Глагол конспект урока 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

разработка будет полезна учителям русского языка специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках обобщения и систематизации знаний и умений.

Содержимое публикации

Урок: русский язык

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений

Цели урока: закрепить знания о значении глаголов, их грамматических признаках и правописании

Корректировать слуховое и зрительное восприятие, а также мышление и память учащихся

воспитывать мотивации к учению, стремление к здоровому образу жизни и уважение к труду.

Задачи урока:

1. Образовательные:

1.вспомнить глагол как части речи, его значение

2. повторить грамматические признаки глагола

3) закрепить правописание

* неопределённой формы глагола

* тся и ться у глаголов

2.Коррекционно-развивающие:

1.Работать над развитием памяти, слухового и зрительного восприятия;

3.Воспитательные:

1.Воспитывать мотивацию к учению, стремление к здоровому образу жизни и уважение к труду.

I. Организация начала урока (Здоровьесберегающая образовательная технология, игровая технлогия)

- Прозвенел звонок и смолк,

Он полон открытий и полон тревог.

Ты учителя внимательно слушай,

Чтоб задания выполнить смог.

- Чтоб красиво нам писать

Нужно пальчики размять!

II. Постановка цели задач урока (Личностно-ориентированная образовательная технлогия)

- Сегодня к нам придет необычный гость, о нем будем говорить весь урок. Сейчас расскажу вам сказку о нём, а вы внимательно послушайте и скажите мне о чем пойдет речь.

Жил да был один очень уважаемый и важный господин из раздела Части речи. Он очень не любил ленивых и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, творил… и еще много всего делал и делал. Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьет и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть.

А еще он может такое, что никакая другая уважаемая часть речи сделать не сможет. Что же? Смотри: ЖИЛ, ЖИВЕТ, БУДЕТ ЖИТЬ. Правильно! Изменяться по временам.

Но временами бывает и так, что он теряет свое лицо, когда ВЕЧЕРЕЕТ и СМЕРКАЕТСЯ, ДУЕТ в окно и ХОЧЕТСЯ СЕСТЬ у теплой печки и ПОМЕЧТАТЬ.

Однако, долго сказка СКАЗЫВАЕТСЯ, а вы догадались о ком идет речь?

- Правильно, наш гость – Глагол! На уроке мы обобщим, разложим по полочкам ваши знания о данной части речи. Уверена, что откроете на уроке что-то новое для себя. Проверите свои знания и убедитесь в том, что вы все знаете? А может, надо еще поработать над этой темой.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

III. Обобщение и систематизация учебного материала

1. Работа с пословицей (Разноуровневая технология, личностно-ориентированная технология) Лексическая работа

- Ребята, прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Назовите глаголы, объясните их правописание.

-Запишите пословицу в тетрадь, подчеркнем глаголы, подпишем их признаки

Ребятам 3 гр. по Воронковой предложены карточки с индивидуальным заданием

2. Обобщение по теме (Разноуровневая технология, личностно-ориентированная технология; ИКТ технология, информационно- коммуникационная технология)

В ходе повторения на доске вычерчивается схема-таблица, которую учащиеся 1 и 2 гр. по Воронковой переносят в тетради, а учащимся 3 группы раздаются индивидуальные карточки с заданием по теме.

К концу работы вся запись выглядит следующим образом и сравнивается с таблицей на слайдовой презентации:

Глагол – обозначает действие предмета.

Что делает? берётся

Что делать? брать

Что сделать? Взять

1. По временам: настоящее – беру, будущее – буду брать, возьму, прошедшее – браЛ, бралА, бралО

2. В прошедшем времени – по родам

3. По лицам и числам

Единственное число Множественное число

Я беру Мы берем

Ты берешь (-шься) Вы берете

Он берет Они берут (-ют)

4. Имеют 2 спряжения

I спряжение II спряжение

-у (-ю) -ем -у (-ю) -им

-ешь -ете -ишь -ите

-ет -ут (-ют) -ит -ат (-ят)

5. Неопределенная форма глагола: Что делать?

Что сделать?

брать, браться -ть (-ться)

6. НЕ с глаголами пишется раздельно: НЕ брать

7. Различай глаголы 3 л. ед.ч. и глаголы неопределенной формы:

что делает? берется что делать? браться

Проверяем и повторяем по схеме на слайде

IV. Физминутка (здоровьесберегающая технология)

Ученики двигаются под музыку и чтение учителя

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты сесть опять.

V. Тренировочные упражнения

1. Контрольное списывание (коррекционно-развивающая технология, технология разноуровневого обучения)

- А теперь закрепим все, что повторили о глаголе. Для этого выполним упражнения.

Учащиеся 1 и 2 гр. по Воронковой записывают текст под диктовку, а учащиеся 3 гр. выполняют контрольное списывание с грамматическим заданием.

Мы с бабушкой уходим всё дальше в лес. Скрипят клесты, смеётся кукушка. Свистит иволга. Лягушки прыгают между корней. Под ногами пышным ковром лежит мох. Грибы дразнят своим запахом.

Задание: Подчеркнуть все знакомые орфограммы. Объяснить правописание глаголов.

VI. Подведение итогов. Рефлексия (игровая технология, личностно-ориентированная технология)

- Вот мы с вами повторили всё, что узнали о глаголе.

- Давайте посмотрим, всё ли запомнили. Я буду читать, а вы покажите

на карточках-смайликах, правильно я говорю или нет.

(Учащиеся показывают смайлик с улыбкой, если правильно, грустный смайлик неправильно.)

Глагол обозначает предмет.

Глагол в предложении бывает сказуемым.

Глаголы в настоящем времени изменяются по родам.

Глаголы в прошедшем времени в третьем лице единственного числа изменяются по родам.

Глаголы гнать, держать, слышать, дышать относятся к первому спряжению.

В глаголе пишешь окончание -ишь.

В глаголах неопределённой формы пишется ь. (Когда ребята показывают карточку с буквой Н, спрашиваю, почему неправильно.)

- Скажите, зачем нам был нужен этот урок? (Чтобы обобщить всё, что узнали о глаголе)

- Мы справились с задачей?

V I I. Выставление оценок (личностно-ориентированная технология)

V I II. Домашнее задание (технология разноуровевого обучения)

1,2,3, группа индивидуальные карточки

- Всем спасибо, урок окончен!

Анализ просмотренного урока

Во время урока прослеживалась организационная чёткость: учитель и учащиеся готовы к уроку вовремя, темп урока равномерный, время распределено по этапам рационально, отмечается своевременное начало и окончание урока.

Тема и цель урока выделены правильно, с учетом этапа усвоения учебного материала. Учитель чётко определил для себя и детей задачи урока, ввёл грамматическое понятие, были сформулированы орфографические правила, отработана последовательность действий при работе с грамматическими заданиями. В соответствии с поставленными целями правильно отобраны виды постепенно усложняющихся заданий, определена их последовательность и продумана помощь учащимся со стороны учителя. Учитель постоянно следил за соблюдением учащимися каллиграфических норм.

Результативность урока: поставленные цели и задачи урока в целом достигнуты, учебный план реализован. Доброжелательный тон учителя и заинтересованность в успехах учащихся настроили класс на положительный результат. Учитель адекватно реагировала на непредвиденное поведение детей, проявляла уверенность и инициативность.

Цель урока: раскрыть значение глаголов в речи.

Задачи урока:

- показать роль глаголов в языке и речи;

- совершенствовать знания учащихся о частях речи, о главных членах предложения;

- продолжать формировать умение находить глагол и определять его значение;

- корригировать и развивать мыслительную деятельность путем выполнения различных заданий;

- формировать учебно-познавательную деятельность;

- формировать готовность учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

- развивать речь, умение слушать;

- развивать внимание и орфографическую зоркость;

- развивать умения делать выводы на основе наблюдений, формировать правила;

- воспитывать чувство коллективизма, умение работать в коллективе;

- воспитывать любовь к русскому языку.

ВложениеРазмер
konspekt_2.docx 242.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по письму и развитию речи для учащихся 8 класса

Тема урока: Значение глаголов в речи

Цель урока: раскрыть значение глаголов в речи.

- показать роль глаголов в языке и речи;

- совершенствовать знания учащихся о частях речи, о главных членах предложения;

- продолжать формировать умение находить глагол и определять его значение;

- корригировать и развивать мыслительную деятельность путем выполнения различных заданий;

- формировать учебно-познавательную деятельность;

- формировать готовность учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

- развивать речь, умение слушать;

- развивать внимание и орфографическую зоркость;

- развивать умения делать выводы на основе наблюдений, формировать правила;

- воспитывать чувство коллективизма, умение работать в коллективе;

- воспитывать любовь к русскому языку.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

1. Организационный момент

- Добрый день. Я рада видеть вас на уроке русского языка.

Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие. Сядьте поудобнее и постарайтесь представить себе все то, что я вам буду говорить. Расслабьтесь, сейчас я обращаюсь к каждому из вас.

Посмотри внимательно на облачное небо. Выбери себе маленькое облачко, на котором ты будешь путешествовать. Прыгни на белое, пушистое облачко. Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако принесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно.

Настроение стало похоже на солнышко? Надеюсь, что к концу урока настроение у вас не испортится.

2. Актуализация знаний

- Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто, что сделает, расскажет:

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам …!

- О какой части речи это стихотворение?

- Какие еще части речи вы знаете?

- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

Глагол – настоящий богач среди частей речи. По частоте употребления занимает второе место после существительных. Глагол – это живая часть речи. Со словами существительными они большие друзья. Когда их объединяют общие интересы, то они образуют предложения и могут нам о многом рассказать.

- А сейчас мы с вами поможем встретиться глаголам с именами существительными.

- Посмотрите на картинки и составьте предложения по ним. Поставьте вопросы к частям речи.




- Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение.

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит;

Увы! – он счастья не ищет

И не от счастья бежит!

- Найдите и назовите глаголы. Прочитайте стихотворение без них.

Увы! – он счастья не

И не от счастья!

- Какой вывод можно сделать?

- Да, глаголы очень большую роль играют в нашей речи. Они называют разнообразные действия.

4. Работа по теме урока

1. Задание. К данным глаголам подберите слова с противоположным значением.

2. Задание. К каждому ряду слов подберите один глагол, который подойдет ко всем существительным.

1) Бабочка, мальчик, котенок, старушка –

2) Книга, ребенок, бревно, лентяй –

3) Дятел, дождик, плотник, форточка –

4) Лето, мама, письмо, гость –

Быть хорошими старайтесь

И за дело принимайтесь.

6. Словарная работа

- А теперь попробуйте отгадать загадки:

1) Не зверь, и не птица,

2) Серый маленький комочек

- Чик-чирик! – замерз он очень!

3)Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек,

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи

- Запишите отгадки в тетрадь с комментированием.

- Запомните написание этих слов.

- Какой частью речи являются эти слова?

Резвый воробей скачет по мокрой крыше.

Воробей – сущ., одуш., нариц., м. р., ед, ч., И. п., 2 скл.

- Запишите и разберитеего по членам предложения.

- Чем является глагол в предложении?

- Запомните, глагол в предложении обычно бывает сказуемым.

- Молодцы. Вы хорошо поработали.

7. Работа по карточкам.

Задание: Спишите, заменив глаголы другими глаголами, близкими по значению.

О б р а з е ц. Дом находится на краю деревни.

1. Дом стоял на краю деревни.

2. Пионеры разбили палатку на берегу реки.

3. Вася правильно передал содержание рассказа.

4. Быстро пролетел день.

5. Не бросайте друга в беде.

6. Нельзя пересекать дорогу перед идущей машиной.

7. Лыжник быстро съехал с горы.

8. По небу ползли тяжелые тучи.

9. На заработанные деньги брат приобрел радиоприемник.

10. Сестра осваивает искусство кулинарии.

Подчеркните глаголы. Устно поставьте к ним вопросы.

8. Итог урока. Выставление оценок

- О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?

- Что такое глагол?

- Каким членом предложения является глагол?

Выставление оценок с комментированием.

9. Домашнее задание

- Откройте учебники на странице 87. Упражнение 205. Дома вам нужно будет заменить выделенные сочетания слов близкими по смыслу глаголами.

- Понятно ли вам задание? Есть ли вопросы? Откройте дневники, запишите домашнее задание.

- Ребята, у каждого из вас на партах лежат смайлики. Выберите тот, который отображает ваше настроение на данный момент.


- Спасибо за внимание!

- До свидания, ребята!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Значение глаголов в речи.

Групповое логопедическое занятие по расширению представления учащихся о значении глаголов в речи, развитие фонематического восприятия, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.


Цель: Раскрыть роль глагола в речи и в художественном тексте. Обогащать словарный запас учащихся, повторить грамматические признаки глагола. Понаблюдать за использованием глаголов .


Презентация содержит информационный и иллюстративный материал о многообразии значений глагола.


Значение глагола в речи

Значение глагола в речи.

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Значение глаголов в речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Значение глаголов в речиЦели деятельности учителя: формирование представления о глаголе как части речи, о роли глаголов в речи; формирование умения распознавать глаг.

План-конспект по русскому языку

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

На данном уроке повторяется самостоятельная часть речи глагол и систематизируются знания об этой части речи. Правописание глагольных форм, которые были пройдены в седьмом классе, закрепляется. Разработка содержит задания различного типа, попутно напоминаются учащимся и стили речи, а также понятие о тексте

Читайте также: