Конспект по естествознанию космос

Обновлено: 02.07.2024

Цель: Расширить представлений детей о космосе, его освоении.

Задачи: Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики.

Познакомить с профессией космонавт. Дать первоначальные сведения о Солнце, Земле, планетах солнечной системы, Луне, звездах

Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта;

Прививать любовь к стране, к космосу.

Словарная работа: небо, звездное небо, комета; звезда, планета, галактика, созвездия; Солнце, Земля, Луна; космос, космический корабль, спутник, телескоп, космический полет, космонавт, скафандр.

Оборудование:

Картинки с изображением планет солнечной системы. Фотографии К. Э. Циолковского, С. П. Королева, Ю. А. Гагарина, собак Белки и Стрелки.

Ход занятия:

-Ребята, сегодня мы с Вами поговорим о Космосе. Знаете ли Вы, что такое Космос? (ответы детей) Солнце, Луна, звезды – все это находится в космическом пространстве.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

По тёмному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды)

Вселенная – это все, что существует.

Дети, посмотрите на эти картинки (изображение звезд, планет). Что вы видите (звезды, планеты)

А когда мы можем видеть звезды? (Ночью, на ночном небе)

А кроме звезд, что еще вы видели на небе? Днем – Солнце, а ночью Луну.

А вы узнали вот эту планету? (показать изображение Земли)

Как вы поняли, что это планета Земля? (она голубая)

А почему наша планета имеет много синего цвета? Потому что большая часть нашей планеты покрыта водой – морями и океанами, реками и озерами. (синий цвет – это океаны, реки и моря)

Рассмотрим глобус – уменьшенная модель Земли.

Итак, мы живем на Земле, значит мы – земляне.

Наша планета Земля – это часть Вселенной.

Люди с давних времен смотрели на небо и задумывались, а что там дальше за облаками и мечтали подняться выше облаков. Люди изобрели телескопы, это специальные приборы, которые позволяют людям видеть то, что расположено очень далеко от Земли.

-Почти сто лет назад в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Он задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих научных книгах. Через много лет после опытов Циолковского русские ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева изготовили первый космический спутник (показ детского рисунка). Они установили на нем специальные приборы и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно. Тогда ученые решили повторить полет, но уже с живыми существами на борту – это были две собаки-лайки: Белка и Стрелка. Они тоже благополучно вернулись на землю. И ученые решили осуществить свою заветную мечту – послать в космос человека!

И после того, как их полет прошел успешно, в космос полетел первый человек. А теперь давайте представим, что человек сел в ракету, поднялся в космос. А может ли он выйти из ракеты в космосе? Что ему для этого нужно? (ответы детей)

Правильно, человеку нужен скафандр – костюм для космонавта (воспитатель прикрепляет изображение космонавта в скафандре, который снабжает человека воздухом и поддерживает температуру тела, ведь в космосе нет воздуха, там нечем дышать.

Воспитатель прикрепляет на доску фотографию Ю. А. Гагарина.

А знаете ли вы, кто этот человек? (ответы детей) Это первый космонавт. Это первый человек, который отправился в космос.

Юрий Алексеевич Гагарин облетел вокруг нашей планеты всего за 2 часа (1 час 48 минут) и вернулся на Землю целым и невредимым. После этого великого события люди поняли, что человек может находиться в космосе.

Первый полет произошел 12 апреля 1961г. и с тех пор в этот день празднуется День Космонавтики.

Космонавты, прежде чем полететь в космос много тренируются, вот и мы сейчас разомнемся

Физ. минутка

Раз - два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)

Три – четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца (круг руками)

Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)

Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклон корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)

Пролетая над землею (разводят руки в стороны)

Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)

- Молодцы, присаживайтесь на свои места

Ребята, а если мы с вами выйдем днем на улицу, что мы увидим на небе? Солнце- это огромная, раскаленная, похожая на шар звезда. Солнце очень далеко от нас. Представьте какое оно горячее, если с Земли даже смотреть на него глазам больно. Поэтому подлететь к нему близко не получится. Все моментально сгорает. Вокруг Солнца вращаются планеты: Меркурий, Сатурн, Марс, Венера, Юпитер, Уран, Нептун. Все эти планеты образуют Солнечную систему. Их так и называют - планеты Солнечной системы. Сейчас мы с вами поиграем в игру.

Назовет любой из нас:

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

А знаете ли вы, что наша планета Земля как карусель постоянно вращается вокруг себя (своей оси). И как только Земля обернется вокруг себя, проходят сутки (День и ночь – сутки прочь.) А еще Земля постоянно движется и вращается вокруг Солнца. Зима, весна, лето, осень – вот и прокатились 1 круг вокруг Солнца.

Космонавты и ученые выяснили, что на планетах (кроме Земли, которые движутся вокруг Солнца, нет жизни, потому что на одних планетах слишком холодно, на других слишком жарко.

Что ночью кроме звезд и планет мы можем увидеть на небе? (ответы детей)

Луну (воспитатель прикрепляет на доску картинку звездного неба).

Ночью на небе только один

Большой серебристый висит апельсин (луна)

Луна – это единственный спутник нашей планеты Земли. Ученые считают даже, что Луна и Земля появились давным-давно в одно время. Оказывается, Земля и Луна, они как 2 брата, всегда неразлучны. Луна движется вокруг Земли, а вместе с Землей вокруг Солнца. Поэтому Луну называют спутником Земли.

Расстояние до Луны примерно 400 тысяч километров. Это самое близкое к Земле космическое тело. Если бы это было возможно, человек смог дойти до Луны за 40 лет. Автомобиль добрался бы за полгода. Ракета достигнет Луны примерно за трое суток полёта.

Вот и пришло время возвращаться домой, но прежде чем вернуться, давайте выйдем в открытый космос. Для этого наденем скафандры. Что такое скафандр? (специальная одежда для космонавтов). Когда вы покинете корабль, то будете находиться в состоянии невесомости, как-будто будете летать.

Звучит команда воспитателя: возвращаемся на корабль и летим домой

Пока мы будем лететь, вспомним.

Что нового мы сегодня узнали?

Как называется наша планета?

Как звали собачек, которые были в космосе?

А как звали первого космонавта?

Как называется космический костюм?

Молодцы, ребята, вы очень внимательно слушали мой рассказ, все запомнили, из вас получатся настоящие космонавты.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Краткосрочный план. Естествознание

Раздел долгосрочного планирования:

Раздел 4: Земля и космос. Космос. Земля. Пространство и время.

Школа: Акмолинская область

Буландынский район

ФИО учителя:

Ласточкина Ирина Владимировна

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема: 4.2 Космос . Что такое космос?

Цели обучения, достигаемые на этом уроке (ссылка на учебный план)

1.4.2.3 характеризовать отдельные космические тела

Все учащиеся будут:

- характеризовать отдельные космические тела (созвездия, планета, звезда).

- знать, что такое космос, планеты, звезды, солнечная система;

- объяснять, как люди узнали о космосе, что изучает наука астрономия.

Большинство учащихся будут:

- сравнивать между собой космические тела (планету, звезду, комету);

- уметь называть некоторые планеты Солнечной системы, находить среди них Землю;

- использовать различные источники получения информации.

Некоторые учащиеся будут:

- демонстрировать умение правильно задавать вопросы;

- доказать личную гипотезу и сделать вывод самостоятельно;

- находить ответы на вопросы с помощью видеоматериала .

Критерии оценивания

- Называет космическое тело.

- Описывает космическое тело.

Языковые задачи

Учащиеся будут развивать речевые навыки ; называть космические тела и знать их особенности.

Предметная лексика и терминология : астрономия, космос, созвездия, планета, звезда.

Серия полезных фраз для диалога/письма

Космос – это пространство у которого нет границ, с планетами и звёздами, которое находится за пределами планеты Земля.

Астрономия – древняя наука о небесных телах, их строении и движении.

Космические тела – это планеты, звёзды, спутники, спутники, астероиды.

Созвездие – это группа звёзд, из которых формируется на звёздном небе узор или фигура.

Привитие ценностей

Навыки использования ИКТ

Межпредметная связь

Предыдущее обучение

Учащиеся могут знать, что мы живем на планете Земля. Они также могут знать, что планета Земля находится в космосе.

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

Начало урока

(К). Стартер (для всего класса)

Раз, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)

В космос мы летим опять (соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (подпрыгнуть)
Долетаю до луны (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (ходьба на месте)

- узнать, что такое космические тела;

- научиться характеризовать отдельные космические тела (созвездия, планета, звезда).

- узнать, что такое космос, планеты, звезды, солнечная система;

- уточнить, как люди узнали о космосе, что изучает наука астрономия.

- Ребята. А как вы представляете космос? Что там находиться? Как мы с вами можем оказаться в космосе? Что нам в этом поможет? (ответы детей). Правильно, это наше воображение, наша фантазия.

Середина урока

- Зачем древние люди наблюдали за звёздами, зачем им нужна была наука астрономия? (земледельцам необходимо знать, когда станет тепло или придут холода, когда разольются реки, время посадки и сбора урожая, умение ориентироваться по звёздам помогало кочевникам, мореплавателям, охотникам)

( Д.К). Просмотр учащимися развивающего мультфильма о космических телах.

- Что нового узнали о космосе? Зачем человек изучает космос? Что изучает наука астрономия? Что такое созвездия? Чем отличается звезда от планеты?

Космические тела – это планеты, звёзды, спутники, спутники, астероиды.

Созвездие – это группа звёзд, из которых формируется на звёздном небе узор или фигура.

Комета – небесное тело маленького размера, светящееся пятно со светящейся полосой в виде хвоста.

Звезда – самое яркое небесное тело, видимое простым глазом в виде светящейся точки на небе .

(И.ф). Задание 1. (Работа со сборником формативного оценивания).

Подчерните слова, которые описывают звезды.

яркие, пушистые, воздушные, разноцветные, твердые, крупные, сладкие, мелкие, раскаленные.

Дескриптор: Обучающийся

- подчеркивает слова, которые описывают звезды.

(И.ф). Задание 2. (Работа со сборником формативного оценивания).

Обведите только космические тела. Опишите одно из космических тел по выбору.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся узнают что такое космос, усвоят что Солнце для нас- самая близкая звезда, самая главная звезда.

КСП по естествознанию в 1 классе

3 четверть 1 урок

Земля и космос

ФИО учителя: Дорофеева Н.В.

Количество присутствующих: 12

Что такое космос?

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

1.4.2. 1 характеризовать астрономию как науку о космосе;

1.4.2.2 описывать приборы и летательные аппараты для изучения космоса

характеризовать астрономию как науку о кос­мосе;

объяснять необходимость изучения явлений, процессов и объектов окружающего мира.

Все учащиеся смогут:

*знать, что такое космос

Большинство учащихся смогут:

*знать, что астрономия – эта наука изучает небесные тела. И что такое созвездие?

Некоторые учащиеся смогут:

*знать, название созвездий и мифы о их происхождении.

*Учащиеся будут: обсуждать что такое космос.

* рассуждать о роли астрономии в изучении космоса.

Грамотно использовать в речи слова:

астрономия, наука, астроном, звезды, галактика, созвездия, история развития астрономии, как науки;

Учащиеся узнают, что такое космос, поймут, что астрономия — это наука, изучающая небесные тела и все процессы, происходящие с ними.

Поймут, что такое созвездия и почему они так названы. Для этого они будут изучать мифы, со­ставлять собственную книгу о созвездиях.

Познание мира. Образ жизни людей в древ­ности. Кочевники.

Космос, ғарыш, spais астрономия, astponomy

Запланированная деятельность на уроке

(К).– Отгадайте, что это:

выше леса, выше гор

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной:

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой.

-Значит, как назвать одним словом то, что вы сейчас перечислили? (звезды, облака, пространство, солнце, луна). Правильно, космос! А что вы знаете о космосе? (выслушиваются варианты детей).

-Так , как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить?

-Цель нашего урока? (узнать, что такое космос)

- А начем человек отправляется в космос? (на ракете)

-Если мы с вами отправились в космос , что там можно увидеть ? Нарисуй каким вы представляете себе космос.

-Эту работу мы будем делать в рабочей тетради.

(И). Работа в тетради: стр.31

- Посмотрите на доску. Закройте один глаз, поднимите указательный палец на уровне второго глаза и посмотрите на доску. Сравните размер доски с вашим пальцем. (Палец больше доски, ведь он перед глазами, а доска – далеко.)

– Подойдите к окну и посмотрите на улицу. Все предметы на улице больше вашего пальца. Закройте один глаз и еще раз посмотрите на все предметы. Какие они?

– Солнце для нас – самая близкая, самая главная звезда. Свет от Солнца доходит до нас за 10 минут, а от самой ближайшей звезды луч света идёт 4 года.

– Для чего мы надеваем солнечные очки?

– Можно ли смотреть на Солнце? (Свет Солнца очень сильный, он портит зрение. Смотреть на Солнце – даже в темных очках – нельзя.)

– Кто видел звездное небо? Опишите ваше чувство.

– С давних времен люди наблюдали за небом. Земля казалась им неподвижной, расположенной в центре всего мира. Они считали, что Солнце служило лишь для того, чтобы согревать и освещать Землю, а Луна и звезды – для украшения неба. Небо представлялось людям твёрдой крышей, а звезды – гвоздями, прикрепляющими эту крышу.

– Зачем изучают небо? (Чтоб узнать, сколько звезд на небе, какие они, что происходит с ними, какие хранят тайны.)

– Есть такая наука ,арстономия –которая изучает небесные тела и все процессы, происходящие с ними.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для проведения занятия во втором клаасе. Урок разработан по новому формату образовапния в Казахстане.

Дать представление о планетах Солнечной системы.

Создать условия для развития памяти, внимания, логического мышления.

Побудить интерес к познанию окружающего мира.

Воспитывать чувство патриотизма.

I. Организационный момент.

1. Приветствие детей.

Встали все у парт красиво,

С гостями поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем

Наш урок сейчас начнем!

Учитель: Добрый день, юные исследователи! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! А вы готовы работать? Тогда вперёд! Сегодня мы продолжим постигать тайны неизведанного. А что же мы о ней уже знаем? И о чём будем говорить сегодня? А на уроке ждет нас много интересного.

2. Актуализация знаний.10 мин.

а) - О чём мы говорили на прошлых уроках?

Какая звезда самая ближайшая к нам?

А что такое звезда ?

Чем отличаются планеты от звёзд ?( не раскалены, не излучают собственного света)

Как движутся планеты ?(по орбитам, вокруг солнца)

Сколько планет принято считать в Солнечной системе?

Как называется мир с точки зрения астрономов? (Вселенная или Космос.)

Прибор для изучения Вселенной? (Телескоп)

Что ближе к Земле: Солнце или Луна? ( Луна)

Луна – это … (Спутник)

Как называется самая яркая ночная звезда? (Сириус)

По какой звезде можно ориентироваться ночью. (Полярная)

Самые горячие звезды по цвету? (Белые)

Какого цвета солнце? (Желтая)

Одежда для космонавтов. (Скафандр)

Газовая оболочка, окружающая Землю. (Атмосфера)

группа ярких звёзд.

огромный раскаленный газовый шар, который излучает свет.

крупное космическое тело, которое может долететь до поверхности Земли.

-Так о чем мы сегодня будем говорить? Давайте разгадаем ребус!(Слайд 2)


Ответ: КОСМОС (Слайд 3)

- Сегодня мы скучать не будем.
Про лень, тоску мы позабудем.
Мы оторвёмся от Земли туда,
Где бороздят просторы корабли,
Где вечный мрак,
Спокойствие Вселенной,
В то место, что зовётся Солнечной системой. (Слайд 4)

- На этом уроке мы перенесёмся в космические просторы, будем говорить о космических объектах, о Солнечной системе и о том, какое место занимает Земля в ней

III. Изучение планет Солнечной системы.(Слайд 5)

1. -Для дальнейшего нашего разговора нам нужно дать следующим понятиям определения.

Планета это небесное тело это путь движения тела

вращающееся по орбите вокруг звезды

движущееся вокруг планеты

2.Как вы думаете с чего начнем разговор?

1) Знакомство с понятиями "Космос, Вселенная"

- С незапамятных времен небо привлекало к себе внимание людей, вызывало у наших далеких предков любопытство и восторг, страх и желание познать неведомое. Сегодня я предлагаю вам посмотреть на мир глазами астрономов. Давайте с вами выясним, кто такие астрономы. Я готова выслушать ваши предположения. (Высказывания детей)

- Какие космические тела могут наблюдать астрономы на небе днём, какие ночью?(Звезды)

- С точки зрения астрономов мир - это Вселенная или Космос. (Слайд №6)

Как предполагается, Вселенная возникла в результате мощного взрыва, который произошёл примерно 15 миллиардов лет назад.

3. А сейчас мы выслушаем ребят, которые подготовили небольшую информацию о том, что люди думали о нашей планете в древности

Некоторые народы считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают во всемирном океане.

Древние греки представляли себе Землю плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершал свой путь по небу.

Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.

- А сейчас отгадайте загадку. О каком космическом теле пойдёт речь дальше?.

Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит.

- Правильно. Это Солнце. (Слайд №7). Что узнали о Солнце из загадки? Какое значение имеет Солнце для жизни на земле? Какие изменения произойдут на нашей Земле, если исчезнет Солнце? Вспомните, как перепугались звери в сказки К.И.Чуковского, когда "крокодил в небе солнце проглотил". Почему они перепугались?

- Солнце - самая важная для человека звезда. Она дарит нам свет и тепло. Солнце - ближайшая к Земле звезда. (Слайд №8)Это огромное раскаленное космическое тело, имеющее форму шара. Ученые, которые изучают Солнце, говорят, что его поверхность напоминает кипящую "кашу". Температура такой "каши" - 6000°. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты. (Слайд №9)

- Почему же Солнце тогда кажется нам таким маленьким, несмотря на свои размеры?

- Расстояние от Земли до Солнца 150 миллионов километров. Чем дальше от нас находится предмет, тем меньше он кажется. (Слайд №10)

4) Знакомство с понятием "Солнечная система"

- Солнце и движущиеся вокруг него планеты составляют нашу Солнечную систему. (Слайд №11)Наша Земля - тоже планета Солнечной системы. Планеты располагаются таким образом в порядке удаления от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

- Какая планета получает самое большое количество тепла от Солнца? Почему?

-Меркурий - ближайшая к Солнцу планета.

Жара нестерпима! Изжарит котлету!

- Назовите самую холодную планету. Самую большую.(Нептун)

5) - Сколько планет принято считать в Солнечной системе?( вспомним считалку)(Жания)

На Луне жил звездочёт, (Слайд №12)

Он планетам вёл подсчёт:

Девять - дальше всех - Плутон.

Кто не видит - выйдет вон!

– Мы с вами находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса. (Слайд №13)

– Какая она, наша планета? (Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.)

– Космонавты с любовью называют Землю “Голубая планета”, а почему она такая голубая? (На Земле много воды.)

– На Земле не только много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубизну.

– А почему Землю ещё называют “Планета – сад”? Потому что на ней растут растения, и ещё потому, что на ней есть жизнь.

– Что ещё вы можете сказать о планете Земля? Это третья планета от Солнца. Полный оборот вокруг Солнца она совершает за 365 дней.

- Чем отличается наша планета от других?

Давайте теперь вместе дадим определение планете Земля. Соберите его из слов.

- На Земле достаточно света и тепла, обилие воды. Землю окутывает толстый слой воздуха. Всё это создало условия для появления жизни на Земле.

- Земля имеет естественный спутник. Отгадайте загадку:

Одним планетам в небе скучно,

И чтобы было веселей,

Блуждая по Вселенной целой,

Они нашли себе друзей.

Какие это друзья?

- Верно, спутники. Какой спутник у Земли? Кто догадался, как он называется?(Слайд №16)

- Луна - второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца. Это первый и пока единственный внеземной объект естественного происхождения, на котором побывал человек. (Слайд №17)

- Посмотрите на слайд. Почему космонавты осматривают Луну в скафандрах?

- На Луне нет воздуха, нет воды, растительности - ничего живого.

IV. Физкультминутка(Слайд №18)

V. Закрепление пройденного материала.

Тест "Выбери правильный ответ". (Слайд №19)

1. Назови космическое тело:

а) облако в) Меркурий

б) самолёт г) снежинка

2. Мы живём на планете, которая называется:

а) Луна в) Плутон

3. Луна - это: (Слайд №20)

а) планета в) естественный спутник Земли

б) звезда г) искусственный спутник Земли

4. Звезда, вокруг которой вращается наша планета, называется:

а) Вега в) Полярная

б) Солнце г) Сириус

VI. Итог урока

– А сейчас подведем итоги. Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Что особенно вам понравилось? Легко ли вам было выполнять задания? Где вы испытали затруднения? Кто остался собой очень доволен? А кто ещё не очень доволен собой? Почему? (Слайд №21)

VIII. Оценивание.

- Оцените свою работу: у вас на партах лежат три смайлика (слайд № 22)

Поднимите вверх тот смайлик, которым вы считаете нужным.

Молодцы ребята, теперь мне понятно, что наш урок достиг цели!

Слайд № 23– Спасибо за внимание!

– Все вы были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!

группа ярких звёзд.

огромный раскаленный газовый шар, который излучает свет.

крупное космическое тело, которое может долететь до поверхности Земли.

Читайте также: