Конспект урока сказки тукая

Обновлено: 04.07.2024

Ход занятия

1.Организационный момент.

Дети входят в музыкальный зал под музыку одной из сказок Г.Тукая.

Логопед. Сегодня у нас необычное занятие, у нас гости. Подойдите к гостям, поздоровайтесь и назовите свое имя.

Дети. Здравствуйте, меня зовут Айгуль. Исянмесез (на татарском языке), меня зовут Амир.

2. Введение в тему занятия.

Логопед. Дети, вы любите сказки Г.Тукая? Чем они вам нравятся?

Дети. Они интересные.

Логопед. Чему они учат?

Дети. Учат быть сильными, смелыми, добрыми, любить свой народ и природу.

Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам Г.Тукая. Будьте на занятии внимательны и активны.

3. Изучение темы занятия.

1. Чтобы попасть в сказку, вам необходимо угадать отрывки из сказок Г. Тукая (посадить детей на стульчики).

Логопед.

Логопед.

Логопед.

Логопед.

Логопед.

Логопед.

Логопед. Молодцы дети, вы правильно угадали отрывки из сказок.

Вот теперь мы в сказке. Представили себе?

Отрывки из каких сказок я зачитала? (Дети перечисляют названия сказок.)

2. Логопед. Как-то летом, гуляя возле реки, я встретила Водяную. Она за свою длинную жизнь накопила много интересных заданий. Одно из заданий Водяная оставила вон на том подмостке, где она обычно любит сидеть и спокойно расчесывать свои волосы золотым гребнем. Подойдем и посмотрим задание.

Логопед. Кто в сказке злой?

Дети. В сказке злой Шурале.

Логопед. Изобразите злого Шурале.

Логопед. Кто спокойно сидит на берегу и расчесывает свои волосы?

Дети. Водяная.

Логопед. Покажите ее спокойное лицо до кражи гребня.

Логопед. Назовите грустных героев.

Дети. Коза и Баран.

Логопед. Изобразите их.

Логопед. Кто очень сильно испугался?

Дети. Мальчик очень сильно испугался.

Логопед. Покажите мимикой выражение его лица.

Логопед. Кто уверенный в себе и сильный?

Дети. Годназад.

Логопед. Изобразите его.

Логопед. Молодцы, вы успешно справились с заданием.

3. Звуко-слоговой анализ слов.

Какой первый звук в слове Шурале?

Где находится звук Дь в слове Водяная?

Он твердый или мягкий?

Какой последний звук в слове Баран?

Сколько слогов в слове коза? Назовите первый слог, второй слог.

4. Наше путешествие продолжается. Мы попали в сказочный лес.

Что здесь произошло – все листья лежат на земле? Видимо был сильный ветер и сорвал с деревьев листья и веточки. Но листья не простые, а с заданием.

Подойдите к гостям и расскажите какие буквы вы распутали.

Я назову слова, а вы хлопните в ладоши на живой предмет, топнете ногой на неживой.

Слова: баран, Шурале, золотой гребень, коза, бревно, лошадь, телега, вода, поляна, сыночек, берег, мужик, щепки, жена, Годназад, дрова.

Дети под музыку ходят по залу с изображением героев сказок, музыка останавливается, дети встают в одну шеренгу.

Снова звучит музыка, дети ходят по залу. Музыка заканчивается, дети встают друг за другом.

Дети. За мной стоит мама.

Дети. Передо мной стоит Баран т.д.

8. Индивидуальная работа.

Еще одно задание нам прислала Водяная.

Зачеркнуть букву И, прочитать слово – название героя сказки:

Развитие воображения и способности определять эмоциональное состояние описываемого предмета, снятие напряжения.

Учить оъяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами, в подборе синонимов и антонимов.

Понимать эмоционально – образное содержание произведения.

Понимать значение пословицы.

Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.

Закрепление согласования существительных с прилагательными.

Развитие полноценной развернутой связной речи.

Воспитание любви к творчеству Г. Тукая, доброжелательного отношения друг к другу, эстетических чувств, нравственности.

ВложениеРазмер
puteshestvie_po_skazkam_tukaya.docx 31.87 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной к школе

"Путешествие по сказкам

Воспитатель 1 кв. категории

МБДОУ «Высокогорский детский сад

с. Высокая Гора 2014г.

Закрепить знания о творчестве Г. Тукая.

Развивать логическое мышление.

Развитие воображения и способности определять эмоциональное состояние описываемого предмета, снятие напряжения.

Учить оъяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами, в подборе синонимов и антонимов.

Понимать эмоционально – образное содержание произведения.

Понимать значение пословицы.

Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.

Закрепление согласования существительных с прилагательными.

Развитие полноценной развернутой связной речи.

Воспитание любви к творчеству Г. Тукая, доброжелательного отношения друг к другу, эстетических чувств, нравственности.

Дети входят в музыкальный зал под музыку одной из сказок Г.Тукая.

В: Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздороваемся.

Д: Здравствуйте, исәнмесез (на татарском языке)

В: Давайте ребята, мы с вами, встанем в круг и поиграем.

Бу нәрсә? ( мяч – туп)
- Это волшебный мяч, передаем его по очереди всем детям и говорим добрые и ласковые слова. Но есть одно условие слова говорим на татарском языке. ( матур - красивый; акыллы – умный; күңелле – веселый; батыр – смелый; әйбәт – добрый; хәерле юл – доброго пути; рәхмәт – спасибо; зинһар өчек – пожалуйста; яратам – люблю; исәнбул – будь здоров).

Молодцы! Как много татарских слов вы знаете, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, по сказкам великого татарского писателя Г.Тукая. (слайд Тукай)

В: Дети, вы любите сказки Г.Тукая? Чем они вам нравятся?

Д: Они интересные.

В: Чему они учат?

Д: Учат быть сильными, смелыми, добрыми, любить свой народ и природу.

В: (слайд сказка, музыка)

Закройте глаза покружитесь 1, 2, 3 теперь мы в сказке.

В: Ребята, посмотрите волшебный конверт, это герои сказок оставили вам задания, которые надо выполнить.

Задание: 1 (сели на стулья около стены)

В: Надо угадать отрывки из сказок Г. Тукая.

Балалар урындыкларга утырыгыз һәм тыңлагыз. ( Ребята садитесь на стульчики и слушайте).

«За деревьями густыми, что росли на берегу,

В: Бу кем? (Это кто?)

«Подойди дружок мой ближе,

Отрешись от всех забот,

Поиграй со мной в щекотку,

В: Рөсемдә кемнәр тошкән? (Кто изображен на картине?)

Д: Батыр һәм Шүрале.

«Чему на свете быть, того не миновать!

В: Как можно сказать по-татарски?

«-Глупый пёсик! Нужно к делу приучаться с малых лет,

Ремеслом не овладеешь, когда будешь стар и сед!

В: Рәсемдә кемнәр бар? (Кто есть на картине?)

Д: Рәсемдә ике малай һәм бер эт. (На рисунке два мальчика и собака)

«Причесалось чудо - юдо и в мгновение одно

В: Бу кем? (Это кто?)

«Горемыка воем воет, рвется крутит головой.

«Жил был Мужик с Женой в былые времена.

Бедна их жизнь была, убога и скудна.

К тому ж Баран с Козой кормились у людей.

«- Ах, зачем меня ты мучишь? Я совсем ещё щенок,

В: Молодцы ребята, вы все правильно угадали.

В: Почему? Кто соврал? Как он соврал? Кому соврал? Зачем он это сделал? Как вы думаете, хорошо он поступил или нет? Обманывать нельзя.

В: Кто в сказках злой?

Д: В сказке злой Шурале.

В: Изобразите злого Шурале. Подберите к слову злой синонимы т.е. похожие слова (сердитый, грозный, хмурый, злобный, жестокий…)

В: Кто спокойно сидит на берегу и расчесывает свои волосы?

В: Покажите ее спокойное лицо до кражи гребня.

В: Подберите к слову спокойное антоним т.е. наоборот (встревоженное, сердитая, испуганная…)

В: Покажите её лицо после того как мальчик украл гребень. Почему она стала такая?

Д: Злая, страшная.

В: Назовите грустных героев.

В: Изобразите их. Подберите к слову грустный синонимы (печальный тихий, унылый, тоскливый,)

В: Кто очень сильно испугался?

Д: Мальчик очень сильно испугался

В: Почему он испугался? Покажите мимикой выражение его лица.

В: Кто уверенный в себе и сильный?

В: Изобразите его.

В: Молодцы, вы успешно справились с заданием.

Физкультминута. (в центре зала под музыку)

Ветер подул давайте отдохнём на полянке.

Җил тына-тына, тына,

Агачлар үсә, үсә.

Задание: 4 (сели на стульчики)

Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите живой предмет, топнете ногой на неживой.

Слова: сарык – баран; Шүрәле - Шурале; алтын тарак - золотой гребень; кәҗә – коза; ат – лошадь; йорт - дом; су - вода; улым - сыночек, Былтыр – Годназад; урман – лес; елга – река; бабай – дедушка; кием – одежда; әни – мама, тюбәтәй – тюбитейка; малай – мальчик; капчык – мешок; чәчәк – цветок; агач – дерево; балта - топор.

В: Молодцы! И с этим заданием справились.

В: (слайд картины к сказкам) Ребята посмотрите , для нас открылась картинная галерея героев сказок Г.Тукая. Картины к каким сказкам вы видите, назовите их на татарском языке.

Ребята вы слышите какой то шорох? (внести собаку) . К нам пришел щенок наверно это Акбай.

дети рассказывают стихотворение (1 – 2 ребенка)

В: Ребята давайте мы сделаем Акбаю друзей, чтобы ему не было скучно из бумаги.

(клей, карандаш черный, доска, тарелочки, готовые формы квадрата)

Познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая.

Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Г. Тукая.

Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок.

Посредством произведений Г. Тукая способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия попавшим в беду.

Воспитывать умение удивляться красоте родной природы, уважение к татарскому народу, к его быту и традициям, чувство патриотизма, понимание прекрасного.

Развивать эстетическое восприятие и художественный вкус.

Звучит веселая музыка. Заходят дети и садятся.

Ведущий: Иснмесез, балалар! Здравствуйте, дети! Когда наступает весна солнышко улыбается, весело журчат бегут ручейки, птицы возвращаются с теплых краев, в апреле месяце каждый год мы вспоминаем великого татарского поэта Габдуллу Тукая. И сегодня мы собрались на праздник, посвященный дню рождению Габдулла Тукая. Музыка. По ходу рассказа воспитателя идёт показ слайдов.

Габдулла Тукай родился 26 апреля в маленьком ауле Кушлавыч в семье муллы Мухаметгарифа. Трудная судьба выпала на долю поэта. Ему было всего 5 месяцев, когда умер отец. Оставив малыша в родной деревне, мать вторично вышла замуж, но вскоре умирает и мать. Кто возьмет мальчика на воспитание? Как часто приходилось это слышать маленькому Апушу (так называли Габдуллу дома). Хрупкий, болезненный мальчик переходит из рук в руки. И унижение довелось ему встретить и нужду и доброту. Апушу было 6 лет, когда его привозит в дом Сагди абзый - крестьянин из деревни Кырлай, душевно добрый человек. До девяти лет Габдулла жил в этой деревне. С деревенскими мальчишками бегал на речку, на рыбалку. Всего 3 года прожил Габдулла в Кырлае, но годы, проведенные там, стали особенными. На всю жизнь он полюбил жителей Кырлая, его леса и поля. Здесь он научился грамоте, слушал сказки и предания.

Здесь родился, и здесь свет глазам моим дан,

Здесь впервые читать довелось мне Коран,

Здесь узнал, как учил и как жил Мухаммед,

Как страдал наш пророк, перетерпел сколько бед.

Жизнь Габдуллы Тукая оборвалась рано. Он умер, когда ему было двадцать семь лет. Апрель 1886 года и апрель 1913 года. Родился весной и весной ушел из жизни.

О нем написаны сотни стихотворений, поставлены спектакли, созданы поэмы, написаны повести и романы, сняты телевизионные и художественные фильмы. В центре Казани стоит памятник Г. Тукаю. Он находится в маленьком скверике по улице А. С. Пушкина. А сквер так и называется – Сквер Тукая. Есть памятник поэту и возле Татарского государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Здесь ежегодно в день рождения поэта проходит праздник Поэзии, самым талантливым представителям творческой интеллигенции республики присуждается Тукаевская премия в области искусства. В деревнях Кырлай и Кушлавыч открыты памятники. Эти памятники вернули бессмертный образ поэта в нашу современность, воплотив его в гранит и мрамор.

«Золотым, блестящем гребнем над зеркальною водой

- Мальчик из сказки какой? Опишите его.

(Маленький, смелый, красивый, непослушный, лживый, трусливый, вороватый, любимый и т. д.).

(Страшная, большая, честная, длинноволосая, зеленая, косматая, необычная, таинственная, волшебная, водоплавающая и т. д.).

Ребята, вы отлично справились с этим заданием. И вот вам ещё задание: надо угадать сказку, строки из которой я сейчас вам прочитаю.

Он похож на человека,

очень тонкий и нагой.

Узкий лоб украшен рогом

в палец наш величиной.

У него же в пол аршина

пальцы на руках кривых,

десять пальцев безобразных,

острых, длинных и прямых.

Кто это? (Шурале) - Кто обманул Шурале? (Джигит Былтыр). - Приведите пример из сказки, подтверждающий находчивость Джигита. (Джигит попросил Шурале помочь перенести бревно на телегу и защемил ему пальцы в щели).

Парень из сказки какой? Опишите его. (Высокий, красивый, смелый, находчивый, веселый, умный, трудолюбивый, приветливый, общительный, разумный, сильный, сообразительный, решительный, хозяйственный, молодой и т. д.).

- Шурале какой? (Страшный, волосатый, большой, высокий, рогатый, злой, земной, косматый, необычный, таинственный, гибкий, тонкий, длиннорукий, худой, смешной, доверчивый, наивный и т. д.).

–– Молодцы, вы назвали очень много слов. А какой из героев, вам нравится и почему? (Джигит, так как он смелый, сильный, находчивый, не испугался Шурале. Мальчик тоже понравился. Он после случая на озере, никогда не трогал чужие вещи).

– А кого вам жалко? (Шурале жалко, наверное, ему больно, другие Шурале не стали ему помогать, а только посмеялись. Водяную тоже жалко, она чуть без гребня не осталась).

(Дети читают стихи на русском и татарском языке).

5 детей у Тимербая (показывает 5 пальцев на руке)

Вместе весело играют (хлопает в ладоши)

В речке быстро искупались (движение руками, изображающее плавание)

Нашалились, наплескались, (движение руками, изображающее плескание в воде)

Хорошенько все отмылись

И красиво нарядились.

В лес под вечер побежали,

Сделали вот так!

(Ведущий показывает движения, дети повторяют).

Ведущий: Молодцы! Мы с вами на прошлых занятиях рисовали иллюстрации к произведениям Г. Тукая. И договорились, что выпустим свою книгу иллюстрированных стихотворений. И сегодня нам нужно сделать обложку для книги. На столе вы видите рисунки, ножницы. Наша задача – вырезать рисунки и наклеить на лист – обложку. Приступаем к работе. (Дети вырезают и приклеивают. Воспитатель оказывет, при необходимости, помощь).

Ведущий: Заканчиваем работу. Не забудьте привести в порядок ваше рабочее место. Если кто – то не успел, мы сможем доделать работу вечером.

- Итак, о чём и о ком мы с вами сегодня говорили? - Какое произведение Тукая понравилось больше всего?

Г. Тукай прожил очень короткую, но такую яркую, красивую жизнь! Он написал столько интересных произведений для детей и мы должны читать их, учить.

лемсез анны Яз озак кткн. Тукайны безг Яз блк иткн.

Тукай мирасы Ул мнге яшр. Миллтем яшр, Туган тел яшр!

Телне югалтсак, Сзебез тмс. лемсез Тукай ич гафу итмс!

Ведущий: Сау булыгыз! Рхмт сезг.

Целевые прогулки (старшая-подготовительная группа) Планирование образовательной работы Целевые прогулки № Тема занятий Программное содержание Методическая литература дата план Тема недели.

Рассказываем детям о Крымских первоцветах Старшая группа Весенние первоцветы. Рассказ детям Первоцветы — украшение весны. Если приглядеться к этим смелым цветам, не боящимся холодной погоды, то.

Выпускной праздник (старшая-подготовительная группа) Старшая группа заходит парами, расходится по середине зала на 2 колонны и становится у стены и окна лицом в зал. Хлопают выпускникам. Вед:.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по Литературе "Стихи и сказки Г. Тукая для детей"

Организация начала урока.

На уроке столы сдвинуты, учащиеся сидят по группам. Каждая рабочая группа готовила своё задание:

1 группа – стихи Тукая о природе.

2 группа – стихи Тукая о детях.

3 группа – сказки Тукая.

В группах назначены консультанты, которые подбирали литературу и направляли обсуждение вопросов.

Вводное слово учителя.

Татарская литература начиналась с поэзии. Стих первым возвысился над обиходной речью и стал восприниматься как нечто волшебное, обладающее особой силой воздействия. В булгарские времена даже богословские сочинения и медицинские трактаты писались в стихах.

Почти все татарские писатели начинали со стихов. Одни от стихов переходили к прозе, другие к драматургии, третьи – к публицистике. И лишь те, кому удалось сказать в поэзии своё слово, на всю жизнь сохраняли верность ей. Эти традиции дошли и до наших дней. Поэзия и сегодня составляет самую примечательную часть духовной культуры татарского народа.

Габдулла Тукай не просто сумел сказать своё слово в поэзии, он стал душой татарского народа, символом национальной культуры.

Постановка целей и задач урока.

- Прочитайте тему урока. Попробуйте сформулировать цель урока.

Урок пройдет в форме семинара.

- Знакомство с планом семинара:

Г. Тукай – гордость татарского народа

Обзор произведений Тукая для детей.

Анализ стихотворений о детях, о природе, о школе и знаниях.

Сказки Габдуллы Тукая.

Анализ иллюстраций к сказкам Тукая

Основные черты авторской индивидуальности Г.Тукая.

Актуализация знаний, умений и навыков.

Я вечно юным быть хочу, рождая радость всюду,

Пусть гаснет солнце в небесах, я новым солнцем буду!

- Как, вы думаете, сбылись ли мечты поэта?

- Подумайте, почему Тукая называют солнцем татарской поэзии?

- С каким русским поэтом часто сравнивают Тукая?

5. Усвоение новых знаний.

Но жизнь Тукая не была такой светлой, как его поэзия. Тукай – поэт необычайно трагической судьбы. Раннее сиротство, голодное детство, а в последние годы – кабала у ненасытных издателей – таков социальный фон, на котором прошла его жизнь.

- В конце вам нужно будет прорецензировать реферат.

Схема рецензирования реферата.

Глубина и полнота содержания, правильность изложения материала.

Логичность построения, доказательность суждений.

Умение использовать текст художественных произведений, правильно и уместно цитировать.

Использование наглядности ( портрета, ТСО, таблиц, схем, фотографий, иллюстраций).

Речевая культура ( правильность построения фраз, уместное использование лексики, выразительность речи).

Отметить речевые ошибки (ненужные повторы, длинноты, бедность речи, нечеткая дикция).

- Прежде чем приступить к анализу стихотворений Тукая для детей, я хотела бы поставить перед вами поисковую задачу. К концу урока вы должны выявить и записать в тетради основные особенности авторской индивидуальности Тукая.

Поэзия Тукая привлекает читателя прежде всего языком и стилем. До Тукая у татар не было поэта, стихи которого звучали бы так легко и непринужденно. Если бы Тукай не написал для детей ни единой строчки, все равно в его творчестве нашлось бы немало произведений, которые полюбили бы дети. Самое удивительное в судьбе поэта, что тревожное, горькое детство, в котором он был много раз отвергнут и унижен, не сделало его черствым, желчным и равнодушным человеком. Какой-то отпечаток, конечно, остался. Современники говорили, что у него был острый язык и колючий характер. Но поэзия Тукая для детей удивительно искренняя, восторженная, мудрость в ней сочетается с детской непосредственностью и простодушием. Тукай сумел сохранить в себе детство, умел смотреть на мир глазами ребенка, так же свежо и ярко.

Стихи о природе и животных.

Стихи о школе и знаниях.

Проверка сформированности учебных умений.

- Анализ стихотворений по группам.

Схема анализа языка стихотворения.

Как построено стихотворение? (сколько строф, виды строф).

Какие изобразительные средства использует поэт? (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения, гиперболы и др.). Объясните смысл этих метафор, сравнений.

Какие звуки часто повторяются в стихотворении? Для чего поэт использует аллитерацию или ассонанс?

Определите стихотворный размер. Какой характер придаёт этот размер стихотворению?

Там научится всему,

Знать, учёным быть ему.

Сколько в этой песне любви и стремления оградить ребенка от бед:

Буду небеса молить,

Чтоб тебе счастливым быть.

Эти строки звучат как заклинание. Главная идея выражена в последнем четверостишии:

Глаз моих счастливый свет,

Мне тебя милее нет.

Нет желаннее мечты –

Лишь бы стал счастливым ты!

Главное назначение колыбельной песни – усыпить, ребенка, поэтому ритм напоминает покачивание колыбели. Он спокойный, монотонный.

Размер – четырехстопный хорей. Рифма парная. Вид строфа – четверостишие.

Схема анализа иллюстрации.

Художник – иллюстратор. Что вы знаете о нём?

Техника выполнения (акварель, тушь, масло)

- Проверка умений поисковой деятельности.

Осталось рассмотреть последний вопрос семинара. К концу урока вы должны были выявить основные черты авторской индивидуальности Тукая. (консультанты называют черты, которые учащиеся записали в тетрадях).

Основные черты авторской индивидуальности Г.Тукая:

реалистичность, жизненность описаний;

простота языка и стиля;

близость к фольклору;

внимание к внутреннему миру ребенка;

поэтизация жизни природы;

изображение природы в движении;

сочетание реализма с романтизмом;

психологический параллелизм – связь природы с жизнью человека;

яркие эпитеты и сравнения;

поэтизация жизни народа.

Заключительное слово учителя.

- Мне не хотелось бы, чтобы у вас сложилось представление о поэзии Тукая, только как о светлой и радостной. Это было бы однобокое толкование его лирики. Жизнь Тукая была трагична. Какой бы светлой надеждой и уверенностью о ни обладал, в последние годы в его стихах звучат мотивы одиночества, тоски, иногда вырывается упрек судьбе, возникает острое ощущение близкой трагедии. Жизнь Тукая драматична, и она нашла отражение в его стихах.

6. Подведение итогов.

Учитель оценивает работу групп, анализирует достоинства и недостатки выступлений, благодарит учащихся, подготовивших интересный семинар.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Комплексное занятие по теме:

"Путешествие по сказкам

Габдуллы Тукая"

Воспитатель 1 кв. категории

МБДОУ «Высокогорский детский сад

с. Высокая Гора 2014г.

Закрепить знания о творчестве Г. Тукая.

Развивать логическое мышление.

Развитие воображения и способности определять эмоциональное состояние описываемого предмета, снятие напряжения.

Учить оъяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами, в подборе синонимов и антонимов.

Понимать эмоционально – образное содержание произведения.

Понимать значение пословицы.

Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.

Закрепление согласования существительных с прилагательными.

Развитие полноценной развернутой связной речи.

Воспитание любви к творчеству Г. Тукая, доброжелательного отношения друг к другу, эстетических чувств, нравственности.

Оборудование:

Предварительная работа:

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал под музыку одной из сказок Г.Тукая.

В: Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздороваемся.

Д: Здравствуйте, исәнмесез (на татарском языке)

В: Давайте ребята, мы с вами, встанем в круг и поиграем.

Бу нәрсә? ( мяч – туп)
- Это волшебный мяч, передаем его по очереди всем детям и говорим добрые и ласковые слова. Но есть одно условие слова говорим на татарском языке. ( матур - красивый; акыллы – умный; күңелле – веселый; батыр – смелый; әйбәт – добрый; хәерле юл – доброго пути; рәхмәт – спасибо; зинһар өчек – пожалуйста; яратам – люблю; исәнбул – будь здоров).

Молодцы! Как много татарских слов вы знаете, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, по сказкам великого татарского писателя Г.Тукая. (слайд Тукай)

В: Дети, вы любите сказки Г.Тукая? Чем они вам нравятся?

Д: Они интересные.

В: Чему они учат?

Д: Учат быть сильными, смелыми, добрыми, любить свой народ и природу.

В: (слайд сказка, музыка)

Закройте глаза покружитесь 1, 2, 3 теперь мы в сказке.

В: Ребята, посмотрите волшебный конверт, это герои сказок оставили вам задания, которые надо выполнить.

Задание: 1 (сели на стулья около стены)

В: Надо угадать отрывки из сказок Г. Тукая.

Балалар урындыклар га утырыгыз һәм тыңлагыз. ( Ребята садитесь на стульчики и слушайте).

«За деревьями густыми, что росли на берегу,

«Подойди дружок мой ближе,

Отрешись от всех забот,

Поиграй со мной в щекотку,

В: Рөсемдә кемнәр тошкән? (Кто изображен на картине?)

Д: Батыр һәм Шүрале.

«Чему на свете быть, того не миновать!

В: Как можно сказать по-татарски?

«-Глупый пёсик! Нужно к делу приучаться с малых лет,

Ремеслом не овладеешь, когда будешь стар и сед!

В: Рәсемдә кемнәр бар? (Кто есть на картине?)

Д: Рәсемдә ике малай һәм бер эт. (На рисунке два мальчика и собака)

«Причесалось чудо - юдо и в мгновение одно

В: Бу кем? (Это кто?)

Д: Бу Су анасы .

«Горемыка воем воет, рвется крутит головой.

«Жил был Мужик с Женой в былые времена.

Бедна их жизнь была, убога и скудна.

К тому ж Баран с Козой кормились у людей.

«- Ах, зачем меня ты мучишь? Я совсем ещё щенок,

В: Молодцы ребята, вы все правильно угадали.

В: Почему? Кто соврал? Как он соврал? Кому соврал? Зачем он это сделал? Как вы думаете, хорошо он поступил или нет? Обманывать нельзя.

Задание: 3

В: Кто в сказках злой?

Д: В сказке злой Шурале.

В: Изобразите злого Шурале. Подберите к слову злой синонимы т.е. похожие слова (сердитый, грозный, хмурый, злобный, жестокий…)

В: Кто спокойно сидит на берегу и расчесывает свои волосы?

В: Покажите ее спокойное лицо до кражи гребня.

В: Подберите к слову спокойное антоним т.е. наоборот (встревоженное, сердитая, испуганная…)

В: Покажите её лицо после того как мальчик украл гребень. Почему она стала такая?

Д: Злая, страшная.

В: Назовите грустных героев.

Д: Коза и Баран.

В: Изобразите их. Подберите к слову грустный синонимы (печальный тихий, унылый, тоскливый,)

В: Кто очень сильно испугался?

Д: Мальчик очень сильно испугался

В: Почему он испугался? Покажите мимикой выражение его лица.

В: Кто уверенный в себе и сильный?

Д: Годназад.

В: Изобразите его.

В: Молодцы, вы успешно справились с заданием.

Физкультминута. (в центре зала под музыку)

Ветер подул давайте отдохн ём на полянке.

Җил тына-тына, тына,

Агачлар үсә, үсә.

Задание: 4 (сели на стульчики)

Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите живой предмет, топнете ногой на неживой.

Слова: сарык – баран; Шүрәле - Шурале; алтын тарак - золотой гребень; кәҗә – коза; ат – лошадь; йорт - дом; су - вода; улым - сыночек, Былтыр – Годназад; урман – лес; елга – река; бабай – дедушка; кием – одежда; әни – мама, тюбәтәй – тюбитейка; малай – мальчик; капчык – мешок; чәчәк – цветок; агач – дерево; балта - топор .

В: Молодцы! И с этим заданием справились.

В: (слайд картины к сказкам) Ребята посмотрите , для нас открылась картинная галерея героев сказок Г.Тукая. Картины к каким сказкам вы видите, назовите их на татарском языке.

Ребята вы слышите какой то шорох? (внести собаку) . К нам пришел щенок наверно это Акбай.

дети рассказывают стихотворение (1 – 2 ребенка)

В: Ребята давайте мы сделаем Акбаю друзей, чтобы ему не было скучно из бумаги.

(клей, карандаш черный, доска, тарелочки, готовые формы квадрата)

Читайте также: