Конспект урока по сольфеджио 7 класс

Обновлено: 20.05.2024

Цель: использование элементов музыкальной литературы на уроках сольфеджио в виде диктанта, сольфеджирования, анализа произведения и слухового анализа.

Задачи урока:

  1. Активизация учащихся на уроках сольфеджио, развитие интереса к познавательной деятельности.
  2. Знакомство детей с самобытным творчеством выдающихся русских композиторов.

Оборудование:

Вступительное слово педагога: В музыкальной школе все дисциплины (специальность, сольфеджио, музыкальная литература, хор) имеют одну общую основу – музыку, и преподавать эти предметы изолированно друг от друга было бы методически безграмотно.

Сольфеджио в первую очередь нуждается во взаимосвязи с другими предметами. И, пожалуй, самый тесный контакт возможен между двумя теоретическими дисциплинами – сольфеджио и музыкальной литературой. Оба эти предмета ведёт один педагог, что способствует удобному планированию используемого музыкального материала.

Теоретические сведения закрепляются музыкальными примерами: для слухового анализа, сольфеджирования, диктанта выбираются отрывки из произведений уже изученных по музыкальной литературе или те, которые в дальнейшем будут изучаться.

На уроке музыкальной литературы, прослушивая и анализируя с учащимися произведения, я непременно обращаю их внимание на необычное звучание того или иного аккорда, интервала, своеобразие ритмического рисунка, придающие музыке неповторимую характерность.

Данный урок имеет своей целью раскрыть обратную взаимосвязь двух теоретических дисциплин, а именно: использование элементов музыкальной литературы на уроках сольфеджио. Этот урок будет состоять из трёх разделов: музыкальный диктант, сольфеджирование, слуховой анализ.

I. Ладо – интонационная работа.

III. Слуховой анализ:

IV. Вокально-интонационная работа:

V. Подведение итогов урока.

Ход урока

Организационный момент.

Приготовление тетрадей, карандашей и т. п.; проверка посадки (2 минуты).

I. Ладо – интонационная работа (10 минут).

1. В Н-dur (си мажор) пение.

а) Гаммы: натуральный и гармонический вид (вверх четвертными, вниз восьмыми; в пунктирном ритме).

Педагог предлагает всем учащимся спеть гамму вверх и вниз четвертными длительностями, а затем вверх – четвертными, а вниз – восьмыми длительностями. Учащиеся Лемешко А. и Благодарова А. поют гамму натурального вида в пунктирном ритме. Все учащиеся поют гамму гармонического вида вверх и вниз восьмыми длительностями. Благодарова Н. и Сероштан Н. поют гамму гармонического вида в пунктирном ритме.

Все учащиеся допевают до тоники все ступени, а затем Лемешко А. поёт это упражнение одна.

2. Последовательность аккордов и интервалов с проигрыванием на фортепиано и без.

а) Т3/5 Т6 Д4/3 Т3/5 М7/7 Д6/5 Т3/5 S6/4 Т3/5 (см. Приложение 1).

  • Пение всеми учащимися последовательности аккордов (мелодически) с проигрыванием на фортепиано педагогом.
  • Пение (без проигрывания) последовательности учащимися Благодаровой А. и Благодаровой Н (мелодически).
  • Пение последовательности в гармоническом виде всеми учащимися без проигрывания на фортепиано.

б) На 1-й ступени б3, на 7-й ум5, на7-й ум7, на 1-й ч5, на 4-й б3, на 4-й ув4, на 3-й м6 (см. Приложение 1).

  • Пение последовательности интервалов всеми учащимися с проигрыванием на фортепиано.
  • Пение на два голова без проигрывания (Лемешко А. и Благодарова Н. – верхние ноты, а Благодарова А. и Сероштан Н. – нижние).

В Н-dur, 8 тактов (15 минут) (см. Приложение 1).

а) Определение размера, количества тактов, анализ мелодии (скачками по звукам аккордов, поступенное, ритмические особенности, повторность);

Благодарова А. определила размер (3/4), количество тактов (8). Во время анализа мелодии отвечали учащиеся:

Лемешко А.: В мелодии есть скачки по звукам аккордов.

Благодарова Н.: Движение мелодии в основном поступенное.

Сероштан Н.: Ритмические особенности – пунктирный ритм.

в) Запись диктанта (5 проигрываний).

г) Пение диктанта с названием нот цепочкой всем классом с аккомпанементом педагога.

После последнего проигрывания все учащиеся поют диктант с названием нот цепочкой, а затем с аккомпанементом педагога (по 2 такта каждый).

III. Слуховой анализ (20 минут).

Лемешко А.: Это русский композитор 19 века П.И. Чайковский:

Преподаватель: Назовите главных героев этой оперы.

Сероштан Н.: Евгений Онегин, Татьяна и Ольга Ларины, Владимир Ленский.

Преподаватель играет последовательность аккордов, затем Благодарова А. называет аккорды, а все проверяют и исправляют ошибки.

Перед прослушиванием учащимся задаются вопросы, на которые они должны будут ответить: определить композитора и эпоху, возможно, название произведения.

Преподаватель: После второго прослушивания определите форму, размер, темп и основной лад.

Лемешко А.: Форма куплетная, два куплета, есть вступление, проигрыш и окончание.

Благодарова А.: Размер 4\4, темп умеренный, минорный лад, но есть отклонения.

Преподаватель: А какие здесь ритмические особенности?

Благодарова Н.: Ритм пунктирный и четвертная с точкой и восьмая. В мелодии есть украшения (трели, форшлаги).

Преподаватель: По нотному тексту определите: тональность, начало частей, анализ выделенных фрагментов (ритм, аккорды, интервалы), развитие мелодии, характерные интонации.

Сероштан Н.: Тональность ми минор.

Учащиеся показывают начало каждой части.

Преподаватель: А теперь сделаем гармонический анализ выделенных в нотном тексте фрагментов 1 куплета.

Благодарова А.: Вступление: Т3\5, S6/4, Т3\5. Далее: Т3\5, S6\4, Т3\5, Ум3\5 на 2 ступени, Д6\5, Т3\5.

Благодарова Н.: Т3\5, S6\4, Т3\5, отклонение в соль мажор через Д7, отклонение в до мажор через Д7.

Лемешко А.: Отклонение в ля минор через Д6\5, возвращается ми минор через Д6\5, Ум3\5, Т6\4, Д7, Т3\5.

Сероштан Н.: Повторяется отклонение в ля минор, далее возвращается ми минор через Д6\5, Ум3\5, Т6\4, Д7, Т3\5.

Преподаватель: Определите выделенные интервалы в мелодии (15 такт).

Благодарова А.: Ум.5, ч 4.

Сероштан Н.: В мелодии есть поступенное движение, движение мелодии по звукам трезвучий (мажорного и уменьшенного).

IV. Вокально-интонационная работа (5-7 минут).

Сероштан Н.: Это М.И. Глинка. Иван Сусанин – это народный герой, который завёл врагов в непроходимый лес и сам погиб, но предал свою Родину.

Преподаватель: Назовите других героев оперы.

Лемешко А.: Антонида, его дочь. Ваня – приёмный сын, Собинин – жених Антониды.

Преподаватель: А где в опере звучит Краковяк?

Благодарова Н.: Это один из польских танцев из второго действия. Ещё там звучат полонез, мазурка и вальс.

Все учащиеся поют по нотам Краковяк, а затем – наизусть.

Преподаватель: А теперь споём Песню Вани по нотам с аккомпанементом.

Поют все учащиеся, а затем цепочкой по 4 такта Сероштан Н. и Благодарова А.

Поют верхний голос Благодарова Н. и Благодарова А., Нижний голос Сероштан Н. и Лемешко А. Первый раз без сопровождения, второй раз с аккомпанементом педагога.

V. Подведение итогов урока.

Преподаватель: В завершении нашего урока мне хотелось бы сделать несколько замечаний: в целом все намеченные цели и задачи были выполнены, группа работала активно, хорошо подготовлено домашнее задание. Наиболее интересными были ответы Благодаровой Н., а лучший диктант был написан Благодаровой А. А как вы сами оцениваете свою работу?

Благодарова А.: Мне кажется, что интереснее писать диктант или петь мелодию из уже известных нам произведений.

Читайте также: