Конспект занятия домашние животные и домашние птицы

Обновлено: 07.07.2024

Данное занятие направлено на систематизацию и закрепление знаний детей о домашних птицах, местах их обитания, питании, голосе, членах птичьих семей. Также дети закрепят знания о назначении и пользе домашних птиц для человека.

Содержимое публикации

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

Алексеева Марина Александровна

- систематизировать и закрепить знания детей о домашних птицах, местах их обитания, питании, голосе, членах птичьих семей; об их назначении и пользе для человека;

- развивать коммуникативные навыки общения;

- продолжить развивать речевые навыки.

Программные задачи:

Познавательное развитие:

- учить называть домашних птиц, видеть сходство и различие, уметь их описывать, называть птенцов, членов семьи;

- пополнить знания о том, чем питаются, где живут, какую пользу приносят;

- развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Социально — коммуникативное развитие:

- учить работать в группе, паре

- воспитывать культуру общения, позитивное отношение к сверстникам;

- развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

Речевое развитие:

- создание условий для обогащения словарного запаса в процессе деятельности;

-развивать связную речь (формировать умение отвечать развернуто на вопросы, распространять предложения, строить описательный рассказ, соблюдая его структуру);

- закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами;

- развивать внимание, память и мышление;

- учить координации речи с движением;

- уточнять и активизировать словарь по теме;

- развивать лексико-грамматический строй речи: образование множественного числа существительных;

- развивать речевое дыхание и силу голоса;

- отрабатывать у детей умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные и притяжательные прилагательные;
- закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги;
- совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными;
- продолжать отрабатывать с детьми способы словообразования глаголов;
- продолжать работу над образованием и употреблением в речи глаголов с приставками.

Оборудование:

предметные картинки по теме с изображением домашних птиц (утка, гусь, петух, курица, индюк), предметные картинки по теме с изображением семьи каждой домашней птицы (гусь, гусыня, гусята; утка, селезень, утята; индюк, индюшка, индюшонок; петух, курица, цыплята); резиновый мяч,; разрезные картинки с изображением домашних птиц, перья, оборудование для опыта.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим, я предлагаю встать друг против друга

К друг другу повернулись, улыбнулись

Руку правую подали

Руку левую пожали

И друг друга мы обняли

Отошли и поклонились

Ребята своей улыбкой вы передаете все положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Сегодня занятие не очень привычное, занятие необычное.

Будет много интересного, весёлого, чудесного.

Мне сегодня помогайте, на вопросы отвечайте

Сейчас мы с вами отправимся на экскурсию. А куда? Сейчас узнаем, я вам буду загадывать загадки, а вы должны будете, сказать о ком я говорю. Отвечайте полным предложением.

Съем червя, попью водицы.

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко –

Ребятишек покормлю … (Курица)

Звонко время отмечает.

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки … (Гусь)

Ходит вразвалочку-спотыкалочку (Утка)

Тело перьями покрыто.

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

- Разгоню я всех вокруг.

А зовут меня … (Индюк)

- Ребята, вы догадались, куда мы с вами отправимся? Правильно! Мы отправимся на птичий двор к домашним птицам.

- Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор и еще раз встретим петушка с его семейством, индюка, гусей, уток, курочек, заглянем в голубятню к голубку, вместе с птичницей покормим всех домашних птиц, вспомним, какой у кого голос, и чем домашние птицы помогают нам.

- А теперь – в гости на птичий двор!

- Скажите еще раз, кто здесь живет? Отвечайте полным предложением и четко проговаривайте все звуки. (На птичьем дворе живут домашние птицы).

- А как называется дом, где живут птицы? (Дом, где живут птицы – называется птичник). Правильно!

- Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище)

- А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками)

- Хорошо! А кто мне из вас скажет, какую пользу приносят птицы человеку? Что они нам дают? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья)

- Скажите, как выглядят птицы? Что у них есть? Чем покрыто их тело? (У домашних птиц есть, туловище, голова, лапы, крылья, хвост. Их тело покрыто перьями). Молодцы! Вы все верно ответили!

- Ребята, а чем отличаются гусь и утка от других домашних птиц (Они водоплавающие).

- Почему у гусей и уток не намокают перья? (Они их смазывают жиром, который находится в хвостике, и она скатывается с перышек).

Хотите проверить? (Да).

Вот у вас лежат по две полоски. Одна простая, чистая. А другая смазана воском. Возьмите первую и намочите ее (полоска промокла). А теперь, возьмите другую полоску и намочите ее (с нее вода скатывается). А теперь возьмите по перышку и намочите его. (перышко тоже осталось сухим).

Вывод: У водоплавающих птиц вода скатывается с перышек, перья не намокают.

- А что еще помогает этим птицам плавать? (У них на лаках есть перепонки и они гребут лапками, как веслами). Вот поэтому куры, индюки и петухи не могут плавать.

- Почему курочка покачала головой? (Ответы детей).

Дети по желанию пересказывают сказку.

- Ребята, а ведь птицы тоже умеют разговаривать друг с другом. Давайте скажем, кто как из них подает голос.

Образец:петух - кукарекает

гусь – шипит, гогочет

- Молодцы! Вы и с этим заданием справились очень хорошо! А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы.

петух – курица – цыпленок.

гусь – гусыня – гусенок;

утка – селезень – утенок;

индюк – индюшка – индюшонок

- Ребята, а давайте поможем найти птице своего птенца, у вас на столе лежат листочки, соедините курицу с цыпленком, утку с утенком, гусыню с гусенком, индюшку с индюшонком.

Образование притяжательных прилагательных

- Ребята, когда птенцы во дворе играли, они что-то потеряли. Посмотрите, что это? (ответы детей).

- Правильно, это птичье перо.

- Если это перо потерял петух, то перо? (петушиное)

- Если это перо потеряла курица? (куриное)

- Если это перо потерял гусь? (гусиное)

- Если это перо потеряла утка? (утиное)

- Если это перо потеряла индюшка? (индюшачье)

Воспитатель раздает всем детям по одному перу.

- Ребята, давайте подуем на перышко, что бы оно полетело как можно дальше.

- Мы подуем на перышки правильно, вдохнем воздух через нос, не поднимая плеч и не надувая щек, а выдохнем через ротик, выдыхаемая воздушная струя плавная, спокойная (после упражнения перышки убираются).

Дидактическая игра с мячом "Назови ласково".

– Ребята, покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.

птенец – птенчик,
петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусёнок,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

Дидактическая игра "Посмотри и назови".

– Каких же домашних птиц мы здесь встретили?(Воспитатель показывает картинки с: петухом, курицей, гусем, уткой, индюком)

Давайте вспомним, что есть у петуха?(воспитатель показывает указкой на картинке части тела петуха, а дети называют: голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка)

Вышла курочка-хохлатка,
(дети по кругу идут за воспитателем)
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: "Ко-ко!
Не ходите далеко!
На скамейке у дорожки
(дети садятся на корточки,
руки прикладывают к щеке,
глаза закрыты)
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
(затем глаза открывают,
встают, пальцы рук сцепляя в замок)
И цыпляток догоняет."

А теперь давайте выйдем с вами на полянку и поиграем с мячиком. Я вам сейчас буду бросать мяч и называть одну домашнюю птицу, а вы поймаете его и назовет когда птиц много. Например, утка – утки (дальше бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет разных птиц, ребенок возвращает мяч, отвечая)

курица – курицы, куры, петух – петухи, гусь – гуси, утка – утки, индюк – индюки, гусенок – гусята, утенок – утята, индюшонок – индюшата, цыпленок – цыплята

- Молодцы! А теперь садитесь обратно на стульчики!

Дидактическая игра "Потерялись слова".

- А теперь вам, ребята, надо помочь птичнице найти нужные слова, чтобы рассказать нам стишки про домашних птиц.(Воспитатель указкой на картинках или на игрушечном птичьем дворе подсказывает детям отгадку)

Куры желтой детворе
Ищут зерна … (НА земле)
Показал индюк индюшке
Много зернышек …(В кормушке)
– Завтра солнце выйдет снова! –
Прокричал петух …(С забора)
Утятам будет спать тепло,
Когда их спрячет утка …(ПОД крыло)
Голубочек сизый мой
Пролетел …(НАД головой)
Птенчикам шалить нельзя –
Можно выпасть …(ИЗ гнезда)
Красивое перо индюшки
Достала птичница …(ИЗ-ПОД подушки)
Когда гулять решил ты босиком,
Стоять не надо …(ПЕРЕД индюком)
Идут утята весело гуськом
На дальний пруд …(ЗА червяком)
Цыпляток маленький отряд
Букашек ищет …(МЕЖДУ гряд)
Как только положат в кормушку зерна,
Выйдет петух …(ИЗ-ЗА угла)

Вот наша экскурсия подошла к концу. И нам надо расставаться с обитателями птичьего двора. Давайте попрощаемся с ними. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? (Мы говорили о домашних птицах). А что вы о них узнали? Чему вы научились? (дети отвечают на вопросы). Вы все очень хорошо отвечали на мои вопросы, внимательно меня слушали. Я очень рада, что вы многому научились.

Цель: способствовать закреплению знаний детей о домашних животных и птицах.

Задачи: закреплять названия домашних животных и птиц; развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, воспитывать доброжелательное отношение к природе.

Тип занятия – закрепляющее.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная, двигательная.

Методы – словесные, наглядные, игровые, практические.

Формы познавательной деятельности детей:

Материал и оборудование: изображения домашних животных и птиц, трафареты свинок для пальчикового рисования, краски, телефон для воспроизведения голосов.

Предварительная работа: беседа и чтение стихотворений о домашних животных и птицах, рассматривание иллюстраций, наблюдение за животными дома. ​​​​​​​

Ход образовательной деятельности

Мы сначала будем хлопать: хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

А затем мы будем топать: топ, топ, топ, топ.

А сейчас мы повернёмся, и друг другу улыбнёмся!

Знакомство со свинкой

Ребята, посмотрите, кто это у нас тут спрятался? Чей это хвостик мы видим?

Верно, это свинка! Свинка какая? Где живёт свинка? Свинья – это домашнее животное.

Вместе со свиньёй к нам пришли ещё и другие домашние животные и птицы. Кто именно, мы узнаем с вами по их голосам. Слушайте, кто это кричит?

Дети отгадывают птиц, животных по голосу, воспитатель показывает им картинку с их изображением.

Курица, корова, свинья, лошадь, петух, коза, баран, индюк, собака, кошка.

Хорошо, ребята, молодцы! А теперь немного поиграем с вами. Выходите на палас, выполняем вместе со мной движения под стихотворение.

Отлежал себе бочок.

А потом присел, нагнулся

И немножко поскакал,

И на месте пошагал.

А потом опять прилёг,

Но уже на левый бок.

Хорошо, садитесь на стулья!

Ребята, вы хотите в друзья себе такую весёлую свинку? Так, давайте вы каждый себе её и нарисуете. А помогут нам наши пальчики. Садитесь за столы, смотрите, я каждому раздам вот по такой свинке, вам нужно её раскрасить с помощью пальчиков. Вот так (показ приёмов раскрашивания). Приступаем к рисованию.

По необходимости оказывать помощь детям.

Вот, ребята, вы и нарисовали каждый себе свинку? Вам понравилось раскрашивать. Кто ещё пришёл к нам со свинкой вместе, давайте вспомним. Все эти животные живут с человеком и называются домашними.

Ø Уточнить и расширить представления о домашних птицах, их образе жизни.

Ø Углубить знания детей, используя опыты.

Ø Формировать связную речевую активность в обучении пересказу сказки, передачи ее содержания без пропусков и искажений.

Ø Развивать мышление, зрительное внимание, творческое воображение.

Ø Формировать навыки сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми, чувства ответственности, инициативности, любви и бережного отношения к живой природе.

Методические приемы: беседа, вопросы, загадки, опыт, игра, пересказ сказки по опорным картинкам, зрительная гимнастика, сюрпризный момент.

Обогащение словаря: куртки – пуховики, тонкий лед проломится, перепонки.

Предварительная работа: заучивание загадок о домашних птицах, беседа о домашних птицах, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто изображен на иллюстрациях? Назовите одним словом. (Домашние птицы).

- А вы хотите больше узнать о домашних птицах? (Да).

- тогда мы сейчас поиграем в интересную игру, которая называется

· Почему домашние птицы летают только на короткое расстояние? (У них слабые крылья и тяжелое тело).

· Зачем домашние птицы проглатывают камни? (Для перетирания пищи, так как у них нет зубов).

· Какую пользу приносят человеку домашние птицы? (Мясо, яйца, пух).

Явился в желтой шубке –

Прощайте, две скорлупки!

Квохчет, квохчет, детей созывает,

Всех под крыло собирает.

Не будильник, а разбудит,

Запоет – проснутся люди.

В воде купался, а сух остался.

· Почему у гусей и уток не намокают перья? (Они их смазывают жиром, который находится в хвостике, и она скатывается с перышек).

- Хотите проверить? (Да).

Вот у вас лежат по две полоски. Одна простая, чистая. А другая смазана воском. Возьмите первую и намочите ее. (полоска промокла). А теперь, возьмите другую полоску и намочите ее. (с нее вода скатывается). А теперь возьмите по перышку и намочите его. (перышко тоже осталось сухим).

Вывод: У водоплавающих птиц вода скатывается с перышек, перья не намокают.

- А что еще помогает этим птицам плавать? (У них на лаках есть перепонки и они гребут лапками, как веслами). Вот поэтому куры, индюки и петухи не могут плавать.

- Почему курочка покачала головой? (Ответы детей).

Дети по - желанию пересказывают сказку.

Вышли утром как-то в ряд (Шагают на месте)

Десять маленьких утят.

Посчитались, (Руки вверх, вперед, в стороны)

Удивились, (Руки внизу, поднимать плечи)

На две группы разделились. (Покружились)

Головкой повертели. (Повороты головы)

Червячка склевали, (Наклон вперед)

К речке побежали. (Бег на месте)

Перед детьми лежат черно-белые изображения, и на них накладывают цветные разрезные части этой картинки.

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

-Определить где встречается звук Н в названии детенышей животных( в начале, в середине или в конце)
Теленок,жеребенок,котенок,ягненок,щенок,крольчонок,паросенок.

Читайте также: