Виды корней и типы корневых систем конспект и презентация

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Виды корней. Типы корневых систем..doc

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Методическая разработка урока по биологии для 6 класса

Тема урока: Виды корней. Типы корневых систем.

Разработала: учитель биологи и химии

Вострикова Оксана Ивановна

Время проведения 40 мин.

Тема урока : Виды корней. Типы корневых систем.

Цель : познакомиться с корнем, как функциональной системой.

Задачи урока:

Образовательные:

Продолжить знакомство учащихся с органами растения.

Познакомить школьников с функциями корня, сформировать у школьников представление о многофункциональности этого органа,

Показать, что каждое растение имеет не один корень, а корневую систему,

Показать, что корни различны по происхождению, а корневые системы разнообразны по форме.

Развивающие:

Развить у учащихся навыки распознавать на учебных объектах типы корневых систем.

Воспитательные:

1. Показать значимость корневой системы для растения.

2. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, любовь к природе.

Регулятивные:

1.Сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы

Познавательные:

2. Сформировать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, делать выводы)

Метапредметные:

1.Овладение навыками смыслового чтения, умение анализировать, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения.

2. Формировать у детей умение пользоваться знаниями, полученными на других уроках, связывать во- единое целое предметы естественного и гуманитарного цикла.

Тип урока: Комбинированный.

Беседа со школьниками с целью выявления их знаний об органах цветкового растения;

Рассказ учителя с привлечением их знаний о функциях корня. Самостоятельная работа учащихся с гербарным материалом.

Методические приемы:

Демонстрация гербарных материалов, презентация .

Оборудование:

Демонстрационное:

Раздаточное:

Гербарий растений со стержневой и мочковатой корневой системой;

Таблица с понятиями и определениями

Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.

Этапы урока

Временная реализация

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Изучение нового материала

1.Орг. момент. Приветствие:

Вот звенит для нас звонок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели, настраиваемся на урок.

Меня зовут, Вострикова О.И. сегодняшний урок проведу у вас я.

На вашем столе лежат, учебно – методические карты, на которых изложен ход сегодняшнего урока. Напишите свою фамилию и имя на учебно – методической карте. (Приложение №1)

2. Изучение нового материала. Активизация учащихся к изучению новой темы

Сейчас вы прослушаете стихотворение и попробуете сказать какова тема нашего урока, о чём мы будем говорить, что нового мы узнаем.

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!

Анализ стихотворения по вопросам:

Какова главная мысль стихотворения?

Можем ли мы из прочитанного сформулировать тему сегодняшнего урока?

Какие задачи мы на сегодняшнем уроке ставим перед собой? Запишем в методическую карту( + лучшие задачи, выдвинутые учениками записать на доске)

( Познавательные УУД)

Учитель: все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете?

Учащиеся отвечают на вопрос. (Растения выполняют космическую роль – выделяют кислород, которым дышат все живые организмы; они защищают от шума, поглощают пыль, укрепляют почву своими корнями, выделяют фитонциды – особые вещества, которые убивают микробов).

Как мы должны относиться к природе в частности к растениям? (ответы учеников)

Можем ли мы предположить какие Функции выполняют корни?

Пункт №1.

Для формирования знаний о функции корня, найдите в тексте учебника об этом статью ( параграф 19 стр. 95, пункт 1), познакомьтесь с функциями корня. Заполните схему (ось 1) из учебно – методической карты, лежащей на вашей парте.

Учащиеся заполняют схему (ось 1) (индивидуальная работа)

1-я функция опорная. Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь.

2-я функция минеральное питание растения. Вы знаете, что комнатные растения или растения на грядках, клумбах необходимо поливать и иногда подкармливать. Вода и питательные вещества поступают в почву. А в почве есть корни. Значит, благодаря корню в растение поступают вода и минеральные вещества.

3-я функция запасает вещества. Вы знаете, что обычно различные баночки с аппетитными вареньем, компотами и другими вкусностями мама убирает в погреб про запас. Вот так и клетки корней могут накапливать необходимые растению вещества, поэтому корни часто служат подземной кладовой, т.к. в них могут накапливаться запасные вещества.

Что же такое корень? (дайте определение)

Корень – это подземная часть растения!

Учитель : Все корни растения образуют корневую систему. (система всех корней растений ) Запишем определение в методическую карту!

Где вы ещё могли слышать слово “корень”?

Русский язык: корень – основная часть слова.

Математика: корень уравнения.

Биология: часть волоса, зуба, ногтя.

Слайд№ 6. Как вы понимаете выражение:

“ Смотреть в корень”,

“ Уезжать нам некуда, наши корни здесь!” Познавательные УУД

Теперь мы должны разобрать, какие же бывают корни.

Обратите ваше внимание на учебно – методическую карту,

Пункт №2 Для формирования знаний о видах корней найдите в тексте учебника об этом статью ( параграф19, стр95, пункт 2), познакомьтесь с разновидностями корня. Заполните схему (ось 2) из учебно – методической карты, лежащей на вашей парте. ( парная работа). Личностные УУД

Дети самостоятельно формулируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный. Объясняют, из каких органов они развиваются.

Виды корней

главные придаточные боковые

развивается из зародышевого образуются на стеблях отходят от

корешка главного и придаточного

Сейчас мы выполним лабораторную работу, которая называется “Типы корневых систем ”.

Пункт №3. на учебно – методической карте

Лабораторная работа. “Типы корневых систем ”.

Цель: изучить строение корневых систем, научиться распознавать типы корневых систем

Оборудование: гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.

Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

Прочитайте в учебнике (параграф19, пункт 3), какие корневые системы называются стержневыми, какие – мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой

6. Заполните таблицу.

7. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.

8. Заполните схему (ось 3) Регулятивные УУД

Тип корневой системы

Особенности строения корневой системы

Какие типы корневых систем различают?

Чем они отличаются?

Слайд №10-12 стержневая корневая система, мочковатая корневая система, виды корневых систем.

Динамическая пауза:

Класс делиться на 2 команды. Каждая команда пробует показать две корневые системы( мочковатую и стержневую на выбор)

Закрепление.

Пункт №4. Соберите таблицу: учащимся на парту дается разрезанная таблица, её нужно собрать (парная робота).

Ответы запишите в таблицу:

Основные понятия

Определение понятий

А)подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве

Б)система всех корней растений

Г) корень, уходящий в почву глубже всех

В)- корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней

Д) корни, отходящие по бокам от стебля

6.Стержневая корневая система

Ж) система, состоящая из главного и боковых корней

7.Мочковата корневая система

Е) система, состоящая из придаточных и боковых корней

Слайд№14. Оцените себя: Если справились без проблем- 5

Одна ошибка – 4

Две ошибки – 3

После проделанной работы учебно-методические карты сдаются на проверку.

Учитель подводит итоги урока:

Ребята, что мы с вами сегодня изучали на уроке?

Ребята, мы выполнили задачу урока?

Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?

Домашнее задание : параграф №19, ответить на вопрос №3 после параграфа письменно.

Творческое задание со свободным выбором:

проведите исследовательскую работу на стр. 46;

сочинить стихи или загадки о корнях, корневых системах;

Пункт №5 Оценивание своей работы

Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями на уроке.

1. Нарисуйте на одной из ступенек человечка – себя, в зависимости вашей активности на уроке.

На прошлом уроке мы изучали строение семян Двудольных и Однодольных растений.

Повторим изученный материал.

Вопросы:

1) Какие особенности лежат в основе деления растений на классы Двудольные и Однодольные? (по количеству семядолей в зародыше семени)

2) Каково строение семени фасоли? (кожура + зародыш = корешок, стебелек и почечка, 2 семядоли)

3) Где в семени фасоли находится запас питательных веществ?

4) Что такое эндосперм? (особая запасающая ткань; обеспечивает питательными веществами);

5) Какое строение имеет зерновка пшеницы? (околоплодник срастается с кожурой, зародыш - корешок, стебелек, 1 семядоля, почечка)

III. Изучение нового материала

Тему урока я вам не назову. Когда вы выполните работу, сами тему определите.

Посмотрите на синквейн.

2. Боковые, придаточные;

3. Растет, дышит, ветвится;

Ребята, что это может быть? Слушаем высказывания ребят. Достаю из ящика корешки растения.

Сегодня наш урок будет посвящен КОРНЯМ.

Беседа.

Учитель: когда вы, ребята, дома проращивали семена фасоли, гороха, я просила обратить внимание на то, какой орган растения появится первым при прорастании семени.

Ученик: первым появился корень.

1. Функции корня.

Проблемный вопрос: Почему именно корешок появляется первым? (исключительная роль корня в жизни растения). Давайте вспомним, какие функции выполняет корень?

«Стоял дуб на высокой горе и никому не поклонялся. И вот однажды прилетел к нему ветер и спрашивает:

- Ну, тогда держись!

И стал ветер дуть изо всех сил. Налетел с одной стороны, с другой стороны, старался нагнуть к земле.

А дуб стоит и смеется каждым своим листком… так и устоял.

- Послушай, дуб, почему я не могу совладать с тобой? Объясни, в чем твоя сила?

- Могу сказать, - отвечает дуб.

- Моя сила в том, что я в землю родную врос, корнями за землю - матушку держусь.

Вопрос: о какой функции корня идет речь?

Функция 1.

Корень закрепляет растение в почве и прочно удерживает его в течение всей жизни (записываем в тетрадь).

В басне корни спорят с листьями. Они говорят:

Функция 2.

Активно поглощают из почвы воду минеральными солями, то есть обеспечивает минеральное (почвенное) питание.

Функция 3.

Запасающая - часто корень служит хранилищем питательных веществ.

Функция 4.

1. Вегетативное размножение.

  • с участием корней протекают основные процессы жизнедеятельности;
  • без корней растение жить не может.

2. Виды корней.

В течение жизни у растения формируется много корней. Различают 3 вида корней (учебник рис. 59 стр. 89)

Работа с плакатами, запись в тетрадях.

3. Корневые системы.

Cовокупность всех корней растения образует корневую систему.

В состав корневых систем входят главный, боковые и придаточные корни.

Они идут вглубь и вширь.

Например, корни яблони разрастаются в стороны на 10-12 метров, а у верблюжьей колючки - на 20 м в глубину.

Типы корневых систем.

Показываю 2 растения - одуванчик и пшеница. У одного растения стержневая система, а у другого - мочковатая.

  • Стержневая корневая система - хорошо развит главный корень (похож на стержень). Такая система у двудольных растений (фасоль, морковь, одуванчик, береза).
  • Мочковатая корневая система - образована придаточными и боковыми корнями. Главный корень - плохо развит или отсутствует (отмирает рано).
    Такая система у Однодольных растений (рожь, пшеница, ячмень, тюльпан, чеснок).

Чтобы научиться различать типы корневых систем, выполняя лабораторную работу.

4. Работа в группах.

На столах гербарные экземпляры растений.

Инструктивная карточка в учебнике на стр. 90-91.

Цель: исследовать строение корневых систем у растений.

По ходу работы заполняют таблицу.

Растение

Тип корневой системы

Особенности строения

IV. Рефлексия

А. Беседа (вопросы).
1) Какие функции выполняет корень?
2) Какой корень называется главным?
3) Какие корни называются боковыми?
4) Какие корни называются придаточными?
5) Что такое корневая система?
6) Какая корневая система называется стержневой, мочковатой?
7) Какая система у двудольных, у однодольных растений?

Корень - важный репродуктивный орган растения. Он закрепляет его в почве. Через корни растение получает воду с растворенными в ней органическими веществами. При прорастании первыми появляются боковые корни. Все корни одного растения образуют корневую систему.

Различают мочковую и стержневую корневые системы. У пшеницы стержневая система, в которой хорошо заметен главный корень.

Мочковатая корневая система характерна для двудольных растений.
Растения могут жить без корней.

В. Криптограмма.

К -2, А -10, О - 4, В -7, Р - 1, Е -5, Н -9, Ь - 3, Т -8, Л - 11, И - 6, С - 12 (12 букв)

4. Тема: Виды корней и типы корневых систем.

задачи урока
Исследовать особенности :
1. внешнего строения корней
2. образования корневых систем
3. научимся распознавать виды корней и
типы корневых систем

Виды корней
По происхождению корни делят на
главный, боковые и придаточные.
Главный корень — корень,
развивающийся из зародышевого
корешка.
Придаточные корни — корни,
развивающиеся от стеблей, листьев.
Боковые корни — корни,
развивающиеся на главном и
придаточных корнях.

7. Типы корневых систем

Лабораторная работа: "Стержневая и
мочковатая корневые системы”.
Цель: Научиться различать и сравнивать растения со стержневой и
мочковатой корневой системой
Оборудование: проросшие семена фасоли, гербарии
Задания:
Рассмотрите проросшие семена фасоли. Какой корень вы
видите?
1.
2. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений.
Найдите растения со стержневой и мочковатой корневыми
системами.
3. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и
различиях в строении стержневой и мочковатой корневых систем.

Типы корневых систем
Стержневая корневая система — корневая система
с хорошо выраженным главным корнем.
Характерна для двудольных растений.

10. Мочковатая корневая система — корневая система, образованная боковыми и придаточными корнями. Главный корень растет слабо и

Типы корневых систем
Мочковатая корневая система — корневая
система,
образованная боковыми и
придаточными корнями. Главный корень растет
слабо и рано прекращает свой рост.
Типична для однодольных растений.
Придаточные корни

ВЫВОД:
Сходство У мочковатой и у стержневой
корневых системах развиты
придаточные и боковые корни
Различия у стержневой корневой системы
хорошо развит главный корень

Проверь, что ты сегодня узнал :
верны ли утверждения: да или нет
1.
У одуванчика корневая система стержневая.
2.
У клубники хорошо заметен главный корень.
3.
У пшеницы корневая система мочковатая
4.
Боковые корни развиваются на нижней части стебля.
5.
У мочковатой корневой системы развит главный корень
6.
Придаточные корни образуются только на главном корне.
Ответы:
1
2
3
4
5
6
да
нет
да
нет
да
нет

17. Функции корня

Корень — органов высших растений, служащий
для прикрепления к субстрату , поглощения из
него воды и питательных веществ.
Функции корня:
1. Укрепление растения в почве и удержание
надземной части растения;
2. Поглощение воды и минеральных веществ;
3. Может служить местом накопления питательных
веществ.

Описание работы: урок позволяет изучить особенности строения корня, рассмотреть виды корней и типы корневых систем, определить основные видоизменения корней, исследовать механизмы минерального питания растений.

Аудитория: урок предназначен для учащихся 6 классов.

t1605218006aa.jpg

Цель : сформировать представление о строении корней и их видоизменении.

образовательные: изучить особенности строения корня, рассмотреть виды корней и типы корневых систем, определить основные видоизменения корней, исследовать механизмы минерального питания растений.

воспитательные: воспитывать информационную культуру и коммуникативную компетентность.

развивающие: развивать умение исследовать, сравнивать, обобщать, сформировать навыки работы с биологическими терминами.

Базовые понятия: корень, функции корня, виды корней, корневые системы, зоны корня, видоизменения корней, минеральное питание, геотропизм, пикировка.

Тип урока: комбинированный .

Межпредметные связи: биология, химия, экология.

Оборудование и материалы: персональный компьютер, доска, мультимедийный проектор, презентация Power Point, учебник.

Методическая цель : и спользование метапредметного подхода на уроках биологии как средство повышения эффективности образовательного процесса.

І. Организационный момент (1 мин).

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся (5 мин).

ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин).

IV. Изучение нового учебного материала (21 мин).

V. Обобщение и систематизация материала (7 мин).

І. Организационный момент.

Приветствие, отмечание отсутствующих.

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Оптический прибор, позволяющий увидеть увеличительное изображение мелких предметов (Микроскоп)

2. Внутреннее вязкое полужидкое содержимое клетки (Цитоплазма)

3. Пластиды зеленого цвета (Хлоропласты)

4. Этот органоид защищает содержимое клетки от воздействий внешней среды (Плазматическая мембрана)

5. Органоид клетки, где хранится наследственная информация (Ядро)

t1605218006ab.jpg

ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня мы будем изучать органы цветковых растений.

t1605218006ac.jpg

IV. Изучение нового учебного материала.

Объяснение учителя с элементами беседы.

Корень – осевой, обычно подземный вегетативный орган высших растений, обладающий неограниченным ростом в длину.

Основные функции корня:

закрепление растения в почве ;

всасывание и проведение воды с минеральными веществами ;

синтез биологически активних веществ (алкалоиды, аминокислоты, гормоны) .

t1605218006ad.jpg

Виды корней

Если посмотрим на корень, то можем выделить:

Главный корень – это корень, развивающийся из зародышевого корешка семени (морковь, редис).

Боковые корни – это корни, развивающиеся на главном и придаточных корнях (горох, фасоль).

Придаточные корни – это корни, развивающиеся от стеблей, листьев (кукуруза, подсолнечник).

t1605218006ae.jpg

Совокупность всех корней растения образует корневую систему.

Существует 2 типа корневых систем: стержневая и мочковатая корневые системы.

t1605218006af.jpg

Стержневая корневая система – корневая система, с хорошо выраженным главным корнем (похож на стержень), от которого отходят боковые корни (морковь, одуванчик, береза).

Мочковатая корневая система – корневая система, образованная боковыми и придаточными корнями. Главного корня нет или слабо выражен (рожь, пшеница, ячмень, тюльпан, чеснок).

t1605218006ag.jpg

Знание особенностей строения корней и корневой системы имеет важное практическое значение , позволяющее управлять ростом и развитием растения. Например, пикировка корней (прищипка главного корня), которая проводится с целью стимулирования разрастания корневой системы за счет образования придаточных корней, чем увеличивается площадь питания растений , а следовательно, и повышается их урожайность .

Внутренне строение корня

Во внутреннем строении корня выделяют зоны:

t1605218006ah.jpg

Давайте, исследуем внутреннее строение корня более подробно. На самой верхушке корня находится участок, который называется корневым чехликом. Существует только у главного корня . Состоит из живых паренхимных клеток покровной ткани . Наружные клетки постоянно погибают и слущиваются, после чего превращаются в слизь, которая облегчает продвижение корня в почве . Кроме того, корневой чехлик защищает зону деления и обеспечивает геотропическую реакцию корня за счет подвижных крахмальных зерен (статолитов).

t1605218006ai.jpg

П од корневым чехликом расположены клетки, которые активно делятся. Эта часть корня называ­ется - зона деления. Состоит из живых, мелких, активно делящихся клеток верхушечной образовательной ткани (меристемы). Клетки тонкостенные и заполнены цитоплазмой, вакуоли отсутствуют. Зона деления образует клетки корневого чехлика и обеспечивает рост корня в длину за счет непрерывного деления клеток.

Зона роста - состоит из быстрорастущих одинаковых клеток образовательной ткани (меристемы) , которые не деляться, но способны растягиваться (за счет увеличения вакуоли) в продольном направлении, протал­кивая вглубь почвы зону деления, защищенную корневым чехликом. В пределах зоны роста происходит дифференциация (разделение) клеток на ткани . Ее размер составляет 3—9 мм в длину.

Зона всасывания характеризуется наличием корневых волосков , которые являются выростами наружных клеток эпидермы (покровная ткань). Они служат для поглощения воды и минеральных солей . На 1 мм2 расположено около 400 корневых волосков. Продолжительность их жизни 15-20 дней. Кроме того, корневые волоски вы­деляют особую слизь, которая помогает растворять минеральные вещества в почве для дальнейшего их поглощения.

Корневые волоски очень нежные, и их легко повредить. В этом случае растение не сможет поглощать из почвы минераль­ные вещества и воду.

Как вы думаете, что необходимо предпринимать при пе­ресадке растений для того, чтобы не повреждать корневые волоски?

Лучше всего пересаживать растения с комочком почвы, в ко­торой они росли раньше, так как при этом не повреждаются кор­невые волоски.

Участок корня, расположенный выше зоны всасывания, назы­вается зоной проведения. Почти всю клетку занимает вакуоль с тонким слоем цитоплазмы, ядро находится в верхней части клетки. Клетки этой зоны образуют слизистый чехол , что улучшает контакт и гидрофильность системы. Поглощению также способствует выделение корневыми волосками органических кислот для растворения минеральных солей. В ней находятся сосуды ксилемы (мертвые клетки), по которым от корня поднимается вода с минеральными веществами к стеблю и листьям, и ситовидные трубки флоэмы (живые клетки), по которым в корень поступают органические вещества из листьев.

Видоизменения корней

Видоизменения корней (метаморфозы) (от греч. metamorphosis – превращение) происходят в процессе приспособления к условиям существования. Видоизменения корней представлены в таблице 1.

Читайте также: