Конспект мцыри 7 класс

Обновлено: 04.07.2024

Цель: проанализировать сюжет поэмы, охарактеризовать образ Мцыри и попытаться ответить на вопрос: зачем человек живёт на земле (по мнению поэта и главного героя).

На доске:

Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живёшь. Василий Ключевский, русский историк XIX–XX века.

Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Жан Лабрюйер, французский писатель XVII века.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята! Сядьте те, кто хотя бы раз мучился над вопросом: зачем человек живёт на земле. Спасибо. Значит, остались стоять те, кто знает ответ, или те, для кого этот вопрос обязательно возникнет в будущем, потому что на протяжении многих столетий он волнует человечество. Садитесь, спасибо.

2. Целеполагание.

Задача нашего урока – попытаться ответить на этот непростой вопрос. Поможет нам в этом поэма М.Ю.Лермонтова “Мцыри”, а точнее, сюжет и образ главного героя.

3. Эпиграфами к уроку я взяла 2 высказывания. Как вы думаете, какой из них точнее передаёт стремления и переживания главного героя? Почему?

4. Символом нашего урока я выбрала солнце. Как вы думаете, почему?

- Чего не хватает нашему символу? К концу урока мы дорисуем солнцу лучи, которые и будут содержать ваши ответы на главный вопрос.

- На своих листочках напишите тему урока.

- Мне бы хотелось, чтобы один из вас сыграл сегодня роль журналиста очень уважаемой литературной газеты, который во время нашего разговора запишет самые интересные, на его взгляд, мысли и создаст эссе “Зачем человек живёт на земле?”.

- А теперь обратимся к сюжету поэмы и образу главного героя.

1) Почему М.Ю.Лермонтов изменил первоначальное название произведения “Бэри” (с грузинского – монах) на “Мцыри” (послушник, неслужащий монах, пришелец, чужеземец)?

2) Что меняется вместе с переменой названия в нашем восприятии главного героя?

3) Что становится центром повествования в поэме? В чём особенности сюжета? Почему описанию жизни Мцыри в монастыре поэт посвящает 2 главы, а исповеди героя и описанию жизни на воле – 24? (Вывод)

Значит, центр повествования – это “три блаженных дня”, в них всё счастье, весь смысл, вся трагедия жизни героя. Следовательно, в них мы и будем искать ответ на наш главный вопрос.

4) Пользуясь текстом, ответьте мне: что заставило Мцыри покинуть монастырь?

1 строфа: Я мало жил, и жил в плену//
Таких две жизни за одну,
Но только, полную тревог
Я променял бы, если б смог (вывод)

4 строфа: Хотя б на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной (вывод)

8 строфа: Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля… (вывод)

Так почему главный герой не ощущал себя счастливым? (Лучи – жизнь, полная тревог, родина, дом, родные, свобода)

- Что из перечисленного нами Мцыри приобрёл за эти 3 блаженных дня, а чего ему найти так и не удалось?

- Но вы, наверное, согласитесь со мной, что герой увидел и ощутил на воле гораздо больше, чем ожидал.

- С чего начинается для Мцыри познание мира в его первое после побега утро? (Текст)

- Прочитайте описание природы в 6 главе;

- При помощи каких изобразительных средств создан образ природы?

- Что можно сказать о человеке, так воспринимающем красоту? (Вывод)

Значит, каких ощущений был лишён Мцыри в монастыре? (Луч – красота)

- Мы говорили сегодня, что одной из причин побега Мцыри стало желание прожить жизнь, полную тревог. Удалось ли юноше реализовать своё желание?

- Зачем Мцыри вступает в борьбу с барсом? Как он ведёт себя во время боя? (Вывод)

- Зачем ещё человек живёт на земле? (Луч – борьба).

- Как вы думаете, какого лучика не хватает нашему солнцу? О каком событии в жизни главного героя мы не упомянули? (Встреча с грузинкой, глава 13)

- Итак, нашёл ли Мцыри ответ на вопрос: зачем человек живёт на земле? Что значит для него жить? (Находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться, побеждать, любить, видеть своих родных, иметь дом, узнавать себя)

- А теперь давайте послушаем творение нашего уважаемого журналиста.

- Какое чувство рождает у вас гибель главного героя? На этот вопрос ответьте красками на стекле. Прокомментируйте.

Итог: Так почему же погиб главный герой? Как он сам отвечает на этот вопрос?

- Чем он не похож на окружающих его людей? (Романтический герой)

- А может, он и не способен быть счастливым?

Домашнее задание: видимо, о чём-то очень важном мы не поговорили сегодня. Я оставляю один лучик неподписанным. Дома напишите эссе, посвящённое этому, на ваш взгляд, недостающему звену в поисках смысла человеческой жизни. Назовите его.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературы по теме:

Соболева Татьяна Павловна

дать представление о романтизме и особенностях романтического мировосприятия;

определить тему и идею поэмы;

углубить представление учащихся о личности М. Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме;

проанализировать образ главного героя поэмы;

систематизировать знания учащихся по изученному произведению.

развитие и совершенствование навыков и приемов работы с художественным текстом: (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы);

развитие речи и воображения учащихся, умения находить в тексте художественного произведения изобразительно - выразительные средства языка.

Воспитательная: активизация и воспитание таких чувств, как сопереживание, сочувствие, человеколюбие.

Методы и приемы: репродуктивный; поисковые (эвристическая беседа, аналитическая беседа, анализ текста).

Тип урока: смешанный (объяснение нового; анализа текста; систематизации и обобщения знаний и умений).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная, творческая работа.

Средства работы: портрет М. Ю. Лермонтова, тетради, учебники, текст поэмы, мультимедийный экран, на котором демонстрируется презентация.

Опережающим заданием было – прочитать поэму Лермонтова и вступительную статью учебника о поэме и авторе.

Постановка учебной задачи.

Учитель. Добрый день. Предлагаю послушать стихотворение Терентия Травника и попробовать определить тему нашего урока

Поверь, есть в облаке летящем

И в свежескошенной траве,

Душа, поверь мне, человек.

Есть в убегающей тропинке,

Листве, шумящей сотни лет,

Есть в каждой утренней росинке

Душа, поверь мне, человек.

Поверь, есть в стынущем тумане,

В прохладной вдумчивости рек,

В полей цветастом сарафане

Душа, поверь мне, человек.

Есть в перекрёстках уходящих

И в вечно спящем валуне,

Есть – чем-то вечным, настоящим –

Душа! Поверь мне, человек!

Учитель: Какое ключевое слово в этом стихотворении?

Учащиеся: Это то, что находится внутри человека, его стремления и чувства.

Учитель: Как вы думаете, какова душа героя этой поэмы?

Учащиеся: Его душа вольнолюбива, стремится вырваться из тесных оков, в которые ее спутали монастырские стены.

Учитель: Молодцы. Цель нашего урока : анализируя характер Мцыри, мы должны доказать, что это свободолюбивый и романтический характер. Но чтобы верно судить о человеке, нужно знать его поступки и обязательно их причины. Поэтому наша задача – выявить истоки и проявление этого свободолюбия.

Как вы понимаете смысл словосочетания свободолюбивый характер?

Учащиеся: Человек любит свободу, не принимает рабства и власти над собой.

Каково значение слова “свобода”?

Учащиеся: Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.

Учащиеся: Потому что герой поэмы всей душой, всеми своими помыслами устремлен к свободе.

Учитель обратимся к иллюстрации к поэме Мцыри,выполненной Ф. Константиновым (1957 г)

Как вы думаете, данный портрет отражает внутренний мир героя?

Учащиеся: Отражает, такое же напряжение и готовность к борьбе, которые сквозят во всем облике героя.

II . Беседа по тексту.

Учитель: Молодцы. Давайте обратимся к тексту произведения.

Все наши ответы будем заносить в таблицу (таблица на мультимедийном экране, учащиеся переносят ее к себе в тетрадь и по ходу урока заполняют)

Изобразительно –выразительные средства, описывающие данный объект

Пример: Главный герой

Мцыри – мальчик, не по своей воле попавший в монастырь и тоскующий по свободе

Юноша, не принимающий монастырского уклада жизни, стремящийся к свободе

Отчаянный борец, способный победить дикого барса

Эпитеты: пуглив и дик, и слаб и гибок

Сравнения: как серна, как тростник,

Как барс пустынный, зол и дик и т.д.

Временные рамки поэмы

– Кто такой Мцыри?

Учащиеся: Мцыри главный герой поэмы.

Учитель: Каким образом Мцыри попал в монастырь?

Учащиеся: он оказался в монастыре ,будучи совсем маленьким ребенком, его оставили родители, так как он был очень болен.

Учитель: Как рос Мцыри?

Учитель: Почему он собирается стать монахом?

Учитель: Каковы временные рамки поэмы?

Учитель: Какую мечту вынашивает в своем сердце герой?

Учащиеся: Пройти в родимую страну

Учитель: Почему автор уделяет большее внимание трём дням из жизни мальчика?

Учащиеся: Иллюстрация передает то напряжение, которое царит в душе героя и его стремление к борьбе.

Учитель: Найдите в тексте описание пейзажа, прочтите вслух эти строки. Какую роль играет пейзаж в данном произведении?

Обратите внимание на иллюстрации, выполненные художником Ф. Константиновым.

Учащиеся: Пейзаж не просто место действия в данной поэме, но и участник событий. Поскольку, когда Мцыри очутился на воле, он ощутил себя свободным. Вольная и мощная кавказская природа родственна душе героя.

Учитель: Проследите, как меняются картины природы. Как вы думаете, почему природа меняется?

Учащиеся: Очень часто описание природы сравнивается с человеческой жизнью. Поэт наделяет её теми же качествами, которые присущи людям.

Учитель: Почему здесь Мцыри не чувствует себя одиноким?

Учащиеся: Здесь жизнь, с её напряжениями, бурями, опасностями. Всё это сродни характеру героя.

Учитель: Только ли чувство тоски по Родине живет в сердце юноши?

Учащиеся: Нет, в его сердце еще живет чувство любви к девушке, которую он увидел у ручья.

Учитель: Его чувства по отношению к ней спокойны, рассудительны или наоборот пламенны и горячи.

Учащиеся: Он загорелся этой любовью, тем более он понимает, что волею судьбы никогда не сможет быть с ней.

Учитель: Давайте подведем небольшой итог всему сказанному, обратимся к таблице:

Герой – необычен и одинок, он вступает в конфликт с окружающими его обстоятельствами и людьми, герой чужой среди людей, по крайней мере среди тех, с кем он вынужден жить, Мцыри вступает в неравную схватку и погибает. Как вы думаете, черты какого литературного направления чувствуются в этом произведении?

Учитель: А что же такое романтизм?

Учащиеся: Романтизм – литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе в 19 веке. Для романтизма характерны следующие черты:

Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.

Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).

Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.

Давайте еще раз убедимся в нашем выводе:

Учитель: Какой эпизод является кульминационным в поэме? Что такое кульминация?

Учащиеся Кульминация – наивысшая точка в произведении. Кульминационным является эпизод, в котором описывается схватка Мцыри и барса.

Учитель : обратимся к тексту и послушаем эти строки в исполнении народного артиста М. Казакова (аудиозапись)

Учитель: Какие изобразительно – выразительные средства использовал автор при описании схватки?

Учащиеся: Эпитеты , гиперболы, метафоры, сравнения (приводят примеры из текста)

Учитель: Можете ли вы привести пример музыкального произведения, которое отражало бы дух этой схватки, было бы с ним синонимично?

Учитель: Давайте обратимся к эпиграфу. Какой эпиграф имеет поэма? Для какой цели писатели обычно используют эпиграф к произведению.

Учитель: Как связана эта легенда с нашим героем?

Учащиеся: Лучше короткая, но полноценная жизнь, чем простое, серое существование. Эта мысль прослеживается и в предании, и в поэме.

Учитель: Давайте подведем итог нашим рассуждениям:

Учитель: В творчестве М.Ю. Лермонтова тема свободы и несвободы поднималась неоднократно. Можете ли вы привести пример другого произведения автора с похожими мотивами?

Домашнее задание.

Письменно ответьте на вопрос: “А душу можно ль рассказать?”

Составьте синквейн со словами свобода, характер, душа, человек. Синквейн пятистишие, где первая строка – основное слово (имя существительное),вторая строка – 2 определения к нему,третья строка – 3 глагола к нему,четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому слову,пятая строка – метафора к основному слову, выражающая его суть, обычно – одно слово)

Приветствие учащихся. Проверка их готовности к уроку.

Актуализация ранее изученного материала

- Чувство одиночества сопровождало Лермонтова постоянно, и это чувство он передает во многих своих произведениях.
- Какие из них вы помните? Какие знаете наизусть?
- Какие произведения на исторические темы вы читали? ("Бородино", "Песня про купца Калашникова")

- Почему поэт обращался к историческим событиям, историческим личностям? (Его интересуют вечные проблемы чести и достоинства, власти и народа, личной воли и традиционной морали. В прошлом он старался найти идеалы, чтобы показать, как измельчало нынешнее поколение)

Слово учителя

- Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни.
- Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей.
- Одним из них является герой поэмы "Мцыри", которую мы начинаем изучать.

Запись на доске темы урока и эпиграфа, формулировка цели.

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
(М.Ю. Лермонтов "Мцыри")

Словарная работа

Поэма - крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.

Тема - изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (Это то, о чем пишет автор)

Идея - главная, обобщающая мысль в художественном произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов.

Сюжет - основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности. (то есть в последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения)

Композиция - построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.

Интересные факты из жизни Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) – один из самых известных русских поэтов, прозаик, драматург, художник, представитель русского романтизма. В его судьбе было много необъяснимых, роковых событий. Интересные факты из жизни Лермонтова помогают узнать больше о великом поэте, по-новому открыть грани его личности.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841) - русский поэт, прозаик

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841) - русский поэт, прозаик

Когда Михаил появился на свет, принимавшая роды акушерка сразу сказала, что мальчик умрет не своей смертью. В юношестве Михаил Юрьевич любил проводить время за решением математических задач.

Лермонтов был неразборчив в еде и мог за раз съесть достаточно много, чем очень забавлял друзей. Как-то они решили разыграть Михаила Юрьевича – после долгой прогулки они угостили его специально испеченными булочками с опилками. Съев две, Лермонтов ничего не заметил, но, когда друзья открыли ему правду, очень обиделся и с тех пор ел только дома.

Выразительное чтение поэмы учителем

В сильном классе поэма читается дома самостоятельно, для классов неподготовленных - составление плана поэмы с записью в тетрадях.

Беседа по прочитанной поэме

  1. Почему местом действия поэмы избран Кавказ? (С детских лет Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество. Дикая, величественная красота Кавказа невольно вызывает мысль о гордых, вольных людях, которые должны бы населять этот край. Могучая природа Кавказа сродни страстной натуре Мцыри)
  2. Давайте узнаем, выслушав историю Мцыри, каким образом он попал в монастырь.
  3. Какое впечатление производит Мцыри-ребенок? (Это одинокий, несчастный юноша, обреченный жить в монастыре, являющемся для него тюрьмой)
  4. Случайно ли действие поэмы происходит в монастыре? (Перенося действие в монастырь, Лермонтов хотел подчеркнуть силу характера своего героя. Ведь нигде не было так прочно духовное рабство, как у монахов. Какой же волей, решимостью, непокорностью должен обладать герой, чтобы восстать" против бога" в монастыре, цитадели христианской религии)

Жизнь Мцыри в монастыре. Но уже здесь (в монастыре) формируется его характер. Что оказывает влияние на формирование его характера? (Окружающая обстановка, люди, и то, что заложено природой, передано с молоком матери). Какие черты, прочитайте.

Он был, казалось, лет шести.
Как серна гор, пуглив и дик.
И слаб и гибок, как тростник,
Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух
Его отцов…
Даже слабый стон из детских

Губ не вылетал…
И тихо, гордо умирал.
Бродил безмолвен, одинок.

Вывод: По ходу урока нам необходимо заполнить опорную схему, которая поможет нам сформулировать основную идею произведения.
- Подумайте, дает ли Лермонтов портрет Мцыри?
- А почему? (Обобщенный портрет, судьба многих горцев)

- О чем мечтает юноша? (Увидеть родину)
- Прочитайте, какой он ее представляет?

- И это не просто мечты: это пламенная страсть, которая сравнивается с червем. Объясните это сравнение. (Страсть завладевает человеком, доходит до каждого уголка его души, поглощает, также как червь лишает яблоко жизни. Таким образом, Лермонтов подчеркивает всю силу и власть страсти Мцыри)

Определение темы и идеи произведения "Мцыри"

- Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше "негодном и непокорном", как в пылу гнева назвал его отец.

Однажды Саул дел клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в сот медовый "и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его". Саул, узнав об этом, решил умертвить сына.

Ионафан сказал: "Я отведая концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть". Но народу сказал Саулу: "Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого. И освободил народ Ионафана, и не умер он".

- Как вы думаете, с какой интонацией - смирения или протеста- произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?
- Первоначально эпиграфом к поэме "Мцыри" Лермонтов хотел избрать французское изречение Родина бывает только одна. Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии ("Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю")?

- Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?

Тема "Мцыри" - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.

Идея - лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

1. Группа вопросов, преследующая цель обеспечить усвоение школьниками содержания поэмы:

- Что видел Мцыри на свободе?
- Что делал он, вырвавшись из монастыря?

- Что узнал о себе герой за три блаженных дня?
- Почему так кратко изложение жизни Мцыри в монастыре? (Жизнь в монастыре не очень красочна, а З дня свободы стали целой жизнью. Да и о чем писать - о страданиях?)

2. Каков сюжет поэмы?

Сюжет поэмы "Мцыри" прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшийся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан.

Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского скитания, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели - вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадет в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за "три блаженных дня".

3. В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана.

- Посмотрите еще раз текст поэмы и определите, как она построена.
- Что дает для понимания характера героя 2-я глава?

Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисую щего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе - строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу.

Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написанная целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.

- Почему, по-вашему, повествование в последующих главах передано герою?

В центре поэмы - образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера.

Монолог-исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил ("душу можно ль рассказать ?" - обращается он к монаху).

Главы 3-5 - Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, "душой - дитя, судьбой - монах", он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали их к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

Глава 6,7 - Мцыри рассказывает, что он увидел на воле. Открытый им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вещных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывает его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.

С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трех дневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

Глава 25-26 - прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли - родине, свободе, жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивающие: развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы;

воспитательные: прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта.

Вид урока: урок формирования знаний и умений.

1. Организационный момент.

Учитель объявляет тему и цели урока, объясняет, как будет строится работа на уроке.

Запись на доске: тема, эпиграф. Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.

2. Проверка домашнего задания.

Слово учителя.

– Каким вы назовете главное настроение поэмы?
– Какие сцены в поэме наиболее запомнились?
– Каким вы представляете себе главного героя?

2) Рассказ ученика об истории создания поэмы:

- Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Он долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах монастыря.

В чем разница между героем поэмы и героем легенды?

3. Работа по теме урока.

1) Слово учителя.

- В своей исповеди перед смертью Мцыри скажет монаху:

Главная цель нашего урока – ответить на вопрос: Что значит для Мцыри жить? В чем смысл жизни для Мцыри?

(Этот проблемный вопрос записан на доске).

– Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф. Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение “Родина бывает одна”.
– Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии? (“Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю”)?

– Как эпиграф связан с темой произведения?

2)Беседа по тексту поэмы.

- Поэма называется Мцыри. Что означает это слово?

Какое значение больше подходит Мцыри?

Как жил Мцыри в монастыре?

Найдите ответ в тексте (Старик, я слышал …)

- В поэме 26 небольших глав – из них только 2 посвящены истории жизни Мцыри и 24 – это взволнованный монолог – исповедь. В начале 3-ей главы читаем:

«Ты слушать исповедь мою

Запись в тетради:

- В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

- Какова цель побега Мцыри? Что значит для него быть свободным?

Чтение наизусть отрывков из поэмы. Приведите цитаты из текста.

(а) Давным-давно задумал я// Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы.

б)…Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой, // Хоть не знакомой, но родной.

в) Я мало жил, и жил в плену.// Таких две жизни за одну,// Но только полную тревог,// Я променял бы, если смог.

г) …Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе…

(Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул.

-Мцыри покидает монастырь. Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? Ответ на этот вопрос найдите в тексте.

(Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.)

(Мцыри увидел природу в её многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир, прекрасен! – таков смысл рассказа Мцыри о виденном. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на вопрос: зачем создан человек и зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы - вот вывод)

- Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Что произошло в эти три дня?

(Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край. Встреча с грузинкой. Бой с барсом.)

- Центральным эпизодом поэмы является бой с барсом. Это

-Важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к. только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

- Почему же погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадёжности?

(Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждого пылкой, пламенной натуре. Но неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой "пройти в родимую страну".)

4. Закрепление материала.

1) Устно продолжите предложения.

Мцыри мечтал о…(свободе)

Представление о свободе связано у Мцыри с…(мечтой о возвращении на родину)

Быть свободным – это значит…(вырваться из монастырского плена).

2) Составление синквейна.

Существительное (название темы).

2. Прилагательное, прилагательное или причастие, причастие (описание предмета, героя, его признаки).

3. Глагол, глагол, глагол (три главных действия-характеристики).

4. Законченное предложение глагольного типа (основная мысль характеристики).

5. Слово или словосочетание (резюме, синоним, может быть контекстуальный, темы).

Сильный, грациозный, страшный.

Нападает, пугает, рычит.

Его все боятся.

3) Тестирование.

1. К какому литературному направлению можно отнести поэму?

А) сентиментализм В) романтизм

Б) реализм Г) классицизм

В) древнерусских летописей

Г) стихотворения Горация

3. В чём заключается смысл эпиграфа?

А) восстание против судьбы, против Бога

Б) раскаяние, бесконечное смирение

В) защита прав человека на свободу

4. Определите жанр произведения.

А) баллада В) поэма-исповедь

Б) элегия Г) притча

5. В чём заключается основная идея произведения?

А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения;

Б) тоска по воле;

В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;

Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.

6. Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?

А) проявляется любовь автора к Кавказу

Б) природа Кавказа сродни натуре главного героя

В) связь с историей России

5. Подведение итогов урока, выставление оценок, комментирование их.

Читайте также: