Птицы наши друзья конспект 2 класс

Обновлено: 07.07.2024

Коррекционно-образовательные: Познакомить учащихся с новым рассказом Соколова-Микитова. Формировать естественный интерес к братьям нашим меньшим, расширять углублять знания детей о природе, в частности о птицах.

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляцион­ную моторику детей;

- развивать навыки чтения, работы с текстом, фонематический слух, внимание;

- развивать зрительное восприятие;

Коррекционно-воспитательная:

- развивать навыки самоорганизации и контроля;

- воспитывать желание приходить на помощь;

- воспитание бережного отношения, любви к природе.

Оборудование: презентация к уроку, кормушка для птиц.

1.Орг. момент
- Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:

Какое время года?

Какой день недели?

Какое время суток?

- Давайте начнем урок со стихов, которые сочиним сами. Я буду называть первую и вторую строчку, а вы будете сочинять последнее слово:
- На уроках будь старательным будь спокойным и … (внимательным)

-Говорите четко, внятно, чтобы было все… (понятно)

-Если хочешь отвечать, надо руку … (поднимать)

-Будь прилежен на уроке, не болтай : ты не … (сорока)

-Если друг стал отвечать, не спеши … (перебивать)

-А помочь захочешь другу подними спокойно … (руку)

-Знай, закончился урок, коль услышал ты … (звонок)

- Молодцы! Хорошо сочиняем стихи и я думаю, что все дети на уроке будут соблюдать правила поведения.

- Скажите, что вы делаете каждое утро, когда просыпаетесь?

2. Артикуляционная гимнастика.
а) Сказка про язычок. Жил был Язычок. Утром он посыпался, улыбался, умывался, чистил зубы, делал зарядку (вверх, вниз, влево, вправо, круговые движения).
- Зарядку для язычка сделали. А все ли буквы вы знаете? Проверим. (закрытыми глазами, на ощупь узнают печатную букву и называют слово на эту букву).

(показ слайдов: синичка, воробей, утка, гусь, сорока, лебедь). - Скажите, каких птиц вы знаете? - Чем птицы отличаются от всех животных? Что общего у всех птиц, какие только есть на свете? (яички, перья, крыло, клюв)
– Все ли птицы живут на одном месте? Куда и когда они улетают? Какие птицы остаются зимовать? Почему?

Вам на дом было задано выучить стихотворение о птицах. (чтение стихов про птиц).


4. Изучение нового материала.
– Сегодня мы познакомимся поближе с птичкой, какой угадаете сами, послушав его песню.

(Дети, слушают песню соловья)

-Рассказ про соловья.

Внешний вид соловья. Соловей немного крупнее воробья, коричневый, снизу серый, хвост довольно длинный, закругленный, одного цвета со спиной. Места обитания соловья. Обитает в светлых лесах, у рек, садах и парках. Места гнездования соловья. Гнезда устраивает на кустарниках или в густой траве. Гнездо делает из сухих травинок и листьев, тонких веточек. Откладывает 4-6 яиц коричневого или темно-шоколадного цвета. Соловей улетает в теплые края на зимовку, потому что там ему легче прокормиться. Прилетает в первой половине мая, и вскоре можно слышать его замечательную звонкую трель. Пища соловья. Соловей питается в основном насекомыми.муравьи, жуки, а также гусеницы, многоножки, мухи, пауки; осенью в небольшом количестве поедают также ягоды и семена. Песня соловья — набор повторяющихся свистов и щелканий. Нежные звуки песни сменяются громкими, радостные — печальными. Поет соловей, сидя на какой-нибудь веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Вообще соловей — очень скрытно держащаяся и осторожная птица, которую даже заметить очень трудно; во время пения он забывает об опасности и поет так стараясь, что к нему можно подойти очень близко. Соловьи склонны к подражанию. Молодые певцы учатся пению у старых, подражая им, а потому там, где появляется один хороший певец, вскоре улучшается пение и других птиц
– Мы прочитаем рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (слайд)

С рассказами этого писателя мы очень часто встречаемся, но о нем ничего не знаем. Этого писателя давно уже нет, но его рассказы про животных, птиц, о природе мы читаем с огромным удовольствием. Соколов-Микитов очень любил путешествовать по земле, узнавать многое, свои наблюдения он записывал и писал рассказы для детей, детей вашего возраста.

7. Снятие напряжения с глаз. (слайд).

8. Коррекционное задание.

- Вы согласны, что птицы наши друзья?

9. Заключение
Закончите предложение
- Сегодня на уроке я узнал, что…
- Сегодня на уроке мне было интересно потому, что…

- Какую же пользу приносят птицы? Почему нужно их беречь и заботиться о них?

“Птицы – первые и самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Если мы будем беречь наших насекомоядных птиц – дятлов, скворцов, синиц, мухоловок, соловьев, горихвосток, ласточек, поползней, а также хищных птиц, то у нас всегда будет огромная армия неутомимых работников, которые не допустят поражения лесов, садов, полей и огородов.

Директор ГБОУ РЦСТА и П им. У. М.Муртузалиевой

___________ Амирханов А.А.

Зам. директора по УВР__________ Ибрагимова Р.Ю.

ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала

Отзыв коллег

об уроке чтения и развития речи во 2 классе

(коррекционная школа)

учителя начальных классов

Дауталиевой Бурлият Абакаровны

Видна система работы учителя по организации занятий с использованием нестандартных технологий, ИКТ. С методической точки зрения урок был направлен на активизацию деятельности учащихся через систему вопросов, через просмотр презентации. БурлиятАбакаровна. в своей работе большое внимание уделяет психологическим аспектам урока, постоянно развивая у детей такие качества, как внимание, память, речь, воображение, мышление. Реализованы межпредметные связи с уроками литературное чтение, окружающий мир, технология.

Эмоциональная атмосфера на уроке была доброжелательной, что способствовало активной деятельности и учителя, и учащихся.

Директор ГБОУ РЦСТА и П им. У. М.Муртузалиевой

___________ Амирханов А.А.

Зам. директора по УВР__________ Ибрагимова Р.Ю.

ГБОУ РЦСТА и П им. У. М. Муртузалиевой г. Махачкала

Отзыв родителей

об уроке чтения и развития речи во 2 классе

(коррекционная школа)

учителя начальных классов

ДауталиевойБурлиятАбакаровны

На протяжении всего урока поддерживался благоприятный морально-психологический климат в классе, учитель старалась поощрять инициативу и самостоятельность учащихся.

Занятие прошло живо и интересно. Все участники оказались вовлечены в процесс работы, не было посторонних наблюдателей. С учётом типа урока и целей, использовались различные формы и методы обучения: коллективная работа, работа в парах, группах, работа у доски, фронтальный опрос. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Так как у первоклассников мышление преимущественно наглядно - образное, использовался наглядный материал в виде иллюстраций, схем, презентации. БурлиятАбакаровна работает над развитием творческого потенциала у детей, развивала такие качества как активность, любознательность.

Физминутка являлась элементом здоровье сберегающей технологии, обеспечивающая сохранность здоровья детей.

На уроке работают все и работает каждый. Учителю интересно мнение каждого и радует успех каждого. Все и каждый имеет право высказывать своё мнение.

БурлиятАбакаровна не предъявляет детям непосильных требований.

На уроке осуществлялась обратная связь учитель-ученик-учитель.

Благодаря подбору упражнений и сочетанию различных видов деятельности поставленные цели были достигнуты. Дети на уроке не только закрепили полученные знания, но и получили новые понятия.

Также дети поделились чувствами, эмоциями, открытиями, которые испытали на сегодняшнем занятии, пожелали друг другу взаимоуважения и согласия; тепла и уюта в доме.


формировать понятие о происхождении и названии некоторых птиц.

- повысить образовательный уровень;

- формировать у младших школьников интерес к изучению окружающего мира;

- осуществлять экологическое воспитание, воспитывать любовь к родной природе,

бережному отношению к ней;

- повторить и закрепить знания учащихся об отличительных особенностях птиц;

- учить доброте, отзывчивости, помогать друг другу;

- развивать речь и умение представлять информацию перед слушателями;

- развивать память, мышление.

Оборудование:

-презентация "Наши друзья птицы"

-изображения различных птиц

-карточки с заданиями

Ход занятия

Организационный момент.

Звучит музыка, дети входят в класс.

Чтобы узнать тему нашего занятия, вы должны разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово .

1.Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

2.На когтях на ствол сосновый

Влез монтер красноголовый.

Он трудился на весу,

Но не вспыхнул свет в лесу:

И зовут их всех :

4.Ей на месте не сидится:

Все летает целый день,

Целый день звенит: "Тень-тень!"

Угадай-ка что за птица?

5.И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши - прячутся, дрожа:

Очень уж суровы

Ответы: 1. Петух. 2. Дятел. 3. Сороки. 4. Синица. 5. Совы.

В выделенных клетках - "ПТИЦЫ".

Тема нашего внеклассного мероприятия - "Птицы - наши друзья".

Учитель. Сегодня, мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах. Уже почти век орнитологи (учёные изучающие жизнь птиц) всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц . В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. Многие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную и обширную Родину.

Ученик 1.1 апреля– День птиц. Его празднуют вместе с нами сотни тысяч школьников. Они готовятся к этому дню очень тщательно: делают домики, кормушки и развешивают их для привлечения птиц. Но прежде давайте выясним, кто же такие птицы.

Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. (на скорость)

А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?

Птица – рыболов. Соловей

Птица – плотник. Ласточка

Лесная кошка. Поползень

Птица – строитель. Баклан

Птица – акробат. Иволга

Пернатый солист. Кукушка

Ночной хищник. Дятел

Легкомысленная мамаша. Сова

Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя. Каким скучным и неинтересным был бы мир без наших пернатых друзей. И сегодняшняя игра является подтверждением этих слов. Интересных и незабываемых всем встреч с миром пернатых.

1.Какая птица самая большая в мире ? ( Африканский страус )

2.Какая птичка самая маленькая? ( Колибри)

3.У какой птицы самый длинный язык? ( У дятла)

4.Какая птица имеет очень длинный хвост? ( Сорока)

5.Где синицы вьют гнезда? ( В дуплах деревьев)

6.Какие птицы выводят птенцов зимой? ( Клесты)

7.Какая птица ходит по дну водоемов ? ( Оляпка)

8.Какая птица не высиживает яйца? ( Кукушка)

9.На какие 2 группы делятся птицы? ( Зимующие и перелетные)

10.Как называется наука о птицах ? ( Орнитология)

11. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи)

12. Какие птицы выводят птенцов зимой? (клесты)

13. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерев, рябчик)

14. Какая птица к зиме белеет? (куропатка)

15. Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (береговая ласточка, зимородок)

16. Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (стрижи)

17. Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (зимородок)

-Молодцы, вы настоящие знатоки птиц.

Звучит запись птичьих голосов.

– Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

"Синь-синь!" – посвистывает синица.

"Чи-чи! Чи-чи!" – вторит ей чиж.

"Гра-гра! – представляется грач.

"Сквор-сквор!" – поют скворцы.

Дополни пословицы и поговорки

1. Слово не воробей, вылетит… не поймаешь.

2.Лучше синица в руке, чем… журавль в небе.

3.Ласточка день начинает, соловей… кончает.

4.Плакала кукушка, что детей отдала… в люди.

1.От худой курицы худые и … яйца.

2.Павлин красив, да ногами… несчастлив.

3.Вольному воробью и соловей в клетке не… завидует.

4.Время не воробей, упустишь… не поймаешь.

Интересные факты о птицах.

1. Людям на данный момент известны 9800 видов пернатых, которые живут на Земле.

2. Наибольшее количество желтков, когда-либо найденных в одном яйце, – девять.

3. Чтобы сварить яйцо страуса вкрутую его нужно кипятить 2 часа!

4. Единственная в мире птица, у которой вообще нет крыльев, это Киви, живущая в Новой Зеландии.

5. Температура тела птиц на 7-8 градусов выше чем у человека. Так как птицы не могут потеть, три четверти вдыхаемого воздуха птица использует для охлаждения.

6.Самые большие птичьи яйца в мире несут мадагаскарские птицы — эпиорнисы. 13

.Сердце птицы бьется 1000 раз в минуту во время полета и 400 раз в минуту во время отдыха.

7. Самая большая по размерам птица – это страус, рост которого достигает более 2 метров.

8. Страусы, киви, казуары, додо и пингвины не могут летать. 16.Во всем мире существует 6 видов ядовитых птиц.

9. Ворона и ворон не являются самцом и самкой одного вида птиц, а это разные виды птиц.

10.Самые распространенные птицы на Земле – это куры.

11.Птицы произошли от динозавров.

12.Странствующий альбатрос имеет самый большой размах крыла, который составляет 3 метра.

13.Императорский пингвин может голодать на протяжении 9 недель.

15. Чайки без проблем могут пить соленую воду, потому что их гланды фильтруют соль

16.Колибри за один день может съесть в 2 раза больше собственного веса.

17.На воле птицы могут жить до 45 лет.

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится-

На траве кровавой вздрагивала птица.

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, есть у вас капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди-человечки, страны и народы.

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Учитель: - Неужели в нас не осталось ничего человеческого, неужели мы настолько жестоки и коварны, что сможем поднять руку или навести дуло оружия на эти беззащитные существа, на прекрасные создания природы, частью которой являемся и мы.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Не хозяева вроде,

Так добро свое губим.

А гордимся природой

И Отечество любим.

-С каждым годом все больше и больше исчезает разных видов птиц . В нашей стране создана Красная книга, где целый раздел посвящен редким и исчезающим птицам.

Красный цвет – цвет тревоги, опасности, призывающей нас остановиться, задуматься над своими поступками, своим отношением к природе. Но Красная книга еще не гарант того, что редким зверям и птицам не грозит опасность, главным является наша человеческая совесть. Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы, придя в лес мы смогли услышать чудесное пение птиц.

Каким скучным был бы мир без Птиц !

Учитель: -А чем мы можем помочь птицам ?

Уч. Не разоряйте птичьего гнезда,-

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда ,

Когда над рощей буря злится .

Храните дерево от топора;

Оно, высокое и вековое,

Дает нам тень , когда стоит жара,

Оно чарует все живое.

Не разрушайте птичьего гнезда !

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без долга.

Почему птиц называют друзьями человека ?

-Какие правила вы должны помнить ?

( Работа с природоохранными знаками )

- Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным , легким полетом, красивым пением. И только им с высоты их полета видно, как велика , прекрасна, но и хрупка наша планета. Помните об этом и вы.

Простите, птицы, нас, простите,

За неразумные дела.

Я верю, к нам вы возвратитесь,

Когда умчатся холода.

Вы расскажите всему миру,

Что много у земли друзей.

Прошу, пожалуйста, Простите

Таких безжалостных людей.

Мы обижали вас жестоко,

Но верю я, что в новый век,

Шагнет не варвар, не губитель,

А символ жизни – человек.

Обобщение, выводы

- Какие правила необходимо знать и соблюдать в природе?

1) Нельзя близко подходить к гнездам птиц, иначе птицы могут покинуть гнездо.

2) Нельзя разорять птичьи гнезда.

3) Не лови и не носи домой здоровых птиц. В неволе они погибают.

4) Можешь потрогать птенчиков, они не кусаются.

5) Не шуми в лесу.


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Цель: обобщение и систематизация знаний о птицах, через конкурсы, развитие эмоциональной сферы: уверенность в своих силах, самостоятельность; воспитание эстетических взглядов, творческого начала личности.

Предварительная работа. Знакомство учащихся с жизнью птиц (воробей, синица, кукушка, ворона, клест, дятел и т.д.) Повторение литературных произведений с участием птиц.

1. Какая птица не садится ни на землю, ни на деревья, хотя и летает? ( Стриж)
2. Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы)
3. Какие птицы прилетают к нам позже всех и раньше всех улетают на юг? (Ласточки)
4. Когда выводит своих птенцов клёст? ( В феврале)
5. Что птицам страшнее зимой- холод или голод? ( Голод)
6. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина)
7. Какая птица может летать хвостом вперёд? ( Колибри)
8. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла-15 см)
9. Когда температура тела у воробья выше - летом или зимой? (Одинакова)
10. Назовите самых быстрых птиц. ( Соколы 300 км/ч, стрижи - -170 км/ч.)

11. Какие птицы не высиживают птенцов? ( Кукушки)
12. Какие птицы ползают по дереву и вверх, и вниз? ( Поползень)
Ведущий.
Ребята, охраняйте птиц, зимой подкармливайте их, делайте кормушки.
3 конкурс КОРМУШКА
Нарисовать кормушку. (фломастеры, альбомный лист)
4 конкурс Найди 10 птиц.
Среди множества букв нужно найти 10 названий птиц.
5 конкурс ПОКОРМИ ПТИЦ
Ведущий:
С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть одна -
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песни не пришлось нам встречать весну!
Вот сколько птиц прилетело на кормушку.
Какой корм дадим каждой птичке?
воробей- зерно
снегирь - ягоды рябины
дятел - насекомых
синица - насекомых, сало, зерно
сова - мыши
ворона зерно
Синица семечки, сырое сало (несоленое), мясо.
Воробей, сорока, ворона семена тыквы, дыни, овес, пшено, просо, пшеница, сырое мясо.
Кедровка кедровые орехи.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКАПрилетели птицы.
Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то можно топать или хлопать. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны
..
Прилетели птицы:
Голуби, куницы,
..
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки
И даже ватрушки.
.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы
Все вы молодцы!
Ведущий:
Ребята, нам прислали телеграмму. Давайте её прочтём .
Встречайте ! Вылетаем в гости.
Кто бы мог прислать нам телеграмму?
6 конкурс ЗАГАДКИ
Снегирь:
Угадайте, как меня зовут?
Сероспиный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает.
Правильно ребята, зовут меня снегирь. Моя родина - хвойные леса северной тайги. Там мы устраиваем гнёзда и выводим птенцов. В октябре мы образуем, стаи и улетаем зимовать в ваши леса. В ваших краях для нас тепло, в лесу много ягод и семян. Особенно я люблю ягоды рябины, семена ольхи, ясеня, клёна.
Воробей
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По дереву шныряет
Крошки собирает
Это маленькая подвижная птица с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Синица
Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Чёрненькая шапочка
И полоска галстучка.
Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на головке черная полоса-галстучек, крылья и хвост серые, спинка желто-зеленая, а брюшко желтое. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках.
Дятел
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела черный, на голове и на шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Эта птица труженик. Расклюет в своей кузнице шишку и летит за новой.
Обитает в лесах (преимущественно хвойных) и парках.
Питание. Летом питается, в основном, древесными насекомыми, зимой семенами хвойных деревьев. В лесу можно найти так называемые кузницы дятла пни или трухлявые стволы, в щелях которых он заклинивает шишки и желуди, чтобы было удобнее расклевать. Внизу под старой кузницей нередко образуются кучи характерно расклеванных шишек. Весной часто пьет березовый сок, оставляя на стволах аккуратные горизонтальные ряды маленьких отверстий в бересте
Клёст
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Эта птичка небольшая, цвета красного, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. Это единственные птицы, которые выводят птенцов зимой, даже при 28 градусах мо-роза. Дневная, шумная и подвижная птица. Почти всё время проводит на деревьях. Летает, быстро по волнистой траектории. В полёте стайка клестов перекликается, издавая кеп-кеп-кеп.
В образе жизни всех видов клестов есть интересная особенность. Поскольку клесты кормятся почти преимущественно хвойными семенами, урожай которых бывает не каждый год, в сезонных явлениях этих птиц можно заметить годовые колебания.
В любое время года клесты совершают перекочёвки, покидая области с неурожаем шишек и скопляясь в большом количестве в урожайных местах хвойных лесных массивов.
Ворона.
Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это.
У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья - черные, остальное тело серое. Ворон осторожная птица. Умеет хорошо передвигаться по земле.
Продолжительность жизни ворона в неволе от 15 до 69 лет.
7 конкурс СОБЕРИ КАРТИНКУ ПТИЦЫ (разрезанная картинка птицы)
8 конкурс СКАЗОЧНЫЕ ПТИЦЫ (На птичках с обратной стороны название птицы из сказки)
Ведущий: Следующий наш конкурс выявит команду, которая лучше знает сказки, в которых участвуют птицы.
Ласточка (Дюймовочка Г.Х. Андерсен)
Воробей (Чуковский Тараканище)
Утенок ( Гадкий утенок Г.Х.Андерсен)
Галчонок (Дядя Федор, пес и кот Успенский)
Петушок (Сказка о золотом петушке Пушкин)
Гусь (Чудесные приключения Нильса с дикими гусямиГ.Х. Андерсен)
Соловей (Соловей Г.Х.Андерсен)
Ворон (Снежная королева Г.Х. Андерсен)
Журавль (Лиса и журавль)
9 конкурс Птичьи письма
Команды получают конверты, в которых находятся письма от птиц. Задача команд - определить какие птицы их прислали.
1.Безотказно истребляю я различных вредных насекомых и их личинки. Только я ем волосато мохнатых гусениц шелкопрядов. Бронзовые майские жуки любимое лакомство. Не приношу я вреда ни семенам, ни ягодам. Очень уважают меня лесоводы, но зато страшно не любят птицы, да и люди тоже не любят, считают, что плохая я мать своим детям. А вы что думаете обо мне?
(Кукушка)
2. Не будь меня, кто защитит парки и скверы от вредителей? Вы спросите: а разве кроме меня, нет защитников природы в городе? В том- то и дело, что есть более 170 видов, да только не такие как я. Я уничтожаю вредителей во много раз больше, чем все эти виды, вместе взятые. Если бы люди это знали, они изменили бы ко мне и моим собратьям свое отношение. Вот в Америке, Австралии, Новой Зеландии нашего брата совсем не было, так специально нас туда завезли, потому что пользу приносим огромную. А в городе Бостоне нам даже памятник поставили. Мы не просим для себя памятников. Только помните: мы едим лишь белый хлеб, от чёрного можем заболеть и погибнуть.
(Воробей)
Зимой мы не боимся заглядывать в форточки домов. Мы уничтожаем вредителей, не только летом, но и зимой, добываем насекомых из укрытий, которые недоступны более крупным птицам. Приносим большую пользу, поедая вредных насекомых, а в зимний солнечный денёк радуем вас весёлой песенкой. Но нам иногда приходится очень плохо оттого что ребята стреляют в нас из рогаток.
(Синица)
Итог:
- Какую пользу приносят птицы?
- Какие правила необходимо знать и соблюдать в природе?
1) Нельзя близко подходить к гнездам птиц, иначе птицы могут покинуть гнездо.
2) Нельзя разорять птичьи гнезда.
3) Не лови и не носи домой здоровых птиц. В неволе они погибают.
4) Не шуми в лесу.
- Птицы дороги нам не только приносимой пользой, но и как украшение нашей обширной чудесной Родины. Мы должны постоянно заботиться о наших пернатых друзьях.
Ведущий: Ну, а теперь подведем итоги нашего конкурса. Предоставляется слово членам жюри (выступление жюри).
Спасибо вам за активное участие в игре. А закончить игру я хочу словами М.Пришвина: Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы. Человеку нужна Родина. А охранять природу, значит охранять Родину.
ЗАГАДКИ
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг. (Дятел)
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой свалиться
Два могучие крыла
У хозяина.
(Орла)
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел)
Днём спит, ночью летает
И прохожих пугает.
(Сова)
Чернокрылый, красногрудый,
А зимой найдёт приют:
Не боится он простуды-
Тут как тут!
(Снегирь)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.

Образовательные:

Формирование экологического представления детей об окружающем мире.

Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах.

Обогащать пассивный словарь детей. Активизировать речь детей.

Воспитательные:

Помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, справедливости к окружающему миру.

Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, милосердии.

Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

Методы и приемы:

Игровой, словесный, наглядный.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

- Итак, что вы представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).

- В какое время года можно услышать голоса птиц? (ответы детей).

- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? (ответы детей).

- Почему? (ответы детей).

- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).

С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

Учитель: Пусть нам не всё известно,

Но, надеюсь, ответы найдём.

А помогут нам в этом птицы,

Давайте их в гости позовем!

Сорока: Я по городу летаю,

Иногда в лесу бываю,

Птичек знаю хорошо.

Расскажу о них я всё.

Учитель: Подожди-ка, белобока,

Говорить ты можешь много.

Пусть ребята нам расскажут,

Что они о птицах знают.

- А сейчас ребята, мы с вами разгадаем загадки и узнаем, каких же птиц мы можем увидеть зимой на наших кормушках и узнаем о них много интересного. А помогут мне в этом наши юные учёные-орнитологи из 2 класса. Орнитология – раздел зоологии, изучающий птиц. Это слово произошло от двух греческих слов: орнитос (птица), логос (учение).

1) Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет,

По полям ночует,

Семена ворует. (воробей)

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый ….

Учёный- орнитолог: По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! А если воробьи дружно расчирикались – жди оттепель. Воробьишки очень чистоплотные и охотно купаются зимой в снегу.

2) Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой( снегирь)

Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Это птицы зимнего леса. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Снегири держатся небольшими стайками(7-9). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Как только подтает, птицы улетают.

3) Спиною зеленовата,

И полоска шарфика. (синица)

Синички - юркие маленькие птички, размером с воробья. Синицы продолжают собирать вредителей даже зимой. Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках.

4)По дереву стучу,

Что-то я достать хочу.

Хоть и скрылся под корой -

Червячок-то будет мой! (Дятел)

Самая болтливая (сорока)

Сорока- ловкая, подвижная, суетливая птица. К зиме переселяется ближе к жилью человека. Ради большей безопасности сороки ночуют стаями. Излишки пищи они прячут в ямах, которые выкапывают в земле. Сороки также славятся неравнодушным отношением к блестящим предметам.

6)Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это. ( Ворона.)

Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка!

Ворона – птица крупная, с большими крупными ногами. Зимой ворона переселяется ближе к жилью человека. Здесь она питается остатками и отбросами. Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая.

7)Известно с давних нам времен,
Что эта птица – почтальон (голубь)

Это довольно красивая птица — мало кто еще обладает таким быстрым, уверенным полетом. Благодаря скорости и способности к ориентации одомашненные голуби издавна использовались как средство связи. А еще голубь – символ мира.

Кто в лесу живет сосновом,
Носит крестик на носу?
И гнездо плетет в ту пору,
Когда пурга поет в лесу?

Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели.
Крик его отрывист, прост,
Криворотый красный….(клёст)

Самцы у клестов – красные, а самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.
- Замечательны эти птицы тем, что вьют свои гнезда зимою. А в лютую январскую и февральскую стужу выводят в этих гнездах птенцов. Их гнезда трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев.
Единственный корм этих птиц – еловые и сосновые семена, которые они ловко добывают своим крестообразным клювом. Сидит себе самка в гнезде и высиживает яйца. Самка положения не меняет – самец ее кормит. А вы знаете о том, что эти птицы считаются святыми. Они прилетели и выдернули своими клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. Так гласит старинная легенда. Но это оказалось им не под силу, и кончики клювов у птиц перекрестились, а перья, испачканные кровью стали красными.

9)Ну а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам:

Вверх и вниз и тут и там?

Кто мелькает целый день?

Чистит все стволы подряд.

Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что – то другое, нужно хлопать в ладоши и топать ногами.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки, стрижи, комары, кукушки.

Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки поползни, дятлы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

Учитель: - Ребята, а что это за шум?

Появляется взъерошенный воробей: (второклассники)

Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка:

Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья)

Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?

Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?

Появляется ворона:

Ну, морозы! Ну морозы!
Нос наружу – ой-ой-ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымится морозной далью
Ночи снежны и темны,
Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!

Ребята, а как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее голод или холод? Почему?

Для птиц страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. А в суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам зимой? (ответы детей).
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди.

Как же люди могут помочь птицам зимой? (Подкармливать птиц, развешивать кормушки.)

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

"Спасибо вам великое!".

Появляется сорока:

Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик - чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!

Воробей недовольно:

Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны….

Сорока возмущенно:

Чик - чирикин, Ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в школьный сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено!

Воробей недовольно:

Нет, не верю все равно!

Синичка задумчиво:

А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?

Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.

Ребята, а у кого из вас есть у дома кормушка?

Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из- под сока или молока. Существует много различных видов кормушек:

Кормушка-лоток. Эта кормушка самая простая. Она похожа на лоток.

Кормушка-столик. Эта кормушка отличается тем, что лоток здесь прикрепляется к подставке (ножке).

Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила.
- Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки т.д.
- Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.
- Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
- Корма класть немного, чтобы подкормить, поддержать птиц в трудное время. Интересно наблюдать за птицами во время кормления, как быстро они слетаются, как общаются друг с другом.

1.У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.

2.Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.

3. Устанавливая кормушку, постарайтесь не повреждать деревья. Используйте скотч или веревку для фиксации. Если Вы заметили, что кормушка промокла и больше не пригодна, смените ее или снимите совсем.

Если каждая школа в нашей стране поставит хотя бы одну кормушку, то все птицы будут обеспечены кормом. Мы, ученики 2 класса смастерили для птиц кормушки, заготовили корм для птиц и развесим их в местах скопления птиц.

Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить.

Какой корм дадим каждой птичке? (ответы детей)

Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Овёс охотно съедят синицы, воробьи. Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные, ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу у птицы, что может привести ее к гибели), кусочки мяса, сыра, остатки каши, творог. Также можно купить специальные смеси в зоомагазинах. Не забудьте о чистой воде.

- Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые? (ответы детей)

- У птиц есть природные столовые. Например, деревья рябины. Берегите рябину! Не ломайте ее ветки, чтобы не разрушать птичью столовую.

А сейчас я проверю, какой класс слушал внимательнее.

Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. Можно предложить дописать список самим.
1.Рябина.
2.Макароны
3.Семечки.
4.Ягоды шиповника
5.Ржаной хлеб.
6.Белый хлеб
7.Шоколадные конфеты
8.Яблоко
9.Пшено (крупа)
10.Гречневая каша
11.Сало соленое
12.Кусочки сырого мяса и др.

Появляются не спеша, синичка и воробей.

Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!

Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?

Да! Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!

Команды получают карточки, соединить - кто как разговаривает.

О т в е т ы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают

На слайде изображены части птиц, которые вы должны узнать, назвать птицу и доказать почему вы так решили.
- Итак, чья это голова?
- У какой птицы грудка такого цвета?
- Чей это клюв?
- Чей хвост?
- А это чей хвост?

- Давайте и мы встанем и отдохнём немножко.

Встал воробушек на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух.

И скорей за парту плюх

Среди зимующих птиц есть ещё одна группа птиц, а какие, вы должны отгадать ребусы.


Наибольшее количество баллов достанется той команде, которая лучше всех станцует.

Внимание на нашего ди-джея, который покажет вам танцевальные движения, а вы их повторите!

Звучит музыка. Дети танцуют.

Каждой команде по очереди Сорока подносит сундучок, и один из участников достаёт из него жетон с номером. Ведущий зачитывает вопрос под этим номером, и команда даёт на него ответ.

Эта птица – символ мира. Воздушный почтальон. (Голубь – 4)

Эта птица легко лазает по стволу в низ головой. ( Поползень-3)

У этой птички черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. (Синица)

В шумных городах и тихих деревнях можно встретить вот эту маленькую шуструю птичку. Они смело скачут по улицам, по которым проезжают машины, пролетают под ногами прохожих. (Воробей)

Птица очень осторожная и умная. Гнездо строит высоко от земли в густых ветвях дерева, основа гнезда состоит из наломанных ветвей, разоряет большое количество птичьих гнёзд – любит полакомиться яйцами. (Ворона)

Какая птица в лютую январскую и февральскую стужу выводит птенцов? (Клёст)

Итог урока. Рефлексия.

Наше занятие подошло к концу. Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы– наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять их.

Давайте повторим, дополняя предложения :

Некоторые птицы проводят зиму в наших краях. Такие птицы называются……………………

А другие улетают в тёплые страны – это…………………………

Перечисли названия зимующих птиц, о которых ты запомнил:………………..

Мне понравилась птица. Потому что……………………………

Птицы - наши друзья, им нужно. Можно смастерить и повесить .

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

2.Сколько гибнет их - не счесть,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, который они спасут от вредителей. А ребятам 2 класса даю особое задание: на каждом многоквартирном доме, в общественных местах расклеить листовки с призывом о помощи зимующим птицам.

Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.

Газета “Педсовет”, 2006–2008 гг.

Сборник загадок: Пособие для учителя/ сост. М.Т. Карпенко - М.: Просвещение, 1988.

Газета “Педагогическое творчество”, 2006 - 2008 гг.

Кухтина А.Л. Помоги зимующим птицам. Методические рекомендации к проведению месячника. Комсомольск- на- Амуре: Агора, 2005

Читайте также: