Конспект урока по человек и мир

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Грибы, их разнообразие.

Цель: формировать представление о грибах как особом царстве природы

- дать представление о съедобных и несъедобных грибах, об их значении в природе;

-показать, какую опасность для жизни человека представляют ядовитые грибы,

-познакомить с правилами сбора грибов;

- развивать такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, обобщение; развивать наблюдательность, внимание;

- воспитывать бережное отношение к природе, формировать у учащихся экологическую грамотность.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1. Организационный момент

-До чего же прекрасен и великолепен мир природы! Он полон загадок и таинств. Сегодня на уроке мы продолжим разгадывать эти загадки.

2. Проверка домашнего задания.

1. Декоративные растения украшают города и деревни? (да)

2. Нарциссы и пионы цветут осенью? (нет)

3. Астры и хризантемы цветут ранней весной? (нет)

4. Многие декоративные растения используют для составления букетов? (да)

5. Среди декоративных растений есть лекарственные растения? (да)

6. Комнатные растения выращивают в жилых и служебных помещениях? (да)

7. Комнатные растения украшают дома. Очищают воздух от пыли и обогащают его кислородом? (да)

8. Бегония и хлорофитум являются комнатными растениями? (да)

9. Комнатные растения нужно поливать холодной водой? (нет)

10. На огороде запах бархатцев отпугивает от овощей насекомых-вредителей? (да)

3. Актуализация знаний

- На какие две группы можно разбить все объекты природы?

( Живая и неживая природа)

-Чем объект живой природы отличаются от объекта неживой природы?

(Дышит, питается, растет, размножается, умирает )

-Назовите, какие вы знаете объекты живой природы.

3.1. Создание проблемной ситуации .

- Сегодня на уроке, я предлагаю вам, превратится в Знатоков и разгадать тайну белого ящика. Для того чтобы узнать, что лежит в чёрном ящике, нужно отгадать загадку.

Растёт, но не растение.

В шляпе, но без головы.

Нога есть, но и та одна. (Гриб.)

- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

-Как вы думаете, г рибы – это растение или животное?

(Дети выдвигают свои версии.)

- Для того чтобы ответить на этот вопрос мы обратимся к толковым словарям и энциклопедиям.

из словаря С. И. Ожегова

ГРИБ – особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами

из детской энциклопедии.

ГРИБЫ – группа выделяемых в особое царство организмов, иногда внешне напоминающих растения, но лишённых зелёного пигмента хлорофилла, настоящих корней, стеблей и листьев. Споры, как и семена, рассеиваются, и прорастают в новые организмы, но не содержат зародыша и обычно состоят из единственной клетки.

Вывод: Грибы – особая группа живых организмов со своим особым строением.

3.2. Знакомство со строением гриба

- Из каких частей состоит гриб?

- Какая часть гриба самая важная? (Как у деревьев самая важная часть – корень, так у грибов самая важная часть – грибница. Она часто срастается с корнями деревьев, помогает впитывать влагу и питатель-ные вещества. Если, собирая грибы, мы повредим грибницу, то нанесём вред и деревьям, под которыми они растут.

3.3.Знакомство с различными грибами

- Многие грибы дружат с какими-то определёнными деревьями. Разгадаем загадки и узнаем, под какими деревьями нужно искать грибы.

1) Под старою сосною,

Где склонился пень-старик,

Окружён своей семьёю

Первый найден… (боровик).

- Найдите боровик (дети ищут на доске изображения боровикав).

-Под какими деревьями растут?

- Почему боровик так назван?

- Как называется иначе?

2) Не спорю, не белый,

Я, братцы, попроще.

В берёзовой роще. (Подберёзовик)

-Где найдём подберёзовик?

3) Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я … (подосиновик).

-Где найдём подосиновик?

4) Растут в лесу сестрички,

- Найдите на доске лисички.

- Съедобны они или нет?

5) Есть старуха вредная,

На ней шляпа бледная,

А нога в ботинке,

На чулке пестринки. (Бледная поганка)

-Найдите на доске бледную поганку.

-Съедобна она или нет?

6) У меня нарядный вид,

Но я очень ядовит.

Я сигналю всем в округе,

Брать меня не надо в руки.

Яркий, будто светофор,

-Какие из названных нами грибов являются ядовитыми?

3.4 Работа по учебнику с. 73-74

- Так по каким приметам мы можем узнать мухомор?

-А бледную поганку?

- Бледная поганка – самый ядовитый гриб. Но она очень похожа на съедобный гриб шампиньон (показывается рисунок)

- Среди других съедобных грибов многие имеют похожие на них несъедобные. И очень важно уметь их различать.

- Задание в группах:

Найдите отличия у :

- опят и ложных опят

- бледной поганки и шампиньона

3.5 Знакомство с правилами сбора грибов. (Работа по учебнику с.74)

(Дети формулируют правила сбора грибов с опорой на материал учебника)

1. Дети собирайте грибы только со взрослыми

2. Собирай только хорошо знакомые грибы.

3. Осторожно выкручивайте гриб из грибницы, не обламывайте и не срезайте их.

4. Не берите старые и червивые грибы.

5. Не собирайте грибы в городских парках и вдоль дорог.

6. Не уничтожайте ядовитые грибы

4. Закрепление изученного материала

- Вы сегодня много узнали нового о грибах. Попробуйте ответить на вопросы проверочного теста

а) объекты неживой природы

в) особая группа живых организмов

2. Грибы состоят из:

а) шляпки, ножки и длинного корня

б) шляпки, ножки и грибницы

3. В осеннем лесу можно насобирать:

4. К съедобным грибам относятся также:

5. Грибы можно собирать:

а) в хвойном и лиственном лесах

б) в городском парке

5. Подведение итогов. Рефлексия

- Наше путешествие по лесу подходит к концу.

Подскажите, после какого природного явления особенно хорошо растут грибы?

А чтобы поскорее в нашем лесу начали расти грибы, давайте сделаем дождик.

РАЗВИВАЙКА / Начальная школа / Беларусь

Конспекты уроков по темам:
Урок 1. Мы живем в Республике Беларусь. Минск —столица нашей Родины.
Урок 2. Золотая осень. Разнообразие осенней окраски листьев и кустарников (экскурсия в лес, парк или сквер).
Урок 3. Что такое природа. Живая и неживая природа. Солнце — источник света и тепла.
Урок 4. Осенние изменения в жизни растений.
Урок 5. Осень и здоровье человека.
Урок 6. Осенние плоды и семена, овощи и фрукты — источник витаминов. Правила употребления овощей и фруктов.
Урок 7. Домашние и дикие животные. Изменения в жизни диких животных осенью.
Урок 8. Изменения в жизни домашних животных. Труд людей осенью.
Урок 9. Осенние явления в природе (обобщающий урок).
Урок 10. Режим дня школьника. Почему надо соблюдать режим дня.
Урок 11. Правила личной гигиены. Уход за зубами, ногтями и волосами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организационный момент

Все за парты тихо сели,

Друг на друга посмотрели,

И за работу принялись.

Проверка домашнего задания

Дети рассказывают подготовленные рассказ об одном из видов народного художественного ремесла.

Изучение нового материала

На сегодняшнем уроке мы совершим путешествие по физической карте мира и познакомимся с природой других уголков Земли. Мы узнаем, почему так разнообразна природа Земли, почему в одних местах растет лес, в других – жаркая пустыня или вечные льды, а где-то раскинулись травянистые равнины.

Итак, отправляемся в путешествие, которое поможет нам ответить на эти вопросы?

Давайте откроем свои учебники на стр. 86, давайте попробуем ответить на вопросы, которые размещены перед параграфом. Работа по вопросам.

Итак, какой вывод мы можем с вами сделать? (характер растительности на Земле зависит от количества получаемого тепла и влаги)

Давайте прочтем текст, размещенный на стр. 86 – 87.

Итак, мы сделали правильный вывод или нет, когда отвечали на вопросы? (да)

Давайте сейчас посмотрим на карту и найдем линию экватора.

Участки Земли на экваторе и вблизи него получают много тепла и влаги, но чем дальше мы будем отдаляться от экватора, тем будет становиться холоднее, т.е. к северу и к югу от экватора количество тепла уменьшается. И самыми холодными точками являются Северный и Южный полюсы.

Давайте подумаем, почему у нас холоднее, чем на полюсе, но теплее чем на Севере? (ответы детей)

Давайте с вами попробуем заполнить следующую табличку.

растительности

тепла и влаги

Много тепла и влаги круглый год

Достаточно тепла и влаги, но теплое только лето, а зима холодная

Хвойные леса (тайга)

Морозная зима, прохладное лето (но для хвойных деревьев достаточно тепла и влаги)

Достаточно тепла, но недостаточно влаги

Много тепла, но очень мало влаги

чем дальше от экватора, тем холоднее;

территории, которые расположены на экваторе или вблизи него, круглый год получают много тепла и влаги;

жаркие пустыни получают много тепла и много влаги;

на полюсах круглый год очень холодно;

смешанные леса расположены там, где достаточно тепла и влаги для произрастания как лиственных, так и хвойных деревьев.

Посмотрите на карту и скажите, где расположены эти леса. Почему они называются экваториальными?

Второе задание. Какие условия нужны для произрастания растений в экваториальных лесах? Почему?

Я буду называть растения, если это высокие растения – вы встаете и поднимаете руки, если же это низкие – вы садитесь.

Продолжение изучения материала

Третье задание. Установите с помощью текста учебника главные особенности экваториальных лесов. Стр. 89 – 91.

Четвертое задание. Как растения приспособились к условиям жизни в экваториальных лесах, где почти каждый день идет дождь? Посмотрите на два растения (фикус и бегонию), изображения которых находятся на доске. Скажите, какое из этих растений могло бы жить в условиях экваториального леса. Почему? Давайте проверим наши предположения с текстом учебника.

Как же фикус приспособился к таким условиям? Фикусы в экваториальных лесах имеют вид высоких деревьев.

Пятое задание. Чем отличаются экваториальные и смешанные леса? Почему экваториальные леса богаче, чем смешанные? Давайте посмотрим на табличку. Итак, что различает эти два леса?


- Я думаю, что на уроке вас ждут открытия. А какими они будут: большими или маленькими, у каждого они будут свои.

Проверка домашнего задания.

Учитель: - Начнем наш урок с проверки домашнего задания. А пройдет оно в виде небольшого теста.

– У каждого из вас на столе лежат карточки с вопросами. Вы будете работать на местах, а один ученик у доски.

(Взаимопроверка – поменялись листочками, а у доски проверяем ученика).

Учитель: - Молодцы, вы хорошо справились с этими заданиями. Ориентироваться по признаку хорошо, но нужен компас.

Из мира истории о компасе (готовит ученик).

Учитель: - Спасибо! Я думаю, что вам было интересно узнать, что компасом пользовались еще 4 тыс.лет назад.

Физкультминутка

Учитель: - Ребята, а вы хотите продолжить изучение дальше и еще что-нибудь узнать новое? (Да)

Учитель: - Тогда послушайте загадки, которые помогут вам узнать тему нашего урока!

1 На ножке вращается пестренький шарик.

Моря, океаны на нем голубые,

А разные страны, как пятна цветные. (глобус)

2 А она его сестрица,

Очень плоская девица.

Ее можно расстелить,

Можно к стенке прикрепить. (карта)

Учитель: - Правильно! Мы сегодня будем говорить о глобусе и карте, но о карте необычной, а о карте полушарий. Исходя из темы урока, какие цели мы поставим перед собой?

Учитель: - Мы должны сегодня узнать, что такое глобус и карта и для чего они нужны.

Работа над новым материалом.

Учитель: - Закройте глаза и вслушайтесь в слова:

Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было это до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. И жизнь началась. (Картинка Земли)

- Вот так выглядит Земля. Земля имеет шарообразную форму. Но увидеть это трудно, можно только предположить. Это смогли космонавты, когда поднялись над Землей в космос.

(Из истории, картинки)

- Очень долго люди думали, что Земля – плоский блин, который держится на 3 слонах, а слоны стоят на огромной черепахе, плывущей по океану. Другие думали, что Землю держат 3 кита на своих хвостах.

- Вот так думали наши предки!

- А вот после открытия шарообразности земли люди стали создавать ее модели-глобусы.

- Так что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)

- А вот какой был древний глобус и какие они бывают на расскажет (?)

- Сравните свое понимание с текстом учебника! (Совпадают)

Учитель: - Продолжаем работу. (на доску)

- Обратите внимание, что глобус немного наклонен!

- В таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца!

- А стержень, который как-бы пронизывает Землю сверху до низу называется – земная ось! Земную ось нельзя увидеть, представить, вообразить (из песни). Вокруг нее и вращается Земля! Вращаем!

- Рассказ о экваторе. Это еще одна воображаемая окружность. Делит на 2 равных полушария С. и Ю. 40 тыс.км. (Читаем) Самая Северная точка планеты – Северный полюс; Южная – Южный полюс.

- Вот такая интересная модель земли была изобретена. Я надеюсь, что познакомившись сегодня с глобусом, вы будете смело им пользоваться, когда это будет нужно!

Физкультминутка

– Но представьте себе, что вы отправились в путешествие. Удобно ли брать с собой глобус? (нет) Почему? Вся ли поверхность видна?

- Вот поэтому все, что изображено на глобусе перенесли на карту. В наше время нет такого уголка земли, который не был бы отмечен на карте.

-Карты бывают разные: физические (все, что существует на планете); политические – границы государств; исторические, морские, карты растительного и животного мира, климатические.

- Но сегодня мы будем знакомится с физическими картами полушарий.

- Чтобы получить физическую карту глобус условно разделили от начального меридиана на 2 полушария (Западное и Восточное). Вот и получилась карта полушарий. Она у вас изображена на первом форзаце книги. (Читаем!)

Учитель: - Давайте будем ближе знакомиться и сравним глобус и карту полушарий, чем похожа на глобус и чем отличается?

- Какой цвет преобладает на глобусе и карте? (синий), одинаковые условные знаки.

- Чем отличается? (Глобус шарообразной формы, а карта изображена на плоской поверхности. На карте видна сразу вся поверхность Земного шара).

- Совпадают наши выводы с прочитанным?

VI.Домашнее задание: с. 16-19.

- Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по планете Земля при помощи глобуса и карты.

Читайте также: