Обратимые и необратимые реакции понятие о химическом равновесии конспект урока 9 класс рудзитис

Обновлено: 05.07.2024

1. Среди всех известных реакций различают реакции обратимые и необратимые. При изучении реакций ионного обмена были перечислены условия, при которых они протекают до конца. ( вспомните их ).

Известны и такие реакции, которые при данных условиях до конца не идут. Так, например, при растворении в воде сернистого газа происходит реакция: SO 2 + H 2 O → H 2 SO 3 . Но оказывается, что в водном растворе может образоваться только определенное количество сернистой кислоты. Это объясняется тем, что сернистая кислота непрочная, и происходит обратная реакция, т.е. разложение на оксид серы и воду. Следовательно, данная реакция не идет до конца потому, что одновременно происходит две реакции – прямая (между оксидом серы и водой) и обратная (разложение сернистой кислоты). SO 2 + H 2 O ↔ H 2 SO 3 .

Химические реакции, протекающие при данных условиях во взаимно противоположных направлениях, называются обратимыми.

2. Поскольку скорость химических реакций зависит от концентрации реагирующих веществ, то вначале скорость прямой реакции ( υ пр ) должна быть максимальной, а скорость обратной реакции ( υ обр ) равняется нулю. Концентрация реагирующих веществ с течением времени уменьшается, а концентрация продуктов реакции увеличивается. Поэтому скорость прямой реакции уменьшается, а скорость обратной реакции увеличивается. В определенный момент времени скорость прямой и обратной реакций становятся равными:

Во всех обратимых реакциях скорость прямой реакции уменьшается, скорость обратной реакции возрастает до тех пор, пока обе скорости не станут равными и не установится состояние равновесия:

υ пр = υ обр

Состояние системы, при котором скорость прямой реакции равна скорости обратной реакции, называют химическим равновесием.

В состоянии химического равновесия количественное соотношение между реагирующими веществами и продуктами реакции остается постоянным: сколько молекул продукта реакции в единицу времени образуется, столько их и разлагается. Однако состояние химического равновесия сохраняется до тех пор, пока остаются неизменными условия реакции: концентрация, температура и давление.

Количественно состояние химического равновесия описывается законом действующих масс.

При равновесии отношение произведения концентраций продуктов реакции (в степенях их коэффициентов) к произведению концентраций реагентов (тоже в степенях их коэффициентов) есть величина постоянная, не зависящая от исходных концентраций веществ в реакционной смеси.

Эта постоянная величина называется константой равновесияk

K p = k 1 /k 2 константа равновесия .

Например, для реакции: N 2 (Г) + 3H 2 (Г) ↔ 2NH 3 (Г) + 92,4 кДж константа равновесия выражается так:

υ 1 = υ 2

где [] – равновесные молярные концентрации, [] = моль/л

Химическое равновесие зависит – от концентрации, давления, температуры.

Принцип Ле-Шателье определяет направление смешения равновесия:

Если на систему, находящуюся в равновесии оказали внешнее воздействие, то равновесие в системе сместится в сторону обратную этому воздействию.

1) Влияние концентрации – если увеличить концентрацию исходных веществ, то равновесие смещается в сторону образования продуктов реакции.

При добавлении в реакционную смесь, например, азота, т.е. возрастает концентрация реагента, знаменатель в выражении для К р увеличивается, но так как К р – константа, то для выполнения этого условия должен увеличиться и числитель. Таким образом, в реакционной смеси возрастает количество продукта реакции. В таком случае говорят о смещении химического равновесия вправо, в сторону продукта.

Таким образом, увеличение концентрации реагентов (жидких или газообразных) смещает в сторону продуктов, т.е. в сторону прямой реакции. Увеличение концентрации продуктов (жидких или газообразных) смещает равновесие в сторону реагентов, т.е. в сторону обратной реакции.

Изменение массы твердого вещества не изменяет положение равновесия.

2) Влияние температуры – увеличение температуры смещает равновесие в сторону эндотермической реакции.

При повышении температуры равновесие сместится в сторону обратной реакции, т.е. разложения аммиака (←)

При повышении температуры равновесие сместится в сторону прямой реакции, т.е. образования NO (→)

3) Влияние давления (только для газообразных веществ) – при увеличении давления, равновесие смещается в сторону образования веществ, занимающих меньший объём.

Здесь объёмы газообразных веществ:1V - N 2 , 3V - H 2 , 2V – NH 3

При повышении давления (P): до реакции 4V газообразных веществ → после реакции 2V газообразных веществ, следовательно, равновесие смещается вправо (→)

При увеличении давления, например, в 2 раза, объём газов уменьшается в такое же количество раз, а, следовательно, концентрации всех газообразных веществ возрастут в 2 раза.

В этом случае числитель выражения для К увеличится в 4 раза, а знаменатель в 16 раз, т.е. равенство нарушится. Для его восстановления должны возрасти концентрация аммиака и уменьшиться концентрации азота и водорода. Равновесие сместится вправо.

Итак, при повышении давления равновесие смещается в сторону уменьшения объема, при понижении давления – в сторону увеличения объёма.

Изменение давления практически не сказывается на объёме твердых и жидких веществ, т.е. не изменяет их концентрацию. Следовательно, равновесие реакций, в которых газы не участвуют, практически не зависит от давления.

! На течение химической реакции влияют вещества – катализаторы. Но при использовании катализатора понижается энергия активации как прямой, так и обратной реакции на одну и ту же величину и поэтому равновесие не смещается.

Решите задачи:

№1. Исходные концентрации СO и O 2 в обратимой реакции

Равны соответственно 6 и 4 моль/л. Вычислите константу равновесия, если концентрация CO 2 в момент равновесия равна 2 моль/л.

Обратимые и необратимые реакции. Прямая и обратная реакции. Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье .

Расширить представления учащихся о многообразии химических реакций, введя представление об обратимых и необратимых химических реакциях.

Тип и форма учебного занятия

урок – изучение нового материала

Планируемые результаты обучения

Знать определения обратимых и необратимых реакций, химического равновесия, условия смещения химического равновесия. Уметь объяснять на конкретном примере способы смещения химического равновесия.

Развивать коммуникативную компетентность, умение уважать иную точку зрения при обсуждении проблемы.

Технологии обучения или элементы технологий

Технология развития критического мышления, игровые технологии, проблемно- развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ

Средства обучения, дидактическое обеспечение урока

Проектор, презентация, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, ПСХЭ

Организационная структура урока

I. Организационный момент

Приветствие учеников. Выявление отсутствующих. цели и задач урока, этапов урока и времени каждого этапа.

Настраивание на восприятие материала урока.

II. Актуализация знаний

Какие типы химических реакций вы знаете? Приведите примеры.

Ребята отвечают: разложение, соединение, обмен, замещение.

Работа на местах с тетрадями и у доски.

III. Постановка проблемы урока

(мотивация и целеполагание)

Отвечают на вопросы учителя.

IV. Изучение нового материала

В обратимых реакциях скорость прямой реакции максимальная, но она уменьшается из – за того, что концентрация исходных веществ уменьшается. Тут же, скорость обратной реакции минимальна, но она увеличивается по мере увеличения концентрации продуктов реакции. В какой-то момент эти скорости и прямой и обратной реакции становятся равными V1 = V2, такое состояние называется химическим равновесием .

Учитель ставит перед классом проблемный вопрос:

сколько времени будет сохраняться состояние химического равновесия?

Учащиеся должны прийти к выводу, что состояние химического равновесия сохраняется до тех пор, пока остаются неизменными условия реакции: концентрация веществ, температура и давление. Учитель даёт формулировку принципа Ле Шателье и рассматривает влияние изменения условий реакции на состояние химического равновесия.

Прнцип Ле Шателье:

При изменении внешних условий химическое равновесие смещается в сторону той реакции, которая ослабляет это внешнее воздействие.

С биографией Ле Шателье учащиеся могут ознакомиться самостоятельно, используя электронное приложение к учебнику (§ 5).

Далее учитель предлагает учащимся вопрос: будет ли влиять на смещение химического равновесия катализатор?

Учащиеся должны ответить, что катализатор в равной мере увеличивает скорость прямой и обратной реакций, при этом химическое равновесие не смещается.

Работают на местах.

V. Закрепление изученного материала

1. определите в каком направлении сместится равновесие: а) при увеличении концентрации одного из исходных веществ; б) при повышении температуры; в) при повышении давления в следующих реакциях:

2SO2 + O2 ↔ 2SO3 + Q

N2 + 3H2 ↔ 2NH3 + Q

Ответ : а) в правую; в правую; в правую

б) в левую; в левую; в правую

г) в правую; в правую; равновесие.

2. Для какой химической реакции понижение температуры повлияет на смещение химического равновесия в сторону образования продуктов реакции?

2H2O ↔ 2H2 + O2 – Q

C3H6 + H2 ↔ C3H8 + Q

Ответ : для третьей реакции.

3. Работа с карточками.

Работа у доски и на местах с тетрадями и учебником

Попробуем подвести итоги. Основные выводы:

  1. Что такое обратимые и необратимые реакции?
  2. Что такое химическое равновесие?
  3. Условия влияния на химическое равновесие?
  4. Принцип Ле Шателье.

Итак, ребята. Над какой темой мы сегодня работали? Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Что вы нового узнали? Что хотели бы узнать? Что вызвало затруднения?

Участвуют в эвристической беседе

VII. Итоги урока

Выставление оценок. Домашнее задание: п. 5, с. 17-18, с. 19 Тестовые Задания.

Тему сформировали учащиеся правильно. Была поставлена цель и задачи . Цель и задачи были достигнуты.

Планируемые результаты: Предметные – закрепили. Метапредментные – связь с физикой установлена. Личностные - сформированы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тест по химии для 9 класса "СКОРОСТЬ химических реакций, химическое равновесие"

Данный материал можно использовать для контроля материала в 9 классе при изучении темы "Скорость химических реакций".


Технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" в свете требований ФГОС

Предлагаемая технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" может быть использована учителем , в связи с новыми требованиями и введением ФГОС .Новые тр.


Изучение нового материалаУчебник: Г.Е.Рудзитисцель: Изучить физические и химические явления, химические реакции, признаки химических реакций, условия образования и протекания химических реакций.


Технологическая карта урока химии по теме: "Типы химических реакций"

Разработка урока для 9 класс.

Технологическая карта по химии к уроку "Реакции ионного обмена" 9 класс

Технологическая карта по химии к уроку "Реакции ионного обмена" 9 класс Рудзитис, Фельдман.

Технологическая карта по химии к уроку "Теория химического строения", 10 класс

Технологическая карта по химии к уроку на тему "Предмет органической химии. Теория химического строения" Рудзитиса , Фельдмана рассчитана на 2 часа.


Конспект урока на тему "Обратимость химических реакций. Химическое равновесие" предназначен для проведения урока в 11 классе, углубленный уровень.

Цели урока: Рассмотреть ещё одну классификацию химических реакций – по признаку обратимости. Повторить условия протекания необратимых реакций. Дать понятие о химическом равновесии, его динамическом характере и условиях его смещения для обратимых реакций.

Форма организации учебного процесса: урок.

Педагогические приемы:

  • побуждение к действию (просьба, задание)
  • оценка (поощрение)

Методы педагогического воздействия:

  • методы организации учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный и практический, проблемно-поисковый
  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (учебная дискуссия)
  • контроль и самоконтроль

Оборудование и реактивы. Фосфор красный, ложечка для сжигания, спички; растворы HNO3, Na2CO3, CuSO4, HCl, H2SO4, FeCl3 или Fe2(SO4)3, KCNS или NH4CNS, KCl; прибор для получения газов, мрамор, лакмус.

Ход урока

I. Необратимые и обратимые химические реакции.

Существуют реакции, которые протекают только в одном направлении – в сторону образования конечных продуктов. Они называются необратимыми.

Примером таких реакций могут быть:

  • реакции горения (определение дают учащиеся). Демонстрация горения фосфора: 4P + 5O2 = 2P2O5
  • реакции, идущие между растворами веществ с образованием осадка, газа или малорастворимого вещества (по правилу Бертолле) (условия протекания называют учащиеся) .

Но существуют такие реакции, которые идут в двух взаимно противоположных направлениях: как в сторону образования продуктов, так и в сторону образования из этих продуктов исходных веществ. Они называются обратимыми (определение учащиеся читают в учебнике). Демонстрация обратимого процесса на примере получения угольной кислоты. В пробирку к соляной или азотной кислоте опустить кусочек мрамора, пробирку закрыть пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустить в другую пробирку с водой, подкрашенной фиолетовым лакмусом. Через некоторое время он краснеет из-за образовавшейся кислоты. Но через некоторое время (для скорости – подогреть) раствор снова станет фиолетовым – кислота распалась на исходные вещества:

(Учащиеся дают характеристику прямой и обратной реакций в свете изученных классификаций)

II. Химическое равновесие.

Обратимые реакции не доходят до конца (учащиеся читают текст объяснения и определение химического равновесия в учебнике).

Но не для всех обратимых реакций возможно установление равновесия. Для самопроизвольного протекания оеакций энтальпия (количество внутренней энергии системы, которое можно превратить в теплоту) должно понижаться и при этом энтропия (мера неоднородности, беспорядка системы) тоже должно уменьшаться. Рассмотрим реакцию:

Здесь энтальпия понижается, т.к. реакция экзотермическая, т.е. идущая с выделением тепловой энергии и энтропия тоже понижается, т.к. упорядоченность атомов в кристаллической решетке карбоната кальция выше, чем в газообразном оксиде углерода (IV).

Возможно протекание и обратной реакции:

Здесь внутренняя энергия системы возрастает и одновременно увеличивается энтропия.

Следовательно рассмотренные процессы обратимы.

Реакция экзотермическая, значит энтальпия понижается, но энтропия возрастает! (азот – газ, вода – жидкость). Следовательно, установление равновесия невозможно.

III. Смещение химического равновесия.

Важнейшей особенностью химического равновесия является его динамический характер, т.е. подвижность. Для примера демонстрируются рычажные весы: любое давление на какую-либо из чаш вызывает смещение равновесия.

При лабораторном синтезе или промышленном производстве очень важно знать, как можно сместить химическое равновесие в сторону образования продуктов реакции. Направление смещения равновесия определяется принципом Ле Шателье (учащиеся читают формулировку в учебнике и с помощью учителя разбирают направления смещения химического равновесия по таблице)

Чтобы было нагляднее послушайте "страшную" историю. Три мальчика добиваются благосклонности одной и той же девочки. Один из них, который умеет плавать, решил устранить соперников, которые плавать не умеют, и пригласил их кататься на лодке. Заплыли они на середину озера, и тут кровожадный "злодей", ударяет, как бы нечаянно по дну лодки веслом и делает в нём дыру. В лодку начинает поступать вода. Двое несчастных, неумеющих плавать, пугаются, хватают что под руку попало: один – консервную банку, другой – кастрюльку – и начинают вычерпывать поступающую в лодку воду. В лодке наступает динамическое равновесие: сколько воды поступает в лодку (концентрация исходных веществ), столько её успевают вылить за борт (концентрация продуктов реакции). Что нужно сделать "злодею"? (предложения учащихся). Шутки шутками, но вы сами назвали условие смещения равновесия в сторону продуктов прямой реакции: концентрацию исходных веществ (воды в лодке) увеличить, а концентрацию продуктов (выливаемая вода) уменьшить. Но эта история закончилась хорошо: "злодей" не воспользовался предложенными вами способами, и ребята не умеющие плавать выбрались на берег. Но на следующее утро они пришли в класс с понятно какими намерениями и поджидают "злодея". Тот, ничего не подозревая, заходит в класс, но видя своих соперников, выскакивает в коридор и пытается изо всех сил удержать дверь из коридора. На дверь из коридора давит один мальчик, а со стороны класса – двое. Установилось динамическое равновесие. Как его сместить? (предложения учащихся). Таким образом, чтобы сместить равновесие в сторону реакции, протекающей с меньшим давлением, разумеется, давление нужно повысить.

Демонстрация влияния на химическое равновесие концентраций реагирующих веществ:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему "Химическое равновесие. Смещение химического равновесия" предназначен для проведения по курсу неорганической химии.

Тема: «Химическое равновесие.

Образовательные:

рассмотреть сущность химического равновесия; зависимость положение химического равновесия от различных факторов.

Воспитательные:

формировать навыки сотрудничества, умение обосновать использованные полученные знания на практике; формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы;

Развивающие:

развивать самоорганизацию при подготовке к уроку и работе во время занятия; логическое мышление обучающихся; умение сравнивать и делать выводы

Тип урока:

Оборудование:

Связь с предметами:

математика, физика, спецтехнология.

План проведения занятия

1.1. Проверка посещаемости

1.3. Формирование мотивации

Объяснение новой темы

3.1. Понятие химического равновесия

3.2. Смещение химического равновесия

Закрепление и выводы по занятию

Ход занятия

Организационный момент 1.1. Проверка посещаемости

Тема: Химическое равновесие. Смещение химического равновесия.

Применять полученные теоритические знания при решении заданий

Понятие химическое равновесие - это одни из важных параметров при получении многих химических веществ: волокон, красителей, полимерных материалов, лекарственных веществ, аммиака, серной кислоты и других. Многие реакции при получении веществ являются обратимыми, важно смещать равновесие, которое устанавливается в таких реакциях, чтобы увеличить выход продукта реакции. Таким образом, знание о химическом равновесии позволяет управлять химической реакцией.

Для того чтобы освоить изучаемую тему повторим следующие вопросы:

2. Как определить скорость гомогенной и гетерогенной реакции?

3. В каких единицах измеряется и от каких факторов зависит скорость химических реакций?

4. Что такое катализ и катализаторы? Какой катализ называют гомогенным и гетерогенным?

5. За 12 сек концентрация одного из реагента изменилась от 0,44 до 0,22 моль/л. Рассчитайте среднюю скорость реакции за данный промежуток времени.

6. Во сколько раз возрастает скорость реакции при увеличении температуры от 10 до 50˚С. Если температурный коэффициент равен 2?

Объяснение новой темы

3.1. Понятие химического равновесия

Что такое химическое равновесие?

Когда наступает химическое равновесие?

Какой процесс называется смещением химического равновесия?

Какие факторы влияют на химическое равновесие? (Слайд№ 3).

Рассмотрим примеры обратимых и необратимых реакций. (Слайд № 4). Обратите внимание, как записывают обратимую химическую реакцию.

Необратимая химическая реакция: Na2SO4 + BaCl2 → BaSO4 ↓+ 2NaCl Обратимая химическая реакция: N2 +3H2 ↔ 2NH3 + Q

Запишем выражение скорости для прямой и обратной реакции.

Наступает химическое равновесие: [N2]∙[H2]³ ↔ [NH3]²

Состояние обратимого процесса, при котором скорости прямой и обратной реакций равны, называется химическим равновесием. (Слайд № 5).

Химическое равновесие - это динамическое равновесие. В промышленности для получения химических веществ используются часто именно обратимые реакции. Чтобы получить большой выход продукта реакции, например аммиака, серной кислоты и других химических веществ, необходимо управлять обратимой реакцией. Это возможно, если производить смещение химического равновесия в нужном направлении. (Слайд № 6 ).

Переход системы из одного состояния равновесия в другое называется смещением химического равновесия.

1.Т емпература – t 0

3. Концентрация веществ – С

4. Влияние катализатора.

Рассмотрим влияние температуры (Слайд № 7).

Прямая реакция экзотермическая, протекает с выделением тепла. Обратная реакция напротив будет эндотермической.

По принципу Ле-Шателье:

При увеличении температуры равновесие смещается в сторону эндотермической реакции. При уменьшении температуры – в сторону экзотермической реакции.

Рассмотрим влияние давления (Слайд № 8). Химическая реакция:

При увеличении давления равновесие смещается в сторону той реакции, при которой объем образовавшихся газообразных продуктов уменьшается.

При уменьшении давления равновесие смещается в сторону той реакции, при которой объем образовавшихся газообразных продуктов увеличивается.

Если объемы газообразных продуктов одинаковы как в прямой, так и в обратной реакции - изменение давления не оказывает смещения равновесия.

Рассмотрим влияние концентрации на смещение равновесия (Слайд № 9 ). Химическая реакция:

По принципу Ле-Шателье: При увеличении концентрации реагирующих веществ, равновесие смещается в сторону продуктов реакции, преобладает прямая реакция. В этом случае уменьшается концентрация реагирующих веществ. При увеличении концентрации продуктов реакции, равновесие смещается в сторону реагирующих веществ реакции, преобладает обратная реакция. В этом случае уменьшается концентрация продуктов реакции.

В видео опыте рассматривают реакцию.

FeCl3 + 3KCNS Fe(CNS)3 + 3KCl

Влияние катализатора на состояние химического равновесия.

Внесение катализатора не изменяет положения равновесия в обратимом процессе, так как он в равной мере ускоряет как прямую, так и обратную реакцию.

Их применяют для того, чтобы сократить время установления состояния химического равновесия.

Закрепим понятие смещение химического равновесия. (Слайд № 10)

1. Какие реакции называют необратимыми? Приведите примеры таких реакций и напишите их уравнения.

2. Какие реакции называют обратимыми?

3. В чем заключается химическое равновесие? Как его сместить?

4. Сформулируйте принцип Ле Шателье. Рассмотрите влияние каждого фактора на смещение химического равновесия.

5. Дайте характеристику реакции синтеза оксида серы (VI) из оксида серы (IV) и кислорода. Рассмотрите, как нужно изменить концентрацию веществ, давление и температуру, чтобы сместить равновесие вправо.

6. При увеличении давления химическое равновесие

а) не смещается в системе б) смещается в сторону продуктов реакции

1) 2H₂S(г) + 3O₂ (г) = 2H₂O(г) + 2SO₂ (г)

2) 2H₂ (г) + O₂ (г) = 2H₂O (г)

5. Выводы по занятию.

В обратимых химических реакциях наступает динамическое химическое равновесие, когда скорости прямой и обратной реакции равны.

Факторы, влияющие на смещение химического равновесия – давление, температура, концентрация.

Смещение химического равновесия происходит в соответствии с принципом Ле-Шателье.

6.Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучение явления обратимости химических реакций.

Задачи урока:

углубить знания по теме "Химические реакции";

сформировать представление об обратимости химических реакций;

узнать признаки протекания обратимых и необратимых реакций;

развивать познавательный интерес к изучению особенностей протекания химических реакций, умения сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитывать трудолюбие, культуру труда, уважение к себе и окружающим людям.

Технологическая карта урока химии

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: изучение явления обратимости химических реакций

Задачи урока:

углубить знания по теме "Химические реакции";

сформировать представление об обратимости химических реакций;

узнать признаки протекания обратимых и необратимых реакций;

развивать познавательный интерес к изучению особенностей протекания химических реакций, умения сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитывать трудолюбие, культуру труда, уважение к себе и окружающим людям.

Учебник: учебник: Габриелян О.С. Химия, 8 класс. – Дрофа. 2014-2018.

Техники и технологии, используемые на уроке: развитие критического мышления через работу с различными источниками информации.

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, групповая.

Необходимое техническое оборудование и средства обучения: компьютер, учебник, презентация, дополнительная информация, ПСХЭ, оценочные листы, штатив для пробирок, пять пробирок, Mg (порошок), CuSO4 (р-р), HCl (р-р),H2SO4 (р-р), NaOH (р-р), индикатор фенолфталеин, стеклянная лопатка, пипетки.

Планируемые результаты обучения:

развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу процессов, происходящих в окружающей среде.

учащиеся знают, что такое обратимость и необратимость химических реакций, умеют определять тип реакции по принципу обратимости, знают условия протекания каждого типа реакций, умеют осуществлять химические реакции и записывать уравнения.

метапредметные

связи с такими учебными дисциплинами как биология, физика, география будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данной теме.

Технологическая карта

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

1.Приветствие.

Организация класса на усвоение нового материала. Предложение сесть по группам.

2.Психологический настрой.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

3. Инструкция учителя.

А удача нам сегодня очень нужна, потому что мы продолжаем изучать многообразие химических реакций.

И девиз нашего урока: Познание начинается с удивления

На самом деле, при изучении химических реакций было сделано много открытий, которые помогли людям приспособиться к жизни в окружающей среде, помогли выжить в экстремальных жизненных ситуациях.

А сколько вокруг нас ещё осталось неисследованного! Я надеюсь, что тема и содержание сегодняшнего урока разбудят у вас жажду новых познаний и стремление использовать открытые явления и закономерности на практике.

Для работы на уроке у нас на столах есть всё необходимое: учебники; маршрутные листы для каждой группы, оценочные листы для каждого учащегося, дополнительная информация, а также памятки по технике безопасности. Обратите внимание на оценочный лист. На каждом этапе урока за ответ, выступление вы проставляете себе балл, в конце урока мы их суммируем и переведём в оценку.

Читайте также: