Культура советского периода конспект

Обновлено: 06.07.2024

Один из наиболее неоднозначных периодов в развитии русской культуры – это период послереволюционной культуры. Негативные черты этого времени:

1) разрушение и уничтожение культурных памятников прошлого;

2) разделение русской культуры на непосредственно советскую и культуру русского зарубежья;

3) гибель множества людей.

Также позитивными явлениями были:

1) развитие просвещения;

2) электрификация и индустриализация;

1) ликвидация неграмотности в масштабах всей страны;

2) приобщение народа к выработанному человечеством духовному богатству;

3) создание новой советской интеллигенции из трудящихся.

В программе коммунистической партии оговаривались меры по широкой демократизации культуры. В 1917 г. в собственность и распоряжение народа перешли Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и т. д. В то же время революционные потрясения нанесли урон отечественной культуре, выраженный в:

1) массовом переименовании городов, улиц, площадей и т. д., имевших богатую историю;

2) разрушении памятников, якобы символизировавших власть старого режима;

3) разрушении православных храмов, монастырей, сжигании икон, церковных рукописных книг, организованном вскрытии святых мощей;

4) изъятии церковного достояния;

5) упразднении старинных кладбищ.

Художественные символы новой эпохи:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развитие культуры в послевоенные годы .

Основные дости­жения в послевоенной литературе были связаны с раз­работкой темы Великой Отечественной войны. Наряду с при­знанными литераторами М. А. Шолоховым, К. Г. Паустовским, М. М. Пришвиным и другими известность получают писатели Э. Г. Казакевич, Б. Н. Полевой, В. Ф. Панова и др.

Культура в годы застоя.

О духовном мире советских людей можно судить по рабо­там режиссеров Г. А. Товстоногова, А. В. Эфроса, М. А. Захаро­ва, О. Н. Ефремова, Г. Б. Волчек, Т. Е. Абуладзе, актеров (Е. А. Лебедев, К. Ю. Лавров, О. В. Басилашвили, С. Ю. Юр­ский, Т. В. Доронина, Р. Я. Плятт, В. В. Тихонов, И. О. Горбачев, М. А. Ульянов, Н. В. Мордюкова и др.).

Советское балетное искусство продолжало триумфальное шествие по миру (М. М. Плисецкая, Н. И. Бессмертнова, М.Э.Лиепа, В. В. Васильев, Е. С. Максимова, Н. В. Павлова,

В. М. Гордеев, А. Б. Годунов,М. Н. Барышников и др.) Опера была представлена творчеством И. К. Архиповой, В.А.Атлантова, З.Л. Соткилавы, Е. В. Образцовой, Т.И.Синявской, Е. Е. Нестеренко, Б. Т. Штоколова, А. А. Эйзена и др. Огромные очереди стояли на выставки художников И. С. Глазунова и М. Шилова, творившего в реалистической манере.

Культура в годы перестройки.

Разнообразной стала музыкальная жизнь страны. Из полуподполья вышла рок-музыка, зазвучали песни эмигрант­ских авторов. Огромным успехом у молодежи пользовались песни Виктора Цоя, Игоря Талькова и др.

Развитие науки и техники.

После Великой Отечественной войны в СССР быстро увеличивалось число научных учреж­дений и научных работников. В 1957 г. возле Новосибирска был основан Академгородок.

Под руководством С. П. Королева шла разработка ракет­ной техники. 4 октября 1957 г. был осуществлен запуск пер­вого в мире искусственного спутника Земли, затем косми­ческие аппараты достигли Луны. 12 апреля 1961 г. состоял­ся первый в истории полет человека в космос. Первопроход­цем космоса стал Ю. А.Гагарин.

Развитие образования.

С 1954 г. в школах было восста­новлено совместное обучение мальчиков и девочек. Была так­же отменена плата за обучение старшеклассников, студентов. Студентам стали выплачивать стипендию. В 1958 г. было вве­дено обязательное восьмилетнее образование, а десятилетняя школа переводилась на 11-летнее обучение. Вскоре в учебные планы школ был включен труд на производстве. После от­ставки Н. С. Хрущева многие его нововведения были отмене­ны, в частности вернулись к 10-летней школе.

В 70-х гг. была поставлена задача обеспечения всеобщего среднего образования. С 1970 по 1985 г. число людей, имевших такое образование, выросло почти втрое. В 1984 г. было введено 11-летнее образование и понижен возраст по­ступления детей в школу с 7 до 6 лет. Тогда же повысили оплату труда учителей. Расширилась сеть высших учебных заведений. В начале 80-х гг. они выпускали каждый год бо­лее 1 млн. специалистов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы были условия развития и основные достижения совет­ской культуры в послевоенное время?

2. Сравните развитие культуры и назовите ее главные достижения в период правления Н. С. Хрущева и в период правления JI. И. Брежнева.

3. Каковы были особенности развития культуры в период пере­стройки?

5. Как развивалась система образования в СССР в 1945 -1991 гг.?

Культура советского общества

Характерные черты советской культуры
во второй половине XX в.

Послевоенный период (1945—1953 гг.)

  • Восстановление и укрепление материально-технической базы культуры.
  • Ужесточение идеологического контроля.
  • Преследование деятелей культуры (поэты и писатели: А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, Э. Г. Казакевич, Ю. П. Герман, композиторы: В. И. Мурадели, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян, Д. Д. Шостакович, кинорежиссёры: С. М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин и др.).
  • Восстановление сети научных учреждений, увеличение капиталовложений в научные разработки.
  • Приукрашивание советской действительности в произведениях литературы и искусства.
  • Преобладание военной тематики в произведениях литературы и искусства.
  • Поддержка культа личности И. В. Сталина в произведениях литературы и искусства

Культура советского общества.
Этапы развития

1. Наука, техника, образование

Послевоенный период (1945—1953 гг.)

Наука

  • Создание в каждой союзной республике своей Академии наук.
  • 1949 г. — СССР — обладатель атомной бомбы.
  • 1953 г. — создание водородной бомбы

Образование. Завершение перехода к всеобщему семилетнему образованию. Развитие форм вечернего и заочного образования

Физика

Развитие ракетной техники (под руководством С. П. Королёва) и освоение космического пространства

Советские учёные, удостоенные Нобелевской премии

  • 1958 г. — И. Е. Тамм, И. М. Франк, П. А. Черенков разработали теорию излучения.
  • 1962 г. — Л. Д. Ландау создал работы по сверхпроводимости и сверхтекучести.
  • 1964 г. — А. М. Прохоров, П. Г. Басов обосновали основы квантовой электротехники.

Физика. Советские учёные, удостоенные Нобелевской премии

1965 г. — Н. П. Семёнов создал теорию теплового взрыва газовых смесей.
1975 г. — Л. В. Канторович разработал основы линейного программирования.
1978 г — П. П. Капица сделал фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур.

Освоение космического пространства

Образование. Введение всеобщего обязательного среднего образования (по Конституции СССР 1977 г.)

Перестройка (1985—1991 гг.)

Наука

  • Большие кадровые потери в научных коллективах страны вследствие эмиграции и оттока учёных в другие, чаще всего не связанные с наукой сферы деятельности.
  • Кризис в методах научного исследования применительно к общественным наукам.

Образование

  • 1987 г. — реформа высшей школы → интеграция (объединение) образования, производства и науки. Введение принципа взаимоотношений между вузом и предприятием на договорных основах; отмена различных льгот и привилегий при поступлении в вузы (рабфаков, квот на подготовку национальных кадров и др.).
  • Возникновение новых учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей

Культура советского общества

2. Литература

Послевоенный период (1945—1953 гг.)

Перестройка (1985—1991 гг.)

Культура советского общества

3. Кинематограф, живопись и театр

Послевоенный период (1945—1953 гг.)

Живопись

Театр

Живопись

1970 — 1980-е гг. — чёткое размежевание на официальное искусство и альтернативные художественные направления:

— художники, группировавшиеся вокруг Академии художеств СССР, работали в основном в реалистической манере: жанр портрета (Т Т. Салахов), пейзажа (Т Н. Яблонская, П. П. Оссовский), современные темы (Б. С. Угаров, А. А. Мыльников, В. Е. Попков, Д. Е. Жилинский)

— неофициальное искусство находилось на полулегальном положении.

Кинематограф

1970 — 1980-е гг. — период нового подъёма отечественного киноискусства:

Перестройка (1985—1991 гг.)

Кинематограф

Развитие советской культуры во второй половине XX века

После победы в Великой Отечественной войне сформировалось поколение граждан, умеющих брать на себя ответственность, имеющих свое мнение, и умеющих самостоятельно принимать решения. Такие граждане представляли угрозу для советского правительства. Выход был найден в системе тоталитарного контроля.

Особенности развития культуры

После прихода к власти Хрущева наблюдается изменение ситуации в лучшую сторону. Этот период назывался эпохой Оттепели. Характеризовался он относительной свободой в культурной сфере. Ослабление контроля правительства было существенным. Это оживило культуру и творчество в стране. Но это оживление носило временный характер.

В середине 1970-х годов правительство снова вернулось к прошлым мерам. Для этого была введена система госзаказов, цензура возросла. Также правительство ограничивало возможность советских граждан ознакомиться с зарубежной культурой.

Выделяемые финансовые средства на развитие культуры в этот период постоянно увеличивались. Но высоких достижений не было.

Наука

Одним из главных научных достижений периода является создание ядерного оружия в 1949 году Курчатовым и Капицей.

Были достижения и в сфере программирования. Например, Конторовичем были созданы основы линейного программирования.

Получили Нобелевскую премию:

  1. В 1956 году Семёнов за исследование химических цепных реакций.
  2. В 1962 году Ландау – теория жидкого гелия.
  3. В 1964 году Басов и Прохоров за труды по радиоэлектронике и создание лазера.

Нельзя забыть про главное достижение в космонавтике. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые в истории человечества совершил полёт в космос.

Литература

Развитие литературы происходило в следующих направлениях:

Также популярны были и другие писатели:

Интересно, что именно литература раньше других областей в эпоху оттепели отреагировала на изменения в стране. У граждан появился массовый интерес к поэзии. Стали популярные поэты-шестидесятники:

  • Рождественский;
  • Ахмадулина;
  • Вознесенский;
  • Евтушенко.

В политехническом музее Москвы проходили поэтические вечера.

Советская власть против литературы

В его защиту выступали многие поэты и писатели:

  • Чуковский;
  • Паустовский;
  • Маршак;
  • Ахматова;
  • Твардовский.

В 1972 году после ссылки Бродский эмигрировал в Америку. В 1987 году он получил Нобелевскую премию уже как гражданин США.

Также из-за вынужденной миграции пострадали:

Иммиграция коснулась не только поэтов и писателей. Также пришлось уехать из страны деятелем и других сфер культуры.

Писатели, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у правительства:

  • Трифонов;
  • Распутин;
  • Белов;
  • Астафьев.

Произведения этих авторов касаются нравственной тематики.

Театр и кино

Во второй половине XX века развитие получило и эстрадное искусство. Значимые достижения театра:

Военная тематика нашла отражение и в кино. В тот период это была самая популярная тема в киноискусстве:

Помимо театра и кино эстрадное искусство развивалось и других направлениях:

  1. Музыкальный театр. Самые знаменитые оперные певцы – Образцова, Нестеренко, Вишневская.
  2. Балет – Плисецкая, Уланова, Лиепа.
  3. Эстрадная песня – Ротару, Кобзон, Магомаев, Пугачёва.

Также появляется бардовская песня и вокально-инструментальные ансамбли.

Живопись

В целом в искусстве существовало чередование запретов по непонятным причинам и временных послаблений.

Социализм в живописи привел к тому, что советские зрители уже не воспринимали никакие картины кроме тех, на которых копировалась окружающая действительность.

Образование

Положения школьной реформы:

В результате принятия реформы наблюдалось снижение качества получаемых знаний, и впоследствии преобразования были отменены. Из-за того, что образовательная реформа не дала положительных результатов, в системе образования стал нарастать кризис.

Архитектура и скульптура

Среди скульпторов тоже были авангардисты, против которых был Хрущёв.

Также в то время скульпторы создали знаменитые здания и сооружения. В скульптуре тоже нашла свое выражение Великая Отечественная война:

  1. В 1960-е годы на Мамаевом Кургане был возведен памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы, скульптор – Вучетич.
  2. В 1960 году в Петербурге был возведен мемориал на Пискарёвском кладбище, скульпторы – Таурит и Исаева.

Относительно другой тематики было построено здание МГУ на Воробьёвых горах и Министерство иностранных дел на Смоленской площади.

Читайте также: