Буквы о и а в корне гор гар конспект урока 6 класс презентация

Обновлено: 05.07.2024

1 Буквы О – А в корне -гор- – -гар- (продолжение) Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.

2 Цель Продолжить знакомство с правописанием корня -гор- – -гар- Продолжить знакомство с правописанием корня -гор- – -гар- Закрепить навык распознавания и умения графически обосновывать орфограмму Закрепить навык распознавания и умения графически обосновывать орфограмму Воспитывать любовь к родному языку на примерах лучших образцов русской литературы Воспитывать любовь к родному языку на примерах лучших образцов русской литературы

3 Синтаксическая пятиминутка Записать предложение. Записать предложение. Объяснить постановку знаков препинания. Объяснить постановку знаков препинания. Великий Пушкин! Еще не умея читать, ребенок повторяет наизусть со слов матери Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Великий Пушкин! Еще не умея читать, ребенок повторяет наизусть со слов матери Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Составить схему предложения. Составить схему предложения.

4 Творческий диктант Замените выделенные глаголы другими, сходными по значению, с чередующимися гласными. Озаглавьте текст. Замените выделенные глаголы другими, сходными по значению, с чередующимися гласными. Озаглавьте текст. Ребята устроились на отдых у реки. Быстро поднялись палатки. Заря угасала. Последние лучи солнца чуть трогали вершины деревьев. По оврагам расходился туман. Ребята стали искать сучья. Один за другим вспыхивали костры. Ребята устроились на отдых у реки. Быстро поднялись палатки. Заря угасала. Последние лучи солнца чуть трогали вершины деревьев. По оврагам расходился туман. Ребята стали искать сучья. Один за другим вспыхивали костры.

5 Проверим себя Ребята расположились на отдых у реки. Быстро выросли палатки. Заря догорала. Последние лучи солнца чуть касались вершины деревьев. По оврагам расстилался туман. Ребята стали собирать сучья. Один за другим разгорались костры. Ребята расположились на отдых у реки. Быстро выросли палатки. Заря догорала. Последние лучи солнца чуть касались вершины деревьев. По оврагам расстилался туман. Ребята стали собирать сучья. Один за другим разгорались костры. Выделите корни с чередованием, обозначьте чередующуюся гласную. Выделите корни с чередованием, обозначьте чередующуюся гласную.

6 Поэтическая пятиминутка Спишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы, найдите и подчеркните метафоры. Спишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы, найдите и подчеркните метафоры. 1. А восток все г…рит – разг…рается. Птички песни поют. Птички солнышка ждут, и стоит себе лес улыбается. (И.Никитин) 2. В саду г…рит костер рябины красной, но никого не может он согреть. (С.Есенин) 3. Глянь на рябину – рябина г…рит. Г…рит осина, как свеча. ((Г.Граубин)

7 Минитест А1. Какое слово содержит чередующуюся гласную в корне? Избиратели Избиратели Очарованье Очарованье Жители Жители Словарь Словарь А2. Какое слово содержит чередующуюся согласную в приставке? Передвигать Передвигать Сгореть Сгореть Подвергнуть Подвергнуть чрезмерный чрезмерный

8 Минитест А3. В каком слове нет суффикса? Ломака Ломака Собака Собака Задавака Задавака Кривляка Кривляка А4. Какое слово содержит чередующуюся согласную в корне? Прорубь Прорубь Победа Победа Зарница Зарница Камень Камень

9 Минитест В1. Из данного предложения выпишите сложное слово. Разберите его по составу. Солнце живительным, теплотворным светом своим облило поля и степь. Солнце живительным, теплотворным светом своим облило поля и степь.

10 Объяснительный диктант Ослепительное солнце воображения заг…рается только от прик…сновения к земле.оно не может г…реть в пустоте. (К.Паустовский) Ослепительное солнце воображения заг…рается только от прик…сновения к земле.оно не может г…реть в пустоте. (К.Паустовский) Заг…релась з…рька красная в небе темно-голубом. (С.Есенин) Заг…релась з…рька красная в небе темно-голубом. (С.Есенин) Он слегка к…снулся его руки. Он слегка к…снулся его руки.

11 Закончите фразу Сегодня я узнал(а) на уроке … Сегодня я узнал(а) на уроке … Мне это поможет… Мне это поможет… Я хочу быть … Я хочу быть … Быть грамотным человеком – значит … Быть грамотным человеком – значит …

  • Закрепление навыка написания слов с чередованиями гласных в корне.
  • Формирование умений правильного написания корня ГОР/ГАР.
  • Воспитывать гражданские качества учащихся: любовь к родному краю, родной природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: игровая, проблемная.

Оборудование: карточки с заданиями, презентации, проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент. Просмотр презентации “С деревней малой будет Русь!” (Рындин В.). Приложение 2

Эпиграф:

Родной мой край! Ты очень славный!
Куда ни глянь - леса, поля,
Природа просто расписная.
И это - Родина моя!

- Это отрывок из стихотворения ученицы нашей школы Михеевой Татьяны.

-Что можно сказать об этих ребятах? (Любят свою деревню, интересуются ее историей).

- Почему важно любить свою деревню, село? (. )

- С детских лет мы должны чувствовать, что наше село – это часть большой Родины, нашей страны.

II. Актуализация знаний.

- Откройте тетради, запишите число. Оставьте строку для темы, мы ее запишем чуть позже.

(СЛАЙД 2) Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие. Нам предстоит побывать в Стране Словообразования, мы посетим деревню Корней и остановимся на улицах Теоретической, Практической, Игровой и Сообразительной.

(СЛАЙД 3) Все путешественники, отправляясь в дорогу, берут с собой багаж и кладут туда те вещи, которые понадобятся им во время путешествия. Вот и мы с вами возьмем в наше путешествие рюкзак. И поскольку наше путешествие будет не только увлекательным, но и познавательным, вы возьмем с собой в дорогу не просто рюкзак, а “Рюкзак знаний”, который поможет нам легко разобраться в новом материале.

ЗАДАНИЕ 1. (СЛАЙД 4)

- Выпишите слова с пропущенными буквами, вставьте пропущенные гласные, подчеркните и объясните их написание (карточка) (Приложение 1):

Хорошеет с. ло Черноземья,
Где р. дился и где я живу.
И люблю так его до самозабвенья,
Что на гор. д большой не сменю.
Мне в ст. пной ст. р. не жить привольно
И вести по-крестьянски дела.

Здесь при встрече желают здоровья
Каждый житель большого с. ла.
Год от года оно хорошеет.
Как гр. бы выр. стают д. ма,
Хорошеет с. ло Черноземья,
Хорошеет моя ст. р. на.
В. Фуфаев

- Какие безударные гласные нам встретились?

безударные гласные в корне
проверяемые ударением непроверяемые ударением чередующиеся

- Каким правилом мы будет руководствоваться при написании корней с чередующимися гласными?

- (СЛАЙД 7) А теперь проверим наши теоретические знания на практике. Задание: вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы, доказать написание (карточка) (Приложение 2).

Изучаем прил. гательные, написали предл. жение,к. снуться истории, южное р. стение, маленький р. сток, ср. слись березки, забл. стали на небе, соб. ру вещи, нат. раю полы, расст. лю постель, к. саться рукой.

III. Усвоение новых знаний.

- Итак, мы повторили уже известный материал и теперь отправляемся на нашем паровозике в путь за новыми знаниями. Первая улица, на которой мы остановимся, называется “Теоретическая”.

- Как вы думаете, зачем перед отправлением в путешествие мы повторили орфограмму “Чередование гласных а-о, е-и в корнях”? Предположите.

- Наверное, сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним корнем, в котором чередуются гласные.

IV. Постановка учебной задачи.

- Давайте посмотрим, что же это за корень?

- Это корень –гар – –гор –.

- Какие гласные чередуются в корне?

- (СЛАЙД 8) Запишите тему урока в тетрадь.

- Что мы должны будем выяснить сегодня на уроке? Какова наша цель?

- Выяснить, каким правилом мы будем руководствоваться при написании гласных а и о в данном корне?

- И вы мне сами сейчас сформулируете правило, рассмотрев следующие примеры (СЛАЙД 9).

V. Закрепление изученного материала.

- А теперь нам пора перебраться на следующую улицу “Практическую”.

- (Слайд 10) Задание на карточке (индивидуальное) (на доске) (Приложение 2).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация К УРОКУ.ppt


Описание презентации по отдельным слайдам:


Вставьте пропущенные буквы в словах, объясните условия выбора букв О-А. Баск.

Вставьте пропущенные буквы в словах, объясните условия выбора букв О-А. Баскетбол. Пол…жение серьезное, разрыв в очках р…стет. Тренер предл…гает минутный перерыв. Его указания к…саются всех. И вот уже игроки снова распол…гаются под щитом противника. Два-три к…сания, и мяч в кольце. Борьба разг…рается.

 Знаю Хочу узнать Узнал

Баскетбол. Пол…жение серьезное, разрыв в очках р…стет. Тренер предл…гает мин.

Баскетбол. Пол…жение серьезное, разрыв в очках р…стет. Тренер предл…гает минутный перерыв. Его указания к…саются всех. И вот уже игроки снова распол…гаются под щитом противника. Два-три к…сания, и мяч в кольце. Борьба разг…рается.

 Проанализируйте слова, выделив в них корни: Загореть загар горелый огарок

Проанализируйте слова, выделив в них корни: Загореть загар горелый огарок

Загореть загар горелый огарок

Загореть загар горелый огарок

Вставьте пропущенные буквы в словах, объясните условия выбора букв О- А в кор.

Вставьте пропущенные буквы в словах, объясните условия выбора букв О- А в корнях ГОР-, -ГАР-, отметьте словосочетания, имеющие переносное значение, составьте с одним из словосочетаний предложение: Г…рючее вещество, уг…рный газ, газовая г…релка, сг…рать от нетерпения, подг…ревший пирог, бронзовый заг…р, ог…рок свечи, выг…реть на солнце, г…рящие глаза, заг…релый юноша, заг…реться идеей.

* " огарок угореть загар угарный гарелый погарельцы загарать сгарел выгареть.

* " огарок угореть загар угарный гарелый погарельцы загарать сгарел выгареть * "

Зимний вечер в городе

Зимний вечер в городе

Заполните перфокарту, выбрав букву О или А 1 2 3 1 р…стение возл…гать к…сани.

Заполните перфокарту, выбрав букву О или А 123 1р…стениевозл…гатьк…сание 2сл…гаемоеподг…ретьперег…реть 3прик…сатьсявыр..щенныйуг…рный 4зар…слик…снутьсяразр…статься 5ог…рокк…сательнаяпредпол..гать

 1 2 3 1 А А А 2 А О О 3 А А А 4 О О А 5 А А А

123 1АА А 2А ОО 3А А А 4ООА 5А А А

Спасибо за работу на уроке!

Спасибо за работу на уроке!

Выбранный для просмотра документ откр урок 6 кл.doc

Урок по русскому языку для 6 класса

Тема урока: «Правописание гласных О-А

- образовательные: формирование навыка написания гласных О-А в корнях –ГОР—ГАР;

- развивающие: развивать критическое мышление у обучающихся;

- воспитательные: воспитывать самостоятельность обучающихся при работе над новой темой, формировать эстетические чувства учащихся.

Задачи урока:

- учебная: определение условий выбора гласных О-А для правильного написания слов с корнями –ГОР—ГАР-.

Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование: дидактические материалы: карточки для групповой, индивидуальной работы, презентация.

1.Актуализация имеющихся знаний.

Стадия вызова

1)Ребята, момент какой спортивной игры вы видите на слайде?(слайд 1)

Работа с текстом.

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы в словах, объясните условия выбора букв О-А (слайд 2).

Пол…жение серьезное, разрыв в очках р…стет. Тренер предл…гает минутный перерыв. Его указания к…саются всех. И вот уже игроки снова распол…гаются под щитом противника. Два-три к…сания, и мяч в кольце. Борьба разг…рается.

Слова, с какими орфограммами встретились в тексте? ( с гласными А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-,-РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-).

Работа с таблицей (слайд 3)

Учащимся предлагается заполнить 1 графу таблице (что я знаю об условиях выбора гласных А-О в корнях – ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-).

Снова обращаемся к тексту (к слову разг…рается - слайд 4).

Как вы думаете, букву О или А необходимо написать в корне данного слова?

Предлагаю ребятам заполнить 2 графу таблицы ЗХУ (что я хочу узнать).

2. Определение темы и целей урока.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить? (Тема урока записывается на доске).

- Какие цели мы можем перед собой поставить?(учащиеся формулируют цели урока).

3. Изучение нового материала.

Стадия осмысления

Учащимся предлагается проанализировать слова, выделив в них корни(слайд 5):

загореть загар

горелый огарок

Создание проблемной ситуации.

Обращаю внимание ребят, что в одинаковых по произношению корнях в одном случае пишется О, в другом – А.

- Как вы думаете, с чем это связано? (учащиеся высказывают предположения).

Поставьте ударения в данных словах. Учащиеся сами делают вывод о том, что выбор букв О-А в корнях –ГОР-, -ГАР- зависит от ударения (слайд 6).

Предлагаю проверить правильность вывода: обращаемся к учебнику (читаем орфограмму №27).

Вернемся к тексту о баскетболе. Букву О или А необходимо написать в слове разг…рается?

4. Закрепление изученного материала.

1) Вставьте пропущенные буквы в слова, объясните условия выбора букв О- А в корнях –ГОР-, -ГАР-, отметьте словосочетания, имеющие переносное значение, составитьте с одним из словосочетаний предложение (слайд 7):

Г…рючее вещество, уг…рный газ, газовая г…релка, сг…рать от нетерпения, подг…ревший пирог, бронзовый заг…р, ог…рок свечи, выг…реть на солнце, г…рящие глаза, заг…релый юноша, заг…реться идеей.

2) Работа с триггерами (слайд 8): найдите слова с ошибками в написании гласных О-А( огарок, загарать, угореть, выгареть, загар, гарелый, сгарел, угарный, пагарельцы).

Стадия рефлексии

Итак, что сегодня на уроке мы узнали о написании букв О-А в корнях

Учащимся предлагается заполнить графу 3 в таблице ЗХУ (что я узнал). Соотнесите 2 и 3 графы таблицы ЗХУ. Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

Теперь мы с вами умеем правильно делать выбор букв А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-; -ГАР-, -ГОР-.

Несколько учащихся читают свои работы, предлагаю свой вариант сочинения.

Зимний вечер в городе.

На город медленно опускался вечер. На тротуары тихо ложился мягкий снежок. Вот в небе загорелись первые звездочки.

Все деревья, растущие в палисаднике, покрыты инеем. Это мороз своей искусной рукой прикоснулся к деревцам, превратив их в великолепные скульптуры.

Учащимся предлагается вставить в таблицу буквы О-А:

Взаимопроверка в парах: предлагаю правильный ответ. Если задание выполнено правильно, то из букв А (необходимо соединить их) получится цифра 5 (слайд 11):

5.Итоги урока.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Достигли ли вы целей, поставленных в начале урока?

-Оцените свое настроение после урока (ребятам предлагаются смайлики, выражающие различное настроение).

6.Информация о домашнем задании.

В качестве домашнего задания предлагаю учащимся составить по рисункам рассказ (упражнение 150) о догадливом рыбаке, используя слова с корнями –ГОР-, -ГАР-.

Краткое описание документа:

Урок строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия.

Стадия вызова направлена на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации. На стадии вызова включаются механизмы мотивации, определяется цель. Главными задачами стадии осмысления являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным. Стадия рефлексии направлена на систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу.

Цели урока:

  • образовательные: формирование навыка написания гласных О-А в корнях –ГОР—ГАР;
  • развивающие: развивать критическое мышление у обучающихся;
  • воспитательные: воспитывать самостоятельность обучающихся при работе над новой темой, формировать эстетические чувства учащихся.

Задачи урока:

Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование: дидактические материалы: карточки для групповой, индивидуальной работы, презентация.

Ход урока:

1. Актуализация имеющихся знаний. Стадия вызова

1) Ребята, момент какой спортивной игры вы видите на слайде?(слайд 1)

Работа с текстом. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы в словах, объясните условия выбора букв О-А (слайд 2).

Нажмите, чтобы узнать подробности

: повторение написания гласных в корнях с чередованием; обучение написанию нового корня с чередованием гар-гор, различение слов с чередованием в корне и слов с безударной гласной в корне; проектирование нового условия написания корней с чередованием, где выбор гласной зависит от ударения, составление алгоритма правила.

Урок 20. русский язык 6 класс

Тема: Правописание букв о-а в корнях гор-гар

Цели: повторение написания гласных в корнях с чередованием; обучение написанию нового корня с чередованием гар-гор, различение слов с чередованием в корне и слов с безударной гласной в корне; проектирование нового условия написания корней с чередованием, где выбор гласной зависит от ударения, составление алгоритма правила.

Предметные: знают условия выбора о - а в корне - гор - гар -; условия написания известных корней с чередующимися гласными; умеют применять полученные знания на практике; правильно выбирать гласную в корне гор – гар; отличать корни с че регулятивные (проблемная подача учебного материала; оценка);

Познавательные: ищут и выделяют необходимой информации;

регулятивные: выдвигают гипотезы и их обосновывают, самостоятельно формулируют правило.

Коммуникативные: умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Личностные: мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Тип урока: первичное обучение.

I этап. Оргмомент.

II этап. Понимание и постановка учебной задачи.

Выделите корни в словах

прилагаются - предложить, касаться - коснуться, замереть - замирать.

Какое языковое явление мы наблюдаем?

Мы помним, что при написании таких слов можно испытывать затруднения при выборе гласной.

Вставьте пропущенные буквы в слова и выделите орфограммы.

Непроходимые зар…сли, легкое прик…сновение, пол…гаться на свои силы, слабый р…сточек, проск…чить незаметно, зам…реть от страха.

От каких условий зависит выбор гласной в корнях с чередованием? Приведите примеры.

– Попробуйте предположить, о чём будет идти речь на уроке. (О новых корнях с чередованием а–о.)

Итак, что это за корни?

Проблемная задача

сгоревший угарный

загорать огарок

горит загар

- Прочитайте слова на доске. Являются ли они однокоренными? Докажите.

- Сформулируйте тему урока.

(Буквы о-а в корне гор-гар)

- Какие цели мы перед собой поставим?

1) Познакомиться с правописанием ________ и научиться применять это ________ .

2) Находить слова с такими корнями в ___________ .

Посмотрите на тему урока . Чему вы должны научиться на уроке?

Мы с вами повторили правила написания гласных в корнях с чередованием и вспомнили, что написание гласных может зависеть:

а) от наличия суффикса А после корня;
б) от конечной согласной корня.

Вернемся к нашим словам:

сгоревший угарный

загорать огарок

горит загар

- Зависит ли написание гласной в корне от последующей согласной, как в корне раст-рос?(нет, в корне всегда пишется р)

- Зависит ли написание гласной в корне от суффикса, как в корнях лаг-лож, кас-кос? (нет, суффиксы разные)

– От чего зависит выбор букв а–о в корне с чередованием ­гар­ – ­гор­? (другое условие)

Поставьте ударение и сравните его в словах обоих столбиков. В словах какого столбика вы без труда вставите буквы? Почему?

Ученики формулируют правило, затем читают правило по учебнику (стр. 64), сравнивают свою формулировку с формулировкой учебника.

Правило:

В корне с чередованием гор-гар в безударном положении пишется О.

-Гар- или -гор-?-

Себя спрошу.

Без ударенья -

Посмотрите на картинку. Опишите, что произошло с пирогом? Запишите эти глаголы. Выделите корни в словах.

Проверка написания гласных в корнях. Фиксируется разное написание гласных.

Правильное написание слов.

Организация учителем рефлексии прежнего способа действий.

Может ли написание гласной в корне гар-гор зависеть от согласной или суффикса –а-?

III этап. Моделирование нового способа написания.

Выделите корни в словах (слайд 7, приложение 1).

В слова какой колонки вы без труда вставите буквы? Почему? Теперь посмотрите на слова второй колонки Все слова в корне имеют гласную О. Попробуйте определить закономерность написания гласной

IV этап. Первичная проверка усвоения.

Перег…рают, заг…релый, г…релка, г…ристый, приг…рел.

Организация учителем детской рефлексии (анализ ошибок).

Посмотрите на экран Почему нельзя путать корни с чередованием и корни с безударной гласной в корне слова?

заблестали – блестки

подстелает – стелет

V этап. Первичное закрепление.

Найдите лишнее слово в цепочке

Горевать, гора, пригорок, пригореть.

Коснулся, касательная, косить, соприкасаться.

Растение, выращивать, росток, распределить.

Запишите предложение, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограммы.

Догорала вечерняя зорька, когда мы вернулись домой.

На слайде поговорить, слагаемое, играть, читать, смеяться

От глагола поговорить взять приставку, от прилагательного слагаемое – корень, от глагола играть – суффикс, от глагола читать – окончание, от глагола смеяться – возвратный суффикс.

Работа в парах.

Составьте инструкцию (алгоритм) написания букв о-а в словах с корнем гор-гар.

Проверка и обсуждение работы. Чтение составленного алгоритма.

Выдели корень гор-гар.

Поставь ударение.

Без ударения пиши букву О.

Исключения: пригарь, выгарки, изгарь.

Работа у доски.

Объясните правописание гласных, используя алгоритм.

На доске написаны слова:

Нагар, пригореть, угар, загореть, разгораться, перегореть.

Вывод: повторение правила

Слуховой диктант. Работа с сигнальными карточками.

Если в слове будем писать букву О, поднимаем зеленую карточку, если в слове будем писать букву А – красную.

Прогореть, загар, обгореть, сгореть, пригарь, выгорать.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Записать предложения, вставляя пропущенные буквы, графически выделяя орфограмму.

Разг..релся между Любой и Верой спор.

Полуобг..релый кузнец со своей добычей полез вниз. (А. Пушкин)

Груды углей без пламени ярко г..рели в темноте ночи, и около них бродили пог..релые жители Кистеневки. (А. Пушкин)

VI этап. Итоговый контроль усвоения. Диагностическая работа.

Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Над словом с чередующимся корнем поставьте цифру 1, над корнем с безударной гласной цифру 2.

Заг…рать, приг…рел, г…ристый, заг…р, уг…ревший, приг…рок, уг…рный, г…рец, заг…релый, г…рят.

Какую учебную задачу вы решали?

Удалось ли ее решить?

В чем возникли затруднения, и удалось ли их преодолеть?

Буквы О и А в корнях –гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос-

Домашнее задание: На выбор 1. Выбрать из литературных произведений 5 предложений на изученную тему. 2. Составить самостоятельно 5 предложений с корнями гор-гар.

3. Составить словарный диктант с чередующимися гласными гор-гар (до 10 слов).

Читайте также: