В солоухин под одной крышей конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Цель: способствовать воспитанию человека, любящего свой родной край .

Задачи : расширить представление о биографии и творчестве В. Соло ухина;

способствовать развитию навыков выразительн ого чтения,

Оформление и оборудование : портрет писателя, выставка книг В. Солоухина,

“Я реа лизовал свои возможности с полна. Вне борьбы за с праведливость, в не борьбы

против насилия русского писателя не бывает и быть не может”

“Как важно, как нужно, как хочется оставить после себя добрый след в

“Человек как р астение, на которое извечно действ уют две сил ы: тяжести,

привязанности, прикреплённости к земле, и стремле ние вверх, полёта, роста”

стенд ”Экскурсия учащихся в г. Су здаль , в московский Главный ботанический сад

Необходимое техническое оборудование : компьютер, проектор, экран, компьютерный

(В начале вечера учащиеся исполняют песню “Поют пету хи во Владимире” )

Чтец. Владимир Алексе евич Солоухин родился 14 июня 1924 года в селе Алепино

Собинского района, которое позже прославил своими произведениями, посвятив ему

многие прекрасные ст раницы. Корни его гл убоко уходят в крес тьянство. Его мать

Степанида Ивановна родилась в 1893 год у в с еле Караваево Покровского у езда (ныне

Петушинского район а). Её отец , Иван Михайлович Елагин (Чебуров), владел в селе

мельницей на реке Пекше. О н ём в народе сохранились любопытные п редания; в

частности о том, по какой п ричине Иван Михайлови ч сме нил фамилию Ела гин на

Чтец. Одну из верс ий смены фамилии привёл В.А. Солоухи н в к ниге “Смех за

левым плечом”: …фамилия караваевского деда была Елагин… Но вот в тихом

захолустном городке Покрове славился лих ой извоз чик Чебуров. А де д И.М. Елагин умел

очень скоро работать. Несколько раз е му сказали: “Ну , брат, ты ра ботаешь! Чистый

Чебуров!” Эта кличка пристала, потом даже, ка к ни с транно, ста ла фамилией деда, а

Чтец. О матери писатель вспомин ал часто. О её несомненном влиянии на

формирование будущего поэта говорится в его автобиографии “Я шёл по родной земле”:

”Моя мать зн ала наиз усть довольно много стихов Некрасова, С урикова, А.К. Толстого.

Возможно, всё это было в предела х школьной хрестоматии её собстве нного детства, но

Федорин И. Певец ушё л к своим кор ням / Лит. Россия. - 1 998 - 27 марта.

всё же “Не ветер бу шует над баром”, “Поздн яя осень, грачи уле т ели…”, “Колокольчики

мои - ц ветики степн ые…” и многое др у гое в том же роде было мной схвачено и запомнено

наизусть с материнского голоса в четырёхлетнем возра сте.”

Чтец. Обстановка в с емье (В ладимир был младшим сре ди братьев и сес тёр).

Патриархальный быт, который не сразу смогла разрушить начавшаяся коллективизация,

босоногое детство - всё отразилось позже в творчестве В.А Солоу хина. Окон чив среднюю

школу, Владимир Соло у хин в 1938 год у поступил во Владимирский механи ческий

техникум. В 1940 году началась его сл ужба в армии, после чего он осел в Москве -

превратился в горожанина… Однако в душе он не изменил своему деревенскому д етству,

родному Алепино - всё в его творчестве говори т об этом, да и сам он много раз

признавался в том, что исток его удач и достижений, всего л учшего, что было в жи зни -

там, на владимирской земле. Село Ал епино, где писатель родился, Черку тино, в котором

окончил семилетку, Караваево, откуда родом мать; деревни Брод и Шу ново, где жили

родственники; железнодорожная станция Ундол, на которой о тец встречал его из

Владимира и Москвы - живут на страниц ах его кни г “Владимирские просёлки”, “Смех за

Чтец. Ему очень нравились стихи Есенина и Блока . Позже Солоу хин напишет:

Чтец. Начинался В .А. Солоу хин как поэт. Впервы е стихи начинающего поэта

были опу бликованы в областной газете “Призыв” в 1938 год у. Во время службы в армии

В.А. Солоу хин с 1945 года начал посещать занятия литературного объ единения, которые

были главным толчком в превращении Солоухина в настоящего поэта. “Но в целом стихи -

самое радостное и дорогое, что было и есть у меня в жизни. Я впервые поч увствовал их

как свою профессию от литературного объ единения 1945 г. До окончания Литературного

института в 1951 году”, - признаётся он в автобиографии.

Зав. библиотекой пос.Раздолье Павлинова З.В. знакомит у чащихся с содержанием

Именно этот период его жизни составил содержание романа “ Мать - мачеха”. Эт о

единственный роман писателя. Он автобиогра фичен (как и вся его проза), Главный герой

Митя Золу шкин - второе “я” В. Солоухина, его родн ое село С амойлово - это солоухинское

Алепино (близ которого был Самойловский лес, упоминаемый в “Капе росы”).

Коренастый самойловский паренёк , попавший после армии в столичный писательский

институт, окунулся в н епривычный для него мир литературы, культуры и творч ест ва. И

решался вопрос: сможет ли он найти в этом мире своё место, стат ь п рофессиональным

литератором. А для этого н ужно было одеваться по - городскому, думать по - городскому,

принять городские ценности. То есть прекратить свою крестьянскую родословную,

порвать кор ни, связывающие его с землёй. Не сразу, н о п остепенно Митя Золу шкин

разглядел, что многочисле нные соблазны “красивой” жизни, предлагаемые ем у, - ложные.

И в жизн и, и в творчестве он остался крестьянским сыном, сохранил корн и, связывающие

его с владимирской землёй. Роман “Мать - мачеха” - это часть жизни В. Солоу хина

Чтец. В 50х годах один за другим в ыходят в св ет сборники стихов молодого

поэта: “Дождь в степи”, “Ж уравлиха”; ”Ручьи на асфальте”, “Разрыв - трава”; “Колодец”.

Наибольшую известность В. Солоухин получил как прозаик, стремительно ворвавшись в

литературу в конце 50х с повестями “Владимирские просёлки” и “Капля росы”,

посвящёнными своей малой родин е, - Владимирской области и родному селу Алепино.

Стремлением возродить и обновить наши национальные традиции, вернуть русскому

народу подлинные духовные ценности продиктова ны были повести.

Ведущий знакомит учащихся с содержанием “ Вла димирских просёлков”:

Что такое “ Владимирские просёлки” ? Это рассказ о путешествии автора по

Владимирской земле, длившемся сорок дней. Книга В. Солоухина была для своего

времени необычной, новаторской. В век м ашин, телефона и ра дио, отказавшись от

возможности путешествовать в поезде или в авт омобиле, человек отправился по

просёлочным дорогам Владимирщины пешком, от дере вни к деревне, от села к селу,

ник у да не спеша и п ристально вглядываясь во всё, что встречается н а п у ти. Владимирская

земля щедро отблагодарила внимательного путника. Именно при “пешем хождении” ему

легче было рассмотреть на ней и маленькое и большое: от ветки цветущей брусники до

председателя колх оза, от могилы полководца П.И. Багратиона в с. С има до р астущих

надоев молока, от кольчугинских заводов до головастиков в пруду. А что бы всё

увиденное расцвело под п ером автора, надо, чтобы он был настоящим х удожником.

Именно таким и о казался для счастливых ч итателей В ладимир Солоу хин, к тому же -

Ведущий: “А что особенно вас взволновало во “Вла димирских просёлках?”

Он сумел п ередать красоту и обаяние родной природы во всех подробностях, в

цвете, запахах и в зв у ках: “Полдневное солнце ли лось и лилось на дорогу. Под солнцем

ярко светилось, соперничая с ним, необыкнове6нно в ысокие, сочные и кр у пноцветные

купальницы. Словно жёлтая роза был каждый ц веток. Собранные в б укет, купальницы

Образовательная: знакомство с творчеством В.А.Солоухина; с приемами и изобразительными средствами, которые использует писатель; повторение вопросов теории литературы ( рассказ и его построение; умение анализировать текст.

Воспитательная: учить добру, взаимопониманию, умению радоваться жизни во всех ее проявлениях.

Развивающая: умение анализировать текст, работа со словом, выразительное чтение, развитие образного мышления, развития творческого начала – дописать ( домыслить) рассказ

Оборудование : доска с эпиграфом к уроку, грамзапись, иллюстрации учащихся.

Эпиграф к уроку.

Высшее для себя счастье художник

видит в том, чтобы сражаться под

знаменем света добра и чистоты.

Он видит счастье в вечном

предвкушении завтрашнего, в

1. Вступительное слово учителя.

Мир детства каждый писатель раскрывает по-своему. Для Пришвина важна нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши, роль труда и природы в формировании характера человека.

2. Подготовительная беседа с учащимися.

- хотят вспомнить детство;

- отношения с родителями стали плохие, а в детстве взаимопонимание детей и взрослых

- мир виделся чистым и прекрасным;

- это время нельзя вернуть.

Мир детства предстает как нечто особенное. Взрослые часто говорят, что во времена их детства и люди были добрее, и небо выше, и трава зеленее. О людях добрых, веселых,

чутких говорят, говорят, что они сохранили детство в своей душе. Глядя на человека грубого, жестокого, не хочется верить, что он когда-то был ребенком.

Как вы думаете, а почему Солоухин обратился к теме детства?

- ему было хорошо, потому что взрослые понимали ребенка;

- помнил о том, как сам открывал мир.

Рассказ интересен тем, что взрослому человеку удалось правдиво заговорить от имени ребенка, передать его мысли, чувства, огорчения.

Учитель. Характер человека начинает формироваться с детства, окружающие люди, их взаимоотношения влияют на формирование личности человека.

Детство – жизненный этап человека от рождения до раннего отрочества до 11 лет.

А какими вы были в детстве? Поделитесь воспоминаниями, расскажите о каком-то ярком для вас эпизоде. (Рассказы учеников о детстве. Проверка домашнего задания).

Вот видите, от детства вы ушли пока недалеко, где-то 4-5 лет, а так мало можете рассказать об этом времени.

3. Постановка учебной задачи.

Учитель . Перечитайте тему урока. Определите задачу на сегодняшний урок

Ученики определяют задачу урока.

2. Как писатель показывает взаимоотношения детей и взрослых в рассказе?

Обобщение учителя по определению учебной задачи.

Итак, наша задача на сегодняшнем уроке: определить, как Солоухин раскрывает мир детства; какие приемы и изобразительные средства он использует; как раскрывает взаимоотношение детей и взрослых; какие черты характера воспитываются с детства?

4. Работа по тексту рассказа.

От какого лица ведется рассказ?

Почему Солоухин выбрал такой прием – рассказ от первого лица?

Ученик. Солоухин выбрал прием – рассказ от 1 лица для того, чтобы читатель лучше поверил тому, о чем говорится. Передать эмоциональное состояние героя. Его предвкушение открытия чего-то нового может тот, кто испытывал подобные чувства.

Каким настроением проникнут рассказ? Докажите текстом.

Ученик. Рассказ содержит настроение радости, какого-то открытия, доброты, чистоты.

5. Словарная работа.

Учитель . В начале рассказа вам встретилось слово жабрей.

Что оно обозначает? (Проверка домашней работы).

Жабрей – сорная трава.

Жнитво – срезанные стебли злаков, оставшиеся на корню после жатвы.

Подворотня – широкая щель между воротами и землей.

Истома – чувство приятной расслабленности.

( Слова с объяснениями записаны на переносной доске. После проверки словарной домашней работы запись слов с объяснением их значений открывается. Учащиеся записывают в тетрадь слова жабрей, жнитво, подворотня, истома с их значением).

6. Продолжение беседы по тексту рассказа.

( Ученик зачитывает текст).

Учитель. Почему мальчик проспал?

Учитель . Как Солоухин описывает состояние детского сна? Какие изобразительные средства использует?

Ученик зачитывает описание сна.

Солоухин нежно описывает состояние детского сна. Для этого он использует сравнение:

Учитель. Как вы думаете, почему Солоухину удалось создать картину спящего ребенка?

Ученик. Наверное, автор наблюдал за спящим ребенком. Наблюдения писателя помогли создать картину спящего ребенка.

Учитель добавляет вывод ученика.

Какой наказ дает мать сыну?

Ученик. Ответ дает текстом.

«Ну ,спи, бог с тобой, я тебя запру снаружи, а когда ты выспишься и встанешь, первым делом умойся, потом выпей молоко, что стоит на столе. А потом, если хочешь, сиди

Учитель . Что необычного в этом наказе?

Ученик. Необычно в этом наказе то, как мальчик должен выйти на улицу.

Учитель. С каким настроением проснулся мальчик?

С помощью данных изобразительных средств автор показывает состояние радости мальчика. Эта картина солнечной избы дается через восприятие мальчика, значит, раскрывается его эмоциональное состояние и умение видеть в обыденном что-то праздничное, радостное.

Учитель. Что усиливало состояние радости?

Учитель . Почему мальчик оттягивает выход через подворотню?

Учитель . Как мальчик проводит время до выхода из дома?

Учитель . Как Солоухин показывает, что герой рассказа еще ребенок?

Учитель . Что является кульминационным моментом рассказа?

Учитель. Какие синонимы можно подобрать к этому слову?

( опешил, замер, оцепенел, застыл на месте)

Учитель . Какой диалог происходит между дедом и внуком?

Ученик. Диалог деда и внука строится на непонимании.

Учитель. Прочитаем эту сцену по ролям. Попытайтесь, читая за мальчика, передать приказ – каприз. Передайте спокойствие, удивление и растерянность дедушки.

Учитель. Удалось ли чтецам передать характеры героев этой сцены?

7. Домашнее задание.

Попробуйте написать продолжение рассказа.

Предлагаю наводящие вопросы:

- Дайте описание дня, выражения лица мальчика, дедушки.

- Состоялся ли между ними задушевный разговор?

- Понял ли дедушка состояние души внука, желание самостоятельности?

8. Вывод по анализу рассказа.

Учитель. Какую задачу вы определили в начале урока?

Учитель . В начале урока была высказана мысль о том, что характер человека начинает формироваться в детстве. И если в мире существует нечто поистине священное и великое, так это только непрерывно растущий человек. Какие черты характера мальчика проявились в детстве?

К какому отрывку дана иллюстрация?

Удалось ли в рисунке передать настроение текста?

Совпадает ли ваше видение данной картины с видением автора иллюстрации?

Что вы скажите о цветовой гамме иллюстрации?

10. Перечитайте эпиграф к уроку.

(Дается частичный анализ, так как времени на уроке не хватит).

( Ученик готовится к выразительному чтению дома, читает по тексту или наизусть, на усмотрение учителя. )

Вопросы перед прослушиванием:

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Меняется ли настроение к концу стихотворения, после прочтения стихотворения?

Учитель. Каким настроением проникнуто стихотворение?

Ученик. Стихотворение проникнуто грустью. К концу настроение меняется: светлая грусть переходит в радость.

Учитель. Когда же появляется миг упоения новизной?

Ученик. Все ребятишки спать улеглись,

А девочка на качелях

( никто не мешает)

Качается потихоньку одна.

Учитель. Что тревожит Солоухина в мире детства этой девочки?

Ученик. Солоухин в мире детства этой девочки увидел одиночество. Грустно, когда ребенок один, не участвует в общем веселье. Характер этой девочки раскрывается через это одиночество. Она скромна, мечтательна, вот почему качается одна, когда все улеглись спать.

Учитель. Солоухин своеобразный художник слова. В чем проявляется его своеобразие в раскрытии мира детства? Как раскрывает мир детства Солоухин?

Вывод по уроку запишите сейчас в тетради.

Похожие документы:

Литература 10-11 классы

Интегрированный урок по литературе и русскому языку в 6 классе Тема: «Путешествие . урока: 1)Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве . в его детстве? Доклад ученика . 18 На нем текст стихотворения В. Солоухина. - .

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы общеобразовательных учреждений по литературе (базовый уровень)

Приказ № от 2014г. Рабочая программа по литературе в VII классе

Курс литературы в 11 классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров

. характер творчества Р.Гамзатова. Стихи Гамзатова. Материал учебника. Литература и кино. Ответы на вопросы по теме. . . Урок- семинар. 1. Обзор творчества Е.И.Носова, В.Т.Шаламова, В.Д.Фёдорова, В.А.Солоухина, раскрыть своеобразие худ. мира авторов .

Презентация "Мой край воспет в стихах и в прозе" по творчеству В.А. Солоухина может быть использована на уроках литературы.

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое выступление на эколого-краеведческом фестивале "Воспетый в песнях и стихах"

Сценарий можно использовать для проведения внеклассной работы в школе, классе по краеведению Торопецкого края Тверской области.

Проект программы элективного курса "Творчество В.А.Солоухина"

Материал содержит- пояснительную записку ( общая характеристика и цели курса, предполагаемый результат);- справочные материалы;- направления работы при изучении произведения В.А.Солоухина "Влади.

Стихи, рожденные войной (По творчеству М. Цветаевой и А. Ахматовой")

Урок по литературе в 8 классе с неродным русским языком обучения.


Разработка мероприятия по литературе "Наш край, воспетый поэтами Брянщины"

в разработке данного мероприятия по литературе собран интереснейший материал о поэтах Брянщины, о их творчестве, о жизни края.

Две основные темы — Родина и природа — переплетаются в творчестве Есенина и вытекают одна из другой. Вдохновленный близкими для него темами, Сергей Есенин создает в своих стихах прекрасны.


Контрольная работа 6 класс Литература (размер стих-ий и по творчеству Некрасова и Лескова)

Общее и отличия в изображении трудового народа. Определение размера стих-я.


В деревне, где происходили описываемые события, была одна неприятная традиция – жители выливали помои прямо на дорогу перед домом. Нюшка однажды тоже решила придерживаться этой традиции, но, поскольку дом стоял на окраине, и дороги перед ним не было, она стала выливать помои на зеленую лужайку перед домом.

Городская семья, которая уже привыкла использовать лужайку для отдыха на свежем воздухе, несколько дней с тревогой наблюдали за действиями Нюшки. Они обращались к ее отцу с просьбой уговорить женщину перенести помойку в другое место, но тот отказался говорить с дочерью на эту тему.

Когда на лужайке стали роиться мухи, городские сами отправились к Нюшке. Они рассказали ей о вреде инфекций, и попросили перестать выливать помои на лужайку. Но Нюшка заняла агрессивную позицию по отношению к соседям. Она с руганью выгнала их, а на следующий день принялась распространять по деревне слухи, что городские хотят выжить ее из дома и занять его целиком.

Чтобы хоть как-то обезопасить место скопления помоев, городские опрыскали его дустом, но в этот день, как назло, у Нюшки околел петух, и она решила, что в его смерти виноваты соседи. Через некоторое время она отомстила городским, убив палкой их котенка.

После гибели котенка у городских состоялся тяжелый разговор. Жена требовала у мужа, чтобы он застрелил собаку Нюшки. Но муж понимал, что такой поступок вызовет настоящую войну со скандальной соседкой. Поэтому он предложил действовать другим способом. Муж с большим трудом уговорил жену отнести Нюшке в подарок пачку дрожжей.

После того, как Нюшке был вручен подарок, ее отношение к соседям резко изменилось. Через некоторое время она явилась к ним и принесла полное решето репчатого лука. И хотя неприятные ситуации с Нюшкой случались и дальше, муж навсегда запомнил сияющие глаза жены, когда та вернулась домой после примирения с соседкой.

Таково краткое содержание рассказа.

Красной нитью в рассказе проходит мысль о том, что ступив на тропу войны, мира не жди. Только миролюбивые действия приведут к успеху. Только переговоры продвинут дело вперед.

В рассказе мне понравился глава городского семейства, который сумел сохранить мирные отношения между двумя соседствующими семьями. Глава городского семейства все обдумал, все взвесил и принял правильное решение.

Раздор зло творит.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Худой мир лучше доброй ссоры.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Читайте также: