В джунглях юкатана конспект

Обновлено: 02.07.2024

Найти полуостров Юкатан на карте Северной Америки не составит труда: он весьма заметен и отделяет Мексиканский залив от Карибского моря. Юкатан отличается богатством флоры и фауны, а также большим количеством памятников цивилизации майя. Полуостров является одним из самых интересных мест в Мексике. В Юкатане можно спланировать отличный отдых, так как чудесные пляжи здесь соседствуют с древними пирамидами.

Общая информация

Полуостров Юкатан расположен в Центральной Америке. Его омывают воды Мексиканского залива и Карибского моря. Мексике принадлежит большая часть территории, а именно три штата: одноименный Юкатан, Кампече и Кинтана-Роо. Все они занимают северную часть полуострова. Южная же относится частично к Гватемале, а частично – к Белизу.

Юкатан был главным оплотом цивилизации майя вплоть до испанских завоеваний XVI века. Долгое время полуостров значительно отличался от материковой Мексики. Сейчас эти различия уже не столь заметны, глобализация берет свое, но на Юкатане всё равно сохранились древние обычаи и культура. Многие жители полуострова являются потомками майя и не считают себя мексиканцами. Следует также отметить, что полуостров Юкатан в Мексике является одним из наиболее популярных курортов.

Климат Юкатана

Полуостров отличается жарким и влажным тропическим климатом. Зимой дождей меньше, в летнее время – значительно больше. Осенью на Юкатане часто бывает весьма ветрено. Планируя поездку сюда, стоит обязательно позаботиться о средствах защиты от солнца.

Природа Юкатана

Полуостров привлекает многих своей богатой и уникальной флорой. Любителям природы действительно стоит приехать сюда хотя бы ради долгих впечатляющих прогулок.

Рельеф полуострова Юкатан – это в основном равнинные известняковые плато. В северной части климат более сухой, там лежат саванны, а вдоль берега тянутся приморские леса. На юге полуострова Юкатан расположены джунгли и влажные леса. В северо-западной части полуострова находится метеоритный кратер Юкатана – Чиксулуб. Согласно предположениям ученых, он был образован около 65 млн лет назад вследствие падения метеорита. Считается, что именно падение этого небесного тела и погубило в свое время динозавров.

Благодаря особенностям географического положения и тому, что долгое время Юкатан развивался изолировано, здесь создались уникальные условия, что поспособствовало появлению действительно богатых и разнообразных флоры и фауны. На полуострове насчитывается около 8000 видов цветущих растений, примерно 1200 видов бабочек и около 700 разновидностей птиц. Крупных рек в Юкатане нет, так как из-за обилия дождей и рыхлой почвы вода просачивается под землю. Зато на полуострове множество подземных водоемов.

Пляжи Юкатана

Побережье Карибского моря в Юкатане – одно из красивейших мест в мире. Фото отсюда выглядят словно картинки из глянцевых журналов даже без обработки.

Белоснежные песчаные пляжи простираются вдоль береговой линии от Тулума до Канкуна. Это побережье еще называют Ривьерой Майя. Здешние пляжи наиболее популярны среди туристов, так как очень красивы и комфортны. Вода всегда приятной температуры и светло-бирюзового оттенка, очень много коралловых рифов, некоторые из них тянутся вдоль берега сотни километров.

Самый популярный пляжный курорт – Плайя-дель-Кармен. Любители дайвинга чаще всего отправляются на остров Косумель.

Что посмотреть в Юкатане?

Этот полуостров точно можно назвать идеальным местом для отдыха, ведь скучать здесь не придется. Есть и чудесные пляжи, и парковые зоны, и даже джунгли. Кроме природных развлечений, в Юкатане в Мексике есть еще и множество достопримечательностей, которые обязательно стоит посетить. Среди прочего особенно стоит обратить внимание на:

Где находится полуостров Юкатан и как до него добраться?

Полуостров расположен в южной части Северной Америки. Самый популярный аэропорт Юкатана, который сотрудничает с наибольшим количеством авиаперевозчиков во всем мире, расположен в курортном городе Канкун. Перелет из Москвы займет примерно 13 часов.

С тех пор люди почти 20 тыс. лет кряду постепенно заселяли оба огромных континента, медленно продвигаясь с севера на юг. Они приспосабливались к очень разным условиям жизни — в холодной тундре, в лесах у Великих озёр, в мексиканских прериях и даже сельве — непроходимом тропическом лесе. Люди разделялись на всё новые и новые племена и народы, и их языки всё дальше расходились друг от друга.

Ни один из американских народов не изобрёл гончарного круга и плуга, не научился добывать железа. Американцы смогли приручить очень мало видов животных. Самым крупным из них была обитавшая в Андах лама — дальняя родственница верблюда. Но слабосильную ламу нельзя, например, запрячь в повозку.

Центральная и Южная Америка в Средние века


Наверное, именно из-за отсутствия тягловых животных индейцы не использовали колёса.

Первые обитатели Америки были охотниками и собирателями. Для многих индейских племён охота и собирательство навсегда остались главными занятиями. Однако некоторые народы не только освоили земледелие, но строили города, создавали письменность и высокую культуру.

1. Как природные условия Южной Америки повлияли на занятия её жителей?

2. Какие растения, ещё неизвестные в Европе, выращивали индейцы? Каких животных приручили?

2. В джунглях Юкатана. На полуострове Юкатан на фоне густой тропической зелени и ярко-синего неба великолепно смотрелись белоснежные и алые стены городов народа майя.


Храм майя в городе Чичен-Ица

На самом верху пирамиды, в небольшом храме, совершались обряды в честь богов. Обычно они сопровождались жертвоприношениями, нередко человеческими. Возможно, пирамиды служили и крепостями: их уступы позволяли с успехом защищаться от врагов. Подниматься по крутым лестницам с узкими ступеньками под градом стрел и копий атакующим было очень тяжело.

И всё же в X—XI вв. города майя завоевали тольтеки — воинственный народ, пришедший с мексиканского плоскогорья.


Маска из нефрита. Город Паленке


1. Знатные воины майя. Фреска

2. Письменность майя. Фрагмент ритуального календаря. XIII в.


Человеческое жертвоприношение. Миниатюра. XVI в.

1. Найдите на карте (с. 216) территорию расселения майя, города Чичен-Ица, Тикаль, Паленке и др. Как вы думаете, почему у майя не было единого государя?

2. Что изменилось после завоевания городов майя тольтеками?

3. Предположите, почему богу дождя приносились столь обильные жертвы.


Тольтекская пирамида и святилище на её вершине в городе Чичен-Ица. Общий вид и план

В каждой из четырёх лестниц, ведущих на вершину пирамиды, 364 ступени, а считая первый уступ основания пирамиды, их 365. Четыре колонны внутри святилища выполнены в виде пернатых змеев. Изображениями пернатых змеев украшены балюстрады по сторонам лестниц.

Какие части пирамиды отражают представления тольтеков о существовании девяти небес?

3. Под солнцем Мексики. Мексиканская равнина порождала народов-воинов. На смену тольтекам пришли новые завоеватели — ацтеки. Они появились в Центральной Мексике на рубеже XI— XIII вв. и основали на болотистых берегах озера Тескоко свою столицу — город Теночтитлан (Место плодов кактуса). Согласно легенде, Теночтитлан возник на том месте, где ацтеки увидели сидящего на кактусе гигантского орла со змеёй в клюве.

Со временем Теночтитлан превратился в огромный город. В центре его находился храм Кецалькоатля (пернатого змея), которому поклонялись многие народы Центральной Америки. Но для ацтеков ещё важнее был, пожалуй, кровавый бог войны Уицилопочтли, требовавший себе, по их разумению, постоянных человеческих жертв даже в мирное время. Храм его был едва ли не самый большой в Теночтитлане.


План города Теночтитлан. Гравюра. XVI в.



1. Календарь ацтеков в форме солнечного диска. XV в.

2. Ацтекский боевой щит. XVI в.

К концу XV в. ацтеки подчинили себе все соседние народы и создали мощную военную державу. Немало пленных было принесено в жертву богу войны. А золота в стране ацтеков оказалось так много, что им торговали прямо на городском рынке Теночтитлана.


1. Найдите на карте (с. 216) территорию, занятую ацтеками, город Теночтитлан.

2. Как верования ацтеков отражали их образ жизни и природные условия страны?

1. Нож для жертвоприношений. Перу. XI—XV вв.

2. Изображение одной из ацтекских богинь. XVI в.


1. Руины города инков Мачу-Пикчу. XV в.

2. Золотая маска. Перу. X —XV вв.

Судьба распорядилась так, что это царство сначала подчинило себе всех соседей, а потом завоевало огромные территории вдоль Тихого океана — от нынешней Колумбии на севере до Центрального Чили на юге.


Инкский сосуд в виде головы ягуара. XV в.

1. Найдите на карте (с. 216) территорию государства инков, главные города. В каких известных вам древних и средневековых государствах: а) существовали хорошие и безопасные дороги; б) покорённые народы перемешивались по воле правителей?

2. В чём отличия государства инков от городов майя, державы ацтеков, а в чём сходство?

2. Как должно было сказаться на развитии американских цивилизаций то, что там так и не были изобретены ни гончарный круг, ни железный плуг, ни колесо, ни плавка железа?

МАСТЕРСТВО АЦТЕКСКИХ ЮВЕЛИРОВ

Из рассказа испанского монаха и миссионера Торибьо де Бонавента Мотолинья Они могут отлить птицу с движущимся языком, головою и крыльями ИЛИ ОТЛИТЬ обезьяну или другое животное с подвижной головой, языком и ногами и руками, а в руки вложить игрушку, так что кажется, что она танцует с ней. Более того, они берут слиток, половина которого из золота, а половина — из серебра, и отливают рыбу со всеми её чешуйками, причём одна чешуйка золотая, а другая — серебряная.

Какие сведения даёт документ о развитии техники у ацтеков, об их общественных отношениях?

ОБЫЧАИ ПРИ ДВОРЕ ВЕРХОВНОГО ПРАВИТЕЛЯ АЦТЕКОВ

Из рассказа очевидца

Вблизи его собственных внутренних апартаментов всегда находилось 200 человек для охраны и услуг, но запросто он никогда с ними не разговаривал, а лишь давал приказы или выслушивал донесения, которые должны были быть изложены сжато, в нескольких словах.

Являясь по вызову или с поручением, представляющийся должен был набросить на свою, хотя бы очень богатую, одежду другую, более простую, особого покроя и свежайшей чистоты; с ног снималась обувь.

Говорили с ним всегда с потупленным взором, и никто никогда не смел ему смотреть прямо в лицо. Уходя, нельзя было повернуться к двери, а нужно было пятиться назад; количество поклонов при входе и уходе было точно определено. Наконец, никто не имел права, даже в экстренных случаях, сразу предстать перед (правителем); придворный обычай требовал, чтобы каждый пришедший некоторое время провёл у ворот.

1. В чём вы видите смысл придворных церемоний при ацтекском дворе?

2. Что в обычаях ацтекского двора, на ваш взгляд, напоминает европейские обычаи, а что от них отличается?

Вопросы и задания к разделу III (главе 9)

1. Что было общим в развитии Европы и других регионов мира в X—XV вв.? Какие явления и процессы оказались характерны только для европейских стран и народов?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Мир совсем неизвестный

Учитель: Мелекессова Т.Н

Тип урока: Комбинированный

Образовательные ресурсы:

2.Рабочая тетрадь к учебнику по истории средних веков

3.Атлас и контурная карта по истории средних веков

5.Андюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории средник веков: 6 класс: пособие для учителя. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с.

7. Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс / С. В. Агафонов. - М.: Русское сло­во, 2010.

Биберина, А. В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории Средних ве­ков (V - конец XV в.). 6 класс / А. В. Биберина. - М.: Сфера, 2010. – 67 c .

8.Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания / авт.- сост. С. Н. Степанько. - Волгоград: Учитель, 2011.- 45 с.

9. Донской, Г. М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков / Г. М. Дон­ской. — М.: Просвещение, 2012. – 23 с.

2.В джунглях Юкатана

3.Под солнцем Мексики

Образовательная – познакомить учащихся с жизнью обитателей Америки в доколумбовый период, особенностями их общественных отношений, нравами, культурой;

Развивающая - продолжить работу по формированию умений и навыков работы с картой, с дополнительным материалом, работы по обобщению и анализу полученной информации, работы индивидуально и в группах;

Воспитательная - побудить учащихся с уважением относиться к культуре и мировоззрению других народов, к их историческому прошлому

Формы и методы обучения:

Методы: объяснительно - иллюстративный

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Основные термины и понятия: Майя, инки, ацтеки

Планируемые результаты:

1.учащиеся должны иметь пред­ставление о ключевых понятиях и терминах темы;

2.овладеть методами сравнения социальных объектов и выявления их общих черт и различий;

3.научиться работать с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также ведению дискуссии и эвристической беседы, работе с документами, выполнению проблемных зада­ний, работе в группе

Формирование УУД:

2.рассмотреть культурное наследия майя, инков, ацтеков;

3.охарактеризовать социально-экономическое и политическое положение майя, инков, ацтеков

Метапредметные :

1.коммуникативные:

- развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы

- умение выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи;
- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности);

- совместная деятельность учителя и ученика

2.регулятивные:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- искать и выделять необходимую информацию;

- определять новый уровень отношений к самому себе как субъекту деятельности;

3.познавательные:

- анализировать результаты исследований и фиксировать их;

- структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи;

- овладение приёмами анализа исторического события документов;
- выведение следствий из определения понятия;
- умение сравнивать, приводить примеры;

-постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом

Личностные:

- формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала;

- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
- формирование исторической компетентности.

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку

Приветствие учителя, подготовка к уроку

Проверка домашнего задания

1.На какие основные регионы можно разделить средневековую Африку?

2.Почему арабы проникли на протяжении Средних веков в большинство регионов Африки?

3.Какие государства были образованы в результате распада Арабского халифата?

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Актуализация знаний

1.Кто открыл Америку?

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Изучение нового материала

1.Прочитать п.1. стр.215-116

-как природные условия Южной Америки повлияли на занятия ее жителей?

- какие растения, еще неизвестные в Европе, выращивали индейцы?

- каких животных приручили?

2.Работа с атласом и контурной картой

- охарактеризуйте географическое положение?

- какие народы проживали на этой территории?

2.В джунглях Юкатана

1.Познакомимся поближе с индейцами майя. Майя обитали на обширной территории с разнообразным климатом, растительным и животным миром: горы и равнины, влажные тропические леса, засушливые территории, земли, пересеченные реками, богатые озерами и водопадами.

2.Единого государства не существовало. Зато было много городов-государств: Тикаль, Копан, Паленке, Чичен-Ица и другие.

Как же жили племена майя?

2.Работа с историческим документом

….майя сеяли кукурузу, а также винные деревья, хлопок, перец; мулов и быков у них заменяли люди.

1.Назовите основное занятие племен майя?

2.На какие слои разделялось население поселков майя?

3. Опишите города майя?

3.В культуре майя религия играла важнейшую роль. Они поклонялись богам – полулюдям, полуживотным, принося им в жертву не только животных, но и людей.

Среди развлечений хотелось бы отметить игру в мяч, которая демонстрировала ловкость игроков, т.к. мяч из цельного каучука надо было отбивать бедром и передавать с одного края поля на другой для набора очков, стараясь, кроме того, попасть в одно из укрепленных на боковых стенах каменных колец. Попадание в кольцо, ввиду чрезвычайной трудности, давало команде моментальную победу.

К достижениям культуры майя можно отнести письменность - иероглифы, познания в математике (пользовались нулем), познания в астрономии (создан очень точный календарь).

3.Под солнцем Мексики

1.А теперь познакомимся с ацтеками. Двигаясь с севера на юг, ацтеки в XI веке заселяют территорию нынешней Мексики.

2.Работа с историческим документом

Стихотворение ацтекского поэта

Народ Кецалькоатля, ацтеки,

был многоопытным среди народов.

Все им давалось легко и просто:

камень бесценный они гранили,

золото плавили и отливали,

дивные делали украшенья

Были ацтеки очень богаты,

было еды у ацтеков вдоволь:

тыквы - так говорит преданье-

толстыми и большими были,

как жернова, початки маиса…

- Какими ремеслами владели ацтеки?

- Какие культуры выращивали?

В его центре стоял храм Кецалькоатля. Но самым большим храмом был храм бога войны Уицилопочитли, где приносились многочисленные человеческие жертвы.

- для какой цели ацтеки приносили жертвоприношения?

5.В столице существовали школы для рядовых ацтеков и для знати. В обычных школах учили земледелию, ремеслам венному делу. Детей же знати учили истории, чтению, счету, ораторскому искусству. В Теночтитлане ежегодно устраивались состязания певцов-поэтов.

6.Работа с рисунками на стр.220-221

7.Работа с документом на стр.223-224

1.В суровых Андах на западе южной Америки раскинулась страна инков Перу. Из маленького царства в результате завоевания соседних племен в XIII в. образовалось государство, раскинувшееся на тысячи километров. Столицей инков стал город Куско. Правитель – Верховный Инка, Сын Солнца, которому поклонялись как живому богу. Кровные родственники Инки занимали высокие должности, а чиновниками становились знатные люди завоеванных народов. Самыми бесправными были рядовые общинники.

2.Государство инков было подчинено интересам войны. Армия инков побеждала своей численностью: на одного врага приходилось до 20 инкских воинов.

3.Население проживало общинами, состоявшими из семей землевладельцев. Каждый общинник получал надел, а женщина – половину надела. Общинник на всю жизнь был привязан к земле. На крутых склонах инки высекали площадки для посева и насыпали на них плодородную землю. Урожай делили на три части: верховному Инке, жрецам и себе.

4.Инки создали свою неповторимую культуру. Только здесь можно было найти особое узелковое письмо – кипу. Построенные великолепные дороги связывали столицу со всеми частями империи и служили для передачи информации (первая почта).

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика

Создан: 08.04.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 24800

1 (670x493, 198Kb)

Юкатан – плоский, поросший джунглями полуостров, облюбованный в древности индейцами майя. Если забраться на любую из пирамид, оставшихся от исчезнувшей цивилизации, то взору откроется панорама видимостью несколько десятков километров в любую сторону – и нигде ни одной реки.

На большей части полуострова нет не то что рек, но даже ручьёв; не было их и во времена расцвета майя: Юкатан сложен мягкими, легко карстующимися известняками, и вода после обильных, но кратковременных ливней быстро уходит с поверхности сквозь трещины в толщу породы. Уходит неглубоко: водоносный горизонт залегает не ниже уровня моря, а средняя высота полуострова составляет всего 8 метров.

6 (670x432, 326Kb)

Примерно в 300 метрах от комплекса основных построек находится Священный Сенот – дыра в земле более 60 метров в диаметре, с отвесными стенками и глубиной около 10 метров, не считая многометровой толщи ила на дне. Главный храм города, посвященный Кукулькану, был обращен фасадом к колодцу и соединялся с ним специальной дорогой, выложенной каменными плитами. На самом краю сенота для удобства отправления обрядов раньше располагалась специальная платформа

Археологи нашли на дне этого сенота кучу чрезвычайно ценного для науки хлама – два резных деревянных трона, несколько деревянных ведер, около сотни глиняных кувшинов и чаш разных размеров, форм и эпох, куски ткани, золотые украшения, изделия из нефрита, горного хрусталя, кости, перламутра; янтаря, меди и оникса, а также кости, в том числе людей.

Человеческие жертвы в Чичен-Ице начали приносить с Х века, после толтекского завоевания. Всего из колодца были извлечены останки сорока двух человек, половина из них были детьми.

Читайте также: