Конспект 4 ноября день единства

Обновлено: 04.07.2024

Наталья Майданик
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Вед: Чему посвящено это стихотворение?

– Родина и Единство… Как вы понимаете эти слова?

III. Беседа о праздниках.

– В чем смысл сегодняшнего праздника? (в единстве, единении народа – сила России)

– Какие праздники вы знаете? (слайд гос. праздники)

Праздник 4 ноября многие воспринимают как новый праздник. Отмечаем его с 2005 г. Ск. лет мы его празднуем? (5)

IV. Раскрытие содержания праздника.

Самое главное, что это не вновь придуманный праздник, а восстановленный праздник. У него очень древняя история. Перенесемся на 400 лет назад, в начало 17 века. (слайд – виды Москвы 17 в.)

– Кого вы здесь видите? Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой.

– Как вы понимаете, что такое Смута? (все смешалось, ничего не понять)

– Что нужно для того, чтоб в государстве был порядок? (правительство, армия, законы)

– Ничего этого не было, не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались враги (поляки), захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.

Вед: Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?

– Кто призвал простой народ встать на защиту Родины и собрать для этого деньги?

– Кого поставили во главе ополчения?

– Перед вами портреты К. Минина и Д. Пожарского (слайды)

– Давайте познакомимся с этими героями. (Рассказы учащихся)

1) Кузьма Минин (полное имя – Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий)

К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе, а в октябре была Москва очищена от поляков.

Умер он в 1616 г. Прах Минина покоится в Нижегородском Преображенском соборе. В 1818 г. воздвигнут памятник в Москве, а в 1826 г. в Нижнем Новгороде.

2) Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1614 гг.) – князь.

В предыдущих сражениях Пожарский был ранен и лечил ранения в своей вотчине недалеко от Нижнего Новгорода, куда и прибыли посадские люди приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился.

Д.М.Пожарский жил долго, но не играл важной роли, как можно было бы ожидать. Он не был ни особенно близким к государству советником, ни главным военачальником. Ему не поручали особенно важных государственных дел. Служба его ограничилась второстепенными поручениями. Он погребен в Суздальском Спасо-Ефимовском монастыре.

3) Так и случилось! (показ слайдов сражения)

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади – на самом сердце России (слайд-памятник Минину и Пожарскому)

Вед: Главное, в этом событие, что впервые не государство само себя защищало, не власть, а сам народ. Люди, которые возглавили это ополчение, не собирались становиться царями, ни занимать какие-то государственные посты. Люди просто восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть. В этом, наверное, уникальная особенность данного праздника.

V. Праздник иконы Казанской Божьей матери.

Вед: 4 ноября совпадает с одним из православных праздников. Может кто-то знает, что это за праздник? (рассказы учеников)

Казанская икона Божьей Матери особо почитается русским православным народом. Праздник в честь нее – один из самых старых в России, он отмечался как общенародный с 17 века.

Совпадение этих двух праздников знаменательно. Икона Казанской Божьей матери не раз помогала русскому воинству. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу. И молитва была услышана. Эта икона помогла народному единству, победе, преодолению Смуты.

Позже в честь иконы Казанской Божьей матери и в память обо всех погибших в период смутного времени Дмитрий Пожарский на свои средства выстроил Казанский собор на Красной площади. (Слайд)

История иконы.

В 1579 году большая часть Казани была уничтожена пожаром. Одним из погорельцев был Даниил Онучин. После пожара его дочери явилась во сне богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ. Мать рассказала о чудесном явлении митрополиту.

Огромная толпа народа направилась к дому Онучиных. Начались раскопки. Был найден святой образ необычайной красоты.

На месте обретения чудотворной иконы в Казани был основан Казанский Богородицкий женский монастырь. Юная Матрона Онучина приняла в нем постриг и стала потом настоятельницей.

Оригинал иконы хранится более 300 лет в Казанском монастыре.

Вед: Что защищали Минин и Пожарский с ополчением? (Родину)

VI. Беседа о Родине.

– Послушайте стихотворение Н. Рубцова.

Россия, Русь –
Куда я ни взгляну,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои лесса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у смутной у воды,
Люблю навек, до вечного покоя…

Вед.: О чем это стихотворение? (о любви к Родине)

– За что автор любит свою Родину?

– Русский народ издавна передавал свою любовь к Родине в пословицах и поговорках.

– Какие вы знаете пословицы о Родине?

– Посмотрите на экран. Задание: соберите пословицы. (слайд)

  • Родина – мать, Родине служить.
  • Жить – , умей за неё постоять.
  • Человек без Родины, там и пригодится.
  • Где кто родится, что соловей без песни.

Вывод: Для того, чтобы вечно жило творчество русского народа, необходимо беречь наше русское государство, нашу Россию.

– Русский народ любил еще один жанр народного творчества. Это загадки. Послушайте их. (слайд – загадки о цветах флага)

Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка, написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы, как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)

Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко…(красным)

– Что у вас получилось? (флаг)

VII. Беседа о государственных символах.

Учитель: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге – (рассказ детей)

  • Белый цвет означает мир, чистоту, правду, благородство – говорит о том, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.
  • Синий цвет – это небо, благородство, духовность, вера, говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли.
  • Красный цвет – отвага, героизм, огонь, означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.

Вед.: Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств.

– Чем является флаг для нашего государства? (символом)

– Какие государственные символы вы еще знаете? (герб, гимн)

Рассмотрим рисунок Государственного герба России (герб в переводе с немецкого – наследие, наследство).

– Послушайте рассказ ученика. (слайд герба)

1 Ученик: В современной России в качестве герба с изменениями принято изображение времен Александра II. Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите. Над орлом – три короны (две малые и одна большая). В лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди, на красном щите, всадник, поражающий копьем дракона.

2 Ученик: Двуглавый орел является символом единения народов России; его короны – символы союза республик, краев и областей. Скипетр и держава означают силу и мощь единого государства. Всадник на щите – олицетворение побеждающего добра, готовности народа защищать страну от врагов.

3 Ученик: У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад – в 1497 году.

4 Ученик: Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы. На нём на красном фоне изображён Георгий Победоносец , поражающий копьём дракона.

Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

– Сейчас ребята расскажут вам о гимне.

Гимн в переводе с греческого – торжественная хвалебная песня, или похвала, исполняемая в особых случаях.

Гимн страны! Он исполняется в особо торжественных случаях: при встречах и проводах глав государств, при проведении парадов, больших государственных праздников. Все присутствующие при этом встают, а военные отдают честь.

Учитель: Давайте послушаем отрывок из Государственного гимна Российской Федерации. Запомните, что гимн государства все слушают стоя. (слайд – приложение 2)

– Послушайте стихи о сегодняшнем празднике.

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эту речовку: (слайд)

Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательский час на тему: "4 ноября - День народного единства". Разработан для коррекционных школ 8 вида.

Форма проведения: устный журнал с элементами беседы.

Цель: Дать представление о празднике- 4 ноября, раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа, начала государственности, завершение смуты на Руси.

Образовательные: пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в Российской Федерации; закрепить знания о Смутном времени 1612 года на Руси.

Развивающие и корригирующие: способствовать развитию и коррекции связной устной речи, зрительного и слухового восприятия, мыслительной деятельности; развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства;

Воспитательные: воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства; формировать ответственность за судьбу Родины.

Оборудование: презентация, раздаточный материал (карточки), портреты К.Минина и Д.Пожарского, фото Казанского собора на Красной площади в Москве.

Ход занятия:

Актуализация знаний учащихся о государственных праздниках.

Воспитатель: Сегодня мы с вами на занятии поговорим об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать в группах. Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами.

Соотнесите даты и названия.

День Победы

День народного единства

День независимости России

Международный женский день

День конституции

Праздник Весны и Труда

День защитника Отечества

Рождество Христово

(Проверка – группы называют по очереди дату и соответствующий праздник, зарабатывают баллы)

II. Определение темы занятия.

Воспитатель: Итак, какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна? (День народного единства). Кто из вас знает, что символизирует этот праздник? (предположения детей).

III. Постановка целей.

Воспитатель: Попробуйте самостоятельно определить цель нашего занятия. (Ответы учащихся)

Учитель: Сегодня мы поговорим о государственном празднике России – Дне Народного Единства.

- К чему призывает нас этот праздник? (Праздник призван напомнить о том, что мы россияне– единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

- В чем состоит суть дня народного единства? (День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу).

- Для чего нам нужно единство? (Для того чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности).

IV. Слово воспитателя.

V. Выступления

Воспитатель:

- Родина и единство…Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды. Когда страна слабела, на неё набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания. Но страна снова и снова вставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

- А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало 17 век.

- После смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, - неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия:

Годунов Борис Фёдорович! Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!

И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.

Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско - отвоевать "отцовский" престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь.

В Москве воцарился Самозванец. Этот Самозванец - он остался в истории Лжедмитрием I - государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого - ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием.

А потом он надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: "Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!

- " Государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время, называлось - Речь Посполитая, в его состав входили Польша и Литва. Тогда и наступил конец терпению народа.

Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение.

И пошли к патриарху Гермогену: "Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!" Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков.

Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Оно потерпело поражение. Его предводитель — Прокопий Ляпунов — погиб. Но призыв патриарха Гермогена облетел все русские города.

Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство и обратился с призывом к жителям города. Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско.

Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Ополчение Минина и Пожарского остановилось и в городе Ярославль для пополнения перед походом на Москву. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: "Прикажи ополчению, пусть разойдется!" - "Да будет над ними милость Божья и наше благословление! - ответил Гермоген. - Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем".

Так и случилось! Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Воспитатель:

- А сейчас мы с вами представим себя русскими воинами.

Физкультминутка.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь – богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Точно в танце - руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

- Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России. А еще такой памятник (абсолютная копия) установлен в Нижнем Новгороде.

Поистине национальным героем того сурового времени стал Иван Осипович Сусанин. В начале 1613 года, когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны.

Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы.

Сына патриарха Филарета - Фёдора Никитича Романова.

Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы — Иван Осипович Сусанин. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам. Доказательством реальности подвига Ивана Осиповича Сусанина является царская грамота о даровании Богдану Сабинину (зятю Сусанина) половины деревни за подвиг покойного тестя.

- Скажите, как россияне отблагодарили героев ополчения? ( Поставили памятник)

- Даже те, кто не бывал в Москве, знают этот памятник.

- Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение, "на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан", а установку приурочить к 200-летию памятных событий.

Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы. Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения.

Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.

Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.

И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год". В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.

Интересно, что на памятнике есть и изображение автора монумента. Постамент памятника с двух сторон украшен бронзовыми рельефами. На одном из них - стилизованное изображение народного ополчения, изгоняющего поляков из Москвы, на другом - нижегородцы, приносящие пожертвования для организации ополчения. На последнем барельефе крайняя фигура слева (мужчина, отправляющий в народное ополчение своих сынов) - Мартос с сыновьями.

- Вы помните, ребята, что 4 ноября празднуется как день Казанской иконы Божией Матери? (Да)

- Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен в 20-х годах XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками. Деревянный Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого князя Пожарского, который принес чтимую икону Казанской Божией матери из Введенской церкви, где она хранилась до возведения Казанского собора. Казанский собор в нынешнем виде (деревянный храм серьезно пострадал во время пожара) был построен зодчими Глебовым и Петровым в 1635-1637 годах по повелению царя Михаила Федоровича.

- Чтимая икона была обретена 21 июля (по новому стилю) 1579 года в Казани. Сохранилась легенда о том, что девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.

По своему типу она относится к иконам Одигитрия - Путеводительница, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери. В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие, В грозные дни осени 1812 года перед Казанской иконой отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М. И. Кутузов.

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.

VI. Викторина.

- Сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили полученную на классном часе информацию, проведем небольшую викторину. (Работа в группах, зарабатывают баллы)

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:

1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?
Речь Посполитая

2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года?
Прокопий Петрович Ляпунов

3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?
Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.

4. Как звали национального героя того времени?
Иван Осипович Сусанин.

5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву.
Ярославль

6. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"?
Лжедмитрия II

7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь?
Казанский собор на Красной площади в Москве.

8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси?
С воцарением Михаила Романова.

9. В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября?
в 1649 г.

10. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
День народного единства.

VII. Подведение итогов.

- День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило начало конца так называемому Смутному времени.

Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой.

Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши пра-пра-пра-пра-много раз пра-деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии. Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
(Слайд46)
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
(Слайд47)
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

VIII. Рефлексия.

Что такое 4 Ноября?

4 ноября – это день единства всех российских народов, а не повод для нацистских настроений
4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей, а не просто замена 7 ноября
4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей .

IX. Подсчет баллов.

X. Заключение.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Но я пою и славлю ныне

Не твой ромашковый покой,

Я славлю Русь как героиню,

Как землю гордости людской.

- Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.


Надеемся, что идеи педагогов из разных уголков нашей страны, будут полезны вам в разработке собственных сценариев уроков, внеклассных мероприятий, торжественных линеек, классных часов и т.п., посвященных этому празднику.

Конспект внеклассного мероприятия "День народного единства". 1–4-е классы 2019

Цели урока: познакомить учащихся с историей возникновения праздника; закрепить знания о символах России; воспитывать в детях чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Квест "Купно за едино!" 2018

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста "День народного единства" 2017

Сценарий праздника ко Дню народного единства "Мы одна страна" 2016

Данное мероприятие направлено на воспитание у детей патриотических чувств: любовь к Родине, родному краю, толерантность к людям всех национальностей, живущих в нашей стране. Развивать у детей интерес к истории России, к истории родного края, города.

Внеклассное мероприятие ко Дню народного единства "Сила России в единстве народа" 2016

Сценарий праздника ко Дню народного единства 2015

Внеклассное мероприятие посвящено Дню народного единства, воспитывает патриотические чувства: любовь к родине, родному краю, толерантности к людям всех национальностей, живущих в нашей стране; развития у детей интереса к истории России, родного края.

Викторину можно провести как силами одного класса или учебной параллели, так и превратить в общешкольное мероприятие с привлечением учащихся разных возрастов (7–11-е классы). Викторина рассчитана на 45–50 минут. При подготовке мероприятия у ребят расширяется круг общения, развиваются навыки работы в команде. Желательно использовать творческий потенциал родителей, учителей ИЗО, библиотечных работников, учителей литературы, музыки.

Интеллектуальная игра команд 10–11 параллелей "Русская смута XVII века – уроки истории: от распрей к единству" 2015

Накануне очень важного и значимого для современной России Дня народного единства мы проводим внеклассные исторические мероприятия о Смуте. Наша страна много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, не нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Но Россия снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Классный час на тему "День народного единства – 4 ноября" 2014

Особую значимость в настоящее время приобретает изучение, сохранение и развитие русской культуры, возрождение народных праздников, традиций. Воспитание толерантности у детей по отношению друг к другу, окружающим людям. Материал обобщает теоретические сведения по освещаемой проблеме и показывает опыт решения этой проблемы.

Классный час "День народного единства" 2014

День народного единства, или праздник Казанской иконы Божией Матери, который мы отмечаем 4 ноября, вовсе не новый праздник, а возвращение к старой традиции. Он был установлен первым русским царём из династии Романовых Алексеем в 1649 году в честь освобождения Москвы от польско-литовских оккупантов. Внеклассное мероприятие посвящено этому празднику.

Урок окружающего мира по теме "Смутное время". 4-й класс 2014

Урок знакомит учащихся с историческими событиями России XVII в., со Смутным временем. Урок рассказывает об истории государственного праздника Дня народного единства.

Непосредственно образовательная деятельность "Историческое путешествие" 2014

Цель занятия: сформировать у учащихся представление о толерантности.

Тема урока: "День народного единства" 2014

Урок проводится в форме устного журнала с дидактическим материалом: презентация, аудиофайлы и т. д. Этот материал можно использовать на других развивающих уроках и занятиях.

"Единством славится Россия" (посвящается Дню единения России) 2013

Цель занятия - расширение знаний детей по истории; формирование патриотических чувств; воспитание уважения к прошлому и настоящему нашей страны.

Классный час "День народного единства" 2013

Классный час дает общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612 годом.

Внеклассное занятие по истории на тему "В единстве наша сила" 2013

Урок ОРКиСЭ "День народного единства и согласия" 2013

Урок-праздник, посвященный Дню народного единства и согласия, с приглашением родителей учащихся, закрепляет понятия "мир", "дружба", "семья", "счастье", "любовь", "родина". В танцах, песнях, стихах, рисунках, пословицах и поговорках ребята приходят к выводу, что, несмотря на национальную принадлежность, людям присущи одинаковые мысли, чувства, эмоции. У нас единая дружная семья – школа, Кавказ, Россия.

Урок истории России "Окончание Смутного времени. Второе ополчение и освобождение России". 7-й класс 2012

Урок посвящен подъему национального самосознания русского народа и патриотическому движению; учитель рассказывает об этапах освобождения страны от захватчиков. Цель: воспитывает у учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности.

Сценарий праздника "День народного единства", посвященного 400-летию со дня освобождения Москвы от польских захватчиков (1612–2012) 2012

Сценарий праздника воссоздает картину жизни нашего государства в начале XVII века в условиях Смутного времени. Знакомит учащихся с трагическими страницами русской истории. Подводит к пониманию обстановки напряженности и трагизма периода времени Лихолетья. Показывает и раскрывает характеры и душевные качества россиян. Формирует чувство гордости и ответственности за право называться гражданином России.

Классный час "Во славу Отечества" 2012

Цели занятия: познакомить учащихся с государственным праздником Днем народного единства; способствовать формированию положительной нравственной оценки исторических событий; содействовать формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности; воспитывать уважение к истории своей страны.

Смутное время в России 2012

Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока - продвинутая лекция в технологии критического мышления. Урок способствует воспитанию свободного осознанного выбора личностной патриотической позиции, интереса к прошлому как "кладовой образцов дурного и хорошего", формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных.

День народного единства 2012

Интегрированный урок "история + литература" по теме "4 ноября – День единства" 2012

Интегрированный урок по истории и литературе является ярким примером возможных полидисциплинарных связей в учебном процессе. Подобный подход в работе обладает новизной и мотивирует познавательный интерес учащихся. Урок призван формировать гражданское самосознание, патриотизм, нравственные и культурные ценности, способствовать социализации личности учащихся, формировать практические навыки применения таких ключевых понятий как патриотизм, толерантность, сострадание, единство.

Урок истории по теме "Смута – выбор пути". 7-й класс 2012

Содержание урока включает в себя повторение основных событий Смутного времени, хронологии, исторических лиц, причин и характерных черт Смуты. Основные проблемы урока — сравнение позиции Василия Шуйского и Боярской думы, опирающихся в борьбе за власть на иноземные силы, и патриарха Гермогена, К.Минина, Д.Пожарского, олицетворяющих позицию выбора национальной независимости. Важная образовательная составляющая урока – социализация учащихся.

Знакомство учеников с историей праздника "День народного единства" 2012

Мероприятие знакомит с постановлениями правительства о праздновании 4 ноября Дня народного единства. О том, что этот праздник праздновался до 1917 года как общегосударственный. Сообщаются исторические сведения о легендарных русских патриотах К.Минине и Д.Пожарском ‒ предводителях народного ополчения против польских захватчиков, причастии к этому событию церкви и святынях ‒ иконах Казанской и Смоленской Богородиц, увековечении имен и подвига Минина и Пожарского.

День народного единства 2012

Цель мероприятия: формирование представления о новом российском празднике, его истоках и значении, воспитание у школьников гражданских качеств, закрепление знаний о символах российского государства и его истории.

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой 2012

Урок дает представление о событиях начала XVII века. Во время урока дети прикасаются к священным страницам истории, к героическому прошлому нашей Родины, переносятся на четыре века назад, узнают, что за событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года в России.

Сценарий по теме "России славные сыны", посвященный Дню народного единства 2012

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню народного единства, который проводится с целью познакомить с историческими фактами Смутного времени; развивать способность сопереживать, формировать умение слушать окружающих; воспитывать чувство патриотизма.


"4 ноября - День народного единства"- разработка классного часа с целью дать представление о празднике 4 ноября, раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа.

Содержимое разработки

Цель: дать представление о празднике 4 ноября, раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа. любовь к Родине интереса к историческому прошлому и настоящему России.

Задачи: формировать у детей чувство гражданственности и патриотизма, ответственность за судьбу Родины, интерес к истории Российского государства; воспитывать гордость за Родину и уважение к защитникам государства.

Форма проведения: устный журнал с элементами беседы.

Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение, раздаточный материал (карточки).

Ход классного часа:

Родина наша! Гордимся по праву
Неповторимым величьем твоим!
Память о прошлом, всемирную славу,
Предков наследие мы сохраним!

Учитель:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем.

Вы знаете о том, что Россия – самая большая страна во всем мире. От Европы до Азии она занимает огромную территорию. Именно поэтому в нашей стране живет так много народов, которые имеют свои обычаи, традиции и культуру, праздники, но объединяет их одно - это любовь к родине, ее прошлому и настоящему.

Сегодня мы с вами собрались поговорить об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать вместе. Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами.

Соотнесите даты и названия. Слайд 2

Праздник Весны и Труда

День защитника Отечества

День независимости России

День народного единства

(ребята, посоветовавшись в группах, называют по очереди дату и соответствующий праздник)

-Итак, какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна?

(4ноября в нашей стране отмечается праздник - День народного единства.)

-Знаете ли вы, в память о каких событиях установлен этот праздник?

(предположения учащихся)

-Этот праздник установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года.

К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось единство, когда в стране царили распад, хаос, вражда, анархия, катастрофа.

-Более полно о празднике – Дне народного единства вы узнаете сегодня на классном часе (с какого времени празднуется и что символизирует). Для этого нам необходимо совершить виртуальное путешествие в далекое прошлое.

У праздника День народного единства очень древняя история.

Ушли в историю года.

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

- Итак, давайте перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века.

Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили-были на земле русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечеству.

Вот пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.

В Москве на Красной площади в честь победы над поляками установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому, чтобы люди не забывали и чтили своих героев. Вот в честь этого события и празднуется День народного единства . 4 ноября, день освобождения Москвы многонациональным ополчением Минина и Пожарского от иноземных захватччиков, с 2005 г. отмечается как государственный праздник – День народного единства.

Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа .

Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди, как один вставали на защиту своей страны.

Единство – это объединение всех людей.

Единство – это согласие народа.

Единство – это когда есть общая надежда.

Единство – это мир и дружба.

Единство – это доброта, понимание и прощение.

-Давайте теперь, ребята, прочитаем пословицы про родину. Начало пословицы на доске, а конец у вас. Для этого нам надо соединить обе части.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Нет земли краше, чем страна наша.

Человек без родины — что соловей без песни.

Родная земля и в горсти мила.

Береги Родину как зеницу ока.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Если народ един, он непобедим.

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Народная дружба и братство - дороже всякого богатства.

Бегут года, шагают десятилетия, медленно текут столетия, и каждое из них выдвигает новых героев. Но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть и людей, жизнью своей поправшие время и оставшиеся в веках. К таким относятся и незабвенные спасители Отечества – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Будьте достойны своих славных предков! Всего вам доброго!

Содержимое разработки

Эпиграф Родина наша! Гордимся по праву Неповторимым величьем твоим! Память о прошлом, всемирную славу, Предков наследие мы сохраним! Л. Разумова

Родина наша! Гордимся по праву Неповторимым величьем твоим! Память о прошлом, всемирную славу, Предков наследие мы сохраним!

Л. Разумова

Соотнесите даты и их названия.

Соотнесите даты и их названия.

4 НОЯБРЯ-ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

Единство – это объединение всех людей.

Единство – это согласие народа.

Единство – это, когда есть общая надежда.

Единство – это мир и дружба.

Единство – это доброта, понимание и прощение.

Закончи пословицы

Закончи пословицы

  • Кто за Родину горой,
  • Нет земли краше,
  • Человек без родины —
  • Родная земля и
  • Береги Родину
  • На чужбине и калач не в радость,
  • Одна у человека родная мать,
  • Если народ един,
  • И лес шумит дружней,
  • Народная дружба и братство-
  • тот истинный герой.
  • чем страна наша.
  • что соловей без песни.
  • в горсти мила.
  • как зеницу ока.
  • а на родине и чёрный хлеб в сладость.
  • одна у него и Родина.
  • он непобедим.
  • когда деревьев много.
  • дороже всякого богатства.


-75%

Читайте также: