Конспект надежная защита организма 1 класс

Обновлено: 06.07.2024

Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода. С целью реализации на уроке системно – деятельностного подхода на данном уроке были использованы различные приемы технологии критического мышления.

Оценить 1212 0

Манакова Марина Владимировна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №3 г Сызрани

Окружающий мир

Пояснительная записка

Предмет: окружающий мир

Образовательная: Познакомить с понятием кожа, как орган защиты от повреждений и внешних воздействий, со свой­ст­вами кожи, с правилами гигиены кожных покровов; Научить оказывать первую помощь при обморожении, ожогах, ран­ках и ушибах.

Развивающая: Развитие мышления, внимания, сообразительности, памяти у обучающихся на разных этапах обучения при помощи приемов технологии критического мышления.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему организму, осознанную необходимость ухода за кожей .

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать средства гигиены и уход за кожей;

-формулировать правила первой помощи при повреждениях кожи;

- работать в паре, группе;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Тип урока: урок изучения нового материала

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

познакомиться с понятием кожа, как орган защиты от повреждений и внешних воздействий;

познакомиться со свойствами кожи;

познакомиться с правилами гигиены кожных покровов;

научиться оказывать первую помощь при обморожении, ожогах, ранках и ушибах.

Метапредметные результаты:

коммуникативные УУД: уметь договариваться с партнером в паре, находить общий язык, слушать напарника, дове­рять напарнику;

регулятивные УУД: уметь понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; делать выводы из изученного мате­риала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

познавательные УУД: уметь характеризовать средства гигиены и ухода за кожей, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья; уметь сравнивать, анализировать, опираясь на полученные знания и жизненный опыт.

Личностные результаты:

владеть навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

проявлять уважительное отношение к иному мнению;

проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной за­дачи.

Оборудование:

ТСО: ПК или ноутбук, проектор, интерактивная доска, документ-камера

Для практической работы: стекло, лупа.

Для эксперимента: яблоко, лук, полотенце, мыло, книга

Для опроса: варежки, платок, бинт, зеленка, йод, ватные палочки, пластырь, крем

Формы, приемы, методы: Работа в парах, индивидуальная и групповая практическая работа. Технология критического мышления на этом уроке реализуется при использовании следующих приемов:

„Верные и неверные высказывания“

таблица „Знаю-Хочу узнать -Узнал“

Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода. С целью реализации на уроке системно – деятельно­стного подхода на данном уроке я использовала технология критического мышления.

Урок по данной технологии строится по следующему принципу:

Описание урока

Этапы урока:

Психологический настрой

- Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу и подумайте как хорошо, что мы се­годня вместе. Мы спокойны, добры, ласковы и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдох­ните вчерашнюю обиду. Злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего дня, тепло солнеч­ных лучей.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

I. ВЫЗОВ – мотивация

- Сегодня мы продолжаем изучать наш с вами организм. Но прежде чем начать открывать новые знания, давайте вспом­ним, что мы уже знаем.

1. Мозг управляет деятельностью всего организма (+)

2. Нервная система человека состоит из ушей, глаз, носа, языка, кожи (-)

3. Основные органы нервной системы – это головной мозг, спинной мозг и нервы (+)

4. Длительные компьютерные игры полезны для сохранения здоровья нервной системы (-)

5. Чтобы сохранить здоровую нервную систему, надо соблюдать режим дня (+)

6. Глаза, уши, нос, язык, кожа – органы чувств (+)

7. Безопасное расстояние для просмотра телевизора 1 метр (-)

8. Обоняние ухудшается у курящих людей (+)

9. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка не портят слух (-)

10. Клеток кожи в организме насчитывается от 300 до 350 млн. (+)

- Проверьте ответы по ключу.

- Ребята, какой вопрос вызвал у вас затруднение? ( Клеток кожи в организме насчитывается от 300 до 350 млн. )

- Итак, в ходе работы появились затруднения. Сегодня я предлагаю вам так построить работу, чтобы к концу урока рас­ширить свои знания по данному вопросу.

Кожа – орган осяза­ния

3.Первая помощь при по­вреждениях кожи

Вопросы к таблице:

1) …какое назначение имеет кожа?

2) … что выделяет кожа?

3) …что такое поры?

4) …какие средства есть по уходу за кожей?

5) … какую первую помощь надо сделать при повреждениях кожи?

6) … какое средство помогает при ранках?

После заполнения таблицы учащиеся самостоятельно формулируют цели урока.

II. ОСМЫСЛЕНИЕ

- Разве кожа человека может быть надежной защитой организма? Птицу защищают плотные перья, тело животных по­крыто густой шерстью, рыбу защищает чешуя. Твердый панцирь черепахи - вот надежная защита! А у человека ничего такого нет. Как кожа может его защитить? Что вы об этом думаете? Выскажите свои предложения (устно), а в конце урока сделаете вывод о том, правильными ли они были.

- Кожа – это наружный покров тела человека. Она равномерно покрывает всё наше тело. Но это не просто оболочка. Кожа – сложный и самый большой орган человеческого тела. Представьте себе, что было бы, если бы не было кожи! Кожа – удивительное изобретение природы. У неё несколько значений.

Давайте проведём наблюдения и опыты за нашей кожей.

Учитель организует практическую работу по парам (или по группам), раздает стекла и лупы для работы. Дети начинают работу по группам. Наблюдают, экспериментируют, анализируют, делают выводы и заносят ответы в таблицу из рабо­чей тетради (с.75, задание №2).

1) - Возьмите лупу. Лупа – это прибор, главной частью которой, является увеличительное стекло.

- Рассмотрите свою кожу на своей руке. Что видите?

- Мы видим маленькие отверстия. Эти отверстия называются порами.

- Какая поверхность? (Неровная, видны поры, волоски)

- Волоски покрывают всю нашу кожу. Зачем они человеку?

- Волоски на коже защищают кожу от одежды. Если бы их не было, одежда стирала бы жир, выделяемый кожей, и кожа бы пересыхала.

- Что напоминает? (Сетку)

- Потрогайте кожу, потяните её, пошевелите пальцами.

– Что вы можете сказать о коже? (мягкая, не мешает движению пальцев рук, легко растягивается и не рвется)

3) - Рассмотрите кровеносные сосуд под кожей. Какой вывод можно сделать? (кожа тонкая)

4) - Проведите пальцем по лбу. Приложите палец к стеклу. Что осталось на стекле? (пятно жира, значит кожа выде­ляет жир)

- Кто догадался, зачем коже жир?

- Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее мягкой.

5) - Попробуйте пот на вкус. Что выделяется из организма с потом? (соль)

Свойства кожи:

Не пропускает влагу. (Пропускает (всасывает) йод, зелёнку)

Обновляется. (Старый слой отшелушивается)

Растягивается (Сожмите в кулак, разожмите. Стянулась, растянулась – не мешает движению).

Рисунок на кончиках пальцев – индивидуальный.

1. Защитная функция

– Кожа равномерно покрывает ваше тело, но это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган с определен­ным строением, со многими функциями. Кожа состоит из трех слоев. Первый слой – верхняя наружная оболочка. Он выполняет защитную функцию. Кожа защищает организм от вредных микробов, от повреждений внутренних органов.

- Опыт: чисто вымытый палец смачивали бульоном, в котором находилось 30 000 000 микробов. Через 2 часа из всех микробов уцелело только 7 000. Все остальные микробы погибли.

- Опыт: взяли раствор с микробами и намазали одновременно им чисто вымытый палец и грязный. На чистом пальце от прикосновения к коже все микробы погибли через 20 минут, на грязном число их сильно увеличилось.

2. Выделительная функция

– Второй слой – сама кожа. В ней находятся специальные сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяют жир. Через поры, находящиеся на коже, организм дышит, выделяя газы и поглощая воздух. Через поры выделяется пот. Пот похож на капельки воды. Пот выступает всегда, только мы замечаем его, когда потовы­деление идет сильно, особенно в сильную жару. Это не случайно. В жару организм человека сильно перегревается и требует охлаждения. Таким образом, наш организм охлаждается сам, в любое время, испаряя влагу через поры кожи. Поры могут расширяться и сужаться - в жару они расширяются, и пота выступает больше — охлаждение идет интенсив­нее. На холоде поры сужаются, и пот почти не выступает — иначе организм переохладится. На коже разбросано 3 000 000 потовых желёз. Через эти желёзки выступает на поверхность кожи пот (1 сутки – 1 л пота, при физическом труде 8 литров.) Пот состоит 98%-- - вода, 2% - соли. За неделю выступает 200 г сала: делает нашу кожу эластичной, смазывает наши волосы. Но к жиру пристаёт много грязи. Третий слой – подкожный жир. Он защищает кожу от ушибов и сохраняет тепло.

3.Чувствительная функция

- Кожей мы чувствуем тепло, холод, боль, давление. На участке кожи величиной с монету находятся 35 нервных окончаний. Кожа - орган осязания.

Опыт: выбирают 1 ученика, завязывают глаза и дают потрогать предметы, а ребёнок должен угадать, что это за предмет.

4.Теплорегулятор (регулирует тепло организма)

- Когда на улице холодно кровеносные сосуды кожи сужаются – кожа бледнеет (тепло в организме), жара – сосуды расширяются, отдают лишнее тепло – кожа краснеет. Подкожный жир предохраняет от переохлаждения, а пот в жаркое время испаряется и охлаждает тело. Самая высокая температура тела на шее и на подбородке 34 градуса, t тела 33 гра­дуса, на кончиках пальцев рук 29 градусов, ног- 24,4 градуса. Человек всегда отдаёт тепла за сутки столько – сколько можно вскипятить 33 литра ледяной воды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основа урока – представление о функциях кожи и её значении для организма человека; о приёмах первой медицинской помощи при травмах, ожогах, обморожениях, а также о гигиене кожи. Формируется у детей представление о бережном отношении к своему здоровью и здоровью окружающих. Этот урок должен создать прочную основу для дальнейшего изучения материала. Содержание данного урока позволяет осуществлять связь с окружающим нас миром.

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе.

Задачи: 1) Рассмотреть строение кожи;

2) Обучить правильному уходу за кожей;

3) Расширить представление обучающихся о функциях кожи;

4) Пополнять словарный запас обуч - ся.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

- знать свойства кожи;

- знать средства гигиены и ухода за кожей;

- знать меры первой помощи при различных повреждениях кожи

Метапредметные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- выполнять практическую работу;

- в паре осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи

- понимать значимость безопасного, здорового образа жизни;

- владеть начальными навыками адаптации в мире;

- определять личностный смысл учения

Средства: учебник; карточки с заданием; мультимедийное оборудование, раздаточный материал ученикам, лупы.

Проверить готовность к уроку, посадку за партой.

Проверка домашнего задания.

Подготовка к активной УПД.

- Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

-Д.з было подготовить загадки об органах чувств, подготовились?

Слушаем и отгадываем.

-Как нужно беречь зрение?

-Как необходимо ухаживать за ушами и беречь их?

-Как сохранить обоняние?

-Как язык помогает определить вкус?

-Отгадайте теперь мою загадку:

Брат с братом через дорогу живут,

А один другого не видит.

(Орган зрения – глаза)

Молодцы! Какой вывод можем сделать?

Все органы чувств действуют совместно. Слайд1

Ребята, отгадайте загадку.

«Тело сверху прикрываю,

Пот наружу выделяю,

-Сформулируйте, как будет звучать наша тема?

- Поставьте цели нашего урока. Слайд 3

- Ребят, а в каких источниках информации мы можем узнать, понятие слова кожа?

(об органах чувств)

Рассказ ученика об органе слуха.

Рассказ ученика об органе обоняния.

Рассказ ученика об органе вкуса.

Ответы учащихся об органе зрения.

Отгадывание загадки. Участвуют в определении учебной задачи урока.

Работа со словарём. Читаем из словаря.

Первичная проверка понимания нового учебного материала. Практическая работа.

- А сейчас мы будем исследователями выполним практическую работу.

На парте лежит конверт с планом работы. Откройте и прочитайте план.

-Посмотрите на кожу на своей руке. Потрогайте ее. Какая она? (Упругая, мягкая, эластичная, прочная)
- Какого цвета?
- Рассмотрите кожу через лупу. Что вы видите? (волоски и отверстия)

-Как называются отверстия? (поры) Для чего нужны эти отверстия? (Через поры выделяется жир и пот).

Проведи пальцем по лбу, затем приложи палец к зеркалу? Что осталось на зеркале? Как вы это объясните? (Осталось пятно, кожа выделяет пот и жир)

Какой вывод можем сделать?

Кожа мягкая, упругая.

На поверхности видны волоски и маленькие отверстия-поры.

Через поры выделяется жир, пот. Слайд 5.

Физминутка для глаз

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, делают выводы.

В конце зачитать из презентации.

Изучение нового материала.

- Ребята, а теперь давайте разберём строение кожа.

-Представьте, что вы стали совсем маленькими, такими, что можете проникнуть в кожу через поры. И вот что мы там увидим. Слайд 6

Кожа человека состоит из трех слоев.

Наружная оболочка. Это очень тоненький защитный слой. В нем находятся поры, через которые кожа дышит.

Кожа – более толстый слой. Его толщина 1-2 мм. В этом слое находятся потовые, сальные железы, кровеносные сосуды, нервы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой. По всей поверхности расположены потовые железы. -Кто видел пот, на что он похож? (На капельки воды). Пот выделяется всегда. В жару организм человека сильно перегревается и требует охлаждения. Пот выделяется, испаряется с поверхности кожи и охлаждает тело человека.

В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу, боли.

Подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

Какой вывод можно сделать? ( Кожа состоит из трех слоев. Как называется 1 слой? 2 слой? 3 слой? Какую функцию выполняет 1 слой, 2 слой, 3 слой?

- О коже, как о любом организме надо заботиться. С потом из организма человека выделяется большое количество вредных веществ. Когда на коже скапливается много жира и пота, то к ним прилипает пыль. Значит кожа становится …..(грязной).

-Давайте проверим ваше состояние кожи (на любом участке руки)

-Проведём влажной ватной палочкой по руке, слегка нажимая на кожу.

- У кого ватка оказалась тёмной, о чём это говорит? На этом участке грязная кожа; если ватка чистая.

-Что значит? что с кожей у вас полный порядок.

- Когда кожа становится грязной, что происходит? (на ней начинают размножаться микробы). На одном квадратном сантиметре кожи находится до 40 тыс. микробов.

Если не следить за кожей, то могут возникнуть кожные заболевания.

Поедателями нашей кожи являются микроскопические клопы (сапрофиты) (Слайд 7)

- Как надо следить за кожей послушаем песню на слова Юлиана Тувима. (портрет писателя вывешиваю на доску 2мин.

-Ребята, какой вывод сделаем, что главное при уходе за кожей?

Учёные подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой удаляется до 1 млд. микробов.

Чистота – залог здоровья. (Слайд 10)

-К сожалению наша кожа не настолько крепка, как нам кажется. Мы можем её повредить.

обжечься, обморозиться. (Слайд 11)

Важно уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждении кожи.

- А как это сделать давайте найдём в учебнике. У каждого на парте лежит карточка, что вы будете делать с данным повреждением).


Цели видеоурока – сформировать знания о роли и строении кожи; о необходимости соблюдения правил гигиены кожи; рассмотреть способы оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах и обморожениях.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Надежная защита организма"

Привет! Рад очередной встрече с вами, мои юные друзья! Наш сегодняшний урок я бы хотел начать с загадки.

Догадались? Да, речь идёт о коже. Сегодня я расскажу вам о защите нашего организма.

Рассмотрим нашу кожу через лупу. Если внимательно посмотреть, то можно увидеть, что вся поверхность кожи покрыта мельчайшими отверстиями – порами. Через них кожа дышит.

Рассмотрим строение кожи под микроскопом. В ней различают три слоя.

Первый слой — это наружная оболочка, которая защищает нашу кожу от повреждений. Поверхностный наружный слой состоит из чешуек, которые постепенно слущиваются с поверхности кожи и заменяются новыми. В наружном слое находятся поры.

Второй слой - сама кожа. Здесь располагаются кровеносные сосуды, волосяные сумки с волосами, мышцы, поднимающие волосы, потовые железы, имеющие вид клубочков и выделяющие пот, и нервы, которые реагируют на прикосновения, изменение температуры и боль. Наша кожа может быть белой, смуглой или черной. Во внутреннем слое кожи образуется особое вещество, которое и определяет её цвет. Это вещество образуется под влиянием солнечного света, поэтому при загаре наша кожа темнеет.

Третий слой — это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

Строение кожи

Рассмотрим кожу на своей руке, потянем её. Какая она? Она прочная и упругая, поэтому она и способна защищать наш организм от травмирующих воздействий.

Теперь проведём пальцем по лбу и приложим его к стеклу. Что осталось на стекле? Правильно, мы видим жирное пятно. Наша кожа через поры выделяет жир. Он очень важен, так как покрывает нашу кожу тонким слоем и делает ее более мягкой и упругой. Вы уже знаете, что во внутреннем слое кожи находятся потовые железы, которые выделяют пот. Больше всего потовых желез на ладонях и подошвах стоп, в подмышечной впадине. Пот – это водянистая жидкость, солоноватая на вкус. Он испаряется с поверхности кожи, и тело человека от этого охлаждается. Так человеку легче переносить жару или выполнять тяжёлую работу. Кроме того, с потом из организма выделяются вредные вещества.

Кожа – надёжная защита

Одно из важных условий здоровья человека – чистая кожа. Когда на ней скапливается много жира и пота – это плохо. Лишний жир и пот загрязняют кожу. К ним прилипает пыль, и кожа становится грязной. На ней поселяется огромное количество бактерий, среди которых очень много возбудителей различных заболеваний. Болезнетворные бактерии с кожи рук могут быть занесены в рот и вызвать тяжёлые заболевания. Поэтому наша кожа всегда должна быть чистой.

Рассмотрим правила, которые нужно соблюдать, чтобы наша кожа была чистой и здоровой.

Правила гигиены

При повреждении кожи на ней могут появиться небольшие ранки. Это, например, царапины, ссадины и порезы. Кожу вокруг ранки надо смазать йодом или зеленкой. Эти жидкости убивают бактерий, которые могут проникнуть в организм. Затем перевязать повреждённое место чистым бинтом.

Теперь поговорим об ушибах. Когда упадешь или стукнешься обо что-нибудь, появляется синяк или покраснение. При ушибах необходимо приложить к ушибленному месту что-нибудь холодное. При неосторожном обращении с огнём часто возникают ожоги, в результате которых в первую очередь страдает кожа. При несильных ожогах поражённый участок кожи краснеет и припухает, при более сильных ожогах образуются пузыри, наполненные жидкостью. Рекомендуется полить обожженное место холодной водой. Пузыри вскрывать нельзя, так как целостность кожи нарушится, и в организм могут проникнуть бактерии. На пузыри нужно наложить чистую повязку, внутрь дать обезболивающее средство. Нельзя наносить на место ожогов прижигающие вещества - спирт и йод, так как они усиливают ожог и замедляют заживление ран.

Зимой при низкой температуре воздуха и сильном ветре, может наступить обморожение. Обычно обморожению подвергаются пальцы рук, ног, кончики ушей и носа, щёки. При обморожениях кожа бледнеет, появляется ощущение покалывания. При первых признаках обморожения нужно чистыми руками или носовым платком растереть пострадавший участок тела до покраснения кожи и появления ощущения потепления. Снегом растирать кожу нельзя, так как при этом наступает еще большее охлаждение, а острые льдинки могут вызвать повреждение кожи.

Обморожение

Если чувствуешь, что мёрзнут ноги, побегай, попрыгай, пока они не отогреются. Когда мёрзнут руки, быстро сжимай кулаки. Если обмороженное место не удалось отогреть на улице, немедленно возвращайся домой. Дома это место надо отогреть чуть тёплой водой, потом осторожно вытереть и укутать. Можно попить тёплого чая. Если рана, ушиб, ожог, обморожение большие, нужно немедленно обратиться к врачу!

Мы с вами рассмотрели, как происходит защита нашего организма, и теперь вы знаете, что кожа – наружный покров человека. Она защищает внутренние части тела человека от повреждений, от жары и холода, от болезнетворных бактерий. За кожей необходимо ухаживать: содержать её в чистоте, а если кожа пересыхает, смазывать её кремом. Чистота кожи – залог здоровья.

Читайте также: