Конспект урока считалки 1 класс

Обновлено: 06.07.2024

2.Развивать ко ординацию движе ний, быстроту, ловкость, вын осливость.

3.Воспитывать интерес к ру сским народным иг рам.

- установка на з доровый образ жизни;

- понимание чу вств других люд ей и сопереж ивание им ;

- создать добр ожелательну ю атмосферу , умение работать в коллект иве.

- стру ктурирование знаний.

- прин имать и сохран ять учебную з адачу.

- умение догова риваться, нахо дить обще е решение;

- умение аргу ментировать свое пре дложение, у беждать и усту пать;

- способность с охранять добр ожелательное от ношение дру г к другу ;

- взаимоконт роль и взаимопомо щь по ходу выполнения зад ания.

Место проведе ния: спортивный зал

Время занятия : 4 0 минут

Дети под русску ю народну ю музыку входят в спортивны й зал.

Описание игры : Дети берут дру г друга за ру ки, образуя цепь. О дного из край них в

цепи играющи х выбирают ве дущим. Он идёт или бежит, увлекая за соб ой всех

участников иг ры. Играющ ие должны кр епко держать д руг друга за ру ки, чтобы

Методические ук азания : во время ходьбы сле дить за осанк ой детей – спина

ровная, смот реть вперёд, во вр емя бега следить за дыханием дете й.

Основная час ть

руками снизу в парах)

Описание игры : Дети встают по кру гу на расстоянии одного шага дру г от друга

лицом в центр, рассчитываются н а первые и вт орые номера. Так они делятся на две

группы (первых и в торых номе ров). В каждой гру ппе играющие вы бирают ведущих.

Они должны ст оять на против оположных сто ронах кру га. По сигналу ведущие

начинают пе ребрасывать мяч двумя руками с низу только игрокам св оей гру ппы, в

одном направл ении. Выигрывает группа , в которой мяч раньше в ернулся к

водящему. Дети выбирают дру гого водящего, иг ра повторяется, н о мяч

перебрасывают в дру гом направлении и дру гим способом. ( для игры беру т два мяча

разных по цвету ).

Методические ук азания : обращать в нимание на положение рук и ног во время

броска мяча и ег о ловле.

Русская народна я игра “Золотые вор ота”.

Описание игры : двое водящи х из числа дете й берутся за р уки, делают воротики,

остальные дети ве реницей, взявш ись за ру ки, идут через во рота со словам и:

“Золотые во рота

Пропускают не в сегда.

Первый раз проща ется,

Второй раз зап рещается,

А на третий раз не пропу стим вас”.

Водящие опу скают ру ки, ловят того, кто не у спел пройти. Пойманный встает

третьим, ворота расширяются в л абиринт и т.д. ( повторить игру 5 - 6 раз).

Методические ук азан ия : проходить в в орота, не задев ая их.

Заключительная ч асть

Русская игра – за бава малой по движности “ В цапки ”.

Описание иг ры: дети разбивают ся на не сколько групп. Ка ждой выбирае тся

водящий, кото рый вытягивает руку , ладонью вниз, все игроки ставят под ладон ь

Цель: Развитие внимания к эмоционально-смысловому содержанию слова в литературном тексте. Творчество по образцу.

Характеристика деятельности учащихся :

Участвовать в диалоге. Аргументировать собственную позицию.

Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения.

Психологический настрой на работу.

– Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу…

– Улыбнитесь друг другу. Начинаем урок литературного чтения!

Чтение шепотом. Медленно.

Ра-ра-ра - начинается игра.

Ры-ры-ры - у нас в руках шары.

Ру-ру-ру - бью рукою по шару.

Да-да-да - из трубы бежит вода.

До-до-до - на дереве гнездо.

Ды-ды-ды - мы пошли по ягоды.

Ду-ду-ду - с мамой я домой иду.

Та-та-та - в нашем классе чистота.

Ту-ту-ту - наводим сами красоту.

Ты-ты-ты - нами политы цветы.

Чтение громко и уверенно.

Моль – соль – толь – боль

Почка – почва – почта

Дверь – зверь – червь

Работа над скороговоркой.

Н а р е к е поймали р ака, из-за р ака вышла д р а к а.

Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.

Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана,
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить.

Конь ретивый, долгогривый,
Скачет полем, скачет нивой.
Кто коня того поймает,
С нами в салочки играет.

Бегают вокруг маслёнки
Симпатичные девчонки.
Раз, два, три -
Догонять их будешь ты!

Шла кукушка мимо леса –
За каким-то интересом.
Инте, инте, интерес,
Выходи на букву "эс".

- Что объединяет эти четверостишья? На что обратили внимание ( Это считалки )

- Для чего нужны считалки?

-Сформулируйте тему урока.

Открытие новых знаний.

Что такое считалки? Когда они появились?

Считалка - жанр устного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.

Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу.

В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными:

Ази, двази, nризи, зизи,
Пятом, мятом, шума, рума,
Дуба, крест.

Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.

Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок:

За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке - теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.

И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие - недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты.

- Какие считалочки знаете вы? (Ответы детей.)

Работа с учебником.

Словарная разминка. Стр. 32

Работа с толковым словарем.

Поиск лексического значения слова У-ДИ-ВИ-ТЕЛЬ-НЫЙ.

Чтение текста о Фюсе и Каркузябре.

- Ребята, однажды с Фюсем и Каркузяброй произошла удивительная история. Давайте ее прочитаем.

Работа по содержанию.

- Помогите нашим друзьям вспомнить считалки.

Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дернули за гири.
Тут раздался страшный звон -
Разбежались мыши вон.

4 . Усвоение новых знаний и способов действий

- Спортсмены делают разминку на тренировке, перед соревнованиями, чтобы легче было выполнять сложные упражнения, а мы сделаем словарную разминку, чтобы правильно и легко произносить трудные слова.

Кувырок, кувыркаться. Накувыркались, кажется, показалось. Оказывается.

Как вы понимаете значение слова У-ДИ-ВИ-ТЕЛЬ-НЫЙ ( Необычный, паразительный, очень хороший, необыкновенный, дивный, изумительный, чудесный, потрясающий; впечатляющий, превосходный)

Прочитайте. что о нем написано в словаре на стр 141

Ребята, однажды с Фюсем и Каркузяброй произошла удивительная паразительная, очень необыкновенная, чудесная, превосходная история. Давайте ее прочитаем на стр 32. Ч итаем по цепочке по одному предложению, соблюдая интнацию.

Чтение детьми

Как вы представляете себе удивительную комнату?

Расскажите про пол. Потолок, стены в этой комнате

Объясни. Что в ней было удивительное?

Давайте ее нарисуем на стр.16 рабочей тетради по литературному чтению.

Но прежде сделаем Физминутку

Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте)

Покатился по дорожке (бег на месте)

Подождал меня немножко (остановиться)

Наклонюсь, возьму его (наклониться)

И подброшу высоко (имитация движения)

( Учитель помогает затрудняющимся детям

- Нарисуй странные, необычные, диковинные, удивительные вещи (например шкаф на потолке). Измени обычные предметы на фантазийные: угол, в котором гремят грозы, говорящая стена, лампы преврати в факелы, к примеру. Придумай интересный и необычный дизайн, можно придумать что-то индивидуальное)

Дети рисуют , фантазируют, воображают

А теперь давайте посмотрим, как развивались события у наших героев дальше. Чтение детьми стр.34

для чего нужна считалка Фюсю и Каркузябре?

А что же такое считалка? Для чего их придумали, для чего используется?

Считалка – это стихотворение, которое помогает решить, кто начнёт игру, какая у него будет роль в этой игр. В считалках встречаются необычные придуманные слова.

Это стишки небольшого размера с чётко выраженным ритмом.

Считалки- это такая детская забава.

Какие считалки вы знаете? - Помогите нашим друзьям вспомнить считалки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана,

Буду резать, буду бить,

Все равно тебе водить.

Конь ретивый, долгогривый,

Скачет полем, скачет нивой.

Кто коня того поймает,

С нами в салочки играет.

Бегают вокруг маслёнки

Симпатичные девчонки.

Раз, два, три -

Догонять их будешь ты!

Шла кукушка мимо леса –

За каким-то интересом.

Инте, инте, интерес,

Выходи на букву "эс".

Например, игра впрятки, чтоб определить, кто будет водить ., нужно произнести считалочку в стихотворной форме, в финале на ком остановится считалка, тот и будет водить. Правила очень просты

Тогда встанем и поможем нашим замечательным героям посчитаться.

Физкультминутка.

Мы считали и устали

. Дружно все мы тихо встали.

Отдых наш физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали.

Руки к верху все подняли.

И друг друга не задели.

Ванькой встанткой словно стали

А потом пустились вскач

Будто мой упругий мяч.

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем.

Чтение русских народных считалок. Работа по учебнику. Стр. 34 – 35.

Свинья в бане танцевала

Все кадушечки поламала.

Три копеечки нашел.

- Что означает слово ковш и кадушка, посмотрим в словаре на стр 138

Кадушка - деревянный сосуд цилиндрической формы из досок, стянутых обручами.

Ковш, ковшик — ёмкость с одной рукоятью, предназначенная для питья и подачи напитков на стол, зачерпывания и переливания жидкостей, пересыпания сыпучих продуктов

Английская народная считалка

Сцепилась с метлою собака!

Свинья - на окошко,

А кошка - в лукошко!

Польский фольклор (пер. Б. Заходера)

Где же наша свинка?

Съели свинку волки!

Ты бы их дубинкой!

С волком плохи шутки!

- Найдите выдуманные слова.

- Расскажите про любую игру, для которой нужна считалка.

- Постарайтесь запомнить считалку, которая вам больше всего понравилась.

Желающие могут сочинить считалку с придуманными словами на стр 16 рабочей тетради по литературному чтению

5. Контроль и самопроверка знаний. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Заключительная беседа)

- Ребята, сегод ня на урок к нам пр ишли два необы чных героя это Ф юсь и Какузябра.

Они хотят нам рассказать свою у дивительну ю историю, которая п роизошла с ними.

Но прежде чем е е рассказать, они хотят, чтобы мы вы полнили несколь ко заданий.

Ребята, вы хотит е узнать, что про изошло с нашим и гостями? (Да) В ыполним их

Словарная р азминка

- Итак, присту пим. Вот перв ое задание. Сл оварная разминк а.

Ребята, я бу ду называть вам сл ова, а вы затем повторяете в месте со мной по слогам.

4 . Усвоение новых знаний и способов действий

- Спортсмены делают разминку на тренировке, перед соревнованиями, чтобы легче было выполнять сложные упражнения, а мы сделаем словарную разминку, чтобы правильно и легко произносить трудные слова.

Кувырок, кувыркаться. Накувыркались, кажется, показалось. Оказывается.

Как вы понимаете значение слова У-ДИ-ВИ-ТЕЛЬ-НЫЙ ( Необычный, паразительный, очень хороший, необыкновенный, дивный, изумительный, чудесный, потрясающий; впечатляющий, превосходный)

Прочитайте. что о нем написано в словаре на стр 141

Ребята, однажды с Фюсем и Каркузяброй произошла удивительная паразительная, очень необыкновенная, чудесная, превосходная история. Давайте ее прочитаем на стр 32. Ч итаем по цепочке по одному предложению, соблюдая интнацию.

Как вы представляете себе удивительную комнату?

Расскажите про пол. Потолок, стены в этой комнате

Объясни. Что в ней было удивительное?

Давайте ее нарисуем на стр.16 рабочей тетради по литературному чтению.

Но прежде сделаем Физминутку

Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте)

Покатился по дорожке (бег на месте)

Подождал меня немножко (остановиться)

Наклонюсь, возьму его (наклониться)

И подброшу высоко (имитация движения)

( Учитель помогает затрудняющимся детям

- Нарисуй странные, необычные, диковинные, удивительные вещи (например шкаф на потолке). Измени обычные предметы на фантазийные: угол, в котором гремят грозы, говорящая стена, лампы преврати в факелы, к примеру. Придумай интересный и необычный дизайн, можно придумать что-то индивидуальное)

Дети рисуют , фантазируют, воображают

А теперь давайте посмотрим, как развивались события у наших героев дальше. Чтение детьми стр.34

для чего нужна считалка Фюсю и Каркузябре?

А что же такое считалка? Для чего их придумали, для чего используется?

Считалка – это стихотворение, которое помогает решить, кто начнёт игру, какая у него будет роль в этой игр. В считалках встречаются необычные придуманные слова.

Это стишки небольшого размера с чётко выраженным ритмом.

Считалки- это такая детская забава.

Какие считалки вы знаете? - Помогите нашим друзьям вспомнить считалки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана,

Буду резать, буду бить,

Все равно тебе водить.

Конь ретивый, долгогривый,

Скачет полем, скачет нивой.

Кто коня того поймает,

С нами в салочки играет.

Бегают вокруг маслёнки

Догонять их будешь ты!

Шла кукушка мимо леса –

За каким-то интересом.

Инте, инте, интерес,

Выходи на букву "эс".

Например, игра впрятки, чтоб определить, кто будет водить ., нужно произнести считалочку в стихотворной форме, в финале на ком остановится считалка, тот и будет водить. Правила очень просты

Тогда встанем и поможем нашим замечательным героям посчитаться.

Физкультминутка.

Мы считали и устали

. Дружно все мы тихо встали.

Отдых наш физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали.

Руки к верху все подняли.

И друг друга не задели.

Ванькой встанткой словно стали

А потом пустились вскач

Будто мой упругий мяч.

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем.

Чтение русских народных считалок. Работа по учебнику. Стр. 34 – 35.

Свинья в бане танцевала

Все кадушечки поламала.

Три копеечки нашел.

- Что означает слово ковш и кадушка, посмотрим в словаре на стр 138

Кадушка - деревянный сосуд цилиндрической формы из досок, стянутых обручами.

Ковш, ковшик — ёмкость с одной рукоятью, предназначенная для питья и подачи напитков на стол, зачерпывания и переливания жидкостей, пересыпания сыпучих продуктов

Английская народная считалка

Сцепилась с метлою собака!

Свинья - на окошко,

А кошка - в лукошко!

Польский фольклор (пер. Б. Заходера)

Где же наша свинка?

Съели свинку волки!

Ты бы их дубинкой!

С волком плохи шутки!

- Найдите выдуманные слова.

- Расскажите про любую игру, для которой нужна считалка.

- Постарайтесь запомнить считалку, которая вам больше всего понравилась.

Желающие могут сочинить считалку с придуманными словами на стр 16 рабочей тетради по литературному чтению

5. Контроль и самопроверка знаний. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Заключительная беседа)

- Ребята, сегод ня на урок к нам пр ишли два необы чных героя это Ф юсь и Какузябра.

Они хотят нам рассказать свою у дивительну ю историю, которая п роизошла с ними.

Но прежде чем е е рассказать, они хотят, чтобы мы вы полнили несколь ко заданий.

Ребята, вы хотит е узнать, что про изошло с нашим и гостями? (Да) В ыполним их

- Итак, присту пим. Вот перв ое задание. Сл оварная разминк а.

Ребята, я бу ду называть вам сл ова, а вы затем повторяете в месте со мной по слогам.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Чулкова Т. Н.

Учитель начальных классов

г. Воскресенск

март, 2018

Литературное чтение 1 класс.

Тема урока: Считалки.

1. Огранизационный момент.

Психологический настрой на работу, мотивационная подготовка обучающихся

– Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу

Улыбнитесь друг другу.

Начинаем урок литературного чтения!

2. Подготовка к основному этапу урока .

Как всегда мы начинаем урок с речевой зарядки.

Чтение громко и уверенно.

Ра-ра-ра - начинается игра.

Ры-ры-ры - у нас в руках шары.

Ру-ру-ру - бью рукою по шару.

Да-да-да - из трубы бежит вода.

До-до-до - на дереве гнездо.

Ды-ды-ды - мы пошли по ягоды.

Ду-ду-ду - с мамой я домой иду.

Та-та-та - в нашем классе чистота.

Ту-ту-ту - наводим сами красоту.

Ты-ты-ты - нами политы цветы.

В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

"Здорово, дрозд, приятель!"

И ставит подпись . Дятел

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её поди-ка:

Куст в колючках будто ёж, -

Вот и назван . Ежевика

Как это скучно - сто лет без движения

В воду глядеть на свое отражение.

Свесила гибкие ветви с обрыва

Нежная, тихая, грустная . ИВА

3. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.

С каким литературным термином мы познакомились на прошлом уроке? (Рифма)

Что называется рифмой? (Рифма - созвучие конца стихотворных строк)

Кто умеет сам подбирать рифмы?

- Вы научились подбирать рифмы.

4 . Усвоение новых знаний и способов действий

- Спортсмены делают разминку на тренировке, перед соревнованиями, чтобы легче было выполнять сложные упражнения, а мы сделаем словарную разминку, чтобы правильно и легко произносить трудные слова.

Кувырок, кувыркаться. Накувыркались, кажется, показалось. Оказывается.

Как вы понимаете значение слова У-ДИ-ВИ-ТЕЛЬ-НЫЙ ( Необычный, паразительный, очень хороший, необыкновенный, дивный, изумительный, чудесный, потрясающий; впечатляющий, превосходный)

Прочитайте. что о нем написано в словаре на стр 141

Ребята, однажды с Фюсем и Каркузяброй произошла удивительная паразительная, очень необыкновенная, чудесная, превосходная история. Давайте ее прочитаем на стр 32. Ч итаем по цепочке по одному предложению, соблюдая интнацию.

Чтение детьми

Как вы представляете себе удивительную комнату?

Расскажите про пол. Потолок, стены в этой комнате

Объясни. Что в ней было удивительное?

Давайте ее нарисуем на стр.16 рабочей тетради по литературному чтению.

Но прежде сделаем Физминутку

Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте)

Покатился по дорожке (бег на месте)

Подождал меня немножко (остановиться)

Наклонюсь, возьму его (наклониться)

И подброшу высоко (имитация движения)

( Учитель помогает затрудняющимся детям

- Нарисуй странные, необычные, диковинные, удивительные вещи (например шкаф на потолке). Измени обычные предметы на фантазийные: угол, в котором гремят грозы, говорящая стена, лампы преврати в факелы, к примеру. Придумай интересный и необычный дизайн, можно придумать что-то индивидуальное)

Дети рисуют , фантазируют, воображают

А теперь давайте посмотрим, как развивались события у наших героев дальше. Чтение детьми стр.34

для чего нужна считалка Фюсю и Каркузябре?

А что же такое считалка? Для чего их придумали, для чего используется?

Считалка – это стихотворение, которое помогает решить, кто начнёт игру, какая у него будет роль в этой игр. В считалках встречаются необычные придуманные слова.

Это стишки небольшого размера с чётко выраженным ритмом.

Считалки- это такая детская забава.

Какие считалки вы знаете? - Помогите нашим друзьям вспомнить считалки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана,

Буду резать, буду бить,

Все равно тебе водить.

Конь ретивый, долгогривый,

Скачет полем, скачет нивой.

Кто коня того поймает,

С нами в салочки играет.

Бегают вокруг маслёнки

Симпатичные девчонки.

Раз, два, три -

Догонять их будешь ты!

Шла кукушка мимо леса –

За каким-то интересом.

Инте, инте, интерес,

Выходи на букву "эс".

Например, игра впрятки, чтоб определить, кто будет водить ., нужно произнести считалочку в стихотворной форме, в финале на ком остановится считалка, тот и будет водить. Правила очень просты

Тогда встанем и поможем нашим замечательным героям посчитаться.

Физкультминутка.

Мы считали и устали

. Дружно все мы тихо встали.

Отдых наш физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали.

Руки к верху все подняли.

И друг друга не задели.

Ванькой встанткой словно стали

А потом пустились вскач

Будто мой упругий мяч.

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем.

Чтение русских народных считалок. Работа по учебнику. Стр. 34 – 35.

Свинья в бане танцевала

Все кадушечки поламала.

Три копеечки нашел.

- Что означает слово ковш и кадушка, посмотрим в словаре на стр 138

Кадушка - деревянный сосуд цилиндрической формы из досок, стянутых обручами.

Ковш, ковшик — ёмкость с одной рукоятью, предназначенная для питья и подачи напитков на стол, зачерпывания и переливания жидкостей, пересыпания сыпучих продуктов

Английская народная считалка

Сцепилась с метлою собака!

Свинья - на окошко,

А кошка - в лукошко!

Польский фольклор (пер. Б. Заходера)

Где же наша свинка?

Съели свинку волки!

Ты бы их дубинкой!

С волком плохи шутки!

- Найдите выдуманные слова.

- Расскажите про любую игру, для которой нужна считалка.

- Постарайтесь запомнить считалку, которая вам больше всего понравилась.

Желающие могут сочинить считалку с придуманными словами на стр 16 рабочей тетради по литературному чтению

5. Контроль и самопроверка знаний. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Заключительная беседа)

урок ОНЗ с использованием технологии деятельностного метода по Петерсон Л.Г. (групповые технологии), ИКТ технологии, игровой технологии, здоровье сберегающей технологии. Использование "Сингапурских" технологий.

ВложениеРазмер
urok_literaturnogo_chteniya_po_teme_schitalochka.rar 2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Считалочки в стране Считалия.

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования знаний о считалках как малом фольклорном жанре, их предназначении, сюжетно-композиционном построении, наличии зашифрованных слов; способствовать развитию речи учащихся, памяти.

проявляют способность выражать свои эмоции в выразительном чтении;

регулятивные – осуществляют действие по образцу и заданному правилу;

познавательные – работают с учебником, ориентируются в нем с помощью значков;

коммуникативные – принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; сотрудничать в парах, группах.

осознавая смысл прочитанного, различать малые жанры фольклора

получат возможность научиться осваивать на практике малые фольклорные жанры (считалку) и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация).

Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Форма работы : фронтальная (беседа), работа в парах, работа в группах, работа с учебником, индивидуальная работа.

Использованные обучающие структуры : ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН, КОНЭРС, ТАЙМД РАУНД РОБИН , ТАЙМД ПЭА ШЭА, сигналы для управления классом: сигналы тишины, МЭНЭДЖ МЭТ, таймер. Фразы и ТИМ ЧИР для выражения похвалы.

- Проверьте ваше рабочее место. Всё ли готово к уроку?

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас –

Литературное чтение у нас.

- На предыдущем уроке мы с вами говорили о произведениях устного народного творчества.

- А почему творчество названо Устное народное?

( Произведения сочинил народ, передавались из уст в уста)

- С какими жанрами устного народного творчества мы уже знакомы?

( загадки, пословицы и поговорки, потешки, сказки)

- Кто может привести пример?

- Дома вы подбирали загадки для одноклассников.

ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН

- Встаньте те кто подготовил хотя бы одну загадку, две, три, четыре.

- Поработаем с портнёром по плечу. Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. Загадайте друг другу загадку по очереди. Ели выполнили задание. Покажите свою готовность.

- Загадывает первым тот, у кого на одежде больше пуговиц.

- Скажите своему партнёру:

  • ТЫ ПОДГОТОВИЛ ОТЛИЧНУЮ ЗАГАДКУ
  • И ТВОЯ ЗАГАДКА ИНТЕРЕСНАЯ

- Кто считает, что загадка партнёра по плечу была трудной, необычной, интересной и над ней нужно было подумать? ( Прошу загадать загадку нескольких ребят) ТИМ ЧИР

3. Работа над новой темой.

- Ребята вы перечислили жанры устного народного творчества. Но посмотрите на Солнышко. Возле одного лучика знак вопроса. Значит существует еще жанр. Попробуйте догадаться какой? ( Читаю считалочку)

Под горою у реки

У них колокол висит,

Выходи скорее вон!

- Догадались какой это жанр? ( Считалочки)

Считалка возникла еще в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.

В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными:

Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.

Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок:

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке - теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие - недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты.

Сегодня на уроке нам нужно понять:

  • что такое считалочка
  • для чего нужна считалочка
  • какие бывают считалочки

ТАЙМД РАУНД РОБИН

На столе у детей 4 карточки с разными текстами. Дети разбирают карточки. Зачитывают карточки по кругу. Определяют жанр произведения. Выбирают считалочку. Закончив работу подайте сигнал. Начинает партнёр под № 2. Идем по кругу по часовой стрелке.

- Прошу ребят зачитать считалочки.

- Понравилась считалочка? ТИМ ЧИР

- Какие ещё жанры встретились? Зачитать по одному. Запомните кому, что досталось. Чуть позже нам это пригодится.

- А мы продолжаем отвечать на поставленные вопросы. Поработаем с учебником.

Работа с учебником на стр.110. Чтение читалочек детьми.

- Ответим на первый вопрос: - Что такое считалочка?

- Это рассказ, стихотворение, большое произведение или маленькле?

- Естьли в считалочке рифма? А ритм?

Считалочка - рифмованный стишок с определенным ритмом.

- Для чего нужна считалочка? Как вы определяете в игре в прятки, кто в игре будет водить, а кто прятаться?

Считалочка нужна – для распределения ролей в игре.

- Какие бывают считалочки? - ( дети пречитывают считалочки)

- Какими словами заканчивается считалочка? На что указывает?

- У кого попалась такая считалочка? Прочитайте.

- У кого попалась такая считалочка? Прочитайте.

- А как быть со считалочкой про царя и царевича?

  1. указание на определённую личность ( снами в салочки ИГРАЕТ)

Считалка – это рифмованный стишок, состоящий из различных слов и созвучий со строгим соблюдений ритма. Считалочки нужны для распределения роли в игре.

- Дома вы приготовили карточки со считалочками. Достаньте. А так же я хочу, чтобы вы вспомнили, какой жанр устного народного творчества вам достался в предыдущем задании. Посмотрите еще раз на свой текст. Вспомнили. Возьмите счилочку и распределитесь по группам в соответствии с тем, какой текст озвучивали.

- Найдите пару в группе. Покажите, что готовы.

Задание: Прочитайте считалочку друг другу. Каждому на чтение 30 секунд.

- Кому понравилась считалочка партнёра?

- Кто готов зачитать? ТИМ ЧИР

- Перемешайтесь. и найдите себе пару из другой группы.

- Прочитайте считалочку друг другу. Каждому на чтение 30 секунд.

- Кому понравилась считалочка партнёра?

- Кто готов зачитать? ТИМ ЧИР

6. Практическая работа.

С партнёром по плечу востановить считалочку.

- А сейчас попробуем применить считалку по назначению.

- При помощи считалочки определите кому ее зачитывать вслух.

- Выполнив задание покажите готовность. Прошу встать те пары, у кого партнёр готов озвучить считалочку вслух.

- Чтение считалочек. ТИМ ЧИР

- С каким новым жанром учтного народного творчества познакомились?

- Похлопайте в ладоши те, кто считает, что знания полученые на уроке пригодятся в жизни.

- Похлопайте в ладоши те, кому было на уроке интересно.

- Спасибо за хорошую работу! САЛЮТ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация урока литературного чтения в 3 классе.Сказки. Обобщение.

В презентации показан ход урока по литературному чтению в 3 классе коррекционной школы.На уроке много демонстрационного материала, индивидуального раздаточного материала, кроссворды и другое. Раздаточ.

конспект и презентация урока литературного чтения в 4 классе тема "В гостях хорошо, а дома лучше" ( по произведению И.С. Соколова-Микитова "Листопадничек" ) программа "Школа России"

конспект урока литературного чтения по произведению И. С. Соколова-Микитова "Листопадничек", урок изучения нового материала.


Презентация урока литературного чтения во 2 классе Л. Пантелеев "Две лягушки".

Презентация урока литературного чтения Леонид Пантелеев "Две лягушки".

Конспект и презентация урока литературного чтения(программа ПНШ) во 2 классе по теме "Хокку. Секрет коротких японских стихотворений" учителя Остренко Л.П.


Презентация урока литературного чтения в 4 классе по теме: А. Пушкин Гонимы вешними лучами . Сквозь волнистые туманы .

Презентаци урока литературного чтения в 4 классе ПНШ содержит слайды с изображением картин природы, описанных в стихотворении А. Пушкина " Гонимы вешними лучами . ".


презентация Урока литературного чтения в 3 классе. Тема: Добро и зло в разных литературных жанрах

Читайте также: