Разработать конспект занятия нод ознакомление детей 6 7 лет со временем

Обновлено: 04.07.2024

Развитие временн ых отношений у детей подгот овительной к школе г руппы с

целью использова ния времени рационал ьно и точн о.

• Познакомить детей с историей воз никновения часов, их разновидностя ми,

деталями часов (к орпу с, циферблат, стрелки, ме ханизм)

• Учить опре делять время по ч асам с точн остью до 1 часа

• Поощрять ст ремление ре бенка выража ть свои м ысли и суждени я

Воспитатель: - Ре бята, я с у тра на своем столе нашл а конверт с изображением

вот таких неп онятных челове чков. Вы не подска жите, кто это ? (Фиксики) .

- А кто такие, Фикс ики? (Фикс ики - это маленьк ие человечки, которые прек расно

разбираются в те хнике и знают ка к у строены различные приборы и

поддерживают их в рабоч ем состоянии незамет но для людей).

- Ну, хорошо, дава йте отк роем конверт и посмотрим, чт о передали для нас

Дети собирают р азрезные ка ртинки. Полу чились часы.

Воспитатель: - Для ч его нужны часы? П о часам люди опред еляют, когда вставать ,

когда идти на р абот у, в шко лу , детский сад, ко гда обедать, когда ложиться спать,

Воспитатель: - Ве роятно на флешке за писана це нная, позна вательная инф ормация

Воспитатель: - Да, прежде чем появились такие часы, которые сейчас есть в

Подготовила и провела: Сидорова С.В.

Воспитатель высшей категории.

  1. Учить детей определять время по часам.
  2. Познакомить с понятиями: полчаса, четверть часа.
  3. Развивать логическое мышление, конструктивные способности.
  1. Индивидуальный макет циферблата часов.
  2. Бумажный круг.
  3. Ножницы.

Ребята, сегодня у нас с вами занятие, на котором мы продолжаем учиться определять время по часам.

/Шум за дверью, грохот. Влетает Карлсон. Летит по группе. Вдруг ломается пропеллер./

Я мимо сада пролетал

И вас в окошко увидал,

Гляжу, как много здесь детей,

А сколько собралось гостей!

Вот я и решил залететь в гости. Давайте будем играть,

Постой, Карлсон, мы очень рады, что ты к нам прилетел в гости, но у нас сейчас начинается занятие.

Ну вот, к малышам прилетел – они занимаются, в среднюю группу – то же самое. И вы туда же. Я обиделся. Прилетел утром, так вообще двери были закрыты.

Так во сколько ты прилетел?

Как во сколько? Проснулся и сразу же прилетел.

Ну, дорогой мой, проснуться можно и в 5 часов утра и в 8 часов. А наш детский сад открывается ровно в 7 часов. Так во сколько же ты прилетел?

Я не знаю. Ну ладно, давайте играть.

Мы не можем. Делу – время, потехе – час, а у нас сейчас делу – время. Наши часы в группе показывают время начала занятий: 9 часов 15 минут.

У, как интересно. А я не знаю, что такое часы и как они показывают время. И вообще, ребята, зачем они нужны?

Ребята, мы уже с вами познакомились с часами. Давайте расскажем Карлсону, для чего нужны часы.

/Ответы детей, для чего и кому нужны часы./

А я и не знал, что часы такие нужные и важные.

А что же такое часы? Как называется круг с цифрами на часах?

Правильно. А что еще есть на циферблате?

Минутные деления /показывают/.

Стрелки. Маленькая стрелка показывает часы, а большая – минуты.

Где часовая стрелка? Кто мне покажет? Где минутная стрелка? Карлсон, теперь ты нам покажи минутную стрелку, часовую стрелку.

Скажи, а стрелки различаются только по величине?

Нет, они двигаются с разной скоростью.

Большая минутная стрелка за час какое расстояние проходит?

Целый круг от 12 до 12.

Значит, что прошел час.

В часе сколько минут?

А часовая стрелка за 1 час, какое расстояние проходит?

От одной стрелки до другой. Например, от 1 до 2.

На парте у каждого из вас лежит макет циферблата часов. Садимся за столы. Если минутная стрелка стоит на цифре 12, часовая – на цифре 1, то часы будут показывать, какое время?

Часы показывают 1 час.

Правильно. Обведите минутной стрелкой целый круг. Сколько времени прошло?

Куда за этот час передвинулась часовая стрелка?

Который час показывают часы?

Молодцы. И так, давайте припомним, сколько времени пройдет, если минутная стрелка сделает целый круг от 12 до 12?

А как вы думаете, сколько времени пройдет, минутная стрелка сделает только половину круга?

А вот теперь давайте мы это проверим. У вас на подносах лежит геометрическая фигура. Как она называется?

Давайте, этот круг разделим на две части. Что нужно для этого сделать?

Сложить круг пополам и разрезать по линии сгиба.

Правильно. Давайте так и сделаем. Теперь у вас получилось 2 геометрические фигуры. Какое они имеют значение?

Сколько у вас половин круга?

Две половины круга.

Значит, из скольких частей состоит круг?

Из двух половин круга.

Каждая из половин круга еще называется ½ круга. Покажите мне полкруга. Покажите мне ½ круга. Покажите мне 2/2 круга. Хорошо. А теперь возьмите одну половину круга и положите ее на циферблат часов. Какая часть часов осталось закрытой?

Проведите минутной стрелкой от 12 по всей незакрытой части часов. За сколько времени минутная стрелка пройдет это расстояние?

Сколько половин часа в целом часе?

Какая часть часа закрыта на часах?

Полчаса – это 30 минут. Поэтому, определяя время на часах, говорят: половина пятого, или 4 часа 30 минут.

Поставьте на своих часах 4 часа. Проведите минутной стрелкой половину круга. Сколько времени показывают часы?

4 часа 30 минут или половина пятого.

Хорошо. Поставьте на своих часах 2 часа 30 минут. Ваши часы показывают 2 часа 30 минут, или…?

А у меня правильно?

Время уже 2 часа 30 минут, а мы еще не шалили! Давайте шалить.

Ребята, вы устали? Давайте поиграем с Карлсоном.

  1. До 5 считаем – гири поднимаем.
  2. Сколько раз ударю в бубен – столько раз дрова разрубим.
  3. Приседаем столько раз, сколько листиков у нас.
  4. Сколько здесь у нас кружков, столько выполним прыжков.

Ой, ребята, я у вас такие большие часы увидел. Что это там такое? /Показывает на уголок часов./ А потрогать можно? /Карлсон берет часы, а дети по подсказке воспитателя рассказывают, что это за часы./ (Песочные, огненные, карманные, водяные, наручные, электронные и механические, настенные (механические и электронные), будильник, секундомер, кольцо-часы, кулон-часы).

На следующем занятии мы с вами будем рисовать часы, которые вам больше нравятся, и вы на них нарисуете ваше любимое время.

Ах, у вас опять делу – время?

А у вас, дорогие гости, есть немного времени свободного? Вы можете мне починить пропеллер? Пойдемте, я вам инструменты дам.

До свидания, дети!

Я к вам еще прилечу!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Задания на развитие смекалки и сообразительности с элементами мнемотехники. В занятие включено знакомство с Санкт-Петербургом.

Программное содержание: познакомить детей со составом и свойствами природного и искусственного песка. Развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обсл.


Интересное занятие для детей старшего дошкольного возраста - воспитателям на заметку.


конспект занятия в подготовительной группе на тему:"Все о зиме и о зимних забавах детей"

В своем конспекте использую загадку ; игры с детьми; игровое упражнение; составляем предложения по картинкам а самое интересное приход зимушки - зимы .



Конспект занятия в подготовительной группе .


Учить детей умению делить слова на слоги, называть их, ставить ударение;Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине), выделять го при прои.

Проблемная ситуация: Какие часы самые точные?

Цель: расширение представлений у детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в жизни человека.

Задачи:

формировать умения детей определять время по часам с точностью до одного часа;

развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение и логическое мышление

развивать умения детей проводить простейшие опыты с водой и светом.

воспитывать интерес к технике, к истории создания предметов;

воспитывать ценностное отношение к труду других людей, его результатам.

Технологии: технология исследовательской деятельности, личностно-ориентированная технология, игровая технология.

Методы: наглядный, словесный, практический.
Приёмы: наглядные приёмы: (демонстрация часов, слайдов, показ изготовления солнечных и водяных часов)
Практические приёмы: (упражнение (подражательное), моделирование — изготовление солнечных и водяных часов)
Словесные приёмы: (проблемная ситуация, поиск правильных решений, рассказ, комментирование наглядного материала, объяснение, рефлексия)
Игровые упражнения и задания: (загадывание загадки, дидактическая игра, упражнение на дыхание)

Оборудование:

Демонстрационный : телевизор, ноутбук, презентация, разные виды часов, лампа, циферблат, пустая коробка

Раздаточный: деревянные часы по количеству детей, 4 штуки песочных часов (1 минута), 4 кувшина с водой, 4 маркера, 4 пластиковых бутылки, предварительно разрезанные на две части.

Предварительная работа.
Беседы:

Чтение художественной литературы:

Ход НОД:

Воспитатель: ребята, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся. (дети здороваются с гостями)

Воспитатель: я вам принесла сегодня коробку. Хотите узнать, что в ней? Послушайте загадку:

Без ног, без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его.

Вчера было, сегодня есть и завтра будет.

Дети : Это время.

Воспитатель открывает коробку, а там пусто.

Почему в коробке нет ничего?

Дети : Время нельзя увидеть глазами, потрогать руками. Время нельзя остановить, оно всегда движется вперед, его нельзя вернуть.

Воспитатель : А можно ли измерить время?

Воспитатель: А зачем человеку знать, сколько сейчас времени?

Дети : Чтобы никуда не опаздывать. Все успевать делать.

Воспитатель : Правильно. И люди придумали такой предмет, который показывает нам точное время. Назовите его.

Воспитатель : Правильно. Люди придумали много разных видов часов.

Какие часы вы знаете? (солнечные, водяные, огненные, песочные, механические, кварцевые)

Воспитатель: А как вы думаете, по каким из этих часов можно определить точное время? (ответы детей)

Чтобы прийти к единому мнению приглашаю вас совершить путешествие в далёкие времена и узнать умели ли люди уже тогда определять точное время. Ребята, скажите, пожалуйста, а на чём можно путешествовать?

Мы отправимся с вами в путешествие на машине времени. (слайд 1)

(дети садятся на стулья)

Но чтобы она заработала нужно сказать такие слова: (слайд 2)

Лишь стоит нам закрыть глаза

Машина времени включится,

Мы скажем нужные слова

И в прошлом сможем очутиться.

Время, время остановим

И пойдут часы назад,

Мы узнаем, что же было

Много, много лет назад.

Воспитатель: Посмотрите на экран. (слайд 3)

Вы узнали эти часы?

А хотите узнать более подробно об этих часах? Наши ребята вместе с родителями, нашли интересную информацию, которой поделятся сейчас с нами.

1 ребенок: часов раньше не было, и поэтому люди придумали солнечные часы, их принято называть древним греческим именем — Гномон. У них был циферблат.

А кто знает, что это такое циферблат? (ответы детей)

Циферблат (т. е. круг) таких часов помещали на открытом солнечном месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат.

А теперь мы с вами попробуем вместе представить солнечные часы. Лампа будет нам заменять солнце.

Я у солнышка спросил -

Сколько времени сейчас?

Солнце палку осветило,

Показало!? Вот те раз?
Но потом я догадался!
Палочку воткнул я в круг,
Числа, цифорки — все тут!
Тень от палочки мгновенно
Показала мне тот час!
Только помнить нужно — север
На двенадцати у нас!

Вот смотрите, циферблат, стержень, представим, что наше солнце находится здесь (лампа поворачивается, ребята, сколько времени показывает сейчас?

  • А были ли они удобными солнечные часы?
  • Почему нет?

Всё правильно, молодцы! Да, такими часами люди пользовались не долго.

Ещё не взошло солнце, а петух уже кричит, дерёт горло… Скоро утро! Довольно спать!

  • А легко ли по пению петуха определить время?
  • А если нет петуха?
  • Как узнать время ночью, когда нет солнца, и звёзды не светят в пасмурную погоду?

И придумал человек часы более надёжные – они с жёрдочки не свалятся, и лиса не унесёт.

Ребенок: А я хочу рассказать про другие часы. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливалась вода, капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось всё меньше. На стенках сосуда были сделаны чёрточки-отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.

  • Как назывались такие часы?
  • Удобны ли они?
  • Почему?

Воспитатель: давайте сами попробуем сделать водяные часы.

Для изготовления водяных часов нам потребуется пластиковая бутылка, предварительно разрезанная на две части. Пробка у бутылки с отверстием. Еще нам нужен маркер, песочные часы (1 минута) и кувшин с водой.

Дети разбиваются тройками и проходят к столам.

Практическая работа под музыку.

Один ребенок наливает воду, другой следит за песочными часами, а третий делает через минуту на сосуде метку маркером.

Воспитатель: Как вы думайте, удобны ли эти часы?

Дети: Нет, так как в них надо постоянно подливать воду.

Воспитатель: Похоже, устроены и песочные часы, которые вы только что использовали.

Песочными часами, как вы думаете, где пользуются люди? Удобны ли они? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, как много всего знаете, но пришло время немного отдохнуть. (слайд 7)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Дети образуют круг.

Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? (Ходьба на месте)

Это маятник в часах, отбивает каждый такт (Наклоны влево — вправо)

А в часах сидит кукушка, у неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед)

Прокукует птичка время, снова спрячется за дверь, (наклоны вперед, закрываем и открываем лицо руками)

Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо)

Повернёмся мы с тобой, против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются)

Воспитатель : продолжаем путешествие.

(дети садятся на стулья)

Ребенок : А я вам расскажу про свечу. Свеча — это тоже часы.

На свечу наносили метки. Сгорание отрезка свечи между метками соответствовало определенному промежутку времени.
Однако точность огненных часов, была мала и во многом зависела от состояния окружающей среды.

  • Всегда ли и везде ли человек мог пользоваться такими часами?
  • Чем они могли быть опасными?

Воспитатель: Чтобы не случилось пожара, давайте с вами немного поиграем:

Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

Воспитатель : Время шло, люди придумывали новые приборы для измерения времени. И я предлагаю вернуться на машине времени в наше время.

Лишь стоит нам закрыть глаза

Машина времени включится,

Мы скажем нужные слова

И в настоящем сможем очутиться.

Давайте, ребята пройдем на нашу выставку часов.

Выходит экскурсовод – ребенок под музыку : Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас на нашей выставке часов.

  • Что общего у большинства этих часов (циферблат, стрелки)
  • А внутри них что? (Механизм)
  • Значит, эти часы называются? (механическими)

(Рассмотреть часы : циферблат, стрелки).

Экскурсовод обращает внимание на электронные часы.

  • Расскажите, что вы знаете об этих часах (у электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока)

Экскурсовод: Я наблюдала за вами, как вы путешествовали, искали ответ на вопрос – какие часы самые точные.

Дети : Да, механические часы, считаются самыми точными.

Экскурсовод – ребенок : А хотите научиться определять время по часам?

Цель: формирование умений у детей определять время на часах с точностью до часа.

Дидактические задачи: уточнять и развивать у детей временные представления;

развивать память, логическое мышление.

Дидактические правила:

Проговаривая считалку, дети крутят стрелки часов. На последние определенные слова ведущего, дети останавливают стрелки в нужном положении.

Ход игры:

Дети сидят за столами. Ведущий предлагает детям вместе с ними проговорить заученный раннее стих. На последнюю строчку стихотворения ведущий называет определенное время и игроки выставляют нужный час.


Отлично, а вот и сломанные часы, но прежде чем приступить к их ремонту, давайте вспомним, как измеряется время по длительности. (Время измеряется секундами, минутами, часами. Определяется сутками, неделями, месяцами, годами.) Давайте их соберём.

Ну, вот теперь всё в порядке, осталось произнести волшебные слова, что бы завести часы.

Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.
(Наклоны вправо – влево.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.
(Приседания, показ избушки – руки над головой.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,
(Приседания.)
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга.
(Вращение туловища вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.
(Вращение туловища влево.)
А часы идут, идут,
(Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают,
(Замедление темпа ходьбы.)
А бывают, что спешат,
Словно убежать хотят!
(Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают.
(Дети останавливаются.)

А вы умеете определять время по часам?


Замечательно, часы ходят правильно, а нам пора подумать над следующей задачкой. Перед детьми картинки частей суток. (Утро, день, вечер, ночь.) Отдельно лежат картинки, на которых изображены действия детей в разное время суток.

Ребята идут дальше.

Что же это такое? Вот вам подсказка.

Загадка:
Что за птицы пролетают
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад. (Дни недели.)

Верно. Время определяется и неделями тоже.

Ребята идут дальше.


Что такое осень, зима, весна, лето? (Год.) Время определяется и месяцами, и годами.

Порядок времени восстановлен. Все люди спасены. А часы возьмем к себе в группу, будем бережно с ними обращаться и станем хранителями времени.

Читайте также: