Этнический состав населения россии 8 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Рассматриваются вопросы основные понятия в теме "Население России". Оптимальное сочетание различных приемов и методов для достижения наилучшего усвоения учащимися учебного материала.

Оценить 1661 0

Тюлюкина Елена Мхайловна

Учитель географии


Методическая разработка

урока - панорамы

по географии для 8 класса

Учебно-воспитательные цели:

для учащихся

Особенности этнического, национального и религиозного состава населения России, языковые семьи и группы.

Размещение народов по территории, национально-территориальные образования.

Историю, культуру, быт, традиции народов.

Анализировать, выявлять главное.

Обобщать и систематизировать полученные знания.

Работать с картами и статистическим материалом.

для учителя:

образовательные:

Формировать знания по теме этнический, национальный и религиозный состав России.

Способствовать усвоению большего объема знаний за наиболее короткое время путем перераспределения материала между учащимися групп.

Продолжить отрабатывать умения самостоятельного овладения новым материалом, систематизируя его в таблице.

Развивающие:

Способствовать формированию умения анализировать изученный материал, делать выводы, предложения.

Способствовать формированию креативного мышления, использованию информационных технологий при подготовке опережающего задания.

Воспитательные:

Воспитывать чувство долга, ответственности и коллективизма.

Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре, традициям народов населяющих Россию.

по способу проведения - урок- панорама;

по главным дидактическим целям - изучение нового материала.

классического взаимообучения (частично - поисковый)

Формы работы:

обучение в группах сотрудничества.

Оборудование:

карта народов России;

Структура урока:

Актуализация знаний и умений.

Получение новых знаний.

Обобщение и закрепление знаний. Рефлексия,

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний:

- Какую тему в течении нескольких уроков мы изучаем?(Население России)

- С какими новыми терминами, понятиями в этой теме мы уже знакомы?

-Посмотрите на экран:

ЭТНОС
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ
АССИМИЛЯЦИЯ
КОРЕННОЙ (ТИТУЛЬНЫЙ, СТАТУСНЫЙ ) НАРОД
ПАТРИОТИЗМ
НАЦИОНАЛИЗМ

Что обозначают эти слова? В ваших раздаточных материалах на столах есть словарь урока, прочитайте (слайд №1). Ответьте, с чем связаны все эти понятия? Как, на основе данных слов, сформулировать тему нашего урока?

-Этнический, языковой и религиозный состав населения России.

3.Мотивационно-целевой этап.

Наша Родина велика - необозримы, разнообразны и прекрасны ее просторы, но самое прекрасное - это наш народ, люди, проживающие рядом с нами.

Сегодня на уроке мы рассмотрим этносы России, классификацию народов по принадлежности к языковым семьям; районы их проживания: познакомимся с особенностями культуры и быта, традициями и религиями этих народов;

Отработаем умение обобщать и систематизировать материал в таблицу.

Работать мы будем следующим образом:

- Вы, разделенные предварительно на группы, получили задание: исследовать одну языковую семью народов России по алгоритму (ПРИЛОЖЕНИЕ №2).

По мере вашего выступления мы получим представление о каждой языковой семье, народах России. Верхняя строка структурно логической таблицы на доске является планом работы на нашем уроке. (Приложение №3)

По переписи населения 2010 года в России выделено более 170 народов. И поэтому вопрос о национальном составе в полиэтническом обществе очень актуален и нынешнее федеративное устройство государства связано с историей России, формированием ее территории, включением многочисленных народов в состав государства. Более половины всей площади страны занимает национально-территориальные образования - республики, автономные округа и области.

Кроме этого выделяются народы (НА ЭКРАНЕ):

имеющие государственность за пределами России (украинцы, белорусы и т.д);

коренные народы, не имеющие своих национальных территориальных образований, по численности не уступающие титульным (шорцы, вепсы и т.д);

народы, проживающие в России и за рубежом, но не обладающие государственностью (цыгане);

народы стран дальнего зарубежья (немцы, греки и т.д).

- Каждый народ отличается укладом жизни, обычаями, трудовыми навыками, но самый устойчивый отличительный признак народа - его язык - важнейшее средство общения людей.

По сходству языков народы объединяются в языковые группы, родственные группы в языковые семьи.

Языки всех народов России равноправны, но языком межнационального общения является русский язык (это один из пяти официальных языков ООН).

4. Я предлагаю познакомиться с народами нашей страны. Кто живет рядом с нами?

- Приглашаю ребят первой группы к доске, остальные ребята слушают и ведут краткую запись в таблицу в раздаточном материале. Таким образом составляется логический опорный конспект урока в виде таблицы. (ПРИЛОЖЕНИЕ №3) (Ребята из групп выступают по очереди у доски: рассказ ребят, показ на карте района проживания характеризуемого народа России, оформление на доске своей части опорно-логической таблицы "Панорама народов России", показ слайдов национальных костюмов и других достопримечательностей.)

-Посмотрите на доску, какая панорама народов у нас получилась! Конечно, это только небольшая часть, но достаточная, чтобы понять, как многонациональна наша родина!

Посмотрите на экран - в таблице представлен национальный состав нашей области, города, школы. Он также многонационален, но к этому мы еще вернемся на уроках краеведения.

5.Физкультминутка.

Коллективный поиск решений проблем, выводы.

После выступления всех групп учитель обращает внимание на последнюю строку таблицы.

Пути решения проблемы

пестрота национального состава

этническим миграциям, депортации

21 республика,4 автономных округа, 1 автономная область

Выделение титульной нации

мировые религии: христианство(православие), ислам, буддизм; традиционные религии народов севера

сохранение самобытности каждого народа

Отсутствие диалога культур

В путях решений красной строкой звучат слова - ТОЛЕРАНТНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ. Чтобы жить в многонациональной стране, нужно воспитывать в себе эти качества.

"Единственно верный девиз устойчивого сосуществования народов в полиэтническом государстве "В мире, но порознь"" Л.Н.Гумилев. В мире, но сохраняя свою самобытность. Равноправие людей разных национальностей, конфессий проживающих в нашем государстве закреплено конституцией Р.Ф.

7.Рефлексия, обобщение и закрепление знаний.

Работа в листах самооценки. (ПРИЛОЖЕНИЕ №4)

8.Задание на дом.

9.Подведение итогов (оценки) урока.

Приложение №1

Словарь урока

Национализм - идеология в национальном вопросе. Основы национализма - идеи национального превосходства, национальной исключительности.

Коренной (титульный, статусный) народ - народ, давший имя национально- территориальному образованию (в Дагестане все народы являются статусными).

Мононациональный - однонациональный состав.

Полиэтнический – многоэтнический, многонациональный состав.

Конфессиональный состав - религиозный состав.

Приложение №2

Алгоритм - действия группы:

Языковая семья (та, что вам дана для рассмотрения)

На какие группы и народы она делится? (учебник параграф 40, карта "Народы России", дополнительные источники)

Выделите районы компактного проживания народов входящих в языковую семью (показать на карте, записать в таблицу)

Выделяются ли титульные народы, имеющие национально-территориальные образования, (показать их на политико - административной карте России)

Конфессиональный состав языковой семьи (Название религии, особенности - записать в таблицу)

Группы и крупнейшие

Районы компактного проживания

Особенности культуры, быта, традиций,

обычаев этих народов

Другие: (1%) полеазиатская, чукотско-камчатская, семито-хамитская

Общие выводы, проблемы и пути решения

Приложение №3

Панорама народов России

Приложение №4

Лист самоконтроля

Рассматриваемая языковая семья:

Какую графу таблицы готовил:

б) выявление проблем, выводы

в) работа в группе

Что на уроке больше всего понравилось?________________________________________

Что было самым трудным?____________________________________________________

Что так и осталось непонятым_______________________________________________________

Спасибо за работу!

1. Языковая группа, народы которой исповедуют буддизм:

2. Титульный народ единственной в стране автономной области: а)евреи

3. Сколько народов проживает на территории нашей страны:

б) сто семьдесят

4. Сколько малых народов в России:

5. Выберите ряд, целиком состоявший из народов России, относящихся к одной языковой группе:

а) башкиры, чуваши, якуты

б) ингуши, тувинцы, удмурты

в) карелы, марийцы, татары

1. Коренной народ одной из республик Северного Кавказа, относящийся к индоевропейской языковой семье:

2. Народ, проживающий как на территории России, так и за её пределами, который не имеет собственной территории (государства, территориального образования):

3. Какие народы РФ составляют большинство:

4. Какое качество необходимо воспитывать в себе:

5. Укажите народы, исповедующие православную веру:

1. Традиционная летняя обувь русских крестьян (севера и средней полосы), изготавливаемая из лыка:

2. Господствующая религия России:

3. Каково соотношение статусного и других народов внутри республики Хакассии:

а) преобладает коренное население

б) равенство коренного и русского

в) преобладает русское население

4. Размещение народов на территории России:

5. Выберите народ России, относящийся к алтайской языковой семье:

1. Традиционное занятие коренных жителей российского Севера:

2. Сельский населенный пункт горских народов Кавказа:

3. Каково соотношение статусного и других народов внутри республики Дагестан:

а) с преобладанием коренного народа

б) с равенством коренного и русского населения

в) с преобладанием русского населения

4. В каких регионах России национальный состав более пестрый (выпишите 3 района):

а) Север Европейской части

г) Дальний Восток

д) Центральная Россия

е) Северный Кавказ

5. Выберите народ России, относящийся к финно-угорской группе:

1. Название субъекта федерации (национально-территориального) в котором проживает самое большое число народов (более 30):

2. Татары принадлежат к языковой семье:

3. Каково соотношение статусного и других народов внутри республики Калмыкия:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Методическая разработка

урока - панорамы

по географии для 8 класса

Учебно-воспитательные цели:

для учащихся

Особенности этнического, национального и религиозного состава населения России, языковые семьи и группы.

Размещение народов по территории, национально-территориальные образования.

Историю, культуру, быт, традиции народов.

Анализировать, выявлять главное.

Обобщать и систематизировать полученные знания.

Работать с картами и статистическим материалом.

для учителя:

образовательные :

Формировать знания по теме этнический, национальный и религиозный состав России.

Способствовать усвоению большего объема знаний за наиболее короткое время путем перераспределения материала между учащимися групп.

Продолжить отрабатывать умения самостоятельного овладения новым материалом, систематизируя его в таблице.

Развивающие:

Способствовать формированию умения анализировать изученный материал, делать выводы, предложения.

Способствовать формированию креативного мышления, использованию информационных технологий при подготовке опережающего задания.

Воспитательные:

Воспитывать чувство долга, ответственности и коллективизма.

Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре, традициям народов населяющих Россию.

Предметные: Определять крупнейшие по численности народы России по статистическим данным.
Определять особенности размещения народов России и сравнивать по тематическим картам географию крупнейших народов с политико-административным делением РФ.

Метапредметные: умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

Личностные: осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

по способу проведения - урок- панорама;

по главным дидактическим целям - изучение нового материала.

классического взаимообучения (частично - поисковый)

Формы работы:

обучение в группах сотрудничества.

Оборудование:

карта народов России;

Структура урока:

Актуализация знаний и умений.

Получение новых знаний.

Обобщение и закрепление знаний. Рефлексия,

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний:

- Какую тему в течении нескольких уроков мы изучаем?(Население России)

- С какими новыми терминами, понятиями в этой теме мы уже знакомы?

-Посмотрите на экран:

ЭТНОС
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ
АССИМИЛЯЦИЯ
КОРЕННОЙ (ТИТУЛЬНЫЙ, СТАТУСНЫЙ ) НАРОД
ПАТРИОТИЗМ
НАЦИОНАЛИЗМ

Что обозначают эти слова? В ваших раздаточных материалах на столах есть словарь урока, прочитайте (слайд №1). Ответьте, с чем связаны все эти понятия? Как, на основе данных слов, сформулировать тему нашего урока?

-Этнический, языковой и религиозный состав населения России.

3.Мотивационно-целевой этап.

Наша Родина велика - необозримы, разнообразны и прекрасны ее просторы, но самое прекрасное - это наш народ, люди, проживающие рядом с нами.

Сегодня на уроке мы рассмотрим этносы России, классификацию народов по принадлежности к языковым семьям; районы их проживания: познакомимся с особенностями культуры и быта, традициями и религиями этих народов;

Отработаем умение обобщать и систематизировать материал в таблицу.

Работать мы будем следующим образом:

- Вы, разделенные предварительно на группы, получили задание: исследовать одну языковую семью народов России по алгоритму (ПРИЛОЖЕНИЕ №2).

По мере вашего выступления мы получим представление о каждой языковой семье, народах России. Верхняя строка структурно логической таблицы на доске является планом работы на нашем уроке. (Приложение №3)

По переписи населения 2010 года в России выделено более 170 народов. И поэтому вопрос о национальном составе в полиэтническом обществе очень актуален и нынешнее федеративное устройство государства связано с историей России, формированием ее территории, включением многочисленных народов в состав государства. Более половины всей площади страны занимает национально-территориальные образования - республики, автономные округа и области.

Кроме этого выделяются народы (НА ЭКРАНЕ):

имеющие государственность за пределами России (украинцы, белорусы и т.д);

коренные народы, не имеющие своих национальных территориальных образований, по численности не уступающие титульным (шорцы, вепсы и т.д);

народы, проживающие в России и за рубежом, но не обладающие государственностью (цыгане);

народы стран дальнего зарубежья (немцы, греки и т.д).

- Каждый народ отличается укладом жизни, обычаями, трудовыми навыками, но самый устойчивый отличительный признак народа - его язык - важнейшее средство общения людей.

По сходству языков народы объединяются в языковые группы, родственные группы в языковые семьи.

Языки всех народов России равноправны, но языком межнационального общения является русский язык (это один из пяти официальных языков ООН).

4. Я предлагаю познакомиться с народами нашей страны. Кто живет рядом с нами?

- Приглашаю ребят первой группы к доске, остальные ребята слушают и ведут краткую запись в таблицу в раздаточном материале. Таким образом составляется логический опорный конспект урока в виде таблицы. (ПРИЛОЖЕНИЕ №3) (Ребята из групп выступают по очереди у доски: рассказ ребят, показ на карте района проживания характеризуемого народа России, оформление на доске своей части опорно-логической таблицы "Панорама народов России", показ слайдов национальных костюмов и других достопримечательностей.)

-Посмотрите на доску, какая панорама народов у нас получилась! Конечно, это только небольшая часть, но достаточная, чтобы понять, как многонациональна наша родина!

Посмотрите на экран - в таблице представлен национальный состав нашей области, города, школы. Он также многонационален, но к этому мы еще вернемся на уроках краеведения.

5.Физкультминутка.

Коллективный поиск решений проблем, выводы.

После выступления всех групп учитель обращает внимание на последнюю строку таблицы.

Пути решения проблемы

пестрота национального состава

этническим миграциям, депортации

22 республики,4 автономных округа, 1 автономная область

Выделение титульной нации

мировые религии: христианство(православие), ислам, буддизм; традиционные религии народов севера

сохранение самобытности каждого народа

Отсутствие диалога культур

В путях решений красной строкой звучат слова - ТОЛЕРАНТНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ. Чтобы жить в многонациональной стране, нужно воспитывать в себе эти качества.

"Единственно верный девиз устойчивого сосуществования народов в полиэтническом государстве "В мире, но порознь"" Л.Н.Гумилев. В мире, но сохраняя свою самобытность. Равноправие людей разных национальностей, конфессий проживающих в нашем государстве закреплено конституцией Р.Ф.

7.Рефлексия, обобщение и закрепление знаний.

Работа в листах самооценки. (ПРИЛОЖЕНИЕ №4)

8.Задание на дом.

9.Подведение итогов (оценки) урока.

Приложение №1

Словарь урока

Национализм - идеология в национальном вопросе. Основы национализма - идеи национального превосходства, национальной исключительности.

Коренной (титульный, статусный) народ - народ, давший имя национально- территориальному образованию (в Дагестане все народы являются статусными).

Мононациональный - однонациональный состав.

Полиэтнический – многоэтнический, многонациональный состав.

Конфессиональный состав - религиозный состав.

Приложение №2

Алгоритм - действия группы :

Языковая семья (та, что вам дана для рассмотрения)

На какие группы и народы она делится? (учебник параграф 40, карта "Народы России", дополнительные источники)

Выделите районы компактного проживания народов входящих в языковую семью (показать на карте, записать в таблицу) .

Выделяются ли титульные народы, имеющие национально-территориальные образования, (показать их на политико - административной карте России)

Конфессиональный состав языковой семьи (Название религии, особенности - записать в таблицу)

Формы работы: обучение в группах сотрудничества.

  • карта народов России;
  • учебник;
  • раздаточный материал;
  • мультимедийный проектор.
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний и умений.
  3. Мотивационно-целевой этап .
  4. Получение новых знаний.
  5. Физминутка
  6. Обобщение и закрепление знаний. Рефлексия,
  7. Задание на дом.
  8. Итоги урока.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– Какую тему в течении нескольких уроков мы изучаем?(Население России)
– С какими новыми терминами, понятиями в этой теме мы уже знакомы?
– Посмотрите на экран:

ЭТНОС
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ
АССИМИЛЯЦИЯ
КОРЕННОЙ (ТИТУЛЬНЫЙ, СТАТУСНЫЙ ) НАРОД
ПАТРИОТИЗМ
НАЦИОНАЛИЗМ

Что обозначают эти слова? В ваших раздаточных материалах на столах есть словарь урока, прочитайте (Приложение 1). Ответьте, с чем связаны все эти понятия? Как, на основе данных слов, сформулировать тему нашего урока?

3. Мотивационно-целевой этап.

  • имеющие государственность за пределами России (украинцы, белорусы и т.д);
  • коренные народы, не имеющие своих национальных территориальных образований, по численности не уступающие титульным (шорцы, вепсы и т.д);
  • народы, проживающие в России и за рубежом, но не обладающие государственностью (цыгане);
  • народы стран дальнего зарубежья (немцы, греки и т.д).

– Каждый народ отличается укладом жизни, обычаями, трудовыми навыками, но самый устойчивый отличительный признак народа – его язык – важнейшее средство общения людей.
По сходству языков народы объединяются в языковые группы, родственные группы в языковые семьи.
Языки всех народов России равноправны, но языком межнационального общения является русский язык (это один из пяти официальных языков ООН).

4. Я предлагаю познакомиться с народами нашей страны. Кто живет рядом с нами?
– Приглашаю ребят первой группы к доске, остальные ребята слушают и ведут краткую запись в таблицу в раздаточном материале. Таким образом составляется логический опорный конспект урока в виде таблицы. (Приложение 3) (Ребята из групп выступают по очереди у доски: рассказ ребят, показ на карте района проживания характеризуемого народа России, оформление на доске своей части опорно-логической таблицы "Панорама народов России", показ слайдов национальных костюмов и других достопримечательностей.)

– Посмотрите на доску, какая панорама народов у нас получилась! Конечно, это только небольшая часть, но достаточная, чтобы понять, как многонациональна наша родина!
Посмотрите на экран – в таблице представлен национальный состав нашей области, города, школы. Он также многонационален, но к этому мы еще вернемся на уроках краеведения.

5. Физкультминутка

6. Коллективный поиск решений проблем, выводы

В путях решений красной строкой звучат слова – ТОЛЕРАНТНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ. Чтобы жить в многонациональной стране, нужно воспитывать в себе эти качества.
"Единственно верный девиз устойчивого сосуществования народов в полиэтническом государстве "В мире, но порознь"" Л.Н.Гумилев. В мире, но сохраняя свою самобытность. Равноправие людей разных национальностей, конфессий проживающих в нашем государстве закреплено конституцией Р.Ф.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока географии "Этнический, национальный состав населения России".

Конспект урока географии.

Тема урока: Этнический, национальный состав населения России.

1.Познакомить с особенностями этнического, национального состава России, с размещением народа по территории страны.

2.Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов.

3.Отработать умение обобщать и систематизировать знания.

Оборудование:

1. Организационный момент.

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите? Зима, холод, мороз, как-то зябко. А посмотрите вдалеке дома, окна светятся. В доме, наверное, уютно, тепло. И вот я хочу, чтобы сегодня у нас на уроке было тепло, уютно и комфортно всем.

2. Проверка домашнего задания: Какую тему мы изучаем в последние несколько уроков?

У вас на столах имеются тесты. Попробуйте в течение 1 минуты ответить на вопросы теста. Тест очень легкий, он настроит вас на работу на уроке.

Численность населения России (млн. а) 280 б) 354 в) 142

2.Место России по числу жителей а) 3 б) 6 в) 7

3. Естественный прирост а) умершие б) родившиеся в) разность

4.Воспроизводство а) убыль б) возобновление в) рост

Объявление темы и цели урока Дорогие дети, в ближайшие 40 минут, мы снова сможем погружаться в головокружительное многообразие нашей России. Если бы какой-нибудь добрый волшебник сумел вылепить из России шар и запустил его в космос, Россия стала бы вращаться вокруг Солнца, не испытывая недостатка ни в воздухе и воде, ни в металлах и топливе ни в технологиях и знаниях. Мы с вами знаем, что по красоте и разнообразию ландшафтов, природных ресурсов равных России нет. Но самое главное богатство нашего государства – это народ, это российский народ, населяющий необъятные просторы нашей Родины.

Посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на слайде:

ЭТНОС ТОЛЕРАНТНОСТЬ АССИМИЛЯЦИЯ

– Кто из вас может объяснить значение этих слов?

– С чем связаны эти понятия?

- Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать?

Верно. Сегодня на уроке, мы продолжим тему население России и узнаем: каков национальный состав населения России и как он менялся.

Мы с вами будем работать по следующему плану: (на слайде)

1. Языковой состав населения России. 2. Размещение народов по территории. 3. Особенности национального состава населения Ставропольского края. 4. Практическая работа.

Изучение новой темы.

Вводное слово. Как мы уже говорили, наша Родина велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное – это наш народ. В нашей стране проживает огромное количество народов, больших и малых, более 120. Но свой вклад в развитие страны, ее культуры вносили и вносят большие и малые этносы.

Ассимиляция (от лат.) - слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. этнически разнородных групп населения, смешанных …

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям…

Какие народы живут сейчас на территории России, и как они размещаются на территории России? Посмотрите на слайд. Достаточно одного взгляда чтобы увидеть, что Россия многонациональное государство.

На карте что указывает на многонациональность? (разнообразие фоновой окраски).

Россия – страна многонациональная. Каждая нация имеет свой язык значит Россия и многоязычная. Ученые насчитывают более 150 языков. Здесь на равных учтены как русский, которым в России владеют 98% населения, так и языки малых народов, численность которых лишь несколько десятков. Есть ли похожие языки? Да некоторые языки очень похожи, люди могут говорить каждый на своем языке и при этом прекрасно понимать друг друга. Например, русский – белоруса, татарин – башкира, калмык – бурята. Почему? Потому что группы языков имеют общий язык-предок – праязык. Древние племена, говорившие на одном из таких языков, переселялись, смешивались с другими народами, и единый язык распадался на несколько. Так и возникло множество похожих языков.

По сходству языков народы России относят к 4 большим языковым семьям. Классификация народов по признаку близости языков. Такой выбор оправдан: сходство языков в большинстве случаев говорит о родстве народов, их общем происхождении.

Работа с таблицей ()

-Какая языковая семья самая многочисленная? Да, 89% населения страны принадлежит к индоевропейской семье.

- Рассмотрим, на какие языковые группы делится индоевропейская семья, какие народы к ней относятся?

-Какая группа самая многочисленная и какие народы можно выделить в этой группе?

- По условным знакам определите в атласе, где проживают эти народы? - Какие еще крупные народы из других групп этой семьи можно выделить?

-А какой народ этой семьи самый малочисленный?

Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская. Почему они так называются?

- Какой народ является государствообразующей? (русский).

А сейчас, вы по такому же плану (у каждого на парте)

(языковая семья, языковые группы, народы, самые многочисленные, самые малочисленные, ареал проживания) с помощью таблицы и карты попробуйте дать характеристику другим языковым семьям самостоятельно. 1 ряд – алтайская, 2 ряд – уральско-юкагирская, 3 ряд – северокавказская (ответы)

Мы познакомились с разными народами, сейчас еще раз выделим самые многочисленные семьи.

Посмотрите на флаг России. Бело-сине-красный. Почему Петр 1 выбрал эти цвета, есть разные версии. Я хочу предложить еще одну символическую версию. Красный – имел обрядовое значение у славянских народов, синий – цвет неба, священный для тюркских народов, белый – цвет снега – традиционный для уральских народов, а долголетие флага сродни кавказскому народу.
Славяне, тюрки, представители уральско-юкагирской семьи и семьи северо- кавказской, как мы только что выяснили, составляют большинство, 95% населения России, бело-сине-красный флаг нашей Родины можно назвать своеобразной этнографической картой.

4. А каков национальный состав населения нашего Ставропольского края (на отдельном листе) (1 ученик)

Читайте также: