Конспект занятия травянистые растения

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: окружающий мир

Тема урока: Травянистые растения.

закрепить понятие дерево, куст;

расширить понятия лиственные деревья и кусты, хвойные деревья и кусты;

сформировать понятие одногодичное травянистое растение, многолетнее травянистое растение;

умение различать деревья, кусты и травянистые растения;

развить связную речь, мышление, память, внимание;

развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать делать выводы, выражать свои мысли.

воспитывать интерес к изучаемому предмету, стремление к самостоятельности и трудолюбию;

воспитывать аккуратность, умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

воспитание экологической культуры.

Оборудование:

для учителя: конспект, учебник, раздаточный материал, презентация.

для учеников: учебник, тетрадь, дневник, пенал

I . Самоопределение к учебной деятельности.

Сейчас у вас окружающий мир. Проверьте свою готовность к уроку: на парте у вас должны лежать учебник, пенал, карточки для рефлексии.

Надеюсь, сегодня вам будет интересно, и вы будете активно работать.

Проверка готовности к уроку.

II . Актуализация знаний.

1) Беседа с опорой на презентацию.

Начнем урок с повторения пройденного.

1) Какие признаки живого есть у растений?

2) Какое строение имеет растение?

3) Почему растения не могут жить без солнечного света?

4) Докажите, что растения - источник питательных веществ и кислорода на Земле.

• В зеленом полушубке,

Я росту себе в лесу,

Всем сорвать хочется. (Орешник)

• Сережки я повесила

И радостно и весело

Готовлюсь к весне. (Береза)

• Я первейшим зацветаю

Синим цветом среди рощи.

Отгадайте, что за цветок. (Подснежник)

Кусты - это: калина.

Деревья - это: дуб.

III . Постановка учебной задачи.

- Что бы узнать какая тема урока, вы должны ответить на вопрос: что растет в третьем ярусе леса?

- Ответ: Травянистые растения.

- И кто догадался, как будет звучать тема нашего урока?

Мы должны научиться отличать кустарники от деревьев и от травянистых растений; познакомиться с некоторыми травянистыми растениями.

IV . Открытие нового знания.

1) Рассказ учителя с опорой на презентацию.

- Сейчас я вам расскажу про некоторые травянистые растения

Борец синий

Многолетнее растение, 50-150 см в высоту. Плод – трёхлистовка. Цветёт в июне-августе. Растёт во влажных лесах и нагорных лугах. Декоративное лекарственное растение, ядовитое. В сходных местообитаниях, главным образом, в горах, растёт похожий вид с желтыми цветками.

Зеленчук жёлтый

Многолетнее растение, 15-45 см в высоту. Побеги прямостоячие или приподнимающиеся. Листья городчатые; нижние – с длинными черешками, тупые, сердцевидно – яйцевидные, верхние – с более короткими черешками, острые. Цветки жёлтые, на нижней губе красные крапинки. Цветёт в мае – июне. В сырых лесах и кустарниках.

Крапива двудомная

Многолетнее травянистое растение высотой до 1,5 м, с длинными горизонтальными корневищами. Растение двудомное. Цветёт и плодоносит всё лето. Размножается семенами (одно растение даёт до 22000 семян) и вегетативным путём. Образует обширные густые заросли. Разрастается у жилищ, дорог, изгородей, на пустырях и т.п. местах на почве, богатой нитратами. Характерна для нарушенных сырых лесов, особенно ольшаников, берегов водоёмов и оврагов, осушенных торфяников, запущенных садов.

Лютик ползучий

Многолетнее травянистое растение высотой от 10 до 40 см, с ползучими укореняющимися побегами. Стебель толстый, сочный. Листья длинночерешковые, тройчатые, листочки с черешочками. Цветок с пятью оттопыренными чашелистиками, 5 золотисто-жёлтыми лепестками, многочисленными тычинками и пестиками. Плод – многоорешек. Ядовитое растение.

Медуница неясная

Многолетнее травянистое растение высотой от 8 до 30 см. Цветки с розовым в начале цветения, позднее синеющим венчиком. Цветет в апреле – мае, плоды созревают в мае – июне. Растет в лесах, оврагах, зарослях кустарников. Декоративное ранневесеннее растение. Хороший медонос. Листья богаты аскорбиновой кислотой и другими витаминами, съедобны, пригодны для салата.

Мята луговая

Многолетнее травянистое растение высотой 15-45 см. Листья яйцевидные или продолговатые. Мутовки расставленные, соцветие прерывистое. Чашечка часто фиолетовая. Венчик лиловый или лилово-розовый. Цветёт в июне-сентябре, плоды созревают в июле-сентябре. Растёт по берегам водоёмов, канавам, на сырых лугах, во влажных лесах и других разнообразных сырых местообитаниях. Содержит эфирное масло, обладает специфическим запахом, используется как пряность в кулинарии и при засолке овощей.

Незабудка болотная

Многолетнее травянистое растение высотой 15-80 см. листья ланцетные или линейно –ланцетные. Цветки собраны в верхушечные соцветия – завитки. Венчик голубой, реже розоватый или белый. Плоды чёрные. Цветёт с мая до сентября, плоды созревают на протяжении всего лета и осени. Растёт на сырых лугах, травянистых болотах, по берегам водоёмов. Популярнейшее декоративное растение, собираемое на букеты. Медоносное растение.

Незабудка дремучая

Встречается у ключей и в местах выхода грунтовых вод, сырых лесах и зарослях кустарников, заболоченных колеях лесных дорог. Цветение – июнь-июль.

Чистотел большой

Многолетнее растение, достигающее высоту 90 см. Стебли прямостоячие разветвленные. Листья сверху зеленые, снизу сизые. Ярко-желтые цветки собраны в зонтиковидное соцветие. Плоды – тонкие стручковидные коробочки, с многочисленными чёрно-коричневыми семенами. Все части растения содержат оранжевый млечный сок. Цветёт с мая по август, плоды созревают с июля. Размножается семенами, которые распространяются муравьями, а также разносятся вместе с землёй, пристающей к обуви, земледельческим орудиям, копытам и т.п. Растёт на мусорных местах, у дорог, заборов и жилищ,

Щавель туполистный

Многолетнее растение, 60-100 см в высоту. Прикорневые листья сердцевидно-яйцевидные, длинные, черешковые. Как у всех представителей этого рода (rumex), цветки с 6 листочками околоцветника, обычно мелкие, зеленоватые, внутренние листочки околоцветника – отчётливо зазубренные. Соцветие – широкометельчатое, цветки в расставленных мутовках. Цветёт в июне-августе. Плод – трёхгранный орешек, окружённый разросшимися листочками околоцветника с зубцами и желвачками. Растёт на лугах, вырубках, по канавам и на обочинах дорог.

Физкульт минутка.

V . Первичное закрепление.

- Откройте учебник на странице 56.

Прочитаем диалог по ролям.

Давайте выполним задание: рассмотри рисунки. Опиши любое растение.

-Выполним задание по рабочей тетради.

Дети читают текст в учебнике

Работа с рабочей тетрадью.

VII . Итог урока.

- Что изучали на уроке?

- Что узнали нового?

- Что было самым интересным?

VIII . Рефлексия.

Кто считает, что работал сегодня хорошо, и ему было интересно, поднимите Зеленый квадратик. Кто не понял тему урока, и кому не понравилось – красный.

•Рассказать детям о многообразии трав и их пользе: травы, так же, как и все другие растения, очищают воздух от пыли, обогащают его кислородом; травы — это пища для многих видов травоядных животных, их семена — это корм для птиц; наконец, лекарственные травы помогают излечивать многие наши болезни порой даже лучше, чем таблетки.

  • Рассказать детям о великом многообразии цветов — дикорастущих и садовых, лесных, полевых, луговых, болотных.

Воспитательные: воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе. Рассказать детям о Красной книге растений, в которую занесены редкие и исчезающие виды.

Материалы для занятия:

  • Конверт, в котором лежат 8 карточек с загадками. Карточки пронумерованы так, чтобы номер карточки соответствовал номеру строки кроссворда, в которую нужно вписать отгадку.
  • Кроссворд с выделенным столбцом, нарисованный на листе бумаги.
  • Лупы, микроскоп.
  • Иллюстрации луговых, полевых и лесных цветов.

Ход занятия: Часть 1

Введение. Разгадывание кроссворда

  1. В белом сарафане встала на поляне. (Береза)
  2. В майский день в тени лесной

Он раскрыл цветочек свой.

  1. Яркий и душистый, бело-серебристый. (Ландыш)
  2. Я на дерево похож, да не дерево: у него один ствол, да большой, у меня много, да маленьких. (Куст, кустарник)
  3. Росла на лугу, оказалась в стогу. (Трава)
  4. Зеленую подружку на Новый год зимой срубили на опушке и привезли домой. (Ель)
  5. Куст красивый за окном расцветает майским днем.

Что ни ветка — то букет, и душистей веток нет. (Сирень)

  1. Как зовут меня, скажи, часто прячусь я во ржи, скромный полевой цветок, синеглазый.. . (Василек)

8.Что за дерево, скажите: весной одето белыми цветами, а осенью — красными ягодами? (Рябина)

Воспитатель: Мы уже беседовали с вами о растениях. Мы установили, что огромное царство растений делится на три государства. Вспомните их названия. В нашем кроссворде есть представители всех трех государств. Ель, береза, ива, сосна - как сказать одним словом? Правильно, это деревья.

Сирень, смородина, акация — что это такое? Назовите общее слово. (Кустарники.) А сегодня мы отправимся в третье государство царства растений — в государство трав.

Часть 2. Государство трав

Воспитатель: Сегодня мы будет исследователями государства трав. Для этого нам потребуются: наша зеленая лужайка, лопатка, лупа. Как настоящие ученые и исследователи, мы с вами помним, что ко всему неизвестному нужно подходить с осторожностью, неизвестные нам растения нельзя пробовать на вкус. И, конечно, мы не будем их рвать без крайней необходимости.

Травы — первые растения, которые просыпаются весной. Помните, мы с вами однажды на прогулке удивились: земля еще покрыта снегом, появились редкие проталины, а на этих проталинах уже зеленеют первые травинки, не боясь замерзнуть? А стоит только солнышку согнать снег - и весь наш участок зазеленел, покрылся молодой весенней травой.

Воспитатель помогает разделиться детям на подгруппы (по желанию) и каждая подгруппа отправляется на поиски заданного воспитателем растения и пытается найти его на участке.

(Все принесённые травы и цветы оформить в гербарий).

Когда дети справились с заданием, воспитатель просит детей рассказать, что они знают об этом растении. Выслушав ответы детей, воспитатель дополняет их рассказ, если это нужно.

Воспитатель: Мы с вами привыкли называть траву просто травой, а на самом деле видов трав так же много, как и деревьев, кустарников. Давайте рассмотрим травы.

Вот травянистое растение с узкими, острыми листьями, по которому мы ходим весной, летом и осенью чуть не каждый день. Его имя - пырей ползучий . А знаете, откуда такое название? Посмотрите на его корни. Они словно расползаются под землей, благодаря чему пырей завоевывает все новые и новые территории. Поэтому пырей является опасным сорняком на хлебных полях. Но если на полях пырей приносит вред, мешая росту культурных растений, то на пастбище, на лугу он - желанный гость. Трава эта является прекрасным кормом для домашних животных - лошадей, коров, коз, овец. Кроме того, она устойчива к вытаптыванию: прошел табун лошадей или стадо коров, примяли траву, выщипали ее, вытоптали луг. А на следующий день, глядишь, пырей снова отрастает, вновь зеленеет. Через неделю снова можно пригонять стадо на пастбище.

А вот всем вам хорошо известный клевер. Эта трава - ценный корм для домашних животных, и, надо сказать, весьма ими любимый. Коровы, лошади, овцы, козы зачастую специально разыскивают на пастбищах участки, поросшие клевером, обходя другие травы. Кроме того, клевер является живым удобрением для почвы. Он обладает интересным свойством, благодаря которому снабжает почву полезными веществами. Если распахать поле, засеянное клевером, и посадить на нем овощи, рожь или пшеницу, то урожай их будет богатым.

Сейчас вовсю цветут одуванчики. И на нашем участке их много. Эти цветы любят все, потому что они похожи на маленькие солнышки, выглядывающие из травы. Своим ярким желтым цветом они невольно радуют глаз. Растут они не только на лугах, но и в садах, в полях, около дорог. Прекрасно приспособлены к вытаптыванию. Оказывается, листья одуванчика содержат витамины С и Е, каротин, легкоусвояемые соли фосфора, углеводы и другие полезные вещества. Из них готовят салаты и приправы к мясным и рыбным блюдам, варят супы и щи. Наверное, из-за того, что в листьях одуванчика так много витаминов, их любят морские свинки, хомячки, кролики.

На нашем участке растет и полынь. Она имеет горький вкус и стойкий горько-пряный аромат. С помощью полыни на Руси издавна боролись с тараканами и клопами, не выносившими ее запаха. Для этого пучки полыни развешивались в домах, за печками, на кухнях.

А вот лист лопуха (репейника). Лопух тоже имеет много полезных свойств. Молодые листья и побеги лопухов содержат много витамина С. Лопух используют для приготовления салатов, винегретов, борщей, супов, ботвиний. Корни лопуха употребляют в сыром, печенном или жареном виде как заменитель картофеля.

Еще одно травянистое растение, всем вам хорошо знакомое - подорожник. Свое название эта трава получила от того, что растет она вдоль дорог. Знаете ли вы, как подорожник распространяет свои семена? Осенью тугие колоски подорожника вытряхивают из плодов- коробочек липкие семена. Прилипают они к сапогам прохожих, к шерсти животных и так переносятся на новые места. Издавна известны целебные свойства подорожника. В листьях подорожника содержатся вещества, ослабляющие боль и останавливающие кровотечение. Поэтому чистым, вымытым листочком подорожника мы закрываем ранки, ссадины и ушибы на коленках и руках. А отвар из листьев подорожника помогает при простуде и кашле.

После рассказа о разных травах, растущих на участке, воспитатель предлагает детям сравнить строение разных видов трав. Дети приходят к выводу, что каждое травянистое растение имеет стебель, листья. Воспитатель рассказывает о том, что у каждого травянистого растения, как у любого растения вообще, обязательно есть цветы. Цветут все растения, просто мы не всегда видим и замечаем их цветы. Конечно, разные травы цветут в разное время, и у многих из них цветы мелкие, не ярко окрашенные, но не менее красивые, чем садовые цветы. Рассмотреть цвета подорожника, мать-и-мачехи сначала через лупу, а затем через микроскоп, попробовать описать их.

Дети становятся в шеренгу на одной стороне площадки: это цветы в саду. Выбирается водящий - садовник. Становится напротив детей на расстоянии 3-4 м. Садовник произносит слова:

Я иду сорвать цветок,

Из цветов сплести венок Дети:

Не хотим чтоб нас срывали - (махи руками перед собой).

И венки из нас сплетали - ("вертушка" руками).

Мы хотим в саду остаться - (встать на носки, руки вверх). Будут нами любоваться - (кружение на носках, руки вверх с наклоном головы).

Дети перебегают на другую сторону. Водящий ловит. Пойманный - водит!

Часть 3. Окончание занятия

Воспитатель рассказывает, что помимо тех трав, которые дети сегодня видели на прогулке, есть еще много разных травянистых растений. Они растут везде — на лугу, в поле, в лесу, на улицах города, вдоль дорог. Травы, как и другие растения, обогащают воздух кислородом, делают его чище, помогают нам дышать. Многие виды трав обладают целебными свойствами, помогают излечивать болезни людей и животных.

После того как карта заполнена, воспитатель обращает внимание детей на то, что с каждым годом растений на Земле становится меньше, некоторые виды совсем исчезают. Это происходит из-за нашего небрежного, потребительского отношения к природе. Мы считаем, что богатства ее безграничны, неисчерпаемы, что сорванный забавы ради и брошенный цветок не может нанести природе ощутимого вреда. Но что будет, если каждый человек сорвет и бросит только один цветок на большом лугу? Луг останется голым, без цветов. То же самое может произойти с другим лугом, поляной в лесу, садом. Можно рассказать детям о том, что под угрозой полного исчезновения находятся сейчас подснежники и ландыши.

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЮ

Интересные факты о травянистых растениях, которые можно использовать на занятиях, а также для проведения игр, викторин, на досуге

О травянистых растениях, цветах, которые дети часто видят на лугах, полях, в лесу, на участке детского сада, с ними лучше всего беседовать на прогулке.

Оказывается, многие дикие травянистые растения, которые мы часто встречаем в природе средней полосы, пригодны в пищу человеку. Возьмем, например, всем хорошо известный иван-чай, или кипрей . Это травянистое растение с гладким высоким стеблем (высота до 1,5 метров). У него темно-зеленые листья, лилово-красные цветки собраны в длинные кисти. Растет иван-чай вдоль дорог и канав, на лесных вырубках, гарях, насыпях и склонах. Кажется, все его знают. А знаете ли вы, что молодые листья, побеги, корневища содержат большое количество витамина С, и из них издавна готовили салаты и супы? Свежие корни употребляют в сыром и вареном виде вместо капусты, листья и нераспустившиеся бутоны заваривают вместо чая (отсюда и название). Корни иван-чая собирают, высушивают и измельчают в муку, после чего готовят из них вкусные молочные каши, выпекают хлеб, блины, лепешки.

Многими полезными свойствами обладают такие луговые травы, как люцерна и клевер. Эти растения принадлежат к семейству бобовых. Во-первых, эти травы - ценный корм для домашних животных, и, надо сказать, весьма ими любимый. Коровы, лошади, овцы, козы зачастую специально разыскивают на пастбищах участки, поросшие клевером и люцерной, обходя другие травы. Во-вторых, клевер и люцерна являются живыми удобрениями для почвы. Эти растения активно усваивают азот из воздуха и откладывают его в почву. Земледельцы считают, что три года засевать поле люцерной - все равно, что внести по 70 тонн навоза на гектар. После этого поле дает богатые урожаи зерновых культур, овощей.

Рогоз широколистный. Это растение мы привыкли называть еще камышом. Растет оно у водоемов и на заливных лугах. Имеет толстый стебель до 2 м высотой. Широкие и длинные серо-зеленые листья расположены у самого основания стебля. Цветки собраны в черно-бурые бархатистые соцветия. Оказывается, это многолетнее травянистое растение, которое мы привыкли воспринимать как часть зимних букетов, съедобно, очень полезно и вкусно. Молодые побеги рогоза едят в виде приправы, заправляя их уксусом и специями, а также маринуют или сушат. Корневища содержат много крахмала, сахар и белки. Их отваривают и тушат. Кроме того, корневища рогоза высушивают и растирают в муку. Из нее готовят вкусные и питательные молочные каши, кисели, пекут лепешки и оладьи. Поджаренные корневища заменяют натуральный кофе. Вот вам и камыш!

Вернемся на луг, где вовсю цветут одуванчики. Эти цветы любят все, потому что они похожи на маленькие солнышки, выглядывающие из травы. Своим ярким желтым цветом они невольно радуют глаз. Растут они не только на лугах, но и в садах, в полях, около дорог. Прекрасно приспособлены к вытаптыванию. Оказывается, листья одуванчика содержат витамины С и Е, каротин, легкоусвояемые соли фосфора, углеводы и другие полезные вещества. Из них готовят салаты и приправы к мясным и рыбным блюдам, варят супы и щи. Перед приготовлением их вымачивают в солёной воде 20-30 минут, чтобы убрать горький привкус. Используются также цветочные почки (их маринуют и заправляют ими солянки, винегреты), и корни одуванчика (из высушенных жареных корней готовят заменитель кофе).

На лугу мы можем встретить и полынь. Она имеет горький вкус и стойкий горько-пряный аромат. С помощью полыни на Руси издавна боролись с тараканами и клопами, не выносившими ее запаха. Отвар из молодых соцветий полыни принимали как лечебное средство от глистов.

Всем известны огромные листья и усаженные колючками корзинки лопуха (репейника). Молодые листья и побеги лопухов содержат витамин С, эфирные масла и дубильные вещества. Их используют для приготовления салатов, винегретов, борщей, супов, ботвиний. Корни лопуха употребляют в сыром, печеном или жареном виде как заменитель картофеля.

На лугу мы можем встретить и дикий щавель. Всем хорошо известны его стреловидные, сочные листья и красновато коричневые соцветия в виде метелок. Листья щавеля содержат большое количество витамина С. Их используют как в сыром виде, так и для приготовления щей, супов, зеленых борщей, начинок для пирогов и пельменей. Листья и стебли щавеля после предварительного подвяливания можно солить, квасить, засахаривать.

Еще одно травянистое растение, про которое надо обязательно рассказать детям, - подорожник. Свое название эта трава получила оттого, что растет она вдоль дорог. Интересно, как подорожник распространяет свои семена. Осенью тугие колоски подорожника вытряхивают из плодов-коробочек липкие семена. Прилипают они к сапогам прохожих, к шерсти животных и так переносятся на новые места. Издавна известны целебные свойства подорожника. В листьях подорожника содержатся вещества, ослабляющие боль и останавливающие кровотечение. Поэтому чистым, вымытым листочком подорожника мы закрываем ранки, ссадины и ушибы на коленках и руках. А отвар из листьев подорожника помогает при простуде и кашле.

А вот синие цветки колокольчиков безопасны. За форму венчика, и вправду напоминающую колокол, их прозвали еще бубнами, звонцами, звоночками. Как только распустятся колокольчики - значит, наступило лето. Так утверждает народная примета. Есть среди колокольчиков и съедобный колокольчик-рапунцель. В пищу употребляют его корни и листья.

Васильки - растения не луговые, а полевые. В русских народных орнаментах голубые соцветия василька часто переплетаются с золотыми колосьями ржи. Между тем василек - это не просто украшение хлебных полей, а злостный сорняк. И многочисленные васильки во ржи - тревожный признак засорения хлебного поля.

- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

- приучать детей использовать объяснительную речь, разные типы предложений;

- учить овладевать умением выражать свои мысли, подбирая нужные слова;

- воспитывать привычку культурного поведения и общения со сверстниками;

- обогащать опыт дружеских взаимоотношений со сверстниками во время проведения НОД.

- Ребята, сегодня нас ждет в гости экологическая тропа. Мы отправляемся в путешествие по ней. Вы уже знаете, что в природе существуют деревья и кусты, мы с вами беседовали о их внешнем виде и особенностях, сходствах и различиях. А еще есть травянистые растения. О них сегодня и пойдет речь.

Мы к ним так привыкли, что иногда их и не замечаем. А ведь они очень красивые, душистые и полезные.

- Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о травах, их строении и внешнем виде. Трава – это небольшое растение, у которого есть корень, стебель, листья, цветы и семена. Стебли у них мягкие. А еще, когда вы разомнете травинку в руке со стебелька выделится сок, значит он сочный.

- Травянистые растения могут быть однолетними, двухлетними и многолетними

- Как вы думаете какие растения называют однолетними? (ответы детей)

- К однолетним относятся те растения, которые в течение одного года прорастают из семян, цветут, дают плоды с семенами и отмирают.

- Какие растения по вашему относятся к двухлетним? (ответы детей )

- Растения, первого года прорастают, но не цветут. На второй год у них появляется цветок и плод с семенами.

- Многолетние растения это какие? (ответы детей)

- Многолетние растения живут до 5 лет

- Ребята, подумайте и скажите, где мы можем встретить траву? (ответы детей)

- Правильно, трава растет на лугу, в лесу, в поле. Если в одном месте растет много разных трав, то это называется разнотравье.

- Каких вы знаете насекомых? (ответы детей)

- Как вы думаете, какую роль играет трава в жизни насекомых? (размышления детей). Насекомые могут скрываться в траве от зорких глаз птиц.

Изумрудного кузнечика ни за что не заметишь среди зелёных травинок. А бабочка, когда сложит свои крылышки, становится похожей на цветок. Под листком не видно и жучков.

- Когда травы зацветают, они своим медовым ароматом и яркими цветами приглашают насекомых в гости и щедро потчуют их сладким нектаром, спрятанным в глубине каждого цветка. Пчёлы, шмели и бабочки высасывают нектар прозрачными хоботками, словно пьют его через соломинку. И, перелетая с цветка на цветок, опыляют их. Так что же полезного дают травы насекомым? (приют и корм).

- Дружат с травами и птицы. Какую роль в жизни птиц играет трава? Некоторые птицы вьют гнёзда в траве, например, жаворонок. А ещё птицы любят клевать семена трав.

- Подумайте, ребята, кто из лесных зверей любит полакомиться душистыми травами? Верно, серенький зайчишка. Зимой зайцы объедают горькую кору молодых осин, а вот весной и летом зайцам в лесу раздолье – вдоволь свежих сочных трав. Угощаться сочной травой любит и косолапый мишка. Если весной он находит лесную полянку со свежими ароматными травами, то с аппетитом поедает их. Словно он не медведь, а домашняя Бурёнка. Любят траву лоси, и кабаны.

- А теперь поговорим и о домашних животных. Кого можно встретить на лугах, когда зеленеет молодая травка? (ответы детей). Щиплют травку и козы, и овцы, пасутся на лугах коровы и стройные лошадки. Этих животных называют травоядными, потому что трава – их основной корм.

- Ребята, я уверена, что сегодня вы узнали много новой и полезной информации. Что вам запомнилось и понравилось больше всего? (ответы детей)

Хочу еще раз вам напомнить о том, что природу нужно беречь, чтобы она дольше радовала нас своей красотой.

Назначение материла: Данный материал представляет собой конспект интегрированной НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с миром растений. Материал позволяет систематизировать знания детей о строении и формах растений, познакомить с многообразием представителей мира растений. Материал будет полезен воспитателям детских садов, а также учителям начальных классов.



Цель занятия: формирование представлений об особенностях строения различных форм растений;
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания детей об общих и отличительных особенностях строения растений;
- закрепить знания детей о различных формах растений (дерево, куст, травянистое растение);
- познакомить детей с многообразием представителей мира растений;
Развивающие:
- развиваем логическое мышление- умение сравнивать объекты;
- развиваем связную речь - умение давать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос;
Воспитывающие:
-продолжаем воспитывать у детей навыки соблюдения правил поведения в природе:
- воспитываем бережное отношение к растениям;
Интеграция образовательных областей: " Познавательное развитие", " Социально - коммуникативное развитие", " Речевое развитие", " Художественно - эстетическое развитие";
Материалы и оборудование:
Для педагога:
- презентация и мультимедийное оборудование;
- игрушка Буратино;
- демонстрационные карточки - схемы с неправильным изображением дерева, куста, травянистого растения
( см. Приложение № 1);
Для детей:
- кружочки красного и зеленого цвета;
- раздаточные карточки - модели по теме - " Формы растений" (см. Приложение № 2);
- листы бумаги, восковые мелки, цветные карандаши;



ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Вводная часть. Дидактическое упражнение " Что лишнее?"
Дети сидят на ковре. В гости к ребятам приходит Буратино. Он обращается к ним с просьбой: научить его играть в игру " Что лишнее?", потому что, когда они играют с Мальвиной, он всегда проигрывает и Мальвина над ним смеется!
Воспитатель предлагает детям показать Буратино, как нужно рассуждать в этой игре, чтобы дать правильный ответ. Примерные задания для упражнения:
- сосна, ворон, береза, одуванчик;
- заяц, елка, подснежник, дуб;
- колокольчик, пчела, рябина, роза;
Буратино отвечает на вопросы задания, намеренно путаясь, дети исправляют его ошибки. Воспитатель обобщает ошибки Буратино, сообщает ему о том, что он дает неправильные ответы, потому что мало знает о растениях. Предлагает детям помочь Буратино и рассказать ему все, что они знают о растениях.
2. Основная часть. "Путешествие в мир растений"
А. Беседа с детьми на тему " Что вы знаете о растениях"
Воспитатель проводит с детьми беседу о том, кто такие растения, как они живут, почему человек не может прожить без растений. Вопросы к беседе:
- Как вы думаете, почему растения так называются - растения?
- Какие вы знаете растения?
- Может ли растение прожить без солнца, без воды?
- Как появляются новые растения?
- Почему человек так часто сажает растения?




( на экране слайд № 6 - " Кустарники", на котором изображен куст сирени)
Воспитатель: Вот еще одно растение встречает нас. Вы его узнали? ( сирень) Скажи, Буратино, как ты думаешь, сирень - это тоже дерево?
Буратино: Конечно, дерево! Вон и ствол у него есть, и листья, и цветы!
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете? Прав Буратино? Давайте разберемся, познакомимся еще с одним растением - розой, которая растет в саду.
(на экране слайд № 7 - "Строение кустарников", на котором - картинка с цветным изображением куста розы и схема строения кустарников)
Воспитатель вместе с детьми рассматривают схему, определяют, что у таких растений тоже есть корень
(красная стрелочка), листья(зеленая стрелочка), цветы (розовая стрелочка), ветки (оранжевая стрелка). Обращает внимание детей, что коричневых стрелок на схеме много - значит стволов у этих растений много. Сообщает, что такие растения называются кустарники.
Делают вывод: у деревьев ствол - один, а у кустарников - много!
Предлагает посмотреть следующий слайд и определить, какое из растений на данном слайде лишнее.
(на экране слайд №8 - д/у " Что лишнее?", на котором в рамочках разного цвета изображены картинки -облепихи, шиповника, калины и ромашки)
Буратино вместе с ребятами определяют, что лишней картинкой является картинка в желтой рамке - ромашка. Буратино высказывает сомнение, что никак не может понять, что же это за растения - ромашка, одуванчик. И не дерево, и не куст!? Воспитатель обещает помочь разобраться во всем, если они отправятся дальше. Показывает следующий кадр
( на экране слайд № 9 - поляна с ветреницей)



Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какая красивая полянка! Но, прежде, чем мы отправимся дальше, давайте вспомним правила поведения в природе. Немного поиграем. Возьмите кружочки красного и зеленого цвета, что лежат у вас на столе и вставайте друг за другом.
В. Подвижная игра " Стоп! Не навреди!"
Правила игры: Дети и Буратино начинают движение по воображаемому лесу. По сигналу воспитателя -
"Стоп!", останавливаются и оценивают предлагаемую воспитателем ситуацию. Если ситуация не вредит природе, показывают зеленый кружочек и продолжают движение. Если ситуация наносит вред природе, показывают красный кружочек, останавливаются и находят правильное решение.
Примеры ситуаций:
- перед нами тропинка в лесу, можем ли мы идти по ней;
- перед нами целая поляна колокольчиков, можем ли мы идти прямо по ней;
- перед нами надломленная ветка дерева, можем ли мы пройти мимо;
- перед нами поваленное дерево, можем ли мы присесть отдохнуть;
- перед нами горит костер под деревом, как мы должны поступить;
- нам встретилась девочка с большим букетом ландышей, можем ли мы идти дальше;
По окончании игры воспитатель хвалит детей, предлагает вернуться в " зрительный "зал и продолжить виртуальное путешествие
( на экран слайд № 10 - на котором изображена поляна с фиалкой трехцветной)
Буратино: Ну вот, опять не понятно! То ли дерево, то ли куст!
Воспитатель: Не спеши, Буратино! Сейчас разберемся!
( на экране слайд №11 - " Строение травянистых растений", на котором изображение цветной картинки фиалки и схема строения травянистых растений)
Воспитатель обращает внимание на схему, просит найти знакомые по цвету стрелочки, вспомнить какую часть растения они обозначают. Выясняют, что у этих растений тоже есть корень, листья, цветы и ствол, только ствол не похож на те, которые были у дерева и у кустарника. Он очень тоненький, похожий на травинку. У этих растений ствол называется стебель, а растения с такими стебельками называются - травянистыми растениями. Предлагает Буратино самостоятельно сыграть в игру " Что лишнее?"
( на экране слайд №12 - Д/у " Что лишнее?" , на котором представлены картинки - роза, колокольчик, клевер, васильки. Картинки пронумерованы.)
Буратино дает правильный ответ: лишнее - растение под номером 1 - роза. Воспитатель просит детей оценить ответ Буратино и еще раз обосновать его выбор.
Воспитатель подводит итог: растения бывают разные.
1. Есть деревья, кустарники, травянистые растения.
2. У всех растений есть корень, ствол или стебель, ветки, листья, цветы
Воспитатель: Ребята, чтобы вам было легче запомнить, какие по форме бывают растения, я придумала для вас карточки - " напоминалки". Они лежат у вас на столе. Карточки такие же, как у меня на экране
(на экране слайд № 13 - "формы растений")
Воспитатель: Возьмите карточки, и покажите, какая карточка будет изображать дерево, какая - кустарник, какая - травянистое растение? А теперь поиграем с карточками.
Г. Дидактическое упражнение " Дерево, куст, травянистое растение"
( дети стоят свободно в группе)
Воспитатель называет разные растения, дети должны определить форму растения и показать соответствующую карточку. Например: береза, одуванчик, шиповник, колокольчик, сосна и т.д.
Воспитатель: Мы познакомились с разными растениями и определили что есть у них общего, а чем они отличаются. Но есть растения, которые очень необычны и часто не похожи на них! Хотите на них посмотреть. Занимайте места в "зрительном зале"
( на экран слайд № 14 - Необычные растения", на котором изображена картинка с растением - раффлезия)



Воспитатель: Это необычное растение называется раффлезия. У него нет зеленых листьев и корней. Живет раффлезия за счет других растений. Присасывается к их корням. У раффлезии очень крупный цветок. Его диаметр почти 1 метр, а цветет он всего 3 -4 дня. Запах у этого цветка отвратительный, он пахнет гнилым мясом. Таким образом раффлезия привлекает к себе мух, которые переносят ее семена.
А вот еще одно необычное растение.



( на экране слайд № 15 - " Венерин башмачок")
Воспитатель: Это растение называется Венерин башмачок. Посмотрите, какой необычный цветок. Он по форме напоминает башмачок. А его яркая окраска и форма лепестков напоминает бабочку. Есть такая легенда: бабочки сели на цветок растения и так насытились его нектаром, что отяжели и не смогли взлететь, а превратились в такой красивый цветок!



( на экране слайд № 16 - " Кактус")
Воспитатель: А это растение вы , наверное , узнали. Он называется кактус. У нас они растут в горшках, а в природе кактусы растут в каменистых пустынях. У кактусов нет листьев, они превратились в колючки. Так растение спасается от сильной жары, а в стволах кактусов скапливается вода. Это помогает растению пережить засуху.
Есть еще много других интересных растений, но об это мы поговорим в следующий раз.
А сейчас я хочу проверить, как вы запомнили, какие части есть у растений. Я предлагаю вам нарисовать любое растение, но чтобы оно было нарисовано правильно. Давайте, вспомним, что есть у растений. Дети вместе с Буратино вспоминают части растений - корень, стебель или ствол, ветки, листья, цветы.
Д. Рисование " Нарисуй без ошибок"
Дети самостоятельно выбирают, что они будут рисовать и какие материалы им для этого нужны.
После выполнения работы детьми, Буратино говорит, что он тоже рисовал и показывает свои рисунки.
3. Заключительная часть. Д/у " Исправь ошибки Буратино"
Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки Буратино( см. Приложение № 1), определяют ошибки: не нарисован корень, не нарисован ствол, листья и т.д.
В конце занятия воспитатель спрашивает Буратино понравилось ли ему на занятии. Хвалит детей и их работы. Показывает последний слайд презентации, на котором растения просят детей- не обижать их!
Приложение №1 -" Исправь ошибки Буратино" (см. слайд № 17)
Приложение № 2 - " Формы растений" ( см. слайд № 13)

Читайте также: