Старикова ю а музееведение конспект лекций

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Трансформация функций музеев на современном этапе

Современные музеи в своей работе делают все больший акцент на эмоции посетителей, музеи становятся местами взаимодействия культур, восстанавливающими связь между знанием и чувством. При всем многообразии новейших тенденций развития музеев главным по-прежнему остается отношение зрителя, посетителя музея к историческим традициям и культурному наследию.

Существует типология музеев по общественному назначению:

- просветительские, преобладающие в музейной сети;

В современное время перед музеем стоит двойственная задача: сохранение культурного наследия для будущего, потомков и открытие культурного наследия для настоящего, современников.

Для реализации этой миссии существуют различные типы музеев:

- литературные и др.

Под профилем понимается отношение музея к профильным дисциплинам или комплексу наук, виду искусства, отрасли общественного производства. Понятие профиля также включает хронологические, территориальные границы, в рамках которых музеем проводится документирование общественных явлений. Профилем определяется основное содержание работы музея.

По профилю различают музеи:

За свою историю музеи сформировали уникальный музейный фонд и накопили бесценный опыт сохранения и популяризации национального культурного и природного наследия человеческого общества. Музеи способствуют повышению образовательного уровня населения, предоставляют возможности для развития творческой социально ответственной личности и тем самым вносят значительный вклад в развитие человеческого потенциала.

В современных условиях развития общества очевиден дефицит духовности. Туризм, в том числе культурный туризм, так это трактуется в нашей литературе, призван восполнить этот дефицит, и здесь несомненна роль музеев.

В настоящее время наше общество начинает все яснее сознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие национальной культуры. Сегодня как никогда важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами своей собственной культурной самобытности и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам предками. Поэтому сегодня общество обращается к музею.

В наше время музей стал непреходящим фактором духовной жизни, центром отбора, атрибуции, сохранения и экспонирования историко-культурного наследия, институтом формирования исторического сознания и нравственно-эстетической культуры. Современный музей занял особое место в изучении истории зарождения, становления и развития культуры, в распространении ретроспективной информации, в обогащении содержания и форм образовательной деятельности. Для миллионов людей – это неотъемлемый элемент свободного, духовно насыщенного времяпрепровождения, средство общения с раритетами прошлого и настоящего.

Главную миссию сохранения социальной памяти, преемственности поколений несут музеи. Особенно важным для общественности является прививание подрастающему поколению чувства любви к Родине, уважение к ее истории. Музей является одним из главных звеньев в патриотическом воспитании молодежи.

Музеи играют огромную роль в культурно-просветительской жизни общества посредством интерпретации музейных коллекций, сохранения предметов старины и пропаганды историко-культурного наследия. В настоящее время инновационные технологии позволяют более успешно осуществлять деятельность музеев. Переход на информационные каталоги музейных коллекций открывают широкие возможности для работы с базой данных музея, доступа к фондам, сбора необходимых сведений об экспонатах. С развитием компьютерной техники и Интернета появились новые формы, как виртуальные музеи. Все это должно способствовать на фоне традиционных форм и деятельности музеев развивать познавательно-образовательную деятельность по воспитанию подрастающего поколения в новом русле и с новыми возможностями.

В музеях эстетические эмоции должны передать опыт человеческих взаимоотношений, художественно осмысленный авторами, носителем которого в данном случае является экспозиция. Эти эмоции могут возникнуть у человека, пришедшего на эпизодическую экскурсию, или постоянного посещающего музей и самостоятельно осмысливающего полученные наблюдения, переживания, раздумья.

Разносторонний анализ деятельности ведущих музейных учреждений России убедительно показал, что художественная образность достигала желаемого эффекта только в том случае, когда приобретала характер духовно-практического воздействия на личность. А это позволяет предположить, что обращение к художественности, превращение документа в образ призвано создавать атмосферу, которая не может не вызывать у человека потребности творческого общения – единства репродуктивного и продуктивного, воссоздающего и досоздающего, потребительского и творческого начал. При этом получение эстетического удовольствия или удовлетворения от художественного решения проблем музейной информации приобретает статус условия. Следует отметить, что в отличие от отдыха, который может быть пассивным или полупассивным, восприятие музейных ценностей всегда требует активности, предполагает определенную подготовку к восприятию экспозиций, требует интеллектуального напряжения. При организации воздействия на посетителя, в свою очередь, обязательно присутствует момент режиссуры, т.е. некое специальное, продуманное введение средств художественной выразительности, направленное на создание наиболее способствующей восприятию материала атмосферы.

Таким образом, важнейшая особенность музеев XXI в. проявляется в их многофункциональности. Современный музей – это не только научно-просветительное учреждение, сочетающее в себе отбор, реставрацию, хранение и экспозицию историко-культурных ценностей. Сегодня музей – это сложная, многоуровневая система, решающая ряд социально значимых задач, среди которых все более заметные позиции занимает художественная организация досуга, интеграция познавательной, развлекательной и художественной творческой функции.

Библиографический список

1. Косторакова, Г.Е. Музееведение : учебное пособие [Текст] / Г.Е. Костракова. – Ростов-на-Дону : РИС ЮРГУЭС, 2017. – С. 6.

2. Магомедов, А. Д. Историческое краеведение и музейное дело : учебно-методическое пособие [Текст] / А.Д. Магомедов. – Махачкала : Высшая школа, 2017. – С. 23.

3. Решетников, Н. И. Музееведение: курс лекций [Текст] / Н.И. Решетникова. – М.: Высшая школа, 2019. – С. 14.

4. Самарина, Н.Г. Роль источника в музейной коммуникации [Текст] / Н.Г. Самарина // В сборнике : Практические аспекты современного музееведения. – 2016. – С. 247-258.

5. Старикова, Ю.А. Музееведение : конспект лекций. [Текст] / Ю.А. Старикова. – М.: Высшая школа, 2019. – С. 13.

6. Хербст, В.Л. Музееведение: учебное пособие [Текст] / В.Л. Хербст; ред. К. Г. Левыкина. – М : Высшая школа, 2017. – С. 13.

7. Шулепова, Э.А. Основы музееведения. Новые музейные технологии : учебник [Текст] / Э.А. Шулепова. – М. : Едиториал УРСС, 2018. – С. 50.

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Издательство: "Приор" (2006)

Другие книги схожей тематики:

См. также в других словарях:

музееведение — музееведение … Орфографический словарь-справочник

Музееведение — музеология, комплексная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и методику всех сторон музейной деятельности, изучающая происхождение и историю музеев, их общественные функции (см. Музеи художественные). К музееведению относятся:… … Художественная энциклопедия

музееведение — музеология Словарь русских синонимов. музееведение сущ., кол во синонимов: 1 • музеология (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ — (музеология) научная дисциплина, изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела … Большой Энциклопедический словарь

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ — МУЗЕЕВЕДЕНИЕ, музееведения, мн. нет, ср. Наука об устройстве, задачах и работе музеев. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ — МУЗЕЕВЕДЕНИЕ, я, ср. Наука об истории музеев, их назначении и организации. | прил. музееведческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Музееведение — Экспонирование в музеях Ватикана Музееведение (или музеология; иногда херитология) научная дисциплина, появившаяся в конце XIX века и изучающая историю музеев, их общест … Википедия

музееведение — я; ср. Наука об устройстве и работе музеев. Работа по музееведению. ◁ Музееведческий, ая, ое. М ие изыскания. * * * музееведение (музеология), научная дисциплина, изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела … Энциклопедический словарь

Музееведение — музеология, научная дисциплина, изучающая происхождение музеев, их общественные функции, вопросы теории и методики музейного дела. Предметом М. являются изучение закономерностей, связанных с социальной обусловленностью… … Большая советская энциклопедия

Музееведение — ср. Научная дисциплина, изучающая историю музеев, теорию и практику музейного дела. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Характеристика дизайна.
Дизайн — это конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты. Дизайн (от англ, design, ит. disegno) — замысел, проект. Термин, обозначающий различные виды проектной деятельности, имеющие целью формирование эстетических и функциональных качеств окружающей среды.

Это слово породило и производные понятия: "дизайнер" — художник-конструктор; "дизайн-форма" — внешняя форма предмета.
В различных культурах принято называть дизайнерскую деятельность по-разному. "Disegno" с итальянского — это план, намерение, цель, чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор, модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция.

В русском языке "дизайн" именуют как "декоративное искусство" или "техническая эстетика". Термин "дизайн" появился в нашей стране недавно. До этого проектирование вещей называлось "художественным конструированием", а теория создания вещей — "технической эстетикой".

ОГЛАВЛЕНИЕ.
Вопрос 1. Характеристика дизайна.
Вопрос 2. Стили декоративного искусства как основа создания современного дизайна.
Вопрос 3. Становление дизайна. Эпоха Ренессанса (1400-1600).
Вопрос 4. Барокко (1600 1730).
Вопрос 5. Рококо (1715-1770).
Вопрос 6. Неоклассицизм (1760-1830).
Вопрос 7. Развитие дизайна в XIX веке (1830—1900).
Вопрос 8. Стиль Арт Нуво (1890-1914).
Вопрос 9. Ранний модернизм (1900—1930).
Вопрос 10. Арт Деко (1910—1939).
Вопрос 11. Стиль Модернизм (1920-1945).
Вопрос 12. Послевоенный дизайн (1945—1960).
Вопрос 13. Дизайн 1960-х годов (1960-1969).
Вопрос 14. Постмодернизм (1970—2010).
Вопрос 16. Теоретические основы композиции.
Вопрос 17. Значение формы в дизайне.
Вопрос 18. Математические закономерности композиции.
Вопрос 19. Композиционные принципы.
Вопрос 20. Зрительное восприятие, его роль в композиции.
Вопрос 21. Неоднородность изобразительного поля в композиционном построении.
Вопрос 22. Основы цветоделения.
Вопрос 23. Эргономика.
Вопрос 24. Фирменный стиль.
Вопрос 25. Современный дизайн.
Вопрос 26. Архитектурный дизайн.
Вопрос 27. Дизайн интерьера.
Вопрос 28. Промышленный дизайн.
Вопрос 29. Ландшафтный дизайн.
Вопрос 30. Дизайн в печати.
Вопрос 31. Дизайн в рекламе.
Вопрос 32. Веб-дизайн.
Вопрос 33. Выставочный дизайн.
Вопрос 34. Тенденции развития дизайна сегодня.

проблем, что и сотрудники других родст венных по профилю научно-исследовательских учреждений.

Однако при э том они опираются на фонды и сосредотачивают свое внимание на вопросах, недо -

статочно изученных в профильных дисциплинах, но важных для музеев. Речь идет прежде всего об

исследованиях источниковедческого характера , которые направлены на в ыявление

документирующих свойств музейных предметов и их значения для развития про фильных

дисциплин. Иными слов ами, музейные пред меты в этих исследованиях изучаются с точки зрения

того нового знания, которое они могут дать профильной научной дисциплине.

Таким образом, имея единый предмет исследова ния, музеи и специализированные научные

учреждения выполняют при этом разные ф ункции. Первые за няты сбором эмпирических данных,

накоплением, хранением, первичной обработкой и сист ематизацией источников, обобщением

полученных данных, превра щением их в систему научных фактов, соотнесением с уже имеющимися

знаниями и представлениями. Вторые заняты глобальным обобщением новых данных и их вводом в

систему уже сложившихся научных представлений. Но это разделение функций не исключает

возможности для отдельных специалистов заниматься той и другой работой.

Музееведческие исследования призваны формировать новые знания в области теории и

методики сбора, хранения, обработки и использования музейных предметов. В этой сфере выделяют

следующие направления исследовательской деятельности музеев:

Разработка научной концепции музея представляет собой всестороннее обоснование целей

и задач создания, функционирования и развития музея, а также способов и средств их реализации.

Исследования в области комплектования фондов заключаются в разработке научной

концепции комплектования, то есть всестороннего и глубокого обос нования тем комплектования.

Такое обоснование явля ется составной частью научной концепции музея, а его детализация

считается специальным, относительно са мостоятельным направлением научно-исследовательской

деятельности музея. Научная концепци я комплектования включает в себя следующий комплекс

• оценку структуры и содержания имеющегося музейного фонда, включая анализ уже

сложившихся коллекций и определение степени их полноты;

• обоснование направленности и характера комплектования или пополне ния коллекций;

• определение критериев отбора материалов в фонды с учетом целей и задач, стоящих перед

• определение круга и объема информации, фикси руемой в документах комплект ования;

• разработку системы каталогов комплектования. Основной результат научно-

работы в области комплектования фондов — это со здание или пополнение музейных

коллекций. По ре зультатам э той работы составляются научные отчеты, создаются выставки новых

поступлений, издаются печатные каталоги новых поступлений, публикуются на учные статьи и

Изучение музейных предметов и коллекций является необходимым условием их включения

в научный оборот. В ходе источниковедческого анализа из муз ей ных предметов извлекаются новые

сведения, которые в дальнейшем привлекаются профильной наукой для более полного понимания

изучаемых ею процессов, явлений и за кономерностей. Но музейная ценност ь предмета не

исчерпывается его научной ценностью, в едь он может обладать более широкой значимос тью —

исторической, худож ественной , эстетической, мемориальной, коммуникативной. Изучение музей -

ных предметов и призвано выявить и оценить весь комплекс информации о них.

Исследования в области хранения и охраны музей ных фондов направлены прежде всего на

выработку оптимальных условий обеспечения физической сохран ности музейных предметов и могут

непосредственно осуществляться только в тех музеях, где есть соответст вующее оборудование и

специалисты — реставраторы, препараторы, таксидермисты. Но и музеи, не распола гающие

необходимыми техническими и кадровыми возможностями, могут и долж н ы изучать условия хра -

нения своих фондов, чтобы ставить определенные зада чи перед специалистами в той или иной

В последние десятилетия консервация , то есть дея тельност ь, направленная на обеспечение

длительной сохранности музейных предметов, развилась в столь же самостоятельную отрасль

прикладного музееведения, как и реставрация, ставящая своей целью не только сохранение

музейных предметов, но и устране ние имеющихся на них повреждений и восстановле ние их

Прежде чем приступить к реставрации памятника, специалисты всегда выявляют состояние

его сохранности и прогнозируют результат реставрационных ра бот. Иконы обязательно

подвергаются рентгенографическим исследованиям, которые пока зывают слои со хранившейся

живописи и состояние доски. Затем эти слои идентифицируются, то есть определяются грани цы

записей и авторского красочного слоя. Но техника, даже современная, не всегда выявляет подлинное

Исследования в области му зейной коммуникации ведутся в музе еведческом,

педагогическом, социологическом и психологическом аспектах, которые дополняют друг друга и

Музейно-психологические исследования , направлены на повышение эффективности

коммуникации. Посетитель восприни мает экспозицию как некую целостность, поэтому ее со -

держание и форма должны находиться в единстве, поэтому важны отбор предме тов для

экспонирования; и наиболее целесообразные формы размещения экспонатов в отдельных

комплексах. Эстетическое оформление экспозиции, ее цветовое, световое и пространственное

решение, отбор и графическое оформление текстов, применение аудио визуальных средств — все это

важно осуществлять с уче том данных, полученных в результате психологических исследований.

Физиологические особенности человека следует принимать во внимание и при разработке экспо -

зиционного оборудования, например, витрин, техничес кие характеристики которых должны

соотноситься с ростом, уровнем глаз и полем зрения посетителя.

Исследования, посвященные проблемам эффек тивности построения экспозиций,

основываются на обобщении прежнего эксп озиционного опыта, а так же используют

экспериментальные методы. В ходе экспериментов широко примен яется макетирование, а в

последние годы — компьютерное моделирование, позволяющее выявить наиболее оптимальный

Все виды взаимоотношений музея и его аудитории исследует музейная педагогика, которая

представляет собой одно из отраслей педагогической науки, предметом исследования которой

является культурно-образова тельная деятельность в условиях музея. Она изучает музей ную

аудиторию, анализирует потребности различных социальных и возрастн ых групп посетителей и

особенности восприятия ими экспозиции, в определенных случаях вносит коррективы в содержание

самой экспозиции, создает и апробирует нов ые методики и программы работы с разными

Музейную аудиторию, ее ценностные ориентации и духовные потребности, эффективность

деятельности музеев по их формированию и удовлетворению изуча ет также особая отрасль

социологии — музейная социология. Первы е социологические исследования в музеях стали

проводиться в середине 1920-х гг. и были направ лены на изучение социально-демографического

состава посетителей, их запросов и интересов. В зарубежных музеях с помощ ью методов

наблюдения и хрономет рирования определяли продолжительность осмотра посе тителями

экспозиций и отдельных экспонатов, выявляя тем самым их аттрактивность и поведенческую реак -

цию музейной аудитории. В 1960-е гг. анализировались уже не только социально-демографические

показатели, но также психологические и мотивационные; на основе различия в мотивах посещения

разрабатывалась типо логия музейной аудитории. В 1980-е гг. в зарубежных музеях началось

комплексное изучение интересов посетителей и выявление эффективности музейной дея тельности

по таким признакам, как состав и количество посетителей, степень удовлетворения их потребностей.

В российских музеях социологические исследова ния стали приобретать размах в 1970—1980-е гг.;

появились социологические подразделения в Эрмитаже, Русском музее, Историческом музее, а в

ряде крупных музеев — Третьяковской галерее, Музее изобрази тельных искусств им. А .С. Пушкина

— в штат ввели социологов. В 1970-е гг. на базе краеведческих музеев и музеев-заповедников

Научно-исследовательский институт культуры осуществил крупномасштабное и репрезентативное

Главная задача музейной социологии — определение эффективности музейной деятельност и

путем изучения воздействия музейной экспозиции и различных форм культурно-образовательной

работы на разные категории посетителей. При этом анализируются такие аспекты экспозиции, как

предметность, наглядность, доступност ь, последовательность, образность, атграктивность и эмо -

циональное воздействие в целом. На основе результатов подобного анализа разрабатываются

конкретные рекомендации по подготовке экспозиции и определяются наи более эффективные формы

В последние десятилетия стали проводиться и социально-психологические исследования ,

направленные на изучение особенностей процесса мышления и восприя тия в специфических

условиях музея, а также проблем психологического воздействия музея на современного человека.

Например, психологами установлено, что зри тельное восприятие намного эффективнее, чем слухо -

вое, при этом уровень восприятия значительно повыша ется, если деятельность оптических и

открытие уже активно исполь зуется музейной педагогикой. Изучается восприятие и других аспектов

музейной экспозиции, в частности ее архитектурно-художественного решения.

Исследования в области истории, теории и мето дики музейного дела могут вестись в

каждом музее, но на практике ими занимаются главным образом крупные музеи, имеющие для этого

необходимый опыт и кадры. Кроме того, разработкой общих про блем музееведения занимаются

специализированные научные учреждения — научно- исследовательские институты и кафедры

2. Организация научно-исследовательской работы в музее

Музеи, являющиес я структурными п одразделения ми академий наук, научно-

исследовательских институтов и в узов, работают по общему с ними плану и совместно организуют

свои исследования. Но большинство музеев являются самостоятельными учреждениями, и разнооб -

разие выполняемых ими функций придает особую важ ность в опросам организации их научных

исследований. Научная работа музеев, с одной стороны, должна соотноситься с общими

направлениями научного поиска в области профильных дисциплин и вносить свой вклад в

фундаментальные исследования. Но с другой стороны, она должна учитывать полифункци ональный

характер музея и в силу этого сохранять известную специфику. Первостепенными для музеев

являются темы, связанные с изучением музейных предметов и среды их бытования, а также темы,

способствующие постоянному пополнению фондов, максимально про должительному хранению и

В основе п ланирования исследовательской работ ы лежит создание перспективных

планов , рассчитанных на несколько лет. Сроки, отводимые на проведение тех или иных изысканий,

зависят от сложности темы, ее обеспеченности кадрами и финансовыми возмож ностями музея.

Небольшие темы разрабатываются обы чно в течение года, продолжительность более сложных

варьируется в пределах двух — пяти лет. С планированием неразрывно связана координация

деятельности музеев с другими научными учреждения ми, что помогает не только избежать

неоправданного дублирования, параллелизма и несогласованности в ис следованиях, но и оказывать

взаимную помощь в прове дении изысканий. В области профильных дисциплин музеи используют

такие формы координации своих ис следований с другими научными учреждениями, как совместные

научные заседания, конференции, круглые столы, экспедиции, единые проблемные планы.

Многие научные исследования в музеях осуществ ляются коллективно — усилиями

отделов или секторов, а для разработки некоторых тем формируются времен ные коллективы в виде

проблемных групп. В круп ней ших музеях мира иногда создаются специальные науч но-

исследовательские структуры. В 1931 г. для изучения коллекций Лувра была основана научно-

исследовательская лаборатория, которая теперь называется Научно-исследовательской лабораторией

Музеев Франции. Она занимается изучением и датированием произведе ний искусства и других

старинных предметов, наблюда ет за скрытыми процессами с помощью микроскопии,

флуоресценции в ультрафиолетовых лучах, ф отографи рования в инфракрасных лучах, радиографии.

В лаборатории используетс я разработанный в Лувре ускори тель элементарного анализа — установка

AGLAE, снабженная в том числе и специальным прибором для анализа с использованием тепловых

протонов, который специально предназначен для изучения произведений искусства.

Свои изыскания музеи публикуют в сборниках на учных статей, монографиях, ж урналах,

отчетах э кспедиций. Ряд продолжающихся музейных изданий полу чил широкое признание в

традиционными типами изданий музеи используют и специфические издания , характерные только

для них и родственных им учреждений — опи сания и обзоры коллекций, научные каталоги по раз -

делам фонда или видам искусства, научные альбомы, публикации доку ментов, путеводители по

Результаты мно гих своих изыска ний музеи отражают в коллекциях, вы ставках и

Вся деятельность музея прямо или косвенно опира ется на научные исследования. Без них

невозможно успешное комплектование фондов, продолжительное их хранение, создание полноцен -

ной экспозиции, проведение действенной культур но-образовательной работы. Направления научно-

исследовательской работы музея связаны как с научным поиском в рамках про фильных научных

дисциплин (истории, биологии, ис кусствозн ания, литературоведения и т. д.), так и с изы сканиями в

От прочих научных учреждений музеи отличают ся и формами публикации результатов своих

исследований. Эти результаты находят отражение не только в печатной продукции, но и в научно

подобранных и обработанных коллекциях, а также в экспозициях и выставках.

Научно-исследовательская работа в музеях нуж дается в правильной организации и

планировании, чтобы отдельные темы согласовыв ались между собой, становясь звеньями единой

цепи проблем, решени е которых имеет наиважнейшее значение для развития музея. Музеи

координируют свою деятельность с другими муз еями и специализированными научными и

учебными учреждениями. Музеи предоставляют с вои коллекции истори кам, археологам,

этнографам, искусствоведам, палеон тологам, биологам, литературоведам и другим специалистам,

тем самым принимая участие в их работе. Собственные исследования музеев открывают для на уки

Читайте также: