В поисках подземных кладовых конспект урока 4 класс перспектива

Обновлено: 30.06.2024

конспект урока по окружающему миру по теме:"В поисках подземных кладовых" . где
описывается добыча полезных ископаемых и их охрана ,
экологические проблемы РБ и России
Работа -в группах.в паре,индивидуальные работы.

Оценить 1331 0

Окружающий мир 4 класс

Тема :В поисках подземных кладовых

Цели: формировать представление о подземных богатствах; познакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами, охраной подземных богатств; развивать познавательную активность, умение работать с картой, атласом –определителем, коллекционным материалом; развивать умения сравнивать, делать выводы, мыслить логически.

учащиеся научатся: определять свойства полезных ископаемых и их применение; описывать полезное ископаемое по плану; пользоваться картой полезных ископаемых.(СЛАЙД)

Оборудование: физическая карта России, карта края, коллекции полезных ископаемых, слайды, карточки для проверки знаний.

- Сядьте ровно, ноги опустите, Спинка прямая .Вы сегодня самые красивые, умные,

внимательные и сообразительные.Я желаю вам добиться успехов.

2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Давайте ребята вспомним, что мы уже знаем?

-Какая равнина раскинулась от западных границ до Уральских гор ?

-Какая самая высокая гора России?(Эльбрус)

-Какая равнина расположена к востоку от Уральских гор?

( Западно- Сибирская равнина)

-В каких горах самой высокой точкой является гора Белуха?

-Как называются равнины с ровной поверхностью, обозначенный на карте зеленым цветом?(Низменности).

-Как называются равнины ,где преобладают возвышенные пространства с плоской поверхностью?(Плоскогорья)

-Какие горы внесены в Список Всемирного наследия?(Алтай)

-Как называется углубление на земной поверхности. Склоны которого поросло растительностью?(Балка)

-Как называются углубления на земной поверхности с крутыми осыпающимися склонами?(Овраги)

Среди каких гор мы живем? А сейчас послушайте стих о наших Уральских горах.

111.Самоопределение к деятельности

Край наш горный, заповедный.

Я горой владею Медной,

И тому, кто любит труд,

Пусть находит изумруд,

- Кому принадлежат эти слова? (Хозяйке Медной горы)

-Что такие изумруд, золото, алмазы? Тогда какая тема сегодняшнего урока?

-Откройте учебник на ст. 58. Прочитайте тему урока. Правильно ли мы определили тему урока?

-Что такое подземные кладовые ?(Недра Земли, залежи полезных ископаемых)

1.Что такое полезное ископаемые? (Все природные богатства, которые человек добывает из глубин земли или с ее поверхности- это полезные ископаемые.

2.Какие полезные ископаемые вы знаете?

3.Как называются места, где залегают полезные ископаемые?(называются месторождениями)

_Сформулируйте задачи урока.(Мы научимся определять, где имеются залежи полезных ископаемых, их свойства и использование в хозяйстве).

Учитель Уральские горы- кладовая ценнейших минералов. Здесь издавна добывали чудесный поделочный камень малахит и драгоценный камень изумруд. В Западной Сибири обнаружили месторождения нефти и природного газа. Любой регион России богат теми или иными полезными ископаемыми, которые составляют общее достояние страны

Перед вами карта . На ней условными знаками обозначены месторождения полезных ископаемых. Полезные ископаемые добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Наша страна богата различными полезными ископаемыми. По запасам полезных ископаемых Россия занимает первое место в мире.

УЧЕНИК Одни из них используются в строительстве- это песок, глина, гранит, известняк.

Другие служат топливом- торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из глубины земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные металлы. Некоторые соли используют как удобрение, а поваренную соль мы используем при приготовлении пищи.

Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае, Башкортостане?(Каменный уголь, торф, нефть, известняк, железная руда , цветные металлы, гранит и др.)

Жел.руда- добывают в карьере близ поселка Тукан. Белорецкий сталепроволочный комбинат варит сталь и делает проволоку. Проволока микронной толщины используется для операции глаза. Тросом- можно смело тащить танкер. Нефтяную вышку.

1 нефтяные залежи были разведены близ Ишимбая, также крупное месторождение нефти в г. Туймазы.

Кто знает ,что добывали 70-80 годы близ нашей деревни? Да , торф. На месте карьера образовалось озеро, который сохранился до сих пор.

Мы сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми.

IV .Работа по теме урока

Работа в группах .Прежде чем начинать работать в группе давайте вспомним правила . Слайд

, карта края, карточки с условными обозначениями, коллекция полезных ископаемых).

Карточка помощница(для каждой группы)

1.Название полезного ископаемого.

4 Способы добычи.

Давайте проверим, как вы выполнили работу.

- Как в хозяйстве применяются полезные ископаемые, о которых вы нам рассказали?( Используются для строительство мостов, дорог, в производстве кирпича, посуды ,стекла.Сельское хозяйство не может обойтись без удобрений и топлива. Глина, песок, известняк используются в строительстве и т.д)

( УЧИТЕЛЬ ПОКАЗЫВАЕТ ОБРАЗЦЫ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ГЛИНЫ, РУД, НЕФТИ И Т.Д СЛАЙД)

-Все полезные ископаемые, залегающие в недрах Земли, делятся на две группы: рудные и нерудные.

- Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?(Железная руда, медная руда, алюминиевая руда и т.д)

(Учитель записывает полезные ископаемые в таблицу.)

-Нерудные полезные ископаемые делятся на две подгруппы.

Как вы думаете, какие?(На строительные и горючие,)

- Какие полезные ископаемые этих групп вы знаете?

Железная руда, гранит,известняк уголь, торф, нефть.

Медная руда, алюминиевая песок,глина природный газ.

VI. Закрепление изученного материала

1.Работа по учебнику

-Какую роль играют полезные ископаемые в хозяйстве России, нашего родного края?

Если запасы полезных ископаемых в нашей стране так велики, почему их нужно использовать бережно?

-Человек получил в дар подземные богатства и использует их. Как вы думаете, может ли человек опустошить все подземные кладовые?(Если относиться к добыче полезных ископаемых не по- хозяйски, то они могут совсем исчезнуть.)

Конечно, такое может случиться. Ведь для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно.

-Какой сделаете вывод?

А как вы, ребята , можете помочь в охране подземных богатствах?(Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь,

воду. Существуют предприятия по вторичной переработке сырья: перерабатывают пластмассу, бумагу, железо, очищают воду. И когда вы вырастите , вам предстоит решать проблемы связанные с охраной природы и в частности полезных ископаемых.

Ребята, человек добывает полезные ископаемые, использует их, а какие экологические проблемы возникают при добыче полезных ископаемых?

-сокращаются запасы полезных ископаемых

-изымаются тысячи гектаров земли

-понижается уровень грунтовых вод

- засоряется почва, воздух

- нарушаются места привычного обитания растений и животных

-при транспортировке разливаются нефть

-происходит выбросы метана при добыче угля и природного газа

-радиоактивные ископаемые излучают губительное для всего живого излучение, что ведет за собой экологическую катастрофу.

Проверочная работа в парах.

-Что же мы называем полезными ископаемыми?(Все природные богатство, которые добывают люди)

- Давайте ребята ,закрепим еще больше знаний разгадаем этот кроссворд Угадайте полезные ископаемые, о которых мы сегодня говорили.

2. Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. ( уголь)

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (гранит)

5. Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.(мел)

6.Он очень нужен детворе.

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.(песок)

7. По трубе течет, Пироги печет(.газ)

8. Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимется ракета,

Отгадайте , что это(.нефть)

Не зря она варилась

В доменной печи.

На славу получились

3 Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу.(глина)

4 .Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

9. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением.(торф)

VIII .Подведение итогов урока

Наша страна богата полезными ископаемыми. Различные полезные ископаемые широко используются в хозяйстве нашей страны, многие( например, нефть и природный газ) отправляются на экспорт. Любые полезные ископаемые нужно использовать бережно, думая не только о сегодняшнем дне, но и о будущем.

Какая тема была у нас сегодня? Какие задачи были поставлены?( СЛАЙД)

Что такое полезное ископаемое?(слайд)

-Какие полезные ископаемые относятся к рудным ?К нерудным ?

-Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

-Как нужно относиться к использованию этих природных ресурсов?

На сегодняшнем уроке я узнал_______

После уроков мне захотелось__________________

На этом уроке я похвалил бы себя за__________

А теперь оцените свою работу на уроке

Красный- у меня все получилось!

Желтый- сомневаюсь, не уверен!

Зеленый- нужна помощь!

Наш урок подходит к концу .Вы очень хорошо потрудились. Ответили на все поставленные вопросы. Вы все были дружными, активными, проявили ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу, а гостям за внимание.!

Замените предложение одним словам.

=Равнина расположена к западу от Уральских гор.

=Углубление с пологими, заросшими растениями склонами.

=Возвышенность высотой до 200м

=Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой 200м.

=Углубление с крутыми осыпающимися склонами.

Замените предложение одним словам.

=Равнина расположена к западу от Уральских гор

=Углубление с пологими, заросшими растениями склонами.

=Возвышенность высотой до 200м

=Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой 200м.

=Углубление с крутыми осыпающимися склонами.

Замените предложение одним словам.

=Равнина расположена к западу от Уральских гор.

=Углубление с пологими, заросшими растениями склонами.

=Возвышенность высотой до 200м

=Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой 200м.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урок окружающего мира.

Учитель: Лебедева Ксения Станиславовна

Программа: Перспектива

Тема : В поисках подземных кладовых

Цель : Расширять знания учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении.

Планируемые результаты:

· предметные: развитие навыков устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире.

· личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

· метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятий; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

· образовательные (формирование познавательных УУД) : обеспечить осознанное усвоение понятий, познакомить учащихся с понятиями; закрепить навыки и умения применять полученную информацию на практике; закрепить умения работать самостоятельно; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся о полезных ископаемых.

· воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность при работе с карточками и раздаточным материалом; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

· развивающие (формирование регулятивных УУД) : способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки законов, правил); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

Тип урока: (урок изучения нового материала, урок – закрепление)

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, карточки самооценивания, карточки для проверки знаний.

1. Организационный момент

- Проверьте наличие необходимых к уроку принадлежностей.

- Я всем нам желаю интересного урока.

2. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания. Пересказ.

2. Верные и неверные утверждения:

1) Формы земной поверхности – это равнины и горы. +

2) Возвышенность более 200 м называется холм.-

4) В горах Алтая самой высокой точкой является Эльбрус.-

5) В Список Всемирного наследия внесены горы Алтай.+

6) От западных границ России до Уральских гор раскинулась Западно - Сибирская равнина.-

7) Равнина, где преобладают возвышенные пространства с плоской поверхностью, называются низменностью.+

8) Чтобы предотвратить увеличение оврага, надо укрепить его склоны растительностью.+

9)Углубления на земной поверхности с крутыми осыпающимися склонами называются балка.-

10) Овраги и балки украшают поверхность родного края.-

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

А сейчас мы перейдем к новой теме.

Я предлагаю Вам послушать сказку. Из этой сказки вы поймете, о каких природных богатствах мы будем говорить на уроке сегодня.

«- Под землей, в темноте, где ничего не видно, попробуй - отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.

- Вы уже догадались, о каких природных богатствах мы будем говорить?
- О чем спорили между собой полезные ископаемые?

Давайте вспомним что такое:

Полезные ископаемые — это… (природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве).

Месторождение — это… (места, где залегают полезные ископаемые).

Горные породы — это… (природное соединение одного или нескольких минералов).

Ребята, кто догадался, какая тема нашего урока?

-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами)

Наши поземные богатства (полезные ископаемые)

Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами

4. Работа по теме урока.

Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве, – это полезные ископаемые. Они имеют 3 состояния: жидкое, газообразное и твердое. Геолог - это специалист, занимающийся выявлением и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также изучением других особенностей земных недр. Полезные ископаемые встречаются в различных районах нашей страны. Россия занимает 1 место по запасам полезных ископаемых. Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Некоторые залегают на большой глубине, другие добывают прямо с поверхности земли.

Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве (например, песок, глина, гранит, известняк). Другие служат топливом: торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из глубин земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные металлы. Из некоторых солей изготавливают удобрения. А поваренную соль человек использует для приготовления пищи.

В европейской части России, в районе города Курска, мы найдем крупнейшие на планете залежи железной руды.

Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения – бассейны.

В нашей стране есть большие залежи нефти и природного газа в Западной Сибири и Волго-Уральском бассейне.

Менее богаты ими месторождения равнин Северного Кавказа и острова Сахалин. Есть у нас и многочисленные месторождения каменного и бурого угля. В Сибири самыми знаменитыми и давно освоенными являются месторождения каменного угля.

В недрах России имеются залежи графита (Урал, Восточная Сибирь, Дальний Восток), каменной соли (Урал), поваренной соли (Поволжье), а также разнообразное сырье для производства минеральных строительных материалов – граниты, известняки, глины и т. д. Все эти полезные ископаемые образуют минерально-сырьевую базу нашей страны.

Ребята, откройте учебник на стр. 58 – 59 – читаем текст.

Давайте посмотрим, какими условными знаками обозначают различные полезные ископаемые:

Ребята, прочитайте текст и скажите, какие полезные ископаемые добывают в нашем крае.

Область бедна полезными ископаемыми. В недрах области залегают пласты бурого угля Подмосковного угольного бассейна. Крупнейшее месторождение — Большое Нелидовское, давшее с 1948 по 1996 год около 21 млн. тонн твёрдого топлива.

На равнинных участках широко распространены мощные торфяные залежи общим объёмом в 15,4 млрд. м³ . Рассчитанные запасы торфа составляют 2051 млн. т (около 7 % запасов европейской части России). В промышленном масштабе освоено 43 месторождения торфа общей площадью около 300 тыс. га , основные эксплуатируемые запасы сконцентрированы в пяти месторождениях, расположенных в центральной и южной частях региона. С 1971 по 1999 год разработано более 44 млн. тонн топливного торфа.

С помощью учебника заполни таблицу.

Сравнение нефти и природного газа

Признаки для сравнения

Природный газ

Происхождение

образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад

образовался из остатков растений и животных, которые когда-то жили на планете

густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом, горючая

бесцветный, лёгкий (легче воздуха), горючий, не имеет запаха

различные виды жидкого топлива (бензин, керосин, мазут), смазочные масла, пластмассы, волокна для изготовления тканей

используют как топливо, а также для получения пластмасс, волокон и других ценных материалов

Способы добычи

строят буровые вышки и бурят глубокие скважины

газ, как и нефть, добывают из недр с помощью скважин

Способы транспортировки

поступает по нефтепроводам (магистралям из труб), перевозят в цистернах по ж/д и в нефтеналивных танкерах

поступает по газопроводам и перевозят на танкерах-газовозах

Бережное отношение

использовать её надо бережно, нельзя допускать разлива при добыче и транспортировке

нельзя расходовать бездумно, газ нужно экономить в производстве и быту. Никогда не оставляйте газовую плиту гореть в пустую

Теперь давайте поговорим о каждом полезном ископаемом отдельно.

- По плану составьте и запишите характеристику полезного ископаемого. Используйте информацию учебника.

- 1 группа Железная руда

- 3 группа Гранит

- 4 группа Известняк

- 5 группа Песок и глина

1. Рассмотрите полезное ископаемое. Пользуясь иллюстрациями учебника или атласом определителем, запишите его название.

2. Нарисуйте условное обозначение.

3. опишите его свойства:

· твёрдое или жидкое __________________________________________________

· прозрачное или непрозрачное __________________________________________

· плотное или рыхлое __________________________________________________

· блеск, запах, другое… _________________________________________________

· горючее или нет ______________________________________________________

4. Способы добычи_________________________________________________________

5. Способы транспортировки ________________________________________________

6. Значение и применение ___________________________________________________

Нефть – одно из самых ценных полезных ископаемых. Густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом, горючая.

Ученые считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных. При переработке нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин, мазут), пластмассы, волокна для изготовления тканей. Нефть выкачивают из-под земли при помощи насосов и труб. На дне морей находится практически половина всех запасов нефти. Ее достают с помощью специальных платформ.

Природный газ

Бесцветный, легкий, горит голубым пламенем. Природный газ – очень хорошее топливо. Его используют в быту, на электростанциях, в котельных, на заводах. На предприятиях химической промышленности из него получают пластмассы, волокна. От месторождений газа проводят многокилометровые газопроводы, по которым он поступает в крупные города и небольшие поселки нашей страны.

Ребята, откройте учебник на с. 132. Давайте прочитаем, где же применяется торф. Торф называют- младшим братом каменного угля. Почему? Эти полезные ископаемые произошли от растений. Для образования торфа потребовалось несколько тысяч лет, а для образования каменного угля-несколько миллионов лет.

Ребята, назовите какие с –ва имеет торф?

Горючее полезное ископаемое, при горении дает много тепла. В хозяйстве уголь используется как топливо. А знаете ли вы, что из каменного угля после переработки делают много самых разных лекарств? Аспирин, нашатырный спирт, пирамидон. При переработки угля получают каменноугольный дёготь из которого делают красители для ткани. Он служит сырьем для химической промышленности: из него получают краски, пластмассы.

Железная руда

Назовите свойства железной руды?

Где применяется железная руда?

Гранит – одна из самых твердых и прочных горных пород. Его применяют в строительных целях. Гранит очень живописный камень, поэтому его используют для украшения зданий, сооружают из него памятники и т. д. Гранит может быть различных расцветок и оттенков. Чаще всего он красный или серый, может быть также зеленого цвета; существует и белый гранит.

Песок и глина

Откройте учебник на с. 136 , давайте прочитаем о применении и свойствах глины и песка.

Известняк

Известняк – довольно прочный камень белого, серого, желтоватого, темного цвета. Морские организмы, погибая, оседали на дно моря. Из их скелетов, раковинок образовывались постепенно толщи известняка.

Используют при строительстве дорог и зданий. Особая разновидность известняка – мел. Рыхлый, непрочный, легче воды. В жилых домах, на фермах.

Экологические и экономические проблемы

- Если запасы полезных ископаемых в нашей стране так велики, почему же их нужно использовать бережно?

- Да, верно, они могут иссякнуть. А для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно.

-Какой сделаете вывод?

- А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатствах? (Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь, воду. Существуют предприятия по вторичной переработке сырья: перерабатывают пластмассу, бумагу, железо, очищают воду).

- Человек добывает полезные ископаемые, использует их, а какие экологические проблемы возникают при добыче полезных ископаемых?

- сокращаются запасы полезных ископаемых

- изымаются тысячи гектаров земли

- понижается уровень грунтовых вод

- засоряется почва, воздух

- нарушаются места привычного обитания растений и животных

- при транспортировке разливаются нефть

- происходит выбросы метана при добыче угля и природного газа

- радиоактивные ископаемые излучают губительное для всего живого излучение, что ведет за собой экологическую катастрофу.

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

-Итак, ребята, что мы называем полезными ископаемыми?

- Что такое месторождение?

-Что такое горные породы?

-В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?

Все природные богатства, которые добывают люди.

-В твёрдом – гранит, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ.

- Отгадаем загадки (в презентации)

6. Рефлексия (подведение итогов урока)

-Какова была цель урока?

(познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами)

- Что нового на уроке узнали?

-Над чем надо поработать?

Оценочный лист.

Умею работать в паре – заполнять таблицу.

Знаю основные месторождения полезных ископаемых.

Получил сведения о нефти и природном газе.

Умею работать в группе.

Умею отмечать на карте условными знаками месторождения полезных ископаемых.

7. Тест "В поисках подземных кладовых"

8. Информация о домашнем задании

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Сформировать представления учащихся о подземных богатствах.

2. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.

3. Развивать познавательную активность, умение работать с картой.

4. Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы.

О б о р у д о в а н и е: физическая карта России, карта области (края), коллекция полезных ископаемых.

Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече очень рада я!

Хозяйка подземных богатств

В свое царство пустит нас!

Учитель. Сегодня мы поговорим о богатствах, хранящихся в недрах земли.

II. Проверка знаний и умений.

Учитель проводит фронтальный опрос:

– Перечисли водоемы нашего края.

– Расскажи о значении водоемов в природе и жизни людей.

– Как взрослые и дети должны охранять водоемы?

– Почему при купании в водоемах нужно соблюдать осторожность?

– Сформулируйте правила поведения у водоема, соответствующие этим знакам.


Несколько учащихся по выбору учителя выполняют работу по индивидуальным карточкам.

№ 1. Найдите лишний объект:

а) пруд, море, река, океан;

б) море, река, озеро, ручей;

в) устье, исток, склон, приток.

№ 2. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Выход подземных вод на поверхность – … (ключ). Огромное пространство соленой воды на Земле – … (океан). Часть океана, вдающаяся в сушу и отделенная от него островами и полуостровами, – это … (море).

Место впадения реки в другую большую реку или море называется … (устье). А место, где река берет свое начало, называется … (исток). Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой, – это … (пруд).

№ 3. Разделите водоемы на группы по происхождению (с помощью стрелок):


III. Работа над новым материалом.

Учитель. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве, – это полезные ископаемые. Они встречаются в различных районах нашей страны. Некоторые залегают на большой глубине, другие добывают прямо с поверхности земли.

Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты и разрабатываются, другие еще только разведываются.

Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве (например, песок, глина, гранит, известняк). Другие служат топливом: торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из глубин земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные металлы. Из некоторых солей изготавливают удобрения. А поваренную соль человек использует для приготовления пищи.

Недра нашей страны богаты различными полезными ископаемыми. Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве. Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения – бассейны.

В нашей стране есть большие залежи нефти и природного газа в Западной Сибири и Волго-Уральском бассейне. (Учитель показывает на карте.) Менее богаты ими месторождения равнин Северного Кавказа и острова Сахалин. Есть у нас и многочисленные месторождения каменного и бурого угля. Наиболее важное хозяйственное значение имеют высококачественные коксующиеся угли, используемые в металлургии. Крупнейшие месторождения каменного угля в европейской части России находятся в районе Воркуты, а также в восточной части Донецкого бассейна. Бурые угли добывают в Подмосковном бассейне. В Сибири самыми знаменитыми и давно освоенными являются месторождения каменного угля (многие из которых коксующиеся), Кузнецкого бассейна (Кузбасс). Но особенно велики запасы угля Тунгусского, Ленского, Канско-Ачинского и других бассейнов, расположенных в слабозаселенных районах Сибири. В стране весьма существенны запасы торфа и горючих сланцев. Огромные месторождения железных руд находятся на территории Курской магнитной аномалии, Кольского полуострова, Аданского щита, Ангаро-Питского и Ангаро-Илимского районов, а также никелевых руд Кольского полуострова и полиметаллических руд окрестностей Норильска.

Но особенно богаты разнообразными рудными ископаемыми горные области. Здесь сосредоточены месторождения руд цветных и редких металлов: меди (Урал, Забайкалье), свинца и цинка (Алтай, Приморский край, Северный Кавказ), олова (Восточная Сибирь и Дальний Восток); сырье для получения алюминия – бокситы и нефелины (Северный Урал, Красноярский край).

Месторождения золота располагаются в Восточной Сибири, Якутии, на севере Дальнего Востока. Наиболее крупное месторождение платины находится на Урале.

Из неметаллических полезных ископаемых важное значение для хозяйства страны имеют месторождения алмазов в вулканических породах Западной Якутии, апатитов на Кольском полуострове, калийных солей в Поволжье, Кировской области, на западном склоне Урала. В недрах России имеются залежи графита (Урал, Восточная Сибирь, Дальний Восток), каменной соли (Урал), поваренной соли (Поволжье), слюды (Восточная Сибирь), а также разнообразное сырье для производства минеральных строительных материалов – граниты, доломиты, известняки, гравий, высококачественные глины и т. д. Все эти полезные ископаемые образуют минерально-сырьевую базу нашей страны.

Учитель знакомит учащихся с планом изучения полезных ископаемых:

1) название полезного ископаемого;

3) условное обозначение;

4) способы добычи;

5) значение и применение;

Учитель. Итак, начинаем изучение полезных ископаемых (работа с коллекцией):

1) показ с пояснением;

2) зачитывание статьи из учебника;

3) дополнительный материал учителя.

Описание полезных ископаемых

1. Гранит (с. 160, чтение текста).

Гранит – одна из самых твердых и прочных горных пород. Его применяют в строительных целях. Гранит очень живописный камень, поэтому его используют для украшения зданий, сооружают из него памятники и т. д. Гранит может быть различных расцветок и оттенков. Чаще всего он красный или серый, может быть также пепельного или зеленого цвета; существует и белый гранит.

Гранит является минералом, имеющим ясное кристаллическое строение, различимое невооруженным глазом. Кристаллы, составляющие гранит, различаются между собой по окраске, блеску, спайности, твердости и другим признакам. Главную массу гранита составляют кристаллы полевых шпатов. От окраски полевых шпатов зависит общий тон окраски гранитов.

2. Известняк (с. 160–161, чтение статьи).

Известняк – весьма распространенная порода белого, серого, желтоватого, темного цвета.

По строению различают известняки:

1) зернисто-кристаллические, мраморовидные;

2) плотные, в которых кристаллическое строение невооруженным глазом незаметно;

3) раковистые и коралловые – изобилующие скелетными частями организмов;

4) мел, в котором под микроскопом видны известковые скорлупки одноклеточных организмов;

5) известковые туфы – пористые ноздревато-ячеистые.

3. Песок, гравий, галька, валуны, щебень (с. 162, чтение статьи).

Щебень – это природный камень мягких пород. Применяется в дорожном строительстве для прокладки автодорог и тротуаров. Для сохранения запасов щебня необходимо бережно относиться к его использованию по назначению.

При разрушении порода постепенно распадается на крупные и мелкие угловатые обломки, скатывающиеся под влиянием собственной тяжести к подножию скал. Тонкие обломки величиной с лесной орех и крупнее называются щебнем. Щебень широко применяется в строительстве дорог и различных бетонных и железобетонных сооружений.

Поверхностными водами и ледниками обломки пород переносятся в более пониженные места, вплоть до морей и океанов. Во время переноса и перекатывания по дну обломки округляются, еще больше измельчаются и рассортировываются, образуя при осаждении рыхлые и сыпучие осадочные породы: валуны, галечники, гравий и пески. Валунами, или булыжным камнем, называются обломки горных пород диаметром более 10 см. Скатанные обломки диаметром 1–10 см называются галькой, а диаметром 2–10 мм – гравием. Песком называют обломки диаметром 0,02–2 мм.

Пески по крупности песчинок делятся на мелкозернистые (диаметр песчинок 0,25–0,5 мм), среднезернистые (0,5–1 мм) и крупнозернистые (1–2 мм).

Применение песков зависит от их качества. Чистые кварцевые пески применяются в стекольной и керамической промышленности, в производстве белого силикатного кирпича. В металлургии при отливке металлов применяются формовочные пески, обладающие однородным по величине зерном; чистота песка при этом существенного значения не имеет. Для дорожного строительства пригодны крупнозернистые пески, содержащие не более 3 % глины и 1–2 % органических примесей. При более высоком содержании этих примесей дорога в сухом состоянии будет сильно пылить, а после дождей и таяния снегов она будет грязной, вязкой.

Выветривание горных пород не ограничивается простым механическим разрушением, измельчением до мельчайших песчинок и пылинок. Под воздействием кислорода, углекислого газа и воды происходят глубокие химические превращения в составляющих породы минералах. Так, полевые шпаты под действием этих агентов превращаются в глину, то есть в землистую горную породу, состоящую из чрезвычайно мелких (менее 0,01 мм в поперечнике) пластинчатых кристалликов, чешуек и аморфных частиц.

4. Горючие ископаемые (с. 162, 163, 165, 166, 167).

Своим образованием эти породы обязаны организмам, накапливающим углерод в тканях под воздействием солнечной энергии.

Торф образуется при зарастании болот, заболоченных долин и озер болотистыми растениями. Отмершие остатки растений падают на дно зарастающих водоемов, постепенно заполняя их. Полного разложения органических остатков при этом не происходит, так как не хватает воздуха (кислорода); происходит лишь обугливание. В результате накапливаются большие толщи богатого углеродом (50–60 %) торфа различного качества.

Ископаемые угли образовались из остатков богатой растительности, росшей десятки миллионов лет назад в болотистых долинах, в устьях и дельтах больших рек, на низких берегах теплых морей. При наступлении моря леса погибали. Оказавшись под водой, без доступа кислорода, древесина при участии бактерий подвергалась особому виду разложения, которое продолжалось миллионы лет и в конце концов привело к образованию ископаемых углей. В зависимости от исходного растительного материала и разных условий его разложения образовались различные угли: каменные, антрациты, залегающие в связи с условиями образования среди глинистых сланцев и песчаников.

Бурый уголь – плотные слоистые или рыхлые землистые массы, имеющие бурую, коричневатую, темно-серую, иногда черную окраску. Они содержат до 61 % углерода, и чаще всего их потребляют на топливо, а также на получение парафина посредством сухой перегонки.

Каменный уголь – плотные пласты или неслоистые массы черного цвета. Содержание углерода в каменных углях доходит до 83,5 %. Некоторые разновидности каменных углей при сухой перегонке выделяют много газов и смолистых веществ, а остающаяся масса спекается в тусклый, очень твердый, мелкопористый и легкий кокс; такие каменные угли называются жирными, или коксующимися, и применяются для выработки кокса и многочисленных продуктов сухой перегонки. Другие разновидности при сухой перегонке кокса не дают, а лишь распадаются на мелкий порошок; такие угли называются тощими и используются на топливо.

Антрацит отличается смоляно-черным цветом, сильным стеклянным, почти металлическим блеском; загорается с большим трудом, растрескиваясь при накаливании (в пламени спиртовки не горит); при сухой перегонке кокса не дает, содержит до 91,5 % углерода и поэтому является очень хорошим топливом.

Наряду с твердым горючим ископаемым глубоко в земле залегают нефть и природный газ. Все вы видели, как голубым пламенем горит на кухне газ. Но не все знают, откуда он берется и какие у него свойства.

Природный газ – ценное топливо. Из газа получают многие вещества, такие как пластмассы, искусственное волокно, искусственный каучук, из которого изготавливают резину и многие другие ценные вещества. Природный газ бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла.

От месторождений газа проводят многокилометровые газопроводы, по которым он поступает в крупные города и небольшие поселки нашей страны.

Нефть – одно из самых ценных полезных ископаемых.

С изобретением в конце XIX века двигателя внутреннего сгорания нефть стала важнейшим сырьем для производства топлива. Появились заводы по переработке нефти в бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и смазочные масла. Нефть необходима на транспорте и для выработки электроэнергии, она служит сырьем для химической промышленности, где из нее делают клей, краски и красители, пластмассы, моющие средства, синтетические волокна.

Без нефти не смогли бы работать фабрики и заводы. Нефть называют черным золотом и кровью экономики.

Нефть выкачивают из-под земли при помощи насосов и труб. На дне морей находится практически половина всех запасов нефти. Ее достают с помощью специальных платформ.

5. Железная руда (с. 164–165, чтение статьи).

Учащиеся повторяют упражнения за учителем.

Путешествуя по подземному царству,

Ищем клады мы в недрах земли.

Нам подарит земля богатства:

Уголь, нефть и много руды.

Раз – летят самолеты в небе,

Два – мы строим большие дома.

Не забудь охранять богатства,

Те, что земля нам дала.

Учитель. Мы сегодня узнали много о подземных богатствах, об их применении. Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на 2 большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?

Ученики. Железная руда.

Учитель. А нерудные полезные ископаемые еще делятся на 2 подгруппы: строительные и горючие. Заполните схему самостоятельно:


Учитель. Для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно. Как же надо охранять подземные богатства?

Учащиеся дают ответы.

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель. Что же мы называем полезными ископаемыми?

Ученики. Все природные богатства, которые добывают люди.

Учитель. В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?

Ученики. В твердом – гранит, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ.

Конспект урока по окружающему миру

1. Образовательные: Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.

2. Развивающие: Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.

3. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

­­- Учится определять свойства полезных ископаемых и их применение;

- Описывать полезное ископаемое по плану;

- Пользоваться картой полезных ископаемых.

Метапредметные:

Познавательные УУД :

-Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; определять круг своего незнания.

-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

-Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

Коммуникативные УУД:

-Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-Формируем умение слушать и понимать других;

-Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

-Самостоятельно организовывать свое рабочее место;

-Следовать режиму организации учебной деятельности;

-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Личностные УУД:

-Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-Развивать способность к самооценке.

Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданиями, коллекция полезных ископаемых.

1.Мотивация к познавательной деятельности

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Олеговна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Сегодня у нас с вами не обычный урок. Вы видите, что на партах у вас много интересного. У нас сегодня урок-исследование.

Как вы думаете, а кто такой исследователь?

А вы когда-нибудь были исследователями?

Вы готовы совершить сегодня открытие?

Поэтому надо всем быть более внимательными, собранными и аккуратными.

Исследователь — тот, кто проводит исследование, занимается научными изысканиями.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Продолжите определение: «Равнины – это…

Продолжите определение: «Горы – это…

Перечислите формы земной поверхности

Какая форма земной поверхности составляет большую часть территории России?

Что выше: холм или гора?

«Равнины – это ровные или почти ровные участки земной поверхности.

«Горы – это очень неровне участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.

Перечислите формы земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги.

Какая форма земной поверхности составляет большую часть территории России? Равнины

Что выше: холм или гора? Холм

3.Выявление места и причины затруднения

Край наш горный, заповедный.

Я горой владею Медной,

И тому, кто любит труд,

Пусть находит изумруд,

Кому принадлежат эти слова?

Как вы понимает слова “кладовые земли”?

На слайде появляются слова: Кладовые земли,

Если бы нам удалось собрать все закопанные клады с золотом, серебром, драгоценными камнями, то в сравнении с богатствами, которые запасла под землей сама природа, наши находки оказались бы сущим пустяком. Без сундуков, шкатулок, ларцов с сокровищами можно обойтись. А вот без полезных ископаемых людям пришлось бы плохо.

Ребята, как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня? А какая будет цель?

Хозяйке Медной горы

В поисках подземных кладовых. Знакомство с полезными ископаемыми.

4. Построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Как мы будем добиваться своей цели?

План нашей работы:

1.Узнать, что такое полезное ископаемые?

2.Какие полезные ископаемые бывают?

3.Как называются места, где залегают полезные ископаемые?

Мы научимся определять, где имеются залежи полезных ископаемых, их свойства и использование в хозяйстве

1.Все природные богатства, которые человек добывает из глубин земли или с ее поверхности- это полезные ископаемые.

5.Реализация проекта выхода из затруднений

На территории России сосредоточены необычайное запасы сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. В частности имеются: крупные месторождения нефти, газа угля, калийных солей, никеля, олова, алюминиевого сырья, вольфрама золота, платины, графита, слюды и других полезных ископаемых. На территории нашей страны построено огромное количество шахт и вышек для добычи различных природных ресурсов. Часть полезных ископаемых в России идет на экспорт в другие страны. Все эти факты говорят о больших запасов природных ископаемых в нашей стране.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Читайте также: