Страны восточной азии конспект

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: политическая карта Зарубежной Азии, физическая карта Евразии, “Строение земной коры”, климатические карты, “Плотность населения и народы”, компьютер, видеофильм о Японии, флаг и герб Японии, фотографии.

Ход урока

Учитель (на фоне тихо звучащей японской мелодии):

Сегодня на уроке мы продолжим изучение стран Восточной Азии. Страна, с которой мы сегодня познакомимся, расположена на четырёх крупных и почти четырёх тысячах мелких островов. Эту страну можно назвать также и страной гор. Горные цепи тянутся через острова с севера на юг. И даже находясь посреди самой большой равнины, их всегда можно увидеть на горизонте. Здесь начинается новый день на планете, солнце поднимается из-за моря, поэтому называют её Страной восходящего солнца. Красный солнечный круг на флаге и круглая хризантема на государственном гербе также символизируют восходящее солнце. О какой стране идёт речь?

Итак, тема нашего урока: “Япония”.

Сегодня мы познакомимся с Японией, изучим её географическое положение, особенности природы, население, хозяйство, узнаем о некоторых традициях и обычаях японцев.

Географическое положение страны.

Рассказ учителя и учащихся сопровождается показом географических объектов на больших настенных картах.

Давайте совершим путешествие вокруг Японии. Учащиеся работают с физической картой Евразии.

Япония – островное государство, расположено на четырёх крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю, а также островах архипелага Рюкю и более чем тысяче мелких островов. Столица - Токио.

– Определите по карте, какой остров самый большой? – Какими морями и океанами омывается Япония? (На севере омывается Охотским морем, на востоке – Тихим океаном, на юге – Тихим океаном и Восточно-Китайским морем, на западе – Корейским проливом и Японским морем). – С какими государствами граничит Япония? (На севере граничит с Россией – Сахалин, Курилы, на юге – с Филиппинами, на западе и северо-западе – с Китаем и Южной Кореей). – Сравните географическое положение Японии и Китая.

В Японии много различных традиций и обычаев. И один из них связан с географическим положением страны. Видимо потому, что Япония является островным государством, здесь сложился такой красивый обычай провожать корабли: трепещут на ветру длиннющие ленты из цветной бумаги, одни концы в руках отплывающих, другие – в руках остающихся на берегу. Всё дальше и дальше отходит от пристани корабль, и начинают рваться одна за другой яркие ленты…

Работа с контурной картой

  • Названия островов;
  • Столицу Японии;
  • Моря;
  • Проливы;
  • Течения.

Особенности природы

Природа Японии очень живописна. Особую привлекательность ей придают красивые берега с заливами и небольшими островками, покрытые лесом горы, которые занимают ? её площади. Низменные равнины расположены вдоль побережий. Самые высокие хребты находятся на острове Хонсю. Гористая поверхность островов очень разнообразна и по строению, и по высоте. Здесь есть вулканические конусы и плато, массивы с пологими склонами, обработанные текучими водами. Здесь же находится самая высокая вершина страны, священная для её жителей – потухший вулкан Фудзияма, высотой 3 776 м. Каждый житель и каждый гость Японских островов стремится совершить восхождение на Фудзияму. Пеший подъём продолжается с трёх часов дня до трёх часов ночи, и поднявшиеся на вершину люди восхищаются удивительно красивым зрелищем – восходом солнца над Страной восходящего солнца.

Работа с картой “Строение земной коры”

Учащиеся определяют, что граница литосферных плит находится в непосредственной близости от Японских островов, следовательно, для Японии характерны землетрясения и извержения вулканов. На востоке от Японских островов находится глубоководный желоб.

Работа с климатическими картами

Учащиеся работают с климатическими картами. Здесь можно провести игру-минутку “Волшебная шляпа”. Учащийся, желающий быть волшебником, выходит к карте и надевает “волшебную шляпу”. Другой учащийся даёт характеристику климата Японии, куда бы он хотел попасть.

Ученик. Я хочу попасть в такой климат, где средняя температура января от 0 до -10?С, а средняя температура июля +16?С. Осадков должно выпадать 700 мм в год. Волшебник. Я отправляю тебя на остров Хоккайдо, там как раз умеренный муссонный климат.

Ученик. Я хотел бы оказаться там, где средняя температура января +8?С, а средняя температура июля +24?С. Осадков должно выпадать 1200 мм в год. Волшебник. Я отправляю тебя на южное побережье островов Кюсю и Сикоку, там субтропический муссонный климат.

Большая протяжённость Японских островов с севера на юг определяет различия в климате северных и южных островов. На острове Хоккайдо холодная зима, часты обильные снегопады, метели. Холодные воздушные массы иногда проникают на юг до острова Кюсю. Снег на Фудзияме лежит до середины августа. Летом с Тихого океана приходят тёплые и влажные ветры. Тёплое течение Куросио также смягчает климат Японии. Осадков выпадает много, в 2-3 раза больше, чем на соседних частях материка. В конце лета над островами часты тайфуны, прохождение которых сопровождается сильными ливнями и ураганными ветрами. Тайфуны вызывают наводнения на реках, порой губят посевы, принося жителям островов немалые убытки. В Японии много рек, но они короткие, с бурным течением, с порогами и водопадами, поэтому на них строят гидроэлектростанции и используют для орошения полей.

Задание. Сравните природные условия Японии и Китая.

Работа с картой “Плотность населения и народы”

По карте “Плотность населения и народы” учащиеся определяют, что Япония – одна из наиболее плотно заселённых стран мира. Численность населения – 127,3 млн. человек, средняя плотность – 342 чел на 1км 2 . 99% жителей – японцы, на острове Хоккайдо живёт малочисленный народ – айны.

Задание. Проанализируйте данные карты и сделайте вывод о плотности и размещении населения Японии и Китая.

Работа с комплексной картой Евразии. Просмотр видеофильма о Японии

По комплексной карте и из видеофрагмента учащиеся определяют основные черты хозяйства страны. Учащиеся узнают, что Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран мира. Страна известна ребятам своими автомобилями, роботами, электронно-вычислительной и бытовой техникой. Своих полезных ископаемых в стране мало, поэтому большую их часть приходится ввозить из-за границы, в том числе и из России. В стране выращивают рис, чай, сахарный тростник, разводят крупный рогатый скот, птицу, свиней. Кроме рыболовства, занимаются искусственным разведением рыб и жемчужных раковин.

Задание. Составьте сравнительную характеристику Китая и Японии, заполнив таблицу:

Представьте, что вы совершили путешествие в Японию. Расскажите о своих впечатлениях.

Закрепление

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект.docx

Тема: Страны Восточной Азии. Китай и Япония

Цель: Изучение стран восточной Азии. Развитие умения управлять своей познавательной деятельностью. Воспитание толерантности и культуры общения в группах

Задачи: Образовательная – познакомить учащихся с особенностями стран Восточной Азии. Называть и показывать страны Восточной Азии.

Развивающая - Описывать и анализировать влияние природных условий на быт, хозяйство и особенности характера населения Китая и Японии

Воспитательная -Называть объекты культуры.Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к жизни, красоте и духовной культуре японского и китайского народа.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: наглядный, частично – поисковый, репродуктивный

Форма урока: урок - исследование

Оборудование: Политическая карта Восточной Азии, раздаточный материал, атласы, учебники.

Организационный момент.(2 мин)

2.Изучение нового материала.(26мин)

1.Постановка темы и целей, плана урока. (8 мин) (Демонстрируется задание из ГИА, и презентация, учащиеся должны определить о каких странах идет речь)

Задание из ГИА: Эта высокоразвитая страна занимает территорию четырёх крупных и нескольких тысяч мелких островов. Особенностью природы является преобладание горного рельефа, высокая сейсмичность, активный вулканизм. Страна бедна полезными ископаемыми. Из – за вытянутости в меридиональном направлении климатические условия разнообразны. Более 60% территории, главным образом горы, покрыто лесами смешанными, широколиственными и переменно-влажными (в том числе муссонными). Средняя плотность населения превышает 100 человек на1 км2.

Ответ: ___________________________. (Япония)

Презентация о Китае.

Постановка целей урока. Что должны узнать об этих страна х?(Учащиеся определяют цели урока, пользуясь планом в конце учебника)

Составление плана урока.

Географическое положение страны (показать на карте страну, столицу и страны – соседи; водами каких морей и океанов омывается) (Приложение1)

Природа страны (рельеф страны , полезные ископаемые, климатические условия страны, крупные реки и озера, природные зоны - растительный и животный мир страны) (Приложение 2)

Население страны (народы и их занятия) (Приложение 3)

Работа в микрогруппах .(8 мин)

На партах каждой микрогруппы лежат задания, раздаточный материал, учебники, атласы.

1 группа изучает Китай

2 группа изучает Японию

Отчет каждой микрогруппы, заполнение оценочного листа(главный в микрогруппе должен оценить работу каждого учащегося) (Приложение 4) (10 мин)

3.Физкультминутка (2 мин)

Вновь у нас физкультминутка,

наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок.

4.Закрепление пройденного материала(7 мин)

На группу дается по 2 описания страны. Группа должна определить о какой стране идет речь .(Приложение 5)

5.Рефлексия(5 мин)

Достигли ли мы поставленные цели в начале урока?

На каждой парте лежат листочки с рефлексией. Учащиеся должны закончить предложение .(Приложение6)

Домашнее задание (3 мин)

Приложение 1

Географическое положение Китая.

По картам атласа и тексту учебника определить географическое положение страны, заполнив пропуски.

Китай расположен на полуострове -………………………………….

Приложение 1

Географическое положение Японии.

По картам атласа и тексту учебника определить географическое положение страны, заполнив пропуски.

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение

Оборудование : атласы, карты физическая, и политическая

Организация учащихся на работу

Какие страны входят в состав Центральной Азии?

Назовите и покажите их столицы?

Покажите крупные формы рельефа

Какой тип климата характерен для территории Монголии?

Каковы особенности температур ?

Как изменяется количество осадков с продвижением на восток?

Покажите крупные реки Монголии?

Какие народы населяют Монголии ?

Чем занимаются население Монголии?

Задание №1: по карте определите, какие страны входят в состав Восточной Азии; определите по карте их столицы.

Задание №2: по карте определите, какие страны входят в состав Юго- Восточной Азии; найдите их на карте и определите их столицы

Задание№3: используя материал учебника сравните Восточный и Западный Китай и данные занесите в таблицу.

Восточный Китай протянулся на несколько тысяч километров вдоль Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей

Большая часть страны, две трети ее, расположена в Центральной Азии.

Великая Китайская равнина

Приподнятые равнины, разделенные горными хребтами, заняты бескрайними просторами полупустынь и пустынь. Вытянутые чаще всего с запада на восток горные хребты особенно высоки на Тибетском нагорье. Севернее Тибета немало замкнутых котловин.

Муссонный климат с обилием влаги и достаточным количеством тепла благоприятен для хозяйственной деятельности.

Везде много осадков, но выпадают они в течение года неравномерно. Лето довольно жаркое, однако зимние температуры на севере и юге неодинаковы. К северу от нижнего течения Янцзы средняя температура января ниже О°С.

Умеренный - резкая континентальность. Лето жаркое, а зима морозная и бесснежная. Осадков крайне мало.

Нет крупных рек

Лесостепи , степи, переменно- влажные леса

Большинство населения Восточного Китая живет в селах. В сельском хозяйстве занято более 80% населения всей страны. На большей части Восточного Китая можно выращивать два, а на крайнем юге — даже три урожая в год, что очень важно, учитывая большую численность населения.

На Великой Китайской равнине освоен буквально каждый клочок земли. Обычный пейзаж здесь — бескрайние поля, прорезанные каналами, группы соломенных и глинобитных домов, окруженных редкими деревьями. К северу от Янцзы сеют пшеницу. На северо-востоке выращивают сою, а также гаолян — вид проса, его зерно идет в пищу.

Главное же культурное растение, как и в других странах с муссонным климатом, — рис. Его возделывают в бассейне Янцзы и южнее ее, где зимние температуры положительные. Для китайцев рис — важнейший продукт питания. Завтрак, обед и ужин не обходятся без риса. Рисовые поля встретишь не только на равнине, но и на довольно крутых склонах невысоких гор на юге Восточного Китая. Сначала крестьяне выращивают рассаду, а затем молодые растения пересаживают в залитое водой поле. Почти повсеместно сажают батат (см. карту).

Большие площади в бассейне Хуанхэ и Янцзы отведены под хлопчатник. На влажном и жарком юге, близ тропика, появляются плантации сахарного тростника, рощи апельсиновых и мандариновых деревьев. Растут бананы, ананасы. Китай — родина чая. Его насчитывают более 400 сортов. Китайцы предпочитают пить зеленый чай. Чайный куст хорошо растет на склонах холмов в условиях влажного климата.

Главное занятие населения Западного Китая — кочевое скотоводство. Стада коз, овец, лошадей, верблюдов передвигаются от одного пастбища к другому. В Тибете разводят яков, хорошо приспособленных к суровым условиям высоких гор. Встречаются редкие оазисы.

Группа №1. Самостоятельная работа с картами атласа и кейс - материалами по плану -

1.Географическое положение страны.

Япония – островное государство, расположено на четырёх крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю, а также островах архипелага Рюкю и более чем тысяче мелких островов. Столица - Токио.

2. Рельеф Японии. Самые высокие хребты находятся на острове Хонсю. Гористая поверхность островов очень разнообразна и по строению, и по высоте. Здесь есть вулканические конусы и плато, массивы с пологими склонами, обработанные текучими водами. Здесь же находится самая высокая вершина страны, священная для её жителей – потухший вулкан Фудзияма, высотой 3 776 м.

3. Геологическое строение.

Граница литосферных плит находится в непосредственной близости от Японских островов, следовательно, для Японии характерны землетрясения и извержения вулканов.

4. Полезные ископаемые Японии .

В Японии малое количество полезных ископаемых.

5. Климат Японии.

Климата страны умеренный , субтропический . Часто страна находится на пути прохождения

тайфунов( сильный ветер с ливнями , вызывающие наводнения и разрушение территории)

Течение Куросио влияет на климат Японии - делает его более теплым и влажным.

Природные зоны: переменно влажные и муссонные леса ,широколиственные леса

Характерны растения для Японских лесов- ель, пихта на севере страны, дуб, бук, на юге вечнозеленый дуб, камфорный лавр, камелии, вишня – сакура.

6. Население и его занятия

- развитие сельского хозяйства

Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран мира. Страна известна ребятам своими автомобилями, роботами, электронно-вычислительной и бытовой техникой. Своих полезных ископаемых в стране мало, поэтому большую их часть приходится ввозить из-за границы, в том числе и из России. В стране выращивают рис, чай, сахарный тростник, разводят крупный рогатый скот, птицу, свиней. Кроме рыболовства, занимаются искусственным разведением рыб и жемчужных раковин.

Группа №2 Самостоятельная работа с картами атласа и кейс- материалами по плану -

Природа Индонезии своеобразна, что объясняется положением по обе стороны экватора между Евразией и Австралией, соседними океанами. Индонезия — морская страна. Острова и омывающие их моря образовались в результате опускания суши. (Здесь до сих пор происходят землетрясения и извержения вулканов)

Страна расположена на стыке двух сейсмических поясов Земли — Тихоокеанского и Альпийско-Гималайского. Только на Малайском архипелаге более 500 действующих и потухших вулканов.

В рельефе всех островов есть как горные, так и равнинные участки. Многие высокие горы — это действующие и потухшие вулканы. Прибрежные низменности заболочены.

Индонезия богата полезными ископаемыми, особенно нефтью, оловом, бокситами и другими металлическими рудами. Недра страны пока еще слабо исследованы.

4. Особенности климата

В Индонезии нет смены времен года, продолжительность дня и ночи примерно одинакова. Климат экваториальный. Только в горах температура постепенно убывает с высотой. Обилие осадков и высокая относительная влажность объясняются действием северо-восточных муссонов, приходящих в зимний период с Тихого океана, юго-восточные муссоны дуют со стороны Австралии. Эти муссоны сухие. Прибрежные бризы дуют постоянно. Высокие температуры и большая влажность климата позволяют заниматься земледелием весь год и собирать по три урожая.

5. Природные зоны Индонезии

Благодаря постоянно высокой температуре и обильным осадкам растительность Индонезии отличается богатством видов. Более половины территории занимают леса. В экваториальных лесах встречается более 2 тыс. видов деревьев. Растут самые различные пальмы, бамбуки, бананы. Деревья перевиты лианами, такой лес — непроходимая чаща. Много орхидей, папоротников, мхов. Кроме лесов, есть и саванны, они возникли на месте когда-то вырубленных лесов. Еще более богат животный мир. Здесь можно встретить слонов, носорогов, диких быков, а из хищников — тигра, пантеру. Но особенно распространены обезьяны и полуобезьяны. Редкими стали человекообразные обезьяны — орангутаны.

6. Население и его занятия.

Состав народов Индонезии очень разнообразен. Самые крупные по численности народы живут на острове Ява.

Индонезия — преимущественно сельскохозяйственная страна, большинство населения занимается выращиванием культурных растений. Наиболее освоен остров Ява, где нет ни одного невозделанного клочка земли. Вся Ява — огромное рисовое поле, разделенное на участки. Круглый год крестьяне работают на поле, с помощью быков или буйволов обрабатывая землю. Уборка урожая не зависит от времени года. Рис — главная продовольственная культура. Его выращивают не только на равнинах, но и на склонах гор и холмов, на специально устроенных террасах. Помимо риса в питании населения велика роль маниока, кукурузы. В Восточной Индонезии используют сердцевину саговой пальмы, из которой делают крупу — саго. Повсюду выращивают разнообразные фрукты: бананы, ананасы, папайю — дынное дерево, манго и овощи: знакомые нам помидоры, огурцы, капусту и др. Одно из самых ценных деревьев — кокосовая пальма, из орехов которой изготовляют кокосовое масло, маргарин, мыло.

Важное значение для страны имеют культуры, выращиваемые для вывоза за границу, — каучуковые деревья, табак, чай, кофе, сахарный тростник, различные пряности.

Промышленность Индонезии развита слабо. Добывают различные полезные ископаемые — нефть, природный газ, оловянную руду, бокситы, уголь. Значительная часть добываемого вывозится за границу. Увеличивается заготовка ценной древесины иностранными компаниями, в результате чего сокращаются площади лесов.

Крупных фабрик и заводов мало. Преобладают мелкие — рисовые мельницы, текстильные фабрики, сахарные и консервные заводы. Многие потребности населения удовлетворяют ремесленники, особенно славятся расписанные ручным способом ткани — батики, отличающиеся красотой рисунка. Занимаются также резьбой по дереву, создавая подлинные произведения искусства.

Домашнее задание: нанести на контурную карту формы рельефа стран, крупные реки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока географии "Страны Восточной Азии. Китай".

Восточная Азия. Китай

План-конспект урока.

Организационный момент.

Б) – Организация учебного места.

Опрос домашнего задания.

А) – Географический диктант.

Б) – Взаимопроверка работ, оценивание.

3. Домашнее задание.

А) - стр. 345 - 347, вопросы.

4. Новая тема.

Выступление учителя:

А) – Цель урока: изучить природные особенности, население и хозяйство Китая.

Б) – Общая справка –

1. S = 9,6 млн.км 2 .

2. Численность населения – 1 млрд.134 млн. человек.

3. Столица – город Пекин.

4. Состоит из 21 провинции и 5 автономных района.

5. Имеет выход к Тихому океану.

6. Государственный язык – китайский.

7. Национальный состав – китайцы, тибетцы, уйгуры, монголы.

8. Полезные ископаемые – каменный уголь, железная и марганцевая руды,

сурьма, олово и др.

9. Граничит: с Казахстаном, Монголией, Россией, КНДР, Вьетнамом, Лаосом,

Мьянмой, Индией, Бутаном, Непалом, Афганистаном, Таджикистаном и

Киргизией (работа с атласом).

10. Денежная единица – юань.

Работа учащихся в группах: на 5- 10 минут.

6 групп по 3-4 человека.

Задания для каждой группы в пакетах с инструкцией (Приложение № 1).

Выступление учителя:

Сравнение Западного и Восточного Китая.

Сравнение Китая с Монголией.

Рассказ о великом Конфуции (Приложение № 2).

5. Закрепление

Задание: дается контур – шаблон Китая. Обведя шаблон нужно надписать стрелочками

7 определяющих слов для Китая.

Вывод: Китай древняя, многочисленная страна. Внесла большой вклад для развития

нашей цивилизации изобретением компаса, пороха, фарфора, бумаги, шёлка.

Китай является соседом России, с которой его связывают давние культурные и торговые отношения.

Читайте также: