Конспект занятия в подготовительной группе челябинск

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Формировать духовно-нравственные чувства, ценности, через чтение художественной литературы; стихов о Родине, России, Уральском крае, в художественно-творческой деятельности.

  • Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России, как о родной стране.
  • Знакомить детей с историей Урала через краеведческую литературу.
  • Закрепить названия поделочных, драгоценных камней.
  • Активизировать словарь детей новыми словами: “Урал – батюшка”; “Седой Урал”; “Урал – жемчужина природы”; “Русь”.
  • Закреплять навыки работы с пластилином с использованием дополнительного материала.
  • Развивать творческое мышление;
  • Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.
  • Способствовать созданию у детей эмоционально-положительного фона на занятии;
  • Воспитывать бережное отношение к природе родного края;
  • Вызвать желание детей отражать свои впечатления в творческой деятельности;
  • Воспитывать патриотические чувства.
  • Беседы о Родине, России, родном крае – Урале;
  • Чтение художественной, краеведческой литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок о Родине;
  • Рассматривание картин, иллюстрацией с изображением природы родного края;
  • Чтение уральских сказов П.П.Бажова;
  • Знакомство с коллекцией камней – самоцветов Уральских недр;
  • В изобразительной деятельности: рисование героев сказов П.П.Бажова; освоение живописи цветным пластилином; лепка украшений уральских мастеров;
  • Посещение краеведческого музея.
  • Выставка художественной и краеведческой литературы;
  • Выставка коллекций минералов, поделочных камней;
  • Выставка изделий из поделочных камней;
  • Выставка детских работ.
  • Для лепки: пластилин, дощечки, стеки, влажные салфетки.
  • Дополнительный материал: бисер, бусины, камешки, нитки.
  • Шкатулка с “драгоценными” камнями, поднос для поделок.

Воспитатель: Ребята, что такое Родина? (Высказывания детей.) Слайд 1.

Воспитатель: Есть замечательные стихи нашего современника В. Степанова послушайте. Слайд 2.

Ребенок: читает стихотворение “Что мы Родиной зовем” Владимир Степанов.

Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем,
И березки, вдоль которых, Слайд 3.
Взявшись за руки, идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом Слайд 4.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом. Слайд 5.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем….. Слайд 6.

Воспитатель: Родина – это земля, где ты родился. Мы с Вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле. Вы уже знаете, как называется наша страна? (Ответы детей.) Слайд 7.

Воспитатель: Да, вы родились в России, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия, а много – много лет назад наша Родина называлась Русь, земля русская. Слайд 8.

Как вы думаете а, как называют всех людей, живущих в нашей стране? (Высказывания детей.)

Воспитатель: Родину любят, берегут, защищают – так было всегда, во все времена. В народе говорят: “Русский человек без Родины не живет”. Родина – это то, что объединяет всех людей, в независимости от их национальности, живущих в одной стране. Мы все Россияне, мы говорим на одном языке, имеем одинаковые паспорта. Все горячо любим свою Родину. Слайд 9.

Послушайте, как любит свою родину поэт С.Васильев. Слайд 10.

Ребенок: читает стихотворение “О России” Сергей Васильев.

Россия…. как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа. Слайд 11.
Люблю тебя, моя Россия!
За ясный свет твоих очей!
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей. Слайд 12.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть! Слайд 13.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом Русь!

Воспитатель: Вспомните пословицы и поговорки о Родине. (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, как называется то место России, где мы с вами живем? (Высказывания детей.) Слайд 14.

Воспитатель: В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Наш край получил свое название по Уральским горам, пересекающим район с севера на юг. Слайд 15.

Об Урале знают не только в России, но и в других странах. Люди, живущие на Урале, любят свой край, величают его батюшкой, седым Уралом. Его не зря называют жемчужиной природы. Прекрасные строки посвящены Южному Уралу. Нашей землячкой Людмилой Татьяничевой. Слайд 16.

Дети: читают стих “Живу я в глубине России” Людмила Татьяничева.

Живу я в глубине России,
В краю озер и рудных скал. Слайд 17.
Здесь реки – сини, горы – сини
И в синих отсветах металл.
Милы и дороги до боли,
Да так, что глаз не оторвать,
Мне брови лиственниц собольи
И сосен царственная стать. Слайд 18.
Тайга, тайга…..
Берет отсюда
Начало изумрудный цвет. Слайд 19.
А зеленее изумруда
Ни дерева,
Ни камня нет!
По красоте, по скрытой силе
Мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной здесь видится Россия,
Суровей, строже, может быть. Слайд 20.
А может , здесь она моложе….
Свежей тут времени рубеж.
Но сердце русское – все то же,
И доброта и песни те ж! Слайд 21.
И лица те же, что в Рязани.
И так же звучны имена.
Как солнце в драгоценной грани,
В Урале Русь отражена. Слайд 22.

Воспитатель: Согласитесь очень красивые поэтичные слова, но об этом крае есть, и поговорки вот как они звучат:

Нет во всем мире земли,
Где бы хранилось столько богатств,
Где бы были так могучи силы недр.

Воспитатель: Так чем же знаменит наш Урал? Почему о нем знают люди во многих странах? Я, ребята, сейчас прочитаю стихотворение Сергей Васильева “На Урале”. Будьте внимательны. Потом вы постараетесь ответить на вопрос: “Чем же знаменит Урал?”

Откуда этот ветер смоляной!
Откуда этот гордый звук металла,
Как музыка, летящий над страной?
С железных гор, от быстрых рек, с Урала.
Откуда этих чистых песен клад?
Откуда эти ясные поверья,
Где все слова сверкают и горят,
Как светляки, как райской птицы перья?
Откуда этот камень-самоцвет,
То розовый, то красный, то зеленый. Слайд 23.
Запечатлевший нежность радуг след,
Лазурь небес и плеск воды студеной?
Похожая на вольную струю.
Откуда эта сабля расписная.
Готовая проворствовать в бою,
Неистовство казачье прославляя? Слайд 24.
Откуда эта пушка – громобой?
Какой суровый мастер несравненный
Свою судьбу сроднил с ее судьбой,
Вдохнул в металл свой разум вдохновенный?
Откуда он, бывалый человек. Слайд 25.
Чья жизнь причиной этой песни стала?
С железных гор, от шумных быстрых рек,
Кузнец и воин, верный сын Урала.

Воспитатель: Наш Уральский край знаменит камнями самоцветными, полезными ископаемыми, золотом, Каслинским литьем. Слайд 26, 27, 28, 29.

Для более близкого знакомства с богатствами уральских недр давайте представим, что мы находимся в подземном царстве и случайно услышали разговор…. , прислушаемся к нему и попробуем выяснить, кто участвует в споре, и кто из участников спора важнее.

“Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным”.

– Я – соль Земли, – говорит соль, – без меня кашу не сваришь.

– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. – Кастрюли – то же делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.

– А на чем варить будете? – интересуется уголь, – Без топлива в этом деле не обойдешься.

– И, между прочим, обо мне тоже не следует забывать, – говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.

(Ф. Кривин из книги “Сказки, добытые из-под Земли”).

Воспитатель: Вы уже ребята, догадались, что спорили между собой полезные ископаемые. Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре? (Высказывания детей.)

Воспитатель: Издавна славится Урал своими поделочными камнями – самоцветами. Посмотрите, какие они разноцветные! Слайды 30–36.

Какие названия имеют эти камни? (Ответы детей.)

Воспитатель: Неповторимая красота самоцветов вдохновила уральского писателя Павла Бажова (Слайд 37) рассказать в сказе “Хозяйка – медной горы” (Слайд 38), о сокровищах, хранящихся в тайниках Урала. Ребята, с какими еще сказами Павла Бажова вы знакомы? (Ответы детей.) Слайд 39,40,41.

Воспитатель: Замечательному Уральскому писателю Павлу Бажову, поэт Демьян Бедный (Слайд 42) посвятил стихотворение:

…. “ Колдун уральский, бородатый,
Бажов дарит нам новый сказ”.
“Живинка в деле”, – сказ богатый
И поучительный для нас.
В нем слово каждое лучится,
Его направленность мудра,
Найдут чему здесь поучиться
Любого дела мастера…

Воспитатель: Народные умельцы сказов Павла Бажова славились чудесными творениями, воплощенными из камня; это каменный цветок, малахитовая шкатулка, сокровища малахитовой шкатулки. Слайды 43, 44, 45.

Ребята, а вы хотите стать уральскими мастерами? (Высказывания детей.)

Воспитатель: Предлагаю вам пройти путь к мастерской, извилистой горной тропой.

(Дети выстраиваются друг за другом и выполняют действия в соответствии с текстом.)

Дети подходят к зоне художественно-творческой деятельности.

Воспитатель: Вот мы и попали во владения Медной горы Хозяйки.

Появляется Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в своем царстве, и хочу показать вам богатства моих владений, полюбоваться неповторимой красотой драгоценных камней-самоцветов и украшений из них.

Хозяйка предлагает детям рассмотреть камни-самоцветы и ювелирные украшения из этих камней.

Хозяйка Медной горы: А сейчас, ребята, я приглашаю вас в мастерскую, где вы сможете показать свое мастерство и пополнить мою коллекцию своими украшениями.

Дети выполняют “Украшения” из пластилина с использованием дополнительного материала, затем рассматривают готовые работы и выставляют на выставку.

Хозяйка Медной горы: Молодцы, ребята, вы славно потрудились, и в благодарность за ваш труд, я хочу преподнести вам подарок – камни-самоцветы (камешки выкрашенные лаком для ногтей в разные цвета) из своей сокровищницы. (Дети выбирают себе камни и благодарят Хозяйку Медной горы, она уходит.)

Воспитатель: Ребята понравилось вам наше занятие? Чем больше всего понравилось заниматься? (Высказывания детей.)

Воспитатель: Будущее нашей страны, во многом зависит от вас ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, свой родной край, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми. На этом наше занятие окончено. Спасибо за работу.

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Предварительная работа:

Оборудование:

ХОД

Дети входят в зал, здороваются с гостями. Встают в круг.

Воспитатель: Ребята давайте вспомним правила красивой речи.

Каждый день, всегда, везде (дети сжимают и разжимают пальцы в кулаки)

На занятиях, в игре (пальцы левой руки соприкасаются с пальцами правой)

Ясно, четко говорю,

Потому что не спешу (дети сжимают и разжимают пальцы в кулаки).

Воспитатель: Правильно, говорить сегодня мы будем о Родине.Что такое Родина? Как вы понимаете это слово? (ответы детей).

Воспитатель: Родина это и страна,в которой мы живем, и город, и дом, и улица, и наши близкие и родные, и природа, которая нас окружает. Как называется наша большая Родина, страна, в которой мы живем? (Россия)

Воспитатель : Верно.А какие страны вы знаете помимо России?

Давайте поиграем, я буду называть страну, а вы называете народ, который там живет.

Например: Россия – россияне

Воспитатель: Вместе с нами на земном шаре живут люди различных национальностей. Каждый народ имеет свой родной язык, свои национальные костюмы, любимые праздники, традиции, песни танцы.

Воспитатель: А как называется наша малая Родина, город, в котором мы живем? (Тюмень) А как называют горожан - людей, проживающих в Тюмени? (тюменцы). А как называют девочку, проживающую в Тюмени? (тюменка). А как называют мальчика, проживающего в Тюмени? (тюменец).

Воспитатель: Много чудесных городов в России: больших и маленьких, красивых, современных и не очень, но самый милый и дорогой нашему сердцу это город – Тюмень.Много написано красивых слов о нашем городе и сейчас ребята прочтут нам некоторые из них:
Ребенок: Никита Н.
Есть на свете город-
Зовут его Тюмень.
И говорить о нем, друзья,
Я могу весь день.
Ребёнок: Таня Р.
Над Тюменью встает рассвет.
Занимается новый день.
С добрым утром, мой город родной!
С добрым утром, моя Тюмень!
Ребенок: Марк К.
Город ярко сияет огнями,
Создавая игру теней!
Я по набережной под фонарями,
Прогуляться хочу скорей.
Ребенок: Соня
Тюмень, как целая страна,
Добра, светла, сильна.
Тайга, снега и холода,
И длинная зима.
Ребёнок:Аня К.
Но нам морозы не страшны
Нас греют нефть и газ.
Здесь люди добрые живут,
Нет веселее нас.

Ребёнок: Полина Ш.
Иду по улице нарядной,
Гляжу на новые дома.
Мне в этой улице чудесной
Видна вся родина моя.

Воспитатель: Ребята, а как называется главная улица города Тюмени? (улица Республики).Улица Республики берет начало от набережной реки Туры и заканчивается в конце города, где начинается лес.

Воспитатель: А как называются улицы, на которых вы живете?

Моя улица старая, а моя улица новая;

Моя улица узкая, а моя улица широкая;

Моя улица ближняя, а моя улица дальняя;

Моя улица длинная, а моя улица короткая;

Моя улица светлая, а моя улица темная;

Моя улица грязная, а моя улица чистая;

Моя улица веселая, а моя улица грустная;

Моя улицашумная, а моя улица тихая;

Моя улица большая, а моя улица маленькая;

Физкультминутка

Это город. Как высок он (взявшись за руки, поднимаем руки вверх)

Сколько крыш и сколько окон (показываем крыши, распахиваем окна)

Город наш такой большой,(руки в стороны)

Он уютный и живой (обнимают себя)

Он сверкает и цветет (руками показываем фонарики)

Город улыбается (улыбаются)

Воспитатель: Ребята, в нашем городе есть много разных зданий. Я вам буду загадывать загадки, а вы, отгадывая, будете называть эти здания.

Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить, -

Сумку мы с тобой берем,

И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин

И заходим в…. (Магазин)

Если мы посетим

Два часа посидим

В темном зале без света.

Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают. (Школа)

Воспитатель: Ребята, а в нашем городе одна школа? (нет). А что было бы, если была одна школа? (ответы детей) Детей много, все хотят учиться и попросту не хватило бы классов для учеников. А что было бы, если дети не ходили в школу и не учились бы вовсе? (ответы детей). Они выросли бы не грамотными и не культурными. А смогли бы они в будущем выучиться интересной профессии? (ответы детей)

- А давайте посчитаем, сколько школ в нашем городе, я буду показывать цифру, а вы называть количество школ.

- А еще, какие здания, необходимые для жизни горожан находятся в нашем городе?

- Детские сады, музеи, отделения полиции, больницы, пожарная часть….

- В нашем городе один магазин? (Много магазинов) сидя на стульчиках.

Один банк – много банков

Один дом – много домов

Один детский сад – много детских садов

Одна школа – много школ

Один парк – много парков

Одно дерево – много деревьев

Одна больница – много больниц

Один автобус – много автобусов

Один театр – много театров

Одна дорога – много дорог

Одна клумба – много клумб

Одна улица – много улиц

Один человек – много людей

Какого здания нет в городе Тюмень? Слушайте внимательно.

Аквапарк, музей, театр, Кремль.

Какого пассажирского транспорта нет в нашем городе?

Автобус, такси, самолет, метро.

На какой улице находится наш детский сад?

Ленина, Республики, Парфенова, Мельникайте.

Воспитатель: Среди перечисленных вами ранее зданий, есть много достопримечательностей. А что такое достопримечательности? (Это красивые, значимые места, которыми славится наш город).

Прежде чем мы отправимся в виртуальное путешествие, давайте подготовим наши глазки, чтоб не упустить ничего интересного.

Гимнастика для глаз.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

(Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

Воспитатель: А сейчас внимание на экран.

Воспитатель: Наш город очень красивый, современный, активно развивающийся,вы со мной согласны?

А вот насколько хорошо вы знаете достопримечательности города, мы сейчас проверим. Соберите картинки из частей и назовите достопримечательность.

Итог.

О чем мы сегодня говорили?

Что запомнилось больше всего?

Ребята, вы любите наш город?

Дети называют прилагательные и прикрепляют цветок.

Город Тюмень – лучший город Земли!

Список используемой литературы:

Интернет-ресурсы:

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?


Готовимся к школе

proekt-prekrasnyj-mir-cvetov

Задачи:

1. Уточнять и расширять знания детей о родном крае; дать детям представление о топонимах, геральдике городов Южного Урала — Челябинск, Магнитогорск, Верхнеуральск, о природном богатстве нашего края (в частности – камнях — полезных ископаемых Урала).

2. Развивать познавательный интерес к родному краю; к его истории; а также творческие способности детей;

3. Воспитывать уважение к людям, живущим и работающим на Южном Урале, к его
культуре.

Ход мероприятия:

Каждый ребёнок рассматривает камни, сравнивает их. Хозяйка просит детей погладить камни, сжать их, взвесить в руке, предлагает подыскать правильные слова для определения свойств камня.

Каждый камень интересен, только нужно уметь увидеть его красоту, как это делают наши уральские мастера (дети рассматривают на экране изделия из камней).
Ребята, а хотите сегодня тоже побыть мастерами? Есть у меня шкатулка из малахита, украсьте ее камнями самоцветными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель - упорядочить и зиакрепить информацию о Южном Урале.. Формирование простейших географических представлений о Южном Урале, уточнение понятий большая, богатая, родная страна. Воспитывать любовь к родному краю.

Воспитатель – Мамраева О.Н.

Цель : упорядочить и закрепить информацию о Южном Урале.

Формирование простейших географических представлений о Южном Урале, уточнение понятий большая, богатая, родная страна.

Воспитывать любовь к родному краю.

Словарная работа: малая Родина, опорный край державы, Курганская, Оренбургская, Башкортостан, Ильменский заповедник.

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим , наверно, вспомнится

Свой родной Еманжелинский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Сейчас мы с вами поговорим о Южном Урале. Южный Урал – большая территория, в него входит не только Челябинская область, но еще и Курганская, Оренбургская Башкортостан.

Ребята, а вы знаете, чем богат наш Южный Урал? Да, у нас много рек, озер, разнообразный животный и растительный мир, богатые леса, есть металл, драгоценные камни, выращивают хлеб, делают трактора и машины, добывают нефть. На Южном Урале очень красивая природа – есть горы и пещеры, реки большие и малые, лечебные озера. Также есть Ильменский заповедник ,очень уникальное место. ( просмотр фотографий).

Предложить детям посмотреть видеоролики с исполнением народных танцев.

А теперь я вам предлагаю немного пофантазировать и украсить шаблоны одежды элементами башкирского, татарского и русского узора.

Что нового вы сегодня узнали? Чем вам интересен наш край? Что еще мы с вами можем сделать, чтобы Урал был самым лучшим местом на планете.

Читайте также: