Сфера услуг транспорт 9 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: урок изучение нового материала.

Методы:

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

(слайд 1). Транспортный комплекс является необходимым условием функционирования хозяйства, жизни населения и вообще существование любого государства, особенно столь протяжённого как Россия.

(слайд 2). Цели и задачи урока.

(слайд 3). Главная продукция транспорта – это перевозки грузов и пассажиров.

Основные задачи транспортной системы:

  • Обеспечение связей между отдельными отраслями и районами страны;
  • Своевременное обеспечение потребностей хозяйства и населения в перевозках;
  • Повышение экономической активности работы транспорта.

Знакомство с понятиями: грузооборот и пассажирооборот. Беседа о транспортном комплексе, его значении и роли в экономике России.

(слайд 4). Далее учитель приводит схему, которую учащиеся записывают в свои тетради, и которая в дальнейшем на уроке будет являться опорой для изучения нового материала (Приложение 2).

Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе страны. Главная задача – обеспечить надёжную транспортную связь Европейской части страны с её восточными районами. Рассказ учителя о большом значении для России ж/д транспорта и об особенностях географии современной сети железных дорог страны; самостоятельная работа с атласами, текстом учебника, справочниками и обозначение на к/к важнейших ж/д магистралей страны; беседа о проблемах, возникающих при строительстве железных дорог.

(слайд 6). Б) Автомобильный транспорт – один из самых дорогих по себестоимости перевозок.

(слайд 7). В) Трубопроводный транспорт

(слайд 8). Г) Воздушный транспорт – один из самых дорогих видов транспорта.

Рассказ учителя об авиационном транспорте, его значении, особенностях, уровне развития. Состав: авиационный и космический. Особенности авиационного транспорта: перевозка скоропортящихся грузов и доставка пассажиров на большие расстояния и в труднодоступные районы. Главная проблема – большой возраст эксплуатации самолётов, необходимость обновления парка самолётов, сильный загрязнитель атмосферы.

Космический транспорт: значение и проблемы.

(слайд 9). Д) Водный транспорт (морской и речной)

(слайд 11). Проблемы транспортной системы России.

Заключительным этапом урока является постановка проблем, с которыми сталкивается транспортная система России. Учащимся предлагается найти пути решения данных проблем, в случае нехватки времени на уроке данную работу ребята могут выполнить дома и на следующем уроке высказать свои мнения по данным проблемам.

урок проводится в 9 классе по учебнику В.П. Дронов География. Россия: природа, население, хозяйство.

Тип урока: Формирование новых знаний, умений и навыков.

Цели и задачи : 1. Сформировать представления о сфере услуг, ее составе и возрастающей роли в экономике страны, представления об особенностях сухопутного и авиационного транспорта России. 2. Познакомить с задачами и проблемами сухопутного и авиационного транспорта России. 3. Развить умения оценивать транспортные сети, прогнозировать дальнейшее развитие.

ВложениеРазмер
sfera_tr._transport_9kl_hod_uroka.docx 27.12 КБ
sfera_uslugi.pptx 620.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока : Формирование новых знаний, умений и навыков.

Цели и задачи : 1. Сформировать представления о сфере услуг, ее составе и возрастающей роли в экономике страны, представления об особенностях сухопутного и авиационного транспорта России. 2. Познакомить с задачами и проблемами сухопутного и авиационного транспорта России. 3. Развить умения оценивать транспортные сети, прогнозировать дальнейшее развитие.

Методы и формы обучения : Объяснительно-иллюстративный с элементами проблемного изложения.

Новые термины и понятия: сфера услуг, специальные и универсальные виды транспорта, грузооборот, транспортная система, железнодорожный, автомобильный, авиационный транспорт.

Контрольные вопросы и задания . А.1. Обоснуйте уникальность значения железнодорожного транспорта для России. 2. Какие экологические проблемы связаны с железнодорожным и автомобильным транспортом России. 3. Какие особенности свойственны автомобильному транспорту?. Б. работа с текстом. В. Кроссворды

1. Организационная часть урока.

1.Сформировать представления о сфере услуг, ее составе и возрастающей роли в экономике страны, представления об особенностях сухопутного и авиационного транспорта России. 2. Познакомить с задачами и проблемами сухопутного и авиационного транспорта России. 3. Развить умения оценивать транспортные сети, прогнозировать дальнейшее развитие.

Транспорт Основная функция транспорта – перемещение в пространстве людей и грузов. Его главная задача – обеспечивать связи между предприятиями, районами страны.

3 слайд: Виды транспорта. Специальные (Транспортировка грузов) – Трубопроводный, электронный Универсальные (Перевозка пассажиров и грузов) - Сухопутные – железнодорожный, автомобильный. Водные – речной и морской.

Вопрос – что такое грузооборот ?

1 ученик: читает 64 стр – По своему назначению транспорт объединяют в две группы. Работу, проделанную транспортом, оценивают по нескольким показателям. Величину(объем)перевозок грузов и пассажиров измеряют соответственно в тоннах и количестве пассажиров. Грузооборот – это произведение количества перевезённого груза (т) на расстояние перевозки (км). Он исчисляется в тонно-километрах. Аналогично для числа перевезённых пассажиров рассчитывается пассажирооборот.

Вопрос на выявление причинно-следственной связи.

- сравнение проездных билетов на самолете и поезда.

- какой водитель имеет больше зарплаты, дальнобойщик или тот который возит по городу хлебобулочные изделия.

Недостатки – Узкая специализация по видам грузов, низкая скорость опасность аврий с серьезнымыми экологическими последствиями.

Учитель 5 слайд : Важнейший вид транспорта России – железнодорожный. Страна располагает протяженной железнодорожной сетью. Эксплуатационная длина составляет 85 тыс. км.- это II место в мире (электрифицированы 43тыс. км), в европейской части страны она имеет радиально-кольцевую структуру, центром которой является столица-Москва. От неё стальные магистрали идут в 12 направлениях.

8 слайд: Автомобильный транспорт занимает второе место по пассажирообороту и третье-по грузообороту. Он не может составить конкуренции железнодорожному транспорту в массовых грузовых перевозках на средние и дальние расстояния. Это объясняется высокой себестоимостью перевозок.

Особенности автомобильного транспорта.

5 ученик читает 69 стр: география российских автомобильных дорог похожи на географию железных дорог, но на не в полной мере. Центр автомобильной сети европейской части страны – Москва. От неё по разным направлениям расходятся 12 радиусов дорог. Но в отличие от ж/д сети практически отсутствуют кольцевые дороги, пересекающие эти радиусы. Работы по их созданию только начинаются. Отсутствие кольцевых дорог создаёт большие транспортные проблемы в этой части страны. В азиатской части россии ситуация с автодорогами такж хуже, чем с железными дорогами. Здесь есть только одна автодорога широтного направления, связывающая Дальний Восток и Сибирь с европейской частью. Но назначительном отрезке (Чита-Хабаровск) она грунтовая.

10 слайд : Зависимость транспорта от природных условий территории велика и многообразна. Однако по мере развития науки и техники она приобретает новые формы. Сооружая мосты, тоннели. Дороги и порта и т д человек сильно изменяет облик окружающей природы. В настоящее время растет отрицательное воздействие транспорта на окружающую среду.

Учитель 11 слайд : Вывод

В мировом транспорте происходят серьезные изменения. Все большее значение приобретают такие факторы, как точность, надежность. Доступ к информационным системам на любом отрезке транспортной сети. оптимизация времени доставки. Частота отправлений. Это обуславливает зависимость различных видов транспорта от качества автомобильных и железных дорог, воздушных портов. трубопроводов. Их техническое состояние непрерывно совершенствуется, они оснащаются дорогостоящим оборудованием. в том числе электронным.

Поэтому в будущем в транспортной системе России должны произойти качественное изменения: увеличится количество автомагистралей с усовершенствованным покрытием. Электрифицированных и скоростных железных дорог, трубопроводов крупного диаметра.

2 Учитель 12 слайд : Выполните задания для закрепления темы . Учащиеся делают соотношение понятий, угадывают кроссворд читая текст учебника.

Практические задания: 1.Определите по рис.1.4.6. на учебнике 67стр. Сколько широтных железных дорог пересекают территорию Урала, Сибири, Дальнего Востока.

2. Определите по карте: из Москвы до Сургута через какие города едет поезд.

3. Дайте характеристику города Екатеринбурга: местоположение, наличие транспортных систем, роль и значение города по региону.

4. Установите по карте обеспеченность населения собственными легковыми автомобилям и записывайте в порядке уменьшения;

а. Дальний Восток

б. Европейский Север

  1. Учитель 15 слайд : Домашнее задание. Записывают домашнее задание.
  2. Учитель : Заключение. Учитель подводит итоги, проверяет задания и ставит оценки.

Урок в 9 классе проходит в традиционной форме. Он формирует представления о транспортной и непроизводственной сфере.
Ребята продолжают развивать навыки самостоятельной работы по добыванию знаний (работа с картами атласа, учебника) и воспитание ответственности за результат своей деятельности.

Оценить 175 0

Тема: Транспорт и сфера услуг.

Форма работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели и задачи урока:

1 сформировать представление о составе и роли третичного сектора в экономике страны.

2. познакомить учащихся с инфраструктурным комплексом

определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения;

познакомить учащихся с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем развития;

продолжить формирование у ребят умения работать с различными источниками географической информации.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Мы продолжаем знакомство с особенностями развития хозяйства России.

В течение нескольких уроков мы изучали отрасли вторичного сектора экономики. Чем он занимается? (переработкой сырья).

Задание: Из предложенного перечня отраслей выбрать те, которые относятся к вторичному сектору экономики: электроэнергетика, земледелие, машиностроение, рыбная промышленность, нефтяная промышленность, охота, лесная промышленность.

Кроме первичного и вторичного сектора, в экономике нашей страны есть еще один сектор.

Этот сектор называется - третичный.

Изучение нового материала.

Обратите внимание, что его еще называют инфраструктурным комплексом. Термин инфраструктурный комплекс появился совсем недавно, в 40 –х годах 20 века.

Инфраструктура – это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения

Коммуникационная система сфера услуг

Сфера услуг образует третичный сектор хозяйства. Они производят особую продукцию – услуги.

Какие виды услуг вы знаете, и являетесь ли вы их потребителями?

(Я считаю, что являюсь потребителем услуг потому, что каждый день хожу в магазин, езжу на автобусе в школу, а сейчас я получаю образовательные услуги. Есть еще медицинские услуги, электроснабжения)

Это торговые, бытовые услуги, услуги транспорта и связи, здравоохранения и образования, Культура и искусство.Особый вид услуг – услуги государственного управления и обороны, жилищно-коммунальное хозяйство, финансово-кредитная сфера.

Количественные и качественные показатели сферы услуг во многом определяют жизненный уровень человека в современном мире. По развитию международного туризма лидируют Франция, США и Испания. Лидерами в использовании сети Интернет являются США, Япония, Великобритания, Германия.

Рекреационное хозяйство - должно обеспечивать отдых людей, восстановление здоровья

Вопрос к классу:

- Какие города-курорты вы можете назвать? (Сочи, Анапа, Кисловодск, Пятигорск и др.)

Вокруг крупных городов Санкт- Петербурга, Москвы создается крупная рекреационная зона.

Рельеф (плоский или горный);

Благоприятный климат (нежаркое лето и несуровая зима),

Наличие водных объектов (рек, озер, минеральные воды и лечебные грязи, теплое море);

Исторические и культурные памятники;

Безопасность жизни (низкий уровень преступности).

В последние годы большая часть горожан отдыхают на своих садово-огородных участках. Причина такого отдыха - низкий уровень жизни населения России. Тем не менее, в последние годы увеличился поток туристов в зарубежные страны

Вопрос к классу:

Назовите наиболее популярные зарубежные курорты? (Египет, Канарские острова, Кипр, Греция, Турция и др. страны)

Без транспорта невозможно преодоление территориального разрыва между людьми и странами.

(движение, груз, пассажир, дорога, работа и т.д.)

Как вы думаете, почему транспорт называют кровеносной системой мира?

Основная функция транспорта – перемещение в пространстве людей и грузов. Его главная задача – обеспечивать связи между предприятиями, районами страны. Виды транспорта:

Грузооборот – это произведение количества перевезённого груза (т) на расстояние перевозки (км). Он исчисляется в тонно-километрах. Аналогично для числа перевезённых пассажиров рассчитывается пассажирооборот.

Транспортная система — совокупность всех видов транспорта, объединённых между собой транспортными узлами, т. е. пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними.

Транспортный узел – это центр, в котором сходятся несколько видов транспорта, и происходит обмен грузов между ними.

Работа по группам (стр. 75-76 и раздаточный материал)

Каждая группа пишет о своем виде транспорта (железнодорожный, воздушный, автомобильный, морской, трубопроводный)

Виды транспорта отличаются по следующим показателям:

Виды транспорта отличаются по следующим показателям:

1) себестоимость перевозки

2) скоростью перевозки

3) надежности, комфортность

4) грузооборот, пассажирооборот

5) влияние природных условий

Домашнее задание.

Как вы оцениваете работу (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно)?

Ключевые слова:
Показатели работы транспорта; грузооборот; пассажирооборот; загрязнение окружающей среды; транспортная сеть; структура транспортной сети; транспортный узел; выбросы загрязняющих веществ; железные дороги; автомобильные дороги; аэропорты; аэродромная сеть; себестоимость перевозок.

Пояснения:
Теоретической частью урока является объясняющий видеоролик и интерактивный элемент учителя о значении и особенностях основных видов транспорта, работая с которыми учащиеся могут самостоятельно или при взаимодействии с учителем изучить данную тему.

- Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Цель: Формирование представления о транспортной системе России.

- давать определения терминов, понятий по тематике урока;

- выявлять и называть особенности транспортного комплекса;

- составлять описание транспортного комплекса;

- определять факторы размещения производства;

- читать тематические карты;

- наносить на контурную карту географические объекты .

Метапредметные УУД:

Познавательные:

- находить достоверные сведения в источниках географической информации;

- выделять главное и обобщать тематический материал;

- использовать навыки математических расчетов;

- прогнозировать состояние объекта или развитие явлений;

- выявлять особенности объектов.

Регулятивные:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

- планировать учебную деятельность.

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, аргументируя его , подтверждая фактами;

- понимать позицию другого;

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

-сформированность учебно- познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций;

- понимание особенностей транспортного комплекса;

- использование знаний о транспортном комплексе в повседневной жизни и здоровья;

- понимание и принятие правил проведения практической работы:

- осознание и проявление себя гражданином России.

Тип урока : Изучение новой темы.

Оборудование : карта России, проектор, презентация.

Понятия, термины, номенклатура и персоналии: транспорт, грузооборот, пассажирооборот, транспортный узел, транспортная магистраль, транспортная сеть, транспортный комплекс.

УМК: учебник Е.Д.Домогацких, Н.И.Алексеевский, Н.Н.Клюев, атлас, контурная карта.

I . Оранизационный момент. Приветствие, подготовка к уроку.

II . Изучение новой темы.

Актуализация.

Вспомните, какие существуют сферы народного хозяйства. (предполагаемый ответ)

Какие отрасли входят в сферу материального производства. (предполагаемый ответ)

Какой фактор влияет на международное географическое разделение труда. (предполагаемый ответ)

А вам интересно, еще больше узнать о развитии транспорта России?

Россия - это, прежде всего, огромное пространство, крупнейшее по территории государство мира, требующее постоянного развития. Чтобы связывать это пространство, осуществлять международное географическое разделение труда, необходимо наличие достаточного количества транспортных коммуникаций. Благодаря транспортной системе Россия может поддерживать связь с другими районами, областями, странами и государствами.

Откройте тетрадь и запишите тема урока : Транспортный комплекс. Исходя из темы, попробуйте определить цель и задачи урока.

Да, сегодня на уроке вы узнаете:

1. Что представляет собой транспорт как отрасль хозяйства?

2. О значении и особенностях транспортного комплекса России.

3. О показателях характеризующих работу транспорта.

4. Об отдельных видах транспорта и их особенностях.

5. Что такое транспортная сеть и транспортный узел.

6. Каким образом рассчитывается грузооборот и пассажирооборот.

Проблемный вопрос:

В конце нашего урока, постарайтесь ответить на такие вопросы:

1. Почему в России главной бедой транспортного комплекса является качество дорого?

2. Докажите, что нехватка дорог является фактором, сдерживающим развитие экономики России.

Как вы думаете, что такое транспорт. Попробуйте сами сформулировать определение, что такое транспорт? Запишите в тетрадь. (предполагаемые ответы). А сейчас, откройте учебник стр. 191 прочитайте, сравните со своим определением и запишите из учебника определение, что такое транспорт.

Транспорт - отрасль хозяйства, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров.

Как вы думаете, какова роль и задача развития транспорта?

В чём значение транспорта?

Обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями страны.

Удовлетворение н/х в перевозках.

Повышение экономической эффективности хозяйства страны.

Как рассчитать грузооборот и пассажирооборот? ( предполагаемые ответы)

Найдите на стр. 191, какова важность развития транспорта. Запишите в тетрадь.

К какой сферы производства относится транспорт? (предполагаемые ответы). Нематериальной. Почему? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 191.

Что является главным показателем работы грузового транспорта? Грузооборот. Для пассажирского транспорта – пассажирооборот. Запишите в тетрадь.

Какие виды транспорта вы знаете? (предполагаемые ответы). Составьте схему виды транспорта.


Откройте учебник стр. 192, найдите таблицу 12. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Работа с таблицей.


Почему именно железнодорожный транспорт стал в нашей стране основным? (предполагаемые ответы)

Где лучше развит железнодорожный транспорт в европейской части России или азиатской?


Что такое транспортная сеть? Транспортная магистраль? Транспортный узел? Найдите ответ на эти вопросы в учебнике стр. 195.

Пользуясь картой атласа, определите, через какие города проходит Транссибирская магистраль.

Составьте список морских портов России. На основании выполненного задания сформулируйте вывод о транспортном значении каждого из океанов, омывающих территорию России.

Название городов - портов

III . Обобщение:

1. Что представляет собой транспорт как отрасль хозяйства?

2. Назовите основные виды транспорта.

3. Что такое транспортная магистраль и транспортный узел?

4. Каким образом рассчитывается грузооборот и пассажирооборот?

5. Как природные условия влияют на работу транспорта?

Ответим на вопросы, которые я задала вам в начале урока. Почему именно железнодорожный транспорт стал в нашей стране основным?

Докажите, что нехватка дорог является фактором, сдерживающим развитие экономики России.

IY . Рефлексия.

Y . Оценивание.

YI .Домашнее задание.

Параграф 31, в к/ к нанести железнодорожные магистрали федерального значения.

Читайте также: