Конспект тайна моего имени

Обновлено: 03.07.2024

Форма организации внеурочной деятельности: творческая мастерская.

Цель: презентация учащимися ценностных отношений и навыков совместной познавательной деятельности на основе создания словаря имен класса.

Ход занятия

Эмоционально-установочный этап

Дети сидят в ресурсном кругу.
- Мы с вами начинаем наше занятие. Но сначала давайте пожелаем друг другу успеха и удачи, каждый повернется к своему соседу справа и улыбнется ему, затем повернется к соседу слева и улыбнется ему.

- Ребята, как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? (ответы детей)
- Еще у каждого из нас, есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но это отличает одного человека от другого. Мудрая сова подскажет нам, что это, если вы разгадаете ее загадку:

Тебе дано,
А люди пользуются? (имя)

На доске изображение совы и в центре слово "Имя".
- Ребята, кто догадался, на какую тему мы с вами сегодня будем беседовать? (имена)

Дидактическая игра (мозговой штурм) "Какое оно?"

- Ребята, давайте подумаем, а какое оно имя? (Дети выдвигают свои предположения: женское, мужское, ласковое, полное, сокращенное и т.д.)
- Как вы думаете, нужно ли человеку знать историю своего имени?

- На какой вопрос мы будем искать ответ на занятии? (Что скрывают наши имена?)
- Как вы хотите это узнавать, что мы для этого будем делать? (играть, выполнять задания, работать в группах)

Пропедевтический этап

- Ребята, перед тем, как начать искать ответ на вопрос, я предлагаю немного размяться и сыграть в игру, хотите? (да)

Игра "Молекулы"
- Кто знает, что такое молекулы?
- Молекулы – это маленькие частички, из которых состоят разные вещества. Молекулы могут объединяться в группы, вот и мы с вами будем объединяться в группы, когда услышим команду.

- Если я скажу: молекулы по 3, значит, вы объединяетесь с другими ребятами так, чтобы вас было в группе 3 и беретесь за руки.
- Если я скажу: молекулы по 4, значит, вы объединяетесь с другими ребятами так, чтобы вас было в группе 4 и беретесь за руки. И так далее. (в итоге дети, выполняя команду: "молекулы по 2" образуют пары для дальнейшего задания)

- Скажите, всем ли ученикам хватило пары?
- Кто помнит, о чем мы с вами узнали на прошлом занятии?
- Кто такой репортер? (ответы учащихся)

Деятельностный этап

- Сейчас немножко поработаем в парах. Договоритесь, кто в вашей паре первым будет выполнять роль репортера, а кто будет давать интервью, потом мы поменяемся.
- Поднимите руку ребята, которые первыми будут репортерами? Ребята, которые будут отвечать на вопрос?

Описание задания
- Представьте, что редакция газеты составила для вас вопросы, которые необходимо задать другому человеку, возьмите тетрадочки, чтобы с ними ознакомиться.
- Сейчас за 3 минуты репортерам необходимо записать ответы на вопросы, затем мы поменяемся ролями.

- На все ли вопросы смогли получить ответ? Какой вопрос вызвал затруднение? (имя какого святого ты носишь?)
- Ребята, оказывается, с давних времен люди очень трепетно относились к выбору имени для младенца.

Можно показать видео или сказать самой:

- Наши предки были очень суеверны и боялись сглаза. Им казалось, что если ребенка назвать нежным и красивым именем, то может привлечь к нему губительное влияние злых духов. Поэтому ребенку давали имя охранное.
- Например, обладатель имени: Злоб – будет добрым, а Голод всегда будет сытым и т.д.

Помимо этого, родители также могли назвать ребенка в зависимости от того, каким в семье он был.
- Если первым - Первуша, вторым - Вторак, третьим - Третьяк и так далее.

- Внешние признаки тоже учитывались при выборе имени ребенка.
- Если ребенок имел бледную и светлую кожу, то его могли назвать Беляком, если он имел русый цвет волос - Русинко, Русак, если был худым - Худяк.

- Но чаще всего учитывали не только внешность, а характер и манеры поведения ребенка. Если ребенок был буйным, то его так и прозывали - Буян, если девочка была веселой и жизнерадостной, то ее могли назвать Забавой, а если тихой - Молчанка. Самыми почтенными и красивыми именами считались Богдан, Любава, Милован.

- Кто догадается? Как бы назвали этих детей?

  • Девочка со светлыми волосами?
  • Мальчик, который любит прыгать?
  • Мальчик, родившийся третьим в семье?

- Позже стали давать имена детям Священники, в честь Святых, день памяти которого совпал с днем рождения малыша. Под этим понималось, что святой будет небесным покровителем ребенка, защищая от невзгод и помогая на жизненном пути. День рождения тогда не считался праздником, отмечались именно именины.

- Так, например, особое значение имели имена Кирилл, Мария, Михаил, Дмитрий. (1 группа)
- Некоторые имена пришли к нам из разных стран, например:

  • Латинские: Максим, Сергей, Антонина, Марк, Марина, Антон. (2 группа)
  • Греческие: Варвара, Андрей, Макар. (3 группа)

- Среди современных имен тоже есть имена, наделенные особым смыслом, говорят, что их обладателей отличают определенные черты характера:

  • Воинственность, энергичность, мужественность: Игорь, Валерия, Валерий, Аиша, Александр, Тигран. (4 группа)
  • Целеустремленность, упорство: Егор, Латифа, Анна. (5 группа)

- А некоторые имена можно дословно перевести как - благородный(ая), или "Божья милость". Это имена: Елизавета, Элиза, Аделина, Адель, Алан. (6 группа)
- Ребята, теперь вы знаете, что каждое имя скрывает за собой какую-то тайну.
- Посмотрите внимательно на доску, вспомните, какие тайны я вам рассказала, и прикрепите магнитик со своим именем.

Деление на группы.
- Сколько групп имен у нас получилось? (6)
- Займите, пожалуйста, местечко за столом для своей группы.

- Знаете ли вы, что каждое имя можно произнести по-разному, например: Николай - Коленька; Анна - Анечка - Анюта; Иван – Ванечка и т.д.
- Чем отличаются имена? Как я их произнесла? (одно имя звучит ласково)

Игра с мячом "Скажи ласково"

- Сейчас мы проверим, все ли ребята в каждой группе знают, как можно сказать свое имя ласково.
- Ваша задача бросать друг другу мяч и назвать свое имя ласково, когда каждый назовет сове имя, мы меняемся, тот, к кому попал мяч, бросает его другому члену команды, ласково обращаясь к нему.

Работа по созданию словаря имен класса

- Ребята, у вас на столе коробки, в них я спрятала конверты с заданиями для каждой группы.
- От каждой группы вам необходимо раскрыть тайну ваших имен и затем заполнить табличку.
- Когда все группы выполнят задание, мы соберем их вместе и составим словарь имен нашего класса.

Эмоционально-рефлексивный этап

- Сейчас я попрошу капитанов продемонстрировать результат работы мини-группы
- Давайте вспомним, на какой вопрос мы искали ответ в начале нашего занятия?

- Можем ли мы теперь ответить на этот вопрос?
- Ребята, у вас на столе кубики, я прошу каждую команду бросить куб и ответить на вопрос, который выпадет вашей команде. (использую модернизированные кубики Блума)

Видео проведения урока "Тайна моего имени"

Цель: формирования интереса и уважения к своему имени на основе православной культуры, как эмоционально– положительную основу для духовно- нравственного воспитания.

-познакомить ребят с происхождением русских имен и их значением;

- формировать интерес к обычаям и духовной культуре русского народа.

-развивать кругозор, творческое самовыражение при помощи игр;

-развивать умение составлять рассказ из личного опыта;

-развивать творческое воображение, внимание, логическое мышление.

- воспитывать уважение к своему имени и именам других людей;

- воспитывать чувство эмпатии.

Актуальность: для каждого человека его имя – одно из самых главных слов на земле. И всех без исключения интересуют вопросы: что означает моё имя, как и когда оно появилось?

В процессе обмена знаниями о своих именах у детей возникает интерес к познанию общества, в котором они живут, а также к традициям и духовной культуре русского народа.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, изобразительная, двигательная.

- развито взаимодействие и общение ребенка с взрослыми и сверстниками;

- сформировано умение работать в коллективе, помогать друг другу в случае необходимости.

- имеют представление о старинных русских обычаях;

- развита познавательная активность;

- имеют представление о значении имен;

- проявляют интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

- развиты коммуникативные навыки, средства речевого взаимодействия со сверстниками и окружающими людьми;

- обогащен словарный запас дошкольников;

- умеют составлять рассказы из личного опыта.

- развиты предпосылки смыслового понимания значения своего имени;

- применяют нетрадиционную технику рисования (роспись пером).

- развита общая и мелкая моторики ребенка;

-выполняют основные виды движений под музыку.

Форма НОД: занятие - игра.

Дидактическое обеспечение: клубок, аудиозаписи, видеозапись, заготовки оберегов, гусиные перья, гуашь.

Технические средства обучения: проектор, магнитофон.

- создание условий в предметно игровой среде группы;

- ознакомление с техникой рисования пером;

- совместная деятельность воспитателя с детьми вне занятий

(дидактические игры, подвижные народные игры);

- индивидуальная работа с семьями детей по созданию видеозаписи и значению имен детей;

- чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных

Ход НОД

Ребята, сегодня я хотела бы поговорить с вами на одну очень интересную тему. А какую именно, я думаю, вы догадаетесь после просмотра мультфильма.

-Как вы думаете о чем мы сегодня поговорим? (об именах)

У меня в руках клубочек, каждый из вас будет брать его в руки, наматывать и при этом произносить свое имя.

Дети передают друг другу клубок, называя свое имя.

История происхождения имен.

-Ребята, как вы думаете, зачем человеку имя?

-Может ли человек жить без имени? Почему?

-Есть целая наука, изучающая имена - эта наука называется антропонимика. Повторите.

Люди, изучающие эту науку, очень много знают о происхождении и значении имен. На Руси все начиналось так - рождение ребенка всегда считалось великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

Беседа о значениях имен.

-Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя?

-Давайте сейчас по цепочке каждый называет свое имя и немного рассказывает о нем - нравится ли оно вам или нет и почему? Может вы знаете, почему родители вам дали именно это имя, или вам что-то известно о значении вашего имени. А я в свою очередь, расскажу вам откуда произошло ваше имя и как переводится. Давайте я начну.

(Дети рассказывают о своем имени, воспитатель дополняет ответы детей о значении их имен, вывешивает облачка с именами на доску)

Иван- старинная форма : Иоанн. Древнееврейского происхождения, означает: Яхве (Бог) смилостивился, помиловал (дар Бога). Иван - распространенное русское имя.

Юлия- по одной из версий имя греческое и происходит от слова юлос, что переводится как "пушистая" или "волнистая". Так что, согласно этой теории значение имени Юлия - "пушистая" или "волнистая".

Мария- древнееврейского происхождения. По одной версии - госпожа, по другой - любимая, по третьей - упрямая.

Глеб- произошло от древнескандинавского Guleifr. Это двукоренное имя состоящее из gu — "бог", leifr — "наследник". Получается, что значение имени Глеб - "наследник бога".

Елизавета- на древнееврейском имя Елизавета звучало так как Элишева. В переводе оно означало "Бог мой — клятва", "почитающая Бога" или "заклинающая Богом".

Кирилл- в переводе с греческого значение имени Кирилл) означает "господин" или "владыка".

Ева- с древнееврейского переводится как "дающая жизнь".

Матвей- в переводе с древнееврейского означает "дар Яхве" или "дар Божий".

Арина- имя Арина считается не самостоятельным именем, а одной из форм имени Ирина. Поэтому значение имени Арина и Ирина одинаковы. Имя древнегреческое и означает — "мир" или "покой".

Марго- имя пришло из Древней Греции, переводится как "жемчужина", "жемчуг".

Виталина- значение имени Виталина - "жизненная" или "полная жизни", ведь именно так переводится имя с латыни.

-Молодцы, у вас у всех очень красивые имена.

Ребята, послушайте стихотворение и попытайтесь разгадать загадку:

Сколько имен у подружки у Оли?

Как бы друзья не запутаться тут.

Ольгой частенько зовут её в детском саду,

Оленькой папа и мама зовут.

Олюшкой тетя её называет,

Олька — кричит озорник во дворе…

Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,

Сколько имен у подружки моей?

– А вы, ребята, догадались, сколько имен у Оли? (одно)

Какая форма имени полная? (Ольга) А какие ласкательные (Оленька, Олюшка)

А дома вас называют какими - нибудь ласковыми именами? (дети называют ласкательные формы своих имен)

– Хорошо ли называть друг друга Юлькой, Петькой, Сашкой?

- Как бы вы хотели, чтобы к вам обращались?

-Случается так, что самого человека на свете-то никогда и не было, а имя его живёт. Так, например, существуют не только наши современные имена, но и сказочные. Вот сейчас мы с вами и вспомним имена главных героев некоторых известных рассказов и сказок:

1. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали. (Дюймовочка.)

3. Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К. И. Чуковского? (Айболит.)

4. Имя героя, которому удалось поймать волшебную щуку? (Емеля)

6. Как звали друга Чебурашки? (Гена)

7. Кот, мечтавший жить со всеми дружно. (Леопольд)

-А теперь, ребята, я буду называть имена и, если вы услышали свое имя, то встаете.

-Скажите, почему, когда я называла некоторые имена, вставал один человек, а на другие несколько? (у них одинаковые имена)

-Кто знает, как называют людей с одинаковыми именами? (тезки)

–В нашей группе есть тезки? Поднимите руки.

Рисование своего имени : творческое задание.

- А теперь, я хочу предложить вам задание. Давайте нарисуем наши имена.

На партах у вас лежать пустые облачка. В них нарисуйте символ своего имени, оживите имя с помощью рисунка и повесьте его рядом с облачком с вашим именем. (дети рисуют символы, вывешивают их на доску)

-Ребята, что нового об именах вы узнали на нашем занятии?

Ребята, вспомните, пожалуйста, и назовите те моменты мероприятия, которые вам наиболее понравились и запомнились, и почему (ответы детей).

Формирование положительного отношения к именам, осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности, эмоционального комфорта

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_tayna_moego_imeni.docx 58.36 КБ

Предварительный просмотр:

Кривошеева Елена Николаевна

интегрированной организованной образовательной деятельности

Кривошеева Елена Николаевна

Конспект организованной образовательной деятельности

Цель: формирование положительного отношения к именам, осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности, эмоционального комфорта

  • познакомить детей с миром имён, их значением, своеобразием;
  • способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени;
  • познакомить с историей возникновения имен;
  • пополнить знания детей о народных традиция, праздниках (именинах)
  • развивать познавательный интерес к своему имени;
  • развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
  • развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения
  • прививать моральные, эстетические и духовные ценности, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность;
  • прививать любовь к своему имени и к имени окружающих;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу .

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

Ход организованной образовательной деятельности

“ Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,

когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он засушенный цветок”.

Звучит музыка /Дети входят в зал/

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, к нам в гости пришел Сократ.

- Ребята, послушайте загадку. Как вы думаете, о чем она?

«…Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет;

Никто ни у кого его не видел,

А у каждого оно есть:

И у мамы есть, и у папы есть,

И у дочки есть, и у внучки есть.

-Как вы думаете, как появились имена?

-Это произошло случайно? (Ответы детей)

-Из книжек мы можем узнать историю возникновения имен, о том, что имена появились не случайно; имя человека возникло очень давно; древние люди придумали выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

- Если я спрошу: “Тебе здесь нравится?”, вы поймете к кому я обратилась?

- А если я спрошу: “Настя, тебе здесь нравится?”

- Верно, Настя сразу поймёт, что нам важно именно ее мнение.

- Как вы думаете, как раньше давали имя человеку? (Ответы детей)

- Правильно, называя так человека, люди как бы сразу давали ему характеристику, которую он должен был подтверждать в течение всей жизни. - По мере того как людей становилось больше, имена стали повторяться, да и звучали короче, так было удобнее обращаться к человеку. И придумывать их стали задолго до рождения ребенка. И назвать мальчика или девочку могли теперь в честь деда или бабушки.

- Без чего на свете нельзя обойтись? Что радует слух лучше любой музыки? Конечно же, собственное имя.
- Интересно, что означают ваши имена? Знаете ли вы, когда ваши именины? /Ответы детей/

- А теперь я предлагаю вам послушать стихотворение об одном имени:

Девочку назвали Дарья.

Дедушка просил об этом,

Бабушка того хотела.

Молодая мать сияла:

- Дайте Дашеньку скорее!

Молодой отец сердился,

Целый день ходил не в духе:

- Дарья! Что это за имя?

Дарья – это дар природы,

Теща зятя устыжала.

Потихоньку зять сдавался,

Сам улыбку в фикус прятал,

Потому что тесть заметил,

Что у Даши нос папаши.

- Но часто родители, выбирая имя, стараются, чтобы оно было красивым и говорило о том, каким они бы хотели бы видеть ребенка, ведь каждое имя и сегодня что-то означает.

- Имена были всегда, смешные и серьезные, жутковатые и такие, произнося которые язык сломать можно. Имена давались, например:

  • По внешним признакам (Чернава, Кудряш, Белёсая)
  • По черте характера (Добрыня, Молчун, Прыгунок)
  • По очереди рождения в семье (Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой)
  • По явлениям природы (Метелица, Знойник, Снегурочка)
  • По событиям (Вилена, Электростанция, Гэсса)

- Традиций, связанных с присвоением имени ребенку, столько, сколько народов и времен.

- Имя. Самое лучшее имя для желанного сына или дочки – оно должно было содержать напутствие к жизненному пути, должно было быть ласкающим или жестким, дарить здоровье и мудрость.

- Вот и ваши имена тоже что-то означают:

Как правило, это очаровательный ребенок. Обаятелен, располагает к себе людей. Характером обычно похож на мать, но крепко держится отца. Очень работоспособен. Трудолюбив.

Спокойный и улыбчивый ребенок. Даниилы похожи на мать, отзывчивы, добры, но с хитринкой. Любят играть в футбол, увлекаются борьбой.

Поражает всех своей смекалкой. Большой фантазер. Трудолюбив, дружит со многими, его уважают за доброту и щедрость.

Смышленая и несколько импульсивная, не любит одиночества, любительница шумных, веселых игр.

Добрая, нежная, спокойная девочка. Ее просто обидеть, тем не менее, в ней достаточно твердости и достоинства, чтобы постоять за себя. Она бывает своенравна, любит делать то, что ей нравится.

- Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы малы и имя у вас маленькое (например, Юля, Женя). Это неполное имя. Когда вы подрастете и пойдете в школу, ваше имя тоже подрастет и станет полным (например, Юлия, Евгений).

- Сейчас, передавая друг другу клубочек, вы будете называть свое неполное имя и полное . /Дети выполняют задание/

- Вот так: если папу зовут Николай, то ребенок получает отчество Николаевна или Николаевич.

- А какое у вас будет полное имя-отчество?

- А сейчас мы все вместе отправимся на чудесную полянку. Чтобы лучше представить ее себе, закройте глаза. Почувствуйте запахи летнего дня. А теперь попробуйте представить себе цветок, который вы бы могли назвать своим именем. Какой он? Нарисуйте его. /Дети рисуют сидя за столами/

- А теперь я хочу вас пригласить на берег моря. Закройте глаза. Представьте, что вы сидите на теплом песке, на который набегают теплые волны. Сделайте глубокий вдох (через нос), затем выдох (через рот). Откройте глаза. Волны хотят заговорить с вами, волны шепчут имя каждого из вас. Попробуйте услышать сначала про себя, как зовут вас волны. Произнесите по очереди это имя вслух.

- Вы хорошо потрудились сегодня, узнали много нового о своих именах, все это пригодится вам. А теперь на ромашке с большими лепестками нарисуйте свои пожелания друг другу и подпишите свое имя.

3. Заключительная часть

- Подведение итогов занятия

- Рефлексия - Что делали на занятии? Что понравилось на занятии? Что вызвало затруднение? Что интересного для себя узнали?

организованной образовательной деятельности

Методы, формы, приемы, виды деятельности

Создание атмосферы психологической безопасности, доброжелательнос-ти, эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка

Приветствие, установление зрительного контакта, педагог-психолог предлагает детям подарить гостям улыбки,

Формальная готовность к предстоящей деятельности, Привлечение направленного

Внутренняя мотивация на деятельность.

Педагог-психолог обращает внимание на куклу Сократа, и поясняет значение его имени

Загадывает загадку об имени

Дети слушают, отгадывают загадку, отвечают на вопросы, смотрят, что написано на слайде

Формировать представления о предстоящей деятельности, её задачах.

Педагог-психолог ставит перед детьми проблему организован-ной образователь-ной деятельности

Осознают и принимают поставлен-ную задачу

Постановка проблемной ситуации в виде загадки

Постановка проблемных вопросов

Развитие уже имеющихся знаний.

Создание ситуаций, в которых возникает необходимость в получении новых представлений.

участвуют в диалоге, высказывают своё мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенный материал, отвечают на вопросы.

Выражают желание узнать больше про имена

Активизация мыслительной деятельности. Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения материала.

Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени

Педагог-психолог предлагает детям назвать свое неполное и полное имя; свое имя-отчество

Стоя в кругу, передают друг другу клубочек, наматывая нитку на пальчик и называя свои имена

Проявление любознательнос-ти и активности.

Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослым

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса

Садятся за столы и выполняют задание, затем обсуждают рисунки, отвечают на вопросы педагога-психолога

Мотивирование детской деятельности

Выявление личных индивидуальных особенностей каждого ребенка, поддержка самопознания

Педагог-психолог предлагает детям расслабиться, послушать шум моря, волн.

Услышать свое имя, которое шепчут волны, и произнести его

Дети слушают музыку и выполняют задание

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Релаксационные упражнения (нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники)

Осознание своего эмоционального состояния и умение выразить свое настроение словами и цветом

Педагог-психолог предлагает нарисовать пожелания на лепестках ромашки и написать свои имена

Выполняют практичес-кую работу. Взаимодей-

ствуют с другими детьми и педагогом-психологом

Мотивирование детской деятельности

Активация положительных эмоций

Подвести итоги организованной образовательной деятельности, обобщить полученный детьми опыт

Педагог-психолог задаёт вопросы и даёт возможность дошкольникам самим подвести итог организован-ной образователь-ной деятельности, рассказать о проделанной работе и аргументиро-вать свои высказывания.

Анализирует индивидуаль-ные шаги каждого ребенка.

Радуются, что узнали много нового об истории имени, участвуют в обсуждении.

Аргументируют свои высказыва-ния.

Самооценка собственной и коллектив-ной деятельнос-ти, осмысление достижений

Сократ благодарит всех детей и предлагает угощение

Место проведения : музыкальный зал

Время проведения : 09.00-09.30

Количество детей : 12

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях.

Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Духовно-нравственное развитие ребенка происходит через усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, социуму.

Прежде всего, духовно-нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Занятие по нравственно-духовному развитию дошкольников 6-7 лет строилось с учётом возрастных особенностей детей. Большое внимание уделялось моральным, эстетическим и духовным ценностям, которые формировали положительную, нравственную и развитую личность.

Интересные сюжеты превращают занятие в увлекательную игру.

Игры помогают снять напряжение, переключить внимание ребёнка с одного задания на другое.

Достижение поставленных задач осуществлялось в основных видах деятельности: коммуникативной, продуктивной.

Организованная образовательная деятельность проходит в игровой свободной форме. Дети находятся за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет.

Занятие строится на следующих п ринципах: содействие становлению нравственного компонента личности ребенка; формирование представлений о нравственных ценностях, качествах; адекватное эмоциональное отношение.

Вводная часть – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Основная часть - на нее приходится основная нагрузка всего занятия:

- постановка проблемы (побуждает детей к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленные вопросы, вызывает интерес к материалу, активизирует внимание);

- динамические паузы (для профилактики утомления, развития двигательных навыков и навыков взаимодействия между детьми);

- педагогическая помощь в выявлении личных индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- игры, направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы;

- сопровождение занятия презентацией.

Заключительная часть - закрепление положительных эмоций от работы на занятии (создание общего рисунка, релаксация и др.)

Создание высокого эмоционального тонуса в процессе организованной образовательной деятельности — это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением.

Моя задача, как педагога, психолога – поддерживать стремление ребенка получать новые сведения об окружающем мире, извлекая из этого нужную и полезную информацию: положительное отношение к миру; способность оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватно проявлять свои чувства во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками .

Создаваемый на занятиях по духовно-нравственному развитию благоприятный эмоциональный фон, использование различных методов и приемов в немалой степени позволяют правильно формировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры у ребенка-дошкольника.

Цель: формирование положительного отношения к именам, осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности, эмоционального комфорта

  • познакомить детей с миром имён, их значением, своеобразием;
  • способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени;
  • познакомить с историей возникновения имен;
  • пополнить знания детей о народных традиция, праздниках (именинах)
  • развивать познавательный интерес к своему имени;
  • развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
  • развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения
  • прививать моральные, эстетические и духовные ценности, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность;
  • прививать любовь к своему имени и к имени окружающих;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу .

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект внеклассного занятия на тему:

Цели: -ознакомить учащихся со значением, происхождением своего имени; углубить знания из личного опыта ребенка;

-Познакомить детей с историей возникновения имен, на доступном уровне показать влияние на этот процесс различных культур, влияние отдельных эпох, смены языковых ориентаций.

Задачи: воспитать уважение к своему имени и к именам других людей; обучить детей правильно и полно называть имена; развивать кругозор, индивидуальные творческие способности, внимание, любознательность.

Формируемые УУД:

1) формирование познавательных УУД:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- умение находить информацию разными способами (в разных источниках).

2) формирование регулятивных УУД:

- формулировать и удерживать цель занятия;

- составлять план и последовательность действий;

3) формирование коммуникативных УУД:

- умение слушать и понимать других;

- воспитывать взаимоуважение друг к другу;

- умение оформлять свои мысли в устной речи;

- умение отстаивать свою точку зрения.

4) формирование личностных УУД:

- самоопределение себя частью многоликого изменяющегося мира, умение объяснять, что связывает тебя с твоими близкими друзьями по классу.

Оборудование и материалы: облачка с именами, презентация, наглядность.

Ход занятия.

2.Постановка темы

-Ребята, сегодня я хотела бы поговорить с вами на одну очень интересную тему. А какую именно, я думаю, вы догадаетесь после просмотра мультфильма.

-Как вы думаете о чем мы сегодня поговорим? (об именах)

3.История происхождения имен.

-Ребята, как вы думаете, зачем человеку имя?

-Может ли человек жить без имени? Почему?

- Есть целая наука, изучающая имена - эта наука называется антропонимика . Люди, изучающие эту науку, очень много знают о происхождении и значении имен. Н а Руси все начиналось так - рождение ребенка всегда считалось великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

-А как вы думаете древние русские имена были такие же как и сейчас?

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Имя давалось по названию животных, по названию растений. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Первак, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения. –Добр, Храбр, Смеяна, Умник; по времени рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз).

Много интересного антропонимика рассказывает и об обычаях народов. С появлением христианства на Руси имянаречение стало привилегией церкви, то есть новорожденные получали имя по святцам при крещении малыша. Имя нарекали по названию святого, которого память случалась в день крещения. Так как наши предки были очень суеверны, часто, после крещения, в жизни, ребенка называли другим именем, чтобы таким образом запутать нечистую силу и оградить от нее малыша. Долго держался обычай прятать детей от чертей, а потом инсценировать находку, делая вид, будто это чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш, Найдён и т.п.

-А в наше время так кто-нибудь делает? (нет)

-С тех пор прошло много времени и сейчас наши с вами имена более современные.

4.Беседа о значениях имен.

- Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя?

-Давайте сейчас по цепочке каждый называет свое имя и немного рассказывает о нем - нравится ли оно вам или нет и почему? Может вы знаете, почему родители вам дали именно это имя, или вам что-то известно о значении вашего имени. А я в свою очередь, расскажу вам откуда произошло ваше имя и как переводится. Давайте я начну.

(Дети рассказывают о своем имени, воспитатель дополняет ответы детей о значении их имен, вывешивает облачка с именами на доску)

Иван - старинная форма: Иоанн. Древнееврейского происхождения, означает: Яхве (Бог) смилостивился, помиловал (дар Бога). Иван - распространенное русское имя.

Юлия - по одной из версий имя греческое и происходит от слова юлос (ϊουλος), что переводится как "пушистая" или "волнистая". Так что, согласно этой теории значение имени Юлия - "пушистая" или "волнистая" .

Мария - древнееврейского происхождения. По одной версии - госпожа, по другой - любимая, по третьей - упрямая.

Глеб - п роизошло от древнескандинавского Guðleifr. Это двукоренное имя состоящее из guð — "бог", leifr — "наследник". Получается, что значение имени Глеб - "наследник бога" .

Елизавета - на древнееврейском имя Елизавета звучало так как Элише́ва. В переводе оно означало "Бог мой — клятва", "почитающая Бога" или "заклинающая Богом".

Кирилл - в переводе с греческого значение имени Кирилл (Κύριλλος) означает "господин" или "владыка" .

Ева - с древнееврейского переводится как "дающая жизнь".

Матвей - в переводе с древнееврейского означает "дар Яхве" или "дар Божий".

Арина - имя Арина считается не самостоятельным именем, а одной из форм имени Ирина. Поэтому значение имени Арина и Ирина одинаковы. Имя древнегреческое и означает — "мир" или "покой".

Марго - имя пришло из Древней Греции, переводится как "жемчужина", "жемчуг".

Виталина - значение имени Виталина - "жизненная" или "полная жизни", ведь именно так переводится имя с латыни.

-Молодцы, у вас у всех очень красивые имена.

-Скажите из каких языков произошли ваши имена? (древнегреческий, латинский, древнееврейский, древнеперсидский, древнескандинавский)

Верно, а более подробно узнать о значении своего имени вы сможете после занятия, прочитав на облачках с вашими именами.

-Как вы думаете, все ли тайны имен мы с вами разгадали?(нет)

-Правильно, оказывается это не единственная тайна наших имен. Вот послушайте стихотворение и попытайтесь разгадать еще одну загадку:

Сколько имен у подружки у Оли?
Как бы друзья не запутаться тут.
Ольгой частенько зовут её в школе,
Оленькой папа и мама зовут.
Олюшкой тетя её называет,
Олька — кричит озорник во дворе…
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имен у подружки моей?

– А вы, ребята, догадались, сколько имен у Оли? (одно)

-Какие формы имени вы заметили в стихотворении? (полная и уменьшительно-ласкательная)

– Какая форма имени полная? (Ольга) А какие ласкательные?(Оленька, Олюшка)

– А дома вас называют какими - нибудь ласковыми именами? (дети называют ласкательные формы своих имен)

– Хорошо ли называть друг друга Юлькой, Петькой, Сашкой?

- Как бы вы хотели, чтобы к вам обращались?

5. Беседа о мужских и женских именах.

- Что вы заметили в наших облачках с именами? (двух цветов)

-Как вы думаете почему? ( мужские и женские )

– Прочитайте имена на доске и скажите какие из них женские, а какие мужские? (Света, Коля, Женя, Петя, Катя)

-Куда вы отнесли имя Женя ?(и в женские и в мужские) Почему?

– А как будет звучать полная форма мужского имени Женя?( Евгений)

-А женское? ( Евгения)

-Какие еще вы знаете имена, которыми можно назвать как мальчика так и девочку? (Валя, Саша)

-Так вот, подумайте, какова мужская пара к этому женскому имени? (Фёдор)

-Верно, Федора это женская пара к имени Фёдор. Сейчас это имя редкое.

-Случается так, что самого человека на свете-то никогда и не было, а имя его живёт. Так, например, с уществуют не только наши современные имена, но и сказочные. Вот сейчас мы с вами и вспомним имена главных героев некоторых известных рассказов и сказок:

1. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали. ( Дюймовочка. )

3. Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского? ( Айболит. )

5. Имя героя, которому удалось поймать волшебную щуку? (Емеля)

6.Как звали друга Чебурашки? (Гена)

7. Кот, мечтавший жить со всеми дружно. (Леопольд)

8. Назовите имена былинных богатырей. (Алеша, Добрыня, Илья)

9. Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг – только грязь и зола. А звали красавицу … (Золушка)

10. Крыса, компаньонка Шапокляк. (Лариска).

Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.

Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.

Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он наконец
Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.

А один оригинал,
Начинен газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям.

-А теперь, ребята, я буду называть имена и, если вы услышали свое имя, то встаете.

-Скажите, почему, когда я называла некоторые имена, вставал один человек, а на другие несколько? (у них одинаковые имена)

- Кто знает, как называют людей с одинаковыми именами? (тезки)

– В нашем классе есть тезки? Поднимите руки.

В первом классе восемь Тань –

Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: “Таня, встань!”
Сразу встанут восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…

-Как же решить эту проблему и различить этих девочек? (По фамилиям) Послушайте, верно ли вы предположили:

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках:

Эта - маленького роста,

Та – высокая в очках.

Таня–темные реснички,
Таня – русые косички,

Челка черная у той,

У другой, как у лисички,

Есть румяная Танюшка,

Как снегирь в лесу зимой,

И, как звездочки, веснушки

У последней, у восьмой.

По фамилии в журнале

Их сегодня вызывали,

И фамилии подруг

Услыхали все вокруг.

7. Рисование своего имени: творческое задание.

- А теперь, я хочу предложить вам задание. Давайте нарисуем наши имена.

На партах у вас лежать пустые облачка. В них нарисуйте символ своего имени, оживите имя с помощью рисунка и повесьте его рядом с облачком с вашим именем. (дети рисуют символы, вывешивают их на доску)

8.Подведение итогов.

-Ребята, что нового об именах вы узнали на нашем занятии?

-Какое значение для человека имеет имя?

-Итак, исследования показывают, что гениальные догадки древних о судьбоносном значении имени вовсе не пустяк. Имя, безусловно, влияет на личность человека. Имя – это не просто слово. За ним стоит человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

Цели: познакомить детей с историей русских имен, с их значением, назначением; рассказать, как имя влияет на судьбу и характер человека; познакомить с наукой, изучающей имена.

Задачи: Воспитать уважение к своему имени и к именам других людей; обучить детей правильно и полно называть имена; развивать кругозор, внимание, любознательность.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Постановка темы и цели занятия.

- Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звездочка, которая определяет его дальнейшую судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня мы приоткроем тайну наших имен.

- Ребята, а может быть, кто-нибудь знает, почему родители дали вам именно то имя, которое вы носите? Меня, например, назвали в честь бабушки папы, т. е. моей прабабушки.

- Молодцы! Очень хорошо, что вы интересуетесь историей своего имени. А кто не знает, обязательно поинтересуйтесь у родителей, почему они дали вам ваше имя.

III. Ход достижения цели занятия.

- Сейчас мы проведем с вами конкурсы.

(Вагончики вразброс приклеены к доске.)

- Ребята, посмотрите на эти вагончики. На каждом из них написан слог. Раньше эти вагончики составляли имена, но когда их собирали в один состав (присоединяли к поезду), то перепутали их места, разыщите все потерявшиеся имена. (Дима, Маша, Саша, Даша, Марина, Катя, Надя).

- Молодцы! Все имена нашли (активисту- медаль). А кто-нибудь из вас знает, как называется наука, изучающая имена?

- Эта наука называется антропонимика. Люди, изучающие эту науку, очень много знают о своем имени, о его происхождении, значении. Кто-нибудь знает, что на Руси раньше имена были своеобразными характеристиками человека, отражающими внешность, характер, возраст, поведение. Такие, например, как Мал, Бел, Косой, Добр, Молчан. Также могли называть по времени года, например - Зима. Князьям и княгиням же давали имена Владислав, Владимир, Людмила, Любава и другие. Много интересного антропонимика рассказывает и об обычаях народов.

- Когда вы вырастете большими, повзрослеете, вас будут называть немного по-другому, а точнее, полным именем. Например, раньше меня звали Дашей, а сейчас уже Дарьей. А вы знаете, как звучит ваше полное имя?

- Молодцы! Давайте потренируемся еще. Я буду вам говорить короткие имена, а вы - полные, только по очереди, поднимая руку! (Саша, Миша, Маша, Лена, Дима, Жора, Дуня - Евдокия, Ваня, Сеня - Семён, Валя (ж), Валя(м), Сережа.)

- А я с помощью антропонимики знаю, что имя Иван (др. - евр.) значит благословение,

Александр (греч.) - защитник,

Алексей (греч.) - помощник, заступник,

Анатолий (греч.) - восточный,

Андрей (греч.) - мужественный,

Василий (греч.) - царственный, царь,

Максим (греч.) - большой,

Никита (греч.) - победитель,

Валентина (лат.) - сильная, жизнеспособная,

Галина (греч.) - тихая, спокойная,

Светлана (рус.) - светлая, и другие .

- Вот такие имена! Они не только помогают нам общаться друг с другом, но и рассказывают о качествах человека, который его носит.

Учащимся раздаются карточки с неполными именами.

На каждой карточке зашифровано имя. Здесь записаны только согласные буквы имени, а чтобы узнать имя, надо только вставить гласные. Например: СШ- это имя Саша. А вот другие карточки. (Даша, Марина, Таня, Тома, Лена, Надя, Рима. )

- Ух, какие вы догадливые! Молодцы, ребята, всё угадали!

- Ребята, а кто-нибудь из вас отмечает свой день ангела? .

- Отмечать день своего ангела, то есть именины, - древняя русская традиция, о которой сейчас редко вспоминают. А зря! Это второй день рождения, причем у одного имени может быть много дней-именин. Именины называют днем ангела благодаря преданию, которое перенимается с традициями и поверьями многих народов. В этом предании говорится, что когда ребенку дается имя, с небес спускается ангел - защитник, оберегающий человека всю жизнь, отсюда и другое название именин - день ангела.

- Вот, например, Анастасия отмечает свой день ангела 4 января, Александр - 7 февраля, Наталья - 8 сентября, Иван - 2 января, Алексей - 25 февраля, Маша - 14 апреля, Тамара - 14 мая, Вера- 30 сентября.

- Правильно! Тезки - это люди с одинаковыми именами. А кто знает своих знаменитых тезок? .

- Молодцы! Хорошо знаете знаменитостей, много умеете. А теперь проверим, насколько вы внимательны.

Ян, Сережа, Коля, Ванда –

Женя с Игорем пока

Запасных два игрока.

А когда подучатся,

Сколько их получится?

- Молодцы! Всех сосчитать сумели! (Ответившему - медаль.)

- Ребята, посмотрите на доску. От ромашки заданий осталась одна лишь серединка- медаль самому активному. Кто набрал больше всех лепестков? Молодец! Ты получаешь медаль.

(У всех равное количество, а это значит, что вы очень дружный класс, поэтому эта медаль достается всему классу.)

Читайте также: