Шкала координатний промінь 5 клас конспект уроку

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: урок-исследование с НРК.

  • дидактическая – рассмотреть практическую направленность знаний шкалы, делений шкалы; повторить понятие шкалы, повторить единицы измерения на различных приборах измерения, ввести понятие координатного луча, научиться определять координаты точек координатного луча.
  • развивающая – развитие умений различать деления шкал; развитие умений применять полученные ЗН в решении задач; определять координаты точек на координатном луче.

Оборудование: чертежные инструменты, презентация PowerPoint.

1. Организационный момент. (Учитель приветствует и сообщает тему урока)

2. Актуализация ЗУН.

Устный опрос: (слайд №3,4)

- Дайте определение отрезка

- Дайте определения луча.

- Дайте определение треугольника.

По рисунку определите:

- Какие точки принадлежат прямой а?

- Какие точки не принадлежат прямой а?

- Какая геометрическая фигура изображена на рисунке?

- Назовите вершины, стороны,углы.

(Слайд № 5) На слайде представлены разные геометрические фигуры:

Учитель: Ребята, я прошу вас посмотреть на геометрические фигуры, назовите их. С помощью каких инструментов можно чертить эти фигуры?

3. Изучение нового материала (слайд №6, 7)

Учитель: С помощью какого инструмента можно измерить длину отрезка? Длины отрезков измеряют линейкой. На линейке нанесены штрихи. Они разбивают линейку на равные части – деления. (слайд № 8). Расстояние между мелкими рисками равно 1 миллиметр, а между крупными 1 сантиметр. Все деления линейки образуют шкалу. Шкалы бывают не только на линейках. Какие приборы имеют шкалы? Термометр Каждое деление соответствует одному градусу Цельсия. Какую температуру показывает термометр? - Длины измеряют разными измерительными приборами. Шкалы могут быть и на других измерительных приборах, например термометр. Данный термометр имеет цену деления равную 1 градус Цельсия (слайд №9)

4. Историческая справка (слайд №9)

Андерс Цельсий - (1701-1744), шведский астроном и физик. Родился 27 ноября 1701 в Упсале. Окончил Упсальский университет и с 1730 до конца жизни был профессором этого университета. При его участии была организована Упсальская обсерватория, директором которой он стал в 1740. В 1733 Цельсий обнародовал данные наблюдений северного сияния, полученных им самим и другими астрономами в период с 1716 по 1732. В 1763 он принимал участие в экспедиции, целью которой была проверка гипотезы И.Ньютона о том, что Земля сплющена у полюсов. В 1742 опубликовал работу с описанием стоградусной шкалы термометра, в которой температура кипения воды при нормальном атмосферном давлении была принята за 0°, а температура таяния льда - за 100°. Позже шведский биолог К.Линней "перевернул" эту шкалу, приняв за 0° температуру таяния льда. Этой шкалой мы пользуемся до сих пор, называя ее шкалой Цельсия. В 1948 она была принята как международная.

Учитель: На рисунке внизу изображен луч ОХ. Отметим на этом луче точку F. Под началом луча, точка O, напишем число 0, а под точкой F — число 1. Отрезок OF называется единичным отрезком. Нанесем на луч точку D, так чтобы расстояние OF было равно расстоянию FD и под точкой D напишем число 2. Затем на этом же луче отложим отрезок DE, равный единичному отрезку, и под точкой E напишем число 3. Повторяя эти действия, мы получим бесконечную шкалу. Ее называют координатным лучом. Числа 0, 1, 2, 3, . соответствующие точкам O, F, D, E . называют координатами этих точек. Пишут: О(0), F(1), D(2), E(3) и т. д.

Учитель: Шкалы могут быть и на других измерительных приборах (слайд № 10-17)

Цель урока: создать условия для формирования новой учебной информации.

Образовательные : сформировать понятие координатного луча, научить строить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по заданным координатам

Воспитательные : воспитывать умение слушать других, учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. ;

Развивающие : развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Необходимое оборудование : плакат с координатным лучом, сигнальные карточки (одна сторона зеленая, другая – красная), карточки с самостоятельной работой, записи на доске ( решения самостоятельной работы), компьютер , мультимедийный проектор, презентация.

Технологическая карта урока

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания (приложение 1). Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждого задания, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился без затруднений,

"±" - справился , но возникали сложности,

"-" - не справился с заданием.

Включаются в деловой ритм урока.

Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

Организация устного счета и повторения основных типов задач.

1 . Вот задача не для робких!

Вычитай, дели и множь,

Плюсы ставь, а также скобки!

Верим – к финишу придешь!

5 5 5 5 = 30 (Ответ: 5 + 5 ⋅ 5 + 5 = 30)

5 5 5 5 = 55 (Ответ: 5 ⋅ (5 + 5) + 5 = 55)

5 5 5 5 = 120 (Ответ: 5 ⋅ 5 ⋅ 5 – 5 = 120).

2. Если математическое утверждение верно, то показывается карточка зеленого цвета, если нет – то красного:

а) Две точки можно соединить двумя отрезками.

б) В одном сантиметре 10 дециметров.

в) Прямая не имеет концов.

г) Точка разбивает прямую на два луча.


д) Лучи АМ и AN – дополнительные лучи.

е) В одной тонне 100 кг.

3. № 1-2,стр. 29.(устный счет)

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Ставят знаки действий.

Работают сигнальными карточками

Работают устно по цепочке

Записывают результат на доске

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

–Выполните задание: начертите луч. Начало луча назовите О. Укажите стрелочкой направление луча. Отложите от точки О отрезок длиной 1 см, 2см, 3см, 4см, 5см, 6см…

– Сформулируйте тему урока. (Координатный луч) Запишите тему в тетрадь.

Тема урока: Координатный луч.

(Плакат с координатным лучом. Определение координатного луча)

Слайд 13. (приложение презентация)

Постройте в тетради координатный луч с единичным отрезком 1 клеточка.

На своем луче проставьте буквы, соответствующие числам данного ключа, и прочитайте получившееся слово.

Тема урока: Координаты

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

Работают с учебником с. 22 рис.22 , читают текст, строят координатный луч в тетради

Записывают тему в тетрадь. (1 часть)

Слушают объяснение учителя

Строят координатный луч. Ставят буквы соответствующие числам данного ключа, читают получившееся слово.

Записывают в тетрадь тему урока (2 часть)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, формулируют задачи урока

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Слайд (приложение презентация)

Учащиеся делают вывод.

Слушают объяснение учителя.

Учащиеся делают вывод.

Применение знаний и умений в новой ситуации

1.На доске начерчен луч с началом в точке О.

Беседа по вопросам: Является ли этот луч координатным лучом? (Нет.) Почему? (Не выбран единичный отрезок.) Как обозначается единичный отрезок? Почему он так называется? Как понимать запись: В(3)? Как называется число 3? Сколько точек В(3) можно отметить на координатном луче? (Одну.)

2. № 112 (у), 115, 117,.118,120,121.123.

Учащиеся участвуют в беседе.

Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: п ланирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Давайте немного отдохнем.

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Самостоятельная работа с проверкой на уроке.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу по карточкам.

Осуществляют взаимопроверку самостоятельной работы.

Учащиеся сдают самостоятельную работу учителю.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Рефлексия (подведение итогов урока)

Подводит итоги работы класса в целом.

Назовите ключевые слова урока. Где в жизни вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока?
– Оцените работу класса на уроке.

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задания вызвали у вас затруднения и почему?

Учащиеся высказывают свои мнения.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.

Информация о домашнем задании

Дает комментарий к домашнему заданию

Домашнее задание: п. 5, № 113, 116, 119. В математический словарь занести: единичный отрезок, координатный луч, координаты.

Двумя прямыми линиями разделить треугольник на два треугольника, четырехугольник и пятиугольник.

Учащиеся записывают в дневники и тетради домашнее задание.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Что объединяет приборы?

21.09.2020 2 Вот задача не для робких! Вычитай, дели и множь, Плюсы ставь, а также скобки! Верим – к финишу придешь!

21.09.2020 3 а) Две точки можно соединить двумя отрезками. б) В одном сантиметре 10 дециметров. в) Прямая не имеет концов. г) Точка разбивает прямую на два луча. д ) В одной тонне 100 кг.

4 О 1 2 3 4 5 6 7 8 Х 1 2 3 4 5 6 С (4), К ( 7), М (2), Р (3).

Координатный луч О Е 0 10 20 3 0 40 50 60 70 80 А В С О 0 К

Шкалы и координаты

IIII I IIII IIII I IIII IIII I IIII IIII I IIII IIII I IIII IIII I IIII IIII I IIII IIII I IIII IIII I IIII IIII I IIII IIII I 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 I I I I I I I I I I I АВ = 6 см А В Длины отрезков измеряют линейкой. На линейке нанесены штрихи . Они разбивают линейку на равные части. Эти части называют делениями. Все деления линейки образуют шкалу. Цена деления – 1 см мм = 60 мм

I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I i I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I 42 41 40 39 38 37 36 35 Шкалы бывают не только на линейках. На рисунке изображен медицинский термометр. Его шкала состоит из 70 делений. Каждое деление соответствует 1 0 .

Какой объем занимает вода, налитая в мензурку? Числа на шкале мензурки означают кубические сантиметры (см 3 ). 10 0 20 0 30 0 40 0 50 0

Одно деление соответствует 1 ч. Кроме того, циферблат часов разделен на 60 маленьких делений. Одно маленькое деление соответствует 1 минуте. В некоторых приборах шкалы располагаются на окружностях или дугах окружностей. На циферблате часов вся окружность разделена на 12 больших делений. 1 2 3 9 6 12 11 10 8 7 4 5

Шкала транспортира располагается на полуокружности. Штрихи шкалы транспортира делят полуокружность на 180 долей. Одна такая доля называется градусом. 10 20 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170 180 180 170 160 150 140 130 120 110 100 80 0 10 20 30 40 50 60 70 0 40 30 Кроме делений по 1 0 , на шкале транспортира есть еще деления по 5 0 и 10 0 .

0 2 0 4 0 6 0 8 0 10 0 Автомобиль приближается к городу, по улицам которого разрешается ехать со скоростью не более 60 км/ч. В кабине автомобиля установлен спидометр – прибор, показывающий скорость движения. Посмотрите на спидометр. Нарушит ли шофер правила уличного движения, если не снизит скорость? Каким будет показание спидометра, когда автомобиль остановится? 14 0 12 0 км/ч 60 На сколько и в какую сторону передвинется стрелка, когда скорость снизится до 50 км/ч?

0 2 0 6 0 На рисунке показана шкала прибора, показывающего, сколько литров бензина осталось в баке автомобиля. Сколько литров бензина сейчас в баке? л 8 0 4 0 б) при движении будет израсходовано 30 л? На сколько делений и в какую сторону передвинется стрелка прибора, если: а) в бензобак нальют еще 20 л бензина;

I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I 0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 На весах тоже бывают шкалы. Каждое деление соответствует 50 г. Определите массу яблок.

21.09.2020 15 10 4 8 1 0 9 6 5 3 7 а р а о к т и д о н

Координатный луч Начертим луч ОХ так, чтобы он шел слева направо О Х Отметим на луче какую-нибудь точку Е. Е Над началом луча О напишем число 0, а над точкой Е число 1. Отрезок ОЕ называется единичным отрезком . 0 1 Отложим далее на луче отрезки, равные единичному отрезку. Проставив числа мы получим бесконечную шкалу. 2 4 5 6 7 8 9 Эта бесконечная шкала - координатный луч

I IIII I IIII I IIII I IIII I 20 10 № 108 На рисунке изображена шкала. Какие числа соответствуют точкам А, В, С и D этой шкалы? 30 C B A D 15 25 28

21.09.2020 18 Спасибо за внимание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План-конспект урока математики с использованием ЭОР. 5 класс

Представлена разработка урока в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби" с использованием ЭОР.Тип урока: Объяснение и первичное закрепление учебного материала.


Конспект урока математики по теме "Проценты" 5 класс

В подготовке урока принимали участие родители учеников 5а класса. Вместе придумывали задачи для закрепления понятия "Процент". Вместе снимали видеоролик, в котором бабушка училась вместе свнучкой реша.

конспект урока математики по теме "Одночлены", 7 класс

Материал включает в себя конспект урока, презентацию, бланк, с которым работает ученик.


Конспект урока математики "Сложение отрицательных чисел" 6 класс

Конспет урока математики в 6 классе по теме " Сложение отрицательных чисел".


Конспект урока математики по теме "Пропорция" 6 класс

Класс: 6Предмет: математикаТема: прямая и обратная пропорциональные зависимости. Цели урока:Дидактическая:Обеспечить закрепление понятий прямой и обратной пропорциональных велич.

План-конспект урока математики Итоговое повторение за 6 класс


План-конспект урока математики "Преобразование целых выражений" (7 класс)

Цели урока:1) Повторить преобразование целых выражений в многочлен, разложение многочлена на множители;2) воспитать добросовестн.

Автор: Ларшина Ирина Юрьевна

Организация: МБОУ СОШ №5 им. С. Г. Литаврина

Населенный пункт: Липецкая область, г. Липецк

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели урока:

- научить приводить примеры приборов со шкалами,

- определять цену деления шкалы,

- читать показания некоторых приборов (термометра, спидометра, часов и др.)

- строить шкалы с помощью выбранного единичного отрезка,

- находить не координатном луче точку с заданной координатой,

-определять координату точки.

- формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки.

- формировать умение использовать приобретённые знания в практической деятельности,

- развивать компетентность в области использования информационно- коммуникационных технологий.

Планируемые результаты:

  • учащийся научиться приводить примеры приборов со шкалами;
  • определять цену деления шкалы; читать показания некоторых приборов;
  • строить шкалы с заданным единичным отрезком,
  • изображать координатный луч,
  • искать на координатном луче точку с заданной координатой,
  • определять координату точки.

Этапы проведения урока:

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. «Дорогие мои ученики,давайте вспомним, с какими геометрическими фигурами вы познакомились на предыдущих уроках?

2. Чем отличаются они друг от друга? Найдите соответствие на рисунке.

По какому признаку определили?

  1. Плоскость. Прямая. Луч.
  2. Отрезок имеет начало и конец, луч – только начало.

А прямая не имеет ни начала, ни конца

Изучение нового материала.

1.Назвать основные понятия, с которыми познакомятся на уроке.

4. «Продолжим знакомиться с приборами, которые имеют шкалы. Вы должны ответить на вопросы: - название прибора, что измеряет? И мы с вами должны определить показания этого прибора, внимательно рассмотрев шкалу.

научить приводить примеры приборов со шкалами, определять цену деления шкалы, читать показания некоторых приборов (термометр, спидометр, часы…), строить шкалы с помощью выбранного единичного отрезка, находить на координатном луче точку с заданной координатой, определять координату точки;

проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения;

формировать умение использовать приобретенные знания в практической деятельности, развивать компетентность в области использования ИКТ

Организационная структура урока

Организационный этап.

Устный счет

а) Вычисли устно



в) Продолжить числовой ряд 6 ; 7 ; 9 ; 13 ; 21 ; ?

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.



- Что вы видите на рисунке?

-Чем отличаются эти лучи?

- Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

4.Актуализация знаний

- А где в жизни вы встречали шкалу и координатный луч?

Продемонстрировать учащимся приборы ( амперметр, вольтметр) . Обратить внимание, что форма шкалы может быть различной ( отрезок или дуга) . Это подготовит учащихся к знакомству с транспортиром.

5. Изучение нового материала

Составление конспекта по теме ( вместе с учащимися)

- Что такое координатный луч?

- Как можно определить положение точки на координатном луче?

- Каким может быть единичный отрезок?


Опр. Координатный луч- это отрезок, на котором отмечены:

Точка А имеет координату 4 записываем А (4)

Обратить внимание что, единичный отрезок может быть различным. Выполнить задания по готовым чертежам с разными единичными отрезками.

6. Физминутка.

(Ученики повторяют движения за учителем)

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты сесть опять.

7. Первичное закрепление нового материала.

Фронтальная работа № 113, №115, № 117 из учебника

В рабочей тетради №1 индивидуально № 41, №42, №43.

8. Итоги урока вопросы 1-4 , с.36

9. Домашнее задание.

Параграф 5, вопросы 1-4, № 114, № 116.

-Какие слайды должны быть в презентации на ваш взгляд?

Определение координатного луча

Из истории открытия

Применение координатного луча в математике

Применение координатного луча в жизни

Учащиеся поднимают цветные кружки, которые сделаны заранее.

Зеленый кружок - на уроке было всё понятно, было интересно, с заданиями справился самостоятельно.

Оранжевый кружок - на уроке мне было почти всё понятно, но не всё удалось выполнить самостоятельно.

Красный кружок - на уроке мне было трудно, при выполнении заданий требовалась помощь.

Читайте также: