что люди не могут передать своим потомкам то, что они сами знают и умеют. Все знания исчезают – растворяются во времени.

При свиданье – с глазу на глаз

Мы ведем свои беседы;

Но, расставшись мы вверяем,

Наши тайны тем, которых

Посылаем мы друг к другу;

А посланники нередко

Искажают наши вести

Иль другим их открывают.

И вот для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства, Гайавата изобрел письменность.

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой, на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур и знаков;

Все они изображали наши

Наши мысли, наши речи

Библиотекарь . Эти письменные знаки совсем не похожи на современные

Белый круг был знаком жизни,

Черный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья Неба,

Звезд, луны и солнца,

Вод, лесов и горных высей,

И всего, что населяет Землю

Вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую.

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

Все пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду. ( Слайд)

Ученик 5 . Некоторые рисунки имели смысл, который можно было выразить не одним словом, а целым предложением.

След, направленный к вигваму,

Был емблемой приглашенья,

Знаком дружеского пира;

Грозно поднятые кверху,

Знаком гнева и угрозы.

Библиотекарь. Как вы думаете, сколько же надо было изобрести рисунков, чтобы обозначить все, что окружает людей, и все, что они хотели сказать друг другу? Много. Так много, что изучать эту грамоту надо было не недели и месяцы, а годы.

Библиотекарь. Посмотрите на слайдах как выглядят письменные знаки народов индейцев майя, вавилонян, шумеров. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии. Это письмо родилось в глубокой древности. Оно произошло от рисунков. Иероглиф для китайца – не только знак слова, но и картинка. Поэтому он одновременно и читает и разглядывает картинки. Наше письмо устроено иначе.

Жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы только для согласных звуков, в их языке этим можно было обойтись. А мы с такой азбукой не смогли бы работать, а иначе как бы мы отличали луну от Лены, дыру от дуры, ведро от выдры. Вот какая бы получилась путаница:

Вот что сказка говорит:

Жили-былы кот и кит

Кот огромный. Просто страшный

Кит был маленький – домашний.

Кит мяукал, кот пыхтел

Кит купаться не хотел

Как огня воды боялся

Кот всегда над ним смеялся

Время так проводит кит:

Ночью родит, днем храпит.

Кот плывет по океану, кит из блюдца ест метану.

Ловит кит мышей на суше.

Кот на море бъет баклуши

Кит царапался, кусался..

Добрый кот ни с кем не дрался…

Кит любил залезть повыше. Ночью песни пел на крыше.

Позовешь его: - Кис, кис

Он охотно спрыгнет вниз..

Разбирались целый год

Кто тут кит, а где тут кот.

Обсуждали, не спешили И в конце концов решили:

В этой сказке нет порядка. В ней ошибка опечатка,

Кто-то против всяких правил,

В сказке буквы переставил.

На основе финикийского алфавита стал разрабатывать свой алфавит греческий народ. Но они не могли обойтись записью только согласных звуков. Так как в их языке было много гласных. Пришлось придумать для них обозначение. Греческий ученый Пеламед сумел создать для алфавита 16 букв. В течение многих лет ученые прибавляли кто 2, кто 3 буквы. Тратились огромные усилия, чтобы усовершенствовать письмо. Так сложился греческий алфавит. Он состоял из букв, которые обозначали и согласные, и гласные звуки. Впоследствии греческий алфавит завоевал почти весь мир. Он помог многим народам создать свою письменность. И нашему тоже.

Сейчас и русский, и наш народ, и братские славянские народы имеют свою письменность, свои книги, могут читать и писать на своих языках. Но в далекие времена, более тысячи лет назад, этого не было. Славянские народы не имели своей письменности. И вот во второй половине X века двое ученых родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Великую Моравию (территория современной Чехословакии) и стали работать над созданием славянской письменности. ( Слайд ) Они хорошо знали славянские языки, и это дало им возможность составить славянскую азбуку. Разработав эту азбуку, они перевели на тогдашний, древний по нашим понятиям, славянский язык (он называется старославянским) самые важные греческие книги. Их труд дал славянским народам возможность читать и писать на своем языке.

Какой же азбукой пользовались Кирилл и Мефодий? Это была или глаголица, или кириллица. Точнее на поставленный вопрос ответить нельзя: до нас не дошли рукописи того времени, когда жили Кирилл и Мефодий

Теперь посмотрим кириллицу и глаголицу.( Слайд)

Библиотекарь . Вот мы рассмотрели историю возникновения письменности. Благодаря ей мы имеем возможность читать интересние книги, черпать оттуда знания, передавать свой опыт следующим поколениям. Воистину неоценимый подарок сделали нам люди, которые придумали письменность.

Закрепление знаний учащихся.

Библиотекарь. Ребята, сейчас, мы проверим, все ли вам было понятно на уроке, что удалось запомнить, и какие новые знания вы приобрели.

(Библиотекарь предлагает ученикам разгадать кроссворд с ключевыми понятиями по теме урока) (Слайд)

А сейчас проверим, в полной ли мере ми используем возможности письменности. Как читаем книги.

Похожие документы:

Искусственные языки (история создания, примеры и структура, персоналии авторов языков, примеры звучания и написания и т д.)

СЕМИНАР 4 Искусственные языки (история создания, примеры и структура, персоналии . и т.д.): Наименование КодISO Год создания Создатель, место создания Описание Адьюванто (Adjuvanto) 1896 . век Гален (Пергам) система письменных знаков для общения разных .

История и судьба геополитики как науки парадоксальна. Содной стороны, само понятие, кажется, стало привычным, активно используется в современной политике. Множ

. поэтому русский народ планомерно шел в истории к созданию Империи, границы которой постоянно расширялись . и плавали с фальшивыми каперскими свидетельствами, а иногда и с письменно заверенными доверенностями от несуществующих правительств .

История слободской украины учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения Белгород 2005 ббк 63. 3 (4 Укр) я73 Р13 Рекомендовано к опубликованию кафедрой украиноведения

. были подчинены смежным Слободским полкам. Письменные сведения о крае известны со времен . тогда, когда владелец давал им письменное разрешение на это, причем . страны. Эти успехи венчают тысячелетнюю историю создания государства на Украине, знаменуют ее .

-показать, что письмо является разновидностью текста, имеет свою структуру, стилистические особенности:

-обогатить речеведческие знания учащихся, овладеть речевым этикетом, культурой выражения чувств:

-воспитать чувство внимания, уважения к родным, близким, к окружающим людям

-наглядный материал - Старичок- Почтовичек, почтовый ящик;

-раздаточный материал – разрезные буквы, письма ребятам, конверты;

-использование ИКТ (показ слайдов)

- Дорогие ребята! Проверьте своё рабочее место. Всё ли у вас готово к уроку? Тихо сядьте.

- Какое у вас настроение на начало урока?

- Проследим, изменится ли оно к концу урока.

- Урок у нас сегодня необычный, чего мы достигнем к окончанию урока, вывод сделаете вы сами.

2. Подготовительный этап к теме урока .

- Посмотрите на экран, что вы видите? (изображение Старичка – Почтовичка, конверты)

- Кто догадался, чем мы будем заниматься? Ваши предположения.

- А что это за Старичок?

- Давайте узнаем, как его зовут. Но для этого нужно из букв составить слово. Что получилось?

- О чём может поведать Старичок - Почтовичек?

Ау…у! Ау..у..у! – я кажется, немножко заблудился. Если кто-то слышит меня, отзовитесь и помогите мне, пожалуйста, найти дорогу)

- Что случилось? А как мы поняли?

- А если нет? Если надо крикнуть кому то что-то очень важное, а этот кто-то находится в другом лесу или другом городе? Или даже другой стране?

- Что же тогда? Кто будет нашим помощником?

- И вот Старичок рассказывает (показ слайда – краткая справка из истории средств связи 3мин)

(В это время учитель выходит из класса, надевает почтовую фуражку, берёт в руки почтовый ящик и стучится в дверь)

- Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне?

- Ребята, я принёс вам ящик, Что там лежит?

- Сейчас каждая группа получит письмо. Вы должны прочитать и сказать, кто вам написал и о чём вы узнали.

(1 письмо – пожелание от А.Л.Барто

2 письмо – поздравление имениннику Максиму от одноклассников

3 письмо – информация из библиотеки)

- От кого пришли письма и что вы узнали?

- А какие бывают письма?

3. Работа по теме урока.

- Сегодня, как вы уже догадались, мы будем учиться правильно писать письма.

- А какую роль играют письма в жизни?

- У космонавтов спросили: «Что вам было приятнее всего получать с земли? – Письма, - ответили космонавты.

- Как вы думаете, почему они так ответили?

- Старичок – Почтовичек приготовил конверт. Давайте посмотрим.

( в конверте 4 листа:

Обращение. Начальная фраза о состоянии переписки.

Вопросы адресату (благодарности, просьбы, приветы.)

Прощание, подпись, дата написания)

- Ребята, давайте выполним задание – составим правильно схему написания письма.

Физминутка (показ музыкального слайда)

( выполнение задания – работа в парах)

- В почтовом ящике остался ещё один конверт с письмом. Давайте я вам его прочту.

Бабуля, здравствуй! Не грусти.

Конфеты кончились, учти.

Я сделал лук. Носки сушу.

Два дня письмо тебе пишу.

А у меня большое горе –

Пропали плавки на заборе.

Здесь скучно. Я в поход ходил.

Кончаю. Всё. Твой внук Кирилл.

- Молодцы, вы нашли все недостатки в письме.

- Ребята, какое бывает обращение? Как вы будете обращаться к родным? А если сильно скучаете, любите? Какие слова можно ещё употребить?

- Как обратитесь к мало знакомым?

- О чём повествуют в основном содержании письма? Какие вопросы можно задать адресату?

- Кто там? (Заходит почтальон Печкин)

- Это я, почтальон Печкин, принёс телеграмму для вашего класса.

- Спасибо, Печкин. Сейчас мы её прочтём.

- Дорогие ребята! Предлагаем принять участие в конкурсе написания письма. Напишите о том, каким вы хотите видеть будущее. Почта России.

- Ну, что согласимся поучаствовать в конкурсе?

- Сейчас давайте вернёмся к подсказке Старичка – Почтовичка и восстановим схему написания. Она вам поможет. В письме можно дать волю фантазии, помечтать.

Физминутка для глаз .

4. Самостоятельная работа . ( По желанию могут печатать на компьютере)

5. Подведение итога.

- Кто желает прочитать своё письмо?

- Можно ваши письма прочтут родители на родительском собрании?

- Ребята, понравился вам урок?

- Какое ваше сейчас настроение? Почему?

- А чему мы сегодня учились?

- Каким цветом вы хотели бы оценить наш урок? Почему?

- На следующем уроке мы поучимся писать письмо в газету.

- Спасибо за урок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Конспект урока по литературному чтению.Типы текстов. Л.Н.Толстой. Рассказы


Конспект урока по русскому языку "Виды текстов" 2 класс

Доступное содержание материала.


Конспект урока русского языка "Учимся составлять текст", 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Учимся составлять текст", 2 класс УМК "Начальная школа 21 века".


Конспект урока развития речи. Восстановление деформированного текста. 2 класс( 1-4).

Урок составлен в соответствии с технологией критического мышления с применением разноуровневых заданий. Он позволяет расширить словарный запас учащихся, закрепить знания о тексте и сформировать .

Планируемые достижения учащихся: Предметные: Узнать, что такое тема текста и главная мысль текста, воспроизвести эталон.


Конспект урока русского языка + презентация "Типы текстов. Научный и художественный текст" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с научным и художественным текстами и их отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные:Знать что такое научный и художественный текст; отл.

Дать сведения обучающимся о возникновении письменности.

ВложениеРазмер
kak_voznikla_pismennost.docx 231.27 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: дать сведения о возникновении письменности.

Образовательные: формировать у учащихся представление об алфавите; знать название букв русского алфавита; уметь ориентироваться в алфавите; знать местоположение каждой буквы алфавита;

Развивающие: продолжать работу по формированию интереса к более глубокому изучению предмета; способствовать развитию логического мышления, внимания, речи, самостоятельности, развивать творческие способности учащихся, расширить кругозор и словарный запас.

Воспитательные: воспитание коммуникативной культуры, личностной активности, воспитывать дружбу, коллективизм.

Методические приемы: беседа по вопросам , тренировочные упражнения, устный и письменный контроль.

Формы деятельности : фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование : таблица, схемы; карточки, рабочая тетрадь

І. Организационный момент. Психологический настрой.

Громко прозвенел звонок.

Все за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

Целеполагание. - Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как возникла письменность.

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков:

- Какая бывает речь?

- Из чего состоит речь?

- Из чего состоит предложение?

- Расскажите, как в древние времена передавали вести? А как передают их сейчас?

- Что такое пиктограмма?

- Какие пиктограммы вы знаете? Приведите примеры.

б) Каллиграфическая минутка.

ІІІ. Объяснение нового материала:

а) изложение теоретического материала. Разгадывание загадки .

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
А называется все . (алфавит)

-Что мы уже знаем о буквах?

- Что особенного в буквах алфавита? (они расположены в определённом порядке)

- Что такое алфавит?

б) Рассказ учителя. Как возникла письменность

Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно себе представить когда. В те далёкие времена на всей земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди, в некоторых пещерах обитали медведи. А начинали всё медведи. Долго ли, коротко ли, как говорится в сказках, но древние люди каким-то образом выселили древних Топтыгиных из их медвежьих углов.

Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Именно так представляют себе некоторые учёные начало дороги к письменности. Тем, что медведи начертили что-то когтями на стенах, они оказали людям медвежью услугу.

Задание: ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО ОЗНАЧАЮТ В НАШЕМ РАССКАЗЕ СЛОВА МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА.

медвежья услуга — неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.

Самая древняя письменность была создана в Египте. Она была также развита у индейцев майя в Центральной Америке, китайцев.

Материалом для письма служили каменные плиты, стены храмов и пирамид.

Шумеры - письмописцы выдавливали письмена специальными трехгранными палочками на глиняных табличках.

Гравюры на дереве, резьба по кости - тоже примеры письма. В Китае применялся особый материал - рисунки выполнялись на фарфоре.

Наиболее удобным материалом для письма был папирус. Египтяне использовали его уже во втором тысячелетии до новой эры.

Обработанный стебель папируса острым ножом разрезали на тонкие полоски. Уложенные слои покрывали тканью и деревянным молотком осторожно расплющивали волокна.

Настоящим событием для всего человечества было изобретение в Китае во II в.н.э. лучшего в мире материала для письма.

-Какой известный материал? (Бумага)

История сохранила имя изобретателя бумаги. Это был Тзай Лун, крупный чиновник при китайском императоре. Секрет изготовления бумаги держали в тайне.

Знакомство с древними алфавитами народов.

Жившие 2 тысячи лет назад финикийцы первыми изобрели азбуку. Ее буквы обозначали только согласные звуки. В их языке этим можно было обойтись. На основе финикийской азбуки разработали свой алфавит греки. Но им пришлось придумать обозначения гласных звуков, так как в греческом языке их было много. Тратились огромные усилия, чтобы письмо было понятным.

Финикийцы - жители Финикии, древнего государства на сирийском побережье. Финикия (Ханаан) в переводе с греческого "пурпуровая страна".

Азбука - совокупность букв, расположенных в определенном порядке ("азъ", "букы" - названия первых букв древнерусского алфавита).

Алфавит - то же, что и азбука (alpha, beta - названия первых букв греческого алфавита).

Приведу примеры алфавитов для наглядности.

Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь.
Раз – наклон, два – наклон,
Словно буква “О” свернусь.
И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке
И головкой поверчу…
Тихо сяду, улыбнусь
И работою займусь!

IV. Закрепление материала:

а) Тренировочные упражнения.

1. Прочитайте алфавит сначала про себя, а затем – вслух.

2. Упражнение на ориентирование в алфавите.

-Найди букву в алфавите, которая следует за буквой е. ( ё )

-Букву, которая идёт перед буквой м. ( л)

- Назови соседей буквы ы . (ъ и ь)

- Найди букву, с которой начинается твоё имя. Определи, какой по счёту она идёт в алфавите

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, —
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, —

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,
Вот и все они, друзья!

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

-Все ли буквы алфавита названы в песенке?

-Назовите пропущенные буквы.

4. Групповая работа. Пользуясь знанием алфавита, расшифруй слова.

в) самостоятельное выполнение упражнений учащимися с последующей проверкой.

Групповая работа . –Кому просто необходимо знать алфавит? Узнаете, выполнив задания.

Фамилии всех учеников класса записываются в классный журнал в алфавитном порядке. Помогите учителю, запишите фамилии ребят своей группы в алфавитном порядке.

В регистратуре поликлиники карточки посетителей расположены по участкам в алфавитном порядке. Помогите работнику регистратуры, выпишите фамилии ребят своей группы для карточек в алфавитном порядке.

У каждого из вас дома есть телефонный справочник. Телефоны предприятий, различных служб и учреждений расположены в алфавитном порядке. Помогите сформировать такой справочник, запишите названия предприятий в алфавитном порядке.

Вывод: знать алфавит необходимо не только школьникам, но и людям разных профессий, например, учителю , библиотекарю, работнику поликлиники, людям, составляющим различные справочники, словари и т. п.

-Можно ли изменять порядок букв в алфавите? - Почему нельзя?

V. Подведение итогов.

- Что интересного узнали на уроке?Чему научились?Какое задание вам понравилось? При выполнении какого задания испытывали затруднения?

а) обобщение и повторение теории. Опрос: что такое алфавит? Какие алфавиты знаете?

Рефлексия: - Какое у вас сейчас настроение? (Учащиеся показывают кружок, цвет которого обозначает их настроение: красное – хорошее, весёлое; зелёный – спокойное, равнодушное; синий – грустное.)

VІ. Домашнее задание: написать имена челнов семьи в алфавитном порядке

- Спасибо за урок! Всем доброго дня!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Внеурочное занятие по русскому языку "История письменности"

Цель: познакомить детей с историей письменности, появлением бумаги, алфавита и первых книг.Оборудование: эпиграф на доске: «Книги суть реки, напояющие вселенную, источники мудрости, в них - неисчетная.


Театрально-игровая деятельность младших школьников на занятиях по коррекции устной и письменной речи.

Театрализаци логопедического процесса привлекательна тем,что вносит в школьные будни атмосферу праздника,создаёт благоприятный эмоциональный фон,развивает творческие способности,поддерживает познавате.


Презентация на тему"Применение элементов театрально-игровой деятельности на занятиях по коррекции устной и письменной речи в начальной школе".

В презентации представлены виды театрально-игровой деятельности,этапы работы по подготовке театральной постановки,направления театрально-игровой деятельности,психокоррекционный характер театрализации .

Групповое занятие по коррекции устной и письменной речи у младших школьников.

Презентация многофункционального использования по коррекции дисграфии у младших школьников со стойким дефицитом внимания.Может быть использована как часть группового занятия или целое занятие. Направл.

Групповое занятие по коррекции устной и письменной речи

Презентация может быть использована как часть занятия по коррекции устной и письменной речи младших школьников с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза.


Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Как возникла письменность" 4 класс, УМК "Начальная школа XXI века"


Урок окружающего мира в 4 классе "Как возникла письменность на Руси"

Открытый урок по программе "Начальная школа 21 века" составлен в соответствии с ФГОС. Открытый урок был проведён в рамках школьного фестиваля педагогического мастества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: русский язык

Базовый учебник: Русский язык (М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко)

Образовательные:

продолжить обучению осознанного письма;

упражнять в применении полученных знаний.

Воспитательные:

воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;

воспитываем умение сотрудничать в совместном решении проблемы;

формируем умение работать в паре, слушать и понимать точку зрения другого.

Развивающие

развитие памяти, логического мышления, творческих способностей;

развитие речи обучающихся.

Тип урока: Закрепление новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Структура и ход урока:

Действия учителя

Действия учащихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Учитель проверяет готовность детей к уроку.

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.

Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем)

2. Актуализация знаний и

затруднения в деятельности

-Зачем его нужно использовать? (чтобы писать без ошибок)

-Назови главные орфограммы. Назови парные согласные.

Учитель называет один предмет, а дети – много.

(гриб, снег, гараж, сугроб, зонт, кот, торт, флаг, сапог)

Отвечают на вопросы учителя, обсуждая ответ в паре.

Называют слова хором.

Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

Познавательные (выдвижение предположений и их обоснование.)

3. Выявление

места и причины затруднений

учебной задачи)

Проводит устный словарный диктант:

(ужин, платье, масло, город, заяц, кружка, мальчик, чашка)

- Произошли ли у вас затруднения при написании слов? (да)

- В чём испытали затруднения? (затрудняемся в написании выбора букв)

Показывают карточку с нужной буквой.

Дети высказывают мнения.

Формулируют тему и цель урока.

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)

4. Построение

проекта выхода

из затруднения

Предлагает выполнить задание:

Сырое*ка была как б*льшая глубокая т*релка. Вдру* птичка села на край и носиком тюк в воду.

- Какие действия нужно провести, чтобы списать эти предложения? (поработать по памятке)

- Познакомьтесь с памяткой №4 учебника.

- Спишите предложения, пользуясь памяткой.

Дети знакомятся с памяткой, работают в тетради по алгоритму.

Высказывают свои предположения.

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

Личностные (учиться понимать точку зрения другого.)

Личностные (участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.)

5.Физминутка

Цель: снятие напряжения.

Предлагает немного отдохнуть.

Обучающиеся выполняют двигательные упражнения

Коммуникативные (осуществление совместной двигательной деятельности в группе)

6. Реализация

построенного

Проводит тренировочный диктант:

У нас есть маленькие враги. Это бабочки, жуки и разные насекомые. Они едят листья, траву. Часто портят корни деревьев. Выручают нас птицы.

Предлагает поработать по алгоритму:

знакомство с текстом;

прослушивание каждого предложения с заданием: находить опасные места для письма места;

запись предложения с соблюдением памятки №4;

После записи каждого предложения обсуждаются все орфографические задачи и их решение.

Запись выглядит так:

У нас е-сть маленьк__ вр_ги. Эт_ баб_чки, жуки и разные н_с_комые. Они _дят листья, тр_ву. Част_ порт_т корни д_еревь_в. Выручают на_ п_ицы.

Слушают текст, вступают в диалог с учителем.

Работают в паре по алгоритму, предложенному учителем.

Записывают предложения, осуществляют взаимопроверку.

Выполняют задание самостоятельно.

Взаимопроверка в паре.

Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, памятку)

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

Личностные (умение самостоятельно работать, осуществлять взаимопроверку)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Организует работу в паре:

Предлагает выполнить упр.167 учебника.

- Какие опасности письма мы назвали главными? (написание слов с непроверяемыми орфограммами)

- Почему? (потому что мы не можем подобрать проверочное слово, чтобы написать без ошибки)

- Как нужно писать на родном языке? (без ошибок)

-Почему? (потому что писать с ошибками на родном языке стыдно)

- Прочти текст на с. 76. Согласны ли вы с ним? (согласны)

Выполняют задание, работая в паре.

Работают по учебнику, доказывая и аргументируя свой ответ.

Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем)

Коммуникативные (осуществление совместной познавательной деятельности в парах, осваивание различных способов взаимной помощи партнёров по общению)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Какая проблема перед нами стояла? (мы не знали, что делать, если затрудняемся в выборе букв при написании)

- Смогли мы её решить? (да)

- В чём ты преуспел? (я понял, как надо поступить при затруднении при письме)

- В чём ты затруднялся?

- Над чем бы тебе хотелось поработать дома?

Учитель предлагает дома выполнить упр. 168.

Учитель выставляет оценки за урок.

Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат.

Определяют меру своего продвижения вперёд.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Регулятивные (подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности.)

Список литературы:

Читайте также: