Устное народное творчество 1 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Оборудование: средства ИКТ, кукольный театр (куклы, декорации), различные виды рукавиц, варежек, перчаток, карточки со словами (в конвертах), наглядный материал (карточки со словами пословицы).

Литература: учебник “Родная речь” 1ч. Л.Ф.Климанова, тетрадь, В.Даль “Толковый словарь”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Занимайте все места,
Да послушайте меня:

II. Подготовительный этап

(Звучит аудиозапись русской народной песни “Светит месяц…”)

Приглашаю вас сегодня
В сказке доброй побывать.
Многое самим увидеть
И себя там показать.
Что за сказка ожидает
И меня и вас – друзья?
Эта тайна,
И без вас мне
Разгадать её нельзя!
Слушайте внимательно,
Это обязательно!
На уроке мы сегодня
Много что должны успеть:
Почитать, повеселиться,
Поиграть и потрудиться.

Учитель-сказочница: (Звучит аудиозапись русской народной песни “Светит месяц…”)

Я сегодня в роли
Сказочницы буду.
Много, что поведаю,
Если не забуду.
Поведу вас в сказку,
А может не в одну.
Если будет трудно,
Я вам подскажу:
Когда читать, когда играть,
Когда писать, когда молчать.

Слайд № 1 (Дом, полянка, лесок, дорога). (Звучит мелодия “Светит месяц…”)

Спешила в класс я на урок,
А у дверей лежал клубок.
(Показывает учитель сказочный Клубок с глазами, носом и ртом).
Он к нам сказки прикатился,
И по дороге чуть не сбился.
У дверей лежал без сил
И о помощи просил.
(Звучит голос Клубка – аудиозапись).
“Помощь мне нужна детей:
В сказке помирить зверей.
Я прошу вас – помогите,
Нашу сказку посетите ”.

Слайд №2 (дорожка с разлиновкой и элементами чистописания)

Надо в путь нам отправляться
И всем дружно постараться.
По дорожке мы пойдём
И Клубок с собой возьмём.
(На доске Клубочек прописывает элементы).
Он дорогу нам укажет,
Направление покажет.

Вы узор все повторяйте
И друг другу не мешайте.
Правильно вы все сидите,
Элементы выводите.

(Дети прописывают в тетрадях по русскому языку элементы букв).

Пока вы трудились,
Красиво писали.
Клубок наш катился,
Покоя не зная.
Потом вдруг свернул он,
Остановился.2
Увидел поляну
И к нам обратился:

(Звучит голос Клубка – аудиозаписью. Ширма с декорацией к кукольному спектаклю “Теремок”).

“На поляне теремок.
Он не низок, не высок.
Может где его встречали?
Может сказку вы узнали?”

Дети: Это русская народная сказка “Теремок”.

III. Проверка домашнего задания по чтению (пересказ сказки “Теремок”).

Автора мне сказки
Быстро назовите
И ответ свой полный
Всем нам поясните.

Дети: Русская народная сказка. Сочинил это произведение народ.

Эту сказку знают все.
Кто её расскажет мне?
И непросто мне расскажет,
Но ещё её покажет?

Кукольный театр. Проверка домашнего задания в форме небольшого спектакля по мотивам сказки “Теремок”. Участники: за автора учитель, ученики – мышь, лягушка, заяц, лиса, волк …)

Ай, да детки.
Хороши!
Веселили от души.
Вы прекрасно все играли,
Сказку нам всем показали.

А Клубок вас ожидает,
Время даром не теряет.
Много он загадок знает,
И сейчас вам загадает.

Послушайте загадки,
Запишите вы отгадки.
Орфограмму выделяйте.
Правила не забывайте:
Гласные все отмечайте,
Ударенье проставляйте
И на слоги поделите.
Да внимательно смотрите!

Слайд№3 с загадками.

“5 чуланов,
1 дверь” (перчатки).

2.“Две сестрёнки, две плетёнки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,

3. “На ручке хорошо ей сидится –
Тёплая и удобная….(рукавица).

Кто загадку прочитает,
Тот её пусть отгадает.
Да ответ, чтоб записал
И разбор нам пояснял.
Ну, ребята, кто начнёт?
Ведь Клубок давно нас ждёт.

(Ученики выходят к доске, читают загадки и записывают отгадки. Выделяют орфограмму и делают разбор слов).

Хорошо вы потрудились,
Потому что не ленились.
Отдохнуть теперь пора.
Ну-ка, встанем, детвора.

Мы сейчас, друзья, писали.
И немножечко устали.
Руки вверх мы поднимаем,
Тучки быстро разгоняем,
А потом их опускаем.
И грибочки собираем. (2-3 р.)

Клубок вам загадал загадки,
А я вам покажу отгадки.
Где что? Скорей мне покажите.
А как узнали? Объясните.

(Учитель показывает перчатку, варежку, рукавицу.)

(Работа над лексическим значением слов: варежка, перчатка, рукавица. “Толковый словарь).

Много интересного
О словах узнали.
Время наше ценное
Даром не теряли.
А теперь вас сказка ждёт,
Написал её народ.
Книжки быстро открываем,
Сказку вместе все читаем.

“Родная речь. 1-й кл.”

Я начну сейчас читать,
Кто-то будет продолжать.
Так что лучше не зевайте,
А внимательно читайте.

Первичное чтение сказки “Рукавичка” учителем и учениками.

Сказку всю мы прочитали.
Может что-то вы узнали?

Дети: Эта сказка похожа на сказку “Теремок”.

Дети: Отдельные герои встречались в сказке “Теремок”. Звучали знакомые фразы.

Дети: Отличаются тем, что в сказке “Рукавица” есть персонаж – кабан-клыкан. Конец у сказки другой (ученики рассуждают о разных концовках сказки).

А Клубок бежит вперёд.
Нас в дорогу он зовёт.
В чём причина? Кто нас ждёт?
И куда Клубок ведёт?

Дети: В сказке поссорились звери. Надо их померить.

Учитель:

Глазки быстро закрываем,
И головку опускаем.
Буду я для вас считать.
Все мы будем отдыхать.
А когда скажу вам “5”,
Ждёт работа нас опять.

Слайд №4. (Звучит музыка. Лесная полянка и сказочные персонажи – звери).

Вот полянка – красота,
И зверей она полна.
Кто же здесь нас ожидает?
И невесело встречают?

Дети: Мышка-норушка и лягушка-квакушка, заяц – на горе увёртыш, лисичка-сестричка… – герои сказки “Рукавичка” и “Теремок”.

Что они не поделили?
И о чём так загрустили?

Слайд №5. (Клубок на поляне. Звучит его рассказ -запись).

“Жили звери – не тужили,
Потому что дружно жили.
Но в один прекрасный день,
Влезла мышь на старый пень.
Громко стала так пищать
И зверей всех упрекать,
Что всем в сказке стало тесно,
Не хватает здесь уже места.
Кто уйдёт? Кого возьмёт?
Стали звери возмущаться,
Спорить, драться и кусаться.
Ссора долго продолжалась,
Мышь ответа не дождалась.
Вот тогда Клубок взяла
И такой наказ дала,
Чтобы в школу он бежал
Всё ребятам рассказал:
Кто же в сказке всем мешает?
Пусть весь класс сейчас решает”.

Закрепление изученного материала. Работа с предложением.

Вот задание для нас –
Помирить друзей сейчас.
Вы на доску посмотрите
Для зверей совет найдите.

(На доске пословица, в которой перепутаны слова: “да не в обиде в тесноте.”).

Что за мудрость скрыта здесь?
У кого ответы есть?

Дети: Это пословица.

Но написана она
Непонятно для меня.
Кто ответит:
Почему ничего я не пойму?

Дети: В пословице слова перепутаны. Нужно расставить их в правильном порядке, тогда можно будет прочитать пословицу.

Вы, ребята, не ленитесь
Постарайтесь, потрудитесь.
Нужно всё сейчас учесть,
Чтоб пословицу прочесть.
Вы друг другу помогайте,
Да смотрите не мешайте.
Открывайте вы конверт
И найдите там ответ.

Работа в парах. (Задание на карточках “Собрать пословицу”).

Что за мудрость скрыта здесь?
У кого ответы есть?

Дети: На доске пословица: “В тесноте, да не в обиде”.

О чём пословица скажите?
Ответ свой всем нам поясните.

(Дети объясняют смысл пословицы.)

Учитель: В виде чего записана пословица?

Дети: В виде предложения.

Учитель: Что такое предложение?

Дети: Предложение состоит из слов. Оно выражает законченную мысль.

Учитель: Как пишется предложение?

Дети: Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, а в конце ставится точка.

Вы пословицу прочтите,
А потом в тетрадь спишите.
Правила все соблюдайте.
Проверять не забывайте.
Заглавную букву вы почеркните,
Точку в кружок все обведите.
Свою работу вы проверяйте.
Работайте быстро и не зевайте.

Самостоятельная работа учащихся.

Слайд №6. Сказочная полянка и весёлые звери.

Звери пословицу эту узнали,
Ссориться тут же они перестали.
И правда,
Ведь в сказке для всех хватит места:
Она ведь волшебная,
Всем это известно.
Сказочные звери вас благодарят:
Самых хороших и умных ребят!

Слайд №7. Персонажи сказок “Теремок” и “Рукавичка”.

А сейчас вы не зевайте,
На вопросы отвечайте.
Что сегодня повторяли?
Что вы нового узнали?
Где играли?
Что писали? (Дети отвечают на вопросы).

Учитель: Кто автор загадок, пословиц и поговорок, которые звучали у нас сегодня на уроке?

Дети: Русский народ придумал загадки, сочинил пословицы и пересказал нам сказки.

Сказку “Рукавичка” дома читайте.
Кто автор её, не забывайте.
Пословицу нашу вы повторяйте:
“В тесноте, да не в обиде”.

Сказку нашу покидаем,
Не грустим и не рыдаем.
Мы не раз здесь побываем.
Много нового узнаем.
Нашей сказочке КОНЕЦ,
А кто слушал и видел её МОЛОДЕЦ!

Данный урок позволяет вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.

Цели урока: обобщить знания детей по данному разделу, закреплять литературоведческие понятия, совершенствовать навык выборочного подробного пересказа, развивать воображение и фантазию ребенка, воспитывать любовь к русской природе и к Родине.

На уроке используется занимательный дидактический материал для индивидуальной и групповой работы детей. Урок оснащен наглядным материалом. Преследует цель систематизации знаний, комлексного развития речи. На уроке используется метод сравнения, сопоставления.

На уроке проводится увлекательная работа над загадками, сказками, пословицами и другими жанрами устного народного творчества.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_v_1_klasse.docx 20 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конспект урока по литературному чтению

Обобщающий урок по разделу

Выполнил: Киселева И.А.,

учитель начальных классов

Цель: 1) обобщение знаний детей по данному разделу, закрепление литературоведческих понятий;

2) совершенствование навыка сознательного выразительного чтения, выборочного подробного пересказа;

3) развитие воображения и фантазии ребенка;

4) воспитание милосердия, доброты, любви к русской природе, к Родине.

Оборудование: картина с изображением березы, птички с отрывками из произведений УНТ, окно со ставнями, петух, рисунок – волшебный терем, карточки с названиями жанров, с загадками, с пословицами.

- Какой раздел мы сейчас изучаем?

- Сегодня у нас последний урок по этому разделу, урок-обобщение.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

III. Обобщение знаний. Беседа.

Учитель просит прочитать название раздела, записанное на доске.

- Какое слово в этом названии вам кажется главным? (Творчество)

- Что такое творчество?

-Почему это творчество называется народным?

- Почему мы говорим – устное творчество?

- Сегодня на нашем уроке присутствует гостья. С ней мы очень часто встречаемся, читая произведения устного народного творчества. Кто она? Вы узнаете, если правильно отгадаете загадку.

Стоит красавица на поляне

В зеленом полушалке,

В белом сарафане.

Учитель показывает детям рисунок с изображением березы. На березе сидят птички.

- Как вы догадались, что это береза?

- Почему именно она стала нашей гостьей? (Береза – символ нашей Родины)

- Как мы можем выразить любовь нашей гостье? (Стихи и песни)

Учитель: Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен

Поется в народе о ней.

- Какие произведения УНТ мы уже вспомнили? (Загадки и русские народные песни)

- А какие произведения вам еще известны?

По мере того, как дети называют известные им жанры, учитель открывает на доске таблички, на которых записаны жанры УНТ.

Далее учитель обращает внимание детей на выставку книг.

IV. Работа с учебником.

-А сейчас мы проверим, умеете ли вы различать эти произведения. Откройте учебник.

Дети подходят к доске, снимают с березы птичку и читают , что там написано с обратной стороны.

Определяют, какой это жанр и находят произведение такого же жанра в учебнике.

Обобщение: Чему мы учились, читая эти произведения? (Мудрости)

-Какое еще бывает творчество? (Художественное)

Учитель обращает внимание детей на другую выставку: образцы народного мастерства.

- Каким же был русский народ? (Талантливым)

V. Работа над загадками.

- Вы любите отгадывть загадки?

- А что это такое? Что есть в загадке?

- Какие загадки вы сочинили дома?

Дети загадывают свои загадки.

- Хотите сделать доброе дело?

- Тогда мы немедленно отправляемся в деревню Загадкино.

На доске висит окно со ставнями.

- За этими ставнями кто-то просит нас о помощи. Чтобы спасти его надо разгадать загадку.

На партах у детей карточки с загадками.

Задание: прочитайте про себя, приготовьтесь к чтению вслух.

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, кур крадет.

- Какие слова помогли вам при отгадывании?

- Итак, мы спасли петуха.

- Как же лисе удалось обхитрить петуха? (Спела песенку)

VI. Работа со сказками.

- Итак, мы подошли с вами к сказочному терему (на доске).

- Кто живет в этом тереме?

- Попасть туда не легко. Надо правильно ответить на все вопросы. Готовы?

- Чем отличаются сказки от других произведений?

- В чем особенность языка сказки?

- Какие бывают сказки?

- Как строились сказки?

- Какие уроки мы выносим из сказок?

Дети правильно ответили на все вопросы и попали в терем.

- Попробуем узнать, какие сказки здесь живут?

Несколько человек рассказывают отрывки из любимых сказок, а остальные узнают их.

(У страха глаза велики, Два мороза, Лиса и журавль)

На доске записаны пословицы. Дети должны прочитать пословицу, соответствующую данной сказке.

  1. У страха глаза велики.
  2. Топор лучше шубы греет.
  3. Как аукнется, так и откликнется.

- А давайте-ка мы с вам сделаем еще одно доброе дело. Поможем лисе и журавлю подружиться.

Детям предлагается придумать другой конец сказки.

- Какую вы знаете пословицу о дружбе?

VII. Работа с пословицами.

- Что такое пословица? (Мудрое изречение с поучительным смыслом)

- Наше путешествие заканчивается на поляне Мудрости.

У каждого ребенка на парте лежит карточка. Дети по двум словам должны восстановить пословицу.

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Земля освещается солнцем, а человек знанием.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Учитель демонстрирует рисунки к этим пословицам.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

- Понравился ли вам урок? Что вам понравилось больше всего? Что полезное вы взяли из этого урока?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Устное народное творчество

Цели: • развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный

• умение анализировать и обобщать;

• интерес к чтению, любознательность;

• воспитывать уважение к истокам культуры своего народа.

Задача урока: • продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас –

Чтение у нас сейчас!

- Ребята, зачем нужно уметь читать?

Речевая разминка и дыхательная гимнастика

Ребята, перед трудной работой мы с вами всегда проводим дыхательную гимнастику и речевую

разминку. Я предлагаю не изменять этому правилу.

Са-са-са – у норы сидит лиса,

Еть-еть-еть – не умеет петь медведь,

Ок-ок-ок – в чаще спрятался волчок.

(прочитать про себя, прочитать вслух хором, прочитать выразительно, прочитать весело,

прочитать грубо и зло, прочитать по одной строчке как лиса, как мышка, как лягушка)

- Как вы понимаете?

- То, что передавалось из поколения в поколение, из уст в уста. Есть ли у устного народного творчества автор?

У устного народного творчества нет определенного автора. Прабабушки рассказывали, что-то нашим бабушкам по-своему, бабушки нашим мамам и папам, добавляя что-то свое, а они нам, а мы своим детям. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве.

Беседа по вопросам:

- Устное народное творчество — это жанр (genre (фр.) - вид) литературы. Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, часшушка, сказка.)

- Разгадайте кроссворд – и вы узнаете жанр устного народного творчества, с которым мы будем сегодня работать.

- Цель нашего урока выяснить, почему же сказки любимы взрослыми, и детьми? Для этого предлагаю Вам несколько заданий:

- По загадке назовите сказку и определите авторская она или народная.

Улетела стрела и попала в болото.

А в том болоте пойма её кто-то.

Кто, расправившись с зелёною кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом,

Белка там живёт ручная,

Нет не речки, ни пруда,

Где воды напиться.

В этой книжке - именины,

Много было там гостей,

И на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хоте убить хозяйку,

Чуть её не погубил.

Но коварному злодею

- Какое же главное отличие устного народного творчества от литературного произведения? У литературного произведения обязательно есть автор.

Работа с выставкой книг.

- На какие группы можно разделить все названые сказки, опубликованные в этих книгах? (Народные и авторские)

- Давайте уберем книги, которые не подходят к теме нашего урока. Ребята, вспомните, каким предложением обычно заканчивается сказка.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

- Какой урок вы вынесли для себя из сказки? (Быть дружными. На добро отвечать добром.)

Домашнее задание: сочинить и записать один из жанров устного народного творчества; выполнить иллюстрацию.

Устное народное творчество – это словесное творчество народа, передаваемое из уст в уста от поколения к поколению.

Фольклор – устное народное творчество.

Загадка – жанр устного народного творчества. Это краткое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, которое требует отгадки.

Потешка – жанр устного народного творчества. Это короткие поучительные стишки, предназначенные для развлечения маленьких детей, которые сопровождаются игровыми движениями.

Народная песня – жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, соединение стихотворного текста с пением и, как правило, с музыкальным сопровождением.

Ключевые слова

Загадки; песенки; потешки; фольклор; устное народное творчество.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – Ч.1. - С.42-45

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь.1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 33-38

3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

4. Юдаева М.В. Хрестоматия школьника (для 1 –го класса). – М.: Самовар, 2013. С.2-15

На уроке мы узнаем, что такое фольклор

научимся узнавать и различать произведения малых жанров фольклора – потешки, загадки, песенки;

сможем попробовать себя в роли автора загадок.

Основное содержание урока

1.Знакомство с произведением происходит в ходе путешествия вымышленных персонажей – Володи и Ани по волшебному лесу. Заяц: Здравствуйте, путешественники! Белка рассказала мне о том, что вы заблудились в нашем волшебном лесу. Если хотите найти дорогу домой, нужно отгадать загадки. Отгадки вам путь укажут. Будете идти от отгадки к отгадке.

Б: Только ещё одно условие. Вы должны будете объяснить, какие слова в загадке вам помогли её отгадать!

Заяц: Вот моя загадка.

Под соснами, под елками

Ползет клубок с иголками.

В: Это ёжик. Он круглый, как клубок и колючий.

З: Молодец. Идите по этой тропинке, дойдёте до сосны, где ёжик под корнями живет. Он вам следующую загадку загадает.

В и А: Здравствуйте!

Ё: Здравствуйте, знаю о вас. Белка рассказала. Слушайте мою загадку.

Он живет на кружевах,

Он на мух наводит страх,

И хотя не осьминог,

Но имеет восемь ног.

А: Я думаю, это паук. Его паутина похожа на кружево.

В: Правильно, а ещё мы в школе учили, что у паука восемь ног!

Ё: Молодцы, ребята. Быстро загадки отгадываете. Идите по этой тропинке, увидите паутинку. Спросите паучка, куда вам дальше идти.

А и В: Здравствуйте, паучок! Помогите нам дорогу найти!

П: Ну что же. Слушайте мою загадку:

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком.

В: Я думаю, это пчела. Она собирает нектар, из которого получается мёд. Пчела хлопочет над цветком, как хозяйка в доме.

П: Молодцы. Идите вон к той поляне, отгадайте загадку пчелы.

А и В: Здравствуйте, пчела-хозяюшка.

Пч: Здравствуйте, ребята! Слушайте мою загадку.

На тёплые денечки.

А: Не могу догадаться. А есть ещё загадка с такой же отгадкой?

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

В: Я догадался – это берёза. Это самое красивое дерево в лесу. У неё белая кора – как белый сарафан, а зелёные листья похожи на кофточку.

А: Я вспомнила! В старину был обычай весной заплетать ветки березы. Поэтому в первой загадке и сказано про веночки.

Пч: Молодцы. А вот и белка явилась! Проводишь ребят к берёзке?

Б: Провожу. Только сначала скажите, что вы знаете о загадках?

В: Я знаю, что загадки придумывали люди с древних времён.

А: В загадках предмет о котором идёт речь не называют, а перечисляют его признаки или действия.

В: Загадки бывают обо всём на свете: о явлениях природы, о животных, об одежде, обуви, о доме, о школе…

А: А что такое устное народное творчество?

Б: Устное народное творчество – это словесное творчество народа, передаваемое из уст в уста от поколения к поколению. Его ещё называют фольклором.

В: Нужно это запомнить, на уроках пригодится!

Б: А теперь идем в гости к берёзке. Она вам расскажет о других жанрах фольклора.

2. Путешествие продолжается. Дети знакомятся с песенкой и потешкой Берёза: Здравствуйте, путешественники! Куда путь держите?

А и В: Здравствуй, берёзка!

Мы в лесу заблудились. Ищем дорогу домой. Помоги нам, пожалуйста! Мы готовы любые загадки отгадать.

Берёза: Я слышала, что загадки вы мастера отгадывать. Но я не буду вам загадки загадывать. Вы, наверное, догадались, что наш лес ещё и помогает узнавать что-то новое. Мы с вами поговорим о народной песне.

А: Это тоже жанр фольклора?

Берёза: Верно. У народной песни нет автора. Конечно, кто-то давным-давно сочинил эти песни, но потом их пели другие люди, добавляли свои слова, меняли мелодию. Народные песни не записывали, а пели и запоминали.

А: Моя бабушка знает много народных песен. Например, она мне часто колыбельные песни поёт.

Берёза: Народные песни очень разные. Есть и колыбельные, и лирические, и плясовые.

А вы знаете какие-нибудь народные песни? Спойте!

А: Я знаю песню про весну. (поёт)

В: Я тоже знаю песню про весну.(поёт)

Иди, весна, иди, красна…

Берёза: Хорошие песенки. И Весна в них как живая. Почему? Какие слова помогают представить Весну как живого человека?

В: Её называют матушкой, она идёт к нам, приносит свои подарки.

Берёза: А чем ваши песенки различаются?

В: В Аниной песне рассказывается о приходе Весны, а в моей – её просят прийти, зовут в гости.

Берёза: Молодцы ребята. Позади меня речка протекает. Перейдёте её по мостику и окажетесь в гостях у нашей Бабушки Яги. Не бойтесь её. Она добрая. Сейчас у неё маленький внучек в гостях. Поможете ей с малышом поиграть – она вас из леса выведет. Проводи ребят, белочка! Белка: Пришло время мне вам подсказку дать. Есть ещё один малый жанр фольклора – потешка. Сейчас она вам обязательно пригодится. Вы что-нибудь знаете о потешках?

В: Мне кажется по названию можно догадаться, что потешка нужна, чтобы потешать, веселить кого-то.

А: Когда я была помладше, моя мама со мной играла в ладушки. Мы хлопали с ней в ладошки и говорили:

Ой, ладушки, ладушки…

Белка: Молодцы. Потешка – жанр устного народного творчества. Это короткие поучительные стишки, предназначенные для развлечения маленьких детей, которые сопровождаются игровыми движениями.

В: Я тоже знаю несколько потешек. У меня есть братик и я часто с ним играю.

Белка: Тогда – вперёд! Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!

А и В: Здравствуйте, бабушка!

БЯ: Здравствуйте путники! Кого это ты белка привела?

Белка: Это Аня и Володя. Проводи их, пожалуйста, домой.

БЯ: Я бы рада, да внучек мой капризничает. Развеселите его, потешьте, я вас мигом домой доставлю

Аня подходит к малышу, говорит ласково: Не плачь, детка, Прискачет белка, Принесёт орешки — Тебе для потешки!

БЯ: Нам умыться надо, а внук мой не хочет. Есть ли у вас на этот случай потешка?

В: Конечно есть. Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

БЯ: Вот спасибо. А теперь, научите моего внучка ещё какой-нибудь игре -потешке.

В: С удовольствием. Дай ка мне ручку.

Этот пальчик — в лес пошёл, (мизинец)…

БЯ: Вот спасибо вам ребята. Ну вам пора. Видите дупло большое. Полезайте туда – дома окажетесь.

А: И вам спасибо, и вашему лесу волшебному. Мы сегодня узнали об устном народном творчестве, познакомились с некоторыми жанрами фольклора: загадками, песнями, потешками.

В: Всё это нам в школе пригодится.

Белка: А вы приходите к нам ещё. Мы вас чему-нибудь новому научим. Учиться – всегда пригодиться.

Читайте также: