Конспект урока пдд 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель: обобщить и закрепить знания по правилам дорожного движения.

1. прививать навыки осторожного поведения на дороге;

2. воспитывать личность безопасного типа; чувство ответственности;

3. профилактика дорожно-транспортного травматизма на дорогах.

1. История правил дорожного движения (рассказывают ученики)

Правила дорожного движения существуют около 2050 лет

В Древнем Риме, например, где одним из распространенных средств передвижения были колесницы, на улицах Вечного города пришлось вводить одностороннее движение. Первые попытки регулирования на перекрестках предпринимали патриции и торговая знать. Они высылали впереди себя скороходов, которые обеспечивали им свободу продвижения на перекрестах, но это не всегда удавалось. Проблемой ПДД вынужден был заниматься даже сам Гай Юлий Цезарь, по указу которого был создан специальный отряд из вольноотпущенников, занимавшийся регулированием движения на перекрестках Великого Рима.

Первые правила дорожного движения, введенные Юлием Цезарем в 50-х гг. до н.э., запрещали ездить на частных колесницах по улицам Древнего Рима в рабочее время, а иногородним предписывалось оставлять свои транспортные средства за городской чертой и передвигаться пешком или в наемном паланкине – своеобразном такси того времени. Как это похоже на сегодняшние попытки решения транспортной проблемы в современных мегаполисах, не правда ли?

В Европе история регулирования дорожного движения начинается с 1868 г. Именно в этом году в Лондоне на улице перед парламентом установили железнодорожный семафор с цветным диском.

К семафору поставили слугу в шикарной ливрее, который поднимал и опускал стрелу. Скрежет цепи механизма, при помощи которого поднимался семафор, был настолько пронзителен, что лошади вставали на дыбы, и кучера с трудом их успокаивали. Это была первая попытка с помощью механизма регулировать дорожное движение.

В нашей стране первые светофоры для регулирования дорожного движения появились в 1920 г. на улицах Москвы

И в 1968 г., в соответствии с Конвенцией о дорожных знаках и сигналах, во всех странах принята единообразная система расположения сигналов в светофоре: сверху вниз красный, желтый, зеленый.

Любопытно проследить историю возникновения правостороннего движения в мире. Дело в том, что в далеком прошлом путнику приходилось передвигаться, в большинстве своем, вооруженным. При встрече с прохожим человек уступал дорогу, держась правой стороны, чтобы, в случае необходимости, иметь возможность действовать свободной правой рукой с оружием. Постепенно движение по правой стороне дороги вошло в привычку. Именно по этой причине в большинстве стран мира традиционно установилось и правостороннее движение для экипажей.

Однако британцы, во всем имевшие свое собственное мнение, пошли своим путем, организовав левостороннее движение. Их привычку переняли бывшие колонии и доминионы Британской империи и отдельные независимые страны. Сегодня более миллиарда автомобилистов на Кипре, в Бирме, Индии, Индонезии, Непале, Шри-Ланке, Пакистане, Малайзии, Таиланде, Ямайке, Тринидаде, Эфиопии, Гане, Нигерии, Уганде, Сомали, Судане, Танганьики, Южно-Африканской Республике, Австралии, Новой Зеландии, а также Японии движутся по левой стороне дорожного полотна.

В России современная служба ГАИ – ГИБДД родилась сравнительно недавно, в 1936 г. Но появилась она не на ровном месте, а опиралась на опыт предшествующих поколений. Еще во времена правления на Руси Ивана III (XV в.) появились общие правила пользования почтовыми трактами, что позволяло довольно быстро преодолевать большие расстояния на перекладных лошадях. Петр I в начале своего царствования издал прямое указание о соблюдении правил безопасности дорожного движения, которыми запретил ездить без возниц на невзнузданных лошадях.

Детализация правил продолжалась и в XIX веке. В 1809 г. в России создается транспортная полиция в составе 10 окружных транспортных полицейских команд. На эти команды были возложены задачи по обеспечению безопасности движения на реках и дорогах, сопровождению грузов и предотвращению хищения. В их функцию входило наблюдение за исправностью дорог и безопасностью движения по ним гужевого и пешего казенного транспорта.

В начале XX в., когда количество автомобильного и гужевого транспорта значительно выросло, градоначальники распорядились об ограничении скорости езды сначала до 12 верст в час (около 13 км/ч), а в 1907 г. – до 20 (21 км/ч). Первыми в России сложности в передвижении ощутили жители Москвы и Петрограда. Автомобили и мотоциклы в них уже не являлись редкостью и заметно снизили пропускную способность транспортных артерий и безопасность движения.

Именно по этой причине в 1908 г. у чинов полиции, регулирующих движение, появились прообразы нынешних жезлов. Столичные городовые в местах с интенсивным движением были вооружены короткими белыми палочками с коричневой ручкой, которые носились в специальных кожаных чехлах. В дальнейшем короткая белая трость получила свою полосатую окраску, чтобы быть более заметной.

В первое время правила в разных странах отличались друг от друга, и в 1909 г. в Париже собирается международная конференция, на которой принимается решение о единых правилах, общих для всех стран Европы.

Со времени введения Правил 1973 г. практика организации дорожного движения в СССР значительно изменилась, изменилось и законодательство об ответственности в сфере дорожного движения. Рабочие органы Комиссии СЭВ по сотрудничеству в области транспорта и Комитет по внутреннему транспорту ООН сформулировали новые рекомендации, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения.

Современная жизнь и постоянное увеличение транспортного потока требуют все новых и новых корректировок правил передвижения по дорогам, так что процесс совершенствования их остается перманентным.

В современных Правилах дорожного движения ( показывается брошюра с текстом Правил) изложены обязанности водителей, пешеходов, пассажиров, даются описания дорожных знаков, светофоров и др.

2. Помощники на дороге.

Кл. рук: Ребята, давайте вспомним, что является главным помощником на дороге, как для водителя, так и для пешехода. Конечно же, светофор .

ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;

ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);

ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;

ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;

КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение.

Кл. рук: Представим ситуацию, что на главном перекрестке города не работает светофор, кто тогда будет регулировать движение автомобилей и пешеходов? Конечно же, регулировщик дорожного движения.

Жесты регулировщика

n Существует один запрещающий жест регулировщика — вертикально поднятая вверх рука, этот жест запрещает въезд на перекресток, но позволяет тем, кто на перекрестке находится покинуть его.

n Регулировщик обращен к водителю лицом, правая рука вытянута вперед левая опущена или отведена в сторону — разрешает движение направо.

n Регулировщик обращен к водителю боком (левым или правым) руки опущены или отведены в стороны — разрешает движения прямо или направо.

n Регулировщик обращен к водителю левым боком, правая рука вытянута вперед, левая опущена или отведена в сторону — разрешает движение в любых возможных направлениях.

3. Знаки дорожного движения

Дорожные знаки делятся на восемь категорий:

1. Предупреждающие знаки . Имеют треугольную форму. Фон — белый , рисунки — чёрные . Красная окантовка. Предупреждают участников дорожного движения об опасностях.

2. Знаки преимущественного права проезда . Регулируют порядок проезда перекрёстков и узких мест на дорогах. Формы бывают разной.

3. Запрещающие и ограничивающие знаки . Форма — круглая , фон — белый, цвет рисунков — чёрный. Запрещают определённые действия (например, разворот); запрещают движение определённых транспортных средств (например, запрет движения для тракторов)

4. Предписывающие знаки . Форма — круглая, фон — синий , рисунки — белые. Предписывают участникам дорожного движения определённые действия, например направление поворотов.

5. Знаки особых предписаний

6. Информационные знаки, знаки, обозначающие объекты и знаки сервиса . Информируют участников дорожного движения о характере дороги, расположении полос движения и т. д. К этим знакам относятся также указатели направлений и расстояний, километровые знаки, знаки с указанием названий городов и рек. Форма — квадрат или прямоугольник , цвет фона обычно синий (реже — зелёный ), цвет рисунков обычно белый. Информируют участников дорожного движения о разных услугах: автозаправочных станциях , гостиницах , кемпингах . Форма — прямоугольная, цвет фона — белый, цвет рисунков — чёрный, окантовка синяя.

7. Указатели направлений и информационно-указательные знаки

8. Дополнительные таблички . Являются дополнительными к знакам вышеперечисленных категорий. отдельно не используются. Уточняют действия основных знаков по времени (например, только по будним дням) или распространяя их только на определённые категории транспортных средств (например, только для грузовиков), или предоставляют другую дополнительную информацию. Форма — прямоугольная, цвет фона — белый, цвет рисунка — чёрный, окантовка — чёрная/

Кл. рук: Ребята, сейчас вам будут показаны знаки, а вы должны будете вспомнить и определить: как он называется и к какой категории относится.

4. Дорожно – транспортное происшествие

Кл. рук: Итак, если водитель или пешеход не будут соблюдать правила дорожного движения, то это может привести к страшным последствиям, ДТП.

ДТП - это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Рассмотрим самые основные причины ДТП:

§ Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом.

§ Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия.

§ Спешка на автобус.

§ Игра на проезжей части

5. Обязанности пешеходов и пассажиров.

Кл. рук: Мы все с вами являемся пешеходами и пассажирами различных транспортных средств. На этом кл. часе мне также хотелось бы вас познакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров.

Пешехо́д — участник дорожного движения , находящийся вне транспортного средства .

К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску

Пассажир — человек , который не является членом экипажа и который перевозится транспортным средством в соответствии с гласным или негласным договором перевозки на каком-либо виде транспорта .

Пешеходы обязаны:

Ø Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам . Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя , могут двигаться по краю проезжей части , если их движение по тротуарам или обочинам создаёт помехи для других пешеходов.

Ø При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

Ø При движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл , мопед , велосипед , в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Пассажиры обязаны:

1. При поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле —быть в застегнутом мотошлеме;

2. Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

3. Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

Пассажирам запрещается:

1. Отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

2. При поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

3 Открывать двери транспортного средства во время его движения.

6. Памятка для учащихся.

1. Ходите только по тротуару!

2 Переходить улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода, а где их нет – на перекрестках по линии тротуаров.

3 Переходя улицу посмотрите налево, а дойдя до середины – направо!

4 На улицах и дорогах, где движении регулируется, переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика.

5 Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом!

6 Не ездите на подножках и выступах транспорта.

7 Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходите только в разрешенных для перехода местах, соблюдая при этом осторожность.

8 Не устраивайте игры и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части!

Содержимое публикации

Классный час практикум-тренинг по теме "Дорога и мы" для 9 класса

Разработала: Козлова Елена Михайловна - учитель обслуживающего труда

7-9 классов. Целью классного часа является углубление знаний учащихся о правилах дорожного движения; активизация знаний детей в области правил дорожного движения, развитие внимания, сообразительности; воспитание навыков выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

В ходе классного часа используются различные игровые и соревновательные моменты.

Травмы в результате дорожно-транспортных происшествий составляют почти 9% всех неумышленных детских травм. Новизна разрабатываемой темы состоит в привлечении в качестве иллюстративного материала и материала для анализа статистических данных по ДДТТ в ДНР.

Детский травматизм можно предотвратить. Одним из способов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является обучение детей в образовательных учреждениях.

Практическая значимость состоит в создании организационно-педагогических условий для повышения уровня правосознания обучающихся, изучения правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров транспорта.

Ожидаемые результаты: повышение правового сознанияобучающихся и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения - детей;

снижение ДДТТ, повышение безопасности движения транспорта и пешеходов;

совершенствование навыков вождения на велосипеде.

Задачи:
Обучающая - закрепить ранее полученные знания, навыки безопасного поведения на дороге; совершенствовать формы и методы работы по безопасности дорожного движения; учить детей правилам безопасного поведения на улице катаясь на велосипеде;
Развивающая - развивать творческое, диалектическое и логическое мышление, быстроту принятия решения, память, наблюдательность, внимание; развивать лидерские качества ребенка;
Воспитывающая - стимулировать детей к неукоснительному соблюдению правил дорожного движения; предупреждать случаи детского дорожно-транспортного травматизма; создать желание участвовать в соревновательных играх; воспитывать чувства толерантности, взаимовыручки и желания прийти на помощь, коммуникабельность по отношению к сверстникам и взрослым.

Оборудование: велосипед, дорожные знаки, вопросы-задания.


Тип занятия: практикум-тренинг, совершенствование знаний, умений, навыков.

Обеспечение мероприятия:
для оформления территории школьной площадки: разметка перекрестка и полосы препятствий для соревнования, дорожные знаки.

Место проведения: классная комната и школьная площадка.


Структура мероприятия:
1. Организационный момент.
2. Основной момент.

3. Соревнования.
4. Подведение итогов.

Ход классного часа:

Организационный момент. Приветствие учителя и обучающихся.

Добрый день, ребята!

С каждым днём на наших дорогах появляется всё больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов очень большой внимательности.

Транспорт. Дорога. Пешеход. Как неразрывны эти три слова. Об их взаимосвязи мы сегодня и поговорим.

Основная часть.

В каждом городе огромное количество дорог. Дорога всегда манит.
На какие части делиться дорога? (На тротуар и мостовую (проезжая часть). Мостовая для машин. Тротуар – для пешеходов).

Когда-то, 200 лет назад в столице Франции - Париже – построили новый театр. Богатые зрители ехали в каретах, бедные шли по той же дороге пешком. Неразбериха, толкотня, шум, гам. И многие театралы вместо зрительного зала попали в больницу. Нужно было срочно что-то придумать. Думали-думали и придумали! По обе стороны улицы, ведущей к театру, отгородили небольшие таблички, на которых написали… Что написали?

Дорога для пешеходов. Только написали по-французски. А по-французски дорога для пешеходов звучит ТРОТУАР.

Как нужно двигаться по тротуару? (держаться правой стороны)

Итак, по дорогам движется транспорт, а по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Это правила дорожного движения. Их составили для того, чтобы не было аварий.

Мы должны уважать дорогу, чтобы дорога уважала вас. Зачем нам это? Давайте посчитаем, сколько детей погибает на дорогах.

Кто виноват в их смерти?

Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.

Участники дорожного движения - пешеход, шофер, пассажир — люди, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои правила. Любой человек может быть и пешеходом, и водителем, и пассажиром, поэтому правила дорожного движения должны изучать и знать, как взрослые люди, так и дети.

Соревнования.

Предлагаю вам принять участие в занимательной игре, которая поможет вам лучше запомнить правила дорожного движения.

Викторина по ПДД.

1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)

2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).

3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)

4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди.)

5. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади.)

6. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством.)

7. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.)

8. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.)

9. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (С 14 лет.)

10. В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет.)

11.По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)

12.Что такое железнодорожный переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной.)

13.Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет.)

14. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (не разрешается).

15. Кого мы называем "участниками дорожного движения"? (пешеходы, водители, пассажиры).

16. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка? (нет).

17. Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (дети).

18. Какой поворот опаснее: левый или правый? (левый, так как движение правостороннее).

19. Как называется "зебра" на дороге? (пешеходный переход).

20. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (нет).

21. Какие сигналы подает светофор? (красный, желтый, зеленый).

22. Какой перекресток называют регулируемым? (тот, где есть светофор или регулировщик).

23. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор, и регулировщик? (регулировщику).

24. Зачем нужны стоп-сигналы на автомобиле? (чтобы другие участники дорожного движения могли видеть намерения водителя остановиться или притормозить).

25. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару? (правой стороны).

26. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда).

27. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? (поднять руку вверх).

28. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).

29. Можно ли переходить дорогу наискосок? (нет, потому что, во-первых, путь становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины).

30. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения? (рука поднята вверх).

Практическое занятие - тренинг на знания правил дорожного движения на нерегулируемом перекрестке.

Проводится в классной комнате на карте-макете. Участникам предлагаются задания (дорожные ситуации), которые нужно решить и продемонстрировать при помощи фишек.

В конце выступления судья заполняет протокол, в котором отмечается время прохождения участниками площадки этапа и штрафные баллы.
При определении победителей учитывается количество полученных штрафных баллов.

Часть 4. Подведение итогов.

Объявление и награждение победителей.

-Наш классный час,посвященный профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, подходит к завершению.

Какой главный вывод мы можем сделать?

- Водителям и пешеходам нужно быть дисциплинированными, взаимно вежливыми на дороге. Предупредить беду легче, чем жить с ее последствиями.

- Ребята, спасибо за внимание!

Соблюдайте правила дорожного движения. Помните: дети рождены, чтобы жить. Пусть дорога вашего детства будет доброй!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать понятие об осветительных приборах автомобилей и их значении; показать значение предупредительных сигналов водителей, как необходимое условие безопасности дорожного движения.


МБОУ Бейская общеобразовательная школа-интернат

среднего (полного) общего образования

Преподаватель – организатор ОБЖ Маланчик Павел Иванович.

Разработка урока по ПДД для 9 класса

Тема урока: Предупредительные сигналы водителей.

Цель урока: дать понятие об осветительных приборах автомобилей и их значении; показать значение предупредительных сигналов водителей, как необходимое условие безопасности дорожного движения.

Оборудование: плакаты по теме, брошюры ПДД.

Рекомендации к проведению урока.

На дороге мало хорошо видеть, не менее важно понимать и предвидеть, какой маневр (обгон, поворот, разворот, торможение) собирается предпринять другой водитель. Не случайно поэтому Правила в обязательном порядке предписывают подавать сигналы предстоящего маневра, а инспектора ДПС строго следят за выполнением этого требования. Да и любому водителю вряд ли хочется оказаться в аварийной ситуации, ведь не подай он сигнал раз, другой и почти всегда такая забывчивость может привести к печальным последствиям.

Рассмотрим ситуации, когда сигналы обязательны и как их требования должны выполняться. Правила обязывают всех водителей, включая велосипедистов, перед любым маневром на дороге предупреждать об этом других участников движения. У велосипеда световых сигналов нет, поэтому единственная возможность их подачи – только рука. (Вспомнить урок 9-6 класс).

Выполняемые сигналы должны быть не только своевременно поданы, но и понятны другим водителям. Если возникают сомнения - подавать сигнал манёвра или нет, совет может быть только один – подать.

Другим важным правилом подачи предупредительных сигналов является их своевременное выполнение. У опытных водителей есть такое правило – сигнал о маневрировании должен подаваться за 5 сек. до начала его выполнения. А при плохой видимости это время увеличивается до 7-10 сек. Так, как велосипедисту не только затруднительно, но и опасно во время выполнения самого манёвра подавать одной рукой ещё и сигнал, то подача его должна быть прекращена непосредственно перед самым началом манёвра.

Подача сигнала не даёт водителю преимущества и не освобождает его от принятия необходимых мер предосторожности. Другими словами, подав сигнал маневра, необходимо ещё раз убедиться в том, что не являешься помехой другому водителю.

Если бежишь по тротуару с оживлённым движением, обязательно сталкиваешься с идущими по пути или навстречу пешеходами. Автомобили на дороге находятся в ещё худшем положении. Транспортные средства движутся с высокими скоростями, обладают значительной кинетической энергией, из-за чего их остановочный путь во много раз больше, чем у бегущего человека. Поэтому все механические транспортные средства оборудуются световыми приборами, позволяющими заблаговременно предупредить других участников движения о своих намерениях повернуть налево, направо или остановиться. К внешним световым приборам относятся:

стоп-сигналы сзади машины;

габаритные огни спереди и сзади жёлтого или белого цвета;

световые указатели поворота: спереди жёлтого или белого цветов и сзади красного или жёлтого;

противотуманные фары жёлтого цвета спереди и противотуманные фонари красного цвета сзади;

фары ближнего и дальнего света – две спереди;

фонари заднего хода – сзади, белого цвета;

фара-прожектор и фара-искатель на спецмашинах.

Понимать сигналы автомобилей обязан любой участник движения, в том числе пешеходы или велосипедисты.

Автомобиль остановился на неосвещаемом участке дороги, у него зажглись габаритные или стояночные огни, обозначая его на проезжей части. Предупреждением, что идущий впереди автомобиль начинает тормозить или собирается остановиться, является включение фонарей красного цвета – стоп-сигналов. Они включаются автоматически, как только водитель начнёт нажимать на тормоза. Зажглись красные фонари на идущем впереди автобусе, следующим за ним водителям тоже надо сбавить скорость или остановиться, столкновения не произойдёт. Автоматически включаются и фонари заднего хода.

А что означает, когда у приближающегося автомобиля начинает включаться и выключаться свет фар или, в тёмное время суток, дальний свет фар переключается на ближний? Так водитель предупреждает других участников движения, чтобы они не предпринимали опасных манёвров. Например, при обгоне.

Пешеходы при переходе улицы должны внимательно следить за предупредительными сигналами приближающихся транспортных средств.

Почему в городах и населённых пунктах введено ограничение на подачу звуковых сигналов? Вспомните кадры старых кинофильмов – хотя на улицах и мало транспорта, но какой неимоверный шум от резких, пронзительных клаксонов автомобилей! А это оказывает вредное влияние на здоровье людей. Поэтому и ввели ограничение на пользование звуковыми сигналами.

Контрольные вопросы.

Для чего транспортные средства оборудуются внешними световыми приборами?

Какие внешние световые приборы вы знаете? Их значение?

Зачем нужен стоп-сигнал на автомобиле?

Как велосипедист подаёт стоп-сигнал?

Когда водитель применяет звуковой сигнал?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Безопасне дороги" рекомендуется проводить для учеников 9 класса. Знания по данной теме необходимы для регулирования всех участников движения, для обеспечения безопасности жизни и целостности транспортных средств. Обсуждении разных ситуаций связанных с правилами дорожного движения.

Верхнехавский район

Воронежская область

Урок на тему:

Подготовила и провела: учитель истории,обществознания

Мочалова Алла Николаевна

Вишневка, 2021

Цели и задачи:

- формировать представления школьников о безопасности дорожного движения

- повторить правила движения пешеходов по дороге и улице

- развивать у школьников умение находить наиболее безопасный путь от дома до школы

- воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения, чувство гражданской ответственности за поведение на дороге.

Подготовка: наглядный материал по теме урока, знаки дорожного движения, фишки, грамоты.

1.Введение (вступительное слово классного руководителя).

Соблюдение ПДД – закон сохранения жизни. С этим нельзя не согласиться. Однако статистика гласит: примерно три четверти всех ДТП происходит с участием детей. Давайте подумаем, какие это могут быть причины.

Наиболее частыми являются:

- Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест.

- Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору.

- Неподчинение сигналам светофора.

- Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуар.

Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге? Как не допустить рост ДТП с участием школьников? Для этого необходимо уделять теме безопасности огромное значение. И мы сегодня поговорим об этом.

2. Основная часть (Беседа с классом).

С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.

Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.

Немного об истории правил дорожного движения.

Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский.

Первый сигнальный светофор появился в США в 1919 году.

Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так. Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам – велосипеда.

Запомним первое: это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл. Теперь главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет.

На мопеде вы можете выезжать на проезжую часть с 16 лет. Но помните: двигаться вы должны только по крайней правой полосе, в один ряд, как можно правее. Относительная зона безопасности кончается дальше одного метра от тротуара.

3. Закрепление изученного (в игровой форме (викторина)).

Класс делится на 3 команды (в зависимости от числа учащихся).

С каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, происходящих как в городах, так и в сельской местности. Во многих таких происшествиях виновниками являются дети, плохо знающие или не знающие вовсе правил дорожного движения. Сегодня мы посмотрим, как вы знаете правила дорожного движения и умеете ли вы применять полученные знания в конкретных ситуациях на дороге.

Капитаны команд, подойдите и выберите свою эмблему команды.

Конкурс “Знаете ли вы?”

Право ответа предоставляется той команде, чей капитан первым поднял эмблему. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неполный ответ – 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к той команде, которая второй подняла эмблему.

1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)

2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).

3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)

4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди.)

5. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади.)

6. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством.)

7. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.)

8. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.)

9. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (С 14 лет.)

10. В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет.)

11.По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)

12.Что такое железнодорожный переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной.)

13.Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет.)

14. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (не разрешается).

15. Кого мы называем "участниками дорожного движения"? (пешеходы, водители, пассажиры). 16. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка? (нет).

17. Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (дети).

18. Какой поворот опаснее: левый или правый? (левый, так как движение правостороннее).

19. Как называется "зебра" на дороге? (пешеходный переход).

20. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (нет).

21. Какие сигналы подает светофор? (красный, желтый, зеленый).

22. Какой перекресток называют регулируемым? (тот, где есть светофор или регулировщик).

23. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик? (регулировщику).

24. Зачем нужны стоп-сигналы на автомобиле? (чтобы другие участники дорожного движения могли видеть намерения водителя остановиться или притормозить).

25. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару? (правой стороны).

26. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда).

27. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? (поднять руку вверх).

28. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).

29. Можно ли переходить дорогу наискосок? (нет, потому что, во-первых, путь становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины).

30. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения? (рука поднята вверх).

2.Конкурс капитанов

1. Какие специальные светофоры вы знаете? (Железнодорожный, двухцветный (красный и зеленый), пешеходные светофоры, светофоры для велосипедистов, светофоры с указанием направления движения.)

2. Как должен поступить пешеход, если он не успел закончить переход на разрешающий сигнал светофора? (Дойти до середины проезжей части и оставаться там, продолжить движение только тогда, когда загорится зеленый сигнал светофора.)

3. Почему опасно пересекать улицу бегом? (Бегущему человеку труднее наблюдать за происходящим. Он может не заметить едущее транспортное средство.)

3. Конкурс “Угадай знаки”

Как называется и что означает этот дорожный знак? Показываются дорожные знаки:

велосипедное движение запрещено;

4. Конкурс “Дорожная ситуация”

Командам предлагаются карточки с ситуациями, которые наиболее часто встречаются на дорогах. После трехминутной подготовки учащиеся должны представить план своих действий, исходя из конкретной ситуации.

1. Вы ехали на заднем сиденье легкового автомобиля. После остановки автомобиля на проезжей части вам необходимо выйти из салона. Как вы поступите?

2. Вы стоите на остановке и ждете автобус. Автобус задерживается, а количество пассажиров на остановке все увеличивается. И вот автобус подъезжает. Как вы поступите в этом случае?

3. При движении в автобусе неожиданно начался пожар. Что вы предпримете?

4. Катаясь на велосипеде, вы подъехали к автомобильной дороге. Вам необходимо перебраться на другую сторону дороги. Как вы это сделаете?

Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
(Милиционер)

Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед.)

Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(троллейбус)

По обочине дороги
Как солдатики стоят,
Все мы с вами выполняем
То, что нам они велят
(Знаки)

Не живая, а идет
Неподвижна, а ведет.
(Дорога)

Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут …?
(подземный переход!)

Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный
(Светофор)

Полосатые лошадки
Поперёк дорог легли-
Все авто остановились
Если здесь проходим мы.
(Переход-зебра)

Дом по улице идет,
На работу нас везет,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)

В конце подводятся итоги конкурсов. Победившие получают грамоты.

Вывод: сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда. Запомнили главные правила управления этим транспортным средством на дорогах и во дворах нашего города; вспомнили и закрепили основные правила дорожного движения. Поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Соблюдать правила дорожного движения, быть осторожным на дороге – это не трусость, а умный расчет.

Читайте также: