Конспект по физике 7 класс наблюдение и опыты

Обновлено: 05.08.2024

Физические явления можно разделить на механические, тепловые, электромагнитные и световые.

В физике любой из окружающих нас объектов принято называть физическим телом или просто телом.

Всё то, из чего состоят физические тела, называют веществом.

Всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания, называют материей.

Гипотеза – научное предположение о сути наблюдаемого явления, которое ещё не подтверждено и не опровергнуто.

Ключевые слова

Физика, физические явления, физические законы, физическое тело, материя, вещество, атом, наблюдение, гипотеза, опыт, эксперимент.

Наблюдение — сбор информации с помощью органов чувств в окружающей действительности. Закономерности устанавливаются при сборе большого количества данных о явлении или предмете изучения. Человек наблюдает уже с рождения. Все зрительные, слуховые, тактильные ощущения образуют опыт человека. Получая новую информацию, мозг сопоставляет её с имеющимися данными и делает умозаключения, которые мы называем гипотезами .

  1. Опыт — специально спроектированная ситуация для установления верности или ложности гипотезы. Для упрощения исследуется только одно свойство явления или предмета. Чтобы проверить плотность двух предметов, необходимо, чтобы они имели один размер (объём). После проведения множества опытов можно выявить закономерность — взаимосвязь между явлениями.
  2. Эксперимент — это опыт, проводимый для подтверждения выявленной закономерности. Для подтверждения применимости закономерности проводят большое количество экспериментов с использованием различных методик.

Наблюдая, мы можем узнать или предположить нечто новое, но для того чтобы качественно изучить какое-то явление, нам нужно наблюдать его несколько раз и в разных условиях. Или, наоборот, нам необходимо повторить несколько раз одни и те же условия. Для этого ставят опыт , который и отличается от наблюдения тем, что проводится по запланированному плану, с определённой целью, и в это время обычно проводят специальные измерения .

наблюдая, как падает на землю брошенный мяч, мы можем предположить, что его что-то тянет вниз, но нужно много раз бросить шарики разного веса и размера с разной высоты, чтобы установить закон падения тел, как в своё время это сделал Галилей, бросая шарики со знаменитой наклонной башни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить обучающихся с предметом физика, с первичными понятиями в физике (тело, вещество, явление), с методами изучения явлений.

Развивать внимание и любознательность, память и мышление

Воспитать чувство ответственности за сохранность окружающей среды; любовь к природе, умение видеть в ней красоту

Пробудить у детей интерес к изучению физики.

1. Организационный момент

2. Постановка проблемы

Мы приступаем с вами к изучению основ очень интересной и полезной науки – физики. Садясь в поезд, такси, трамвай, нажимая на кнопку электрического звонка, просматривая кинофильм или наблюдая, как комбайн убирает урожай, вы едва ли задумывались над тем, какой путь прошло каждое из этих больших и маленьких достижений техники, сколько труда вложено в каждое из них. К технике мы привыкли, она стала нашим спутником.

Да, сказки становятся былью: гусли-самогуды воплотились в магнитофон. Электропилы за несколько секунд валят вековые деревья лучше сказочных топоров-саморубов. Не ковры, а самолеты стали широко распространенным средством транспорта. Наши ракеты выводят на орбиты искусственные спутники Земли и космические корабли с космонавтами на борту. Все это стало возможным не по милости волшебника, а на основе умелого применения достижений науки.

Так что же изучает наука физика?

Трудно было человеку миллионы лет назад,

Он совсем не знал природы,

Слепо верил в чудеса,

Он всего, всего боялся.

И не знал, как объяснить

Бурю, гром, землетрясенье,

Трудно было ему жить.

И решил он, что ж бояться,

Лучше просто все узнать.

Самому во все вмешаться,

Людям правду рассказать.

Создал он земли науку,

Кратко "физикой" назвал.

Под названьем тем коротким

Он природу распознал.

Сегодня на уроке нам предстоит понять и усвоить основные физические термины: физическое тело, вещество, физические явления, понять, что является предметом изучения физики и как она изучает природу.

4. Объяснение нового материала

Предметом этой науки, по мнению автора, было выяснение первопричин явлений

В русском языке слово "физика" появилось благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову. М.В.Ломоносов - основоположник российской науки.

Физика - это наука о природе, о природных явлениях и законах.

Изменения происходящие в природе называются природными явлениями.

Физика изучает различные явления:

Сейчас я буду называть вам примеры некоторых явлений, а вы мне скажите, к какому виду они относятся:

шарик скатывается по наклонному желобу

груз колеблется на пружине

получение различных по размеру изображений свечи на экране

электризация султанов и их взаимодействие

плавление свечи при ее нагревании

(ребята комментируют и объясняют, почему они относят явление к тому или иному виду)

Все рассмотренные явления называются ФИЗИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ

Но физика не просто изучает и описывает различные явления, происходящие вокруг нас, она устанавливает ЗАКОНЫ, которые помогают объяснить, почему происходят те или иные явления.

Задача физики состоит в том чтобы открыть и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.

В физике кроме обычных слов, используют специальные слова, или термины, обозначающие физические понятия. Некоторые из таких слов постепенно вошли в нашу разговорную речь – электричество, сила, энергия.

Физика имеет дело с физическими телами. Что бы вы назвали физическим телом? (Учащиеся выдвигают свои предположения, которые я записываю на правой половине доски. Обобщая высказывания, приходим к выводу, что физическое тело – это любой предмет подлежащий рассмотрению в физике.

Назовите тела, которые вас окружают. (Приводят примеры.)

Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках? (Сделаны из разного материала: дерево, пластмасса, металл.)

Какой можно сделать вывод?(Тела могут различаться веществом.)

Что такое вещество? ( Это то, из чего состоит физическое тело.)

Приведите примеры веществ, которые имеются у вас на столах. (Дети отвечают.)

Вещество – это один из видов материи.

Материя – это все то, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания.

Материя – вещество, поле.

А сейчас подумаем вместе над таким вопросами:“Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?”

– Можно наблюдать за явлением, что мы и делали на уроке.

– Можно самим проводить опыты и эксперименты. При этом физики используют свое главное “оружие” – физические приборы: часы, линейка и т. д.

Опыты отличаются от наблюдений, тем, что их проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану. Для составления такого плана лучше всего иметь предварительные догадки о том, как протекает явление., т. е. выдвинуть гипотезу. Таким образом ,источниками физических знаний являются, наблюдения и опыты.

5. Закрепление материала

Разделите на три группы понятий - физические тела, вещества, явления следующие слова: стул, древесина, ложка, алюминий, дождь, железо, медь, резина, капля воды, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас, вода.

2. Игра “Отгадай загадку”.

Сейчас вы будете отгадывать загадки, о физических телах, веществах, явлениях.

1. Я в Москве, он в Ленинграде

В разных комнатах сидим.

Далеко, а будто рядом

Разговариваем с ним. (Телефон)

2. В нашей комнате одно

Есть волшебное окно.

В нем летают чудо - птицы,

Бродят волки и лисицы,

Знойным летом снег идет,

А зимою сад цветет.

В том окне чудес полно.

Что же это за окно? (Телевизор)

3. Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звезд. (Ракета)

4. Сначала - блеск,

За блеском – треск,

За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)

5. Никто его не видывал,

А слышать – всякий слыхивал.

Без тела, а живет оно,

Без языка – кричит. (Эхо)

6. Что с земли не поднимешь? (Тень)

7. Пушистая вата

Плывет куда – то.

Тем дождик ближе. (Туча)

8. Цветное коромысло

Над лесом повисло. (Радуга)

9. Белый дым тянул за чуб,

Раскачал на поле дуб,

Застучал в ворота:

– Эй, откройте! Кто там? (Ветер)

10. Летит – молчит,

Когда умрет, тогда заревет. (Снег)

11. И в огне не горит,

И в воде не тонет. (Лед)

12. Что за звездочки чудные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке. (Снежинки)

13. Две сестры качались,

А когда добились,

То остановились. (Весы)

14. Железный нос в землю врос.

Роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг)

15. Всем поведает,

Хоть и без языка,

Когда будет ясно,

А когда – облака. (Барометр)

6. Подведение итогов урока.

Физика - наука, которая постоянно развивается, открываются новые законы, изучаются новые явления, и все это поставлено на службу человеку! Вы усвоите то, что нужно любому современному человеку, кем бы он ни работал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: лекция с элементами беседы.

Формы работы: индивидуальная работа, практическая работа в парах, беседа с учителем, фронтальная.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Знакомство учеников с кабинетом физики.
  3. Знакомство со структурой учебника
  4. Беседа с использованием иллюстраций.
  5. Закрепление.
  6. Домашнее задание
  7. Итоги урока

Апросинкина Н.В., учитель физики МБОУ СОШ №3 города Георгиевска

Тема: Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

Вводный инструктаж по ТБ

Цель: дать понятие о предмете физики, сформулировать цели изучения явлений природы, ввести некоторые физические термины, выявить источники физических знаний.

доказательство значимости физики открытий в области физики.

знакомство учащихся с новым предметом школьного курса.

выяснение связи физики с другими науками.

выявление источников физических знаний.

воспитание сознательного отношения к учебному труду.

пробудить у учащихся интерес к изучению физики.

Тип урока: лекция с элементами беседы.

Формы работы: индивидуальная работа, практическая работа в парах, беседа с учителем, фронтальная.

Планируемые результаты:

осознание важности изучения физики, проведение наблюдения,

формирование познавательных интересов

эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные

обобщать полученную информацию;

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

соотносить учебные действия с известными правилами;

выполнять учебное действие в соответствии с планом.

докладывать о результатах своих наблюдений, исследования;

участвовать в дискуссиях, кратко и точно отвечать на вопросы;

выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения.

овладение научной терминологией наблюдать и описывать физические явления

Знакомство учеников с кабинетом физики.

Знакомство со структурой учебника

Беседа с использованием иллюстраций.

Организационный момент

Тетрадь, ручка, дневник, учебник

Знакомство учеников с кабинетом физики.

Лабораторные работы, лабораторный практикум учащиеся про­водят только в присутствии учителя (преподавателя) физики или лабо­ранта.

Неаккуратность, невнимательность, недостаточное знакомство с приборами и незнание правил техники безопасности могут повлечь за собой несчастные случаи.

При проведении лабораторных работ или демонстраций пользоваться разбитой или стеклянной посудой с трещинами запрещается. Во всех опытах, требующих нагнетания или откачивания воздуха из стеклянных сосудов, а также повышения в них давления путем нагревания, необходимо применять защитные чехлы или экраны из органического стекла (для защиты учащихся), а также защитные очки или маски для демонстратора. Осколки стекла со стола нельзя стряхивать руками. Для этого необходимо использовать щеточку и совок. Таким же образом необходимо стряхивать металлические опилки, используемые при наблюдении магнитных спектров.

Для предотвращения несчастных случаев приборы на демонстрационном столе следует размещать таким образом, чтобы во время опытов исключить всякую возможность попадания отлетевших деталей в учащихся, для чего следует применять защитные экраны из органического стекла.

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ

Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполнения.

ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

1. Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. Производите сборку электрических цепей, переключения в них, монтаж и ремонт электрических устройств только при отключенном источнике питания.

6. Не включайте источники электропитания без разрешения учителя.

3.Знакомство с учебником.

Система условных обозначений

4. Беседа с использованием иллюстраций.

Природа это – всё то, что нас окружает; это – земля и вода, воздух и растения, животные и люди, и все предметы вокруг нас. Именно природу, ее законы и изучает физика.

Науки о природе зародились очень давно. Первые познания люди получали благодаря своим наблюдениям: ежедневный рассвет и закат, течение рек, дождь, ветер, звездное небо. В Древней Греции людей, занимающихся наукой, называли философами. Затем постепенно произошло разделение наук.

География изучает климат, а физика объясняет причину возникновения именно таких климатических условий, зарождение циклонов и т.д.

Биология изучает растения и животный мир, физика объясняет, к примеру, как вода из почвы поступает к веткам, листьям деревьев (капилляры), и почему окунь и камбала имеют разное строение скелета.

Астрономия изучает звезды, Солнце, планеты, а физика объясняет, почему планеты движутся вокруг Солнца, а не улетают от него и т. д.

На нашей планете часто случаются природные катастрофы, которые называют катаклизмами. Они приносят разрушения и человеческие жертвы, влияют на формирование рельефа планеты. Раньше эти явления вызывали у людей суеверный страх. Сейчас во многих случаях научились предсказывать грозные явления природы, этим занимаются геодезия, метеорология, сейсмология. Но лишь физика может описать и объяснить причину их возникновения.

Физика является одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, дает возможность понять современную технику и развивать её дальше. Физика - это наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят.

Физика является интересной и одновременно сложной наукой.

Необходимость знания физики представителям ведущих профессий: морякам, летчикам, медикам, агрономам, машиностроителям, космонавтам, металлургам, конструкторам электронной техники и т. д.

Физические приборы в быту: пылесос, часы, утюг, электрочайник, паяльник, лампа, телевизор, радиоприемник, электрический звонок, телефон и др.

Читайте также: