Конспект игры по подготовке к обучению грамоте

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Формирование у детей звуковой культуры речи.

Задачи:

Упражнять умение выделять первый звук в слове;
составлять из звуков слово — имя; выполнять звуковой анализ слова, обозначая прищепками соответствующего цвета гласный звук, твердый и мягкий согласные звуки.

Материалы:

Карточки с изображением мальчиков и девочек с зашифрованными именами (по первому звуку слова-предмета), прищепки красного, синего и зеленого цвета.

Ход игры:

- На этих картинках изображены мальчики и девочки, имена которых зашифрованы в словах-картинках. Вам нужно определить первый звук в слове, а из первых звуков всех слов-картинок сложить имя. И тогда вы узнаете, как зовут этих мальчиков и девочек.

Карточка с заданием к игре - Люба и Коля.

Карточка с заданием к игре - пара Даша и Паша. (В архиве с конспектом игры находятся и другие карточки: пары Аня - Юра, Ира -Зоя, Маша - Саша, Яна - Оля и др.).

- А прищепки покажут какой именно первый звук в слове-картинке — гласный (прикрепите красную прищепку), твердый согласный (прикрепите синюю прищепку), мягкий согласный (прикрепите зеленую прищепку).

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

- Ребята, давайте повернёмся друг к другу и покажем, что мы готовы дружить, помогать друг другу. (Учащиеся поворачиваются лицом к своим соседям по парте и с улыбкой пожимают друг другу руки).

Отгадайте загадку про него :

Эта книга не простая

По ней буквы изучают

3. Актуализация опорных знаний.

Жи-ши пишется… с буквой И

- Вы правильно отвечали на вопросы, все были активны

4. Закрепление изученного

Перед вами кроссворд, отгадав который мы узнаем, в какой стране чудес живут мудрецы, которые раскрывают людям различные тайны. А помогут нам загадки.

1.Зверь на пути Красной шапочки (волк)

2. Один из семи друзей Белоснежки (гном)

3. Как звали самого длинноносого мальчика? (Буратино)

4. Баба, которая живёт в избушке на курьих ножках. (Яга)

5. Курочка, которая несла золотые яйца. (Ряба)

- Как называется эта страна? (Книга) Страна мудрецов.

Дети делятся на две команды, встают напротив друг друга. Одной команде раздаются буквы, другой - слова с пропущенными буквами. Задача: найти пропущенную букву, вставить и прочитать слово. .

Установить по какому признаку лишний предмет и объяснить почему.

Внимание на монитор!

- А теперь отправимся на рыбалку. Задача: поймать рыбку непростую, с заданием. Нужно прочитать слово, записанное на обратной стороне.

Каждому раздаётся лист с напечатанной на ней буквой.

- Буквы вышли погулять. Светило яркое солнышко. Вдруг набежала туча, пошёл дождь. Буквы спрятались в домики. Какие буквы спрятались в красные домики, а какие в синие?

Дети перемещают буквы в домики, объясняя свой выбор.

- Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.

Сидит белка на тележке.

Продаёт она орешки

(Один у доски объясняет написание слова, записывает, остальные в тетради)

Лыжи, чудо, туча, Яша.

Работа с сигнальными карточками .

- Укажите, сколько слов в предложении Скоро весна.

- Укажите, сколько слогов в слове машина.

- Укажите, сколько слов в предложении Ярко светит солнце .

-Укажите, сколько слогов в слове чай

-Укажите, сколько слов в предложении Морозно.

-Укажите, сколько слогов в слове кукла

Укажите, как обозначается звук ш

Укажите, как обозначается звук й

Укажите, как обозначается звук ж

Укажите, как обозначается звук ч

Укажите, как обозначается звук ы

Работа с карточками.

Раздаются карточки со словами. В словах пропущены буквы. Вставить в слова букву и прочитать слова.

На выбор предоставляются листочки с предложениями. Прочитать предложения.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Какие правила повторяли на занятии?

Какие задания вам больше всего понравились?

Учитель:- У меня в коробочке лежат солнышки и тучки.

Если вам было всё понятно на занятии, то выберете солнышко, если не очень, то – тучку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой занимательной форме поможет педаго.


План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Звук /ш/, буква Ш".

Материал предназначен для автоматизации звука [ш] и знакомства дошкольников с графемой Ш.


План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: Гласные звуки и буквы.

Цель:Коррекционно-образовательная:· Учить детей различать гласные звуки, подбирать соответствующие слова.Коррекционно-развивающая:·.



Программное содержание:Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука, умение определять первый звук в словах, выделять заданный звук из потока других.


План-конспект фронтальной логопедической ОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме "Звуки П , П* и буква П"

​​План-конспектфронтальной логопедической ОДпо обучению грамотев подготовительной группе компенсирующей направленностипо теме "Звуки П, П* и буква П".

Второй этап- представление вами игр, пособий, метод. литер., раздаточного матер. По обучен грамоте, кот. Вы используете в своей работе и хотите поделиться с другими педагогами (в виде презентации-рекламы).

Правила игры : Сейчас разделимся на две команды и будем выполнять задания по обучению грамоте, зарабатывая жетоны. У кого больше?

Вначале мы вспомним наш алфавит.

- Прошу вас встать друг за другом в алфавитном порядке по первой букве своего имени. Если имена одинаковые, тогда сначала встает тот, у кого вторая буква в имени стоит в алфавите раньше или смотрим на первую букву Отчества. (Предлагаю называть Елена Г. И Лена А.)

- Теперь вы видите 2 сектора, обозначенных кружками разного цвета, которые используются в символьной записи звукового состава слов. Прошу вас провести звуковой анализ ваших имен и пройти на места рядом с кружком, соответствующим первому звуку в вашем имени.

1 – команда- имена начинаются на мягк. согл. зв., и гласн. зв.

2- команда – на согл. тв. зв.

То ли слово в нижнюю строчку упало,

То ли буква в другое слово попала.

Наведите порядок снова.

Поставьте на место слово!

Стреляет ядрами (мушка).

Печётся в духовке (пушка).

Убегает от кошки (пышка).

Летает по воздуху (мышка).

За мышкой охотится (мошка).

В тарелке манная (кошка).

Наполнена чаем (кашка).

Крыльями машет (чашка).

Придумайте название своей команды.

2. Блиц –опрос (Задаётся вопрос, отвечают команды кто вперед (за жетоны)

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Сколько гласных букв в алфавите? (10)

3. Сколько гласных звуков(6)

4. Сколько согласных букв? (21)

5. Сколько согласных звуков(36)

6. Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы-Ъ,Ь).

7. Назовите особенные гласные буквы. Объясните, почему они особенные. (ёеюя)

8. Назовите согласные, которые всегда мягкие? (ч,щ,й)

9. Назовите согласные, которые всегда твёрдые (шжц)

3. Звуковой анализ слов. (за жетоны) Команды получают слова и выполняют звуковой анализ с помощью символов звука-кругов. Объясняете почему такая схема.

1- Ёлка, плющ 2- маяк, хлеб

4. Подбери слово к схеме. (за жетоны). Вы видите готовые зв. схемы слов в своих командах. И картинки. Необходимо подобрать слово по названию картинки к схеме и почему.

(курица, плод) (часы, нитки)

5. Игра – Волшебный мешочек. (За жетоны). Отвечает один из команды. Вытягиваете из мешочка задание для своей команды, если ответить не можете задание передается соперникам.

- Придумайте слово-предмет на звук С; (свет, сметана и т. д.)

- Придумайте слово- признак на гласный звук; (интересный, узкий)

- Придумайте существительное на звук П; (подарок, пример)

- Придумайте слово-действие на согл. тверд. зв. ; (прыгать, работает)

- Предлог на согласн. зв. ; (под, над)

-Существительное на гласн. зв. ; (аист, ирис)

-Слово-предмет начинается на йотированную гласн. ; (яблоко, юла)

- Признак предмета на согласн. зв. (красный, резиновый).

1- Щ – В =? (27-3=24 Ц) 2- Г + У =? (4+21=25 Ч)

Т + Л =? (20+13=33 Я) Ю – Ы =? (32- 29=3 В)

7. Найди ошибку. (За жетоны) На ваших столах имеются листки с заданиями. Вы ознакомьтесь с ними и исправьте ошибку педагога.

Задание: Найдите ошибку, исправьте.

Задание: Найдите ошибку, исправьте.

Педагог: Ребята, среди данных слов найдите слова, где четыре звука.

(пьют, пень, ёлка, спит, поёт)

Дети: Во всех словах четыре звука.

Задание: Правы ли дети?

Задание: Найдите ошибку, исправьте.

8. Сюжетная картинка. (За жетоны) Перед вами сюжетная картинка и схема предложения. Составьте предложение по картинке к схеме. Сколько слов? Разделите слова на слоги. Выделите интонацией ударный гласный.

Команды справились с заданиями. Подсчет жетонов. Какая команда победила?

А сейчас второй этап: Презентация игр, пособий, литературы и т. д. по обучению грамоте. Педагоги представляют игры сделанные своими руками и не только…

Дидактические игры по обучению грамоте дошкольников

Дидактические игры по обучению грамоте дошкольников В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей. С помощью игры мы делаем обучение радостным,.

Дидактическое пособие для подготовки к обучению грамоте дошкольников

Дидактическое пособие для подготовки к обучению грамоте дошкольников Подготовка к обучению грамоте Одним из направлений работы учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении является подготовка.

Подготовка дошкольников к обучению чтению В наше время все больше внимания уделяется подготовке дошкольников к школе и в частности к обучению грамоте. Мнения педагогов об обучении.

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста Развитие у детей старшего дошкольного возраста всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения.

Структура фронтальных занятий по подготовке к Обучению грамоте старших дошкольников СТРУКТУРА ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО подготовке к ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Слайд 1 СТРУКТУРА ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ.

Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная.

  1. Учить детей называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах.
  2. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласны)
  3. Совершенствовать навык ответа полным предложением на заданный вопрос расширять активный словарь.
  4. Закреплять навык звукослогового анализа слов.
  5. Формировать умение делить слова на слоги.
  1. Совершенствование навыка звукового анализа.
  2. Развивать графо-моторные навыки.
  3. Развивать слуховое внимание, память.
  4. Развивать логическое и творческое мышление.
  5. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его.
  6. Закрепить знание гласных и согласных звуков.
  1. Формировать положительную установку на занятие.
  2. Совершенствовать навык переключения с одного вида деятельности на другой.
  3. Развивать навык работы в группе и индивидуально.
  4. Воспитывать интерес к занятиям через использование занимательных упражнений.

Методы и приемы:

Наглядный: Показ, демонстрация, иллюстрация.

Словесный: Художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

Игровой: Сюрпризный момент, игра.

Наглядный материал: сундук, конверт с письмом, ключи, картинки с изображением предметов, карточки с изображением согласных букв, мяч, корзина с кубиками, корзина с игрушечными продуктами.

Раздаточный материал: картинки для штриховки, простые карандаши.

Словарная работа: Алфавит, буквы, слоги, гласные и согласные звуки.

Индивидуальная работа: Побуждать к активной речевой деятельности.

Предварительная работа: Беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы.

I. Вводная часть

Дети заходят в группу и встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте поздороваемся с гостями, друг другом. Здравствуйте!

Посмотрите на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

Дружные и смелые,

Можем многое мы делать,

Клеить, резать, лепить, плести,

Хорошо себя вести!

Посмотрите, вы на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, к нам пришла посылка! Написано: "От Дедушки Грамотея ИЗ СТРАНЫ АБВГДейкин!" Давайте ее откроем и узнает, что там внутри!

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достает оттуда сундук и письмо.)

Воспитатель: Сундучок- то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:

"Дорогие ребята! Дети старшей группы!"

Пишет вам дедушка Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал вам подарок в сундучке. Но сундучок с семью замками. К каждому замку есть свой ключик. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, ест еще один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха, Дедушка Грамотей.

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать вместе?

Воспитатель: А вот и загадки есть в письме:

Есть в комнате портрет,

Во всем на вас похожий

Засмейся - и в ответ

Он засмеялся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала.)

Воспитатель: А ключ то не простой! На нем задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Дедушки Грамотея! Справимся с этим заданием- один замок откроем!

Воспитатель: Помощники Дедушки Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук?

Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м. Получается? А что нам мешает?

Воспитатель: Если мы не можем пропеть его, то какой это звук?

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?

Дети: М-аааа-к! Звук А!

Воспитатель! Давайте попробуем его пропеть!

Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Воспитатель с детьми пробует пропеть третий звук К и определяют, что он не поется! А значит он согласный!

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключик!

(Воспитатель вставляет ключик в первый замок.)

Воспитатель: Слушайте вторую загадку, где искать второй ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)

Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру "Доскажи словечко" Дедушка Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но забыл. слава. Давайте поможем Дедушке!

1. Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

2. Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь . (ручки).

3. Михаил играл в футбол

И забил в ворота . (гол).

4. Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень. ( жарко).

5. Где обедал воробей?

В зоопарке у . (зверей).

6. У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из . (лейки).

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать).

(Дети справляются с заданием, открывают ключом четвертый замок.)

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Дарит чудеса она

В большом ящике живет.

Всем, кто очень любит строить.

Побывать в ней детям стоит. (конструктор).

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

Воспитатель: Вот он ключик, а на нем следующее задание- игра!

Я буду называть действие, а вы будете отгадывать, кто их совершает.

1. Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, мух, пушинка, листья желтые с деревьев)

2. Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака.)

3. Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка.)

4. Кто и что идет (Человек, дождь, снег, время.)

5. Кто и что стоит (Человек, дом, столб, стол.)

6. Кто и что прыгает (Мячик, заяц, человек.)

(Дети выполняют задание, получают ключик и открывают шестой замок.)

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

Воспитатель: Слушайте последнее - шестое задание! Это игра "Магазин"

Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук "С". Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

А теперь мы выбираем продукты, в названиях которых есть звук "К": картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

Давайте выберем те продукты, в названиях которых есть звук "М": молоко, масло, макароны, сметана, мука.

(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом.)

После выполнения задания дети получают седьмой ключ, вставляют в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить!

III. Заключительная часть

Спасибо Дедушке Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Дедушки Грамотея? Что больше понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Составила воспитатель первой квалификационной категории Максимова Наталья Владимировна

Закрепление у детей ранее полученных знаний.

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть.

Совершенствовать умение детей делить слова на слоги;

Определять гласные и согласные звуки, их место в слове;

составлять предложения из 4 слов;

подбирать прилагательные и глаголы к существительному;

развивать связную речь.

Развивать логическое мышление, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий, воспитывать командный дух.

-Ребята, настал новый день! Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу! Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе! Мы спокойны и добры, мы здоровы! Давайте пожелаем друг другу добра, хорошего настроения, удачи!

- Вы любите играть?

Каждая команда отвечает на мои вопросы, за правильный ответ –фишка.

1. дед в печи, а дрова на печи.

2. под кроватью спит Федот, на кровати- Васька кот.

-Разминка завершена и первое задание.

- прошла по городу молва, что будто новые слова у вас в запасе есть. Кто их назовет, тому и честь! Я говорю первый слог слова, а вы придумываете с ним слова.

задание для команды "Умники":

Задание для команды " Знатоки ":

- А теперь, ребята, я покажу вам волшебный мяч, который поможет вам ответить на вопросы : Какое? Какая? Что делает?

-СОЛНЫШКО - какое? (яркое, весеннее, теплое, лучистое, ласковое)

- что делает? (греет, светит, поднимается, садится, пригревает, озаряет)

СОСУЛЬКА - какая? (холодная, скользкая, блестящая, хрупкая, острая, прозрачная.)

- что делает? (тает, капает, блестит, висит, растет, звенит, искрится.) .

(по сигналу дети выполняют задание) .

Маленькие пальчики любят поиграть,

Гладкую горошину любят покатать.

И катают, и катают, и не устают.

Все. Устали пальчики, пора им отдохнуть!

Кладем свои горошины, не будем их катать.

- Размяли свои пальчики и приготовились выполнять следующее задание.

- Я вам загадаю загадку, а ответ вы мне нарисуете ниточками.

- Круглое, лучистое, веселое, теплое. (солнышко)

- большая, серая, дождливая, хмурая. (туча)

-Перед вами два обруча, в которых лежат картинки. Нужно найти картинку, в названии которой 3 слога. (каждый берет по одной картинке, объясняет свой выбор) .

- Со всеми заданиями вы справились. Молодцы! Жюри подводит итоги.

Читайте также: