В осеева все вместе конспект урока

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Кошман Марина Ивановна

Организация: МБОУ СОШ №55

Населенный пункт: Краснодарский край, ст-ца Старонижестеблиевская

Однако мы живем в мире цифровых технологий и от этого нельзя убежать и спрятаться, наши дети должны адаптироваться именно к этому миру. Социальные сети открыли для нас возможность общаться друг с другом быстро и часто. Конечно, разные дети находятся на разных уровнях интеллектуального развития, малыши, пришедшие в школу, еще ничего не умеют. А значит, работа взрослых помочь ребенку адаптироваться к новым условиям обучения.

Поэтому со 2 класса обязательно знакомлю сначала родителей, а затем и детей работе в программе ZOOM. Сейчас разработано множество простейших инструкций для работы в программе как для педагогов, так и для учащихся (родителей). Но не все взрослые могут быстро овладеть необходимыми приемами работы в данной программе, важно научить детей.

Цель: формирование правильной читательской деятельности через знакомство с рассказом В.Осеевой “Почему?”

- научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – главную мысль;

- развивать речь, логическое и критическое мышление, способствовать к вдумчивому чтению литературного произведения;

- воспитывать у детей положительные качества характера: честность, справедливость.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие этических чувств, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение

Регулятивные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; саморегуляция;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Познавательные:

  • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, проектор, экран,

Ход урока

I. Организационный момент

В начале нашего урока хочу предложить одно высказывание


Слайд 2

- Согласны ли вы с этим высказыванием?

- А вы как думаете, чем полезно чтение?

II. Мотивация к учебной деятельности

-Разрешение многих проблем дети находят в книгах. Перед вами детские писатели. Кто назовет их имена? Слайд 3

- Я просила вас узнать интересные факты из биографии В. Осеевой.

Все рассказы В. Осеевой учат вежливости, честности, уважению к людям.

( слайд 4) Здесь зашифровано название произведения, над которым мы будем работать на уроке.


IV. Постановка учебной задачи

(слайд 3 ) Пользуясь опорными словами, поставьте задачи.

Познакомиться … (с новым произведением)

Учиться …(находить главную мысль текста, выразительно читать)

Проанализировать …(поступки героев)

А ещё сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в своём произведении, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.

V. Открытие нового знания. Первичное знакомство с текстом, анализ

1. Знакомство с текстом

А)Создание проблемной ситуации

(когда хотят выяснить причину)

– Как вы думаете, о чем спрашивает нас автор? (Предположения учащихся.)

- Ребята, сядьте удобнее. Постарайтесь не только услышать, но и увидеть, и почувствовать.

Б) Чтение первой части рассказа.

- Почему мальчик повёл себя именно так? (Мальчик сильно испугался, это была папина чашка.)

- Почему так сильно расстроилась мама?

В) Читаем текст до второго вопроса (с. 97 – 99.) (Читают дети цепочкой)

– Как вы считаете, мама догадалась, кто разбил чашку? Ведь она была на кухне и ничего не видела. (Да, взрослые всегда могут догадаться, что их обманывают.)

– А в произведении есть слова, по которым мы можем понять, что мама догадалась? (Лицо у мамы потемнело. Когда она сидела за столом, то о чем-то думала. А когда ее сын снова говорит, что чашку разбил не он, а Бум, ее лицо, шея и уши стали розовыми.)

– А пыталась ли она помочь сыну сказать правду? Найдите в тексте. (Она повторяла два раза: "Ты очень испугался?" А потом: " Если ты нечаянно. ")

– Вы, наверное, заметили, что мама не ругает сына, не кричит. Но она принимает решение, которым ставит сына перед выбором. Что это за решение? Найдите в тексте. (Она сказала сыну, что Бум больше не придет в комнату, что он будет жить в будке.)

– Легко ли было маме принять такое решение? (Нелегко, ведь и она любит Бума!)

– Как вы думаете, почему мама выгнала Бума? (Она хотела, чтобы сын признал свою вину.)

– Как чувствовал себя мальчик?

- Предположите, как будут развиваться дальнейшие действия?

Г) Чтение 3 части произведения учителем

– Почему мама не ложилась спать? (Мама ждала, что сын признается, что это он разбил чашку.)

– Герой признаётся, что чашку разбил он, а не Бум. А почему мальчик все-таки признаётся? Что не давало ему покоя? Что его так мучило? (Совесть не давала ему покоя.)

– Найдите в тексте слова, подтверждающие ваш ответ. («На сердце тяжело", "мурашки пробегали по спине", "вина становилась все больше", "кусал ногти", "утыкался лицом в подушку", "не мог ни на что решиться".) cтр. 99,100, 101(внизу)

- Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести.

- Зачем автор приводит описание природы?

(Автор с помощью описания природы перед грозой передает чувства мальчика в этот момент, его переживания.)

VI.Работа слайд 5

1. -Ответьте на вопросы

- Попробуйте дать ответ Буму.

- Бум, тебя выгнали во двор, потому что….

- Попробуйте дать ответ маме от имени сына.

- Мама, я не сказал тебе правду, потому что….

- Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы.

Я очень обрадовалась тому, что…

2. -Восстановите последовательность событий в рассказе

Бум один на крыльце.

Мальчик и собака.

У каждого своё почему.

Чашка разбилась.

Бум наказан.

Мальчик признался.

3. Собери пословицы

• От человека утаишь, а от совести не утаишь.

• Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

• Ошибайся, да сознавайся.

• Добрый человек добру и учит.

– Выберите из них ту, которая выражает главную мысль текста.

VII. Подведение итогов.

- Говорит ли автор прямо, как надо себя вести? (Нет.) Осуждает ли мальчика? (Нет).

- Значит, главная мысль была скрыта от нас? Как же мы её увидели? (Внимательно вчитывались в рассказ, разбирали его).

-О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?

(из слов нужно выбрать те, которые подходят к тексту)

Взаимопонимание

Сострадание

Грубость

Уважение

Совесть (чувство нравственной ответственности за свое поведение перед другими людьми)

Честность

Доброта

Ответственность

Бесчеловечность

VIII. Рефлексия

- Чему научил вас урок?

Сегодня я узнал…

Я почувствовал, что…

У меня получилось…

Урок дал мне для жизни…


IX.Домашнее задание.

1. Чтение рассказа родителям. Узнайте их мнение об этом произведении. Дай совет главному герою, используя пословицы;

2. Нарисуй иллюстрацию к рассказу

Изобрази с помощью рисунка настроение главного героя до признания маме и после признания .

Тип урока: открытие новых знаний.

Познавательные УУД:

  • развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • представлять информацию в виде схемы;
  • выявлять сущность, особенности объектов;
  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • обобщать и классифицировать по признакам;
  • находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

  • развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

  • развиваем умение слушать и понимать друг друга;
  • развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • развиваем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные результаты:

  • развиваем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
  • формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Педагогические задачи:

  • Формировать умение целостного и дифференцированного восприятия слов, учить выделять фамилию автора и заголовок.
  • Отрабатывать правильное произношение и употребление слов, учить характеризовать героев рассказа.
  • Расширять читательский кругозор.
  • Развивать мыслительные операции и устную речь.
  • Формировать понятие о настоящей дружбе.

Педагогические технологии:

  • личностно-ориентированного обучения;
  • словесной продуктивной и творческой деятельности;
  • педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия).

Ожидаемые результаты:

  • повышение активности мыслительной деятельности учащихся;
  • улучшение результатов обучения.

Средства обучения:

  • Проекционный материал – слайды
  • Технические средства обучения – мультимедийный проектор
  • Печатные пособия – учебники
  • Наглядные – магнитная доска

Проект урока

1 этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха

(слайд 1)

Настрой на урок:

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

Учитель: Мы сегодня здоровались? А давайте ещё раз поздороваемся как давно невидевшиеся друзья.

– Здравствуй, друг! (Подаем друг другу руки.)

– Как ты тут? (Хлопаем по плечу.)

– Где ты был? (дергаем за мочку уха, но не сильно.)

– Я скучал… (Руки прикладываем к сердцу.)

– Ты пришел. (Разводим руки в стороны.)

(слайд 2)

Постановка учебной задачи

- Сегодня вы продолжите читать рассказы о поступках людей.
- Как вы думаете, для чего?
- Эти произведения помогут вам узнать, для чего нужна дружба людям.

- Чтобы лучше разбираться в своих друзьях.

развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

2 этап. Учебно-познавательная деятельность

Знакомство с краткой биографией В.Осеевой.

(слайд 3-13)

- Ребята, что вы знаете о Валентине Осеевой? Кто она?
- Прослушайте краткую биографию этой замечательной писательницы.

- Это детская писательница.

Расширять читательский кругозор.

Речевая разминка.

(слайд 14–17)

- Какие слова у вас получились, читайте внимательно по слогам, а затем целыми словами

ве+се-лы-ми = веселыми
го+лу+бы+ми = голубыми
у+ди+ви+лась = удивилась
у+лыб+ну+лась = улыбнулась
по+па+да+ет = попадает

Читают по слогам, а затем целыми словами с ударением

- правильное произношение и употребление слов

- Прочитайте внимательно слова, чем различаются слова?

Первичное чтение произведения.

- Возьмите свои модели, подумайте и нарисуйте, что вы сейчас прослушали.

- О ком он? Кто главные герои рассказа?

- Как вы думаете, как его можно назвать?

- Кто автор произведения?

- Сравните с моей моделью.

Раздает обучающимся листы А3

Изображают схематически обложку книги, а затем ее проверят со схемой учителя

- умение определять последовательность действий для решения предметной задачи;
- умение работать самостоятельно;
- Формировать умение целостного и дифференцированного восприятия слов, учить выделять фамилию автора и заголовок.
-представлять информацию в виде схемы

Физпауза

3 этап. Повторное чтение обучающимися

- А теперь, ребята, прочитайте это произведение и подумайте, чему учит это произведение?
- В каком классе Наташе понравилась Оля? Как она выглядела?
- Что она ей предложила?
- Для чего хотела дружить Наташа? Найдите эти слова в тексте.

- это произведение учит дружить.
- в первом классе.
- она была с веселыми голубыми глазами.
- Наташа предложила ей свою дружбу.
- Чтобы вместе баловаться.

- развиваем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Дети высказывают свои мысли.
Выставка детских рисунков

- развиваем умение слушать и понимать друг друга.

- Какие пословицы о дружбе вы знаете?
- Ребята, закончите пословицу и объясните ее смысл.

Дети приводят примеры своих пословиц о дружбе.
Дети продолжают пословицу. Рассуждают, чему она учит.

- Развиваем умение оформлять свои мысли в устной форме;
- Развивать мыслительные операции и устную речь;
- Формировать понятие о настоящей дружбе.

4 этап. Этап рефлексии. Подведение итогов

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

- Ребята, зачитайте законы дружбы.
- Оцените, как вы работали на уроке.
- Если вы достаточно работали на уроке выберите улыбку человечка, а если недостаточно, грустного человечка.
- Поднимите картинку, веселую, а теперь у кого грусная.

Урок литературного чтения в 1 классе на тему "Произведения В Осеевой". Урок знаково-символического моделирования. В своих рассказах писательница сопоставляет плохие поступки с хорошими делами. Она никого в них не осуждает, но даёт хорошую установку на добрые дела.

ВложениеРазмер
урок литературного чтения в 1 классе. 32.01 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение.

Учитель: Гребенькова Татьяна Сергеевна МБОУ гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецк.

Тип урока : урок знаково-символического моделирования.

Участники : учащиеся 1 класса.

Развивающие : работа над обогащением словарного запаса, формированием и развитием учебных умений , логического мышления, развития речи, памяти.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес; самостоятельность; чувство уверенности в себе.

Деятельностные : отрабатывание навыка правильного, выразительного чтения, чтения по ролям, выборочного чтения;

формирование у учащихся способностей к рефлексии.

Содержательные : закрепление и коррекция изученных способов действий-понятий, алгоритмов, организация деятельности учащихся по закреплению умения моделировать обложку произведений разного жанра.

- формировать умение называть фамилию автора и заголовок;

- формировать умение моделировать обложку;

- отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности;

- формировать у обучающихся способность к рефлексии.

закрепление понятий: жанр, тема произведения;

закрепление умения моделировать обложку произведений разного жанра;

называть фамилию автора и заголовок, сравнивать модели разных жанров, выделять главную мысль произведения;

соотносить пословицы с содержанием произведения.

смыслообразование (находят ответ на вопрос о смысле учения);

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других,

сочувствовать другим людям, сопереживать;

применение правила делового сотрудничества, проявление терпения и доброжелательности, доверия к собеседнику;

формирование нравственных понятий - дружба, внимание и забота о членах семьи.

регулятивные – планирование своей деятельности для решения учебной задачи, целеполагание, оценивание результатов деятельности, анализ собственной работы;

познавательные – воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи;

получение дополнительной информации, используя справочную литературу;

восприятие текста с учетом поставленной учебной задачи, нахождение в тексте информации, необходимой для ее решения;

составление небольших устных монологических высказываний;

коммуникативные – согласование усилий по достижению общей цели;

умение договариваться, находить общее решение.

Оборудование: учебник литературного чтения под редакцией Л.А.Ефросининой, карточки для работы, презентация.

Участники : учитель, обучающиеся.

Время проведения : 40 минут.

Цель - включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Дыхательная гимнастика.

- Сделайте медленный вдох через нос.

- Медленно выдохните, произнося звуки ( а,о,у.)

- Представьте большой именинный пирог . На нём горят много свечей, задуйте свечи, сделав как можно больше коротких выдыхов.

- Для чего мы проводим речевую разминку?

( Развиваем голосовой аппарат, правильное произношение, дикцию, темп речи) (слайд 2)

Ба бо бу бэ би бы

Ва во ву вэ ви вы

Га го гу гэ ги гы

Да до ду дэ ди ды

- Прочитайте предложение (Мне нравится учиться.)

1) с интонацией удивления

2) с восклицательной интонацией

3) делая логическое ударение на выделенных словах

- А кому нравится учиться?

- А для чего надо учиться в школе?

организация учебной деятельности, мотивация.

Коммуникативные: эмоционально-положительный настрой на урок;

создание ситуации успеха, доверия; смыслообразование (находят ответ на вопрос о смысле учения).

Личностные : самоопределение к учебной деятельности.

Личностные: смыслообразование (находят ответ на вопрос о смысле учения).

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: повторение изученного материала, закрепление способов действий.

- Как называется новый раздел чтения? (Учимся уму-разуму)

- Мы читаем произведения разных жанров. Какие жанры знаете? А темы?

- При моделировании обложек мы пользуемся заместителями жанров и тем. Положите перед собой памятку и повторите заместители жанров и тем произведений. Уберите. (слайд 3)

-Посмотрите на слайд и скажите заместители каких жанров здесь изображены?

- Проверим. (слайд 4)

- Теперь посмотрите на слайд, что можете сказать про эти обложки. Назовите жанр и тему. (слайд 5)

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения учебной задачи. Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.

уметь оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать речь других.

учебная мотивация; умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

III. Работа по теме урока.

Цель: создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

- А теперь мы узнаем тему сегодняшнего урока.

- Уберите букву, которая записывает всегда твёрдый, звонкий, согласный звук. (слайд 6)

- У вас на столе листочки. Работать будете в парах.

- Кто будет отвечать?

- Какая тема урока? (произведения В.Осеевой) (слайд 7)

- Какие поставим перед собой цели?

(познакомиться с новыми произведениями В.Осеевой, учиться правильному чтению, думать, отвечать на вопросы, выполнять задания)

- Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Валентины Александровны Осеевой.

- Валентина Александровна Осеева родилась в Киеве, её раннее детство прошло в Самаре, где работали родители: отец – инженер-строитель на железной дороге, мать – корректор местной газеты. Вскоре семья вернулась в Киев, и Валентина поступила в гимназию.

Осеева мечтала стать артисткой. В 1920 году она поступила на актёрский факультет в Киеве. Но закончить его не удалось, в 1923 году семья переезжает в Москву. Осеева работает в трудовой коммуне для беспризорных детей, у которых не было семьи. Для них она придумывала и рассказывала короткие истории. Дети настояли, чтобы Осеева записала и отправила свои рассказы в редакцию. Так начался творческий путь писательницы.

В своих рассказах писательница сопоставляет плохие поступки с хорошими делами. Она никого в них не осуждает, но даёт хорошую установку на добрые дела.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Осеева В.А."

28 апреля 1902 года в Киеве родилась девочка Валя – будущая детская писательница Валентина Александровна Осеева.


Маленькая Валя в детстве мечтала стать актрисой и даже поступила на актёрский факультет института. Однако не закончила учёбу: всё изменил переезд семьи в Москву. С мечтой пришлось расстаться.

А ещё Валя интересовалась цыганским творчеством и песнями. В семейном кругу девочка любила петь цыганские романсы. И пела очень хорошо.

Когда Вале исполнился 21 год, она стала работать учителем и воспитателем в приёмниках для беспризорных детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников. Валентина Осеева учила их добру, честности, воспитанности и любви.

Работая воспитательницей в детских учреждениях, Осеева сочиняла для ребят рассказы и сказки, сама писала пьесы и ставила их на сцене вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. И книги свои писала для того, чтобы выросли все девочки и мальчики хорошими людьми.




Писательница показала, как в жизнь мальчишек врывается война, как закаляет их характер, как они учатся дружить, как становятся участниками борьбы с захватчиками. По этой книге снят фильм для детей.


Вот такие удивительные рассказы и повести удивительные истории придумывала писательница!

Доброй и честной такой запомнили дети Валентину Осееву.

Умерла писательница 5 июля 1969 года. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.

Читайте также: