Конспект урока тундра 4 класс начальная школа 21 века

Обновлено: 12.07.2024

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.

Задачи: познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека;

Личностные результаты: проявлять интерес к многообразию природных зон России, проявлять бережное отношение к природе.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, способность и умение учащихся производить логические действия, связанные с анализом и синтезом, сравнением.

Регулятивные УУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь; выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные УУД: адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Этапы урока

Содержание, деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 .Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности:

Учитель: Добрый день! У нас сегодня необычный урок. Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их!


Учитель: Ребята, в мире много неизученных мест, стран, с которыми нам предстоит познакомиться. Мы с вами продолжим изучать самую дорогую для нас страну - нашу необъятную Россию, её разнообразную природу. Наш урок будет не только познавательным, но и интересным.

Учащиеся слушают песню о неизведанных странах, включаются в учебный процесс.

2.Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- На прошлом уроке мы познакомились с самой холодной природной зоной России - Арктикой. Проверим, как вы усвоили материал. - Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь,

- Как вы себе представляете Арктику?

Два ученика работают по индивидуальным карточкам ( Ксения Ф. проверяет Орлов И.), Марк У. проверяет Даша К.)


Исправь географические ошибки в тексте:
Арктика – огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые лучи. Зимой в Арктике полярный день, а летом – полярная ночь . Температура воздуха зимой опускается до -40оС, а летом не поднимается выше нуля.

Четыре пары работают на карточках (Вика А., Диана П., Настя Ш., Стас Т., Тимофей П., Диана З., Снежана Е., Сева Ш.)

Работа в парах /учащиеся в паре договариваются о том, кто вписывает пропущенные слова, а кто зачитывает текст/.

Выступление каждой пары, учащиеся комментируют и дополняют.

Вставьте пропущенные слова.

Арктика — это район Земли, примыкающий к ___________________. Это огромное пространство ___________________океана. Острова, которые относятся к этой зоне:__________________________________________________

Вставьте пропущенные слова.

Солнце направляет на зону Арктики _________лучи. Зимой в Арктике _____________. Дуют ________, бушует _________. Температура опускается до ___________градусов. Летом в Арктике ______________.

Вставьте пропущенные слова.

На островах прямо на голых камнях встречаются ____________. Также приспособились к жизни на камнях__________ и ________________________. В толще воды, не покрытой __________, большое количество _________________.

Животных арктической зоны кормит __________. Морскими водорослями питаются ___________, а ими__________. На скалистых берегах собираются _____, __________ и _________. Все звери — прекрасные пловцы. От холода их защищает ____________. На тюленей охотятся _______________.

Три ученика работают по тестам

Тест “Арктика”

1. Природная зона арктических пустынь расположена…

а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана;

в) на островах Северного Ледовитого океана.

2. Территория зоны…

а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения.

3. В Арктике для растений и животных сложились…

а) суровые условия; б) комфортные условия.

4. В ледяной зоне растут…

а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки;

в) бузина, орешник, айва.

5. В Арктике обитают животные…

а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки;

в) моржи, тюлени, белые медведи.

6. Найдите верную цепь питания:

а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь;

7. Арктический заповедник расположен…

а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля.

8. Большое скопление птиц на скалах называют…

а) “птичьи рынки”; б) “птичьи базары”.

9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути;

б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;

в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану “птичьи базары”.

Остальные работают с учителем.

1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.

2.Территория Арктики не имеет коренного населения.

3.В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.

4.В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.

5.В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени.

6.Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.

О т в е т ы: – + + – ++ – . Слайд 2

Учитель: Закончим цепь питания: Слайд 3

2.Водоросли - рачки – рыбы – …

3. Ягель - лемминг –…

- Можем мы продолжить эту цепь питания…. Почему ?

Дети исправляют ошибки
Арктика – огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно - островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно – косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике полярный день (правильно – полярная ночь), а летом – полярная ночь (правильно – полярный день). Температура воздуха зимой опускается до -60оС, а летом не поднимается выше нуля (правильно – опускается до – 60 С и поднимается на несколько градусов выше нуля).

Оценивают в паре ( взаимопроверка)

Арктика — это район Земли, примыкающий к Северному полюсу . Это огромное пространство Северного Ледовитого океана. Острова, которые относятся к этой зоне: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля

Вставьте пропущенные слова.

Солнце направляет на зону Арктики косые лучи. Зимой в Арктике полярная ночь . Дуют _ ветры , бушует пурга . Температура опускается до -60 градусов. Летом в Арктике полярный день .

Вставьте пропущенные слова.

На островах прямо на голых камнях встречаются лишайники . Также приспособились к жизни на камнях мхи и полярные маки . В толще воды, не покрытой льдом , большое количество водорослей .

Животных арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются рачки , а ими рыбы . На скалистых берегах собираются кайры, гагарки и чайки . Все звери — прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира . На тюленей охотятся белые медведи .

Ответы ( 1в, 2б, 3а, 4б, 5 в, 6 а, 7в, 8б, 9 в )

Дети определяют истинность утверждений, проверяют правильность выполнения графического диктанта, отмечают правильные ответы +, неверные -

Дети записывают цепи питания:

1.Рыба – тюлень – (белые медведи)

2.Водоросли - рачки – рыбы – (тюлени)

3. Ягель - лемминг –…

3.Выявление места и причины затруднения

-В природной зоне арктических пустынь нам не встречались лемминги, ягель. Как вы думаете, в какой природной зоне России они находятся?

- Сегодня на уроке мы изучим новую природную зону России

Учащиеся выявляют причину затруднения составления цепи питания

4.Самоопреде-ление к деятельности.

Новая природная зона приглашает нас-

Снова в экспедицию отправляется класс.

А чтобы тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать. Слайд 4

– Решите кроссворд , прочитайте ключевое слово, и вы узнаете тему сегодняшнего урока. Слайд 5

1. Короткое название зоны арктических пустынь. (Арктика.)

2. Птица с необычным клювом. (Тупик.)

t1571661207aa.jpg

3. Название острова, на котором расположен арктический заповедник. (Врангеля.)

4. Арктика – царство снега и … (льда).

5. Растение, живущее в толще воды. (Водоросли.)

6. Вид рыбы, обитающей в северных морях. (палтус.)

Ключевое слово : тундра.

- Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать.

- А теперь определим задачи на сегодняшний урок. Слайд 6

-Как вы считаете, что нужно узнать о тундре, чтобы получить достоверную информацию о ней?

1.Узнать о климатических условиях тундры.

2.Узнать о растениях тундры.

3.Узнать о животных тундры.

4.Узнать о занятиях людей в тундре.

По ходу урока заполняет Аналитическую карту исследования зоны.

Формулируют тему и цели урока

Дети составляют план работы по изучению природной зоны тундры по аналогии с зоной арктических пустынь

На доске план изучения природной зоны:

Географическое положение природной зоны.

Климатические особенности зоны.

Растительный мир.

Животный мир.

Занятие населения. Экологические проблемы.

Изучение нового материала.

Определение расположения зоны тундры относительно зоны Арктики. Откроем карту природных зон в учебнике. Покажите природную зону Арктики. Проверьте друг друга. Найдите зону тундры, посмотрите на карту, так ли вы определили местоположение тундры. Показ учителем. Слайд 7 , 8

- Рассмотрим расположение зоны тундры относительно зоны Арктики. Южнее.

Предположим, какие климатические условия характерны для тундры

1.Работа в парах

У вас на столе текст со словами этой песни. Прочитайте его и подчеркните основные особенности тундры, по мнению автора этой песни Михаила Пляцковского.

Увезу тебя я в тундру

1.Увезу тебя я в тундру, 2.Увезу тебя я в тундру
Увезу к седым снегам. И тогда поймешь ты вдруг.
Белой шкурою медвежьей, Почему к себе так манит
Брошу их к твоим ногам. Так зовет Полярный круг.
По хрустящему морозу Ничего, что здесь метели,
Поспешим на край земли, Не беда, что холода.
И среди сугробов дымных Если ты полюбишь Север,
Затеряемся вдали. Не разлюбишь никогда.


Припев : Мы поедем, мы помчимся
На оленях утром ранним.
И отчаянно ворвемся
Прямо в снежную зарю.
Ты узнаешь, что напрасно
Называют Cевер крайним.
Ты увидишь он бескрайний.
Я тебе его дарю.

-Чем, по мнению автора, примечательна эта природная зона?
-Чтение цитат и их анализ. Слайд 10

Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.
- Тундра в переводе с финского языка означает "бесплодная” или "враждебная” Слайд 11

. В каком тепловом поясе находится эта природная зона?

- Какой вы представляете себе эту природную зону? Слайд 12

Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить не проваливаясь. А под снегом – замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота.

Зима в тундре долгая и очень суровая ( мороз до – 50). Солнце низко стоит на горизонте. Его лучи плохо согревают землю. К середине зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. В середине зимы наступает длинная полярная ночь , которая длится примерно 2 месяца . На небе можно увидеть полярные сияния. Слайд 14

В тундре постоянно дуют очень сильные ветры. Зимой нередко бывает пурга, и скорость ветра достигает 30—40 м в секунду . Слайд 13

Взметая тучи снега, сбивая с ног людей и переворачивая нарты с оленями, беснуется пурга на бескрайних просторах тундры. Нередко она продолжается 5—6 дней. Ветры сдувают снег с возвышенностей в лощины, долины рек и оголившаяся земля сильно промерзает.

Отдалятся от дома в пургу рискованно, заблудиться можно в 30 шагах от дома. Зима продолжается 7-8 месяцев Слайд 16

За зимой приходит весна, а затем лето. Теплый период в тундре короткий. Здесь нет четкой границы между весной и летом, летом и осенью. Не больше 2-3 недель длится время которое с полным правом можно назвать летом. За это время оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до 40 см. Талые воды не просачиваются, так как внизу находится слой вечной мерзлоты, а потому в тундре много болот. Озера занимают половину территории равнинной тундры.

Автор учебника Н.Ф. Виноградова

Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

1. Формировать умения использовать научные методы познания природы, прививать навыки учебного труда.

2. Развивать речь, логическое мышление, умение высказывать свою точку зрения, способности к самостоятельному решению учебных задач.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление изученного.

Форма урока: урок - путешествие

рисунки и фото растительного и животного мира тундры;

карточки для индивидуальной работы и работы в группах;

I. Организационный момент.

- Добрый день! У нас сегодня необычный урок. Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их!

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся, ребята, скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять.

О том, как потрудились дома,

Поспешим друг другу рассказать.

II. Проверка знаний.

- На прошлом уроке мы познакомились с самой холодной природной зоной России - Арктикой. Проверим, как вы усвоили материал.

Природная зона арктических пустынь расположена…
а) на островах Тихого океана;
б) на островах Индийского океана;
в) на островах Северного Ледовитого океана.

В Арктике для растений и животных сложились…
а) суровые условия;
б) комфортные условия.

В ледяной зоне растут…
а) кедры, березы, черемуха;
б) лишайники, мхи, полярные маки;
в) бузина, орешник, айва.

В Арктике обитают животные…
а) бобры, нутрии, хомяки,
б) волки, белые медведи, рыси;
в) моржи, тюлени, белые медведи..

III. Введение в тему.

- Люди отправляются в путешествие по разным причинам. Одних побуждает любовь к приключениям, других - неутомимая жажда открытий, третьих - неизвестность и очарование таинственностью.
- А мы сегодня продолжим путешествовать по природным зонам России.

Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.

В путешествиях можно многое узнать

И друзьям потом об этом рассказать.

Новая природная зона приглашает вас -
И опять в экспедицию отправляется класс.


- А чтобы тему урока узнать, кроссворд , ребята, поспешим разгадать:

Короткое название ледяной зоны (Арктика)

Птица с необычным красным клювом (Тупик)

Название острова, на котором расположен заповедник (Врангеля)

Арктика - царство снега и … (Льда)

Растения, живущие в толще воды (Водоросли)

Ребята, какое же ключевое слова кроссворда? Дети: тундра.

Слайд Ключевое слово: Тундра- это тема нашего урока. (вывешивается на доску кластер)

- В течение урока вы должны заполнить схему, ответив на следующие вопросы по плану. (Учитель вывешивает на доску схему).

- По какому плану изучаем любую природную зону? (Учащиеся называют основные пункты, по которым идет изучение каждой природной зоны, а учитель добавляет схему).

В результате на доске составляется кластер.

Климат Деятельность человека

Местоположение Животный мир

- Экскурсия наша планировалась заранее, поэтому сопровождать нас будут синоптики, ботаники, зоологи и экологи (4 группы - на столах выставлены таблички с названиями групп), которые побывают в тундре в составе научно - исследовательских экспедиций.

- Итак, садимся на оленьи упряжки и отправляемся в путь, а пока будем ехать, послушаем песню о тундре и попробуем представить эту природную зону.

- Эта песня не только создала нам приподнятое настроение перед путешествием, но если вы вслушались в слова, то многое могли узнать.

- Где расположена тундра? Обратимся к карте.

Как поется в песне ?….Увезу на край земли …

- Действительно, посмотрев на карту, мы видим, что тундра расположена на краю материка.

- А теперь, оценив расположение тундры, вспомнив песню, подумайте, как одеться в экспедицию. (Слайд - названия одежды)

- На слайде есть виды одежды (меховая куртка, валенки, рубаха, кожаные перчатки, рукавицы, майка, меховая шапка и другие); подумайте, какая одежда подходит для нашего путешествия?

- А вот как одеваются коренные жители тундры.

- Как вы думаете, с чем это связано?

- Да тундра - очень холодная зона.

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах, выполнить задания и заполнить кластер. (Учащиеся в группах обсуждают ответы на вопросы)

Работа по группам. Каждая группа получает свое задание на листике, а затем его представляет. (Учащиеся используют учебник с. 9-11 Н. Ф. Виноградовой, энциклопедии, гербарий). Дополняется кластер.

Рассказ синоптиков: На тысячи километров с запада на восток - холодная безлесная равнина. Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень холодное и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом - замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10 - 50 см., а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

Расположена чуть южнее Арктики;

Холодная бескрайняя равнина;

Зима длится около 7-8 месяцев, t - ( -50 С) ;

2 месяца - полярная ночь;

- Мы познакомились с климатическими условиями тундры, а сейчас нам предстоит узнать, как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях.

- Растительный мир тундры значительно богаче, чем в Арктике.

Ученик - ботаник №1. Слайд.

Коротким полярным летом снега и льды тают, обнажая тундру. Разнообразные растения и мелкие животные, населяющие ее, мгновенно просыпаются. Растения переносят долгую зиму либо в семенах, либо вообще не замерзая. Поэтому они остаются под снегом, как бы в законсервированном состоянии, с вполне развитыми листьями и почками. Летом растения быстро развиваются и успевают дать семена за короткое северное лето. Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до 40-50 см. Талые воды не просачиваются, а потому в тундре много болот.

Ученик - ботаник №2. Слайд.

Каждый, кто попадает в тундру, обращает внимание на олений лишайник или ягель, который служит основной пищей для северных оленей. Ягель имеет беловатую окраску. Он служит одним из важнейших кормовых растений оленям. Олени безошибочно находят его по запаху, даже зимой под слоем снега. Ягель растет медленно. Если олени съедают ягель, то только через 15 лет вырастает другой. Слайд

В тундре много различных мхов. (Слайд) Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни здесь. Ведь у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов и ветров.

- Как растения приспособились к суровым условиям тундры? Слайд.

Растительный мир беден. Все они очень маленькие, корявые, стелятся по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. Небольшие корни и маленькие листья. В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые. Слайд.

Клюква - стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму.

Слайд: несколько видов растений ( показ - гербарий)

- Мы говорим о природе России. Какое дерево является символом России?

- Художники и поэты воспевали берёзу в своих произведениях. И вот эту красавицу берёзку: стройную, высокую. Попробуем поселить в тундре. На какую глубину в почву уйдут корни?

- Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

карликовые формы растений, т. к. сильные ветры;

их мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом,

растения стелятся по земле, образуя подушки;

корни расположены близко к поверхности;

короткий период цветения и созревания плодов;

яркая окраска цветов, привлекает насекомых;

Физминутка. Слайд (Встали)

Ты по тундре стал шагать (шагаем)
Далеко кругом видать (присели, повороты вправо, влево, взгляд из-под руки)
Перешагивай деревья (шаг с высоким подниманием бедра)
Их, смотри, не растопчи (прыжок)
Если летом оказался, гнус скорее отгони (машем руками)
А зимою - не дрожи (похлопывают себя)
Сядем в нарты, и опять
Дальше тундру изучать (сели на место)

- В тундре есть постоянные ее обитатели. Как же они приспособились к жизни в условиях долгой суровой зимы?

- Давайте сначала познакомимся с некоторыми из них, а для этого отгадайте загадки народов Севера:

- Каких животных особенно много на болотах? (Насекомых) Слайд

Многие перелётные птицы прилетают в тундру на лето. Однако есть и такие, которые живут в тундре круглый год. Летом в тундре появляется бесчисленное количество комаров, мошек, оводов. И в это время года для гнездования прилетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки, кулики. Как вы думаете, а что привлекает этих птиц в тундре? (Полярное лето с длительным солнечным освещением, которое позволяет им добывать корм на протяжении большей части суток).

- Сделайте вывод: как приспособились животные тундры к жизни в условиях долгой суровой зимы?

Белая окраска меха зверей и оперенья птиц зимой, лишь на короткое время - летом - сменяется на пёструю.

Накопление слоя подкожного жира.

Густой мех у зверей, тёплый пух - у птиц.

Утепление конечностей на зиму: у песцов -тёплые стельки, у птиц опушение ног.

- А сейчас я проверю, какие животные и растения преобладают в тундре?

2. Анаграммы. Вам предлагается разгадать анаграммы, в которых зашифрованы названия растений и животных тундры.

Тундра и человек. Слайд.

(По ходу рассказа демонстрируются фотографии народов Севера, образцы полезных ископаемых, рисунки основных занятий местных жителей.)

Ученик - эколог №2.

- Природа тундры необыкновенно ранима. От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают.

При освоении Севера человеком растительность тундры страдает более всего. Казалось бы, какая беда в том, что по тундре прошел вездеход… Но разрушен растительный покров, для восстановления которого потребуется несколько десятков лет. За это время мерзлотный слой оттаивает на большую глубину, и на месте следа вездехода образуется болото. А это приведет к уменьшению численности животных. Для их восстановления потребуются годы. На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое. Местность загрязняется нефтью во время ее добычи. Большой вред животному миру тундры наносит и незаконная охота - браконьерство.

- Какой вред от деятельности человека наносится тундре? Как спасти природу тундры?

Вывод экологов: Слайд. (составляется на доске кластер).

Надо стать хозяином на своей земле и научиться рационально использовать ее ресурсы. Надо создавать заповедники. Надо беречь природу!

белый журавль или стерх;

малый или тундровый лебедь;

- Все они внесены в красную книгу России. Слайд

- Как спасти животных Тундры, находящихся на грани исчезновения?

(Надо создавать заповедники)

И такой заповедник в Тундре есть - это «Таймырский заповедник созданный 23 февраля 1979 года, где нашли свой дом многие животные, находящиеся на грани исчезновения. В 1995 году он получил статус биосферного заповедника.

IV. Закрепление изученного материала.

- Наш урок подходит к концу. Надеюсь, что вы узнали на нём много нового и интересного. Давайте ещё раз полюбуемся красотой тундры.

- Природа тундры сурова. Но перед человеком она беззащитна. Осваивая тундру, люди не должны забывать об этом!

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Итак, мы познакомились с удивительным краем - тундрой.

С задачей урока справились.

Что особенно понравилось?

Что удивило, что узнали?

О чем бы другу рассказали?

- Ребята, проанализируйте свою работу на уроке. Выберите нужный знак (+; -; интересно) и объясните. Слайд

- Благодарю за сотрудничество на уроке! Слайд

Дома с домашними поговорите,

О путешествии расскажите.

Составить цепи питания, характерные для тундры.

Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Объявление темы и целей урока.

В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.

II. Проверка домашнего задания

Для этого давайте отгадаем кроссворд.

  1. Ими питаются рыбы и огромные морские звери.
  2. Полярный житель. не боится белого медведя, имеет могучие клыки, но при этом безобиден.
  3. Птица, обитатель морских базаров, питается рыбой.
  4. Представитель ластоногих, прекрасный пловец.
  5. Морской зверь, достигает в длину 15 -18 метров.
  6. Рыба, обитатель северных морей.
  7. Птица, прекрасный рыболов.

Работа с картой:

– Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь, называя географические объекты.

– Как вы представляете себе Арктику? (Рассказ с опорой на выполненный дома рисунок).

– Какой зверь является хозяином Арктики?

– Какая взаимосвязь между белым медведем и водорослями?

Природная зона арктических пустынь расположена .
а) на островах Тихого океана;
б) на островах Индийского океана;
в) на островах Северного Ледовитого океана.

Территория зоны.
а) густо заселена людьми;
б) не имеет коренного населения.

В Арктике для растений и животных сложились .
а) суровые условия;
б) комфортные условия.

В ледяной зоне растут .
а) кедры, березы, черемуха;
б) лишайники, мхи, полярные маки;
в) бузина, орешник, айва.

В Арктике обитают животные: .
а) бобры, нутрии, хомяки;
б) волки, белые медведи, рыси;
в) моржи, тюлени, белые медведи.

Найдите верную цепь питания:
а) водоросли —> рачки —> рыбы —> гагарки —> белый медведь;
б) водоросли —> рачки —> сайки —> тюлени.

Арктический заповедник расположен .
а) на земле Франца Иосифа;
б) на Северной земле;
в) на острове Врангеля.

Индивидуальная работа по карточкам

  1. Составь две цепи питания, которые сложились в Арктике.
  2. Исправь географические ошибки в тексте:

Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно – островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно – косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день (правильно – полярная ночь), а летом – полярная ночь (правильно – полярный день). Температура воздуха зимой опускается до минус шестидесяти, а летом не поднимается выше нуля (правильно – поднимается на несколько градусов выше нуля).

III. Новый материал

– Мы знаем, что цель нашей экспедиции - тундра. Найдите эту природную зону на ваших картах. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту?

– (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.)

– В каком тепловом поясе находится эта природная зона? (Тундра находится за линией северного полярного круга.)

Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону. (Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть – на Западно-Сибирской. С моря дуют ветры, значит, большие растения расти не будут.)

– Молодцы! У нас получилось неплохое коллективное описание. А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру.

Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

– Что такое снежная часть года - это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения? (Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.)

– Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия, составим небольшую схему:

  • равнина
  • вечная мерзлота
  • суровая зима (t до -50°)
  • прохладное короткое лето

Работа по группам.

– А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить: Что растет? Кто живет? Как живут?

Материалы для ботаников:

  1. Какие растения растут?
  2. Как растения приспособились к жизни? (Корни, стебли, листья – на примере лишайника, травянистого растения, дерева.)

Материалы для зоологов:

  1. Какие животные и птицы обитают?
  2. Как они приспособились к жизни? (на примере постоянных обитателей)

Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска. Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска. Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска. Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.

Материалы для экологов:

  1. Основные занятия населения тундры.
  2. Экологические проблемы тундры.
  3. Охрана природы тундры.,

Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Далее проводится коллективное обсуждение изученного материала.

В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива (показ гербарного материала, закрепление карточек на стенной карте). Все растения низкорослые. Мох-ягель – пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

– Какие в тундре растения? (Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.)

Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек (показ карточек и закрепление их на стенной карте). Белая куропатка - растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова - хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец - хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток. Дикий северный олень - низкорослое животное, травоядное - питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.

– Как приспособились к жизни представители животного мира? (У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей - густой мех.)

Физкультминутка

Поработали мы дружно
Отдохнуть немного нужно.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза.

Основное занятие населения тундры – оленеводство (показ фотографии). Еще ведется добыча полезных ископаемых – нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы:

  1. нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения;
  2. местность загрязняется нефтью во время ее добычи;
  3. незаконная охота – браконьерство;
  4. оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места.

Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет (показ фотографии).

– Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? (Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.)

После ответа экологов заполняется пирамида:


– Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями. Самостоятельно запишите в тетрадь растения и животных, которых вы запомнили.

окружающего мира


Автор учебника Н.Ф. Виноградова

Дата проведения урока: 23 февраля 2013 года

Учитель: Петухова Елена Николаевна


  • формировать у учащихся представление о природной зоне тундры;

  • познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека;

  • формировать умение пользоваться дополнительной литературой

  • развивать речь, мышление учащихся; умение наблюдать, рассуждать, делать выводы; аргументировать свою точку зрения

  • развивать культуру поведения, умение работать в парах

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать на уроке тему, цель с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки; высказывать свои предположения.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные: добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Цель: обеспечить мотивацию, актуализация собственного опыта

Положительный настрой на урок.

Этап усвоения и закрепление новых знаний

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

Обобщение и систематизация знаний.

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся

Контроль и самоконтроль знаний.

Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний

Информация о домашнем задании.

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Цель: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Подведение итогов занятия.

Цель: Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Глазками пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения.

А теперь посмотрите на меня. Я рада видеть вас, и надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.
Мы сегодня снова будем наблюдать

Выводы делать и рассуждать

В путешествиях многое можно узнать

И друзьям об этом потом рассказать

Новая природная зона приглашает нас

И опять в экспедицию отправляется наш класс.

- Почему в выставочном зале у художников разных уголков России получаться такие разные пейзажи, но все они

по- своему будут прекрасны?
- Сегодня мы продолжаем работу по изучению природных зон России.

- С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?

- Назовите, что входит в эту природную зону? Покажите на карте природных зон России.

Итак, нас ждет новая природная зона. Откройте рабочие тетради. Найдите карту природных зон России.

Самая северная и холодная зона – Арктика. Чуть ниже этой зоны, на побережье северных морей, лежит другая зона. Назовите, какого она цвета?

- Пользуясь условными обозначениями, определите, как называется эта зона?

- Нам предстоит сегодня исследовать эту зону. Исследуя тундру, что бы вам хотелось о ней узнать?

- географическое положение зоны;

- человек и тундра

Учитель озвучивает цели урока:

- иметь представление о природной зоне – тундра;

- знать её географическое положение, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека;

- уметь находить данную природную зону на географической карте

Все исследование новой природной зоны будет строиться на сравнение ее с Арктикой. Поэтому нам необходимо вспомнить все, что мы о ней знаем.

Отчет об экспедиции прошлого урока вы будете составлять, работая парами.

Наши гости сегодня оценят, ответили ли мы на этот вопрос.
Задание №1.

1. Составить три возможные цепи питания

Итак, ребята, Арктика – она живая или это там, где пусто?

Вернемся к целям нашего урока. Нам предстоит исследование новой природной зоны.

Экспедиция наша планировалась заранее, поэтому в ней сегодня будут работать синоптики, зоологи, биологи и экологи (учитель распределяет роли – дети будут работать парами).

Перед каждой парой будет поставлена определенная задача. Решая эту задачу, вы будете работать с дополнительным материалом, материалом учебника, картой природных зон. Каждая пара будет представлять свой материал перед другими членами экспедиции.

- На какой вопрос мы можем уже сейчас дать ответ?

- побережье северных морей;

-южнее зоны Арктических пустынь.

- холодная безлесная равнина;

- суровая зима – 50 С, сильные ветры;

- короткое холодное лето;

- слой вечной мерзлоты.

Из всего сказанного, какой вывод можно сделать о наличие животного и растительного мира?

А сейчас, чтобы подтвердить ваши выводы в работу включаются ботаники, зоологи и экологи.

Ботаники. Получают материал. Ваша задача ответить на вопрос:

- Какие растения живут в тундре?

- Как растения приспосабливаются к жизни в тундре?

Зоологи. Получают материал. Вам нужно ответить на вопросы:

- Какие животные и птицы обитают в тундре?

- Как они приспосабливаются к жизни в тундре?

Экологи. Получают материал. Ваша задача ответить на вопросы:

- Основное занятие населения тундры;

- Экологические проблемы тундры;

- Охрана природы тундры.

Синоптики. Для вас задача: Говорят, что год тундры делиться на две части: снежную и мокрую. Снежную понятно почему! Объясните почему: мокрую.

- короткий период цветения и созревания плодов;

Учитель переворачивает табличку со словами «животный мир. Особенности животных тундры:

- подкожный слой жира;

- Есть ли в тундре коренное население?

-Назовите главное занятие населения.

- охота
- Перечислите экологические проблемы тундры?

- Назовите крупнейшие города.

Подумайте, какие решения этих экологических проблем вы могли бы предложить?

Вспомните цели нашего урока. На все ли поставленные вопросы мы ответили?

Можем ли мы утверждать, что теперь об этой природной зоне мы знаем все?
Молодцы! Вы очень хорошо потрудились на уроке. Было очень приятно работать в экспедиции с умными, наблюдательными исследователями.
Каждый грамотный исследователь записывает самые важные наблюдения в тетрадь. Вы сейчас тоже запишите некоторые свои наблюдения в рабочую тетрадь.
Природные условия тундры менее суровы, чем зоне арктических пустынь, поэтому животный и растительный мир богаче. Но все-таки природа тундры очень сурова. Вот только перед человеком она беззащитна. Осваивая тундру люди не должны забывать об этом. На севере тундры большой участок взят под охрану. Там создан заповедник. Среди его обитателей - дикие северные олени, во многих других районах тундры они даже не встречаются. Хорошо себя чувствует здесь овцебык. Именно здесь можно встретить краснозобую казарку и сокола – сапсана.

На листе бумаги обведите свою ладонь. Каждый палец - это какая – то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

Большой – это для меня было важно и интересно….

Указательный – я получил конкретные рекомендации…

Средний – мне было трудно…..

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы урока…

Мизинец – для меня было недостаточно…

Анализ сказанного детьми. Выставление оценок с комментированием.

Дети предполагают, что художники живут в разных уголках нашей страны, с разной природой, с разными климатическими зонами. Природа разных уголков России прекрасна своей особенностью.

Учащиеся отвечают на вопросы, показывают зону на карте России.

Учащиеся работают с картой природных зон России, определяют цвет природной зоны, пользуясь условными обозначения, узнают название новой природной зоны – Тундра

Учащиеся предполагают, что можно узнать ее месторасположение, климат, есть ли там животный и растительный мир, есть ли коренное население. ( Все предположения будут строиться с учетом знаний о природной зоне – Арктика)

- Царство снега, льда, холода.

Учащиеся работают парами, отвечают на вопросы, определяют, кто будет отвечать. При ответе пользуются презентацией.

Задание №2 – слайд №5,6,7.

Задание №3 – слайд 8, 9,10.

Учащиеся отвечают на вопрос и доказывают свой ответ.

Учащиеся отвечают, что по карте природных зон мы можем предположить месторасположения зоны тундры:

- побережье Северных море;

- южнее зоны Арктических пустынь.

Слайды № 15,16, 17, 18, 19.

- холодная безлесная равнина;

- суровая зима – 50 С, сильные ветры;

- короткое холодное лето;

- слой вечной мерзлоты.

Вывод: Зима суровая, но на 10 градусов теплее чем в Арктике, слой вечной мерзлоты оттаивает на 50 см, лето холодное, но теплее, чем в Арктике. Температура летом превышает +14 градусов. Следовательно, растительный и животный мир богаче, чем в Арктике.

Учащиеся получают дополнительный материал. Материал учебника выбирают только тот, который будет ответом на поставленный перед ними вопрос. Работают с картой природных зон России.

Один из пары дома работал с дополнительным материалом. Он и будет на этапе объяснения исполнять роль учителя.

Для выполнения дается время

Выступает представитель от пары ботаников. Слайды №21 – 27. Второй ученик дополняет.

Дети, выслушав, отвечают на вопросы, называя, представителей растительного мира и как они приспосабливаются к суровым условиям тундры.

Ботаники. Слайды № 29 – 31.

Учащиеся называют представителей животного мира и как они приспосабливаются к условиям тундры.

Синоптики. Решая задачу, делают вывод, что вторая часть года называется мокрой, потому что снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше слой вечной мерзлоты, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается землю. Если лето прохладное, то вода не может испариться, вот она и остается в почве.

Экологи. Слайд № 32 – 36

- Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища не использовать тяжелую технику.

Для ответа используют таблички на доске.

Дети предлагают посмотреть материал в Интернете, энциклопедиях.

Учащиеся работают в тетради самостоятельно, записывая по группам представителей животного и растительного мира тундры. Взаимопроверка

оказывают зону по карте каждый., пользуясь условными обозначениями определяют название зоны.

Учащиеся высказывают мнение по любой позиции, которая их волнует.

Смотрите также:


1 стр.


1 стр.


1 стр.


1 стр.


1 стр.


1 стр.

Читайте также: