Урок состав слова 2 класс презентация и конспект

Обновлено: 29.04.2024

Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.

Повторять и закреплять изученные орфограммы.

Формирование способов действий по выделению в слове окончания, основы, корня, приставки, суффикса.

Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.

Планируемые результаты.

Предметные результаты достижения учащихся:

различать и выделять основные части слова,

формулировать словообразующую роль каждой части слова,

объяснять причины изменения формы слова,

конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять терпение в учебной деятельности, работать в парах и самостоятельно, оценивать свои умения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Материалы к уроку:

Демонстрационный материал: интерактивная доска, презентация к уроку, электронные физминутки, таблицы для урока

Раздаточный материал: карточки – индивидуальные, карточки для парной работы, наглядность для мотивации урока, набор картинок – солнышки, тучки,

Сказки Шарля Перро.

Используемые методы и технологии: самостоятельная и творческая работа, проблемно-поисковый, словесный, наглядный, демонстрационный методы, технология развивающего обучения, ИКТ.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Этапы урока:

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

3. Актуализация знаний.

4.Организация учебной деятельности на этапе.

5. Обобщение и систематизация знаний .

6. Применение знаний и умений в новой ситуации.

7. Физкультминутка. Гимнастика для глаз, рук.

8. Контрольно-оценочный этап.

9. Рефлексия учебной деятельности.

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Прозвенел звонок и смолк.

Ну-ка, проверьте, ребята

Готовы ли вы начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке,

Ручка, карандаши и карточки ?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

В школу мы пришли учиться,

В жизни это пригодится!

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам всё постигать!

- Ребята, вы любите путешествовать? А почему?

- В какую погоду лучше всего путешествовать?

Выберите ту, которая соответствует вашему настроению на начало урока и прикрепите к обратной стороне стула, тогда все будут видеть ваше настроение.

- Прекрасно, я вижу, что сегодня на уроке солнечный денёк.

2.Целеполагание.

- И я приглашаю вас совершить путешествие, а заодно вспомнить кое-что, и показать свои умения и навыки.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
А у нас русский язык сейчас (на экран проецируется картинка солнышка).

Мы за парты дружно сели,
И на доску поглядели.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший, дружный класс.
Всё получится у нас.
Учитель:
- Ребята, давайте вспомним наш девиз:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно (на экран проецируется текст девиза).

3. Актуализация опорных знаний

Учитель:
- Закройте глаза (на экран проецируется картинка леса с музыкой пения птиц).
- Дети, где мы?
Дети:
- В лесу.

4.Организация учебной деятельности на этапе

Я ребята тоже волновалась перед сегодняшним уроком и мне приснился сон, в котором я тоже оказалась в лесу и заблудилась, но повстречала там кого вы думаете?

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку Красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
Ну, отгадайте, как звали ее?

(правильно – Красную Шапочку). Мне пришлось просить помощи, она не отказала мне, но она предложила выполнить некоторые задания. Тут я проснулась, а задания то остались в памяти, поможете мне.

Работа в парах .

Перед вами прекрасное дерево из нашего сказочного леса, какая часть дерева самая важная? (правильно корень) Почему?

Корень дает другим частям дерева жизнь. Посмотрите ветви впереди, склонились до земли и висят перед чем? (перед корнем, а в русском языке перед корнем стоит - приставка)

А эти ветки склонились за корнем? (а в русском языке за корнем – суффикс)

А корень-то посмотрите в конце загнулся и похож на что? (значок окончания)

Что вы мне назвали? (части слова). А как по-другому сказать – состав слова. (правильно)

-Ребята, слово состав имеет несколько лексических значений.

Попробуйте назвать несколько значений этого слова? ( лекарственный состав трав, состав поезда, состав команды на уроках физкультуры и др.)

- Мы на уроке русского языка. Состав чего нас будет интересовать? (только состав слов)

- Значит, о чем сегодня будем говорить, какая тема урока? ( состав слова )

- А какую цель поставим перед собой? ( повторить состав слова )

-А почему повторить, а не познакомится, узнать? ( уже это проходили )

- А в состав слова входят какие части? ( корень, суффикс, приставка, окончание)

А что такое основа слова? ( часть слова без окончания )

Что заключено в основе слова? (лексическое значение слова)

-Молодцы, ребята, я вижу вы помните ранее изученный материал.

- Что называется корнем слова?

- Что называется приставкой?

- Что называется суффиксом?

- Что называется окончанием?

А что такое основа слова?

t1619543119ac.jpg

-Молодцы, ребята, я вижу, что вы не только сообразительные, смекалистые, но у вас хорошая память, вы сосредоточенные и дисциплинированные.

Сконструируйте мне слово из тех значков обозначения слова, которые у вас есть. Работаем в парах.

t1619543119ad.jpg

А теперь составьте слова – перед вами части слов

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Задание2. Подчеркнуть в каждой группе слово с приставкой. Выделить ее графически.

полянка, помидор, по бег, постель

одежда, о бежать, озеро, олень

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ РУК – ДЫХАТЕЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА

Образуй новые слова, используя суффикс в таблице. Запиши их.

фокус, горло, гора, чертёж, гнездо, туча, стекло, лес, рыба, машина, двор, солнышко. (работаем в парах)

Какие получились слова? (с новым значением, с оттенком уменьшительности, ласкательности)

Вот звенит опять звонок,
Начинается урок.

(по щелчку начинает играть музыка "В гостях у сказки")

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. В гости к нам спешит сказка. А какая - догадайтесь сами.

(по щелчку переход на слайд 2)

Учитель:

Закройте глаза, послушайте.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.

Учитель: Что вы представили, услышав эти строки?

(по щелчку переход на слайд 3)

Учитель: Молодцы, я думаю, вам не составит труда отгадать, в какую сказку мы попали?

(по щелчку появляется название сказки)

Учитель: Кто сможет ответить, чьи строки так красиво нарисовали картины зимы?

(Александра Сергеевича Пушкина)

Учитель: Вспомните сказки А.С.Пушкина и скажите, как они заканчиваются?

(Хорошо, по-доброму; добро всегда побеждает зло).

- Я думаю, что и у нашей сказки будет счастливый конец. У нас с вами всё обязательно получится.

Постановка и формулирование задач урока

- Итак, сказка начинается.

В дружном школьном государстве
Жил да был 2А класс.
Слышите, ребята, я про вас
Царь - учитель строгий был,
Он всему ребят учил
И в конце первого полугодия он захотел,
Подвести итог всех дел.
И во все концы страны
Были посланы гонцы.
Разузнать и доложить:
Хорошо ли в царстве жить?
Все ли правила в нём знают
И как в жизни применяют?
Много времени проходит,
С донесеньями гонцы
Воротились, молодцы.
Царь собрал все донесенья
для скорейшего прочтенья.
(по щелчку переход на слайд 4)
В донесениях как раз
Все задания для вас,
Кто заданье выполняет,
Приз - игрушку получает.
(показываются игрушки - призы)
И на нашей классной ёлке
Свою ветку украшает.

(на стол ставится ёлка)

- Посмотрите внимательно на донесения и скажите, чем мы сегодня будем заниматься?

(минуткой чистописания; орфографической работой, работой в группах, самостоятельной работой)

- Но прежде, чем приступить к выполнению заданий, запишите число.

(дети записывают число)

Минутка чистописания

(формулирование темы урока)

- Первое задание - минутка чистописания

(по щелчку на конверте "Минутка чистописания" переход на слайд 5)

- Повторим правильное написание заглавной и строчной буквы "З, з", только усложним задание и запишем сочетание заглавной и строчной буквы "З,з"

(по щелчку просмотр правильного написания буквы "З, з")

Физминутка для рук

- Пропишем сочетание букв

- В каких случаях используется заглавная буква?

(при написании имён, отчеств, фамилий, в названиях городов, рек и т.д.)

- А как называется город, в котором мы с вами живём?

А почему его так назвали?

(зелёный город, в нём много зелени)

- Запишем это слово на доске и разберём его по составу.

- А кроме корня, какие вы ещё знаете части слова?

(суффикс, приставка, окончание)

- Давайте вспомним, что называется корнем?

(приставкой, суффиксом, окончанием)

- Как вы думаете, ребята, что мы сегодня будем повторять на уроке?

- Правильно, сегодня на уроке мы повторяем состав слова.

- С этим заданием все ребята справились очень хорошо, все получают первый приз.

(учитель раздаёт всем призы - игрушки)

(по щелчку возврат на слайд 4)

Орфографическая работа

- Следующее задание - орфографическая работа

(по щелчку на конверте "орфографическая работа" переход на слайд 6)

- Перед вами предложение, прочитайте его. Как вы считаете, что мы должны сделать в этом предложении. ( Выбрать правильную букву, доказать правильность выбора и выделить ту часть слова, в которой было опасное место.)

(по щелчку 1-4 улетают буквы, которые имеют неправильный вариант ответа)

- Какая ещё орфограмма встретилась в этом предложении?

(чу - щу пиши с буквой "у")

- Выделите ту часть слова, в которой встретились опасные места?

- А теперь запишите это предложение, подчеркнув все разобранные орфограммы.

(по щелчку переход на слайд 7)

- Обменяйтесь с соседом по парте тетрадками и проверьте его работу.

(по щелчку возврат на слайд 4)

Работа в группах.

Повторение состава слова

- Следующее задание - работа в группах, для этого нам нужно разделиться на группы: учащиеся первых парт объединяются с учащимися вторых парт, а учащиеся третьих парт с учащимися четвёртых.

(учащиеся образуют 4 группы)

  • для 1 группы конверт- кейс с корнем " зим";
  • для 2 группы - с корнем "лёд";
  • для 3 группы - с корнем "мороз";
  • для 4 группы -с корнем "снег"; но прежде чем приступим к выполнению задания, поднимите глазки на экран

(по щелчку на конверте "Работа в группах" переход на слайд 8)

- Глядя на картинку вспомните, в какую сказку мы с вами попали?

- А чем вы можете подтвердить это? (опираясь на картинку)

- О каком приближающемся, всеми любимом, празднике упоминается на этой картинке? Докажите.

- Эта картинка-помощница поможет вам выполнить задания (по щелчку переход на слайд 9)

- Но кроме неё вы найдёте в конверте и слова - подсказки, которые спрятались в карточках - заданиях №1 (жёлтый цвет карточек). Также в кейсе находятся сигнальные карточки, для того чтобы оценить ответы других групп. Если группа ответила правильно - показываем зелёную карточку, если вы заметили ошибки, то сигнализируем красной карточкой.

- А вот и вопросы, на которые каждая группа должна дать ответ (вопросы для всех групп одинаковые):

(По щелчку друг за другом появляются вопросы)

1. Подберите и запишите родственные слова, используя данный корень.

2. Выберите и назовите слово, которое состоит только из корня и окончания (может быть нулевое)

3. Выберите и назовите слово, которое образовано с помощью суффикса

4. Выберите и назовите слово, которое образовано при помощи приставки и суффикса одновременно

Отчёт групп и оценка.

Физминутка для глаз.

- Но прежде, чем приступить к выполнению следующего задания, давайте немного наши глазки отдохнут.

(по щелчку переход на слайд 11)

(по щелчку возврат на слайд 4)

Самостоятельная работа (Приложение 2)

- Следующее задание - самостоятельная работа. Перед вами два пакета с материалами: на синих листах - карточки - задания №2 с четырьмя звёздочками (средний уровень); на зелёных листах - карточки - задания №2 с пятью звёздочками (повышенный уровень). Выберите, пожалуйста, для себя ту карточку, которую вы пожелаете. На эту работу вам отводится _____ минут.

- Кто справится с заданием раньше остальных, может выполнить дополнительное задание.

Дополнительное задание (средний уровень)

  1. осина
  2. осмотреть
  3. овраг
  4. ослабить
  5. олень

2. Запиши слово, в котором правильно выделен корень.

Речушка, побелить, высокая, ручной

Дополнительное задание (повышенный уровень)

  1. достирать
  2. дожди
  3. дошкольник
  4. дорога
  5. доктор

2. Каждое словосочетание замени одним словом с подходящим суффиксом. Выдели суффикс.

Тот, кто любит мечтать, - :

Участок, где растёт виноград, - :

(по щелчку на конверте "самостоятельная работа" переход на слайд 12)

- Перед вами ключи к вашим заданиям. Проверьте сами себя.

№ задания **** *****
1. 4 4
2. 1,2,4 2,5
3. лестница смешивать
4. домик, гномик заморозки

Проверка: самоконтроль

- Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибок. Молодцы!

Подведение итогов урока. Рефлексия

- Вот и сказочке конец,
Кто работал - молодец!

- Как вы себя ощущаете в конце урока?

- Какие задания вам больше всего понравились?

- Были ли какие-то затруднения?

- Оцените себя по шкале оценки.

(заполнение шкалы оценки)

(по щелчку переход на слайд 13)

- Наш урок к концу подходит,

Сказка отдыхать уходит,

Сколько получил наград.

- Все подойдите и украсьте своими наградами нашу классную ёлочку.

- В благодарность за хорошую работу на уроке ёлочка приготовила для вас подарок - новогоднюю песню.

(по щелчку переход на слайд)

Этот этап урока идёт перед итогом урока и рефлексией.

Домашнее задание: выполнить дополнительное задание (кто не выполнил)

Презентация на тему: " СОСТАВ СЛОВА 2 КЛАСС КНЫШОВА М.Е. учитель начальных классов." — Транскрипт:

1 СОСТАВ СЛОВА 2 КЛАСС КНЫШОВА М.Е. учитель начальных классов

5 1. Объединение людей, предметов или признаков в единое целое 2. Продукт смеси чего-либо 3. Сцепка вагонов, поезд

6 Состав слова- сцепка частей слова. Какие части слова вы знаете?

7 Назовите части поезда названиями частей слова. Вспомните определения частей слова и докажите свой выбор.

8 ЧАСТИ СЛОВА ЗНАЧИМЫЕИЗМЕНЯЕМАЯ КОРЕНЬ ПРИСТАВКА СУФФИКС ОКОНЧАНИЕ

9 Какая значимая часть слова самая главная и почему? КОРЕНЬ Он несёт в себе лексическое значение слова

10 1. Общее лексическое значение 2. Одинаковая общая часть Однокоренные слова -Какой признак главнее?

12 Для чего нужны приставки и суффиксы? Мост-мостик, журнал- журналист Свет-рассвет, ход- выход, вход, поход

14 Разбор слов по составу 1. ОКОНЧАНИЕ 2. КОРЕНЬ 3. ПРИСТАВКИ И СУФФИКСЫ

15 Разберите слова по составу. Распределите слова с приставками под- и по- в два столбика: подорожник, подоконник, подружка, подушка, пододеяльник, поделка, погладить -Назовите слова с приставкой под-. -Назовите слова с приставкой по-. -Какое слово лишнее и почему? Самостоятельная работа

19 Работа с предложением В, берёзовая, грачи, роща, гнездились. Кот, дерево, пополз, на, залез, и, к, гнездо. Заметил, рыжий, грач, разбойник, старый. ………………………………………………. Больше кот в роще не появлялся. -Что же произошло с котом ? Продолжи. -Это текст? Почему? Составь предложения.

20 ИТОГ УРОКА -Почему корень- самая главная значимая часть слова? - Для чего нужны приставки и суффиксы? - Для чего нужны окончания?

21 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ по выбору

22 РЕФЛЕКСИЯ урок был мне интересен и полезен испытываю трудности или

23 СПАСИБО ЗА РАБОТУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

метапредметные
-побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;
-акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле.

Содержание этапа урока

Организационный момент.

-Проверьте готовность к уроку (учебник, тетрадь, ручки карандаши).

Определение темы и целей урока.

-Догадайтесь, что это?
1)Я у дуба.
Я у зуба.
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту.
Я не вверх, а вниз расту
(корень).
- Как догадались? Докажите словами из загадки.

2) После корня он стоит,
Перед окончанием.
Его я, если заменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком.
Называю домиком
(суффикс).

- Как догадались? Докажите.
3) Перед корнем есть……..
Слитно пишется она.
И при помощи ……….
Образуются слова
(приставка).
- Какое слово пропущено в стихотворении? Почему?
4) На конце любого слова
………….. ищет Вова.
С другим словом держит связь.
……………он найдет.
Его в рамочку возьмет
(окончание).
-Какие слова помогли догадаться, что это окончание?
5) Окончание отбросим
И останется она
(основа).
-Как называются эти понятия вместе? (состав слова)
- Что мы будем повторять?

Грамматическая сказка.

Про маленький мудрый корень –уч-.

Жил – был на свете корень –уч-. И вот надоело ему одному жить на свете и призвал он приставки и суффиксы объединиться с ним. Прошло время и превратился маленький-премаленький корень-корешок –уч- в огромное семейство слов.
-Попробуйте назвать его родственников.
-Запишите несколько слов, которые образовали.
-Какие части слов использовали для образования новых слов?
-Как называют способы образования новых слов? (таблица)
-Я выделила из семейства с корнем –уч- три слова (ученик, неуч, обучение).
-Объясните значение этих слов (словари).
-Как образовались эти слова? С помощью каких морфем? Как называется способ образования этих слов?

Упражнения в определении способов образования слов.-Объясните способ образования этих слов.(суффиксальный) (приставочный)

ледяной (ян) небольшой (не)
пушистый (ист) прехитрый (пре)
кормушка (ушк) покрасить (по)
морковка (к) вылететь (вы)

Подсвечник (под+ник) (приставочно-суффиксальный)

Выполнение упр 4 с. 171

Физкультминутка.

1)Зарядка для глаз.
2) Я буду называть приставки, а вы подумайте какие действия можно сделать.
-под – подняться
-со – согнуться
-разо – разогнуться
-по – положить руки за спину, подышать, потянуться, помахать руками.

- Давайте вернёмся к такой морфеме, как корень слова, и выполним задание. Даются ряды слов, одно из них в каждом ряду лишнее, нужно не только найти его, но и объяснить почему?

1. Гора, гористый, горец, горевать (печалиться)

2. Водитель, водный, водить, заводить.

3. Дом, домовой, домовладелец, о доме.

4. Лес, лесовод, к лесу, перелесок.

Работа по учебнику

с. 169-170 упр 1-3

Рефлексия деятельности

-Итак, мы неплохо сегодня поработали. Пора подвести итоги и сделать выводы.

- Для чего мы должны знать состав слова? (чтобы правильно, без ошибок, писать, уметь членить его на морфемы).

Читайте также: