Конспект урока определение долевой и поперечной нити

Обновлено: 07.07.2024

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА г. НЫТВА

Конспект урока по технологии

Определение лицевой стороны ткани "

для обучающихся 5 го класса (VIII вид)

Вотинова Галина Леонидовна

Тема урока: "Получение ткани. Определение лицевой стороны ткани"

Тип урока: развивающий, комбинированный, сдвоенный.

Цели:

Научить определять лицевую и изнаночную стороны тканей;

Научить определять нити основы и утка, изучить свойства нитей;

Задачи:

Образовательная - сформировать понятия о процессе получения тканей;

Расширить представление о свойствах льняных и хлопчатобумажных тканей;

Коррекционно - развивающая - развивать мыслительные способности, умение анализировать, сопоставлять;

Воспитательная - воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Методы обучения: беседа, наглядно - иллюстративный, игровой, практическая работа.

Оборудование и материалы: учебник, тетрадь, коллекция тканей, старинные орудия для производства тканей (веретено, прялка), кукольный театр, образцы тканей, лупы, ножницы, клей ПВА.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос по ранее изученному материалу, с элементами диалогового общения.

1) Что изучает наука "материаловедение"?

Что называется волокном?

Что называют "текстильным волокном"?

На какие да класса делятся волокна по своему происхождению?

Какие виды натуральных волокон вы знаете?

Назовите представителей растительных волокон?

III. Проверка домашнего задания. При подготовке домашнего задания проводилась исследовательская работа, связанная с изучение свойств льна и хлопка, учащиеся рассказывают, что нового они узнали о свойствах тканей.

1. Изучение нового материала (беседа)

Тканью человек пользуется с древних времён. Заглянув в историю можно проследить путь ткани.

Вопрос:

- Скажите, какой была первая одежда человека?

Предполагаемый ответ:

- Первая одежда человека была сделана из шкур животных, листьев и стеблей травы сплетённых между собой.

Но эта одежда была недолговечной и неудобной.

Желание сделать свой костюм красивым, удобным и практичным, развитие человеческих способностей побудили людей думать. И наконец люди научились делать ткань. Основой для производства тканей стали волокна.

Слово "Волокно" крепится на доску.

Вопрос:

- Что такое "волокно"?

Ответ:

Вопрос:

- А как из отдельных волокон сделать ткань?

Ответ:

-Соединить отдельные волокна в нить, а затем изготовить ткань.

Волокна, соединённые нить называются пряжа.

Слово "пряжа" крепится на доску.

Пряжа - тонкая, длинная нить изготовленная из отдельных волокон, путем их скручивания. (записать определение в тетрадь)

Процесс получения пряжи из нитей называется прядением.

Слово "прядение" прикрепить на доску.

В результате прядения получали нить.

Слово "нить" крепится на доску.

Исторические сведения:

На протяжении многих столетий единственным приспособлением для получения пряжи были гребень и веретено. Гребень вставляли в отверстие скамьи, привязывали к нему "кудель", расчесанные волокна, одной рукой скручивали волокна в нить, а другой эту нить наматывали на веретено.

- впервые девочка встречалась с веретеном при рождении, ей перерезали пуповину на веретене, чтобы магически привязать к рукоделию;

- первую спряденную девочкой нитку мать хранила до свадьбы девушки, а потом обвязывала её этой ниткой, так как она считалась мощным оберегом;

- первым подарком жениха невесте была красиво украшенная резьбой или росписью прялка. Сделать её жених должен был сделать сам.

Итак, внимание на доску: мы имеем "пряжу", "волокно", "нить".

Вопрос:

- Что можно из всего этого получить?

Ответ:

Слово "ткань" крепится на доску.

Ткань - это материал, который изготавливают на ткацком станке, путём переплетения нитей. Процесс получения ткани называется "ткачеством".

Слово "ткачество" крепится на доску.

Работа у доски:

Задание: Расставьте слова так, чтобы они показывали путь (последовательность) получения ткани, и соедините их стрелочками.

Схема получения ткани записывается в тетрадь.

В образовании ткани участвуют две нити. Натянутые на станке нити, идущие вдоль всего полотна и называются основными. Они длинные и прочные, потому, что пропитаны специальным составом. Нити основы переплетаются с помощью челнока нитями, идущими поперёк полотна. Эти нити называются уточными. Эти нити короткие, менее прочные. Неосыпающиеся края ткани называются - кромкой.

Определение нитей основы.

Нити основы определяются по следующим признакам:

2) по степени растяжения;

Признаки определения нитей основы записываются в тетрадь.

Нити ткани переплетаются в определённом порядке. Самый распространённый вид переплетения - полотняное.

С помощью лупы рассматриваются образцы ткани, имеющие полотняное переплетение.

В полотняном переплетении нити чередуются через одну. Это переплетение применяется для выработки хлопчатобумажных тканей (ситец, бязь, миткаль, батист и др.)

IV. Организационный момент: психологический настрой учащихся на работу.

V. Закрепление изученного материала.

Практическая работа "Определение в ткани нитей основы и утка"

Приложение 1.VI. Изучение нового материала. (продолжение, беседа)

Все ткани имеют лицевую и изнаночную стороны, ровные, нестянутые кромки, одинаковую ширину по всей длине ткани, яркий рисунок на лицевой стороне. На ткани не должно быть пятен и других недостатков. Если на ткани имеются дефекты, то перед началом работы их необходимо выделить мелом.

Признаки определения лицевой стороны ткани.

яркий, чёткий рисунок;

у ворсовой ткани присутствует ровный ворс.

VII. Закрепление изученного материала.

Практическая работа "Определение лицевой и изнаночной сторон ткани"

Приложение 2.VIII. Актуализация знаний. (беседа по вопросам)

Как называется процесс, в результате которого из волокнистой массы получается пряжа?

Какую нить называют основной?

Какую нить называют уточной?

Назовите свойства основной и уточной нитей.

По схеме в учебнике расскажите об этапах производства ткани.

Что такое кромка?

Как определяется лицевая и изнаночная стороны ткани?

IХ. Домашнее задание: составить кроссворд с ключевым словом "прядение".

Оборудование и материалы:

Образцы тканей с кромкой и без кромки, ножницы, лупа, клей, пинцет или толстая игла.

Порядок выполнения работы:

Возьмите образец ткани с кромкой и определите в нём направление нитей основы и утка.

Растягивая образец ткани в долевом и поперечном направлении, поочерёдно определите, в каком направлении ткань растягивается больше.

Резко растягивая образец ткани (с хлопком) по направлению нитей основы и утка, определите, в каком направлении звук будет звонким, а в каком – глухим.

Выньте из ткани по одной долевой и поперечной нити, рассмотрите их в лупу, сравните нити по толщине и гладкости.

Возьмите образец ткани без кромки и по изученным признакам самостоятельно определите в нём направление нитей основы и утка.

Приклейте изученный образец ткани в тетради, расположив его в соответствии со стрелкой, указывающей направление нитей основы.

в ткани Признаки ткани

по основе Признаки ткани

1. по кромке (вдоль или

поперёк кромки) Нити основы проходят

кромки ткани Нити утка проходят

2. по степени растяжения

ткани (больше или меньше) Растяжимость ткани по

……………………….. Растяжимость ткани по уточной

3. по звуку (звонкий или

глухой) При резком

При резком растягивании звук

4. по виду нитей (толстые,

тонкие, гладкие, пушис-

Оборудование и материалы:

ножницы, клей, лупа, образцы тканей.

Порядок выполнения работы:

Оформите в тетради таблицу.

Подберите и наклейте образцы тканей.

Признаки лицевой и изнаночной поверхностей

Лицевая сторона Изнаночная сторона

Ткань с печатным

рисунком Чёткий и яркий рисунок Нечёткий и бледный рисунок

Гладкокрашенная ткань Гладкая поверхность Поверхность с узелками и ворсинками

Ворсовая ткань Поверхность с длинным

ворсом Поверхность гладкая или с коротким ворсом

Ткань с гладкой поверхностью Поверхность с блеском Матовая поверхность

Пестротканая ткань Чёткий и яркий рисунок, гладкая поверхность Чёткий и яркий рисунок, поверхность с узелками и ворсинками

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.

Итак, определение долевой и поперечной нитей в ткани имеет первостепенное значение для качественного пошива изделия. Натуральные ткани по долевой нити имеют тенденцию к сильной усадке в процессе стирки и попадания во влажную среду, например, в дождь. Декатировка ткани перед раскроем лишь уменьшает эти свойства, но не устраняет полностью. По косой нити – под углом 45º — ткани наиболее растяжимы, лучше драпируются, что используется в пошиве для красивой, мягкой сборки, обтекаемости изделия. Выкраивание деталей без учета долевой и поперечной нитей приводит к деформации изделия. Бывают исключения: изделия шьют исключительно по поперечной нити, если ткань купонная, то есть имеет поперечный рисунок. Чаще всего, это ткани синтетические безусадочные. Если же купонная ткань хлопчатобумажная, то изделие нельзя шить плотно облегающим фигуру.

Определить долевую и поперечную нити можно разными способами. И мы в статье рассмотрим все эти виды по мере усложнения.

    Когда мы покупаем ткань, то нам ее отматывают из рулона, то есть вдоль полотна, как оно расположено на ткацком станке.

Смотрим на рисунок и видим, что долевая нить при отрезе полотна остается свободной, то есть махрится, в отличии от уточной, которая заплетает края полотна. Другими словами, продавец отрезает нам ткань по поперечной нити.

opredelenie-dolevoj-po-risunku

  1. Если отрез, например, короче, чем его ширина и у вас появились сомнения, где длина (долевая нить), а где ширина (поперечная нить), то тут на помощь приходит кромка . Кромки бывают разные: с проколами от игл при натяжении на барабаны и без проколов, гладкие и с м ахрушками по краям. Но в отличие от осыпающихся нитей при отрезе ткани, махрушки на кромке не осыпаются. В уроке по ткачеству в видео и на рисунке мы видим процесс образования кромки.
  2. Но бывает так, что кромка стянута и ее перед раскроем необходимо обрезать. Конечно, прежде чем обрезать кромку, логично отметить стрелочкой направление долевой. Но если по каким-то причинам этого не сделали, то все края теперь осыпаются и определить визуально, где поперечный, а где долевой срез не представляется возможным. Это относится и к межлекальному выпаду. Прежде чем применять более кардинальные меры, на помощь может прийти подсказка по рисунку. Рисунок может быть либо печатный, либо ткацкий. Это полоса, как долевая, так и поперечная, это нарисованные человечки, машинки, цветочки, расположенные по долевой нити. Это правило действует не всегда, рисунок может быть расположен во все стороны, но если этот вариант присутствует в вашей ткани, его нужно использовать. Я отмечу также, что могут быть ткани с печатным рисунком неопределенной формы, но при этом проходит ткацкий узор вдоль или поперек полотна, который так же даст подсказку. Профессия мастера-портного предполагает большую внимательность к деталям.

Здесь же необходимо отметить, что есть вышеупомянутые купонные ткани, на которых рисунок выполнен поперек. Как их отличить? Рисунок в этих тканях особый: он крупный к краю и более мелкий или исчезающий к середине полотна. Увидев такую ткань (например, тюль), вы не ошибетесь в определении долевой нити визуально, без применения какого-либо другого способа.

Подведём резюме к этому пункту: нужно в целом отрезе обратить внимание на направление рисунка и тогда на любом маленьком кусочке вы сразу по рисунку сможете определить направление долевой.

  1. Если же по каким-то причинам вы не можете определить перечисленными выше способами направление долевой нити, или хотите убедиться в точности, а есть люди, которые любят усложнять задачи или для них сложное считается легким, то существуют еще два способа, которые взаимосвязаны.

Один их них — по растяжению : по долевой нити ткань не тянется, по поперечной – тянется.

  1. Исходя из вышесказанного, второй признак из этой серии – определение по звуку.

По долевой нити звук будет резкий, яркий, так как нить натянута, как струна, по уточной нити звук будет глухой. Причина та же самая, зависит от крутки нитей и их натяжения, то есть эти признаки взаимосвязаны.

Надо отметить, что есть ткани, которые слабо поддаются этой технологии определения долевой нити, так как имеют сильную особую крутку обеих нитей, изготовлены из высококачественного х/б волокна, например, батист, или из жесткого волокна, например, льняного, имеют специальную отделку. Грубые джинсовые ткани, брезентовые, льняные, некоторые синтетические, а также упомянутые х/б ткани типа батиста плохо не только тянутся в разных направлениях, но и издают резкий звук, как по долевой, так и по поперечной нити. Это сложные ткани для определения долевой нити, поэтому здесь нужно применять все имеющиеся способы: кромку, положение в рулоне, рисунок, переплетение нитей.

Ткани с рисунком в клетку тоже можно отнести к сложным. Но в клетке всегда есть выраженная полоска, идущая вдоль полотна.

  1. Мы в предыдущем пункте упомянули способ определения долевой нити по переплетению , если это переплетение имеет рубчик: саржевое, сатиновое или атласное. В саржевом переплетении рубчик идет по долевой нити на лицевой стороне в направлении снизу слева вверх направо. В другом направлении с лицевой стороны будет поперечная нить. В атласном переплетении на лицевой поверхности, если провести рукой по ткани, скольжение будет по долевой нити. В сатиновом переплетении – наоборот.
  2. В ворсовых тканях направление долевой нити определяется по ворсу , не важно, вверх он направлен или вниз.
  3. Можно так же определить направление долевой нити по исследованию ткани. Если рассмотреть ткань под лупой, то можно увидеть, что долевая нить более плотная , сильно крученная, тонкая, гладкая, а поперечная – рыхлая , извитая.


Мы рассмотрели восемь способов определения долевой нити. Но я хочу остановиться на современных материалах, в которых тоже есть долевое направление и его нужно также соблюдать при раскрое.

Современные ткани с эластаном и трикотаж.

Ткани с эластаном тянутся, не смотря на то, что у них есть долевая нить и поперечная. В спандексе, например, тянется сильно только уточная нить, а есть костюмные ткани, которые тянутся в разных направлениях и это не трикотаж. Тут, конечно, применяется весь аресенал средств, и прежде всего – переплетение. Чаще всего в костюмных тканях применяется в переплетении рубчик, по которому и можно определять долевую нить.

Если мы говорим о трикотаже, то этот материал (помним, что это – не ткань, хотя по привычке мы его так называем) может быть плотным и тянуться больше поперек, а может быть биэластичным, который тянется равно в разных направлениях. В трикотаже также применимы все способы, но вместо переплетения мы смотрим на петли вязания полотна – они всегда идут вдоль.

Искусственная кожа.

Этот материал тоже имеет долевое направление. Чаще всего, искусственная кожа вырабатывается на трикотажной основе, и тогда долевое направление в материале определяем по дорожкам петель. Иногда бывает, что с изнаночной стороны бывает начес и тогда определение долевого направления усложняется. Здесь главный способ остается на растяжение и по кромке.

Если кожа изготовлена на ткани, обычно полотняного переплетения, как например, дермантин, то его можно использовать в разных направлениях из-за его высокой жесткости.

Таким образом, во всех сложных для определения долевого направления тканях нужно применять все вышеуказанные способы, пока не достигнете цели.

Нетканные материалы.

Несмотря на то, что в этих материалах вообще нет нитей, долевое направление в них все равно присутствует и его надо соблюдать при раскрое. В долевом направлении материал менее растяжим и более прочен.

На этом, всё. Сегодня мы рассмотрели все способы определения основной и уточной нитей в тканях и долевое направление в различных современных материалах.

Формирование умения работать в коллективе, рационально распределять функции между его членами с учетом творческих и других способностей каждого учащегося, справедливо оценивать его результат при выполнение задания

Содержимое разработки

Ознакомить учащихся с классификацией ткацких переплетений

Изучить понятия “Раппорт”, “Раппорт по основе” “раппорт по утку”, “дефекты тканей”.

Научить определять вид переплетения по лицевой и изнаночной стороне ткани и выполнять их.

Дать краткие сведения о видах дефектов тканей.

Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.

Развитие сенсорных и моторных навыков

Способствовать развитию речи учащихся, формированию и развитию самостоятельности.

Формирование умения работать в коллективе, рационально распределять функции между его членами с учетом творческих и других способностей каждого учащегося, справедливо оценивать его результат при выполнение задания.

Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база:

кабинет (мастерская) трудового обучения;

инструменты, материалы, приспособления: ручка, карандаш, иглы, шерстяные нитки 2 цвета, ножницы, линейки, клей ПВА, шаблоны, цветной картон 10Х10.

2. Дидактическое обеспечение:

Презентация “Ткацкие переплетения и дефекты тканей” выполненная в Microsoft PowerPoint

учебник (учебное пособие);

таблицы ткацких переплетений

образцы и наглядные пособия натуральных волокон животного происхождения;

коллекции тканей из натуральных волокон;

коллекции тканей различных видов переплетений;

коллекции тканей с различными видами ткацких дефектов;

карточки-задания с образцами ткацких переплетений для выполнения лабораторной работы;

инструкционно – технологические карты по выполнению ткацких переплетений;

образцы видов переплетений

образцы поузловой обработки переплетений

материалы для контроля знаний учащихся

карточки-задания для проведения лабораторной работы “Определение достоинств и недостатков переплетений”

Методы обучения:

словесные: вопросы, объяснение, беседа

наглядные: слайды, таблицы, коллекции образцы тканей и переплетений, ИК.

практические: лабораторная работа по определению достоинств и недостатков простых переплетений, самостоятельные работы учащихся по выполнению макетов саржевого, сатинового, атласного переплетений.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: бригадно-звеньевой.

Тип урока: комбинированный.

1. Организационный момент:

Приветствие, настрой учащихся на работу. Карточки настроений.

Проверка явки учащихся; заполнение учителем классного журнала;

“ Виды ткацких переплетений: саржевые, сатиновые и атласные. Ткацкие дефекты”. Презентация. Слайд 2.

Как вы думаете. Зачем ребята нам нужно это знать? (Ответы написать на листах и прикрепить на доску, от каждой группы по одному ответу.)

Давайте поиграем и вспомним, что мы уже знаем из курса 5 класса и предыдущего урока о происхождении натуральных волокон, ткачестве, основе и утке, о долевой нити и правилах ее нахождения.

3. Актуализация знаний:

Дидактическая игра “ Ромашка” к доске попрошу выйти по одной девочке из каждой группы

И взять с ромашки по 2 лепестка вслух назвать номера вопросов и подготовить ответы в группах.

Вопросы к классу:

Какие волокна называются натуральными?

Перечислить животных, из шерсти которых получают волокно

Какова последовательность первичной обработки шерсти?

Что называют натуральным шелком?

Перечислить стадии тутового шелкопряда.

Страна происхождения шелка? Какова цель первичной обработки шелка?

Как определить в ткани долевую и уточную нить.

Что такое основ, а что уток.

По образцу определить долевую нить в ткани.

4. Изложение учителем нового материала (Слайд 3–11).

В настоящее время на прилавках магазинов появилось множество новых и красивых тканей. Какую же ткань лучше выбрать, чтобы изделие получилось не только отличного качества, но и красивым?

Давайте познакомимся с многообразием ткацких переплетений, и видами простых переплетений их признаками (Слайд 3–5).

Запись в тетрадь: Виды простых переплетений.

Запишите в тетрадь следующие термины.

Раппорт – это повторяющаяся часть рисунка на ткани, вышивке, обоях.

Раппорт определяют числом входящих в него нитей.

Различают раппорт по основе – Ro и раппорт по утку – Ry

Сдвигом называют – число, показывающее, на сколько нитей удалено перекрытие последующей нити от предыдущей.

Саржевое

переплетение характеризуется наличием на ткани диагоналевых полос, идущих снизу вверх слева направо. Ткань саржевого переплетения более плотная и растяжимая. Применяют такое переплетение при выработке платьевых, костюмных и подкладочных тканей.

Атласное

(сатиновое) переплетение придает тканям гладкую блестящую поверхность, стойкую к истиранию. Лицевой застил может быть образован нитями основы (атласное) или утка (сатиновое переплетение).

Полотняное переплетение

нить основы и утка переплетаются через одну.
одинаковый рисунок с лица и изнанки
большая прочность и износостойкость

Саржевое переплетение

Нить утка перекрывает две нити основы через одну нить.
Рисунок в виде рубчика идущего в косом направлении.
Растяжимость
Осыпаемость

Закрепление изученного материала.

Лабораторная работа (7 мин).

А теперь я предлагаю вам выполнить лабораторную работу: “Определение достоинств и недостатков тканей, выработанных саржевым, сатиновым и атласными переплетениями”. В помощь для выполнения работы на рабочих столах есть таблица “Свойства тканей” (Слайд 13).

Работа с образцами тканей разных переплетений и ИК.

(Групповая работа.)

По окончанию работы учащиеся делают вывод от группы.

Молодцы! И так мы поняли, что от характера лицевой поверхности, будет зависеть, какими приемами мы будем пользоваться при изготовлении изделия, от этого будет зависеть его качество.

Контрольные вопросы:

С какими ткацкими переплетениями вы познакомились на уроке?

Что такое раппорт? (Слайд 13.)

5. Практическая работа:

Выполнение ткацких переплетений.

Вводный инструктаж учителя: проверка готовности к началу работы учащихся.

Работа в группах.

Сегодня ребята предлагаю вам изготовить образцы ткацких переплетений.

Для каждой группы переплетения будут разные. Эта группа саржевое, эта сатиновое, соответственно эта атласное.

В ваших коробках лежат шерстяные нитки, иглы, ножницы и мини ткацкий станок ТРАФАРЕТ. Возьмите это и положите перед собой.

6. Пробное выполнение приемов практической работы

Посмотрите на меня внимательно. В правую руку возьмите одну нитку. В левой руке у вас трафарет. И начиная из левого нижнего угла со второй надсечки натягиваем нити основы вверх обогнув надсечку вниз, внизу обогнули надсечку вверх и продолжаем это делать до последней надсечки. Посмотрите, как это должно выглядеть (учитель показывает приемы выполнения на образце, демонстрируя лицевую и изнаночную стороны переплетения, обращая внимание на лежащие перед детьми инструкционные карты) на доске (Слайд 14). Конец нитки оставляем вверху и завязываем бантом на изнаночной стороне, оба конца. Это будет выглядеть следующим образом (учитель демонстрирует). Затем, вдеваем вторую нить в иглу. Игла у нас служит утком подающим нить. И начинаем согласно инструкционной карте лежащей у вас на столе продевать уточную нить слева на право.

Саржевое – число перекрытий основы 3 на 1(нить утка перекрывает две нити основы через одну нить. На лицевой стороне мы четко видим диагоналевый рубчик, идущий снизу вверх слева на право.

Сатиновое – число перекрытий основы 4 на 1(Одна нить утка перекрывает 4 нити основы)

Атласное – число перекрытий основы 6 на 1(Одна нить основы перекрывает 6 нитей утка)

Чем больше число перекрытий, тем блестящей или матовей будут ткани.

7. Самостоятельная работа учащихся по ИК (Слайд 14.)

Приступаем к работе.

Текущий инструктаж учитель проводит по ходу выполнения учащимися ткацких переплетений. Консультирует, дает рекомендации, оказывает помощь.

Целевые обходы

Контроль соблюдения правил техники безопасности, проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации, контроль за рациональным использование учебного времени учащимися.

Оценки за выполненную работу заносятся в карту группы – оценки детей.

Действия учителя.

Что у нас получилось?– ткацкие переплетения.

Учитель собирает карты группы, подводит итог практической работы по результатам, и получившимся ткацким переплетениям.

Проверка карточек группы (выставления оценок).

По окончанию работы:

разбор типичных ошибок учащихся;

вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

Вывод учителя.

Не у всех вас получились образцы переплетений правильно. Как можно назвать, одним словом эти ошибки?

Ответ детей и вывод (дефекты, дырки, пропуски)

9. Изложение учителем нового материала.

Вы правы мы получили ткацкие дефекты (Слайд 15).

Прежде чем раскроить ткань ее просматривают по всей длине и ширине, нет ли на ней ткацких дефектов, т. Е. недостатков, повреждений. Эти дефекты могут возникнуть при обрыве нитей или разладке механизмов ткацкого станка. Ткацкие дефекты портят внешний вид изделия и поэтому при раскрое необходимо их выявить, учесть и обойти.

Обнаруженные дефекты необходимо обвести мелом или ниткой,

Работа с учебником и слайдом стр. 12 (Дефекты печати)

Дети записывают в рабочую тетрадь основных понятий:

Дефекты – это недостатки и повреждения ткани.

Виды дефектов (слайд 16, 17.)

Ткацкие дефекты:

нарушение целостности ткани

Дефекты печати:

непропечатанные места (участки с отсутствием рисунка или нечетким изображением);

перекос рисунка (особенно видно на тканях в полоску и клетку не параллельность кромке);

засечка (полоса ткани без рисунка).

Целью нашего урока было узнать подробнее:

Зачем нам нужно знать волокнистый состав тканей, различать ткацкие переплетения, находить дефекты тканей?

Ответ детей: устно.

Сегодня на уроке мы доказали, что изучение волокнистого состава ткани, ткацких переплетений и дефектов ткацкого производства нам поможет при выборе тканей для пошива изделия хорошего качества.

10. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания:

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады


Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Материаловедение. Производство текстильных материалов. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани, определение направления долевой нити в ткани.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Образовательные : сформировать понятия : волокна растительного происхождения, прядильное, ткацкое, отделочное производство,

Научить: определять направление долевой, уточной нити, лицевую и изнаночную стороны ткани, выполнять сравнительный анализ прочности окраски ткани

Основные понятия и термины

Волокна растительного происхождения(хлопок, лён), пряжа, прядение, долевая нить(основа), поперечная нить(уток),кромка, ткацкий рисунок, раппорт, ткач, прядильщик, переплетения, полотняное ,сатиновое, саржевое, атласное, отбеливание, крашение, печатание

Ткань, портновский мел, ножницы, клей, рабочие тетради, лупа

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать- волокна растительного происхождения

прядильное, ткацкое, отделочное производство

уметь- определять напрвление долевой и уточной нити

- определять лицевую и знаночную стороны ткани

- выполнять сравнительный анализ прочности окраски ткани

Личностные: будут сформированы :интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике ,получат возможность для формирования способности к самостоятельным действиям, проявлению технико-технологического и экономического мышления.

познавательные - научатся осуществлять анализ , выбирать способы решения задачи, сопоставлять, искать информацию, строить логическую цепь рассуждений, строить общение в устной форме

коммуникативные - научаться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения, обмениваться мнениями по изученному материалу

регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать с технологическими картами, ориентироваться на страницах учебника; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками

Организационная структура урока

Дидактическая структура урока

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

1. Организацион-ный момент

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих.

Организовывает актуализацию требовании к обучающимся со стороны учебной деятельности

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку, организовывают своё рабочее место

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение обучающихся в деловой ритм

Самоорганизация, способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке, саморегуляция, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Постановка учебной задачи

Мотивация учебной деятельности

Эмоционально -психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению материала.

Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например, так: "Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями - а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос. (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное. (называется тема повторения)".

Отвечают на вопрос, формулируют цель и задачи урока

Готовность обучающихся к учебно-познавательной деятельности

Принимают и сохраняют учебную задачу

3. Актуализация знаний

Можно начать урок с интеллектуальной разминки - два-три не слишком сложных вопроса на размышление.

Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

- Как вы думаете, нужно ли знать каждой девочке, какие бывают ткани, из каких волокон их производят, как правильно ухаживать за одеждой из разных тканей?

- На доске термины к сегодняшнему уроку, посмотрите на них вдумчиво и скажите, какой, по вашему мнению, является главным?

На доске термины по материаловедению.

Усвоение новых знаний и способов действий на уровне восприятия

-осуществлять расширенный поиск информации;

-определять значение и смысл термина;

-переводить информацию в разные формы предъявления;

-создавать творческий продукт.

4. Освоение новых знаний

Рассказ о классификации текстильных волокон, характеристике волокон растительного происхождения Работа с учебником . ( стр 82)Просмотр информации на электронных носителях

Пр.работа№1 :Определение в ткани направления нитей основы и утка Пр.работа№2

Выньте из ткани по две нити разного направления вдоль- основа, поперёк-уток (учитель помогает заполнить колонку)

Возьмите лупу и сравните Что вы заметили?

Запишите в тетрадь. Рассмотрите и ответьте на вопросы, Какая из них тонкая, а какая толстая? Какая пушистая, а какая гладкая? Какая ровная, а какая извитая? Какая тянется, какая нет? Ответы запишите в таблицу. Сравните стороны у образцов ткани , определите разницу. (лицо,изнанка)

Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на электронных ресурсах. Рассматривают

образцы нитей, ткани. Делятся впечатлениями

« Определение лицевой и изнаночной сторон ткани)

, приклеивают образцы в тетрадь.

Усвоение новых знаний на уровне восприятия, осмысления, запоминания знаний

Читайте также: