Употребление имен существительных в речи 5 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

дать понятие о роли имен существительных в достижении точности, информативности, выразительности речи. Учить овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, систематизировать знания о языковых выразительных средствах языка (подготовка к ЕГЭ), определяя особенности употребления в нем переносного значения слова; синонимов, антонимов, обращения. Обогатить речь школьников, воспитать у ребят интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Вступительное слово учителя.

- Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в лингвистическое путешествие в мир языка и поговорим об имени существительном как единице языка. (Лингвистика – это наука о языке, языкознание).

- Как вы думаете, какая часть речи появилась раньше всех и почему?

- Раньше всех появились имена существительные, потому что надо было назвать предметы, которые окружали людей.

-Ученые установили, что имена существительные появляются в речи ребенка в числе самых первых слов: мама, папа, баба … И это вполне понятно: ребенок смотрит на мир и пытается понять, как называются окружающие его предметы.

Посмотрите на экран. Перед вами несколько строк из стихотворения А.А.Фета.

Шепот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

Свет ночной. Ночные тени,

Ряд волшебных изменений

- В чем особенность этого стихотворения?

- Оно примечательно тем, что почти целиком состоит из одних только существительных.

- Какую роль они играют в тексте?

- В стихотворении 14 существительных, нет ни одного глагола, и тем не менее его можно от начала до конца понять: перед нами чудесная ночная

С какой частью речи согласуется существительные? Обратимся к тексту.

- Существительные согласуются с прилагательными.

- С какой целью поэт использует в стихотворении прилагательные?

- Для большей выразительности.

- С какими изобразительно-выразительными средствами языка мы знакомы?

- С эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением.

- А что такое эпитет?

- Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. Это художественное определение, создает образ.

- Найдите эпитеты в тексте и запишите в тетрадь.

- Робкое дыханье, сонный ручей, свет ночной, ночные тени, волшебные изменения…

Одним из изобразительных средств языка является метафора.

А кто помнит определение метафоры?

- Метафора – это образное использование переносного значения слова на основе сходства в чем-либо двух предметов, скрытое сравнение.

- Найдите в тексте метафору.

- Серебро и колыханье

Сделаем вывод : для чего служат метафоры и эпитеты в произведениях?

- Они помогают ярко изобразить картину, выявить сходство в непохожих на первый взгляд явлениях и передать мысль автора и эмоцию.

- в корне после шипящих под ударением пишется е, а не о. Слова-исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон.( орфограмма № 14)

Зачет, крыжовник, решетка, шомпол, шорох, шоколад, челка, шелк, капюшон, желудь, учеба, пощечина, щетка, шов, жонглер, пчелка, расческа.

Сверьтесь с текстом. (показать на кодоскопе).

Поднимите руки, кто не сделал ни одной ошибки?

- Ребята, чтобы попасть на вторую станцию, нам необходимо выполнить следующее задание. Спишите предложения, вставляя падежные окончания и укажите склонение существительных.

Есть в русской природ(…) особенный день, когда на березах начинает распускаться молодая листва. Выйдешь весной к опушк(…) леса и замрешь от восхищения и восторга, радостно ахнешь: зеленой дымкой покрылись

деревья. Клейкой нежной листвою пахнет в березовой рощ(…).Войдя в лес, человек чувствует свежее дыхание пробудившейся земл(…).

4.- Чтобы попасть на следующую станцию, нам надо ответить на вопрос: что такое синонимы. Найдите в тексте существительные-синонимы.

- Синонимы – слова, различные по звучанию и близкие по лексическому значению, относящиеся к одной и той же части речи.

Для чего служат синонимы в речи?

Синонимы обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они позволяют избегать ненужных повторов слов. Выбирая из синонимов самый подходящий по смыслу, мы точнее выражаем мысль и чувство.

А что такое антонимы?

- Антонимы слова с противоположным лексическим значением. Они позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты.

Задание: Прочесть текст громко. Выпишите антонимы из текста.

В тех краях, где кошельком

Мерят все на свете,

Правда ходит босиком,

Катит ложь в карете.

Ложь всегда опередит

Но не бойтесь: победит

6.Наш третий маршрут - имена существительные в роли поэтического обращения.

- Послушайте несколько отрывков из стихотворений разных авторов. Определите, в каких примерах использован прием поэтического обращения?

-Что такое обращение?

- Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращения произносятся с особой звательной

интонацией, на письме выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

1. Что затуманилась, зоренька ясная,

Пала на землю росой?

Что ты задумалась, девушка красная,

Очи блеснули слезой?

2. Не кричи так жалобно, кукушка,

Над водой, над стужею дорог!

3. Удивительно качнется стена,

Поплывут облака над домами…

Заиграй, заблистай куполами,

Разбуди мою душу, весна!

Из художественных произведений выпишите обращения, выраженные именами существительными:

Индивидуальные задания на карточке.

Итоговая работа . I вариант.

План – конспект урока по русскому языку. 5 класс.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Слушатель курсов повышения квалификации: Черкасова Л.Н.

Похожие документы:

Русский язык 5 класс

. теме учебного исследования Индивидуальные задания по итогам конференции. 202-204. Резервные уроки. РУССКИЙ ЯЗЫК 6 КЛАСС .

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 7 класс

. тематическое планирование уроков русского языка 7 класс № урока Тема урока Цели урока Элементы содержания . Самостоятельные части речи Склонение имен существительных Выполнение упр . части речи, назначении в языке, употреблении в роли других частей речи. .

Задачи: Систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка; Закрепить зун об имени существительном на практических заданиях, поддерживая дух соревновательности

Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс

. вывод, что называется именем существительным. З а п о м н и т ь! Имя существительное самостоятельная часть речи, обозначающая не только . теме урока. Б е с е д а по вопросам: Как называется изменение существительных по падежам? Сколько в русском языке .

Программа по русскому языку 1-4 класс

– О чем пойдет речь на нашем уроке?
Имя существительное — самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от нее образуется прилагательное. Имя существительное — ведущая часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение).
Имя существительное — важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает.
Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы, явления действительности.
Существительное — самая существенная часть речи. Вот стихотворение, которое почти целиком состоит из одних только существительных, а нам все понятно.

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица. (А.Фет)

Один мальчик рассуждал так:

– Кому нужны существительные? Ведь если бы их не было, то не придумали математику, не было бы ее вовсе! А там, глядишь, и физики, и химии, и географии, вот жизнь была бы у ученика! Одна физкультура! Или возьмем время. Зачем нужно его точно обозначать? Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса? Нет, на свою голову придумали точно обозначать все: время, деньги, страницы, упражнения, задания и только скажи, что я не прав! Язык не повернется.
– А вы согласны? Нужны ли нам имена существительные? Попробуйте выразить свою речь, не используя имена существительные. Получилось?
– Так о чем же пойдет сегодня разговор на уроке?

II. Разминка

1. Расставьте ударения в словах: партер, документ, шофер, средства, красивее, километр, перчить.

– Все ли слова в этом ряду существительные?

2. Определите, сколько раз встречаются звуки:

[ а ] Рассыпался горох на семьдесят дорог.

3. Можно ли слова сережка, орел, стрелка, белка писать с прописной буквы? Примеры.

4. Образуйте существительные ж.р. от существительных: кочегар, штукатур, поручень, электрик, матрос.

5. Что объединяет группы существительных:

– Сегодня мы с вами поговорим о здоровье, на мой взгляд, это одна из самых важных тем для человека. Что легче: сохранять здоровье или лечить человека?

  • До свадьбы …
  • Еле-еле душа …
  • Здоровья не …
  • У больного не здоровья спрашивай.
  • Дороже ум всего здоровье да.
  • Здоровью курить вредить.

9.Индивидуальная работа (2 человека с места): подбери из книги пословицы под заглавные буквы: ЗДОРОВЬЕ

– А как вы думаете, почему мы говорим о здоровье?

III. Словарный диктант

Два ученика работают у доски.

  • 1 ряд – у существительных определить падеж
  • 2 ряд – склонение
  • 3 ряд – род

– Поменяйтесь тетрадями (взаимопроверка).

У доски проверяют 2 консультанта, задают дополнительные вопросы.

IV. Обобщение изученного материала

– Что же вы узнали о существительном?

  • 1 группа – Что такое имя существительное? Примеры.
  • 2 группа – Расскажите о падежах. Просклоняйте слово земля
  • 3 группа – Расскажите о склонении. Примеры. Что такое разносклоняемые существительные?
  • 4 группа – Расскажите о числе. Примеры. Назовите существительные, которые употребляются только в ед.числе или только в мн.числе.
  • группа – Расскажите о роде. Примеры. Назовите существительные общего рода.
  • группа – Назовите имена существительные собственные и нарицательные. Примеры.

Представитель группы защищает свое задание.

– Таким образом, наше имя существительное обросло грамматическими признаками.

V. Физкутминутка

Работа над осанкой.

VI. Коллективный опрос по схеме разбора существительного

В здоровом теле – здоровый дух.

  • Имя существительное –
  • Н.Ф. –
  • Собственное или нарицательное
  • Одушевленное или неодушевленное
  • Род –
    • Число –
      Склонение –
      Падеж –

    Все работы сдаются на отметку.

    VII. Роль имени существительного

    – Объясните заголовок.
    – Согласны ли вы с автором? Почему необходимо бережно относиться к зрению? Как это нужно сделать? Что особенно вредно для здоровья?

    2. Заполним таблицу примерами:

    – Что же нужно делать, чтобы быть здоровым?
    – Какими видами спорта можно заниматься?

    VIII.Словарная работа

    IX. Аналитические упражнения

    1. Распределите слова на два столбика – собственные и нарицательные.

    Футболист, мяч, хоккеист, шайба, ворота, баскетболист, лед, конькобежец.

    X. Это интересно

    – Некоторые нарицательные имена произошли от названий городов, местностей, где впервые был сделан или откуда вывозился тот или иной предмет.

    Пломбир – от названия французского города Пломбьер.

    Есть имена нарицательные, которые восходят к именам легендарных героев древнего мира.

    Геркулес (силач) от имени героя.

    Многие собственные имена – это в прошлом имена нарицательные, значения которых забылись.

    Петр (греч) – камень.
    Софья (греч) – мудрость.
    Марина (лат) – морская.

    XI. Творческая работа

    XII. Итоги

    – Какова же роль имени существительного в нашей речи?

    XIII. Рефлексия.

    Ваши пожелания друг другу после нашего урока.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Русский язык, 5 класс.

    Дата________________

    Тип урока : урок изучения нового материала.

    Образовательные : формировать умение определять и доказывать, что данные слова являются именами существительными, научить правильно задавать вопросы, формировать понятие о том, что имена существительные являются неотъемлемой часть нашей речи.

    Коррекционно-развивающие : развивать познавательную активность учащихся, умение реализовывать имеющиеся знания путем активизации логического мышления; коррекция и развитие связной речи, путем формирования умения отвечать на вопросы полным, развернутым предложением; развитие внимания и памяти.

    Воспитательные : воспитывать интерес к уроку русского языка, любовь к родному языку; воспитывать культуру поведения на уроке.

    Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, индивидуальные карточки, учебник, тетрадь.

    I. Организационный момент .

    Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я рада вас всех видеть! Давайте начнем занятие и вспомним девиз наших уроков русского языка. (учитель вместе с учащимися проговаривает девиз урока)

    Девиз: Мы пришли сюда учиться,

    Не лениться, а трудиться,

    Учитель: А еще, ребята, на уроке мы что обычно делаем?

    Ученики: На уроке мы будем внимательно смотреть, слушать, правильно говорить и красиво писать. Пальчиковая гимнастика. Словарная работа.

    Учитель: А прежде, чем мы приступим к работе в тетрадях, давайте выполним гимнастику для рук и пальчиков. (учитель с учащимися выполняет гимнастику с помощью карандаша).

    Повар, горох, яблоко, победа, герой, пенал, помидор.

    Учитель: А теперь возьмите карандаши, проверьте свою работу и оцените себя.

    Учитель: Скажите мне, пожалуйста, почему мы должны запомнить написание этих слов?

    Ученики: Мы должны запомнить написание этих слов, потому что их нельзя проверить.

    Учитель: Как называются слова, написание которых нельзя проверить?

    Ученики: Такие слова называются –словарные слова.

    II. Введение и формулирование темы урока.

    Ученики: Эти слова обозначают названия предметов.

    Учитель: А на какие вопросы отвечают эти слова? Давайте поставим вопрос к каждому слову.

    Учитель: А теперь внимание! Подумайте и приведите свои примеры слов, отвечающих на вопросы кто? или что? (ученики приводят примеры)

    Учитель: Давайте вспомним, как же называются эти слова, которые обозначают названия предметов и отвечают на вопросы кто? или что? Это мы с вами сможем сделать, если расшифруем запись. В первой таблице каждая буква соотносится с цифрой. Во второй таблице вам нужно поставить буквы в предложенном вам порядке. Выполнив задание, вы сможете ответить на мой вопрос.

    III. Основной этап урока

    Явления природы- мороз,…,… (ветер, дождь, молния, иней)

    Профессии- водитель,…,… (учитель, повар, столяр, врач)

    Качества человека- доброта,… (злость, любовь, сострадание)

    Транспорт- электричка,…,… (велосипед, машина, ролики)

    События- праздник,…,…. (свадьба, Новый год, война)

    Учитель: Выполнив это упражнение, мы с вами можем сделать вывод, что имена существительные обозначают названия: профессий, явлений природы, качеств человека, событий, транспорта и т.д. (ученики дополняют список)

    Гимнастика для глаз.

    Учитель: А сейчас немного отдохнем. Выполним гимнастику для глаз.

    Ученики: В этом тексте пропущены слова.

    Учитель: Давайте вставим пропущенные слова по смыслу. (учитель с учениками разбирают упражнение, вставляют пропущенные слова)

    Учитель: А теперь подумайте и ответьте на вопрос:

    Ученики: Текст, в котором были пропущены имена существительные был непонятным.

    Ученики: Имена существительные играют важную роль при построении речи. Если бы их не было, наша речь была бы бессмысленной и непонятной.

    IV. Домашнее задание.

    Учитель: Открываем дневники и записываем домашнее задание, стр.120, упр. 107. Это задание аналогично тому, которое мы с вами сегодня делали. Нужно дополнить ряды имен существительных и к каждому из них поставить вопрос.

    V. Рефлексия

    Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу. И я хотела бы, чтобы вы, как обычно, рассказали о своих чувствах, с которыми вы уйдете с занятия, дали оценку себе, знаниям, которые вы сегодня приобрели. В этом вам помогут следующие выражения:

    Ø Сегодня я понял(а), что…

    Ø На уроке я узнал(а), что…

    Ø Мне было трудно на уроке, потому что…

    Ø Урок мне понравился, потому что…

    Ø Мне было интересно (скучно), потому что…

    Учитель: Я считаю, что мы сегодня с вами плодотворно поработали. Хочу выделить активно работающих учащихся, это….. Хочется, чтобы …… на следующем уроке себя проявили бы …… Спасибо. Урок окончен. Подходите с дневниками, для выставления оценок.

    Запиши в каждую группу имен существительных еще по 2-3 слова.

    Явления природы- мороз,_________________________________________________

    Качества человека- доброта,_______________________________________________

    Запиши в каждую группу имен существительных еще по 2-3 слова.

    Явления природы- мороз,_________________________________________________

    Качества человека- доброта,_______________________________________________

    Запиши в каждую группу имен существительных еще по 2-3 слова.

    Явления природы- мороз,_________________________________________________

    Качества человека- доброта,_______________________________________________

    Запиши в каждую группу имен существительных еще по 2-3 слова.

    Явления природы- мороз,_________________________________________________

    Качества человека- доброта,_______________________________________________

    Запиши в каждую группу имен существительных еще по 2-3 слова.

    Явления природы- мороз,_________________________________________________

    Качества человека- доброта,_______________________________________________

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    дать понятие о роли имен существительных в достижении точности, информативности, выразительности речи. Учить овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, систематизировать знания о языковых выразительных средствах языка (подготовка к ЕГЭ), определяя особенности употребления в нем переносного значения слова; синонимов, антонимов, обращения. Обогатить речь школьников, воспитать у ребят интерес к изучению русского языка.

    Тип урока: урок закрепления изученного материала.

    Ход урока.

    1. Оргмомент
    2. Вступительное слово учителя.

    - Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в лингвистическое путешествие в мир языка и поговорим об имени существительном как единице языка. (Лингвистика – это наука о языке, языкознание).

    - Как вы думаете, какая часть речи появилась раньше всех и почему?

    - Раньше всех появились имена существительные, потому что надо было назвать предметы, которые окружали людей.

    -Ученые установили, что имена существительные появляются в речи ребенка в числе самых первых слов: мама, папа, баба … И это вполне понятно: ребенок смотрит на мир и пытается понять, как называются окружающие его предметы.

    Посмотрите на экран. Перед вами несколько строк из стихотворения А.А.Фета.

    Шепот, робкое дыханье,

    Трели соловья.

    Серебро и колыханье

    Сонного ручья.

    Свет ночной. Ночные тени,

    Тени без конца.

    Ряд волшебных изменений

    Милого лица…

    - В чем особенность этого стихотворения?

    - Оно примечательно тем, что почти целиком состоит из одних только существительных.

    - Какую роль они играют в тексте?

    - В стихотворении 14 существительных, нет ни одного глагола, и тем не менее его можно от начала до конца понять: перед нами чудесная ночная

    С какой частью речи согласуется существительные? Обратимся к тексту.

    - Существительные согласуются с прилагательными.

    - С какой целью поэт использует в стихотворении прилагательные?

    - Для большей выразительности.

    - С какими изобразительно-выразительными средствами языка мы знакомы?

    - С эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением.

    - А что такое эпитет?

    - Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. Это художественное определение, создает образ.

    - Найдите эпитеты в тексте и запишите в тетрадь.

    - Робкое дыханье, сонный ручей, свет ночной, ночные тени, волшебные изменения…

    Одним из изобразительных средств языка является метафора.

    А кто помнит определение метафоры?

    - Метафора – это образное использование переносного значения слова на основе сходства в чем-либо двух предметов, скрытое сравнение.

    - Найдите в тексте метафору.

    - Серебро и колыханье

    Учитель:

    Сделаем вывод: для чего служат метафоры и эпитеты в произведениях?

    - Они помогают ярко изобразить картину, выявить сходство в непохожих на первый взгляд явлениях и передать мысль автора и эмоцию.

    - в корне после шипящих под ударением пишется е, а не о. Слова-исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон.( орфограмма № 14)

    - Словарный диктант.

    Зачет, крыжовник, решетка, шомпол, шорох, шоколад, челка, шелк, капюшон, желудь, учеба, пощечина, щетка, шов, жонглер, пчелка, расческа.

    Сверьтесь с текстом. (показать на кодоскопе).

    Поднимите руки, кто не сделал ни одной ошибки?

    - Ребята, чтобы попасть на вторую станцию, нам необходимо выполнить следующее задание. Спишите предложения, вставляя падежные окончания и укажите склонение существительных.

    Есть в русской природ(…) особенный день, когда на березах начинает распускаться молодая листва. Выйдешь весной к опушк(…) леса и замрешь от восхищения и восторга, радостно ахнешь: зеленой дымкой покрылись

    деревья. Клейкой нежной листвою пахнет в березовой рощ(…).Войдя в лес, человек чувствует свежее дыхание пробудившейся земл(…).

    4.- Чтобы попасть на следующую станцию, нам надо ответить на вопрос: что такое синонимы. Найдите в тексте существительные-синонимы.

    - Синонимы – слова, различные по звучанию и близкие по лексическому значению, относящиеся к одной и той же части речи.

    Вывод:

    Для чего служат синонимы в речи?

    Синонимы обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они позволяют избегать ненужных повторов слов. Выбирая из синонимов самый подходящий по смыслу, мы точнее выражаем мысль и чувство.

    5.Учитель:

    А что такое антонимы?

    - Антонимы слова с противоположным лексическим значением. Они позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты.

    Задание: Прочесть текст громко. Выпишите антонимы из текста.

    В тех краях, где кошельком

    Мерят все на свете,

    Правда ходит босиком,

    Катит ложь в карете.

    Ложь всегда опередит

    Истину немножко.

    Но не бойтесь: победит

    Правда-босоножка.

    6.Наш третий маршрут - имена существительные в роли поэтического обращения.

    Учитель:

    - Послушайте несколько отрывков из стихотворений разных авторов. Определите, в каких примерах использован прием поэтического обращения?

    -Что такое обращение?

    - Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращения произносятся с особой звательной

    интонацией, на письме выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

    1. Что затуманилась, зоренька ясная,

    Пала на землю росой?

    Что ты задумалась, девушка красная,

    Очи блеснули слезой?

    (А. Вельтман)

    2. Не кричи так жалобно, кукушка,

    Над водой, над стужею дорог!

    ( Н. Рубцов)

    3. Удивительно качнется стена,

    Поплывут облака над домами…

    Заиграй, заблистай куполами,

    Разбуди мою душу, весна!

    (А. Передреев)

    Задание:

    Из художественных произведений выпишите обращения, выраженные именами существительными:

    7.Учитель:

    Читайте также: